Научная статья на тему 'Комплекс пещерных храмов «Кешикчидаг»'

Комплекс пещерных храмов «Кешикчидаг» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭТАП / ХРИСТИАНСТВО / ПАМЯТНИК / ЗАПОВЕДНИК / ФРЕСКИ / ТУРИЗМ / РЕСТАВРАЦИЯ / HISTORICAL STAGE / CHRISTIANITY / MONUMENT / RESERVE / FRESCOES / TOURISM / RESTORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаджиев Имаш

В статье исследуются этапы историко-культурного развития национального заповедника «Кешикчидаг», расположенного на грузинско-азербайджанской границе в Акстафинском районе. Особое внимание автором уделяется изучению истории фресковой живописи пещерно-монастырского комплекса. По историческим материалам, а также результатам исследований, проведённых непосредственно в пещерных храмах, создание подобных комплексов можно отнести к до раннесредневековому периоду. В дальнейшем, после распространения ислама, пещерные храмы служили местным албанцам священной обителью для распространения и сохранения христианства. После ликвидации Албанского католикоса в Азербайджане со стороны России (1836) Грузия проявила интерес к данному объекту, с того времени грузины начали организационные работы по оформлению и пропаганде в нем христианства. На основе проведенных исследований создание фресок в пещерных храмах можно отнести к первой половине XIX в., они богаты и изображены по сюжетам Библии. В Азербайджане установлены толерантные отношения ко всем существующим религиям. В настоящее время храм стал святилищем как для грузинских христиан, так и для христиан различных государств. Храм, как историко-культурный памятник, является объектом туризма. В заключение даются рекомендации в связи с дальнейшими исследованиями данного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAVE TEMPLE COMPLEX OF KESHIKCHIDAGH

The paper presented deals with the historical and cultural development of "Keshikchidagh" national reserve situated in the Aghstafa region, on the border of Azerbaijan and Georgia. The author pays special attention to the study of a history of fresco painting executed in the cave temple complex. Taking into consideration both historical materials and results of research conducted in the cave temples, it seems reasonable to assume that such complexes date back to the pre-early medieval period. After the advancement of Islam local Albanians used the cave temples as a holy place for the dissemination and preservation of Christianity. After the Albanian catholicos was abolished by the Russian authorities in Azerbaijan in 1836, Georgia expressed an interest in the object in question. Since then the Georgians began propagating the Christian religion there. The research shows that rich frescoes from the Bible painted in the cave temples can date from the first half of the 19th century. In Azerbaijan you observe tolerance towards all the existing religions. Today the temple has become a shrine for Christians from Georgia as well as from other countries. As a historical and cultural monument it is considered a touristic attraction. In conclusion the author makes proposals connected with the further investigation of this complex.

Текст научной работы на тему «Комплекс пещерных храмов «Кешикчидаг»»

Имаш Гаджиев иОТ 069.4:069.6

КОМПЛЕКС ПЕЩЕРНЫХ ХРАМОВ «КЕШИКЧИДАГ»

В статье исследуются этапы историко-культурного развития национального заповедника «Кешикчидаг», расположенного на грузинско-азербайджанской границе в Акстафин-ском районе. Особое внимание автором уделяется изучению истории фресковой живописи пещерно-монастырского комплекса. По историческим материалам, а также результатам исследований, проведённых непосредственно в пещерных храмах, создание подобных комплексов можно отнести к до раннесредневековому периоду. В дальнейшем, после распространения ислама, пещерные храмы служили местным албанцам священной обителью для распространения и сохранения христианства. После ликвидации Албанского католикоса в Азербайджане со стороны России (1836) Грузия проявила интерес к данному объекту, с того времени грузины начали организационные работы по оформлению и пропаганде в нем христианства. На основе проведенных исследований создание фресок в пещерных храмах можно отнести к первой половине XIX в., они богаты и изображены по сюжетам Библии.

В Азербайджане установлены толерантные отношения ко всем существующим религиям. В настоящее время храм стал святилищем как для грузинских христиан, так и для христиан различных государств. Храм, как историко-культурный памятник, является объектом туризма.

В заключение даются рекомендации в связи с дальнейшими исследованиями данного комплекса.

Ключевые слова: исторический этап, христианство, памятник, заповедник, фрески, туризм, реставрация

Imash Hajiyev

THE CAVE TEMPLE COMPLEX OF KESHIKCHIDAGH

The paper presented deals with the historical and cultural development of "Keshikchidagh" national reserve situated in the Aghstafa region, on the border of Azerbaijan and Georgia. The author pays special attention to the study of a history of fresco painting executed in the cave temple complex. Taking into consideration both historical materials and results of research conducted in the cave temples, it seems reasonable to assume that such complexes date back to the pre-early medieval period. After the advancement of Islam local Albanians used the cave temples as a holy place for the dissemination and preservation of Christianity. After the Albanian catholicos was abolished by the Russian authorities in Azerbaijan in 1836, Georgia expressed an interest in the object in question. Since then the Georgians began propagating the Christian religion there. The research shows that rich frescoes from the Bible painted in the cave temples can date from the first half of the 19th century.

Гаджиев Имаш, кандидат искусствоведения, доцент, заместитель директора Института архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана (Баку), e-mail: imash.hajiyev@mail.ru

In Azerbaijan you observe tolerance towards all the existing religions. Today the temple has become a shrine for Christians from Georgia as well as from other countries. As a historical and cultural monument it is considered a touristic attraction.

In conclusion the author makes proposals connected with the further investigation of this complex.

Key words: historical stage, Christianity, monument, reserve, frescoes, tourism, restoration

Акстафинский район Азербайджана обладает древней и богатой историей. В нем зарегистрировано около 40 памятников, относящихся к различным историческим периодам. На территории этого района, на вершинах скал среди песчаных гор, именуемой Джейранчёль, находятся крепость «Кешик-чигала» и комплекс пещерных храмов «Ке-шикчидаг». Они расположены в труднодоступных местах на горном хребте Гатардаг на границе с Грузией.

С целью более углубленного изучения, охраны и пропагандирования находящихся здесь памятников материальной культуры Президент Азербайджанской Республики господин Ильхам Алиев после ознакомления с памятниками постановил указом от 19 декабря 2007 г. (№ 2563) объявить данную область Государственным историко-культурным заповедником «Кешикчидаг». С того времени одна из самых высоких со стратегической точки зрения вершин на территории заповедника называется «Вершина Иль-хама Алиева». На этой вершине на постаменте, сконструированном из массивных камней, установлена доска с именем Президента и информацией о данном указе.

Территория заповедника, наряду с одной крепостью, двумя храмами, одним культовым местом, включает комплекс из пещерных храмов (более 70).

Суждения относительно истории материально-культурных объектов этой области спорны. Однако специалисты пытаются обосновать исторический возраст территории на основе археологических, в т.ч. строительных, материалов. Согласно некоторым заключениям, этот регион являлся основным религиозным центром культа огнепоклонников, наряду с людьми, почитающими луну, солнце, различные растения и животных.

Согласно источникам, некогда в Албании существовала одна из самых древних

церквей в христианском мире, в т.ч. на Кавказе, — автокефальная апостольская церковь. Христианские общины возникли здесь до IV в., т.е. еще до того как христианство превратилось в государственную религию. В первые века нашей эры миссионеры из Иерусалима, Сирии — апостолы — организовали первые христианские общины. Согласно албанскому историку М. Каланкатуй-скому, деревня Гис (современный Киш) и расположенный там храм являются началом всех церквей и городов Востока [2, с. 181].

Как указано в источниках, в начале IV в. во времена правителя Урнайра христианство было объявлено государственной религией в Кавказской Албании. Наряду с христианством продолжали существовать местные верования. Создание албанского алфавита сыграло важную роль в открытии церковных школ, переводе Библии и другой религиозной литературы с сирийского и греческого языков на албанский, а также в распространении и усилении христианства. В IV—V вв. Албанская церковь находилась в подчинении у Римской и церковные главы — епископы — утверждались в Риме. Такая ситуация продолжалась до тех пор, пока на IV Всемирном церковном собрании в Хал-кидоне в 451 г. не началась догматическая борьба в христианском мире между западной и восточной церквями (монофизитами и диофизитами). В 506 г. на Двинском собрании Албанская церковь, как и другие восточные церкви, приняла монофизитство. А на Двинском собрании 551 г., отделившись от Византийской церкви, она стала автокефальной [1, с. 214]. Независимость Албанской церкви обусловливалась двумя причинами: апостольским началом церкви и политическим статусом Албании — ее абсолютной независимостью от Римской империи. В V—VIII вв. в Албании существовало 12 епископств [2, с. 181].

В связи с распространением исламской религии в Азербайджане, естественно, христианство постепенно ослабло. По заключению исследователей именно в период распространения ислама пещерные храмы в целях собственной защиты и защиты своей религии были превращены в убежище албанцев. Не исключено, что они в различные периоды истории были местом массового заселения людей.

В XVHI—XIX вв. в связи с ослаблением христианства в Азербайджане храмы начали превращаться в руины. В 1836 г. по настоянию армянского эчмиадзинского католикоса Петербургский священный синод ликвидировал Албанский католикосат и передал его в подчинение Армянскому. Таким образом, был положен конец независимой деятельности существующего в Кавказской Албании Албанского католикосата. Начиная с этого периода с большим рвением грузины приступили к работам по пропаганде и художественному оформлению пещерных храмов.

Имеющая значение «караульная», крепость Кешикчи по особенностям своей архитектурной структуры весьма схожа с другими крепостями, расположенными на территории Азербайджана. По заключению исследователей строительство этой крепости, сооруженной местным населением в целях обороны на самой стратегически высокой точке (840 м над уровнем моря) на отвесной скале, относится приблизительно к эпохе раннего средневековья. Высота крепости, состоящей из трех этажей, достигает 11 м. Ее общий план составляет 5x5,25 м, и она, как было отмечено, носила только оборонительный характер. Еще одним наглядным подтверждением этому являются обращенные в четыре стороны наблюдательные окна-глазницы (бойницы), расположенные на ее втором и третьем этажах. Существует дополнительная колонна, соединенная для прочности со стеной с наружной стороны по всей высоте крепости. Ее ширина составляет 130 см, а толщина (к стене) — 50 см.

В этой крепости существует характерная для архитектурных памятников Азербайджана арочная форма. Кирпичные и каменные

арки, имея практическое значение в архитектуре, обеспечивали прочность. При строительстве крепости использовались местные природные камни и красный кирпич; толщина стены доходила до 1 м. На этой территории в последующий период было построено еще два храма, предназначенные исключительно для проведения религиозных обрядов. Эти строения по своей архитектурной структуре имеют близкое сходство с другими памятниками на территории Азербайджана, принадлежащими к албанскому периоду [4; 6]. Одно из них было построено на местности, прилегающей к горе, а другое, имеющее алтарную апсиду, — на вершине горы на относительно ровной поверхности. Согласно фотографиям из ссылаемого источника, эти храмы до 1948 г. находились в непригодном состоянии [10].

Интерьер пещерных храмов довольно богат фресками, выполненными на основе различных сюжетов, заимствованных из Библии. Они были выполнены с целью пропаганды христианства после размещения здесь верующих грузин. Таким образом на упомянутом объекте были продолжены исторически сформировавшиеся религиозные традиции. Но существующий здесь фактор жизни, бытовой культуры остается первостепенным.

В связи с исследованием фресок прежде всего следует отметить, что размещение композиций в интерьере пещер составляет полное несоответствие с масштабом. Так, эти композиции основаны не на целой сюжетной линии, а, как было указано, на различных религиозных сценах и образах, выполненных в разбросанной форме, не принимая во внимание масштаб интерьера. Этот факт еще раз подтверждает, что пещеры были созданы и существовали издавна, выполняя другие функции. Более того, на некоторых небольших частях поверхности стен пещер встречаются изображения крестов различных размеров и формы с целью всего лишь заполнить пустоту. Один из таких крестов (изображенный по сравнению с остальными в большем размере) идентичен кресту русской православной церкви. Возможно, художник, писавший фрески, имел русское происхождение. Несмотря на то, что нали-

чие в композициях определенных визуальных эффектов привлекает внимание, в целом они выполнены непрофессионально и наспех: так, не были соблюдены законы перспективы в объемно-пространственной структуре предметов, передаче объемно-пространственной глубины обстановки в композициях.

Как известно, при выполнении фресок широко использовалась акварель. Смешанная с белой краской непрозрачная акварель была известна еще в Древнем Египте и искусстве античного периода, а также в Европе и Азии в средние века. Чистую (несмешанную с белой краской) акварель начали применять с XV в. Начиная с ХУ—ХУЛ вв. ее использовали при раскраске эскизов гравюр, чертежей, табло и фресок [1, с. 199].

В исследуемых фресках, разумеется, использовалась вторая — чистая акварель. Впоследствии на них был нанесен специальный лак. Одна из композиций, наиболее привлекающая внимание, была выполнена на известную тему «Тайная вечеря» [8; 9]. Известный в христианстве и имеющий глубокий философичный смысл этот сюжет был выполнен на поверхности стены в одной из пещер в тусклом, неаккуратном и, можно сказать, незаконченном виде.

В пещерных храмах в композициях на отмеченную тему количество образов, т.е. учеников Иисуса Христа, не составляет традиционно 12, а несколько меньше, потому что, ввиду небольшого размера поверхности стены пещеры, выполнение образов в многофигурных композициях в необходимом количестве было невозможно. На заднем плане представленных в одной линии образов затем была сделана попытка изобразить другую фигуру, только контурными линиями. Почувствовав контурные линии этой фигуры в общей композиции лишними (т.е. своего рода заплатой), художник не закончил данный образ, т.к. эта фигура нарушает общую структуру композиции.

На основе результатов исследовательских работ, проведенных автором статьи на указанных объектах, можно сказать что, время выполнения фресок в этом пещерно-храмо-вом комплексе (в соответствии с показателями состояния красок, штукатурных мате-

риалов, а также особенностей художественного и технического решения) может быть датировано первой половиной XIX в. [3; 5; 7]. В грузинских источниках отмечается, что история создания фресок в монастырском комплексе на территории нынешней Грузии относится к более раннему периоду [10].

Вместе с тем, фрески, являясь выражением реалистического метода изображения периода их выполнения, интересны и представляют ценность как наглядные образцы настенной росписи. Образцы письменности на этих фресках основаны на грузинском алфавите, и нельзя отрицать, что грузины в целях пропаганды христианства проводили здесь определенные работы. Поэтому было бы весьма значительным постоянное исследование указанных образцов творчества с точки зрения изучения христианского искусства на этих объектах в целом. В связи с этим существует необходимость проведения продолжительных исследований искусствоведами и культурологами международного уровня, а также реставрационных работ специалистами в комплексе пещерных храмов на упомянутой территории.

Наряду со всем этим, было бы целесообразнее, если бы на данной территории работа экспедиции, состоящей из многочисленных специалистов по различным историческим периодам и областям, проходила в условиях взаимного сотрудничества, т.к. исследовательские работы в монастырском комплексе «Давид Гареджи» были проведены со стороны Грузии еще осенью 1921 г. При этом упоминаются памятники, комплекс пещерных храмов на территории, именуемой Грузией «Бертубани» [10]. Но некоторые суждения, исторические сведения об этом объекте, а также о крепости «Кешик-чигала» не соответствуют сведениям, содержащимся в азербайджанских источниках.

Необходимо отметить, что различные периоды истории этой территории не были достаточно изучены со стороны Азербайджана, поэтому иногда не представляется возможным поддерживать последовательность звеньев в цепи. Известно, что на этом участке в советский период функционировала закрытая военная учебная база, что долгое время создавало проблемы в его изучении.

В Азербайджане всегда существовало положительное отношение к памятникам, созданным в различные периоды и служащим разным религиозным верованиям. Памятники материальной культуры на заповеднике «Ке-шикчидаг», несмотря на подвержение природному, физическому воздействию, все еще сохранили свой исторический вид. В современных условиях в цивилизованном обществе такие памятники будут привлекать внимание сферы международного туризма.

Ученые как Грузии, так и Азербайджана должны с уважением относиться к памятникам материальной культуры на Государственном историко-культурном заповеднике «Кешикчидаг». В течение длительного промежутка времени существовавшие здесь культуры сменяли друг друга. Огнепоклонники или же христиане, оставившие нам в наследство эту культуру, в сущности, преследовали одну цель — духовно-нравственное совершенство и, пропагандируя философию боговеде-ния, являлись ее проповедниками.

Наряду с организацией туризма в пещерных храмах, посещение их в последние годы по сравнению с прошлыми приобрело более массовый характер. Посещение их в качестве святых мест могло бы стать сегодня торжеством религиозной свободы и толерантности.

В заключение хотелось бы отметить, что Азербайджанская Республика обеспечивает создание соответствующих условий в связи со всем вышесказанным. Это можно наглядно пронаблюдать по поведению солдат и офицеров, несущих военную службу на данной

территории. Они достойно выполняют свои служебные обязанности в рамках демократических принципов нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Azarbaycan Sovet Ensiklopediyasi. 10 cildda, I cild. - Baki, 1976. - 592 s.

2. Azarbaycan Milli Ensiklopediyasi. 25 cildda ("Azarbaycan" cildi). - Baki, "AME"-nin Elmi Markazi, 2007. - 884 s.: ill.

3. Haciyev 1.A, "Ke§ik<ridag": alban-xristian mabadlari // AMEA Míí íncasanat va madaniyyatin problemlari. Beynalxalq elmi jurnal. — Baki: Taknur, 2012. - №1 (39). - S. 11-23.

4. Xdlilov M.C, Albaniyanin xristian abidalari (IV-X asrlar). - Baki: Xazar Universiteti, 2011. -344 s.: ill.

5. Mansurov M.M, Ceyran<ol arxeoloji ekspedisiyasinin 2009-cu il rol-tadqiqat i§larinin ilkin naticalari. AMEA Arxeologiya va Etnoqrafiya institutu. Azarbaycanda arxeoloji tadqiqatlar. - Baki: Xazar Universiteti, 2010. - S. 19-25.

6. Мамедова Г.Г, Зодчество Кавказской Албании. - Баку: Чашыоглы, 2004. - 224 с.: илл.

7. Наджи Ф, Кешикчидаг // Научно-популярный журнал «Yol». - Баку, 2009. - №3 (16). - С. 6-19.

8. Уоллэйс Р. Мир Леонардо, 1452-1519. -М.: ТЕРРА, 1997. - 192 с.: илл.

9. Художественная галерея да Винчи. - М., 2004. - № 7.

10. Чубинашвили Г.Н, Пещерные монастыри Давид-Гареджи. Очерк по истории искусства Грузии. - Тбилиси: АН Грузинской ССР, 1948. -118 с.: илл.

ПРИЛОЖЕНИЕ

■» ■

I. Крепость Кешикчигала

2. Вид храма

Продолжение прил.

уТ ■

3. Храм, прилегающий к горе

4. Вид храмовой пещеры

6. Вершина Ильхама Алиева ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2013/3 (61)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.