вхождения 20.08.2013 г.).
4. Бюллетень банковской статистики. Региональное положение.
- 2007. - № 1(25). - Режим доступа: URL: http://www/cbr.ru/publ/ BBS/Bbsq0701r.pdf (дата вхождения 20.08.2013 г.).
5. Бюллетень банковской статистики. Региональное положение.
- 2008. - № 1(29). - Режим доступа: URL: http://www/cbr.ru/publ/ BBS/Bbsq0801r.pdf (дата вхождения 20.08.2013 г.).
6. Бюллетень банковской статистики. Региональное положение.
- 2009. - № 1(33). - Режим доступа: URL: http://www/cbr.ru/publ/ BBS/Bbsq0901r.pdf (дата вхождения 20.08.2013 г.).
7. Бюллетень банковской статистики. Региональное положение.
- 2010. - № 1(37). - Режим доступа: URL: http://www/cbr.ru/publ/ BBS/Bbsq1001r.pdf (дата вхождения 20.08.2013 г.).
8. Информационно-аналитический сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// ipocredit. ru/analytic/.(дата вхождения 20.08.2013 г.).
9. Логинов М.П. Ипотека в России: теория, методология, практика: автореферат диссертации на соискание степени д-ра экон. наук по специальности 08.00.10 / М.П. Логинов. - Екатеринбург: УрАГС, 2011. - 41с.
10. Маршал А. Принципы экономической науки/ Пер с англ. -М.: Прогресс, 1993.- 415 с.
11. Печатникова С.М. Основные направления и перспективы
создания механизма ипотечного кредитования в России /С.М. Печатникова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №1.
- С. 98-111.
12. Рынок жилья и ипотечного кредитования: итоги 2009 г. / Агентство ипотечного кредитования. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: URL: http//ahml.ru/common/img/uploaded/files/ agency/reporting/quarterly/ report_4q2009.pdf (дата вхождения 21.08.2013 г.).
13. Рынок жилья и ипотечного кредитования: итоги 2010 г. / Агентство ипотечного кредитования. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: URL: http//ahml.ru/common/img/uploaded/files/ agency/reporting/quarterly/ report_4q2010.pdf (дата вхождения 21.08.2013 г.).
14. Рынок жилья и ипотечного кредитования: итоги 2011 г. / Агентство ипотечного кредитования. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: URL: http//ahml.ru/common/img/uploaded/files/ agency/reporting/quarterly/ report_4q2011.pdf (дата вхождения 21.08.2013 г.).
15. Рынок жилья и ипотечного кредитования: итоги 2012 г. / Агентство ипотечного кредитования. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: URL: http//ahml.ru/common/img/uploaded/files/ agency/reporting/quarterly/ report_4q2012.pdf (дата вхождения 21.08.2013 г.).
КОМПЛЕКС ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ И УЛУЧШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ИННОВАЦИЙ В ОБУВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Малахова О.В., аспирант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Стимулирование государством инноваций в обувной промышленности должно осуществляться посредством предоставления гражданам информации о полезности производимой инновационной обуви, возможных последствиях использования некачественной обуви, а также импортной обуви, несоответствующей нормам и стандартам безопасности. На основании проведенного анализа текущего состояния информационного обеспечения обувной промышленности в статье предлагается комплекс общих и специальных мер государственной поддержки и улучшения информационного обеспечения и контроля обувной промышленности, которые позволят повысить конкурентоспособность российских товаров.
Ключевые слова: информационное обеспечение, обувная промышленность, государственная поддержка, инновационная обувь.
COMMON AND SPECIFIC ACTIONS COMPLEX OF GOVERNMENT SUPPORT AND IMPROVING OF INFORMATION SUPPORT AND INNOVATIONS PRODUCING
CONTROL IN FOOTWEAR INDUSTRY
Malakhova O., the post-graduate student of the G.V. PlehanovaRussian economic university
Government stimulation of innovations in footwear industry should be made by means of citizens providing with information about innovation foots utility, possible consequences of low-quality foots using and also using of imported foot thatdon't correspond to rules and standards of safety. According to made analysis of current footwear industry information support the author suggest common and specific actions complex of government support and improving of information support and footwear industry control which will allow increasing competitive capacity of Russian foots.
Keywords: information support, footwear industry, government support, innovation foots.
Необходимость информационного обеспечения инновационной деятельности в рамках инновационного развития легкой промышленности России была актуализирована в 2009 г. Министерством промышленности и торговли РФ, которое разработало «Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 г.»1 .В качестве основных ее задач в рамках обеспечения инновационного развития легкой промышленности России и повышения ее информационной обеспеченности были утверждены:
1) разработка и освоение базовых промышленных технологий (включая нанотехнологии и наноматериалы, системные ИТ межотраслевого уровня), модульных и гибких технологических систем по производству конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня, используемой в стратегически значимых сферах;
2) разработка ассортимента массового производства инновационного продукта с высокой добавленной стоимостью, включающего модификации продукта и модернизацию технологического процесса на базе создания:
- наукоемких технологий по глубокой переработке сырьевых ресурсов (льна, шерсти, хлопка, химических волокон и нитей кожевенного и мехового сырья) с использованием достижений в области биотехнологии, лазерной, радиационной и плазменной технологий, обеспечивающих энерго-, ресурсосбережение, рециклинг отходов промышленного производства, переход отрасли на экологически безопасные материалы и ресурсосберегающие технологии;
-прогрессивных технологий по производству потребительских товаров нового поколения(трикотаж, одежда, обувь, кожгалантерей-ные и меховые изделия, ткани и нетканые материалы) с заданными функциональными свойствами (терапевтическими, противоопухолевыми, обезболивающими, противоаллергенными, огнестойкими, биоактивными и др.), обеспечивающими повышенную комфортность и привлекательность изделий;
- новых технологий по изготовлению экологически безопасных препаратов и принципиально новых изделий медицинского ассортимента на основельносодержащих материалов с пролонгированным
1Разработана в соответствии с поручениями Президента РФ от 03.07.2008 г. № Пр-1369 и Правительства РФ от 15.07.2008 г. № ВП-П9-4244, утв. Приказом Министерства Промышленности и Торговли России от 24.09.2009 г. № 853.
действием лекарственных препаратов (лечебных биологически активных композиционных послойно комбинированных перевязочных средств; тканей для нательного белья для рожениц; до - и послеродовых предметов женского туалета; реабилитационные корсажи, повязки, марля, бинты, и т.п.);
- комплектов для новорожденных, медицинской ваты, лечебной, ортопедической и специальной обуви и других изделий, обеспечивающих здоровье и более высокое качество жизни человека и не имеющих аналогов за рубежом;
- новых ресурсосберегающих технологий изготовления изделий из натуральных кож и меха, искусственных и декоративно-отделочных материалов в целях создания безопасной и комфортной среды обитания человека;
- прогрессивных технологий по получению новых текстильных материалов на основе отечественных термопластичных полимеров с повышенными эксплуатационными свойствами (огнестойкостью, морозостойкостью, масло и бензостойкостью, долговечностью) для обивки технических и транспортных средств;
- критических технологий (в том числе двойного назначения) для выпуска продукции технического и оборонного назначения: камуфляжные, огне- и термостойкие ткани для укрытия техники; токопроводящие текстильные материалы нового класса; средства индивидуальной и групповой защиты людей, работающих в экстремальных условиях, в аварийных и других ситуациях; пожарные рукава; фильтры и др.).
В рамках указанной «Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 г.» Министерство промышленности и торговли РФ рассчитало обоснованную потребность легкой промышленности в финансовых средствах, необходимых на реализацию мероприятий Стратегиипо инерционному сценарию развития отрасли за период 2009-2020 годы в размере 122,6 млрд. руб., по инновационному - 172,83 млрд. руб. При этом инвестиции для развития текстильного, швейного и мехового производства определены соответственно по вариантам и составляют 97,2 и 135,53 млрд. руб., производства кожи, изделий из кожи и обуви - 16,62 и 20,89 млрд. руб.
На основании содержания, сущности и целей вышеизложенной стратегии можно сделать вывод о том, что государство благодаря созданию различных стратегий долгосрочного развития экономики России старается улучшить как информационное обеспечение населения, производителей и потребителей России в целом, так и информационное обеспечение инновационной деятельности всех отраслей производства, сферы услуг и т. д. Однако разработанная стратегия определяет необходимость информационного обеспечения отраслей экономики России только в целом, задавая основные направления и ключевые показатели развития и ориентиры, в то время как необходимо создание нормативного документа, посвященного оптимизации способов достижения указанных показателей и целей, механизмов улучшения информационной обеспеченности на бытовом и производственном уровнях.
В России среди отраслей легкой индустрии кожевенно-обувной и меховой промышленности принадлежит 3-е место. Сюда входит производство натуральных и искусственных кож, пленочных материалов, дубильных экстрактов, мехов, овчин, обуви, меховых изделий, кожгалантереи и др. Несмотря на тот факт, что вклад легкой промышленности в ВВП России составляет только 1,5%, в общем объеме розничного рынка легкая промышленность стоит на 2-м месте после рынка продуктов питания. Емкость рынка потребительских товаров - порядка 40 млрд дол., из них на обувь приходится около 10 млрд дол., а товарооборот в данной отрасли в 5 раз превышает товарооборот энергоносителей внутри России и в 10 раз - товарооборот автомобилей (прил. 9). Кроме того, основным отличием отрасли легкой промышленности от других отраслей промышленности является тот факт, что 70 % ее предприятий являются градообразующими.
Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос, она востребована практически во всех сферах жизнедеятельности человека, начиная с его рождения, и в деятельности многих отраслей и структур экономики. Предприятия отрасли производят ткани и товары для дома, изделия повседневного спроса, в том числе инновационную продукцию, например, одежду и обувь медицинского назначения, лечебно-профилактическую одежду и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочую и специальную одежду. Объемы производства и потребления инновационной продукции потребительского и медицинского назначения оказывают непосредственное влияние на экономическое,
социальное, культурное и здоровое развитие общества.
Согласно информации британской газеты <файуМай», более 200 тыс. англичан ежегодно попадают в больницу в результате повреждений, к которым имеет отношение их обувь. Это стоит службе здравоохранения Великобритании около 45 млн. фунтов стерлингов в год. В России заболевания ног, например, среди новорожденных - около 2 %. Но уже среди школьников более 40 % страдают различными по тяжести заболеваниями ног, а 12 % нуждаются в хирургическом вмешательстве. С каждым годом статистика только ухудшается. Очевидно, что причины этого следует искать в неправильной обуви, которую носят в первые годы своей жизни, когда ступня только формируется.
Обувь действительно оказывает серьезное влияние на организм человека в целом. Так, например, влияние обуви на поясницу и позвоночник значительное. Недавние исследования специалистов из научных центров Пенсильвании и Нью-Гэмпшира показали, что хронические и повторяющиеся острые боли в поясничной области (которые медики называют люмбалгиями), обусловлены нарушением биомеханики походки, причина изменения которой -неправильная обувь.
Болезнями стоп занимается специальная наука - подиатрия2 . Именно врач-подиатр следит за качеством обуви своих пациентов с медицинской точки зрения. Специалисты-подиатры тесно контактируют с разработчиками обуви, в результате чего на свет появляются высокотехнологичные модели, способные оказывать не только профилактическое, но и лечебное воздействие. Например, ими были разработаны специальные вставки для обуви, способствующие гашению нагрузки на поясничные межпозвоночные диски. В результате 84 % участников эксперимента с деформацией межпозвоночных дисков почувствовали значительное облегчение.
Долгие годы детская обувь и одежда, продающиеся на российских рынках, не подлежали никакому контролю. Эта обувь качественно не отвечает никаким стандартам изготовления детских товаров, и производилась не на фабриках и заводах, а в частных мастерских с применением кустарных «технологий». Подобные дешевые китайские ботинки и сандалии мешают правильному формированию походки ребенка, вызывают деформацию стоп, и как следствие - неизбежные проблемы со здоровьем позвоночника и осанкой. Неправильное положение детских, еще неокрепших костей стопы приводит к тому, что она перестает выполнять свою основную функцию - амортизации. Это приводит к повышенной утомляемости, болям в ногах, нарушению кровообращения. Постоянная ходьба в неудобной обуви приведет в итоге к неправильному формированию всего опорно-двигательного механизма и всем вытекающим из этого последствиям.
Еще одна особенность дешевой детской обуви - это некачественные материалы, из которых она изготовлена,несоблюдение элементарных средств безопасности и технологий дубления кожи, применение агрессивных веществ и солей тяжелых металлов в процессе изготовления и окраски кож и тканей. Регулярное ношение такой обуви - причина повышенного риска онкологических заболеваний.
В связи с болезнями, которые вызывают неправильные обувь, ее ношение или уход за обувью (боли в области позвоночника, таза, коленей, стоп)автором разработаны основные рекомендации к выбору обуви и ее использованию:
1. Чередование различных видов обуви (даже несколько раз в день): а) на улице носить туфли на высоком каблуке, а на рабочем месте использовать обувь без каблука; б) не следует носить одну и ту же пару обуви постоянно и резко переходить с одного на другой вид обуви.
2. Специальный массаж и гимнастика для ног и стоп должны осуществляться по 5-10 мин ежедневно.
3. Удобство и правильный размер обуви. Она не должна быть тесной. Известный миф о том, что обувь «разносится», к сожалению, в большинстве случае не соответствует действительности. Но и излишне свободной быть не должна. Нельзя покупать обувь «на вырост»: нога в таких ботинках будет постоянно скользить, что может стать причиной травм.
Кроме того, положение супинатора в них не будет соответствовать профилю стопы, что также может стать причиной плоскостопия. Следует помнить, что стопа под нагрузкой может увеличиться в длине до 1,5 см и более. Кроме того, при выборе новой обуви следует помнить, что при проверке размера смотрите на то, чтобы между кончиками пальцев и носком обуви, было не менее 1,5-2 см
свободного места. Это самое обязательное правило, для уменьшения критического изменения стопы.
4. Качественный материал обуви не препятствует микроциркуляции воздуха, что не приводит к повышению влажности внутри обуви и возникновению микробной среды.
5. Супинатор. В любой обуви, будь то для профессиональной деятельности, для спорта, повседневная, должен быть супинатор -он способствует сохранению от растяжения связок стопы и уберегает от плоскостопия.
6. Пяточная часть обуви должна иметь жесткий задник и быть фиксированной к ноге. Без фиксации по причине перенапряжения связочно-мышечного аппарата стопы может произойти его дегенерация.
7. Подошва должна быть выполнена из твердого пластичного материала, чтобы обеспечивался хороший перекат с пятки на носок.
8. Наличие каблука. Любая обувь должна иметь небольшой каблук или подошву, пяточная часть которой значительно толще носочной. Врачи советуют носить обувь на каблуке любой формы выше 5,5 см только 2-3 часа в день не чаще 2-3 раз в неделю, так как в будущем это может вызвать остеохондроз. Подросткам до 18 лет не рекомендуется носить обувь с каблуком выше 4-6 см: формирование скелета еще не закончено и кости мягкие, податливые.
9. Назначение обуви (рабочая, прогулочная, модельная, повседневная, спортивная и т.д.) всегда должно совпадать с целями фактического использования.
10. Гибкость обуви. Идеальным вариантом является обувь из кожи. Такая обувь защищает и легко принимают форму ног, а также кожа обуви помогает дышать коже человека. Если кожа на ногах дышит, человек избавлен от возникновения потливости и грибковых заболеваний. Также обувь из кожи самая эластичная, что позволяет работать суставам ног при ходьбе и не дает расслабляться мышцам.
В настоящее время некачественная или неправильно подобранная обувь приводит в большинстве случае к плоскостопию. Основной метод лечения плоскостопия — назначение ортопедических стелек, лечебная физкультура (ЛФК), мануальная терапия и лечебный массаж. На все эти виды лечения государство и граждане России тратят немало. Так, например, стоимость ортопедических стелек варьируется от 1 до 10 тыс. руб. известных брендов. Лечебная физкультура обходится государству от 200 до 1000 руб. за 1 сеанс. Соответственно, в случае невозможности пользоваться обязательным медицинским страхованием гражданин России в среднем платит в частных медицинских учреждениях от 500 до нескольких тысяч рублей. Мануальная терапия редко оказывается на базе государственных учреждений, что приводит к дополнительным тратам от 1500 до 8000 руб. за 1 сеанс. Кроме того в целом, все вышеуказанные болезни влияют на здоровье российской нации в целом не только на уровне текущего поколения, но и на будущие поколения.
Стимулирование государством инноваций в обувной промышленности должно осуществляться посредством предоставления гражданам информации о полезности производимой инновационной обуви, возможных последствиях использования некачественной обуви, а также импортной обуви, несоответствующей нормам и стандартам безопасности. Как результат, увеличится спрос на инновационную продукцию, снизятся общие издержки производителей на ее создание и конечные цены на рынке, повысится социальная ответственность производителей, которые не будут стараться сэкономить на ресурсах, понимая, что из-за этого они смогут лишиться государственного финансирования их инновационных разработок и помощи в продвижении на рынке. В свою очередь государство должно ужесточить контроль не только над производством в российской обувной отрасли, но и над качеством ввозимой импортной обуви. Исходя из вышеизложенного очевидно, что государству и гражданам России дешевле и полезнее исключать причину болезней, появляющихся из-за некачественной детской и подростковой
обуви, финансируя новые разработки в данной сфере и помогая их продвижению на российские рынки. В свою очередь это будет способствовать увеличению инновационности и конкурентоспособности обувной промышленности России в целом.
Повысить конкурентоспособность российских товаров обувной промышленности, по мнению многих российских товаропроизводителей, позволили бы следующие общие меры государственной поддержки и контроля:
1) отмена в законодательном порядке различных видов бонусов и премий для торговых организаций. Высокая концентрация товарооборота в руках ограниченного числа крупнейших розничных сетей повышает зависимость товаропроизводителей от таких операторов. Наиболее остро в такой ситуации встает вопрос кредитных условий поставок и возможности контроля со стороны производителя конечных цен в магазинах. Исходя из договорных условий, производители вынуждены включать расходы, «навязанные» торговыми сетями в себестоимость товара, ясно понимая, что повышение цены товара влияет на его конкурентоспособность;
2) освобождение предприятий текстильной и легкой промышленности от таможенных пошлин на сырье, не производимое на территории России (повышение стоимости сырья на таможне автоматически увеличивает себестоимость продукции и снижает конкурентоспособность швейных изделий. Российские товары текстильной и легкой промышленности можно реализовать за границей только в Белоруссии и Украине , так как ситуация в этих странах с сырьем аналогична российской. На мировой рынок российским товарам обувной промышленности доступ закрыт автоматически из-за высоких пошлин на сырье);
3) ликвидация каналов незаконного ввоза продукции.Например, в 2008 г., по данным Российского союза кожевенников и обувщиков, было продано 225 млн. пар обуви иностранного происхождения, а Федеральная Таможенная Служба зафиксировала объем официального импорта на уровне 117 млн. пар (более 40 % пар обуви от общего объема поступило из сферы нелегального импорта);
4) технологическая модернизация предприятий за счет государственного финансирования;
5) подписание Россией международных соглашений, защищающих интересы российских производителей инновационной продукции. Имеются примеры, когда российские производители пытались со своими высокотехнологичными продуктами, например с бронежилетами, выйти на зарубежные рынки, но несмотря на отсутствие претензий к качеству их продукции и ее цене, в целях защиты внутреннего производителя в выдаче сертификатов российским компаниям отказывали. Вышеуказанные меры должны быть проведены государством в самые кратчайшие сроки в силу возрастающей международной конкуренции для российских производителей обуви вследствие присоединения России к Всемирной торговой организации (далее ? ВТО).
К специфическим мерам государственной поддержки и контроля обувной промышленности относятся:
1) сокращение доли импортного сырья и составляющих в производстве обуви;
2) исследование вопросов оценки эффективности новых технологий и новых материалов на основе глубокой переработки отечественного сырья и материалов в обувной промышленности, что особенно актуально при участии России в ВТО, когда выпуск новейшей конкурентоспособной продукции становится стратегической задачей для промышленных предприятий и для России в целом. Развитие обувной промышленности России в таких условиях невозможно без подготовки каждого предприятия и без внедрения новых и прежде всего информационных технологий и обеспечения, дающих серьезные конкурентные преимущества промышленному комплексу.
По данным Министерством экономического развития и торговли РФ, после вступления России в ВТО за время переходного периода (3-4 года) пошлины на ввозимую обувь будут снижены в 2-3 раза. В настоящее время они составляют от 15 до 20 % на разные виды обуви. После окончания переходного периода размер пошлины вообще
2 Раздел медицины, занимающийся лечением заболеваний стопы и голени, объединяющий знания по ортопедии, травматологии, сосудистой и гнойной хирургии, нейрохирургии.
3 Например, по классу мужской зимней обуви предлагается пошлина 1,25 евро, т. е. около 1,5 дол., а пошлину на ввоз заготовки верха (полуфабрикат, который может изготавливаться где угодно, при том, что готовый продукт производится в России) оставили в размере 5 %. В настоящее время такая китайская заготовка стоит около 30 дол., т. е. пошлина составит те же 1,5 дол. А если еще учесть пошлины на другие комплектующие — подошвы, стельки и т. д., — то уже совершенно определенно выгоднее делать готовую обувь за рубежом, чем везти в Россию комплектующие и производить обувь в России.
не будет привязан к ее стоимости и составит от 0,25 до 1,5 евро за пару, что, по сути, открывает российский рынок3 . Вследствие этого, по прогнозам нескольких правительственных ведомств, суммарные потери легкой промышленности от вступления в ВТО в ближайшие несколько лет могут составить около 100 млн. долл.
Значительное снижение пошлины не позволит российским обувным производителям конкурировать по издержкам с китайскими производителями, у которых имеется множество преференций (дотации со стороны государства, несоблюдение требований экологии и т. д.). Возмещать разницу в издержках российским производителям обуви в переходный период после вступления России в ВТО будет значительно труднее. Кроме того, рентабельность зарубежных оптовых компаний составляет более 100 %, в то время как российских компаний - около 8 %.
С учетом вышеизложенного Российский Союз кожевников и обувщиков предлагает установить единую ввозную пошлину на уровне 16,5 %. Именно такую пошлину ввел ЕС, чтобы оградить свой обувной рынок от экспансии китайской продукции. В свою очередь КНР, обеспечивающий около 60 % мирового производства обуви, развивает свою обувную промышленность благодаря высокой ввозной пошлине (25 %);
6) совершенствование законодательства в части:
- установления ответственности за злоупотребления с использованием компьютерной техники посредством: а) распространения на информацию и программы для ЭВМ, представленные в форме «Электронной копии», свойства объекта имущественного права, т. е. признание их объектом права собственности и товарным продуктом; б) установления правового режима информации, предусма-тривающиго ее обязательное документирование (как механизм признания информации объектом права собственности); в) признания противоправными умышленные деяния, подпадающие под категории «нарушение норм защиты», «хищение» (копирование), «несанкционированный доступ» и «разработка», -«распространение компьютерных вирусов» вне зависимости от последствий, к которым они привели;
- установления ответственности администрации за непринятие мер безопасности, приведшее к совершению компьютерных преступлений. Представляется целесообразным разработать и принять базовый федеральный закон «Об информационном взаимодействии органов власти», в котором определить порядок разрешения конфликтов между органами власти, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов. Следуя опыту экономически развитых стран, целесообразно разработать и принять федеральный закон «О компьютерных преступлениях», в котором сформулировать базовые правовые нормы, определяющие обязанности органов власти, юридических и физических лиц по профилактике и выявлению компьютерных преступлений, и ввести соответствующие дополнения в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях. В процессе развития законодательства России необходимо обеспечить его гармонизацию с международными договорами, директивами и стандартами в сфере информации и информатизации;
- гармонизации отдельных направлений законодательства в сфере информатизации вследствие того, что в настоящее время значительно возрастает объем постановлений, соглашений, договоров и других документов о межведомственном информационном взаимодействии. Особого внимания требует гармонизация проектов законов, направленных на регулирование отношений, возникающих при использовании общедоступных глобальных информационных сетей типа Интернет в документообороте, с такими рекомендациями международных организаций как: а) Типовой закон об электронной торговле (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/51/628 от 30.01.1997 г.); б) Директивы Совета Европы 586 (98) по некоторым аспектам электронной торговли на внутреннем рынке и 1999/000/ ЕС от 29.07.1999 г. о регламентации создания и использования электронных подписей; в) Модельный закон от 09.12.2000 г. № 16-19 «Об электронной цифровой подписи», принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Наблюдаемое интенсивное развитие российского фрагмента глобальной международной сети Интернет требует разработки законов, направленных на регулирование отношений субъектов при
использовании подобных сетей в торговле, коммерции и финансовых операциях. Учитывая важность регулирования информационных отношений в различных сферах общественной жизни, необходимо организовать постоянную ревизию законодательных актов для того, чтобы своевременно приводить их в соответствие с действующими и вновь разрабатываемыми федеральными законами сферы информации и информатизации.
Для дальнейшего успешного развития обувной промышленности в России необходимо соблюдать следующие рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения инновационной деятельности предприятий обувной промышленности:
1. Подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере обувной промышленности. На сегодняшний день проблема нехватки высококвалифицированных кадров в легкой промышленности является одной из наиболее актуальных. Предприятия отрасли испытывают потребности в рабочих технологического профиля, рабочих ремонтного персонала и специалистах-технологах. Так, доля рабочих 4-6 тарифных разрядов, составляющих кадровую основу промышленного персонала предприятий, достигла более 50 %. Доля рабочих низших 1-3 разрядов, в таких отраслях как обувная составляет 46,7 %. Одной из основных причин потери квалифицированной рабочей силы является неадекватная затратам оплата труда, уравнительность заработной платы, недооценка квалифицированного труда, в том числе интеллектуального, а также разрушение мотивационного механизма труда. Специалисты отмечают в качестве основных причин дефицита высококвалифицированных специалистов несовершенную систему образования. Решение вопроса нехватки высококвалифицированных кадров может заключаться в техническом перевооружении предприятий. Так, например средний итальянский пошивочный поток выпускает 1500 пар обуви в смену, российский с аналогичным числом рабочих выпускает только 700-800 пар в смену. Таким образом, при внедрении на предприятии современных инновационных технологий с применением нового оборудования, производительность труда при том же количестве работников занятых на предприятии может вырасти более чем в 2 раза.
2. Создание современной инфраструктуры обувной промышленности в России.
3. Осуществление сертификации обувной продукции по мировым стандартам путем обеспечения производителей информацией о критериях и условиях проведения сертификации по международным стандартам.
4. Осуществление интенсивной рекламы российских производителей обуви и их моделей, а также российских производителей инновационных материалов и иных составляющих производства обуви. Существующие в настоящее время интернет-ресурсы производителей российской обуви заметно проигрывают своим зарубежным конкурентам по причине недоверия к сфере электронной коммерции, в то время как зарубежные обувные производители используют все способы продвижения своей продукции.
5. Стимулирование государством инноваций в обувной промышленности должно осуществляться посредством предоставления гражданам информации о полезности производимой инновационной обуви, возможных последствиях использования некачественной обуви, а также импортной обуви, несоответствующей нормам и стандартам безопасности. Как результат, увеличится спрос на инновационную продукцию, снизятся общие издержки производителей на ее создание и конечные цены на рынке, повысится социальная ответственность производителей, которые не будут стараться сэкономить на ресурсах, понимая, что из-за этого они смогут лишиться государственного финансирования их инновационных разработок и помощи в продвижении на рынке. В свою очередь государство должно ужесточить контроль не только над производством в российской обувной отрасли, но и над качеством ввозимой импортной обуви. Исходя из вышеизложенного очевидно, что государству и гражданам России дешевле и полезнее исключать причину болезней, появляющихся из-за некачественной детской и подростковой обуви, финансируя новые разработки в данной сфере и помогая их продвижению на российские рынки. В свою очередь это будет способствовать увеличению инновационности обувной промышленности России в целом.
4 Потехина Ю., Белякова Л. Особенности информационного поведения пользователей ресурсами интернет в ХГАЭП // Вестник Хабаровской Государственной Академии Экономики и Права [Электронный документ] URL: http://mc-ma.narod.ru/hgap2/internet2.htm (дата обращения 23.04.2012г.)
6. Совершенствование технологических процессов сбора, обработки и хранения ресурса НТИ и вовлечения его в хозяйственный оборот, подготовки и реализации информационных продуктов и услуг для физических и юридических лиц, создающих и реализующих инновации.
7. Внедрение современных информационных систем на предприятиях обувной промышленности (ERP, CRM и т. д.).
8. Обеспечение для получения действенных результатов поиска необходимой информации квалифицированной помощи пользователям в поисковом процессе путем проведения необходимых тренингов и семинаров, а также осуществление повышения уровня информационной культуры пользователей с помощью привлечения квалифицированных посредников, владеющий методами и инструментами поиска в сетевых ресурсах, умеющий определить верную стратегию и тактику поиска, что позволит организации сэкономить трудовые и финансовые затраты на получение необходимой информации4 .
9.Активизация инновационной деятельности как важнейшее направлением повышения эффективности работы обувной промышленности, главная задача которой заключается в использовании результатов НИОКР на предприятиях отрасли с целью создания конкурентоспособной продукции для последующей эффективной ее реализации на внутреннем и внешнем рынках. На первый план выходит необходимость приспособления к ограничениям спроса и ужесточающейся конкуренции. Это усиливает внимание к стратегическим аспектам деятельности предприятий, к вопросам реконструкции и кардинального изменения технологии, обновления номенклатуры продукции.
Малые обувные предприятия за счет большой гибкости и оперативности более, чем крупные производители, готовы к инновационной деятельности, их менеджмент раньше произвел поворот
внимания от технико-производственной сферы к области сбыта, работе с заказчиком, анализу изменений на рынке профильной и смежной продукции. Но, хотя им проще вести инновационный процесс, последний для малых предприятий сложнее финансировать. Основным источником финансирования инноваций для малого предприятия является его прибыль. Такая опора на собственные источники для малых предприятий является вынужденной вследствие неразвитости кредитной системы и часто недостатоточной залоговой стоимости основных фондов предприятия.
Осуществив вышеуказанный комплекс общих и специальных мер государственной поддержки и улучшения информационного обеспечения и контроля производства инноваций в обувной промышленности и решив вышеуказанные задачи, обувная промышленность сможет перейти на инновационный путь развития и расширит экспортные возможности предприятий своей отрасли.
Литература:
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Утв. Распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011. - № 2227-р.;
2. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г., утвержденная Приказом Министерства Промышленности и Торговли России от 24.09.2009 г. № 853;
3. Арский Ю. М. Информационные ресурсы для поддержки инноваций / Ю. М. Арский, В. А. Цветкова, С. П. Яшукова // Информ. ресурсы России. - 2007. - № 6 (100);
4. Гиляревский, Р. С. Информационный менеджмент: управление информацией, знанием, технологией. - СПб: Профессия, 2009.
5. Филин С.А.Теоретические основы и методология стратегического управления инновационным развитием: монография. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2010.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Григорьева С.В., Поволжский государственный технологический университет
В статье проведен анализ влияния автотранспорта развитие предприятий торговли, сельского хозяйства, образования и культуры в Чувашской Республике.
Ключевые слова: транспортная сеть, морфология транспортной сети, корреляция, регрессионный анализ.
ASSESSING THE IMPACT OF VEHICLES ON THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
Grigorieva S., Volga State University of Technology
This article analyzes the impact of the development of motor transport enterprises of trade, agriculture, education and culture in the Chuvash Republic.
Keywords: transportation network, the morphology of the transport network, correlation, regression analysis.
Анализ уровня развития сетей автомобильных дорог и их технического состояния в разных странах мира (изучено 98 стран) с разным уровнем экономического развития, проведённый специалистами Всемирного банка, показал, что в странах с высоким уровнем развития экономики протяжение автомобильных дорог на один миллион жителей в 59 раз выше, чем в странах с низким уровнем развития. В странах с высоким уровнем развития дороги находятся в лучшем состоянии, чем дороги стран с низким уровнем (к странам с низким уровнем развития экономики отнесены страны с валовым национальным продуктом на душу населения 545 $ и менее; к странам со средним уровнем развития экономики отнесены страны с валовым национальным продуктом на душу населения от 545 до 6000 8; к странам с высоким уровнем развития экономики отнесены страны с валовым национальным продуктом на душу населения более 6000 $).
Установлена достаточно надёжная статистическая взаимосвязь между инфраструктурой дорог и экономическим развитием стран. Обнаружена значительная взаимосвязь между ростом национального продукта на душу населения (НПД ) и плотностью (длиной дорог в км. на душу населения) (Л) автомобильных дорог с твёрдым покрытием:
НПД= 1,39 х Л (коэффициент корреляции R2 = 0.76; статистический коэффициент t = 20.7; число степеней свободы - 97).
Стоимость строительства новых дорог в рассмотренных в анализе странах различна: от 50 000 долларов США за 1 км для дорог с гравийным покрытием до 1 миллиона Долларов для дорог с усовершенствованным покрытием. Если предположить, что стоимость строительства одного километра дорог обходится в 300 тысяч долларов, то из записанного выше уравнения следует, что в среднем на 4.6 8 из национального дохода на душу населения приходится 1 доллар вложений в автомобильные дороги. Суть уравнения в том, что инвестиции в дорожную сферу (автомобильные дороги) делают вклад в экономический рост путём увеличения производительности других экономических вложений.
Проведённые в разных странах исследования показали, что помимо влияния на экономический рост увеличение плотности сети автомобильных дорог способствует повышению образовательного уровня населения, урожаев сельскохозяйственных культур и продуктивности сельского хозяйства, прибыльности частного сектора народного хозяйства, улучшается здравоохранение (Индия, Мексика