UDC 625.131.1
MEASURES TO MITIGATE THE NEGATIVE IMPACT OF WINDSAND FLOW ON THE STATE OF ENGINEERING FACILITIES IN THE SANDY DESERT: STATE AND PROSPECTS
Mirakhmedov M.M.*, DSc, professor,
Abdullaev Х., doctoral student
Khudoyorov A., asistant
Tashkent State Transport University
1, Temiryulchilar st., Tashkent, 100167, Uzbekistan
*Tel.: +998 (90) 925-87-08;
*E-mail: mirakhmedovm@mail.ru
Summary. Descriptions of various classifications of measures to mitigate the impact of wind-sand flow are given to preserve the safety of train traffic, implemented by securing the initial and interception of the moved sand, identifying general and particular signs of measures included in the general bank of technological solutions and identifying taxonomic grounds for compiling a comprehensive classification.
Key words: sand drift, blowing, sand fixing works (sand mitigation measures), alternative technological solutions, classification of measures.
УУК 625.131.1
ЦУМЛИ САХ,РО ШАМОЛИНИ МУ^АНДИСЛИК ИНШООТЛАРИГА САЛБИЙ ТАСИРИНИ ЮМШАТИШ ЧОРАЛАРИ: ^ОЛАТИ ВА ИСТЩБОЛЛАРИ
Миракхмедов М.М.*, д.т.н., профессор, Абдуллаев Х., докторант, Худоёров А., ассистент
100167, Ташкент Давлат Транспорт Университети Узбекистан, Тошкент, Темирйулчилар куч., 1 *Тел.: +998 (90) 925-87-08; *E-mail: mirakhmedovm@mail.ru
Аннотация. Шамол-кум окими таъсирини юмшатиш буйича чора-тадбирларнинг хар хил таснифлари, харакатланаётган кумнинг бошлангич ва тутилишини аниклаш, технологик эчимларнинг умумий банкига киритилган чора-тадбирларнинг умумий ва узига хос белгиларини аниклаш ва кенг таснифлаш учун таксономик асосларни аниклаш оркали амалга ошириладиган поездлар харакати хавфсизлигини таъминлаш учун берилган.
Калит сузлар: кумни силжитиш, пуфлаш, кумни ёпиш ишлари (кум таъсирини юмшатиш чоралари), мукобил технологик эчимлар, чора-тадбирлар таснифи.
УДК 625.131.1
МЕРЫ ПО СМЯГЧЕНИЮ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЕТРОПЕСЧАНОГО ПОТОКА НА СОСТОЯНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ В ПЕСЧАНОЙ ПУСТЫНЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Мирахмедов М.М.*, д.т.н., профессор, Абдуллаев Х., докторант, Худоёров А., ассистент
Ташкентский Государственный Транспортный Университет Узбекистан, Ташкент, ул. Темирйулчилар, 1 *Тел.: +998 (90) 925-87-08; *E-mail: mirakhmedovm@mail.ru
Аннотация. Даны характеристики различных классификаций мер смягчения воздействия ветропесчаного потока для сохранения безопасности движения поездов, реализуемых закреплением исходных и перехватом перемещаемых песков, выявлены общие и частные признаки мер, включаемые в общий банк технологических решений и выявлены таксономические основания для составления комплексной классификации.
Ключевые слова: песчаный занос, выдувание, пескозакрепительные работы (меры смягчения воздействия песка), альтернативные технологические решения, классификация мер
1. ВВЕДЕНИЕ
Литературные источники свидетельствуют о достаточно обширном списке рекомендуемых методов и способов закрепления подвижных песков. Ряд авторов выполнили их группировку по некоторым признакам. За рубежом, в Российской Федерации классификация способов пескозакрепления выполнили Грицык В.И. (1979), Подгорнов А.С. (1980), в Туркмении - Вейсов С.К. (1980) и Бабаев А.Г. (1986), в Индии - Rahman (1945), в Италии Л. Бруно и др. (2018), в Узбекистане известны классификации Данилина А.Л. (1982), Арипова Э.А. и др. (1983), Закирова Р.С. (1987), Фазилова Т.И. (1991) и др.
Вместе с тем в классификациях не прослеживается связь технологических решений с местными условиями, которая важна для проектирования этих мер, в частности, для выбора методов и способов смягчения негативного воздействия ветропесчаного потока на инженерные сооружения в песчаной пустыне.
2. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ МЕР ПО СМЯГЧЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЕТРА НАСЫЩЕННОГО ПЕСКОМ УНОСА
Классификация Rahim (1945) основана на двух критериях упорядочения: широта охвата и временной интервал. Первый критерий глобальный позволяет различать: общенациональные меры (т. е. "искоренить зло из страны в целом с помощью скоординированных усилий различных организаций, таких как лесное хозяйство, ирригация, автомобильные и железные дороги"); и ведомственные меры, проводимые в узкой полосе отвода (то есть "остановка натиска песчаных дюн на железнодорожном пути [30] в узкой полосе земли, принадлежащей железной дороге"), т.е. SMM. В русскоязычной литературе SMM обозначается как работы по закреплению песков или кратко "пескозкрепительные работы" (ПЗР). Относящийся к первой группе, так называемое "устранение песчаных заносов", аналогичное понятию "решения по борьбе с опустыниванием", не было учтено Рахимом. Предложенный им временной критерий применяется к так называемым узкополосным SMM, т.е. мерам, осуществляемым в узкой полосе вдоль железной дороги.
Классификация по критерию времени Рахима была недавно пересмотрена Zakeri (2012), который ссылается на краткосрочные и долгосрочные подходы к проблеме, связанной с песчаными заносами.
Другой вид классификации построен на критерии объективности. Kerr and Nigra (1951) впервые применили этот подход к SMM, принятым для нефтяных операций, и выбрали четыре цели: I. Разрушение или стабилизация песчаных дюн; II. Развеивание ветром песка; III. Перехват песка перед объектом, подлежащим защите; IV. Ветронаправляющие конструкции безакумулляционного транспорта песка над объектом.
Аналогичным образом, Watson (1985) принял для классификации четыре других цели [47]: I. Накопление захваченного песка; II. Усиление транспортировки песка; II. Ослабление ветропесчаного потока; IV. Блокировка источника подвижного песка.
Cheng and Xue (2014) недавно предложили объективно-ориентированную классификацию со ссылкой на SMM, применяемые вдоль железной дороги Цинхай-Тибет: I. Меры по защите от песка; II. Закрепление песков инженерными мерами; II. Песко-направляющая инженерная мера [20].
Наконец, стоит сослаться на несколько гибридную категоризацию [2], предложенную Stipho (1992), которая сводится к трем категориям: I. Управление защитой; II. Стабилизационный менеджмент; III. Землеустройство.
Отсутствие строгой классификаций мер по снижению негативного воздействия ветра на основные инфраструктурные элементы железной дороги в англоязычной литературе побудило Л.Бруно и др. предложить новую структуру мер снижения воздействия песка (англ. - Sand Mitigation Measures - SMM), ориентированную на предельные состояния структурных элементов железной дороги, наступающих от воздействия песка (Stades Limites Sand - SLS) [9] (Bruno et al., 2018).
В работах Мирахмедова и др. (2008, 2017) SMM характеризуется своими строительно-технологическими параметрами SMM [89, 90] связанных с уровнем состояния железной дороги (SLS-ПКП), оцениваемый визуально как итоговый результат воздействия ветропесчаного потока на железнодорожный путь.
Уровни негативных последствий SLS зависят от ветровой деятельности, принимаемой в качестве базового критерия классификации SULS-ПКП, а состояние 4х инфраструктурных элементов железной дороги рассматриваются как производный результат SSLS-СПР.
По мнению Л.Бруно, у каждого критерия, положенного в основание той или иной классификации есть свои плюсы и минусы. Классификация, разработанная в рамках проекта SMaRT, основана на известном в инженерных областях подходе, принятом в единых нормах (EN) европейских стран, такими как термическое воздействие (EN, 1991-1-5, 2003), пожар (EN, 1991-1-2, 2002), коррозия (ISO 9223, 1992), воздействие ветра (EN, 1991-1-4, 2005), снегоперенос (EN, 1991-1-3, 2002) или негативное воздействие льда (Dehghani-Sanij et al., 2017). Песок, переносимый ветром, определяется как песок первого порядка, начальный, переносимый входящим ветром, не нарушаемое инфраструктурой, по аналогии со средней скоростью входящего ветра в ветроэнергетической практике. Выше было показано, что объем песка, определяемый в зависимости от скорости изменчивого ветра, как бы он не определялся, имеет слабое отношение к системе мер по снижению негативного воздействия ветра, в системе защиты природно-технического объекта инфраструктура по причине отсутствия метода его определения на практике. Поэтому, градация заноса по годовому объему песка, переносимому в преобладающем
направлении полезен для целей районирования, но не для проектирования мощности защитных устройств, не гарантирует достоверность защиты инфраструктуры от песчаных заносов. Тем более, что авторы признают «Тем не менее, даже если такие SMM демонстрируют высокие характеристики улавливания песка, маловероятно, что они полностью улавливают весь поступающий дефлируемый песок и справляются с SSLS".
SMM в основном предназначены для уменьшения масштабной эрозии и переноса песка к инфраструктуре, то есть для снижения потока песка, ответственного за состояние SULS. Поэтому, SMM в виде переград предназначены для предотвращения локального осаждения песка на железнодорожном пути.
Классификация SLS основана на методах профилактики (L.Bruno, 2016), поэтому, конкретна, обладает конструктивным признаком смягчения последствий дефляции и предупреждения заноса пути песком. Она целиком посвящена механическим преградам, поэтому имеет узко специальное назначение и недостаток, связанный с накоплением песка вокруг защищаемой инфраструктуры и необходимосттью уборки время от времени. Кроме того возникают проблемы с последующей утилизацией щитов.
В магистерской диссертации Myзaффaровой M.K (2019) рассмотрены вопросы предельных состояний защитной корки, оцениваемых кроме физико-механических критериев оценки качества также предельными концентрациями опасных веществ .
Сопоставление классификаций по Л.Бруно и др. с классификацией M.Mирaхмедовa и M.Myзaффaровой в своих принципиальных подходах вполне сопоставимы. Так конечная цель SMM и ПЗР - это смягчение воздействия песка на железную дорогу, состояние пути по степени его заноса песком оценивается объемом песка в м3 переносимый через железнодорожный путь на 1 п.м. фронта ветропесчаного потока.
Закиров Р.С. разделив средства пескозащиты на 4 группы классифицировал их по одному показателю - по принципу их действия [79].
Классификация Борисова А.Н. (1982) является попыткой обобщения мероприятий по защите от заносов и дефляции в зависимости от назначения, варианта и средств их осуществления [70].
Арипов Э.А. и др., Нурыев Б.Н. и др. классифицируют вяжущие по различным признакам, причем в один и тот же класс входят способы, различающиеся основными признаками и делят способы на: профилактические, фитомелиоративные, инженерно-технические и комплексные. [64, 92].
В качестве основы данной классификации принято происхождение химического вяжущего.
Группой сотрудников Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта (ТашИИТ) под руководством Фазилова Т.И. разработана классификация, по которой методы ПЗР делятся на 5 групп с подгруппами в группах по нескольким показателям [93]. Однако эта классификация выполнена без идентификации строительно-технологических характеристик SMM, которая была предложена позже.
В классификациях, кроме [89] Mирaхмедовa M.M. (2008), [102] Myзaффaровa M.K (2019), местные условия не являются определяющим основанием для выбора технологического решения, т.е. не конкретизируются области применения мер. Считается, что каждая техническая мера априори применяема для пескозакрепления, что она сочетается с основным, биологическим методом.
Во всех исследованиях, посвященных защите природно-технических систем от песчаных заносов, исследуемое технологическое решение обосновывается по коренному для подобных мер признаку. Например, высокие преграды оцениваются по объему задерживаемого песка, низкие, так называемые объемные, и защитные корки по способности блокировать источник дефляции и предотвратить выдувание песка. В последнем случае (ФХИ) руководствуясь принципом ресурсосбережения (экономическим приоритетом) за основной критерий оценки принимаются толщина и пластическая прочность слоя песка, пропитанного жидким клеящим веществом. Следует отметить, что, если вяжущее проявляет гербицидные свойства по отношению к черенкам и саженцам, то без опасности нарушения целостности защитной корки применение подобного вяжущего не даст желаемого результата. Таким образом, комбинирование биологического метода с физико-химическим в ряде случаев (нефть, битум, нэрозин и т.п.) ограничен. В подобных случаях комбинируется предварительный посев семян песколюбивых растений и последующая обработка поверхности песка вяжущим.
Другой пример. Использование высоких преград, устанавливаемых в непосредственной близости от земляного полотна железной дороги, учитывая периодическую очистку накопленного преградой песка, предполагает, что заращивание песков возможна только на удаленных от высоких преград территориях. Их одновременное использование возможно, но как две самостоятельные, органически не связанные меры и при пространственном отдалении мер друг от друга. Иначе говоря, в данном случае, комбинирование технической меры как вспомогательной, временной для повышения результативности основной биологической меры невозможно.
Кроме того, перечисленные классификации не учитывают опасности технологического процесса для человека - исполнителя и окружающей среды, что важно при проектировании пескозащитных мер. Например, меры физико-химического метода, возможность их применения связано с нормами санитарными, критерием которого служит предельно допустимые концентрации вещества (ПДК), на применение которого может быть наложено ограничение. В материаловедческих классификациях Kerr, P. and Nigra, O.J. (1951), Арипова Э.А. и др. (1983), Ben Salem (1985), Фазилова Т.И. (1991), Shah Rehman (1995), Asi, H. (2002) и др. не рассматривают предельные концентрации веществ. Лепеско В.В. (1983) и Вахба Сейд Абдел Хей (1983), изучавшие влияние структурообразователей на рост и развитие растений вопрос о ПДК также не рассматривали.
3. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ МЕР ПО СМЯГЧЕНИЮ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕСКА НА ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ
Проектирование мер по смягчению воздействия песка на защищаемый объект (инфраструктуру) должны быть комплексными, учитывать, как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на песчаный занос и меры по его смягчению. К ним относятся геоморфологические, климатические; геоботанические условия равнинного экзогенного процесса с одной стороны и с другой - материал; конструкция; технология; средства защиты (собственно меры снижения негативного влияния на инфраструктуру ветропесчаного потока).
Все эти факторы должны рассматриваться до их реализации на стадии технологической подготовки мер, ключевым вопросом которой является выбор технологического решения, соответствующего местным условиям. Рассмотренные классификации не соответствуют подобной постановке вопроса.
Другими словами, классификации ориентированы на возможность использования меры в целом и деталями, касающимися самой меры, но не технологии производства работы по смягчению негативного влияния дефляции и ее последствий.
Классификация мер смягчения воздействия песка на инфраструктуру пути железной дороги должна, по нашему мнению, соответствоват следующим основным правилам:
1. Классификация мер проведена только по одному основанию. Основание классификации - это признак, который дает возможность разделить всю совокупность классифицируемых мер т.е. объем родового понятия на виды (видовые понятия - члены, части этой совокупности, например, виды мер: природный и искусственный).
2. Объем членов классификации в точности равен объему всего классифицируемого класса. Это значит, к примеру, что если мы разделили все применяемые методы защиты на биологические, технические и комбинированные, то никаких других методов по этому основанию быть не может.
3. Каждая мера попадает только в один подкласс. Например, если расклассифицировать все конструкции защит на преграды, щиты, защитные слои и биомассу, то щиты и биомасса попадают одновременно в два класса: один из них является также преградой, а биомасса - защитным слоем.
4. Члены классификации взаимно исключают друг друга; это значит, что ни один из них не входить в объем другого. К примеру, меры нельзя подразделить на виды: линейные, объемные, защитные слои и биомассу. Биомасса может быть и линейной и защитным слоем.
5. Подразделение на подклассы непрерывное, то есть с ближайшего подкласса нет перескока в более отдаленный подкласс. Допустим, меры можно классифицировать как линейные, объемные и защитные слои, но нельзя - как линейные, клеточные (разновидность объемных) и защитные слои. В последнем случае клеточные «перескок» из ближайшего подкласса (объемные) в более отдаленный подкласс - клеточные.
6. К одному и тому же классу мер применены разные классификации по разным основаниям-признакам. Так меры классифицированы:
- по основанию материала, из которого она изготовлена: деревянная, пластмассовая, растительных отходов, вяжущие вещества и т.д.;
- по основанию конструкции: заборы, щиты, клеточные, канаво-валы и т.д.;
- по основанию степени механизации: ручная, частично механизированная, комплексно механизированная;
- по основанию экологическая безопасность: чистая, допустимая, опасная;
- по основанию возможности реализации: допустимая, недопустимая;
- по основанию функционального назначения: осаждение и накопление песка, блокирование источника дефляции и т.д.
4. ВЫВОДЫ
1. Анализ литературы позволил выявить ряд классификаций, основной признак которых широко разбросан: материаловедческий, конструктивный, назначение меры, характер работы меры, которые при этом рассмотрены как технологические решения относительно рассмотренного признака. Меры не отражают всего комплекса признаков, без которых нельзя судить об их технологической готовности к применению.
2. Предлагается разработать комплексную классификацию основой которой является выбор меры по ее соответствию правилам классификации и местным условиям, основная цель которых предназначена для повышения результативности биологической защиты.
ЛИТЕРАТУРА
1. A.A. Alghamdi, N.S. Al-Kahtani (2005) Sand control measures and sand drift fences/ J. Perform. Constr. Facil., No 19, 2005. pp. 295-299. DOI:10.1061/(ASCE)0887-3828(2005)19:4(295)
3. Al-Burhan Group. Sand Removal Machine 46-6. http://www.alburhangroup.com/products.php
4. Asi, H., Al-Abdul Wahhab, O. Al-Amoudi, M. Khan, Z. Siddiqi (2002). Stabilization of dune sand using foamed asphalt/ ASTM Geotechnical Test. J., No 25, 2002. pp. 168-176. DOI:10.1520/GTJ11360J
5. Babaev A.G. (1999) Desert Problems and Desertification in Central Asia. Springer, 1999. — 301 p. — ISBN 9783-642-60128-6.
6. Bagnold, R.G. (1941). The phisics of blown sands and desert dunes. -London, 1941.-251р.
7. Belkacemi, B. (1984) French Railways in Algeria, 1850-1990: a Contribution to the Study of Colonial History. Ph.D. British thesis. University of East Anglia
8. Ben Salem (1985). Mulching technique of dune fixation: the layer system. Sand Dune Stabilization. Shelterbelts and Afforestation in Dry Zones, Food and Agriculture Organization of the United Nations, Rom
9. L. Bruno, L. Preziosi, D. FransosA. (2016) Deflecting Module for an Anti-sand Barrier, a Barrier Thus Obtained and a protection Method from Windblown Sand/ WO 2016/181417 A1
10. L. Bruno, N. Coste, D. Fransos, A.Lo Giudice, L. Preziosi, L. Raffaele (2018) Shield for sand: an innovative barrier for windblown sand mitigation. Recent Patents on Engineering. Vol.12, Issu 3, 2018. p.237-246
11. L. Bruno, D. Fransos, A. Lo Giudice (2018). Solid barriers for windblown sand mitigation: aerodynamic behaviour and conceptual design guidelines/ J. Wind Eng. Industrial Aerodynamics, 173 (2018), pp. 79-90. DOI:10.1016/j.jweia.2017.12.005
12. L. Chen, X. Zuoming, H. Chunxiang, L. Dunhai (2006) Man-made desert algal crusts as affected by environmental factors in Inner Mongolia, China/Journal of Arid Environments. 2006. Vol 67. Issue 3. pp.521-527
13. J.J. Cheng, C.X. Xue (2014) The sand-damage-prevention engineering system for the railway in the desert region of the Qinghai-Tibet plateau// J. Wind Eng. Industrial Aerodynamics. 2014. No 125. pp. 30-37. DOI: 10.1016/j.jweia.2013.11.016
14. J.J. Cheng, G.W. Xin, L.Y. Zhi, F.Q. Jiang (2017) Unloading Characteristics of Sand-drift in Wind-shallow Areas along Railway and the Effect of Sand Removal by Force of Wind// Scientific Reports 7, 2017. DOI: 10.1038/srep41462
15. M.-F. Courel (1985) Etude de l'évolution récente des milieux sahéliens à partir des mesures fournies par les satellites. Paris, IBM, 1985. 405 p.
16. Deserts of the World. By M.P. Petrov. Halsted Press, 1976. 447 p.
17. Dong, G., Chen, X., He, Z., Han, X. Wang (2004). Controlling blown sand along the highway crossing the Taklimakan Desert/ J. Arid Environ., 57 (2004), pp. 329-344. DOI:10.1016/j.jaridenv.2002.02.001
18. Dong, Z., Luo W., Qian, G., Wang H. (2007) A wind tunnel simulation of the mean velocity fields behind upright porous fences/ Agric. For. Meteorology, 146 (2007), pp. 82-93. DOI :10.1016/j.agrformet.2007.05.009
19. Dong, Z., Mu, Q., Luo, W., Qinan, G., Lu, P., Wang, H. (2008) An analysis of drag force and moment for upright porous wind fences// Journal of Geophysical Research. VOL. 113.D04103. doi:10.1029/2007JD009138, 2008
20. Z. Guo, N. Huang, Z. Dong, R. Van Pelt, T. Zobeck (2014) Wind erosion induced soil degradation in Northern China: status, measures and perspective/ Sustainability, 6 (2014), pp. 8951-8966, 10.3390/su6128951
21. Kangfu, J. Jin, Z. Weijing (1989) Establishment of protective system and its ecological benefit along both sides of jing-tong railway/ J. Desert Res. 1989. Issue 9. pp. 1-12
22. R.N. Kaul (1986) Sand dune fixation and afforestation: traditional procedures for dune fixation: the hedge system. " FAO Accession No: XF8554219 (Available on Microfiche) "
23. Kerr, P., Nigra, J.O. (1951) Analysis of Aeolian Sand Control/ Arabian American Oil Company (1951)
24. T. Lihui, W. Wangyang, Z. Dengshan, L. Ruijie, W. Xuequan (2015) Characteristics of erosion and deposition of straw checkerboard barriers in alpine sandy land Environ// Earth Science, 74 , pp. 573-584. DOI: 10.1007/s12665-015-4059-6
25. Lima, I.A., Araùjo, E.J., Parteli, R., Herrmann, H.J. (2017) Optimal array of sand fences// Sci. Rep. Vol 7. 2017. DOI: 10.1038/srep45148 Liu, 1987 in (Chinese).
http://gb.cri.cn/27824/2010/12/30/5187s3108418.htm
26. Liu, W., Zhang, J., Qu, K., Zhang, Q. Han (2011) Controlling windblown sand problems by an artificial gravel surface: a case study over the Gobi surface of the Mogao Grottoes// Geomorphology, 134 (2011), pp. 461-469. DOI:10.1016/j.geomorph.2011.07.028
27. R.W. Luebke (1967) Fencing for Controlling Accumulation and Drifting of Snow, sand or Other Heavier-than-air Particles Suspended in Air Currents (1967) US3473786A
28. Luna, M.C.M.M., Parteli, E.J.R., Duran, O., Herrmann, H. J. (2011) Model for the genesis of coastal dune fields with vegetation// Geomorphology. 2011. Vol. 129. Issue 3-4. pp. 215-224. https://doi.org/10.1016/j.geomorph.2011.01.024
29. Mirakhmedov M.M., Lesov K.S., Mamadaliev A.Y. (2018) Railway line Bukhara - Miskin/ X Conference International "Transport Problems". 27 June-29 June 2018. Katowice, Poland. PP. 512-521
30. Muzaffarowa M.K., Mirachmedow M. M. (2016) Differences and commonalities impregnation of air-dry and the wet sand // Transport problems, Vol.11, Issue 3, 2016. p. 143 - 152
31. Monod Th. (1973) Les Déserts. -Paris, Horisons de France, 1973. -247 p.
32. Naser, C., Baker, F. Schmid (2013). A review of railway windblown sand mitigation techniques and a structural analysis of a novel tunneling solution// International Workshop on Railway Aerodynamics, University of Birmingham, 2013.
33. Pouquet J. Les déserts. -Paris, Presses universitaires, 1951, p.126.
34. J. Qu, R. Zu, K. Zhang, H. Fang (2007). Field observations on the protective effect of semi-buried checkerboard sand barriers/ Geomorphology, 88 (2007), pp. 193-200. DOI:10.1016/j.geomorph.2006.11.006Lianchan, L. (1984) Railway built in desert and sand-prevention in China// J. China Railw. Soc., 3. In (Chinese)
35. L.Raffaele, L.Bruno, F.Pellerey, L.Prezios (2016) Windblown sand saltation: A statistical approach to fluid threshold shear velocity/ - In: Aeolian Research, No 23, 2016. pp. 79-91. ISSN 1875-9637.
36. M. Rahim (1945). Behaviour of Drift Sand and Method of Dealing with it// Pakistan Engineering Congress (1945)
37. M. Saifi, N. Boulghobra, L. Fattoum (2015). The green Dam in Algeria as a Tool to Combat Desertification. Planet@Risk, vol. 3 (2015), pp. 1-4 // (Davos: Global Risk Forum) M.E.E.D. Insight. Middle East Rail and Metro Projects Report 2014. Tech. Rep (2014)
38. A.S. Stipho (1992). Aeolian sand hazards and engineering design for desert regions/ Q. J. Eng. Geol., No 25, 1992. pp. 83-92. DOI:10.1144/GSL.QJEG.1992.025.02.02
39. R. Wenty (2017). The SRM 500-A high-output sand removal machine for combating sand drifts// Rail Eng. Int., 4 (2017), pp. 9-10
40. Robinson, Neil (2009) World Rail Atlas and Historical Summary. Vol.7 : North, East and Central Africa. Unknown Binding - January 1, 2009.
41. Rochette R.-M. (sous la dir.) Le Sahel en lutte contre la désertification leçons d'expériences. -Weikersheim, Margraf, 1989. -592p.
42. Sand Dune Stabilization (1985) Shelterbelts and Afforestation in Dry Zones. Food and Agriculture Organization of the United Nations, Rome (1985)
43. Shah Rehman (1995) Stabilisation des dunes de sable dans la vallée de Mastung (Balushistan, Pakistan)/ Sécheresse. 1995. Vol.6. Issue 4. pp.347-354
44. Shao Y. (2008). 2008) Physics and Modelling of Wind Erosion. Springer. DOI: 10.1007/978-1-4020-8895-7
45. Watson (1985). The control of windblown sand and moving dunes: a review of the methods of sand control in deserts, with observations from Saudi Arabia / Q. J. Eng. Geol., 18 (1985), pp. 237252, 10.1144/GSL.QJEG.1985.018.03.05
46. X.M. Wang, C.X. Zhang, E. Hasi, Z.B. Dong (2010). Has the Three Norths Forest Shelterbelt Program solved the desertification and dust storm problems in arid and semiarid China// J. Arid Environ., 74 (2010), pp. 13-22, DOI: 10.1016/j.jaridenv.2009.08.001
47. S. Xie, J. Qu, Y. Pang (2017) Dynamic wind differences in the formation of sand hazards at high- and ÂSlow-altitude railway sections/ J. Wind Eng. Industrial Aerodynamics, 169 (2017), pp. 39-46. DOI: 10.1016/j.jweia.2017.07.003
48. Yu Qiu, I.B., Lee, H., Shimizu, Y. Gao, G. Ding (2004). Principles of sand dune fixation with straw checkerboard technology and its effects on the environment/ J. Arid Environ., 56 (2004), pp. 449-464, 10.1016/S0140-1963(03)00066-1GCC Transport and Railway Conference, Doha, Qatar (2011), pp. 17-19. http://www.iktissadevents.com/files/events/gtrc/1/presentations/d2-s8-duncan-phillips.pdf
49. J.A. Zakeri (2012). Investigation on railway track maintenance in sandy-dry areas. Structure and Infrastructure Engineering: maintenance, Management// Life-Cycle Des. Perform., 8 (2012), pp. 135-140. DOI:10.1080/15732470903384921
50. J.A. Zakeri, R. Abbasi (2012). Field investigation of variation of loading pattern of concrete sleeper due to ballast sandy contamination in sandy desert areas/ J. Mech. Sci. Technol., 26 (2012), pp. 3885-3892
51. Zhang, X., Zou, H. Cheng, S. Yang, X. Pan, Y. Liu, G. Dong (2007). Engineering measures to control windblown sand in shiquanhe town, Tibet/J. Wind Eng. Industrial Aerodynamics, 95 (2007), pp. 53-70
52. Zhou, X., Zhao, Y., Belnap, J., Zhang, B., Bu, C. and Zhang, Y. (2020) Practices of biological soil crust rehabilitation in China: experiences and challenges. Restor Ecol. doi:10.1111/rec. 13148
53. А.с. № 1079755 (СССР). Вяжущее для закрепления подвижных песков/ Лем Р.А., Т.И.Фазилов, М.Мирахмедов и др. - Опубл. в Б.И., 1984, № 10. [In Russian: A.S. No. 1079755 (USSR). Binder for fixing moving sands / Lem R.A., T.I. Fazilov, M.Mirakhmedov et al. - Publ. in BI, 1984, no. 10].
54. А.с. № 507702 (СССР) Профилактическое средство универсин/ Ольков П.Л. -Опуб. В Б.И., 1976, №11. [In Russian: A.S. No. 507702 (USSR) Prophylactic agent universin / Olkov PL. -Pub. In B.I., 1976, No. 11].
55. А.с. № 623915 (СССР). Вяжущее/ Фазилов Т.И., А.И.Адылходжаев, М.Мирахмедов. -Опубл. в Б.И., 1978, №34. [In Russian: A.S. No. 623915 (USSR). Astringent / Fazilov T.I., A.I. Adylkhodzhaev, M.Mirakhmedov. -Publ. in BI, 1978, No. 34].
56. А.с. № 917733 (СССР) Способ закрепления подвижных песков/ Мирахмедов М. и др. - Опубл. в Б.И., 1982, №13. [In Russian: A.S. No. 917733 (USSR) Method of fixing moving sands / Mirakhmedov M. et al. - Publ. in BI, 1982, No. 13].
57. А.с. № 918299 (СССР). Вяжущее/ Лем.Р.А., Т.И.Фазилов, М.Мирахмедов и др. - Опубл. в Б.И., 1982, № 13. [In Russian: A.S. No. 918299 (USSR). Astringent / Lem.R.A., T.I. Fazilov, M. Mirakhmedov et al. -Publ. in BI, 1982, no. 13].
58. А.с. № 924245 (СССР). Вяжущее для закрепления подвижных песков/ Мирахмедов М., и др. - Опубл. в Б.И.,1982, № 16. [In Russian: A.S. No. 924245 (USSR). Binder for fixing mobile sands / Mirakhmedov M., et al. -Publ. in BI, 1982, No. 16].
59. А.с. №548236 (СССР). Способ образования пескозадерживающих устройств/ Закиров Р.С. - Опубл. в Б.И.,1977, № 8. [In Russian: A.S. No. 548236 (USSR). Method for the formation of sand-holding devices / Zakirov R.S. - Publ. in BI, 1977, no. 8].
60. Абдукамилов Ш.Ш., Прокудин И.В. Распространение колебаний в железнодорожном земляном полотне, отсыпанном барханными песками. Проблемы механики, 2011. Vol.3-4. P. 70-73. [In Russian: Abdukamilov, Sh.Sh., Prokudin, I.V. Propagation of vibrations in a railway subgrade covered with dune sands. Problems of Mechanics, 2011. Vol.3-4].
61. Адылходжаев А.И. Разработка состава и применение госсиполовой эмульсии для закрепления подвижных песков/ Автореф...канд. тех. наук. -Ташкент, 1978. -27 с. [In Russian: Adylkhodzhaev A.I. Development of the composition and application of gossypol emulsion for fixing mobile sands / Abstract of thesis ... cand. tech. sciences. - Tashkent, 1978.-27 p.].
62. Амирасланов К.З. О водном режиме песчаных почв и подвижных песков Апшерона. Тр. Проблемы освоения пустыни. № I, Ашхабад, 1970. С. 58-61. [In Russian: Amiraslanov K.Z. On the water regime of sandy soils and moving sands of Apsheron. Tr. Problems of Desert Development. No. I, Ashgabat, 1970. P. 58-61].
63. Амирасланов К.З. Ветровая эрозия в Юго-Восточной части Апшерона и меры борьбы с ней. -Баку,1967.-152с. [In Russian: Amiraslanov K.Z. Wind erosion in the southeastern part of Absheron and measures to combat it. -Baku, 1967.-152 p.].
64. Арипов Э.А. Б.Н.Нурыев, М.А.Аразмурадов. Химическая мелиорация подвижных песков/ Под. ред. К.С.Ахмедова, А.П.Иванова. -Ашхабад: Ылым, 1983. С.85-87. [In Russian: Aripov E.A. B.N. Nrnyev, M.A. Arazmuradov. Chemical reclamation of moving sands / Under. ed. K.S.Akhmedov, A.P. Ivanova. - Ashgabat: Ylym, 1983. P. 85-87].
65. Арнагельдыев А., В.И. Костюковский. Пустыня Каракумы: Природа и человек. -М.: Наука, 1985. - 161 с. [In Russian: Arnageldyev A., V.I. Kostyukovsky. The Karakum Desert: Nature and Man. -M .: Nauka, 1985.-161 p.].
66. Бабаев А.Г. Методика изучения по аэроснимкам степени антропогенного воздействия в пустыне/ Проблемы освоения пустынь. -1979, №1. - С.65-72. [In Russian: Babaev A.G. Methodology for studying the degree of anthropogenic impact in the desert from aerial photographs / Problems of desert development. -1979, no. 1. - P. 6572.].
67. Бабаев А.Г., З.Г. Фрейкин. Пустыни вчера, сегодня, завтра. -М.: Мысль, 1977. - 351 с. [In Russian: Babaev A.G., Z.G. Freikin. Deserts yesterday, today, tomorrow. - M .: Thought, 1977.-351 p.].
68. Бежанбек Е. А. Создание насаждений черного саксаула посевом на песках Бухарского оазиса/ Автореф. дисс. канд. с.-х. наук. -М., 1955. -16 с. [In Russian: Bezhanbek E.A. Creation of plantations of black saxaul by sowing on the sands of the Bukhara oasis / Author's abstract. diss. Cand. of Agricultural Sciences. - M., 1955. - 16 p.].
69. Безрук В.М. и др. Строительство дорог на засоленных грунтах и подвижных песках. - М.: Автотрансиздат, 1953. -202 с. [In Russian: Bezruk V.M. etc. Construction of roads on saline soils and mobile sands. - M.: Avtotransizdat, 1953. - 202 p.].
70. Борисов А.Н. Основные принципы проектирования трассы железных дорог в районах подвижных песков/ Автореф...канд. тех. наук. -Новосибирск,1982. -19 с. [In Russian: Borisov A.N. Basic principles of designing a railroad route in areas of moving sands / Abstract of thesis ... cand. tech. sciences. - Novosibirsk, 1982. - 19 p.].
71. В.П. Поляков, Д.И. Песвианидзе, В.Ф. Горбачева. Опыт борьбы с песча-ными заносами на Среднеазиатской железной дороге / - Т. : УЗИНТИ , 1966 . - 75 с. [In Russian: V.P. Polyakov, D.I. Pesvianidze, V.F. Gorbachev. Experience of dealing with sand drifts on the Central Asian railway / - T. : UZINTI, 1966. - 75 p.].
72. Вахба Саид Абдел Хей. Влияние искусственных структурообразователей на механические и водные свойства песчаных почв/ Автореф. дисс. канд. биол. наук. -М, МГУ, 1981. -28 с. [In Russian: Wahba Said Abdel Hay. The influence of artificial structure-forming agents on the mechanical and water properties of sandy soils / Author's abstract. diss. cand. biol. sciences. -M, Moscow State University, 1981.-28 p.].
73. Гаель А.Г. Облесение бугристых песков засушливых областей. -М.: Географгиз, 1952. -219с. [In Russian: Gael A.G. Afforestation of hilly sands in arid areas. -M.: Geografgiz, 1952. 219 p.].
74. Гвоздиков А.В. Методы накопления, обработки и использования данных о ветровом режиме в песчаных пустынях. -Т.: 1966. -168с. [In Russian: A. V. Gvozdikov. Methods of accumulation, processing and use of data on wind conditions in sandy deserts. -T .: 1966.-168 p.].
75. Гендугов В.М., Глазунов Г.П.Ветровая эрозия почвы и запыление воздуха. -М.: Физматлит, 2007. 240 с. ISBN 978-5-9221-0750-1; 2007 г. [In Russian: Gendugov VM, Glazunov GP Wind erosion of soil and air dusting. -M.: Fizmatlit, 2007. 240 p. ISBN 978-5-9221-0750-1; 2007].
76. Данилин А. Л. Интенсивность переноса песка и расчет пескоукрепительных мероприятий в Узбекистане/ Борьба с подвижными песками в Средней Азии. Вып.42/ Сб. научн. трудов Таш СХИ. -Ташкент,1973. -57 с. [In Russian: Danilin A.L. Intensity of sand transfer and calculation of sand-strengthening measures in Uzbekistan / Control of mobile sands in Central Asia. Issue 42 / Sat. scientific. works of Tash Agricultural Institute. -Tashkent, 1973. -57 p.].
77. Демьяненко А.Ф. Методология и основы организационных решений строительства железных дорог в аридных регионах/ Автореф... докт. тех. наук. -М.: 1996. -47 с. [In Russian: Demyanenko A.F. Methodology and foundations of organizational solutions for the construction of railways in arid regions / Abstract of ... doc. tech. sciences. - M.: 1996.-47 p.].
78. Закиров Р.С. Омаров А. Д., Мирахмедов М. (2003) Комплексная система подготовки производства мелиорации подвижных песков в полосе и за полосой отвода железных дорог. -Алма-Ата, КазУТК, 2003. -157 с. [In Russian: Zakirov R.S. Omarov A.D., Mirakhmedov M. (2003) An integrated system of preparation for the production of reclamation of mobile sands in the strip and behind the right-of-way of railways. -Alma-Ata, KazUTK, 2003. -157 p.].
79. Закиров Р.С. Новые способы закрепления подвижных песков/ Путь и путевое хозяйство, № 6, 1981, С.22-23. [In Russian: Zakirov R.S. New ways of fixing moving sands / Path and track facilities, No. 6, 1981, pp. 22-23.].
80. Закиров Р.С. Теория и практика защиты железных дорог от песчаных заносов. - Ташкент: Фан, 1987. - 128 с. [In Russian: R.S. Zakirov. Theory and practice of protecting railways from sand drifts. - Tashkent: Fan, 1987 .128 p.].
81. Закиров Р.С., Панекин В.В. Опыт применения пескоулавливающих траншей для защиты пути от песчаных заносов. Инф. лис. -Ташкент, ДЦНТИ, 1976. -4 с. [In Russian: Zakirov R.S., Panekin V.V. Experience of using sand-catching trenches to protect the track from sand drifts. Inf. foxes. -Tashkent, DTSSTI, 1976. -4 p.].
82. Закрепление подвижных песков пустынь СССР/ Под ред. Акад. АН ТССР Бабаева А.Г. -Ашхабад, 1982. -260 с. [In Russian: Consolidation of mobile sands of the USSR deserts / Ed. Acad. AN TSSR A.G. Babaeva -Ashgabat, 1982.260 p.].
83. Закрепление и лесовостановление на подвижных песках вокруг населенных пунктов в пустыне Каракум. ИСЦАУЗР/ Вейсов С. Ашхабад: НИМРМ'ЖМ. 2011. [In Russian: Anchoring and reforestation on moving sands around settlements in the Karakum desert. CACILM / Weisov S. Ashgabat: NIPRMZHM, 2011].
84. Знаменский А.И. Некоторые вопросы борьбы с ветровой эрозией и песчаными заносами в современных условиях освоения песчаных территорий/ Природные условия, животноводство и кормовая база пустынь. -Ашхабад, 1963. С.260-266. [In Russian: Znamenskiy A.I. Some issues of combating wind erosion and sand drifts in the modern conditions of the development of sandy territories / Natural conditions. livestock and food resources of deserts. -Ashgabat. 1963. P.260-266].
85. Иванов А.П. Физические основы дефляции песков пустыни. -Ашхабад: Ылым, 1972. -112с. [In Russian: Ivanov A.P. Physical basis for deflation of desert sands. -Ashgabat: Ylym. 1972. - 112 p.].
86. Инструкция на получение и применение вяжущих веществ для закрепления подвижных песков/ РСН-31-85. Утв. Госстрой ТССР 2.12.1985. -Ашхабад :1985. -48 с. [In Russian: Instructions for the production and use of binders for fixing mobile sands / RSN-31-85. Approved. Gosstroy TSSR 2.12.1985. - Ashgabat: 1985. -48 p.].
87. Казо Б. Закрепление поверхности песков при помощи солакрола отечественного производства. -Агрохимия и почвоведение, 1958, № 7. -14 с. [In Russian: Kazo B. Securing the surface of sands using domestic solacrol. -Agrochemistry and soil science. 1958. No. 7. -14 p.].
88. Купеев К.Г., Губайдуллин Н.М. Разработка технологии и организации производства цементно-песчаных пластин для клеточной механической защиты/ Борьба с песчаными заносами в условиях Средней Азии на железнодорожном транспорте/ Тр. ТашИИТ. Вып.120. -Ташкент. 1975. С.5-13. [In Russian: Kupeev K.G.. Gubaidullin N.M. Development of technology and organization of production of cement-sand plates for cellular mechanical protection / Fight against sand drifts in Central Asia on railway transport].
89. Мирахмедов M.M. Основы методологии организации пескозакрепительных работ и защита природно-технических объектов от песчаных заносов/ Монография. - Ташкент: Фан ва технолгиялар. 2008. - 248 с. [In Russian: Mirakhmedov M.M. Fundamentals of methodology for organizing sand-fixing works and protection of natural and technical objects from sand drifts. / Monograph].
90. Мирахмедов М.М. и др. Ресурсосберегающие организационно-технологические решения борьбы с проявлениями экзогенных процессов на железных дорогах. - Ташкент: Сано, 2017. - 424 с. [In Russian: Mirakhmedov M.M. and others. Resource-saving organizational and technological solutions to combat the manifestations of exogenous processes on the railways].
91. Музаффарова М.К. Ресурсосберегающее закрепление подвижных песков вяжущими материалами местного производства. Диссертация на соискание степени PhD. - Ташкент. ТАСИ. 2018. - 114 с. [In Russian: Muzaffarova M.K. Resource-saving fixing of mobile sands with locally produced binders. PhD thesis].
92. Нурыев Б.Н. Структурообразование в дисперсных песках под влиянием водных растворов полимеров и меры борьбы с ветровой эрозией. / Автореф... канд. геогр. наук. -Ташкент,1969. -25 с. [In Russian: Nuryev B.N. Structure formation in dispersed sands under the influence ofaqueous solutions ofpolymers and measures to combat wind erosion].
93. Петров М.П. Мировой опыт облесения и закрепления подвижных песков в пустынях земного шара. -Л.: Изд. ЛГУ. 1974. -43 с. [In Russian: Petrov M.P. World experience of afforestation and consolidation of moving sands in the deserts of the world].