КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Калинин А.С., аспирант кафедры «Экономика и управление народным хозяйством» НАЧОУВПО «Современная гуманитарная академия»
В данной работе предложен авторский подход к построению отраслевой системы управления инновационной деятельностью. На осно-веобщеупотребляемого понятия управления как целенаправленного воздействия субъекта (управляющей системы) на объект управления (управляемую систему) предложен компетентностный подход.
Ключевые слова: строительство, компетентность, управление экономикой, компетентностный подход, повышение квалификации.
COMPETENCE APPROACH IN CONSTRUCTION AND CRITERIA FOR THE EVALUATION OF ITS EFFECTIVENESS
Kalinin А.,1Ье post-graduatestudentof Economics and Management of the National Economy chai of Modern Humanitarian Academy.
In this work the author's approach is proposed to build a branch system of management of innovation. On the basis of all-used term of management as targeting the subject (control system) to the control object (controlled system) a competence approach is offered.
Keywords: construction, competence,efficiency, economic management, competence approach, training.
Сочетая в себе несколько направлений: жилищное, культурно-бытовое, промышленное и пр. виды, строительная отрасль представляет особую сферу хозяйствования, своеобразную базы построения экономики. Завершенные объекты используются в качестве зданий и производственных мощностей, жилых помещений, объектов социально-культурной инфраструктуры, тем самым выступая непременной основой для функционирования экономики и качественного уровня жизни общества.
Строительная отрасль играет весьма значительную роль в формировании инновационной экономики России. В частности, доля строительства в ВВП нашей страны, например, в 2012 г. составила 6,5%[9, 10, 15], что уступает немногим сферам экономики - торговле, добывающим, обрабатывающим производствам.
Вместе с тем, высокий уровень риска присущий этой отрасли и достаточно сдержанные темпы инновационной активности субъектов хозяйствования определяют требования к формированию новых структур управления инновационной деятельностью. Ниже нами представлен компетентностный подход в строительстве и предложены критерии оценки его эффективности.
Особую значимость конструктивное-критическое осмысление теории и практики функционирования отечественного строительного комплекса имеет в период кризиса. В данной работе мы опираемся на результаты исследований А.Н. Ларионова и И.В. Малышева [4, 5, 6 и др.]. Ими установлено, что в условиях глобального экономического кризиса неизмеримо возрастает роль государства в регулировании процессов в ключевых отраслях экономики, в том числе, в строительстве. Кроме того, ими выявлено, что во всем цивилизованном мире результаты образовательной деятельности материализуются в стоимость через работу более высокого качества и производительности, которую выполняют более образованные специалисты.
Однако в последние годы наблюдается индифферентность органов государственной власти в России в части управления строительным комплексом. Мы считаем, что Минрегион России, делегировав практически все полномочия созданному в 2009 г. Национальному объединению строителей, практически самоустранился от проблем строителей, в том числе проблем подготовки и повышения квалификации кадров строительного профиля. Вместе с тем, мы возлагаем большие надежды на воссозданное 01.11.2013 г. Министерство строительства и ЖКХ [8].
В последние годы термин «компетенции» и его производные становятся все более востребованным и употребимым в различных сферах человеческой деятельности. В значительной степени это связано с переходом системы высшего профессионального образования на стандарты третьего поколения, что, в свою очередь, является отражением требований к сегодняшним выпускникам.
Однако следует отметить, что «компетенции» как свойство главным образом приписываются отдельным людям, тогда как в стратегическом менеджменте уже несколько десятилетий развивается концепция организационных компетенций. В рамках данной работы под организационными компетенциями будем понимать способность организации создавать более высокую по сравнению с
конкурентами потребительскую ценность в результате использования комбинации инновационных решений при реализации ключевых бизнес-процессов в строительстве.
Управление как таковое непосредственным образом связано с компетентностью. Еще А. Файоль, исследуя сущность и особенности управленческой деятельности, пришел к выводу о группах качеств руководителя. Среди них он выделил: умственные, нравственные, физические качества, общее развитие, специальные знания, опыт
[9].
По мнению А. В. Хуторского «компетенция» - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов в необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение человека к ней и предмету деятельности [11].
В.Г. Горб различает компетенции и компетентность следующим образом. «Под профессиональной компетенцией мы понимаем профессионально статусные возможности по осуществлению человеком государственных, социальных и личностных полномочий в профессиональной деятельности. Под профессиональной компетентностью мы понимаем личностные возможности государственного гражданского служащего, позволяющие ему действовать конструктивно в рамках определенной профессиональной компетенции.К личным возможностям он прежде всего относит общие и специальные способности человека к выполнению определенной профессиональной деятельности, а также его профессиональные знания, навыки, умения и накопленный опыт» [12].
Ученые и практики менеджмента СтивУиддет (SteveWhiddett) и СараХоллифорд (SarahHollyforde) отмечают факт наличия различных трактовок понятия «компетенция», однако отмечают их однотипность и выделяют только две вариации в зависимости от источников происхождения.Так, в книге «Thecompetencieshandbook», авторы выделяют два основополагающих подхода [14]:
1) компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Эта трактовка ведет свое происхождение от национальных систем обучения, таких как National/ScottishVocationa lQualifications и ManagementCharterInitiative (MCI). В этих системах компетенции определяются, как «способность менеджера действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации»;
2) компетенции как описание поведения. Данная трактовка чаще всего используется в деятельности исследователей и консультантов, специализирующихся в области эффективного управления. Различные определения поведенческой компетенции - это разные вариации одного по сути определения: «компетенция - это основная характеристика личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе» (Klemp, 1980).
При этом вариации определений дополняются различными аспектами. Например: к этому часто цитируемому определению компетенции добавляются мотивы, особенности характера, способности, самооценка, социальная роль, знания, которые личность
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №6 2013 j 269
Рис.Классификация управленческих компетенций в строительстве
использует в работе (Боуа121Б, 1982).
А.П. Кудрявцев, А.Н. Ларионов, Т.Г. Клюева И.В. Малышев и др. ученые[1, 3, 5, 6, 9 и др.] под компетентностью предлагают понимать характеристику личности, обладающей знаниями, а также навыками и умениями в определенной области деятельности. Для работников строительных предприятий профессиональная компетентность рассматривается ими как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.
Нередко понятию «компетентность» стремятся придать социальный статус. В частности, такой позиции придерживаются Ю.П. Панибратов, А.Н. Ларионов, Ю.В. Иванова [2, 7, 13], М.Ю. Викторов, А.В. Ишин и др. [9]. Компетентность ими рассматривается как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемой работы. В этом смысле понятие «компетентность» по существу отождествляется с понятием «квалификация», с характеристикой уровня знаний и умений.
Другими словами, термином «компетентность» определяется уровень, степень осведомленности специалиста в своей профессиональной деятельности, а также приобретенные навыки работы. Действительно, степень компетентности зависит от профессионального опыта, накопления знаний и навыков в течение жизни и профессиональной деятельности.
Принимая во внимание разнообразные толкования понятия «профессиональная компетентность», можно рассматривать ее как высокую степень профессионализма, как одну из важнейших сторон профессиональной культуры работника. Профессиональная компетентность, на наш взгляд, - это необходимая совокупность технических, экономических, политологических, этических, социально-психологических знаний и умений работника, включая его способность творчески мыслить, умение предвидеть результаты своей деятельности и критически оценить их последствия, грамотно владеть инновационными технологиями в условиях рыночных отношений.
Профессиональная компетентность определяет успешность выполнения профессиональной деятельности, готовность и способность человека эффективно выполнять свою работу. Наряду с этим, подготовка профессионально компетентных кадров важна для согласования спроса и предложения на рынке труда, для обеспечения эффективной занятости населения. Очень важно профессиональное образование для развития личности, создания благоприятных условий для социального развития человека и его самореализации в обществе.
Оперируя терминами, содержащимися в отечественном законодательстве, и применяя их к объекту нашего исследования, обозначим компетентность субъекта управления как обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта, обеспечивающих эффективное, своевременное и оптимальное решение управленческих задач в сфере управления инновационной деятельностью. Знания и опыт составляют понятие компетентности как таковой.
Очевидно, что управление и компетентность - это различные понятия. Однако мы настаиваем на том, что именно компетентность является основополагающей в формировании эффективного управления, определяя соответствие субъекта объекту управления. На основе этого ниже представлена классификация компетенций в управлении строительной организацией.
Как видно на рис., управленческие компетенции считаем целесообразным классифицировать по трем направлениям: сфера применения, уровень применения и правовой статус.
Применительно к инновационной деятельности следует оценивать компетентность субъекта управления по следующим показателям:
1) К1 - коэффициент инновационной активности - характеризует насколько субъект управления задействован в поиске новшеств, разработке стратегических направлений инновационной деятельности организации;
2) К2 - коэффициент профессиональных коммуникаций - характеризует насколько субъект управления взаимодействует с другими
270 ТЯАШРОЯТ БШШЕ88 Ш ЯШ81Л | №6 2013 |
экономическими субъектами по вопросам развития инновационной деятельности;
3) КЗ - коэффициент корпоративной компетентности - характеризует насколько субъект управления обладает знаниями и умениями по взаимодействию с объектом управления для наилучшего достижения целей инновационной деятельности.
Таким образом, данные коэффициенты образуют вектор: К = (К1, К2, К3). Каждую из характеристик составляют определенные признаки - кп. Каждому из признаков присваивается весовой коэффициент - уп. Он определяется один раз экспертным методом. Корректировка веса того или иного признака может производиться с учетом изменения стратегических целей организации. Вес факторов должен в сумме равняться 1 (или 100 %).
Непосредственно оценка компетенций должна проводиться методом экспертных оценок. Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме. Экспертные исследования следует проводить с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР (ЛПР - лицо принимающее решение). Для проведения работы по методу экспертных оценок необходимо создать Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию.
Подобная система оценок компетенций через взаимодействие с механизмом саморегулирования должна стать важным направлением в повышении конкурентоспособности строительных организации и ускоренного развития инноваций в отрасли.
Литература:
1. Архитектурно-градостроительные составляющие безопасного и устойчивого развития России [Текст]: Доклад Президента РААСН Президенту РФ и Правительству РФ. - М., 2007. - 53 с.
2. Иванова, Ю.В. Развитие жилищно-коммунального комплекса: аспект экономико-математического моделирования [Текст] / Ю.В. Иванова // Экономика строительства. - 2006. - № 3. - С. 2-13.
3. Кудрявцев, А.П. Деятельность РААСН по развитию фундаментальных исследований в области архитектуры, градостроительства и строительства. Доклад Президента РААСН на Общем собрании РААСН-2012 [Текст] / А.П. Кудрявцев. - М., 2012. - 14 с.
4. Ларионов, А.Н. Проблемы функционирования жилищностроительного комплекса в условиях экономического кризиса
[Текст] / А.Н. Ларионов, И.В. Малышев // Вестник ОрелГАУ. - 2010.
- № 1 (22), февраль. - С. 57-59.
5. Ларионов, А.Н. Субъектно-объектная структура экономических отношений участников рынка экологичного жилья [Текст] / А.Н. Ларионов, И.В. Малышев // Экономика строительства. - 2011.
- № 4 (10), июль-август. - С. 60-64.
6. Ларионов, А.Н. Экологичность и экономическая эффективность как факторы инвестиционной привлекательности жилищного строительства [Текст] / А.Н. Ларионов, Т.Г. Клюева // Недвижимость: экономика, управление. - 2011. - № 1. - С. 14-17.
7. Муниципальное управление и социальное планирование в строительстве. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец-ти «Экономика и управление на предприятии строительства» [Текст] / Ю.П. Панибратов, А.Н. Ларионов, Ю.В. Иванова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
8. О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (вместе с «Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»). Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1038.
9. Саморегулирование в строительной отрасли: учеб.-практ. пособие для руководителей и специалистов саморегулируемых организаций [Текст] / М.Ю. Викторов, А.В. Ишин, А.Н. Ларионов и др. Под ред. М.Ю. Викторова и А.Н. Ларионова. - М., СПб.: Изд-во ООО «Стиль Пропаганды», 2012. - 816 с.
10. Строительство в России. 2012: Стат. сб. / Росстат. - M., 2012. - 220 с.
11. http://eidos.ru>journal/2002/0423.htm Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. - С. 55-61. [Электронный ресурс].
12. http://wiki.iteach.ru>images/f/f0/П46484. Горб В.Г. Компе-тентностный подход к аттестации и квалификационному экзамену государственных гражданских служащих // Государственная служба, 2008. - № 1. - С. 14-18 [Электронный ресурс].
13. Panibratov, J. Steady Development of Construction Organization ofHousing Profile / JurijPanibratov and ArkadijLarionov // World Applied Sciences Journal 23 (Problems of Architecture and Construction): 144148, 2013.
14. Whiddett S, Hollyforde S. The competencies handbook. London: Institute of Personnel and Development. 1999.
15. http://www.gks.ru. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс].
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 | 271