Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНЫХ ПЕСКОВ НА ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ'

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНЫХ ПЕСКОВ НА ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
важность применения мер по охране дороги / песчаных участков / песчаные местности / подвижных песков. / the importance of applying measures to protect the road / sandy areas / sand migration / moving sands.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Абдуллаев Хуршидбек Дилшодбек Угли, Джаббаров Саидбурхон Тулаганович, Рузиев Зухриддин Янгибой Угли

в данной статье представлена информация об автомобильных дорогах, проходящих через песчаные районы республики, и влияющих на них природных условиях. А также в статье описаны меры, принимаемые для защиты дорог и транспортных сооружений в песчаных районах от движения песка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Абдуллаев Хуршидбек Дилшодбек Угли, Джаббаров Саидбурхон Тулаганович, Рузиев Зухриддин Янгибой Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SET OF MEASURES TO REDUCE THE IMPACT OF MOVING SANDS ON TRANSPORT INFRASTRUCTURE

this article provides information about the roads passing through the sandy regions of the republic and the natural conditions affecting them. And also, the article describes the measures taken to protect roads and transport facilities in sandy areas from sand movement.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНЫХ ПЕСКОВ НА ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ»

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНЫХ ПЕСКОВ НА ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ

1 2 3

Абдуллаев Х.Д. , Джаббаров С.Т. , Рузиев З.Я.

1Абдуллаев Хуршидбек Дилшодбек угли - докторант; 2Джаббаров Саидбурхон Тулаганович - доктор технических наук, профессор, кафедра изысканий и проектирования автомобильных дорог, Ташкентский государственный транспортный университет; 3Рузиев Зухриддин Янгибой угли - студент, Ташкентский автомобильно-дорожный техникум, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье представлена информация об автомобильных дорогах, проходящих через песчаные районы республики, и влияющих на них природных условиях. А также в статье описаны меры, принимаемые для защиты дорог и транспортных сооружений в песчаных районах от движения песка. Ключевые слова: важность применения мер по охране дороги, песчаных участков, песчаные местности, подвижных песков.

A SET OF MEASURES TO REDUCE THE IMPACT OF MOVING SANDS ON

TRANSPORT INFRASTRUCTURE Abdullaev Kh.D.1, Jabbarov S.T.2, Ruziyev Z^.3

1Abdullaev Khurshidbek Dilshodbek ugli - doctoral Student; 2Jabbarov Saidburkhon Tulaganovich - Doctor of Technical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF SURVEYS AND DESIGN OF HIGHWAYS, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY; 3Ruziev Zukhriddin Yangiboy ugli - Student, TASHKENT AUTOMOBILE-ROAD TECHNICAL SCHOOL, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article provides information about the roads passing through the sandy regions of the republic and the natural conditions affecting them. And also, the article describes the measures taken to protect roads and transport facilities in sandy areas from sand movement.

Keywords: the importance of applying measures to protect the road, sandy areas, sand migration, moving sands.

УДК 625.7/8

За прошедшие годы при финансировании международных финансовых институтов реализован ряд проектов, направленных на улучшение дорожной инфраструктуры в соответствии с международными стандартами, проектирование и строительство современных автомобильных дорог, повышение удобства и безопасности дорожного движения [1].

Учитывая географическое положение страны, одной из приоритетных задач является увеличение сети современных автомобильных дорог, развитие конкурентоспособности экономики страны, транспортного потенциала и расширение экспортных возможностей [2].

В настоящее время общая протяженность сети автомобильных дорог страны составляет 209,5 тыс. км, которые эксплуатируются в различных климатических и топографических условиях (Рис. 1).

vif.:--.

141883

42869

24745

■ Общественные дороги ■ Межкозяйственные, сельские и городские дороги ■ Ведомственные инспекционные пути

Рис. 1. Сеть автомобильных дорог Республики Узбекистан

Из пустынных районов страны, таких как Кызылкум, Аралкум, плато Устюрт, Мирзачуль, Сундукли, в крайне тяжелых условиях проходит около 4000 км магистральных дорог, т.е. А-380 «Гузар - Бухара - Нукус - Бейнеу», А- 373" трасса М39-Гюлистан-Бока-Ангрен-Коканд-Андижан-Ош», М-39«Алматы-Бишкек-Ташкент-Шахрисабз-Термез», М-37«Самарканд-Бухара-Туркменбаши», М-34«Ташкент- Душанбе», А-378 Самарканд-Гузар», А-379 «Навои-Учкудук» [3] автомобильные дороги международного значения, отдельные участки автомобильных дорог государственного и местного значения.

Взаимодействие ветра и рыхлого песка в подвижных песках обуславливают его дефляцию, перенос в ветропесчаном потоке, воздействие на железную дорогу или другую природно-техническую систему построенную в подвижных песках образует, в конечном счете, песчаный занос.

Песчаный занос как негативный результат взаимодействия ветропесчаного потока и инфраструктуры дороги и других природно-технических систем, построенных в песчаных пустынях, приводит к нарушению их основной функции - безопасности движения автомобилов [4, 5]. Для смягчения воздействия песка на ПТС осуществляются ряд технологических и организационных мер, основной целью которых состоит в смягчении негативных последствий [4, 5].

Для обеспечения цельности предмета исследования и его полноты, а также организации исследования и удобства представления результатов и логического инструмента исследования важно составить классификацию этих мер, позволяющий производить обобщения [6].

Классификация мер смягчения воздействия песка на инфраструктуру автомобильной дороги соответствует следующим основным правилам [7, 8, 9]:

Классификация мер проведена только по одному основанию. Основание классификации - это признак, который дает возможность разделить всю совокупность классифицируемых мер т.е. объем родового понятия на виды (видовые понятия - члены, части этой совокупности, например, виды мер: природный и искусственный). Объем членов классификации в точности равен объему всего классифицируемого класса. Это значит, к примеру, что если мы разделили все применяемые методы защиты на биологические, технические и комбинированные, то никаких других методов по этому основанию быть не может. Каждая мера попадает только в один подкласс. Например, если расклассифицировать все конструкции защит на преграды, щиты, защитные слои и биомассу, то щиты и биомасса попадают одновременно в два класса: один из них является также преградой, а биомасса - защитным слоем. Члены классификации взаимно исключают друг друга; это значит, что ни один из них не входит в объем другого. К примеру, меры нельзя подразделить на виды: линейные, объемные, защитные слои и биомассу. Биомасса может быть и линейной, и защитным слоем. Подразделение на подклассы непрерывное, то есть с ближайшего подкласса нет перескока в более отдаленный подкласс. Допустим, меры можно классифицировать как линейные, объемные и защитные слои, но нельзя - как линейные, клеточные (разновидность объемных) и защитные слои. В последнем случае клеточные «перескок» из ближайшего подкласса (объемные) в более отдаленный подкласс - клеточные.

Рис. 2. Комплексная классификация мер смягчения воздействия песка на инфраструктуру транспортных

сооружений

Меры смягчения воздействия ветропесчаного потока направлены на сохранении нормативного состояния автомобильно-дорожной инфраструктуры, а именно, земляного полотна и верхнего строения пути с целью не допустить выдувание земляного полотна и заноса верхнего строения пути. Выполнен анализ имеющихся методов и способов, объединенные в общее понятие "меры", их конструктивные решения, применяемые материалы по анго -, франко-, русским литературным источникам Имеются множество классификаций мер, отличающиеся дифференцированным подходом к выбору основания дифференциации. Как правило, в основу классификаций кладуться материалы, конструкции и "работа" защиты, что слабо характеризует функции ими выполняемые и вовсе не учитывают особенности их строительно-технологических параметров.

Предложена классификация, построенная на принципах: экологической безопасности; технической возможности; ресурсосбережения; экономической целесообразности реализации; возможности получения продукта (конструкции, работы) с наперед заданными свойствами (ручным, механизированным или комплексно-механизированным) способом; идентифицируемости строительно-технологических характеристик способа с строительно-технологическими условиями комплексного учета факторов, определяющих надежность защиты.

Список литературы /References

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 9 декабря 2019 года ПФ-5890 «О мерах по глубокому реформированию дорожной системы Республики Узбекистан». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/docs/4634786/ (дата обращения: 23.06.2022).

2. Пресс-конференция на тему «Проекты в области строительства и ремонта дорог на 2021 год и контроль их качества». https://www.uzavtoyul.uz/cy/post/19-04-2021.html).

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №169 от 2010 года «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования Республики Узбекистан». [Электронный ресурс]. Режим доступа:Ы1р://1ех.и7/Мос8/1664887/ (дата обращения: 23.06.2022).

4. Zakeri J.A. (2012). Investigation on railway track maintenance in sandy-dry areas. Structure and Infrastructure Engineering: maintenance, Management // Life-Cycle Des. Perform. 8 (2012). Рр. 135-140.

5. Поляков В.П., Песвианидзе Д.И., Горбачева В.Ф. Опыт борьбы с песчаными заносами на Среднеазиатской железной дороге. Т.: УЗИНТИ, 1966. 75 с.

6. Kangfu J.Jin, Weijing Z. (1989) Establishment of protective system and its ecological benefit along both sides of jing-tong railway/ J. Desert Res., 1989. Issue 9. Рр. 1-12.

7. Мирахмедов М.М., Абдуллаев Х., Худоёров А. Меры по смягчению негативного воздействия ветропесчаного потока на состояние инженерных сооружений в песчаной пустыне: состояние и перспективы/ Транспорт шелкового пути, № 4, 2020. с.61-68.

8. Djabbarov S., Abdullaev K. Protection of transport structures in sandy deserts from moving sands // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2022. 2(95). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/ 13036/ (дата обращения: 03.02.2022).

9. Mirakhmedov М., Abdullaev К., Muzaffarova М., Khudoyorov А. Comprehensive classification of measures to reduce the negative impact ofwind on roads and railways in a sandy desert / Transport Problems - XIII International Conference. Poland, 2021. 535-538 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.