Научная статья на тему 'Компетенция «Практические навыки» в магистратуре по специальности «Сестринское дело» в рамках научно - педагогического профиля'

Компетенция «Практические навыки» в магистратуре по специальности «Сестринское дело» в рамках научно - педагогического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАГИСТРАТУРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО" / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИЯ "ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ" / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН / ҒЫЛЫМИ ПЕДАГОГИКАЛЫқ БАғЫТ / МАГИСТРАТУРАДАғЫ КәСіБИ БіЛіКТіЛіК / МАМАНДЫқ БОЙЫНША БіЛіМ БЕРУ / АРНАЙЫ БіЛіКТіЛіК / ТәЖіРИБЕЛіК ДАғДЫЛАР / БіЛіКТіЛіКТің қАЛЫПТАСУЫ / ЭЛЕКТИВТі ПәНДЕРДі ОқЫТУ БАғДАРЛАМАЛАР / SCIENTIFICALLY PEDAGOGICAL PROFILE / PROFESSIONAL COMPETENCE / MASTER DEGREE EDUCATION ON SPECIALTY OF "NURSING" / HIGHER EDUCATION / PRACTICAL SKILLS / "PRACTICAL SKILLS" COMPETENCE / FORMING OF COMPETENCE / PROGRAM OF ELECTIVE DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болатова М. Б., Жумамбаева Р. М., Жетмекова Ж. Т., Кабиденова Н. М.

В статье описывается компетенция «практические навыки» по программе обучения в магистратуре научно педагогического профиля. Авторы акцентируют внимание на требованиях к компетенциям, которые должны формироваться на протяжении обучения в магистратуре по специальности «Сестринское дело».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болатова М. Б., Жумамбаева Р. М., Жетмекова Ж. Т., Кабиденова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL SKILLS" COMPETENCE WITH IN THE SCIENTIFIC - PEDAGOGICAL PROFILE OF MASTER IN “NURSING”

This article a competence is described practical skills on the program of educating in a city council scientifically pedagogical profile. Authors accent attention on requirements to the competence that must be formed during educating in a city council on specialty "Nursing", master.

Текст научной работы на тему «Компетенция «Практические навыки» в магистратуре по специальности «Сестринское дело» в рамках научно - педагогического профиля»

Резюме

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ С.Ж. Лепесова1, Ю.М. Семенова2, Йорген Ниструп3 Государственный медицинский университет г. Семей

1Магистрант второго года обучения по специальности «Общественное здравоохранение»;

2Доцент кафедры общей хирургии;

3Профессор Всемирной федерации медицинского образования (WFME) Копенгаген, Дания

В статье рассматриваются вопросы выбора будущими студентами врачебной профессии и формирование профессионально-ориентированного подхода в обеспечении самоопределения будущих врачей.

Принимая решение о выборе профессии врача, далеко, не все молодые люди четко представляют себе особенности врачебной профессии, трудности овладения ею и качества, которыми должен обладать человек, избравший себе эту трудную для освоения и сложную специальность. Выбор профессии без учета индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей приводит к потере интереса к учебе, будущей специальности, формированию «хронической» неудовлетворенности студентов, но и ухудшению состояния здоровья, неудовлетворенностью профессией, низкой производительностью труда, большой текучестью кадров.

Ключевые слова: выбор профессии; требования к профессии; врачебная профессия; специальность; профессиональная пригодность; профессионально важные качества.

Abstract

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF - IDENTIFICATION IN FUTURE MEDICAL DOCTORS S.Zh. Lepessova1, Yu.M. Semenova2, Jorgen Nystrup1 Semey State Medical University 1Master of the second year of training in the specialty "Public Health"; 2Associate Professor of general surgery department;

3Professor of the World Federation for Medical Education (WFME) Copenhagen, Denmark

The paper describes the issues of occupation by future medical doctors and the development of profession-oriented approach.

Making decision to become a medical doctor not all young people have clear understanding of specific features of the future profession, learning difficulties and the personal qualities required from an individual selected this uneasy specialty. Occupation choice regardless individual psycho-physiologic and personal features leads to loss of motivation to learn, development of lasting dissatisfaction in students, decreased general health state, professional frustration, low productivity and high turn-out.

Keywords: occupation choice; occupation requirements; medical professional; profession; professional fitness; professionally important qualities.

УДК 614.213-378.14.014.13-378.046.4

М.Б. Болатова1, Р.М. Жумамбаева2, Ж.Т. Жетмекова3, Н.М. Кабиденова4

Государственный медицинский университет города Семей,

23 Кафедра пропедевтики внутренних болезней;

14 Магистрант 2-го года обучения по специальности «Сестринское дело»

КОМПЕТЕНЦИЯ «ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ» В МАГИСТРАТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» В РАМКАХ НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация

В статье описывается компетенция «практические навыки» по программе обучения в магистратуре научно -педагогического профиля. Авторы акцентируют внимание на требованиях к компетенциям, которые должны формироваться на протяжении обучения в магистратуре по специальности «Сестринское дело».

Ключевые слова: научно-педагогический профиль, профессиональная компетентность, магистратура по специальности "Сестринское дело", высшее образование, практические навыки, компетенция «Практические навыки», формирование компетенции, программа элективных дисциплин.

Актуальность

На сегодняшний день в Казахстане система высшего сестринского профессионального образования включает в себя двухуровневую систему обучения это бакалавриат и магистратура (профильная и базовая).

Профильное направление - реализует образовательные программы прикладного характера, нацеленные на привитие управленческих навыков и обеспечение подготовки руководителей, менеджеров, ведущих специалистов в управленческом аппарате, различных медицинских службах.

Базовое направление - это подготовка кадров для системы высшего и послевузовского образования и научно-исследовательского сектора [1,3].

Особенностью подготовки магистрантов по специальности «Сестринское дело» согласно Государственному общеобязательному стандарту образования (ГОСО) является изучение многих вопросов с помощью элективных дисциплин. Однако, выбор элективов, самим магистрантом, вызывает порой определенные затруднения, связанные с недостаточным знанием предметов, формирующих компетенции. Вместе с тем, совершенствование компетенций с помощью целенаправленного изучения элективных дисциплин, является одним из приоритетных направлений в системе высшего сестринского образования.

Цель исследования: Изучить полноту формирования компетенции «Практические навыки» предметами и дисциплинами ГОСО, а также степень участия дисциплин при выполнении необходимых требований.

Материалы и методы исследования:

Источниками информации служили:

- зaкoнoдaтeльныe и нopмaтивнo-пpaвoвыe aкты Peспублики Кaзaхстaн;

- Гoсудapствeнныe oбщeoбязaтeльныe стaндapты в oблaсти мeдицинскoгo oбpaзoвaния Pеспублики Казахстан;

- литepaтуpныe источники.

В качестве методов исследования был выбран ретроспективный и информационный анализ.

Результаты исследования:

Согласно постановлению Ученого Совета ГМУ г. Семей от 12.03.2014 года к специальным компетенциям относятся:

1. Знание и понимание в изучаемой области;

2. Практические навыки;

3. Коммуникативные навыки с навыками критического мышления;

4. Навыки научного мышления;

5. Защитник здоровья;

6. Администратор и менеджер;

7. Непрерывное профессиональное образование и развитие на протяжении всей жизни;

8. Навыки преподавания.

Для полноценного формирования данных компетенций при рекомендации компонентов по выбору, на наш взгляд, любой ВУЗ должен руководствоваться не только селективами, предусматривающими обязательное участие изучаемых дисциплин, но и обоснованным, научно подтвержденным восполнением программы элективными дисциплинами.

Как известно, формирование компетенции «Практические навыки» у магистрантов по специальности «Сестринское дело» проводится изучаемыми дисциплинами на протяжении всего периода обучения, однако степень участия их при этом исследована недостаточно. Вместе с тем необходимость совершенствования компетенций практических навыков путем их анализа, а также целенаправленные и обоснованные рекомендации в образовательные программы элективных дисциплин с учетом степени участия предметов в их формировании, является одним из приоритетных направлений в подготовке высококвалифицированного магистранта по специальности «Сестринское дело».

Для выполнения поставленной цели нами был составлен паспорт компетенций. Согласно которому эти компетенции были обозначены как СК-01, СК-02, СК-03, СК-04, СК-05, СК-06, СК-07 и СК-08. (таблица 1). Компетенция практические навыки (СК02) формировалась путем выполнения необходимых требований, которых по ГОСО оказалось 7 и были обозначены нами соответственно, как СК02-01, СК02-02, СК02-03 и т.д. Для совершенствования компетенций СК02.01, путем введения элективных дисциплин, была изучена полнота сформированности этих требований на 1 курсе предметами и дисциплинами ГОСО, а также степень участия дисциплин при формировании компетенций.

При анализе проведенных исследований нами было выявлено, что компетенция «Практические навыки» магистрантов по спецальности СД предметами ГОСО формируется главным образом на 1-м курсе обучения. При этом, большинством изучаемых предметов, т.е. в количестве 6-7 выполняются такие требования как: СК-02.01, СК-02.02, СК-02.05, СК-02.07 (таблица1). С участием лишь одного предмета выполняются требования СК-02.03 (Уметь эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к достоверной информации, решения практических задач профессиональной деятельности) и СК-02.04 (Уметь интегрировать знания и выражать их в корректной, логически-связанной устной и письменной форме). Вместе с тем в выполнении такого требования как СК-02.07 (Быть компетентным в разработке и использовании стандартов оказания медицинской помощи специалистами сестринского дела) не участвует ни один из изучаемых по программе предметов ГОСО.

Выводы:

1. При анализе структуры формирования компетенции «Практические навыки» нами выявлено, что в выполнении требования СК-02.07 (Быть компетентным в разработке и использовании стандартов оказания медицинской помощи специалистами сестринского дела) дисциплины, изучаемые по ГОСО практически не участвуют, а такие требования как СК-02.03 (Уметь эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к достоверной информации, решения практических задач профессиональной деятельности), СК-02.04 (Уметь интегрировать знания и выражать их в корректной, логически-связанной устной и письменной форме) выполняются с участием лишь одного предмета.

Таблица 1.

Структура формирования требований к выполнению компетенции «Практические навыки» магистрантов специальности Сестринское дело. __

Шифр компетенции ООДО БДО

1 курс

Основы эпидемиологии Основы биостатистики Иностранный язык (профессиональный) Психология Педагогика Основы этики в сестринском дело Общественное здоровье и здравоохранение История и философия науки Доказательная медицина в сестринской практике Организация сестринского процесса и документации в сестринском деле Правовые вопросы в сестринском деле Основы преподавания и научных исследований в сестринском деле SPSS Менеджмент и научное сопровождения грантовых заявок Написание и публикация научной работы

СК-02.01 Уметь планировать и осуществлять свою профессиональную, научную и педагогическую деятельность, а также деятельность коллектива; + + + + + + + +

СК-02.02 Уметь использовать знания по фундаментальным наукам в своей практической работе для решения конкретных исследовательских, информационно-поисковых, методических задач в сестринском деле; + + + + + + + + +

СК-02.03 Уметь эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к достоверной информации, решения практических задач профессиональной деятельности; + +

СК-02.04 Уметь интегрировать знания и выражать их в корректной, логически-связанной устной и письменной форме; + +

СК-02.05 Уметь работать в команде, принимать самостоятельные решения в профессиональной деятельности; + + + +

СК-02.06 Владеть навыками работы с аудиторией обучающихся и специалистов; + + +

СК-02.07 Быть компетентным в разработке и использовании стандартов оказания медицинской помощи специалистами сестринского дела; +

2. Для полноценного формирования компетенций у магистрантов специальности СД целесообразно вводить элективные дисциплины, на предметах, мало участвующих в выполнении требований.

3. Также необходимы целенаправленные и обоснованные рекомендации в образовательные программы элективных дисциплин с учетом степени участия предметов в формировании данных компетенций, что является одним из приоритетных направлений в подготовке высококвалифицированного магистранта по специальности «Сестринское дело».

Литература:

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методиче-

ское пособие. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Москва. - 2005. - 114 с.

2. Жетмекова Ж.Т., Маженова Ж.К., Кырыкбаева С.С., Жумамбаева Р.М. Анализ формирования компетенции практические навыки на факультете «Сестринское дело» // Наука и здравоохранение. - 2013, №3,. -С. 21-23.

3. Протокол Ученого Совета ГМУ г Семей №3 от 12 марта 2014 г.

4. ГОСО РК Сестринское дело, Министерство здравоохранения Республики Казахстан, - Астана, 2009. - С.14-16.

5. Аяпов К.А. Сестринское образование в современных условиях и основные пути его дальнейшего совершенствования / Алматинский медицинский колледж // Медицина - 2002, №5. - С.113-115.

Тужырым

«МЕЙ1РБИКЕ 1С1» МАМАНДЫГЫ БОЙЫНША ГЫЛЫМИ - ПЕДАГОГИКАЛЫК БАГЫТ МАГИСТРАТУРАСЫНДА ТЭЖ1РИБЕЛ1К ДАГДЫЛАР К¥З1РЕТТ1Л1П М.Б. Болатова1, Р.М. Жумамбаева2, Ж.Т. Жетмекова3, Н.М. Кабиденова4 Семей каласыныц Мемлекетш медицина университет ^«Мешрбике ici» мамандыгы бойынша 2 жыл магистранттары;

13 lшкi аурулар пропедевтикасы кафедрасы

Макалада гылыми - педагогикалык багыттагы мейiрбике id магистранттарыныч т8жiрибелiк давдылар K¥зiреттiлiгiнiи калыптасуы сарапка салынды. Авторлар мамандык 8ркетiнiн т8жiрибелiк саласында давдылар ж8не машыктарды ме^геруге мYмкiндiк беретiн, гылыми - педагогикалык багыттагы негiзгi калыптасатын давдылар тiзiмдiлiгiн ме^геруге кажеттi кв^л аударылган.

Негiзгi сездер: Гылыми - педагогикалык багыт, магистратурадагы к8сiби бiлiктiлiк, мамандык бойынша б™ беру, арнайы бiлiктiлiк,т8жiрибелiк давдылар, б^кшктщ калыптасуы, элективтi п8ндердi окыту бавдарламалар, т8жiрибелiк давдылар.

Summary

"PRACTICAL SKILLS" COMPETENCE WITH IN THE SCIENTIFIC - PEDAGOGICAL PROFILE OF MASTER IN "NURSING" M.B. Bolatova1, R.M. Zhumambaeva2, Zh.T. Zhetmecova3, N.M. Kabidenova4 14Semey State Medical University 2 year Master students in "Nursing";

1,3Chair of propaedeutic of internal diseases

This article a competence is described practical skills on the program of educating in a city council scientifically - pedagogical profile. Authors accent attention on requirements to the competence that must be formed during educating in a city council on specialty "Nursing", master.

Keywords: scientifically - pedagogical profile, professional competence, master degree education on specialty of "Nursing", higher education, practical skills, «Practical skills» competence, forming of competence, program of elective disciplines.

6ОЖ 614.2/614.21

Г.К. Кайратова, Ф.С. Рахимжанова

Семей каласыньщ Мемлекетлк медицина университет

ДЕНСАУЛЫК САКТАУ МЕКЕМЕЛЕР1НДЕ 1ШК1 АУДИТ ЖУРГ1ЗУ АРКЫЛЫ МЕДИЦИНАЛЫК КЫЗМЕТ САПАСЫН ЖАКСАРТУ

Тужырым

©зiндiк дамушы, 8леуметтiк багытталган жYЙесi бар, колже™дткке, уакытылы жэне сапалы медициналык кемек керсетуге арналган денсаулык сактау саласы хальщтьщ 8леуметтiк жавдайыныч теракты ж8не бiр калыпты есу тургысынан, республикада ма^ызды басымдылыктыщ Медициналык кемек керсетудi тиiмдi баскаруда жYЙе курылуыныщ непзп багытынын бiрi - iшкi аудит [1].

Непзп сездер: аудит, университет, денсаулык, медициналык сапа.

Зерттеу жумысыныц езектiлiгi: К^рп тачда, iшкi аудит тYсiнiгi, онын максаты, болмысы мамандармен 8ртYрлi тYсiнiкке ие. Онын магынасы ж8не денсаулык сактаудагы орны 8лi жеткiлiктi ашылмаган, уйымдастырушылык багытындагы

сурактардьщ шешiмiн табуды талап етедi,медициналык мекемелердеп iшкi аудиттщ кызметi ж8не шю аудит баскармасынын багынушылыгын айкындау керек [2]. ^аз1рп тандагы денсаулык сактау кYPделi 8леуметтiк - экономикалык

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.