Научная статья на тему 'Комплекс мер и механизмов поддержки предпринимательства со стороны регионального Правительства (на примере Белгородской области)'

Комплекс мер и механизмов поддержки предпринимательства со стороны регионального Правительства (на примере Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENTS / INVESTMENT PROJECTS / COMPETITIVE ADVANTAGES / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безуглый Эдуард Александрович, Ткаченко Владимир Васильевич, Шапошников Виталий Леонидович

В статье рассматривается и анализируется Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, комплекс новых мер и механизмов поддержки предпринимательства, улучшения инвестиционного климата и стимулирования привлечения инвесторов. Рассмотрение механизмов и инструментов проектного управления, которые позволяют оптимизировать эффективность использования трудовых, финансовых и временных ресурсов, систематизировать совместную работу Департамента экономического развития области и хозяйствующих субъектов по реализации проектов, направленных на повышение экономического потенциала области, повышение конкурентоспособности региона, улучшения условий для развития малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SET OF MEASURES AND MECHANISMS OF BUSINESS SUPPORT BY REGIONAL GOVERNMENT (ON THE EXAMPLE OF BELGOROD REGION)

The article discusses and analyzes the Strategy of socio-economic development of the Belgorod region for the period up to 2025, considers a set of new measures and mechanisms to support entrepreneurship, improve the investment climate and stimulate the attraction of investors. Consideration of mechanisms and tools of project management, which allow to optimize the efficiency of labor, financial and time resources, to systematize the joint work of the Department of economic development of the region and economic entities for the implementation of projects aimed at increasing the economic potential of the region, improving the competitiveness of the region, improving the conditions for the development of small and medium-sized enterprises.

Текст научной работы на тему «Комплекс мер и механизмов поддержки предпринимательства со стороны регионального Правительства (на примере Белгородской области)»

УДК 332.146:330.322 ББК 65.049 Б 40

Э.А. Безуглый,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород. Тел.: +7 (919) 287-72-00, e-mail: edu-ardbezugly@mail.ru

В.В. Ткаченко,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород. Тел.: +7 (902) 559-94-36, e-mail: tkachenkovlad@yandex.ru

В.Л. Шапошников,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород. Тел.: +7 (960)627-04-44, e-mail: v.shaposhnikov@mail.ru

КОМПЛЕКС МЕР И МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ

РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается и анализируется Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, комплекс новых мер и механизмов поддержки предпринимательства, улучшения инвестиционного климата и стимулирования привлечения инвесторов. Рассмотрение механизмов и инструментов проектного управления, которые позволяют оптимизировать эффективность использования трудовых, финансовых и временных ресурсов, систематизировать совместную работу Департамента экономического развития области и хозяйствующих субъектов по реализации проектов, направленных на повышение экономического потенциала области, повышение конкурентоспособности региона, улучшения условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, инвестиции, инвестиционные проекты, конкурентные преимущества, инвестиционная привлекательность региона, инновационная деятельность.

E.A. Bezugly,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry named I.D. Putilin, Belgorod. Ph.: +7 (919) 287-72-00, e-mail: eduardbezugly@mail.ru

V.V. Tkachenko,

Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of the Department of Management and Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Putilin, Belgorod. Ph.: +7 (902) 559-94-36, e-mail: tkachenkovlad@yandex.ru

V.L. Shaposhnikov,

Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Management and Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod. Phone: + 7 (960) 627-04-44, e-mail: v.shaposhnikov@mail.ru

A SET OF MEASURES AND MECHANISMS OF BUSINESS SUPPORT BY REGIONAL GOVERNMENT (ON THE EXAMPLE OF BELGOROD REGION)

Abstract. The article discusses and analyzes the Strategy of socio-economic development of the Belgorod region for the period up to 2025, considers a set of new measures and mechanisms to support entrepreneurship, improve the investment climate and stimulate the attraction of investors. Consideration of mechanisms and tools of project management, which allow to optimize the efficiency of labor, financial and time resources, to systematize the joint work of the Department of economic development of the region and economic entities for the implementation of projects aimed at increasing the economic potential of the region, improving the competitiveness of the region, improving the conditions for the development of small and medium-sized enterprises.

Keywords: social and economic development, investments, investment projects, competitive advantages, investment attractiveness of the region, innovative activity.

Формирование целей социально-экономического развития на долгосрочную перспективу требует четкого определения ценностных ориентиров общества, обеспечивающих переход к инновационной активной экономике и устойчивой социальной политике [1].

Для достижения стратегических целей социально-экономического развития страны необходим переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал экономики России за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния населения [2].

Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года разработана для определения целевых ориентиров в социально-экономическом развитии области, выражающихся в достижении и закреплении лидерских позиций и создании условий и механизмов, позволяющих обеспечить опережающие темпы развития экономики, сформировать комфортную среду для жизни

человека, обеспечить духовное благополучие белгородцев [3].

В эпоху усиленной конкуренции среди субъектов за инвестиционные ресурсы, направленные на передовое, технологичное, высокопроизводительное и бережливое развитие отраслей экономики, в 2018 году в Белгородской области реализован комплекс новых мер и механизмов поддержки предпринимательства, улучшения инвестиционного климата и стимулирования привлечения инвесторов. Среди таких мер можно выделить следующие:

1. Программа «500 / 10 000» - для участников Программы (субъектов малого и среднего предпринимательства Белгородской области) предусмотрена финансовая поддержка на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания производства товаров (работ, услуг) в сельских территориях региона. На данный момент в портфель Программы входят 464 проекта общей стоимостью более 9 млрд рублей, реализация которых позволит создать 3178 новых рабочих мест. В 2018 году в рамках Программы реализовано 79 проектов на общую сумму 493,5 млн рублей, создано 1052 новых рабочих места.

2. Специальные инвестиционные контракты (СПИК) - установлены

пониженные налоговые ставки для организаций - участников специальных инвестиционных контрактов. СПИК - один из инструментов поддержки инвестиционной деятельности в промышленности, такой

Ключевые хара

контракт заключается с инвестором с целью реализации инвестиционного проекта при условии предоставления инвестору соответствующих мер государственной поддержки на период действия контракта (табл. 1).

Таблица 1

эристики СПИК

СПИК (утверждён Постановлением Правительства Белгородской области от 28.05.2018 № 160-пп [4]) - это соглашение, заключаемое между инвестором (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), Белгородской областью, муниципальным образованием (при предоставлении мер поддержки) и (или) привлеченными лицами

СПИК содержит: - срок действия равен сроку выхода проекта на проектную операционную прибыль + 5 лет (но не более 10 лет)

- меры стимулирования стимулирование деятельности в сфере промышленности (предусмотренные нормативными правовыми актами Белгородской области и (или) муниципальными правовыми актами)

- обязательства обязательства инвестора и (или) привлеченных лиц по созданию и (или) освоению промышленного производства в соответствии с бизнес-планом

Уполномоченный орган по заключению СПИК: Департамент экономического развития Белгородской области

Муниципальное образование Белгородской области (при представлении мер поддержки)

Типы СПИК: Создание или модернизация промышленного производства на территории Белгородской области

Внедрение наилучших доступных технологий в промышленное производство с учетом требований Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» [5]

Освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации

Для заключения СПИК реализация инвестиционных проектов по созданию, модернизации и (или) освоению производства продукции должна относиться к следующим видам экономической деятельности: - добыча металлических руд - производство металлургическое

- производство компьютеров, электронных и оптических изделий - производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

- производство электрического оборудования - производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

- производство прочих транспортных средств и оборудования - производство химических веществ и химических продуктов

- производство текстильных изделий - производство сахара и другие

ВЫГОДЫ инвестора от заключения СПИК: - льготная дифференцированная налоговая ставка по налогу на имущество в течение 3-х налоговых периодов (0,5% - первый год, 1% - второй год, 1,5% - третий год)

- стабильность налоговых условий (региональных + муниципальных) в течение срока действия СПИК

- применение специальных мер стимулирования (региональных + муниципальных) в течение срока действия СПИК

Минимальный объем инвестиций по проекту для заключения СПИК > 750 млн рублей.

3. Реестр инвестиционных проектов (РИП) - используется в целях оказания государственной поддержки организациям, реализующим инвестиционные проекты и включенным в реестр региональных инвестиционных проектов. Услуга зарегистрирована и доступна инвесторам на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и в региональной информационной системе Белгородской области «Портал государственных и муниципальных услуг Белгородской области» (табл. 2).

4. «Инвестиционная витрина» - используется для привлечения инвестиций в продвижение новых проектов, стартапов и идей на базе АО «Корпорация «Развитие». Проект «Инвестиционная витрина», активно реализуется в двух форматах: как инструмент по сопровождению и упаковке проектов, выстраиванию коммуникаций с потенциальными

инвесторами, популяризации и, соответственно, привлечению финансирования; как функционирующий ресурс - это финансовая платформа с механизмом прямого инвестирования в проект с полной защитой интересов инициатора и инвестора, в том числе через инструменты цифровой экономики: блокчейн и смарт-контракт (будет реализован к 1 сентября 2019 года).

5. «Точка кипения Белгород» -

используется с целью создания смыслового пространства для коллективной работы сообществ и активного вовлечения бизнес-пространства Белгородской области в Национальную технологическую инициативу и образование будущего на площадке АО «Корпорация «Развитие» на основе франшизы АНО «Агентство стратегических инициатив». Проект «Точка кипения Белгород» - это уникальный, не имеющий аналогов в России

Таблица 2

Основные характеристики региональных инвестиционных проектов

РИП (реестр региональных инвестиционных проектов)

Региональный инвестиционный проект - это проект, целью которого является производство товаров. Производство товаров в результате Проекта осуществляется исключительно на территории одного из субъектов Российской Федерации (допускается на территории нескольких субъектов Российской Федерации, если Проект предусматривает производство товаров в рамках единого технологического процесса)

Объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее: - 450 млн рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий 3-х лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов

- 500 млн рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий 5-и лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов

Прибыль от реализации товара, произведенного в результате реализации инвестиционного проекта, должна составлять не менее 90% всех доходов

Каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником

Проект не может быть направлен на следующие цели: - добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата

- производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов)

- осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организации в размере 0%

ВЫГОДЫ инвестора от включения в РИП - льготная налоговая ставка по налогу на прибыль -14%; период применения льготной налоговой ставки - 5 налоговых периодов

и мире инструмент поиска и развития лидеров, создания, обсуждения и продвижения команд, проектов и инициатив, способных оказать значимое влияние на социально-экономическое развитие региона в сферах образования, государственного и муниципального управления, цифровой экономики и технологического развития.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации в течение 2018 года продолжилась начатая в 2017 году работа по внедрению 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата. Средний процент достижения целевых значений показателей по целевым моделям в регионе составляет 95% (по России - 89%).

Благодаря созданным благоприятным условиям ведения бизнеса на территории региона, ежегодный объем инвестиций в основной капитал с 2011 года превышает 120 млрд рублей, что составляет около 1% объема инвестиций в целом по Российской Федерации. И 2018 год не стал исключением (по оценке - 134,4 млрд рублей). Основной объем инвестиций в 2018 году был направлен на развитие обрабатывающих производств, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, дорожного и жилищного строительства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, здравоохранения и образования [6].

Промышленное производство является основой экономического потенциала Белгородской области. Деятельность Правительства области направлена на создание условий для устойчивого развития промышленных предприятий на базе внедрения инновационных ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, проведения технического перевооружения и реконструкции действующих производств, создания производств современного технологического уровня с высокой степенью переработки сырья, обеспечивающих повышение качества и конкурентоспособности продукции,

производительности труда, снижение издержек производства [7].

В Белгородской области реализуются проекты по строительству заводов по производству фармацевтических субстанций, готовых лекарственных средств и производству ветеринарных препаратов, которые являются опорными для созданного биофармацевтического кластера. Программа развития кластера одобрена Министерством экономического развития Российской Федерации. В целях объединения усилий предпринимателей, организаций науки и образования, а также смежных и поддерживающих организаций по реализации кластерной политики предприятиями и научными организациями Белгородской области подписано многостороннее соглашение о создании кластера. Общую координацию взаимодействия в рамках кластера осуществляет центр кластерного развития - областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр». Среди ведущих предприятий, создающих основу биофармацевтического комплекса, являются: ООО «Полисинтез», филиал АО «Верофарм» в г. Белгороде, ООО «Эдвансд Фарма», ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК», ООО «ПИК-ФАРМА ХИМ», АО «ОЭЗ «ВладМиВа», ООО «Агровет», а также организации, создающие комплексы по производству ветеринарных препаратов на территории промышленного парка «Северный», ООО «Белфармаком» и ООО «НПФ-ВИК» [8].

В рамках наращивания сотрудничества с федеральными институтами развития в 2018 году заключены соглашения с государственной корпорацией «Ростех» в целях формирования благоприятных условий для разработки и производства высокотехнологичной продукции промышленными предприятиями области и с Фондом «Сколково» - для стимулирования инновационной деятельности, развития инновационной среды и инновационной экосистемы региона.

В 2018 году организовано проведение 6 заседаний Совета по инновационно-технологическому развитию

Белгородской области, на которых были рассмотрены вопросы развития горно-металлургического комплекса, биотехнологий, потребительской кооперации, внедрения бережливых и цифровых технологий в органах исполнительной власти области, планы по развитию ТОСЭР «Губкин», а также реализация значимых инвестиционных проектов на территории региона.

На реализацию научных и инновационных проектов по состоянию на 10 декабря 2018 года привлечено 125,8 млн рублей:

- на реализацию 20 проектов фундаментальных исследований в рамках совместного конкурса с Российским фондом фундаментальных исследований - 7 млн рублей (на условиях софи-нансирования за счет средств РФФИ и бюджета Белгородской области), что в 1,7 раза выше уровня 2017 года;

- на реализацию 37 инновационных проектов в рамках программ «Фонда содействия инновациям» - 118,8 млн рублей (за счет средств фонда), что почти в два раза выше (1,9 раза) объема поддержки 2017 года (62,5 млн рублей) [9].

Эффективность принимаемых мер по поддержке и развитию инновационной деятельности подтверждает тенденция устойчивого роста показателей инновационного развития региона. По данным Белгородстата по

итогам 2017 года, объем внутренних затрат на исследования и разработки составил 1,9 млрд рублей, что на 150 млн рублей выше уровня 2016 года, почти на 4 млрд рублей вырос объем затрат на технологические инновации и составил 23,8 млрд рублей. В 2017 году впервые объем отгрузки инновационной продукции достиг отметки 100 млрд рублей. По данному показателю Белгородская область занимает третье место среди регионов ЦФО.

В рейтинге Высшей школы экономики Белгородская область входит в первую двадцатку инновационных регионов России, занимая 18 место, поднявшись за последние 5 лет на 13 позиций, и в топ-10 субъектов Российской Федерации по качеству инновационной политики (9 место).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применяемые в Белгородской области программа «500 / 10 000», специальные инвестиционные контракты, реестр инвестиционных проектов, «Инвестиционная витрина», «Точка кипения Белгород» способствуют улучшению инвестиционного климата в регионе. Данные инновационные программы можно применять и в других субъектах Российской Федерации для поддержания малого, среднего предпринимательства и привлечения инвестиций в региональную экономику.

Примечания:

1. Irani Z., Elliman T. Creating social entrepreneurship in local government // European Journal of Information Systems. 2008. Vol. 17, № 4. Pp. 336-342.

2. Шалыгина Н.П., Сбитнева А.Е. Развитие малого и среднего бизнеса как фактор повышения инвестиционной привлекательности региональной экономики (на примере Белгородской области) // Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации. Белгород: НИУ «БелГУ». 2017. С. 148-154.

3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года: постановление Правительства Белгородской области от 25.01.2010 № 27-пп. URL: http://docs.cntd.ru/document/428596289 (дата обращения: 12.02.2019).

4. Об утверждении правил заключения Белгородской областью специальных инвестиционных контрактов: постановление Правительства Белгородской области от 28.05.2018 №» 160-пп // СПС КонсультантПлюс. М., 2019 (дата обращения: 11.02.2019).

5. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133.

6. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2019 год и на период до 2021 года. URL: http://derbo.ru/deyatel-nost/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/ (дата обращения: 10.02.2019).

7. Добровольская А.Ю. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Белгородской области: существующие тенденции и проблемы // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 1. С. 92-94.

8. Паспорт Белгородской области 2018. URL: http://belgorodinvest.ru/ documents/2054/ Паспорт_БО (дата обращения: 01.02.2019).

9. Селиверстов Ю.И. Некоторые аспекты стратегического развития экономического субъекта (на примере Белгородской области) // Экономика. Общество. Человек: межвуз. сб. науч. тр. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова. 2017. С. 318-329.

References:

1. Irani Z., Elliman T. Creating social entrepreneurship in local government // European Journal of Information Systems. 2008. Vol. 17, No. 4. Pp. 336-342.

2. Shalygina NP, Sbitneva A.E. The development of small and medium-sized businesses as a factor in increasing the investment attractiveness of the regional economy (on the example of the Belgorod Region) // Modern problems of socio-economic systems in the context of globalization. Belgorod: NRU "BelSU". 2017. Pp. 148-154.

3. On approval of the Strategy for socio-economic development of the Belgorod Region for the period up to 2025: Decree of the Government of the Belgorod Region of January 25, 2010 No. 27-pp. URL: http://docs.cntd.ru/document/428596289 (access date: 12.02.2019).

4. On approval of the rules for concluding special investment contracts by the Belgorod Region: Decree of the Government of the Belgorod Region dated May 28, 2018 No. 160-pp // ATP Consultant Plus. M., 2019. (access date: 11.02.2019).

5. On environmental protection: Federal Law of January 10, 2002 No. 7-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2002. No. 2. Art. 133.

6. Explanatory note to the forecast of socio-economic development of the Belgorod Region for 2019 and for the period until 2021. URL: http://derbo.ru/deyatelnost/social-no-ekonomicheskoe-razvitie/ (access date: 10.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Dobrovolskaya A.Yu. Foreign economic activity of enterprises of the Belgorod Region: existing trends and problems // Modern high technology. 2006. No. 1. Pp. 92-94.

8. Passport of the Belgorod Region 2018. URL: http://belgorodinvest.ru/docu-ments/2054/ Passport_BO (access date: 01.02.2019).

9. Seliverstov Yu.I. Some aspects of the strategic development of an economic entity (on the example of the Belgorod Region) // Economics. Society. Human: inter-university collection of scientific papers. Belgorod: Publishing House of BSTU named after V.G. Shukhov. 2017. Pp. 318-329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.