Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИЯ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКСИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»'

КОМПЕТЕНЦИЯ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКСИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАСТЕНИЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Марина Викторовна

Безопасность сельскохозяйственной продукции, оказывающая непосредственное влияние на здоровье населения страны, является актуальной задачей агропроизводства. Одним из ключевых показателей безопасности продукции является контроль содержания токсичных элементов. Соответственно, агропромышленному комплексу необходимы квалифицированные специалисты, способные осуществлять достоверное количественное определение химических элементов, проявляющих токсические свойства. В статье исследованы педагогические условия формирования компетенции по определению содержания токсичных элементов в сельскохозяйственной продукции и других объектах агросферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "DETERMINATION OF TOXIC ELEMENTS IN AGRICULTURAL PRODUCTS' COMPETENCY

The plant products have a direct influence on the nation’s health, so its security is an important task set before the agricultural sector. One of the key safety indicators of the plant products is the grade control of toxic elements. Thus, the agro-industrial complex needs trained experts who can credibly quantify the chemical elements that show the toxicity behavior. The article examines pedagogical conditions of forming the competency of determination of toxic elements in plant and other agricultural products. The structure of methods of the competency formation is given. The content of the competency is defined according to the modern achievements in science and practice in this subject area. The sequence of mastering the competency components by students is provided. As the result, the following types of pedagogical conditions, which were put to an evaluation test in the Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, were distinguished: motivation- and value-based (orientation to search for harmonious ways of the nature and man interaction), cognitive (the system of theoretical and applied knowledge that define the graduate’s readiness and ability to carry out analytic quantitation of toxic metals), pragmatistic (provision of a sufficient amount of experience of practical activity to make the skills to do the sampling, sample preparation, instruments measuring, and results interpreting formed), material and technical (modern laboratory facilities, university subdivisions, electronic and information environment).

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИЯ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКСИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»»

УДК 378.147 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-247-258

ББК 74.480

КОМПЕТЕНЦИЯ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКСИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

THE "DETERMINATION OF TOXIC ELEMENTS IN AGRICULTURAL PRODUCTS" COMPETENCY

Григорьева Марина Викторовна

Доцент кафедры химии, Российский государственный аграрный университет -Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева, кандидат педагогических наук E-mail: marina_gry@inbox.ru

Grigoryeva Marina V.

Assistant Professor at the Department of Chemistry, Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, PhD in Education

E-mail: marina_gry@inbox.ru

Аннотация. Безопасность сельскохозяйственной продукции, оказывающая непосредственное влияние на здоровье населения страны, является актуальной задачей агропроизводства. Одним из ключевых показателей безопасности продукции является контроль содержания токсичных элементов. Соответственно, агропромышленному комплексу необходимы квалифицированные специалисты, способные осуществлять достоверное количественное определение химических элементов, проявляющих токсические свойства. В статье исследованы педагогические условия формирования компетенции по определению содержания токсичных элементов в сельскохозяйственной продукции и других объектах агросферы.

Abstract. The plant products have a direct influence on the nation's health, so its security is an important task set before the agricultural sector. One of the key safety indicators of the plant products is the grade control of toxic elements. Thus, the agro-industrial complex needs trained experts who can credibly quantify the chemical elements that show the toxicity behavior. The article examines pedagogical conditions of forming the competency of determination of toxic elements in plant and other agricultural products. The structure of methods of the competency formation is given. The content of the competency is defined according to the modern

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Григорьева М. В., 2022

Представлена структура методики формирования компетенции. В соответствии с современными достижениями науки и практики в этой предметной области определено содержание компетенции. Представлен порядок освоения обучающимися компонентов компетенции. В результате были выделены следующие виды педагогических условий, которые успешно апробированы в Российском государственном аграрном университете - Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева: мотивационно-ценностные (направленность на поиск гармоничных способов взаимодействия природы и человека), когнитивные (система теоретических и прикладных знаний, определяющих готовность и способность выпускника проводить аналитические количественные определения токсичных металлов), деятельностные (обеспечение достаточного количества опыта практической деятельности для сформированности умений осуществлять пробоотбор, пробоподготовку, проведение измерений на приборах, интерпретировать результаты определений), материально-технические (современное оснащение лабораторий, структурные подразделения вуза, электронно-информационная среда).

Ключевые слова: контроль содержания тяжелых металлов в сельскохозяйственной продукции, подготовка магистров, компетентностный подход, контроль качества растениеводческой продукции.

Для цитирования: Григорьева М. В. Компетенция «Определение токсичных элементов в сельскохозяйственной продукции» // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 247-258. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-247-258.

achievements in science and practice in this subject area. The sequence of mastering the competency components by students is provided. As the result, the following types of pedagogical conditions, which were put to an evaluation test in the Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, were distinguished: motivation- and value-based (orientation to search for harmonious ways of the nature and man interaction), cognitive (the system of theoretical and applied knowledge that define the graduate's readiness and ability to carry out analytic quantitation of toxic metals), pragmatistic (provision of a sufficient amount of experience of practical activity to make the skills to do the sampling, sample preparation, instruments measuring, and results interpreting formed), material and technical (modern laboratory facilities, university subdivisions, electronic and information environment).

Keywords: control of heavy metals content in agricultural products, training students in Master's programs, competency-based approach, quality control test of plant products.

Cite as: Grigoryeva M. V. The "Determination of toxic elements in agricultural products" competency. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 247-258. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-247-258.

Введение. Безопасность сельскохозяйственной продукции является залогом здоровья потребителей, поэтому эта проблема не теряет своей актуальности. В последние годы внимание к качеству продуктов питания только увеличивается. Следовательно, сырье, которое производится в сельском хозяйстве (в растениеводстве, животноводстве, аквакультуре), должно соответствовать высоким требованиям отечественных и международных стандартов качества. Чем выше качество, тем выше цена на соответствующие сырье и продукты. Стандартизация, сертификация, метрология являются важнейшими элементами системы контроля продукции на всех этапах технологического процесса.

Актуальность исследуемой проблемы. Контроль загрязняющих веществ сельскохозяйственной продукции стал насущной необходимостью, так как неуклонно растет их число. Пищевые продукты имеют способность аккумулировать загрязняющие вещества из окружающей среды в больших количествах, которые затем поступают в организм человека. Даже следовые количества некоторых токсичных веществ оказывают негативное влияние на здоровье взрослого человека. Еще более значительным является вредное воздействие на организм ребенка. Контроль содержания тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов и других токсикантов - обязательные условия для получения сертификата качества. Это важно для продукции, используемой на внутреннем рынке страны, а также для продукции, экспортируемой в другие государства. В международном законодательстве установлены строгие нормативы относительно содержания тяжелых металлов в продуктах питания [1-3].

Второй, очень важный аспект необходимости владения специалистами-аграриями методами химико-токсикологического контроля - агроэкологический мониторинг объектов агросферы. Сложившаяся экологическая ситуация приводит к загрязнению почв, водных источников, растений и сопредельных ландшафтов [4-6]. Это вызывает необходимость проведения регулярного контроля содержания тяжелых металлов в агроценозах и осуществления на основе полученных данных агротехнических и агрохимических мероприятий, снижающих подвижность токсичных элементов и возможность их поступления в растения [7].

Поэтому чрезвычайно важным в настоящее время становится подготовка специалистов, владеющих методами контроля качества сельскохозпродуктов, количественными методами определения токсических веществ в аграрном секторе.

В Российском государственном аграрном университете - МСХА имени К. А. Тимирязева (РГАУ - МСХА имени К. А. Тимирязева) реализуется магистерская программа «Химико-токсикологический и микробиологический анализ объектов агросферы», направленная на подготовку высококвалифицированных специалистов в области контроля качества объектов аграрного сектора [8; 9]. В числе прочих задач большое внимание уделяется формированию у обучающихся компетенции по определению содержания тяжелых металлов в сельскохозяйственной продукции и объектах агросферы.

Цель исследования: определить педагогические условия формирования способности и готовности выпускника осуществлять контроль содержания тяжелых металлов в сельскохозяйственном сырье и продукции, в полной мере понимать значение этого направления деятельности. В статье обоснована необходимость формирования данной

компетенции, представлены цели, содержание, организационные формы, методы и средства обучения, изложена сущность развития репродуктивных и исследовательских способностей обучающихся, описаны методики формирования и развития компонентов компетенции.

Материал и методы исследования. Наше исследование базируется на следующих педагогических подходах: компетентностном, деятельностном, аксиологическом. Для достижения поставленной цели были изучены следующие материалы: документы, декларирующие требования к предельно допустимым концентрациям тяжелых металлов в сырье и продукции; документы, определяющие требования к специалистам, осуществляющим контроль качества сельскохозяйственной продукции и агроэкологи-ческие исследования; документы, определяющие подготовку специалистов аграрного сектора (основные профессиональные образовательные программы); научные статьи и другие источники по теме исследования. Для апробации выделенных педагогических условий анализировался процесс обучения направления подготовки «Агрохимия и аг-ропочвоведение» по магистерской программе «Химико-токсикологический и микробиологический анализ объектов агросферы», реализуемой в РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, а также предшествующее ему обучение в бакалавриате.

В статье используются общепринятые термины:

Предельно допустимая концентрация (ПДК) - величина, характеризующая максимальное количество вещества, которое может находиться в объекте измерений в момент времени без вреда для живых организмов, и являющаяся основной величиной экологического нормирования содержания токсических веществ в природной среде.

Педагогические условия - совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса.

Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере (профессиональной деятельности).

Тяжелые металлы - большая группа химических элементов (более 40) с атомной единицей массы (а.е.м.) более 50. Наиболее значимыми токсикантами этой группы являются свинец, кадмий, ртуть, цинк, молибден, никель, кобальт, олово, титан, медь, ванадий. Следует отметить, что термин «тяжелые металлы» сформировался исторически: первые изученные токсичные вещества имели высокий удельный вес и были металлами. Сейчас все чаще эту группу загрязнителей называют токсичными металлами, либо расширяют понятие до токсичных элементов.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того чтобы сельскохозяйственная продукция была безопасной, чтобы не допустить поступления в избыточном количестве накапливающихся в почве токсичных эле -ментов в организм человека и тем самым избежать их негативного влияния, разработаны специальные нормативы, фиксирующие ПДК этих веществ в сырье и продукции.

Максимально допустимые уровни содержания токсичных элементов в продуктах питания для стран Евросоюза приведены в Регламенте Комиссии ЕС N0. 1881/2006 [1]. В источнике [2] обобщены данные по международным и национальным стандартам ПДК тяжелых металлов различных стран.

Для стран, входящих в Таможенный союз, требования к качеству и безопасности пищевых продуктов представлены в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 021-2011 [3], где утверждены следующие методы анализа пищевых продуктов: атом-но-абсорбционный в пламени для определения токсичных элементов (свинец, кадмий, медь, цинк, железо) - ГОСТ 30178-96; атомно-абсорбционный с электротермической атомизацией для измерений массовой доли свинца и кадмия в пищевых продуктах и продовольственном сырье - МУК 4.1.986-00; атомно-абсорбционный метод определения ртути - ГОСТ 26927 и атомно-эмиссионный с ионизацией в индуктивно связанной плазме для определения токсичных элементов в пищевых продуктах (кадмий, свинец, медь, цинк, железо, олово, мышьяк) - ГОСТ 30538-97 [3].

Для оценки загрязнения почв тяжелыми металлами в настоящее время в России используются как официально утвержденные, так и не имеющие официального статуса нормативы.

Кроме идентификации токсичного элемента, иногда бывает важно определить в какой молекулярной форме он присутствует в исследуемых объектах. Например, соли шестивалентного хрома потенциально более канцерогенны, чем трехвалентного. При анализе мышьяка считается, что неорганические арсениты и арсенаты более токсичны, чем органические.

Методика формирования компетенции направлена на формирование системных знаний о способах контроля содержания и ПДК группы токсических элементов в сельхозпродукции и объектах агросферы, физиологическом воздействии на организм растений, животных и человека, путях попадания в агроценозы, а также формирование умений по владению методами определения токсичных элементов в различных объектах. Методика реализуется на всех уровнях обучения аграрного вуза, при этом, ключевая ее часть осуществляется на этапе обучения в магистратуре.

Структура методики формирования компетенции по определению токсичных элементов в объектах агросферы и продукции включает следующие компененты:

• Мотивационно-ценностная составляющая: агроэконоосферная культура - сфор-мированность у обучающихся системы общечеловеческих ценностей, направленных на устойчивое развитие и обеспечение безопасности цивилизации и биосферы в целом, обусловливающая готовность выпускников нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.

• Когнитивная составляющая включает систему теоретических, прикладных и экспериментальных знаний, определяющих готовность и способность выпускника проводить аналитические количественные определения тяжелых металлов.

• Деятельностная составляющая: система деятельности обучаемых, реализуемая в ходе лабораторных, полевых, опытных работ, направленная на получение опыта практической деятельности и формирование умений и навыков, определяющих

готовность и способность выпускника проводить аналитические определения тяжелых металлов в разных видах сельхозпродукции и объектах агросферы (почва, водные источники, растения).

• Материально-техническая составляющая: учебно-лабораторная база; приборы и оборудование, отвечающие современному развитию науки и лабораторной практики; обеспеченность доступа к электронно-информационным ресурсам.

Компетенция по аналитическому определению содержания тяжелых металлов характеризуется большим объемом знаний, умений и навыков. Следует отметить, что специфика предметной области характеризуется высокой динамичностью. Регулярно появляются новые исследования в этой области, новые нормативные документы, новые методы определения и т. д. Соответственно, динамичными являются и знания, умения, навыки, составляющие компетенцию. В связи с этим большое значение при формировании компетенции имеют: 1) базовая химическая подготовка и 2) способность и готовность выпускника к самообразовательной деятельности.

В содержании формируемой компетенции можно выделить следующие группы знаний:

1. Нормативно-документальная база, регулирующая количественное содержание и методы аналитического контроля тяжелых металлов в продукции, почве, воде и других объектах.

2. Базовая химическая подготовка, включающая знания свойств органических и неорганических веществ, а также основных теорий и законов, определяющих протекание физико-химических процессов.

3. Методы химического и физико-химического анализа количественного определения тяжелых металлов.

Порядок освоения компонентов компетенции и их содержание:

I. Базовая химическая подготовка, включающая:

• знания: основные законы и теории химии, необходимые для понимания динамических физико-химических процессов, происходящих в природе (количественные, термодинамические, кинетические, электрохимические законы, теория растворов и др.); химические и физические знания, необходимые для понимания принципов химических и физико-химических методов анализа (теория химического равновесия, адсорбция, оптические явления, излучение и др.); знания о свойствах органических и неорганических веществ.

• умения, навыки, опыт практической деятельности: осуществление количественных расчетов; лабораторные навыки (работа с реактивами, оборудованием, приборами, приготовление растворов); навыки информационной и цифровой культуры (умение пользоваться источниками химической информации, структурировать ее, анализировать).

Базовая химическая подготовка начинает формироваться в средней школе, основной этап приходится на химические дисциплины 1-2 курса бакалавриата.

Как пропедевтический этап к процессу формирования компетенции по количественному определению тяжелых металлов является ряд лабораторных работ,

выполняемых обучаемыми на 1-2 курсе бакалавриата в ходе изучения аналитической химии: «Определение содержания железа в растворе», «Определение содержания кобальта в растворе» и др. Лабораторные работы позволяют обучающимся освоить навыки работы с приборами, растворами и оборудованием, понять и усвоить принципы методов количественного анализа.

Значение базовой химической подготовки: является основой для глубокого понимания динамических природных процессов, сущности методов химического и инструментального анализа. Базовая химическая подготовка служит основой для самообразования, для способности развиваться и совершенствоваться в учебной и профессиональной деятельности.

II. Агроэкологические особенности тяжелых металлов.

• Знания: содержание тяжелых металлов в природе; источники природного и антропогенного загрязнения; ПДК и ОДК (ориентировочно допустимые концентрации); миграция и поведение токсичных элементов в окружающей среде, а также в процессах переработки и хранения сельскохозяйственного сырья и продукции; особенности адсорбции тяжелых металлов в разных типах почв; чувствительность, «защитные барьеры» и способность накапливать токсичные металлы у растений; физиологическое воздействие на растения, животных и человека.

Этот этап формирования компетенции осуществляется в ходе изучения дисциплин экологического цикла. Актуализация и обобщение сведений об агроэкологических характеристиках тяжелых металлов и других токсичных элементов осуществляется в магистратуре. Сотрудниками кафедры созданы соответствующие учебные пособия.

Значение знаний об агроэкологической характеристике токсичных металлов: глубокое понимание значения контроля содержания токсических элементов в продукции и объектах агросферы.

III. Методы анализа объектов агросферы. Этот этап формирования компетенции главным образом осуществляется при освоении магистерской программы «Химико-токсикологический анализ объектов агросферы».

• Знания: издания и поисковые системы по методам определения агрохимикатов; нормативные и методические документы, определяющие методы аналитического контроля токсичных элементов; ГОСТы; основная терминология; принципы методов определения; правила отбора проб для проведения контроля тяжелых металлов; правила пробоподготовки; правила работы с приборами; правила интерпретации результатов.

• Умения, навыки, опыт практической деятельности: приготовление растворов (в том числе стандартных), осуществление отбора проб для анализа и пробоподго-товки, проведение определений, интерпретация результатов, подготовка заключений.

Поскольку магистерская программа является ключевым этапом освоения компетенции, рассмотрим содержание, формы и методы этого этапа более подробно.

Содержание. В программу подготовки магистров «Агроэкологический менеджмент, химико-токсикологический и микробиологический анализ объектов агросферы»

входит ряд дисциплин, на которых компетенция по определению тяжелых металлов в различных объектах получает свое развитие и совершенствование с разных сторон. Это такие дисциплины, как: «Инструментальные методы исследования почв и растений», «Методика экспериментальных исследований в агрохимии и агропочвоведении», «Инновационные технологии в агрохимии и агропочвоведении», «Математическое моделирование и анализ данных в агрохимии и агропочвоведении», «Современные методы анализа данных в почвоведении, агрохимии и экологии», «Декларирование соответствия в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС)», «Метрология, стандартизация и сертификация кормов, пищевых добавок и продуктов питания», «Методы контроля состава продукции растениеводства и продуктов питания при хранении», «Контроль химических и биохимических показателей качества объектов агросферы», «Органическое сельское хозяйство и экологически безопасная продукция». Согласно программе, магистранты изучают различные химические и физико-химические методы анализа: хроматографические, масс-спектрометрические, спектральные (ИК, БИК), термические методы [5], электронную микроскопию, рентгеноструктурный анализ, инфракрасную спектроскопию. Лаборатории кафедры химии оснащены необходимыми приборами и оборудованием.

Наиболее часто анализ токсичных металлов производят методами атомно-адсорб-ционной спектроскопии, атомно-эмиссионной спектроскопии, инверсионно-вольтам-перометрическим методом. Предварительная подготовка включает минерализацию продукта способом сухого или мокрого озоления. Выполнение этой процедуры обучающиеся проводят согласно ГОСТ 26929-94 - Сырье и продукты пищевые. Подготовка проб. Минерализация для определения содержания токсичных элементов.

Формы и методы обучения.

Значимую роль для формирования компетенции выполняют лабораторные работы, например, «Определение меди в растворе на атомно-абсорбционном спектрометре», «Определение содержания марганца», «Определение содержания никеля» и др.

В магистратуре как уровне высшего образования, направленном на узкоспециализированную подготовку высококвалифицированных кадров, наряду с традиционными формами и методами обучения целесообразно применять способы обучения, в которых высоки сложность заданий и доля самостоятельности обучаемого, например, учебно-исследовательская деятельность [10], проектное обучение [11-13]. Приводим темы проектов, объектом исследования которых являются токсичные металлы и методы контроля их содержания в продукции и сырье: «ПДК тяжелых металлов в продуктах питания», «Методы определения соединений свинца в воздухе, воде, почве, растениях», «Определение содержания ртути в рыбе и рыбной продукции», «Атомно-адсорб-ционный метод определения токсичных элементов в продуктах питания», «Сравнение толерантности злаковых и бобовых культур к накоплению кадмия: количественные определения», «Сравнение способности накапливать никель в зелени лука, щавеля, салата и укропа» и др.

Сотрудниками кафедры подготовлены необходимые методические материалы, составлены методические указания по выполнению проектных заданий. Немаловажную

роль играют рекомендации для обучающихся по использованию информационно-цифровой среды для осуществления проектной деятельности [14].

Выводы:

Успешному формированию у обучающихся компетенции по определению токсичных металлов в объектах агросферы, сельскохозяйственном сырье и продукции способствуют следующие педагогические условия:

1. Мотивационно-ценностные: формирование у обучающихся понимания ценности природы и человека, направленности на поиск гармоничных способов их взаимодействия, агроэконоосферной культуры.

2. Когнитивные:

• формирование у обучающихся химической базы знаний, обусловливающей качественное освоение последующей специальной подготовки и готовность к самообразовательной деятельности;

• формирование специальных знаний: нормативных документов, химических и агроэкологических свойств токсичных элементов, аналитических методов определения содержания токсичных металлов в различных объектах агросферы и продукции;

• регулярный пересмотр содержания специальный подготовки в соответствии с изменениями, происходящими в научных исследованиях и реальной практике сельскохозяйственного производства.

3. Деятельностные:

• обеспечение достаточного объема опыта практической деятельности обучающихся для качественного достижения всех результатов образовательной деятельности;

• моделирование в учебном процессе ситуаций самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, например, проектное обучение.

4. Материально-технические:

• возможности для прохождения полевой и лабораторной практики;

• наличие современных приборов и лабораторного оборудования;

• структурные подразделения вуза, целенаправленно осуществляющие формирование у обучающихся компонентов компетенции (в РГАУ - МСХА имени К. А. Тимирязева это кафедра химии, учебно-научный консультационный центр «Агроэкология пестицидов и агрохимикатов», учебно-научный центр коллективного пользования «Сервисная лаборатория комплексного анализа химических соединений», опытные поля и лаборатории университета).

• обеспеченность учебной и методической литературой, программным обеспечением, возможность пользоваться электронно-информационной средой.

Список литературы

1. Commission Régulation (EC) No 629/2008 of 2 July 2008 amending Régulation (EC) No

1881/2006 setting maximum levels for certain contaminants in foodstuffs // Officiai

Journal of the European Union. 03.07.2008. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/

EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32008R0629&from=ES (дата обращения: 10.07.2021).

2. Choi Y. Y. Briefing on National and International Standards for Heavy Metals in Food. 18.10.2012. URL: https://www.govtlab.gov.hk/doc/our_work/texchange/Stds_for_heavy_ metals_2012.pdf (дата обращения: 10.07.2021).

3. ТР ТС 021/2011. О безопасности пищевой продукции. Технический регламент Таможенного союза. 242 с.

4. Белопухов С. Л., Сюняев Н. К., Тютюнькова М. В. Химия окружающей среды: учеб. пособие. М.: Проспект, 2016. 240 с.

5. Ильин В. Б. Тяжелые металлы в системе почва-растение. Новосибирск: Наука, 1991. 150 с.

6. Соколов О. А., Черников В. А. Оценка воздействия удобрений, пестицидов и мелиорантов на окружающую среду / Рос. гос. аграр. ун-т - МСХА им. К.А. Тимирязева. М., 2015. 118 с. (Сер.: Экологическое знание. Вып. 7).

7. Плеханова И. О., Золотарева О. А. Оценка и нормирование экологического состояния почв, загрязненных тяжелыми металлами // Агрохимия. 2021. № 7. С. 83-94.

8. Григорьева М. В., Белопухов С. Л. Магистерская программа «Агроэкологический менеджмент, химико-токсикологический и микробиологический анализ объектов аг-росферы»: формирование, становление, развитие // Современное состояние и приоритетные направления развития аграрной экономики и образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пос. Персиановский, 2020. С. 26-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Григорьева М. В., Белопухов С. Л. Химические дисциплины в системе «Бакалавриат -магистратура - аспирантура аграрного вуза» // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 5-8.

10. Григорьева М. В., Багнавец Н. Л. Учебно-исследовательские задания по физической и коллоидной химии для студентов аграрных специальностей // Аграрная наука -сельскому хозяйству: сб. материалов XVI Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2021. С. 11-13.

11. Белопухов С. Л., Григорьева М. В. Формирование познавательного интереса у студентов аграрного вуза при выполнении курсовых проектов // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». 2019. № 6 (94). С. 65-69.

12. Исследование качественного состава гумусовых кислот дерново-подзолистой почвы методом термического анализа / С. Л. Белопухов, С. Э. Старых, А. Н. Куприянов, М. В. Григорьева // Природообустройство. 2020. № 3. С. 36-45.

13. Григорьева М. В., Багнавец Н. Л., Белопухов С. Л. Проектные работы при обучении по магистерской программе «Химико-токсикологический анализ объектов агросфе-ры» // Агроинженерия. 2020. № 2 (96). С. 64-69.

14. Белопухов С. Л., Григорьева М. В., Дмитревская И. И. Внедрение цифровых технологий в процесс подготовки магистров аграрного вуза // Цифровизация как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2021. С. 11-14.

15. Backer A. J. Accumuiation and excluders strategies in the response of plant to heavy metals // J. Plant Nutr. 1981. Vol. 3, No. 1-4. P. 643-651.

References

1. Commission Regulation (EC) No 629/2008 of 2 July 2008 amending Regulation (EC) No 1881/2006 setting maximum levels for certain contaminants in foodstuffs. Official Journal of the European Union. 03.07.2008. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32008R0629&from=ES (accessed: 10.07.2021).

2. Choi Y. Y. Briefing on National and International Standards for Heavy Metals in Food. 18.10.2012. Available at: https://www.govtlab.gov.hk/doc/our_work/texchange/Stds_for_ heavy_metals_2012.pdf (accessed: 10.07.2021).

3. TR TS 021/2011. O bezopasnosti pishchevoy produktsii. Tekhnicheskiy reglament Tamozhennogo soyuza. 242 p.

4. Belopukhov S. L., Syunyaev N. K., Tyutyunkova M. V. Khimiya okruzhayushchey sredy: ucheb. posobie. Moscow: Prospekt, 2016. 240 p.

5. Ilyin V. B. Tyazhelye metally v sisteme pochva-rastenie. Novosibirsk: Nauka, 1991. 150 p.

6. Sokolov O. A., Chernikov V. A. Otsenka vozdeystviya udobreniy, pestitsidov i meliorantov na okruzhayushchuyu sredu. Moscow, 2015. 118 p. (Ser.: Ekologicheskoe znanie. Vyp. 7).

7. Plekhanova I. O., Zolotareva O. A. Otsenka i normirovanie ekologicheskogo sostoyaniya pochv, zagryaznennykh tyazhelymi metallami. Agrokhimiya. 2021, No. 7, pp. 83-94.

8. Grigoryeva M. V., Belopukhov S. L. Magisterskaya programma "Agroekologicheskiy menedzhment, khimiko-toksikologicheskiy i mikrobiologicheskiy analiz obyektov agrosfery": formirovanie, stanovlenie, razvitie. In: Sovremennoe sostoyanie i prioritetnye napravleniya razvitiya agrarnoy ekonomiki i obrazovaniya. Proceedings of International scientific-practical conference. Persianovskiy village, 2020. Pp. 26-30.

9. Grigoryeva M. V., Belopukhov S. L. Khimicheskie distsipliny v sisteme "Bakalavriat -magistratura - aspirantura agrarnogo vuza". Istoriya i pedagogika estestvoznaniya. 2020, No. 2, pp. 5-8.

10. Grigoryeva M. V., Bagnavets N. L. Uchebno-issledovatelskie zadaniya po fizicheskoy i kolloidnoy khimii dlya studentov agrarnykh spetsialnostey. In: Agrarnaya nauka -selskomu khozyaystvu. Proceedings of the XVI International scientific-practical conference. Barnaul, 2021. Pp. 11-13.

11. Belopukhov S. L., Grigoryeva M. V. Formirovanie poznavatelnogo interesa u studentov agrarnogo vuza pri vypolnenii kursovykh proektov. Vestnik FGOU VPO "Moskovskiy gosudarstvennyy agroinzhenernyy universitet imeni V. P. Goryachkina". 2019, No. 6 (94), pp. 65-69.

12. Belopukhov S. L., Starykh S. E., Kupriyanov A. N., Grigoryeva M. V. Issledovanie kachestvennogo sostava gumusovykh kislot dernovo-podzolistoy pochvy metodom termicheskogo analiza. Prirodoobustroystvo. 2020, No. 3, pp. 36-45.

13. Grigoryeva M. V., Bagnavets N. L., Belopukhov S. L. Proektnye raboty pri obuchenii po magisterskoy programme "Khimiko-toksikologicheskiy analiz obyektov agrosfery". Agroinzheneriya. 2020, No. 2 (96), pp. 64-69.

14. Belopukhov S. L., Grigoryeva M. V., Dmitrevskaya I. I. Vnedrenie tsifrovykh tekhnologiy v protsess podgotovki magistrov agrarnogo vuza. In: Tsifrovizatsiya kak novaya paradigma

razvitiya: vyzovy, vozmozhnosti i perspektivy. Proceedings of International scientific-practical conference. Petrozavodsk, 2021. Pp. 11-14. 15. Backer A. J. Accumuiation and excluders strategies in the response of plant to heavy metals. J. Plant Nutr. 1981, Vol. 3, No. 1-4, pp. 643-651.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 1

Статья поступила в редакцию 14.07.2021 The article was received on 14.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.