Научная статья на тему 'Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов: история создания и развития'

Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов: история создания и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1241
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS / КОМПЛЕКС ГТО / COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" (RLD) / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курамшин Ю.Ф., Гадельшин Р.М.

Over the last twenty years the university curricula were designed without regard to objectives and content of the last complex RLD. Improvements in state educational standards of higher education and programs for the discipline "Physical Education", the search for new forms and methods of practical work in regard to the complex RLD in universities are required to implement the new All-Russian sports complex RLD in the practice of higher educational institutions. The purpose of the present study was to analyze historical emergence and development of requirements and standards of the complex RLD for young students and to identify key issues related to the phased implementation of the new complex. The introduction of the new sports complex RLD provides further improvement of curricula (their content, structure and teaching standards) for the discipline "Physical Education" in higher educational institutions. The important issue is of an optimal coordination of educational standards as a basis of the process of teacher's control, intended to enhance physical education and standards of the complex "RLD" of the VI stage "Physical perfection", which is a program and legal framework of physical education of students. Taking into account that the existing regulations are far from perfect, a lot of work on their scientific rationale is ahead in view of age and sex features of students, their health status, course of study, two-level system of higher education (Bachelor's, Master's course), organization of the educational process with the use of the score rating system of progress evaluation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов: история создания и развития»

УДК: 796.034.2

КОМПЛЕКС ГТО

в системе физического воспитания студентов: история создания и развития

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Курамшин

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта Р.М. Гадельшин

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENCE" IN SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS: HISTORY OF ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT Yu.F. Kuramshin, professor, Dr.Hab, Honored worker of higher school RF National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg R.M. Gadel'shin, candidate St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg Key words: physical education of students, complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), All-Russian sports complex.

Over the last twenty years the university curricula were designed without regard to objectives and content of the last complex RLD. Improvements in state educational standards of higher education and programs for the discipline "Physical Education", the search for new forms and methods of practical work in regard to the complex RLD in universities are required to implement the new All-Russian sports complex RLD in the practice of higher educational institutions.

The purpose of the present study was to analyze historical emergence and development of requirements and standards of the complex RlD for young students and to identify key issues related to the phased implementation of the new complex.

The introduction of the new sports complex RLD provides further improvement of curricula (their content, structure and teaching standards) for the discipline "Physical Education" in higher educational institutions. The important issue is of an optimal coordination of educational standards as a basis of the process of teacher's control, intended to enhance physical education and standards of the complex "RlD" of the VI stage "Physical perfection", which is a program and legal framework of physical education of students. Taking into account that the existing regulations are far from perfect, a lot of work on their scientific rationale is ahead in view of age and sex features of students, their health status, course of study, two-level system of higher education (Bachelor's, Master's course), organization of the educational process with the use of the score rating system of progress evaluation.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, комплекс ГТО, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс.

Введение. Физическое воспитание в нашей стране впервые было введено в учебные планы всех высших учебных заведений в 1929 г. Учебные занятия по физическому воспитанию студентов стали обязательными и проводились на основе учебных программ. Были установлены нормативные показатели. В качестве критериев эффективности физического воспитания студентов наряду с оценкой знаний теоретического раздела программы проводились испытания по выявлению уровня физической подготовленности каждого студента. С введением комплекса ГТО, который существовал с 1931 по 1990 г., физическая подготовленность студентов оценивалась в соответствии с требованиями программы по физическому воспитанию и комплекса ГТО. Комплекс ГТО играл роль программной и нормативной основы всей системы физического воспитания населения, в том числе студенческой молодежи, а его нормативы на протяжении многих лет служили ориентирами разносторонней физической подготовленности. Он сыграл важную роль в развертывании массового физкультурного движения в нашей стране.

Более двадцати последних лет учебные программы вузов строились без учета задач и содержания последнего комплекса ГТО. Внедрение нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)»

в практику высших учебных заведений потребует совершенствования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и методов практической работы по комплексу ГТО в вузах.

Цель исследования - провести исторический анализ возникновения и развития требований и норм комплекса ГТО для студенческой молодежи и определить важнейшие проблемы, связанные с поэтапным внедрением нового комплекса ГТО.

Методы исследования: историко-логический анализ и синтез, сравнение и противопоставление.

Результаты исследования и их обсуждение. В первых учебных программах по физической культуре для технических и педагогических вузов, вышедших в 1931 г., уже были предусмотрены испытания по физической подготовленности студентов. В связи с введением в том же 1931 г. комплекса ГТО I ступени в его содержание были включены упражнения, нормы и требования ГТО. Это были первые программы, дающие установки на развертывание физкультурной работы на основе комплекса ГТО I ступени [7, 8].

В 1933 г. была введена программа для втузов. Она предусматривала введение ГТО II ступени на втором, третьем и четвертом курсах. Сдачу нормативов по ГТО II ступени студенты должны были закончить на четвертом курсе [10].

Поскольку единых учебных программ для вузов в этот период не существовало, то это вызвало значительные неудобства в работе преподавателей по физической культуре со студентами разных вузов. Поэтому в 1937 г. выходит единая программа по физической культуре для всех учебных заведений [4, 5]. Были установлены дифференцированные нормативы для 1-й и 2-й медицинских групп. Так, 1-я медицинская группа должна была на первом курсе закончить сдачу ГТО I ступени, а на втором и третьем - ГТО II ступени и учебные нормативы. 2-я медицинская группа должна была в течение трех лет обучения сдавать полностью нормы ГТО I ступени и учебные нормативы.

К сожалению, материал данной программы был мало увязан с комплексом ГТО. Она была перегружена материалом, который загромождал содержание академических занятий и от которого легко можно было отказаться.

В 1939 г. впервые вводятся комплексные испытания для студентов первого курса с целью выявления физической подготовленности вновь принятой молодежи. Испытания по физической

подготовленности студентов нового набора вузов проводились по следующей программе.

А. Гимнастика. Мужчины: перекладина - переворот в упор, мах дугой, соскок махом назад; лазанье (без помощи ног) - 3 м; опорный прыжок через козла высотой 1 м 20 см. Женщины: кольца: 1) толчком ног вис согнувшись переворотом назад до стоя на земле; 2) из виса стоя сзади толчком ног вис согнувшись, медленно опуская ноги, до стоя на земле.

Б. Легкая атлетика. Мужчины и женщины: бег - 100 м, прыжок в высоту с разбега, метание гранаты.

В результате испытаний по физической подготовленности и врачебного контроля преподаватель физической культуры и врач совместно определяли отнесение конкретного студента к той или иной медицинской группе для занятий физической культурой.

В 1940 г. утверждается новый учебный план и программы занятий по физической подготовке в вузах и втузах [6]. Текущая оценка успеваемости по физической подготовке проводится дифференцированно - «отлично», «хорошо», «посредственно» и «неудовлетворительно». Оценка выставляется в конце первого, второго, третьего и четвертого семестров. Она складывается из оценок зачетов по отдельным разделам программы: теории, гимнастики, рукопашного боя и полосы препятствий, лыжной подготовки. При наличии неудовлетворительной оценки хотя бы по одному из разделов программы семестровая оценка выводится как неудовлетворительная.

При организации и проведении занятий по физической культуре со студентами необходимо было руководствоваться Всесоюзным физкультурным комплексом «Готов к труду и обороне СССР», утвержденным 26 сентября 1939 г. и введенным в действие с 1 января 1940 г.

Зачетные требования в первом и втором семестрах обеспечивают подготовку в объеме ГТО I ступени для студентов, сдавших зачет на оценку «отлично», по следующим нормам и требованиям ГТО. Обязательные нормы: гимнастика - 8 упражнений типа «зарядки»; лыжи на 10 и 3 км. Из норм по выбору - прыжки в высоту и метание гранаты. Плавание и стрельба из малокалиберной винтовки (обязательные нормы) I и IV групп норм по выбору (быстрота и выносливость) обеспечиваются факультативными занятиями по физической культуре.

Студенты, сдавшие зачет по физической подготовленности на оценку «хорошо» и «посредственно», для того чтобы сдать нормы комплекса

ГТО, занимаются в самодеятельной организации вуза, где и завершают сдачу норм.

В третьем и четвертом семестрах зачетные требования обеспечивают подготовку студентов по следующим нормам и требованиям ГТО II ступени (сдавшие зачет на оценку «отлично»): гимнастика - комбинация вольных упражнений, преодоление полосы препятствий 50 м, бег на 1000 и 500 м, военизированный переход на лыжах на 10 и 5 км. Из норм по выбору обеспечиваются I и II группы норм (бег на 100 м и прыжок в длину с разбега), III группа для женщин (метание гранаты или мяча с петлей), VI группа (ГТО I ступени) для мужчин (метание связки гранат) и VII группа для мужчин (задача № 1 НПРБ - 38). Все остальные нормы ГТО II ступени обеспечиваются внеучебной спортивной работой.

К концу 60-х гг. ХХ в. комплекс ГТО, утвержденный в 1939 г., по ряду положений, уровню нормативных требований, организации практической работы уже не соответствовал задачам в области физической культуры и спорта этого периода. Этим были вызваны разработка и введение в 1972 г. нового, более совершенного комплекса ГТО. В данном варианте комплекса студенты вузов должны были сдавать нормы и требования IV ступени «Физическое совершенство». Новый комплекс значительно отличался от существующих ранее и был рассчитан на привлечение к сдаче нормативов шести возрастных групп населения, начиная с детей семилетнего возраста. Развернулась широкая пропаганда нового комплекса под девизом «От значка ГТО - к олимпийским медалям». В спортивный календарь были включены соревнования по летнему и зимнему многоборью ГТО. При разработке комплекса ГТО за оптимальный был принят такой уровень норм, который выполняли 60 % сдающих [2].

По мнению разработчиков, такие требования позволяют не только оценивать текущее состояние физической подготовленности, но и стимулировать процесс физического совершенствования студентов. Однако практика работы по комплексу ГТО в высших учебных заведениях и результаты исследований показали, что нормативные требования по ряду отдельных испытаний комплекса выполняли менее 60 % студентов первого и второго курсов. Выполнение нормы комплекса IV ступени «Физическое совершенство» для многих студентов в различных регионах и вузах нашей страны представляло значительные трудности. К числу причин невыполнения норм обычно относились слабая организация физического воспитания в школе, большие перерывы между занятиями

физическими упражнениями и напряженная подготовка к вступительным экзаменам в вуз, недостаточная включенность студентов в массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, недостатки в методике организации учебных занятий по предмету «физическая культура» и др. [1].

Предпринимались попытки поиска мер рационального планирования работы по физическому воспитанию, обеспечивающих успешное выполнение студентами нормативных требований IV ступени комплекса ГТО.

Однако со временем начинают выявляться существенные недостатки в организации практической работы по комплексу ГТО, которые отрицательно сказались на развитии физической культуры и спорта в стране. Систематическая физкультурно-спортивная работа стала подменяться сдачей норм и стала носить компанейский, формальный характер. Планирование подготовки значкистов сверху приводило к многочисленным фактам приписок.

С некоторыми изменениями и дополнениями комплекс просуществовал до 1990 г. Во время перестройки системы высшего образования в России работа по организации и проведению комплекса ГТО уже не входит в содержание учебных программ по физическому воспитанию студентов. Несмотря на это в новейшей истории России периодически возникали попытки возрождения комплекса ГТО.

24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)». В нем говорится о том, что в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)» - программная и нормативная основа физического воспитания населения [9]. Предполагается, что с 2015 г. результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Согласно проекту Комплекса для студентов предусмотрены тесты и нормы VI ступени - «Физическое совершенство» [3].

Для мужчин и женщин 18-25 лет предусмотрено 14 видов испытаний на золотой, серебряный и бронзовый значки. Отметим, что в послед-

нем комплексе ГТО для студенческой молодежи 19-29 лет была IV ступень «Физическое совершенство», которая включала 10 видов упражнений с нормативами на серебряный и золотой значки. Из всех видов испытаний со старым комплексом ГТО совпадают только следующие: бег на 100 и 3000 м, метания снаряда весом 500 и 700 г, лыжные гонки на 3 и 5 км, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища в положении лежа, руки закреплены, туристический поход. В отдельных испытаниях наблюдаются большие различия в уровне норм на золотой и серебряный значки.

В примерных учебных программах для вузов по предмету «Физическая культура» предлагается семь контрольных тестов для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного отделений. Все они входят в содержание нового комплекса. Однако учебные нормативы нуждаются в упорядочивании с предлагаемыми нормами комплекса ГТО с учетом реальной подготовленности бакалавров, специалистов, магистров и балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, которая существует в настоящее время во многих вузах.

Выводы. Внедрение нового физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» предусматривает дальнейшее совершенствование учебных программ (их содержания, структуры и учебных нормативов) по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях. Важным представляется вопрос оптимальной увязки учебных нормативов как основы процесса педагогического контроля, направленного на повышение эффективности физического воспитания, и нормативов комплекса ГТО VI ступени «Физическое совершенство», являющейся программной и нормативной основой физического воспитания студентов.

Принимая во внимание, что имеющиеся нормативы еще далеки от совершенства, предстоит большая работа по их научному обоснованию с учетом возрастно-половых особенностей студентов, состояния их здоровья, курса обучения, двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура), организации учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости.

Литература

1. Газовский Б.М. Организация физического воспитания студентов / Б.М. Газовский, Н.А. Нельга, В.Н. Кряж. - Минск: Вы-шейшая школа, 1978. - 96 с.

2. Осипов И.Т. К вопросу об определении дифференцированных норм I ступени Комплекса ГТО / И.Т. Осипов // Тезисы

всесоюз. науч.-практ. конф. по Всесоюзному физкультурному комплексу ГТО. - М., 1974. - С. 9-11.

3. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе [Электронный ресурс] // http://fizvosp.ru/proekt_ kontseptsii/. - Дата обращения 16.04.2014.

4. Программа по физической культуре для вузов / Всесоюз. ком. по делам физ. культуры и спорта при Совете народных комиссаров СССР. - М.: ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1937.

- 80 с.

5. Программа по физической культуре для высших учебных заведений / Всесоюз. ком. по делам физ. культуры и спорта при Совете народных комиссаров СССР. - М.: ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1937. - 108 с.

6. Программа по физической подготовке (для студентов высших учебных заведений) / Всесоюз. ком. по делам высшей школы при Совете народных комиссаров СССР. - М.: Советская наука, 1940. - 31 с.

7. Программы и материалы по физической культуре для педагогических вузов / Учебно-метод. сектор Наркомпроса РСФСР.

- М., Л.: Учпедгиз, 1931. - 80 с.

8. Типовая программа и материалы по физической культуре для втузов, вузов, комвузов, техникумов и рабфаков (кроме медицинских и педагогических) / Метод. сектор Наркомпроса РСФСР. - Л.: Учпедгиз, 1931. - 80 с.

9. Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] // http://www. kremlin.ru/news/20636. - Дата обращения 16.04.2014.

10. Физическая культура в высших технических учебных заведениях: типовая программа и система средств по физической культуре / Глав. управление учеб. заведениями НКТП СССР, ком. физ. культуры. - М.: Изд-во Наркомата тяжелой промышленности, 1933. - 72 с.

References

1. Gazovskikh, B.M. Organization of physical education of students / B.M. Gazovskikh, N.A. Nel'ga, V.N. Kryazh. - Minsk: Vysheyshaya shkola, 1978. - 96 P. (In Russian)

2. Osipov, I.T. On the definition of differentiated standards of the 1st level of the complex RLD / I.T. Osipov // Book of abstracts of all-Union theor.-pract. conf. on All-Union sports complex RLD. -Moscow, 1974. - P. 9-11. (In Russian)

3. Provision on the All-Russian sports complex [electronic resource] // http://fizvosp.ru/proekt_kontseptsii/. - Date of access: 16.04.2014. (In Russian)

4. Physical education curriculum for universities / All-Un. com. for phys. culture and sport under the Council of People's Commissars of the USSR. - Moscow: OGIZ - Fizkul'tura u turizm, 1937. - 80 P. (In Russian)

5. Physical education curriculum for higher educational establishments / All-Un. com. for phys. culture and sport under the Council of People's Commissars of the USSR. - Moscow: OGIZ -Fizkul'tura i Turizm, 1937. - 108 P. (In Russian)

6. Physical training curriculum (for university students) / All-Un. com. for phys. culture and sport under the Council of People's Commissars of the USSR. - Moscow: Sovetskaya nauka, 1940. -31 P. (In Russian)

7. Curricula and materials on physical education for pedagogical universities / Academic sector of People's commissariat for education of the RSFSR. - Moscow, Leningrad: Uchpedgiz, 1931.

- 80 P. (In Russian)

8. Sample curriculum and materials on physical education for higher technical institutions, universities, communist universities, technical colleges and labour faculties (except for medical and pedagogical) / Academic sector of People's commissariat for education of the RSFSR. - Leningrad: Uchpedgiz, 1931. - 80 P. (In Russian)

9. Decree on the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" [electronic resource] // http://www.kremlin.ru/ news/20636. - Date of access: 16.04.2014. (In Russian)

10. Physical education in higher technical institutions: sample curriculum and set of methods on physical culture / Head department of educ. institutions of People's commissariat heavy industry of the USSR, com. of phys. culture. - Moscow: Publ. h-se of People's commissariat of heavy industry, 1933. - 72 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: jkuramshin@mail.ru

Поступила в редакцию 17.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.