Научная статья на тему 'Анализ формирования компетенции практические навыки на факультете «Сестринское дело»'

Анализ формирования компетенции практические навыки на факультете «Сестринское дело» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
292
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО" / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН / "МЕЙіРБИКЕ іСі" МАМАНДЫғЫ / КәСіБИ БіЛіКТіЛіК / КәСіБИ БіЛіМ БЕРУ / АРНАЙЫ БіЛіКТіЛіК / ТәЖіРИБЕЛіК ДАғДЫЛАР / БіЛіКТіЛіКТің қАЛЫПТАСУЫ / ЭЛЕКТИВТі ПәНДЕРДің БАғДАРЛАМАЛАРЫ / SPECIALTY "NURSING" / PROFESSIONAL COMPETENCIES / PRACTICAL SKILLS / FORMATION OF COMPETENCE / PROGRAM OF ELECTIVE SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жетмекова Ж. Т., Маженова Ж. К., Кырыкбаева С. С., Жумамбаева Р. М.

В статье анализируется сформированность специальных компетенции бакалавра сестринского дела.Особенно авторы акцентируют внимание на компетенции практические навыки которая позволяет приобрести навыки и умения в практической области профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жетмекова Ж. Т., Маженова Ж. К., Кырыкбаева С. С., Жумамбаева Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FORMING OF COMPETENCE PRACTICAL SKILLS ON THE FACULTY "NURSING"

This article analyzes the formation of the special competence of nursing bachelor.Authors emphasize the competence of practical skills which allows to acquire skills in the practical field of professional work.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования компетенции практические навыки на факультете «Сестринское дело»»

Summary

EXPERIENCE OF «STANDARTIZED PATIENT» TECHNIQUE INTRODUCTION IN EDUCATIONAL PROCESS OF 4 COURSE STUDENTS BY «INTERNAL DISEASES» DISCIPLINE Z.K. Zhumadilova, A.Sh. Kaskabayeva, A.S. Botabayeva, Zh.E. Muzdubayeva Semey State Medical University, Chair of internal diseases

Development of practical knowledge and abilities is the main component of educational programs of medical schools. The tech-nique"the standardized patient" is introduced on the 4th course on discipline "Internal diseases". Use of the standardized patients will allow to improve communicative skills, the general clinical competence and development of professional ethics of students, will increase competences of teaching and a faculty assessment, will provide a dynamic educational resource.

Key words: the innovative technologies, the standardized patient, practical skills, ^eck list, feedback.

УДК 614.213:378.1

Ж.Т. Жетмекова, Ж.К. Маженова, С.С. Кырыкбаева, Р.М. Жумамбаева Государственный медицинский университет города Семей

Магистранты 1 года по специальности «Сестринское дело», Кафедра общественного здравоохранения и информатики, Кафедра пропедевтики внутренних болезней.

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

Аннотация

В статье анализируется сформированность специальных компетенции бакалавра сестринского дела.Особенно авторы акцентируют внимание на компетенции практические навыки которая позволяет приобрести навыки и умения в практической области профессиональной деятельности.

Ключевые слова: специальность "Сестринское дело", профессиональная компетентность, профессиональное образование, специальные компетенции, практические навыки, формирование компетенции, программы элективных дисциплин.

Актуальность: На протяжении длительного периода в стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно-профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи. [1]

Вхождение Казахстана в новые социально-экономические условия выдвинуло на первый план необходимость проведения изменений в национальной системе образования. Ориентация сестринского образования на подготовку медицинской сестры нового качества требует соответствующей подготовки преподавателей. Введение высшего сестринского образования (ВСО) и открытие соответствующих факультетов в медицинских вузах Казахстана в 2006 году по специальности "Сестринское дело" (СД), основанного на принципиально новом понимании профессиональной деятельности сестры, явилось одним из первых шагов реформы сестринского образования в Республике Казахастан в целом. Стратегия этих изменений, изложенная в программе Саламатты Казахстан, предполагает дальнейший пересмотр образовательных программ и разработку качественно иных методов обучения, создание нового, отвечающего современным требованиям учебного процесса. [2]

В последние годы акцент в определении целей профессиональной подготовки сместился с усвоения студентами знаний и умений на формирование такой комплексной структуры, как профессиональная компе-

тентность. [3] Это понятие, широко распространенное в зарубежной системе образования, в последнее десятилетие, в связи со стремлением РК интегрироваться в европейское сообщество, становится в отечественном образовании базисным для определения не только стратегии общего и профессионального образования, но и для выбора подходов, методов, средств обучения и т.д.

Согластно постановлению ученого совета Государственного медицинского университета города Семей от 6 сентября 2011 г к специальным компетенциям относятся:

1) знание и понимание в изучаемой области;

2) практические навыки;

3) коммуникативные навыки с навыками критического мышления;

4) навыки научного мышления. [4]

Преимуществом ГОСО-2012 является введение

большого количества элективных дисциплин, что дает возможность быстро реагировать на потребности рынка труда, потребности вуза, возможность создания конкуренции между отдельными кафедрами за студентов. Так из 64 изучаемых кредитов блока базисных дисциплин 42 составляют компонеты по выбору (65%), а из 32 кредитов профилирующих дисциплин компонетры по выбору составляют 26 (81%) кредитов. [5].

Для полноценного формирования компетенции при рекомендации компонентов по выбору на наш взгляд любой ВУЗ должен руководствоваться не только селективами предусматривающими обязательное участие изучаемых дисциплин но и обоснованным и научно подтвержденным восполнением программы элективами.

Таблица 1.

Шифр компетенций.

Шифр компетенции 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

ООД БД Б Д ООД

Информатика ОБЖ А иатпмма к и ^ к ° 5 О : о 5 > ^ ю мо о о от и р з м а на и и н е Е Основы психопопии и ком- 1 вокы 1 а ы нв Общая патопопия 1 Оценка состояния здоровья § £ ! т се ес ы ывон в < >5 о к с е з- и м £ £ * 1 3 2 оак вы рм вно <3 теории | Менеджмент в сестринском депе

Уметь СК-02.01 Проводить целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний, укреплению, восстановлению здоровья индивида и группы населения; + + + + + + +

СК-02.02 Анализировать состояние общественного здоровья и потребности населения в медицинской, медико-социальной и медико-санитарной помощи; +

СК-02.03 Проводить сбор и оценку данных о состоянии здоровья пациента;

СК-02.04 Организовать и осуществлять сестринский процесс для обеспечения квалифицированного ухода за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем;

СК-02.05 Оценивать эффективность оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту; +

СК-02.06 Оказывать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

СК-02.07 Взаимодействовать с коллегами, организовать заботу исполнителей, находить и принимать управленческие решения, связанные с трудовыми ресурсами организации; +

СК-02.08 Проводить анализ работы организации в системе оказания сестринской помощи; +

Владеть навыками: СК-02.09 Сбора, хранения и обработки информации, в том числе и компьютерной, в сфере профессиональной деятельности; + +

СК-02.10 Оказания медицинской, медико-социальной, медико-санитарной и неотложной помощи;

СК-02.11 Пропаганды здорового образа жизни, проведение мероприятий по профилактике заболеваний; + +

СК-02.12 Планирования, организации, руководства, координации и контроля сестринских служб в системе здравоохранения; + +

СК-02.13 Эффективной коммуникации, управления конфликтами, стрессами и использования инноваций в организации; + + +

СК-02.14 Определения профессиональной готовности исполнителей в области сестринского дела; +

СК-02.15 Проведение методического анализа дидактического материала для преподавания, формулировки целей обучения, организации и проведения учебного процесса;

Быть компетентным в вопросах: СК-02.16 Международного и отечественного состояния и развития сестринского дела; +

СК-02.17 Совершенствования качества оказания медицинских услуг; +

СК-02.18 Разработки и использования стандартов оказания медицинской помощи специалистами сестринского дела; + +

СК-02.19 Управление, руководства и маркетинговой деятельности в сфере здравоохранения + +

Как известно формирование компетенции практические навыки выпускника СД проводится изучаемыми дисциплинами на протяжении всего периода обучения, однако степень участия их при этом исследована недостаточно. Вместе с тем необходимость совершенствования компетенций практических навыков путем анализа их, а также целенаправленные и обоснованные рекомендации в образовательные программы элективных дисциплин с учетом степени участия предметов в их формировании, является одним из приоритетных направлений в подготовке высококвалифицированного специалиста СД.

Цель исследования: совершенствование формирования компетенций практические навыки на факультете сестринского дела путем обоснованного введения элективных дисциплин.

Материалы и методы исследования: Для выполнения поставленной цели нами был разработан паспорт компетенций Согласно которому эти компетенции обозначены были как СК-01, СК-02, СК-03 и СК-04 соответственно.

В связи с тем что, компетенцию практические навыки формируют разные дисциплины, то подкомпе-тенций оказалось 19 и были они обозначены в цифровой номинации СК-02-01, СК-02-02, СК-02-03 и так далее до СК-02-18 (см таблицу 1 шифр компетенций).

Для обоснованной рекомендации студентам элективных дисциплин была изучена полнота сформиро-ванности всех подкомпетенций на курсах с учетом предметов участвующие в формировании компетенции СК-02 (практические навыки) начиная с 1 по 4 курсс. последующей оценкой полноты сформированности каждой подкомпетенций.

Результаты исследования. При анализе проведенных исследований нами были получены следующие результаты: на протяжении периода обучения с 1 по 3 курс большинством изучаемых предметов, т.е. в количестве 8-9, формируются такие подкомпетенции как: СК-02.03, СК-02.04, СК-02.06, СК-02.10. Несколько хуже, т.е. 3 изучаемыми предметами формируются подкомпетенция СК-02.13. Двумя предметами формируется подкомпетенции СК-02.09, СК-02.11, СК-02.12, СК-02.19, СК-02.18. С участием лишь одного предмета формируются подкомпетенции СК-02.02 (Анализировать состояние общественного здоровья и

потребности населения в медицинской, медико-социальной и медико-санитарной помощи), СК-02.05 (Оценивать эффективность оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту), СК-02.14 (Определения профессиональной готовности исполнителей в области сестринского дела), СК-02.17 (Совершенствования качества оказания медицинских услуг). Вместе с тем в формировании такой подкомпетенции как СК-02.15 (Проведение методического анализа дидактического материала для преподавания, формулировки целей обучения, организации и проведения учебного процесса) не участвуют ни один из изучаемых по программе предметов.

Выводы. Таким образом, если большинство клинических подкомпетенций формируются наиболее полноценно и главным образом на первом и втором курсах, то управленческие подкомпетенции основными изучаемыми предметами формируются слабо, что указывает на необходимость введения элективных дисциплин, конкретно, для формирования соответствующих подком-петнции. В связи с этим для совершенствования компетенции практических навыков считаем целесообразным вводить в учебный процесс элективы с учетом не только траектории специальности и рекомендуемого ГОСО 2012 перечня элективов, а сформированности подком-петенции согластно предлагаемого нами паспорта.

Литература:

1. Двойников С.И., Карасева Л.А., Пономарева Л.А. Теория сестринского дела. Самара. - ГП Перспектива. - 2002. - С. 6-9.

2. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы;

3. Кеннеди Д. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство. Университет Крок (Ирландия). - 2007. - С. 3-5.

4. Протокол Ученого Совета ГМУ г Семей №1 от 6.09.2011 г.

5. ГОСО Республики Казахстан Сестринское дело. - 2012. - С. 8 - 11.

6. Аяпов К.А. Сестринское образование в современных условиях и основные пути его дальнейшего совершенствования // Медицина.- 2002. - N5. - С. 113115.

Тужырым

«МЕЙ1РБИКЕ1С1» ФАКУЛЬТЕТ1НДЕ ТЭЖ1РИБЕЛ1КДАFДЫЛАР БШ1КТ1ЛШЩ КАЛЫПТАСУЫНЫЦ САРАПТАМАСЫ Ж.Т. Жетмекова, Ж.К. Маженова, С.С. Кырыкбаева, Р.М. Жумамбаева Семей цаласыньщ Мемлекеттк медицина университет'!, «Мешрбике ici» мамандыгы бойынша 1 жыл магистранттары, Цогамдыц денсаулыц сацтау жэне информатика кафедрасы, 1шк аурулар пропедевтикасы кафедрасы

Мацалада мешрбике ici бакалаврларыныц арнайы бшктЛмтершщ цалыптасуы сарапца салынады. Эаресе авторлар кэаби эркетшщ тэжiрибелiк саласында дагдылар жэне машыцтарды мецгеруге мумкШк беретн тэжiрибелiк дагдылар бшктшгше басым назар аударган.

Клт свздер: «Мешрбике ia» мамандыгы, кэаби бштШ, кэаби Шм беру, арнайы бiлiктiлiк,тэжiрибелiк дагдылар, бШтшттщ цалыnтаcуы,элективтi пэндердц багдарламалары.

Summary

ANALYSIS OF FORMING OF COMPETENCE PRACTICAL SKILLS ON THE FACULTY "NURSING" Zh.T. Zhetmecova, Zh.K Mazhenova, S.S. Kyrikbaeva, R.M. Zhumambaeva Semey State Medical University, 1 year Master students in "Nursing", Department of Public Health and Department of Informatics, Department of Internal Diseases Propedeutics

This article analyzes the formation of the special competence of nursing bachelor .Authors emphasize the competence of practical skills which allows to acquire skills in the practical field of professional work.

Keywords: specialty "Nursing", a professional competencies, practical skills, the formation of competence, program of elective subjects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.