Н.А. Абдулхакимова, N.A. Abdulhakimova,
аспирант кафедры Graduate student of the Department административного и финансового of administrative and financial law права Юридического института of Law Institute of North Caucasus Северо-Кавказского федерального Federal University
университета rabota.nelly@yandex.ru
Компетенция главы муниципального образования по законодательству субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах СевероКавказского федерального округа: особенности регламентации
Аннотация: проблематика нормативно-правового регулирования компетенции главы муниципального образования в некоторой степени потеряна среди многочисленных исследований всей сферы компетенции органов местного самоуправления. Со В то же время компетенция главы как часть общей компетенции органов местного § самоуправления обладает спецификой, обусловленной комплексным статусом главы * муниципального образования, его фактическим положением в системе органов ^ муниципального образования, разбросанностью норм, регулирующих компетен-щ цию главы, по многочисленным федеральным и региональным законодательным О актам. Проведенный анализ показал, что компетенция главы муниципального ^ образования, как и его статус, имеет комплексный характер и включает в себя основные, специальные и дополнительные права и обязанности, содержащиеся как в законодательстве о местном самоуправлении, так и в актах, непосредственно не регулирующих вопросы организации местного самоуправления. ^ Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, глава
S муниципального образования, компетенции главы муниципального образования, jj Северо-Кавказский федеральный округ.
Б
£ The competence of the head of the municipality
0; according to the legislation of the constituent entities
gq of the Russian Federation located within the North
§ Caucasus Federal District: regulatory features
s
С Abstract: the issue of the regulatory framework of the competence of the head of
the municipality is to some extent lost among numerous studies of the entire sphere of competence of local governments. At the same time, the competence of the head, as part of the overall competence of local governments, has serious specificity due to the complex status of the head of the municipality, its actual position in the system of municipal bodies, the dispersion of the norms governing the competence of the head of numerous © federal and regional legislative acts. As the analysis showed, the competence of the head {\| of the municipality, as well as his status, is complex and includes the main, special and additional rights and obligations contained in the legislation on local self-government and in the acts, the organization of local self-government not directly governing.
Keywords: local government, municipality, head of the municipality, competence of the head of the municipality, North Caucasus Federal District.
146
При исследовании проблематики полномочий главы ^ муниципального образования (далее — МО), их понятия и содержа- g ния обращает на себя тот факт, что данная категория муниципаль- ^ ного права тесно связана с другой категорией муниципального права, * а именно с понятием и содержанием компетенции местного самоу- 8 правления в широком смысле. |( Наиболее часто в отечественной юридической литературе термин | «компетенция» (от лат. competencio (compete) — добиваться, соответство- s< вать) раскрывается (объясняется) как совокупность юридически установленных полномочий (а также прав и обязанностей) конкретного органа g публичной власти (либо государственного органа, либо муниципального £ органа) или конкретного должностного лица, которые задают его место в системе органов власти соответствующего уровня [1, с. 170—171]. | § Слово «компетенция» «имеет два прочно вошедших в обиход зна- g 5 чения: а) круг вопросов, в которых данное лицо или лица обладают £ g
J 5
5 I
И 2
познаниями (ведают чем-то) и б) круг полномочий (прав и обязан- 8 д
ностей «ведать чем-то»)» [2, с. 11]. 0 |
Данный термин может употребляться относительно самых разно- ^
образных участников мунициально-правовых отношений, наделенных | |
властными полномочиями. [3, с. 174]. | |
Согласно мнению Н.В. Постового, дополняющему общий под- д |
ход Б.М. Лазарева к теоретическому понятию компетенции, в сфере | Е
местного самоуправления компетенция есть установленная правовы- д
ми актами разных уровней и юридической силы совокупность прав, З о
обязанностей и предметов ведения участников правоотношений на §"§
местном уровне (в системе самоуправления), которые необходимы и $!;>§
используются ими для «осуществления функций и задач местного дд|
самоуправления» [4, с. 274]. 1 .д.*
Соответственно, так как глава является одним из участников му- оЦ0 ниципально-правовых отношений, его полномочия — неотъемлемая
часть общей и специальной компетенции местного самоуправления д11 в целом и органов МО в частности, они находят свое закрепление в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ,
нормативных правовых актах местного самоуправления в качестве Ц^З
собственных, а также делегированы органами государственной власти. ^ В современной российской муниципальной практике глава МО, вне
зависимости от порядка и основания замещения своей должности, по- _
лучает легитимность от населения МО (напрямую или через депутатов ^
представительного органа) и действует от его имени и в его интересах. ь
Имеет ли право на существование теоретический подход, согласно
которому полномочия главы МО состоят только из его прав и обязан- д
ностей, закрепленных законодательно? С таким подходом согласиться £
не можем по целому ряду причин: |
1) в современной правовой доктрине России не принято разделять § права и обязанности выборных должностных лиц, в том числе выборных
£
«л
«VI
должностных лиц местного самоуправления. Более того, то, как эти права и обязанности закреплены в федеральных и региональных законодательных актах, делает невозможным их четкое разграничение по существу;
2) из первого довода следует второй. Права и обязанности выборных должностных лиц (и глава МО в данном случае не является исключением) могут одновременно быть и правом, и обязанностью лица. Например, в законодательстве закреплена обязанность главы МО принимать граждан, в то же время глава имеет право принимать граждан.
Таким образом, вывод о том, что глава МО обладает правами и обязанностями, не совсем верен по существу. Необходимо вести речь о полномочиях главы, подразумевая закрепленные в правовых актах его должностные права и обязанности. Такой поход будет наиболее простым и понятным.
Основные полномочия главы МО закреплены и изложены в ч. 4
^ ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2013 г. № 131-Ф3 «Об общих ^ принципах организации местного самоуправления в Российской
0- Федерации»:
^ 1) представляет МО в отношениях с другими участниками обще-
О ственных отношений, вступающими в эти отношения по поводу ® организации и реализации местного самоуправления; ^ 2) подписывает и обнародует правовые акты представительного органа МО;
_ 3) являясь субъектом муниципального нормотворчества, издает * муниципальные правовые акты;
1- 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представи-^ тельного органа МО;
^ 5) обязан обеспечить осуществление органами МО полномочий по решению вопросов местного значения и осуществление ими отдельных государственных полномочий. § И наконец, как следует из положений ч. 8 ст. 44, в-шестых, глава Щ муниципального образования, вне зависимости от места в системе ¡Х органов местного самоуправления, обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав 148 муниципального образования.
По нашему мнению, эти полномочия можно назвать основными (или базовыми) полномочиями главы МО. Конечно, «перечень ука-
© занных полномочий не исчерпывает функциональные характеристики
статуса главы муниципального образования как высшего должностного лица» [5, с. 6].
Ключевым и наиболее важным моментом нашего исследования является тот факт, что основные полномочия, указанные в законодательстве, принадлежат главам МО независимо от способа их избрания и их места в системе органов и должностей МО.
Ряд полномочий глава исполняет параллельно с другими участ- ,о
0\
никами муниципально-правовых отношений. И такие полномочия, по нашему мнению, можно назвать дублирующими. Они позволяют обеспечить реализацию различных муниципально-правовых процедур, направленных на обеспечение прав человека в сфере местного ? самоуправления.
8
Например, глава муниципального образования, вне зависимости
3
в соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона «Об общих принци- в
I
от места в системе органов муниципального образования, имеет право
» g 3 з
и
пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлять в соответствующий суд обращение о назначении референ- 3 дума. Это полномочие может быть реализовано главой в случае, если I J в установленный законом срок представительный орган не принял j | соответствующего решения о назначении местного референдума. | 3
В соответствии с ч. 3 ст. 25 указанного закона глава также может | g созвать сход граждан в поселении с численностью жителей, обла- * * дающих избирательным правом, не более 100 человек для решения * g вопросов местного значения, либо сход может созвать инициативная группа граждан.
Еще глава может инициировать проведение публичных слушаний j Л на территории МО для обсуждения проектов муниципально-право- * j вых актов (ч. 1 ст. 28). Проведение публичных слушаний также может g ? инициировать представительный орган. ■§ *
Вариативность места главы в системе органов местного само- ц ° управления и комплексный характер его муниципально-правового g j статуса непременно порождают вопрос принадлежности главе МО полномочий главы местной администрации или председателя пред- о*| ставительного органа. |
По нашему мнению, в компетенцию главы МО могут входить только те полномочия председателя представительного органа или 3 главы местной администрации, которые передаются главе в силу норм *|| Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с формулировкой «исполняет | полномочия главы местной администрации», «исполняет полномочия 3 ;§?; председателя представительного органа муниципального образования» |3|! (и синонимичные этим формулировки).
Именно в таком случае можно вести речь о комплексном харак- 149 тере полномочий главы муниципального образования, а не о подмене понятий. Указание в законе на то, что в определенной системе ор- ^ ганов местного самоуправления глава муниципального образования ^ исполняет полномочия председателя представительного органа или ^ главы местной администрации не означает, что полномочия главы j администрации или председателя представительного органа принад- g лежат главе муниципального образования и составляют часть его g правового статуса. j
По мнению И.И. Макарова, «о первичности статуса главы муниципального образования по отношению к статусу председателя представительного органа (главы местной администрации) говорит и формулировка п. 2, 3, 5 ч. 2 ст. 36 Федерального закона, из которой ясно, что именно глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа (возглавляет местную администрацию), а не наоборот» [6].
Статьи закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», посвященные полномочиям председателя представительного органа и главы местной администрации, регламентируют часть правового статуса именно этих должностных лиц местного самоуправления, но не главы муниципального образования.
В теории муниципального права неоднократно высказывалась точка зрения, ставшая устоявшейся, что правовой статус главы МО будет различным в зависимости от того, какое положение в системе местного самоуправления он занимает: является главой местной ^ администрации либо председателем представительного органа муни-^ ципального образования [5—9].
0- Последователи данной позиции считают, что глава — председатель g представительного органа в своем правовом статусе имеет элементы О статуса председателя представительного органа МО (права, обязанно® сти, гарантии, ответственность, ограничения), глава — глава местной
администрации в своем статусе имеет элементы статуса председателя j. администрации МО (права, обязанности, гарантии, ответственность, _ ограничения, запреты). Эти статусы будут дополнительными к статусу § главы МО.
1- По этому поводу И.И. Макаров пишет следующее: «Имеется основание подразделять полномочия главы муниципального образования
^ на две группы: общего и специального характера. Под полномочиями общего характера предлагается понимать полномочия, которыми в равной степени обладает любой глава муниципального образования § вне зависимости от того, с какой иной должностью в муниципальном И образовании совмещается должность главы муниципального образо-0L вания, и под полномочиями специального характера — полномочия, предопределенные должностью, которую одновременно занимает глава муниципального образования» [6].
150 Мы поддерживаем данное мнение несмотря на то, что в законодательстве России эта проблема не получила однозначного разреше-2 ния и статус главы муниципального образования формируется через О оговорки в контекстном смысле «исполняющий обязанности главы ¡^ местной администрации», «исполняющий обязанности председателя ^ представительного органа».
Соответственно, этот момент является чрезвычайно дискуссионным в теории муниципального права.
В частности, А.А. Сергеев в своих работах пишет, что «глава муниципального образования — это не более чем титул» и «присвоение
0\
этого титула не добавляет главе каких-либо реальных полномочий, ,о поскольку их полномочия предопределены реальной должностью — ~ главы администрации либо спикера представительного органа» [7].
С таким подходом согласиться не можем. То, что в системе местного самоуправления глава муниципального образования может занимать различное положение в системе органов местного самоуправ-
ления непосредственно продиктовано вариативностью организации g
о
Я л
3 3
а g
■ä 3
«I
местной власти. Глава муниципального образования, соответственно,
может наделяться специальными полномочиями в зависимости от в
■2
занимаемого места. §
Рассмотрим специальные полномочия главы муниципального ^
образования, принадлежащие ему в силу норм Федерального за- I О
кона «Об общих принципах организации местного самоуправления g |
в Российской Федерации» и зависящие от места главы в системе | 3
органов МО. js с
Например, в качестве специального полномочия, принадлежащего | * главе, можно указать полномочие по заключению контракта с главой местной администрации (ч. 6 ст. 37). Особенность обозначенного полномочия заключается в том, что никакое другое должностное
лицо МО не вправе подписывать контракт с победителем конкурса j Л
на замещение должности главы местной администрации. * j
Можно также отметить право председательствовать на сходе граж- g g
дан, если председательствующим не избрано другое лицо (ч. 5 ст. 25). О *
Согласно ч. 14 той же статьи глава несет обязанности по орга- ц О
низации деятельности представительного органа муниципального g 3
образования, если является его председателем. о г>О
Обратим внимание и на ч. 5.1 ст. 36, в соответствии с которой о*|
глава обязан ежегодно представлять представительному органу му- | ниципального образования отчеты о результатах своей деятельности.
В случае, если глава муниципального образования избран из числа 3 jg
депутатов представительного органа и возглавляет этот орган, то он *|| вправе голосовать при принятии муниципальных правовых актов и
иных решений, выносимых на голосование (ч. 3 ст. 43, ч. 5 ст. 44). | Ол
В силу ч. 4 ст. 43 глава в пределах своих полномочий, установлен- 3;|?;
ных уставом муниципального образования и решениями представи- |3|! тельного органа муниципального образования, издает постановления
151
и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (если в соответствии с
уставом муниципального образования является председателем пред- ^
ставительного органа). ^
Назовем и полномочия, принадлежащие главе муниципального ^
образования, возглавляющему местную администрацию. ^
В соответствии с ч. 13 ст. 35 глава МО, являющийся в системе Ц
органов МО главой администрации (исполняющий полномочия гла- | вы местной администрации), имеет право отклонить акт, принятый и
представительным органом МО, и не подписывать его, отправив на повторное рассмотрение представительным органом.
Если глава МО возглавляет местную администрацию, то обязан предоставлять ежегодные отчеты о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования перед местной администрацией (ч. 5.1 ст. 36).
Возглавляя местную администрацию, глава издает постановления и распоряжения администрации МО по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий (ч. 4 ст. 43).
Кроме того, в силу той же статьи закона глава издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с действующим российским законодательством. ^ При этом полномочия главы муниципального образования со-^ держатся не только в Федеральном законе «Об общих принципах О- организации местного самоуправления в Российской Федерации», но ^ и в других федеральных законодательных актах. О Например, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ Э «О противодействии коррупции» [10] установлено правило, согласно СС
С
которому обязанности, ограничения и запреты для должностных лиц, по мнению законодателя, направленные на противодействие коррупции в сфере публичной власти, в одинаковой степени рас* пространяются на государственных служащих, на муниципальных I- должностных лиц, в том числе и на глав муниципальных образований. Однако отметим, что в Федеральном законе «О противодействии коррупции» содержатся только ограничения и запреты, распространяющиеся на глав МО. Прав и обязанностей глав МО этот федеральный
о;
законодательный акт не содержит. § Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным
Щ категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные ¡Х денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» содержит 152 п. 3 ч. 1 ст. 2, согласно которому главам муниципальных образований, исполняющим полномочия глав местных администраций, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные © средства и ценности в иностранных банках, расположенных за преде-
«VI
лами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами [11]. Впрочем, эту норму необходимо рассматривать не просто как обязанность, а как запрет.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» [12] глава МО в течение 15 дней обязан предоставить принятый
устав в территориальный орган Министерства юстиции Российской ,о
Федерации для государственной регистрации. ?
Также глава в срок не позднее чем через десять дней со дня полу- ;
чения проекта правил землепользования и застройки МО от органа а
местного самоуправления обязан назначить публичные слушания по J
проекту (ч. 11 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ [13]). g
Исходя из норм Конституции Российской Федерации и положений g
Федерального закона «Об общих принципах организации местного 3
самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного §
самоуправления составляют в том числе законы субъектов Российской §
Федерации. В законах субъектов РФ, связанных с вопросами орга- js
низации местного самоуправления на территории соответствующего I О
субъекта РФ, также содержатся нормы, регламентирующие компе- g |
тенцию главы МО. | S
Рассмотрим законы субъектов РФ, посвященные организации | g
местного самоуправления на территории соответствующего субъекта ^ *
Федерации. Для анализа были выбраны следующие акты субъектов * g
Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского а 3
федерального округа: Закон Республики Дагестан от 8 декабря g |
2015 г. № 117 «О некоторых вопросах организации местного са- jj Л
моуправления в Республике Дагестан» [14], Закон Республики * g
Ингушетия от 31 октября 2014 г. № 60-РЗ «О формировании орга- g |
нов местного самоуправления в Республике Ингушетия [15], Закон О *
Карачаево-Черкесской Республики от 25 октября 2004 г. № 30-РЗ «О j О
местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике» [16], g3 Закон Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 г. №
24-РЗ «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия- о*|
Алания» [17], Закон Ставропольского края от 2 марта 2005 г. № 12-кз | °3
«О местном самоуправлении в Ставропольском крае» (с изм. 10 декабря °g3
2018 г.) [18], Закон Чеченской Республики от 24 мая 2010 г. № 11-РЗ 3 j g
«О местном самоуправлении в Чеченской Республике» (в ред. от 11 *|| декабря 2018 г.) [19].
Все они соответствуют Конституции Российской Федерации, | Ол
Федеральному закону «Об общих принципах организации местного 3;|?;
самоуправления в Российской Федерации», конституциям (и, соот- g ¡^Ц ветственно, уставу) субъектов Российской Федерации, находящихся
в пределах Северо-Кавказского федерального округа. 153
Во всех перечисленных законах есть норма о том, что местное
самоуправление в субъекте РФ признается и гарантируется, что оно ^
в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного ^
самоуправления не входят в систему органов государственной власти ^
[20—24]. Кроме того, они содержат общие начала организации мест- jj
ного самоуправления на территории конкретного субъекта РФ и даже gg
отдельные общие обязанности. g
Например, в некоторых из уставов субъектов РФ содержится общая j обязанность для всех органов местного самоуправления, в том числе
и для главы муниципального образования, соблюдать Конституцию России, федеральный законы, законы соответствующих субъектов РФ (например, ст. 10 Конституции РД, ч. 5 ст. 16 Конституции КБР, ч. 2 ст. 14 Конституции РСО-Алании, ст. 11 Устава Ставропольского края, ч. 6 ст. 6 Конституции ЧР), а также обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (например, ст. 28 Конституции КБР, ч. 2 ст. 24 Конституции РСО-Алании, ст. 25 Конституции РД).
В законах субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, содержится такой же набор прав и обязанностей, как и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», либо указывается, что на глав муниципальных образований распространяются все права и обязанности, которые содержатся в указанном федеральном законодательном акте. Например, такой ва-^ риант закрепления компетенции главы муниципального образования ^ содержится в Законе «О некоторых вопросах организации местного О- самоуправления в Республике Дагестан».
^ Помимо этих прав и обязанностей в законах субъектов Российской О Федерации можно найти положения, дополняющие компетенцию
£
^ главы муниципального образования.
^ Например, в соответствии с Законом «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике» глава муниципального образования обязан обеспечить проведение схода граждан (абз. 2 ч. 3 ст. 24), * вправе председательствовать на сходе граждан (ч. 5 ст. 24), выступать с I- правотворческой инициативой в муниципальном образовании (ч. 1 ст.
45), обжаловать акт высшего должностного лица субъекта Российской ^ Федерации об отрешении от должности (ч. 3 ст. 69).
Аналогичные положения о компетенции главы муниципального образования мы видим в законах «О местном самоуправлении в § Республике Северная Осетия-Алания», «О местном самоуправлении Щ в Ставропольском крае», «О местном самоуправлении в Чеченской ¡Х Республике».
В Кабардино-Балкарской Республике нет закона о местном самоуправлении, однако это не означает, что главы муниципальных 154 образований Кабардино-Балкарии лишены прав и обязанностей. Без конкретизации и увеличения объема компетенции на региональном ^ уровне главы муниципальных образований субъектов РФ, в которых О отсутствуют региональные законодательные акты о местном самоу-¡^ правлении, обладают компетенцией, которой их наделил Федеральный ^ закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, анализ законодательства субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федераль-
ного округа, об организации местного самоуправления позволил ,о
сделать ряд выводов. ?
1. Компетенция главы муниципального образования представляет собой органичную часть компетенции органов местного само- § управления, сформированную на основании норм федерального за- J конодательства, законов субъектов Российской Федерации и уставов g муниципальных образований. g
2. В ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 §, «Об общих принципах организации местного самоуправления в g Российской Федерации» содержатся основные полномочия главы Ш муниципального образования, которые принадлежат главе вне зави- ^ симости от способа избрания и места, которое он занимает в системе I J органов муниципального образования. jj |
3. В связи с тем, что глава может занимать в системе органов муни- g 3 ципального образования должность председателя представительного | g органа или главы местной администрации в науке муниципального ^ * права существует дискуссия о фактическом объеме полномочий, при- * | надлежащих непосредственно главе муниципального образования. а §
Однако это не означает, что полномочия главы администрации g 3
или председателя представительного органа принадлежат главе му- j Л
ниципального образования и составляют часть его правового статуса * j
как таковые. * ^
Ш 3
Полномочия, которые добавляются к основным полномочиям ■§ *
главы муниципального образования, которые добавляются к его ста- ц °
тусу в зависимости от возглавляемого органа, предлагается называть g j специальными. Они содержатся в Федеральном законе «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской о||
Федерации», законах субъектов Российской Федерации об организации 3 °§ местного самоуправления.
4. Часть компетенции главы муниципального образования со- § -jj ставляют обязанности и запреты, перечисленные в федеральных за- *33 конодательных актах, направленных на противодействие коррупции. §*g Однако существенным недостатком концепции этих обязанностей и 3 о<3 запретов является то, что они фактически приравнивают главу му- 8;§5 ниципального образования (выборное должностное лицо местного g ¡^Ц самоуправления) к муниципальным служащим (невыборным лицам).
5. Как показал проведенный анализ, законодательство субъектов 155 Российской Федерации отсылает к нормам Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющим права и обязанности главы муниципального образования, либо прямо ^ их воспроизводит без расширения перечня, но оставляя этот пере- j чень открытым. В результате сфера закрепления дополнительных g прав и обязанностей главы муниципального образования переходит * в значительной степени на уровень муниципально-правовых актов. j
I
I ь
Список литературы:
1. Юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. В.Е. Крутских.
— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2003. — 450 с.
2. Лазарев, Б.М. Компетенция органов управления / Б. М. Лазарев. — М.: Юрид. лит., 1972. — 280 с.
3. Кабышева, Е.И. К проблеме компетенции местного самоуправления // Проблемы правовой науки: матер. международ. науч.-практ. конф. — Ставрополь: Сервисшкола, 2006. — 250 с.
4. Постовой, Н.В. Муниципальное право России / Н.В. Постовой. — М.: Новый Юрист, 1998. — 349 с.
5. Белоусова, Е.В. Взаимосвязь главы муниципального образования и представительного органа местного самоуправления при реализации функций представительства населения // Административное и муниципальное право.
— 2011. — № 5. — С. 21-28.
6. Макаров, И.И. Актуальные проблемы правового статуса главы муниципального образования // Журнал российского права. — 2008. — № 7. — С. 23-30.
7. Сергеев, А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования / А. А. Сергеев. — М.: Проспект, 2006. — 432 с.
Ö 8. Трофимов, М.С. К проблеме правового статуса главы муниципального
3 образования // Государство и право. — 2010. — № 11. — С. 37-44.
9. Шунайлова, Ю. Глава муниципального образования — муниципальный ¡3^ служащий // Законность. — 2004. — № 8. — С. 45-46.
4Q 10. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря
§ 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 30 октября 2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс». SC URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обраще-£ ния: 22.03.2019).
11. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, Si расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и jS (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: федеральный S закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Министерство çj экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov. С ru/minec/activity/sections/anticorruptpolicy/careers/restrictions/2015042006 (дата tj- обращения: 21.03.2019).
S 12. О государственной регистрации уставов муниципальных образований:
q федеральный закон от 21 июня 2005 г. № 97-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) BQ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 30, ч. 1, ст. 3108. 5 13. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря
С 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 2 августа 2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://abium24.rU/gost-oformleniya-spiska-literatury#h28sjpy2knljc92td168 156 fjvh146iedx (дата обращения: 20.10.2019).
__14. О некоторых вопросах организации местного самоуправления в
ф Республике Дагестан: закон Республики Дагестан от 8 декабря 2015 г. № 117 г» (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-О технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/430599396/ (дата ¡N обращения: 21.03.2019).
St 15. О формировании органов местного самоуправления в Республике
Ингушетия: закон Республики Ингушетия от 31 октября 2014 г. № 60-РЗ (в ред. от 30 октября 2017 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/423857732 (дата обращения: 21.03.2019).
16. О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике: закон о Карачаево-Черкесской Республики от 25 октября 2004 r. № ЗО-РЗ (в ред. от w 29 декабря 2018 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической 2 информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/802021278 (дата обращения: о 21.03.2019). ^
17. О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания: 8 закон Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 г. № 24-РЗ s (в ред. от 7 ноября 2018 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно- g технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/802063917 (дата §< обращения: 21.03.2019). в
18. О местном самоуправлении в Ставропольском крае: закон в
ш
// Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: s ^
Ставропольского края от 2 марта 2005 г. № 12-кз (в ред. от 10 декабря 2018 г.)
http://docs.cntd.ru/document/461500681 (дата обращения: 21.03.2019).
19. О местном самоуправлении в Чеченской Республике: закон Чеченской ^ Республики от 24 мая 2010 г. № 11-РЗ (в ред. от 11 декабря 2018 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. и RL: § http://docs.cntd.ru/document/906800156 (дата обращения: 21.03.2019). § *
2 §
20. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. (в ред. от 19 октября 2015 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/720705883 (дата в 0 обращения: 14.03.2019). ig |
21. Конституция Чеченской Республики от 23 апреля 2003 г. (в ред. от » | 20 июля 2018 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической в g информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/819051373 (дата обращения: о ~
14.03.2019). | |
22. Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 г. (в ред. от 26 ^
о
декабря 2017 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической g Ъ
информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/802018919 (дата обращения: 8 8
14.03.2019). §§g
23. Конституция Республики Северная Осетия — Алания от 12 ноября вЗ s
1994 г. (в ред. от 10 мая 2017 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно- ^
___________________л_____________ мш . I.^...;!!____ ..ij.... /j__________i л-in iinnm ^ /________° i> n
технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/304200016 (дата о в
□
обращения: 14.03.2019). *"§g
24. Устав Ставропольского края от 12 октября 1994 г. (в ред. от 11 июля 2018 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информа-
в з о
S3 <0 157
I з
ь
i
EU
gs
з
□
ции. URL: http://docs.cntd.ru/document/461505117 (дата обращения: 14.03.2019).