Научная статья на тему 'Компетентностный подход в преподавании дисциплины «Деловой русский язык» студентам-нефилологам'

Компетентностный подход в преподавании дисциплины «Деловой русский язык» студентам-нефилологам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суховей Елена Алексеевна, Тум Евгения Анатольевна

В статье рассматриваются пути реализации компетентностного подхода в преподавании дисциплины «Деловой русский язык» студентам-нефилологам. Особое внимание уделяется современным технологиям обучения. Описывается опыт использования модульной и кейс-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суховей Елена Алексеевна, Тум Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в преподавании дисциплины «Деловой русский язык» студентам-нефилологам»

УДК 811.161.1 + 372.016:811.161.1

Суховей Елена Алексеевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Новосибирского государственного педагогического университета, suhovey2001@mail.ru, Новосибирск

Тум Евгения Анатольевна

Старший преподаватель кафедры русского языка Новосибирского государственного технического университета, tums@ngs.ru, Новосибирск

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ язык» СТУДЕНТАМ-НЕфИЛОЛОГАМ

Аннотация. В статье рассматриваются пути реализации компетентностного подхода в преподавании дисциплины «Деловой русский язык» студентам-нефилологам. Особое внимание уделяется современным технологиям обучения. Описывается опыт использования модульной и кейс-технологии.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, деловой русский язык, модульная технология, кейс-технология.

Suhovey Elena Alekseevna

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Pedagogics and Methodology of Elementary Education Departmentat the Novosibirsk State Pedagogical University, suhovey2001@mail.ru, Novosibirsk

Tum Evgenia Anatolievna

Senior lecturer of the Russian Language Department of the Novosibirsk State Technical University, tums@ngs.ru, Novosibirsk

THE COMPETENCE APPROACH TO TEACHING THE «BUSINESS RUSSIAN» SUBJECT TO NO PHILOLOGIST STUDENTS

Abstract. The article considers the ways of realization of the competence approach to teaching the 'Business Russian' subject to no philologist student. It pays special attention to modern teaching methods, describe the usage of module and case practices.

Keywords: competence, competence approach, Business Russian, module practice, case practice.

Одной из основных тенденций современного образования является введение компетентностного подхода к обучению, обусловленное изменениями требований к подготовке конкурентоспособного выпускника.

Компетентностный подход предполагает такую организацию учебного процесса, которая обеспечивает развитие у студента способностей решать различной сложности профессиональные задачи: находить, анализировать, обрабатывать полученные сведения, адекватно передавать необходимую информацию, успешно взаимодействовать с окружающими людьми, работать в группе, владеть механизмами планирования, анализа, критической рефлексии, самооценки собственной деятельности в нестандартных си-

туациях или в условиях неопределенности, владеть эвристическими методами и приемами решения возникших проблем. Можно сказать, что компетентностный подход является усилением практического, прикладного характера образования. В результате обучения студент должен приобрести определенные компетенции.

По определению А. В. Хуторского, компетенции - это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме», а компетентность - «владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [2].

Таким образом, направленность современного образования связана с формированием ключевых и предметных компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью. Выпускник должен владеть не только информированностью в различных областях науки, но и современным мышлением, умением принимать решения в различных жизненных ситуациях, строить гармоничные отношения с окружающим миром, адаптироваться к новым условиям, быть коммуникабельным.

Одним из важнейших средств отношений человека с окружающим миром, с окружающими людьми, реализации себя в мире, рефлексии, несомненно, является язык и его внешняя репрезентация - речь. Этим фактом и обусловлено обязательное наличие филологических дисциплин («Русский язык и культура речи», «Деловой русский язык») в учебных планах подготовки специалистов и бакалавров нефилологических направлений. Данные курсы изначально имеют сугубо практическую направленность и не ставят цели глубокого системного изучения лингвистической теории.

Основной задачей преподавателя филологических дисциплин в рамках компе-тентностного подхода становится создание условий, приближенных к естественному общению, переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения.

А. В. Хуторской считает, что в основе преподавания языковых дисциплин «лежит практико-ориентированный подход, ... предполагающий создание образовательной ситуации», которая включает следующие компоненты: образовательную напряженность, уточнение образовательного объекта, конкретизацию задания, решение ситуации, демонстрацию образовательной продукции, систематизацию полученной продукции, работу с культурно-историческими аналогами, рефлексию.

При разработке дисциплины «Деловой русский язык» для студентов нефилологов (по направлениям подготовки бакалавров 031900 Международные отношения и 010400 Прикладная математика и информатика) мы исходим из того, что студенты нефилологических специальностей в ходе изучения данной дисциплины должны ов-

ладеть, в первую очередь, коммуникативными компетенциями, которые проявляются в умении взаимодействовать с людьми, как окружающими, так и удаленными, навыках работы в группе, владении различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь репрезентовать себя, составить деловую документацию различных жанров, вести переговоры, дискуссии и др.

В результате изучения дисциплины «Деловой русский язык» студенты направления 010400 Прикладная математика и информатика должны овладеть следующими общекультурными компетенциями: ОК-1 - способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК - 10 - способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке [4, с. 8-9].

В результате изучения данной дисциплины студентами направления 031900 Международные отношения предполагается овладение большим набором компетенций, как общекультурных, так и профессиональных и профессионально-дисциплинарных, при этом некоторые компетенции формируются только данной дисциплиной (ОК-2 - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК- 31 - владение этикой межличностных отношений, эмоциональной саморегуляции; ПК-8 - умение составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий; ПК-15 - обладание навыками работы с аудиторией, в том числе зарубежной), большинство же - совместно с другими дисциплинами учебного плана (ОК-23 - владение политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров; ОК-27 - владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран; ПК-7 - владение техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения, в том числе на иностранных языках; ПК-14 - умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично

обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы; ПДК-17 - знание основ дипломатического и делового протокола и этикета и устойчивые навыки применять их на практике [3, с. 7-13]).

Для формирования данных компетенций мы используем различные технологии: модульная технология, кейс-метод, метод проектов, метод дебатов, метод портфолио и др.

В преподавании курса «Деловой русский язык» мы выделили следующие модули: «Нормы деловой речи», «Деловая переписка», «Деловые переговоры», «Деловой этикет», «Публичное выступление». Отличия в составе формируемых на данных направлениях обучения компетенций определили вариативность содержания модулей.

Каждый модуль содержит следующие структурные компоненты: информацион-

ный, исполнительский и контролирующий блоки, как предлагают В. А. Синицын и Л. В. Шевелева [1, с. 130]. Кроме этого, формулируется цель изучения каждого модуля, представленная как конечный результат работы.

Материал информационного блока представлен в виде лекций преподавателя (в текстовом варианте и на аудионосителе), дополнительных методических материалов.

Исполнительский блок включает ситуационные задания по каждой теме модуля и алгоритмы или схемы их выполнения, методические рекомендации.

Контролирующий блок включает обобщающее, интегрированное ситуационное задание, при выполнении которого студенту необходимо применить все умения, полученные в результате изучения модуля.

Структура модуля «Публичное выступление»

Таблица.

Тема Содержание блоков

Информационный Исполнительский Контролирующий

Образ успешного оратора текст лекции; рассказ И. Андронникова «Первый раз на эстраде» (http://lib.ru/PROZA/ ANDRONIKOW/r_perwyj. 1Х) Анализ своего опыта выступлений (удачных и неудачных сторон), прогнозирование результатов изучения модуля Видео- или аудиозапись своего выступления на одну из предложенных тем, самоанализ выступления, анализ выступления однокурсников

Подготовка к публичному выступлению текст лекции; алгоритм подготовки к выступлению, варианты структурирования информации, принципы выражения критики Выступление перед группой с использованием мультимедийной презентации, анализ выступлений однокурсников

Мимика и жесты оратора. Эмоции оратора Текст лекции; схема анализа мимики, жестов, эмоций оратора, советы Р. Гандапаса «Победа над волнением» Анализ мимики, жестов, проявления эмоций известных политических и общественных деятелей (Путин и Шевчук: м1р://%г«'%г. youtube.com/ watch?v=kClbyM90Tns , Жириновский и Зюганов: http://www. уоШ^е. com/watch?v=vbPHe-Lrt9Q&feature=related)

Непредвиденные и конфликтные ситуации Текст лекции; техники амортизации конфликта Поиски решения непредвиденных и конфликтных ситуаций, предложенных преподавателем и студентами

Принципы восприятия информации. Правила аргументации Текст лекции; типы аргументов (http://rulinguistic. сот/йру-а^итеПот-ь sposoby-argumentacii) Подготовка убеждающей речи на самостоятельно выбранную тему, подбор и правильное расположение аргументов

В качестве примера приведем структуру модуля «Публичное выступление» (табл.).

Материал каждой темы предлагается студенту в виде кейса, который включает в себя учебный материал, задание для самостоятельного выполнения с методическими рекомендациями, а также формулировку цели-результата освоения темы.

Приведем пример кейса к теме «Принципы восприятия информации. Правила аргументации»:

Чему научимся? Подбирать и правильно располагать аргументы для убеждения собеседника.

Учебный материал (Здесь приводится текст лекции и дополнительный материал -типы аргументов (http://rulinguistic.com/tipy-argumentov-i-sposoby-argumentacii/)).

Задание

1. Опишите реальную рабочую ситуацию, когда вам нужно кого-либо убедить в своей правоте или склонить на свою сторону. Составьте список аргументов, расположив их в соответствии с правилами аргументации и с законами восприятия информации.

2. Отрепетируйте перед зеркалом свою речь, опираясь на «шпаргалку» из предыдущего пункта. На что вы обращали максимальное внимание (голос, поза, отслеживание последовательности аргументов и т. п.)? Что получилось, что - нет?

3. Выслушайте (прочитайте) выступления однокурсников. Прокомментируйте их, дайте рекомендации (помните, что сначала обозначаем сильные стороны выступления, а затем указываем на «точки роста»!).

Модульная организация изучения курса и технология кейсов отличается наличием конкретных промежуточных целей изучения дисциплины, носящих практический характер, что делает результаты освоения дисциплины более четкими, прозрачными и достижимыми для студента.

Обязательным условием освоения дисциплины является выполнение всех заданий по темам и модулям и выступление с ними на практических занятиях или размещение выполненных заданий на учебном портале, где

с ними может ознакомиться преподаватель или все однокурсники (задания, предполагающие анализ однокурсников).

К окончанию изучения курса студент представляет портфолио со всеми выполненными заданиями по модулям и своей технологической картой данной дисциплины, содержащей балльные оценки каждого задания, из которых складывается итоговый балл по дисциплине.

Таким образом, каждый студент оказывается включенным в учебный процесс, поэтапно решая предложенные ситуационные задания и продвигаясь от одной учебной цели к следующей. Практическая направленность исполнительского и контролирующего блоков учебных модулей, на наш взгляд, в наибольшей степени отвечает принципам компетентностного подхода в обучении.

Библиографический список

1. Синицын В. А., Шевелева Л. В. Особенности формирования образовательных программ дополнительного профессионального образования по модульным технологиям// Гарантии качества профессионального образования: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. -С. 128-130.

2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты : докл. на отд. философии образования и теории педагогики РАО (23 апр., 2002) // Центр «Эйдос» [Электронный ресурс]. URL: http://www. eidos.ru/journal/2002/0423. htm (дата обращения: 07.08.2012).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения от 22.12.2009 № 815 [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/Data/d_09/prm815-1.pdf (дата обращения: 01.08.2012).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 01.04.00 Прикладная математика и информатика от 20.05. 2010 № 538 - [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm538-1.pdf (дата обращения: 01.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.