КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА
М.Е. КУРДАКОВА южно-уральский
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Компетентностная модель образования вьггекает из модернизации образования, целью которой является подготовка обучающихся к жизни, их самоопределение в стенах учебного заведения, а также их общая и профессиональная подготовка к выполнению всего спектра жизненных функций. Теоретическое осмысление проблемы позволило выявить основные понятия нашего исследования. В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о комплексном использовании средств и методов формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса. Для решения данной проблемы нами предлагается идея создания педагогической технологии формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, выстроенной на основе интеграционных модулей.
Логика нашего исследования предполагает рассмотреть понятие «педагогическая технология». В педагогической науке нет единого мнения относительно данного понятия. В.П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как средство гарантированного достижения целей обучения, подчеркивая тот факт, что педагогическая технология всегда существует в любом процессе обучения и воспитания [1]. Э.Ф. Зеер выделяет личностно ориентированные технологии, направленные на обучение, воспитание и развитие личности [2]. Изучив различные подходы к определению «педагогическая технология» (В.П. Беспалько, И.П. Волкова, Б.Т. Лихачева, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызиной, В.М. Шепеля и др.), мы за основу своего исследования взяли определение М.В. Кларина: «Педагогическая технология означает
системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей». Для нашего исследования важна и точка зрения И. С. Якиманской, которая подчеркивает, что организация личностно
ориентированного обучения требует новых технологий, целью которых (на всех этапах обучения) является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опьпа творчества; формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждого ученика [4]. Данная точка зрения наиболее соотносится с компетент-ностным подходом к формированию
профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса в вузе в сочетании с интеграционными модулями, которые направлены на
саморазвитие студентов.
Мы разделяем точку зрения Г.К. Селевко, который предполагает, что понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: научным, процессуально-описательным, процессуальнодейственным [3]. Рассмотрим данные аспекты с учетом предмета нашего
исследования.
1. Научный аспект: педагогические технологии - часть педагогической
науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и
проектирующая педагогические процессы. Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса - это целенаправленный и педагогически организуемый процесс, выстроенный как система научно обоснованных приемов и методик, спроектированный в виде технологической карты, отражающий деятельностное состояние личности, характеризующееся стремлением к развитию профессиональных, нравственных и деловых качеств личности будущего специалиста гостиничного сервиса, способного к саморазвитию, а потому конкурентоспособного на рынке труда.
2. Процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса,
совокупность целей, методов и средств для достижения планируемых результатов. Нами была создана технологическая карта формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, в которой мы отразили алгоритм интегративно-модульного подхода к подготовке специалиста гостиничного сервиса, в котором определена совокупность целей, интеграция методов и средств, видов деятельности для достижения поставленной цели. Поставленные задачи предопределяют содержание подготовке специалиста гостиничного сервиса.
3. Процессуально-действеннь1м: осуществление технологического
(педагогического) процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Интеграционный модуль формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, построенный на компетет-ностном подходе и его принципах, определяет качества личности студента в каждом модуле на основе методов, приемов и личностного отношения будущего специалиста относительно целеполагания на определенном этапе его подготовки. На основании технологической карты мы выстроили модель подготовки специалиста гостиничного сервиса.
Разработанная педагогическая технология отвечает критериям технологичности: концептуальности, стабильности, управляемости,
эффективности, воспроизводимости. Концептуальность предложенной нами педагогической технологии определяется принципами личностнодеятельностного, компетентностного и системного подходов (продуктивности, саморазвития). Нами разработана диагностика формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, которая позволяет всесторонне отследить не только уровни подготовки специалиста гостиничного сервиса, но и процесс становления личности, её способность к саморазвитию и самореализации. Можно предположить, что разработанная нами технология управляема. Мы считаем, что предложенная нами педагогическая технология может быть воспроизведена в любом образовательном учреждении (колледже, вузе), так как она выстроена из алгоритмических компонентов: цель - процедура -результат.
Выстраивая педагогическую технологию подготовки специалиста гостиничного сервиса, мы опирались на исследования Э.Ф.Зеера, который подчеркивает следующие мометы личностно ориентированных технологий профессионального образования:
• целевая установка на развитие личности;
• конгруэнтность содержания образования будущей профессиональной деятельности;
• опора на субъективный опыт обучаемых;
• интеграционное единство форм, методов и средств обучения;
• взаимодействие обучаемых и педагогов;
• индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
• Реализация технологии в профессионально-образовательном процессе обеспечивается соблюдением следующих условий:
• наличие четкой и диагностически заданной цели обучения, т. е. измеримого представления об ожидаемом результате;
• представление изучаемого учебного материала в виде системы познавательных и практических задач, ситуаций, заданий, проектов, упражнений и др.;
• наличие достаточно устойчивой последовательности, логики, этапов выполнения учебных заданий;
• указание способов взаимодействия участников профессиональнообразовательного процесса;
• мотивационное обеспечение субъектов педагогической деятельности и учение, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе;
• указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности педагогов, допустимого отклонения от правил;
• открытость обучения профессиональному будущему, направленность на его предвосхищение [2].
Мы предполагаем, что педагогическая технология формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса должна выстраиваться как система научно обоснованных приемов и методик, способствующих такой организации учебно-воспитательного процесса, при которой достигается поставленная цель - формирование профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, -которая в будущем поможет реализовать профессионально-личностный потенциал каждого студента как конкурентоспособного на рынке труда специалиста гостиничного сервиса
Логика исследования предполагает рассмотреть понятие «профессиональная компетентность» как ведущего понятия в решении проблемы профессиональной подготовки специалиста гостиничного сервиса. В научной литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» (ВйеД ^К.,
Jueger R.M., BlankW.E.) и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия. Данная проблема активно изучается также и отечественными учеными.
В психолого-педагогической литературе многие авторы характеризуют компетентность как возможность, способность к чему-либо, как готовность. Так, Дж. Равен определяет компетентность как мотивированную способность. В.А. Кальней и С.Е. Шишов - как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях. ААЖуравлев, Н.Ф.Талызина, Р.Х.Шакуров, А.И.Щербаков и другие в понятие «компетентность» включают знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности. К понятию профессиональной компетентности обращаются многие ученые-педагоги (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, А.С. Белкин, В.А. Сластенин и др.). В педагогике некоторые ученые (Н. Розов, Е.В. Бондаревская) рассматривают данную категорию как производный компонент «общекультурной компетентности». Ряд ученых трактуют ее как «уровень образованности специалиста» (Б.С. Гершунский, АД Щекатунова). Т.Г. Браже и Н.И. Запрудский под профессиональной компетентностью понимают системное явление, включающее знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей. В. П.Пугачев рассматривает
профессиональную компетентность как характерное качество подготовки специалиста, потенциал эффективности трудовой деятельности. Под профессиональной компетентностью автор понимает «техническую» подготовленность работника к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией.
Обобщая анализ литературы по проблеме профессиональной компетентности, нужно сказать, что она характеризует степень подготовки специалиста к профессиональной деятельности. Раскрывая нашу позицию к обоснованию компетентностного подхода в подготовке специалиста гостиничного сервиса, мы разделяем мнения А.С. Белкина и А.В. Хуторского, рассматривающими профессиональную компетентность как совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций, включающих личностное отношение к выполняемой деятельности, ее процессу и результату.
Долгое время в литературе существовало отождествление понятий «компетентность» и «компетенция». Профессиональная компетентность -это профессиональная деятельность, в которой на достаточно высоком уровне осуществляется труд, реализуется личность специалиста; в котором достигаются хорошие результаты в производстве. При этом компетентность специалиста определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний, умений, то есть профессиональными компетенциями, с одной стороны, профессиональных позиций, личностных качеств, - с другой; и самореализацией в профессиональной деятельности, - с третьей. «Компетентность» является родовым понятием по отношению к «компетенции». Мы разделяем подход А.С.Белкина, который обозначает «компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет». Таким образом, компетенции человек получает в процессе образования,
жизненного и профессионального опыта, а компетентность достигается самим человеком, в результате профессионального и личностного самосовершенствования. Предметом нашего анализа является процесс подготовки квалифицированного специалиста гостиничного сервиса, поэтому компетентность имеет интерес для нас в контексте соотнесения ее с профессиональной деятельностью данного специалиста.
Из требований, закрепленных в Государственном стандарте, складывается профессиональная компетентность специалиста гостиничного сервиса, на основании которых мы вьщеляем для себя следующие принципиальные позиции:
1. профессиональная компетентность есть компетенции, актуализированные в опыте той или иной профессиональной деятельности;
2. профессиональная компетентность есть качественная характеристика личности специалиста, в структуре которой, помимо знаний, умений, навыков, опыта деятельности, выщеляется ценностно-смысловой момент, проявляющийся в отношении к выполняемой деятельности;
3. профессиональная компетентность может иметь уровневую структуру в зависимости от творческого осмысления деятельности.
С учетом анализа существующих в отечественной и зарубежной науке исследований по вопросу профессиональной компетентности можно уточнить рассматриваемое понятие для специалистов индустрии гостеприимства. В соответствии со сказанным, профессиональную компетентность специалиста гостиничного сервиса можно представить как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области гостиничного сервиса, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть конкуретоспособныш специалистом на рынке труда, проявляющим интерес к профессиональной деятельности своего профиля, осуществляющим процесс саморазвития, который организует самореализацию специалиста в обществе, тем самым, обеспечивая сервис гостиничных услуг на высоком профессиональном уровне.
На основании выведенного понятия нами разработана структурнофункциональная модель подготовки специалиста по гостиничному сервису (рис.1). Она включает в себя такие компоненты, как: цель, содержание, методы и формы, ключевые компетенции, а также функции, обеспечивающие профессиональное становление специалиста гостиничного сервиса.
Таким образом, компетентностный подход в образовании предъявляет определенные требования к профессиональному становлению любого специалиста. Профессиональное становление специалиста гостиничного сервиса
имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность профессионала так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Подготовка кадров для сферы гостеприимства относится к важнейшим проблемам, эффективное решение которых обеспечивает успешное развитие туризма как составной части экономики России.
Список литературы
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. -М.: Высшая школа, 1989. - 191 с.
2. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф.Зеер. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1998. - 51с.
3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К.Селевко. - М.: Нар. образование, 1998.- 256с.
4. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская. - М.: МГУ, 1996. - 96 с.