IV. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
УДК378.14:336.225.613(045)
О. В. Хлыстова1
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАЛОГАМ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
В статье рассмотрен механизм реализации учебной программы по специальности «Налоги и налогообложение» с использованием компетентностного подхода, принципы компетентностного подхода и оценка компетенций. Компетентностный подход в образовании может быть рассмотрен как инновация, позволяющая повысить качество подготовки специалистов, бакалавров и магистров.
Ключевые слова: компетенция, новые образовательные программы, принципы компетентностного подхода, инновация в образовании, оценка компетенций.
Модернизационные процессы, затронувшие все без исключения сферы деятельности, не могли не отразиться на формировании образовательных программ в высшем экономическом образовании. Компетентностный подход
1 © Ольга Васильевна Хлыстова, канд. экон. наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Института менеджмента и бизнеса Дальневосточного федерального университета, ул. Мордовцева, 12 г. Владивосток, Приморский край, 690600, E-mail: [email protected]
в высшем экономическом образовании возник в контексте с Болонским процессом. В настоящее время форма и содержание высшего экономического образования должны базироваться на компетентностном подходе, предполагающем единство знания, умения и компетенции. Выделенные составляющие компетентностного подхода были закреплены в резолюции Европейского парламента, в которой устанавливались уровни квалификации для обучения на протяжении всей жизни [4].
Европейская форма обучения на протяжении жизни включает в себя восемь уровней квалификации, полученные в результате учебы в высшем учебном заведении. Первый уровень представляет базовое общее знание, умение для выполнения простейших заданий и в качестве компетенции выделяется работа или учеба под чьим-либо руководством. Второй уровень квалификации уже включает фактическое знание, базовые когнитивные1 и практические умения и работа под руководством, но с определенной долей самостоятельности.
Далее по нарастающей идет повышение уровня знаний, полученных в ходе работы или учебы, набора когнитивных и практических умений и самостоятельности в управлении работой или учебой.
Так, третий уровень квалификации выделяет знание фактов, принципов, процессов и общих концепций в области учебы или работы. Вторая составляющая системы образования представлена уже набором когнитивных и практических умений, необходимых для выполнения заданий и решения проблем, а в качестве компетенции выделяется ответственность за выполнение заданий, адаптация своего поведения к обстоятельствам решаемой проблемы. Следующий уровень квалификации — четвёртый, выделяет фактическое и теоретическое знание в широком контексте, набор когнитивных и практических умений, самоуправление в пределах общей руководящей линии в работе или учебе. Пятый уровень предполагает уже широкое специализированное знание и представление о границах этого знания. Вторая составляющая пятого уровня представлена широким кругом когнитивных и практических умений, необходимых для выработки креативных решений абстрактных проблем, а компетенция — управлением и надзором в сферах работы или учебы, отличающихся непредсказуемыми изменениями.
Шестой уровень отличается от предыдущих уровней квалификации тем, что использует передовое знание, умения и мастерство для решения сложных и непредсказуемых проблем. А управление сложными техническими или профессиональными проектами, ответственность за принятие решений выделена в качестве компетенции. Седьмой уровень — высокоспециализированное знание, критическое
1 Когнитивность (лат.) — изучение, познание, осознание.
- 130 -
понимание вопросов, специальные умения по решению проблем, управление и ответственность за решение сложных задач в работе или учебе. В компетенцию выпускника входит не только управление и решение сложных непредсказуемых задач, но и ответственность за новое знание и стратегическую эффективность команды.
Восьмой уровень является наиболее сложным, так как предполагает знания самого высокого уровня, наиболее передовые и специализированные умения и техники, а в качестве компетенции выделяется авторитет, инновационность, самостоятельность, научная и профессиональную целостность, приверженность развитию новых идей и процессов на передовых рубежах работы или учебы, включая исследования.
Такой подход дает возможность системе образования продвигать свои услуги на всех уровнях образовательного процесса, включая второе образование и МВА. Рассмотрим основные составляющие, выделенные Европарламентом — знание, умение, компетенция.
Под знанием понимается результат восприятия информации с помощью обучения. Знание представляет собой комплекс фактов, принципов, теорий и практик, относящихся к сфере учебы или работы. Знание может быть теоретическое и (или) фактическое: базовое общее знание; базовое фактическое; специализированное фактическое и теоретическое; передовое знание; высокоспециализированное знание; инновационное знание.
Умения означают способность применять знания и использовать ноу-хау для выполнения заданий и решения проблем. В Европейской рамке квалификаций различают базовые умения, базовые когнитивные и практические; набор когнитивных знаний; широкий круг когнитивных и практических умений; передовые, специальные умения и наиболее передовые, необходимые для решения критических задач.
Компетенция означает способность применять знания, умения, а также личные и методологические способности в различных ситуациях учебы или профессиональной деятельности. Компетенция в резолюции Европейского парламента от 24 сентября 2007 г. описывается в терминах ответственности и самостоятельности. Высшие уровни квалификации имеют следующие соответствия: шестой уровень — бакалавриат, седьмой уровень — магистратура и восьмой уровень — докторантура.
Вхождения России в ВТО означает, что она сделала свой выбор в пользу международной интеграции национальной системы образования и компетенции в этой системе являются главными критериями и приоритетами в обучении. Следовательно, учебные программы высшего экономического образования должны способствовать развитию знаний, передовых и специализированных умений и повышению инновационности учебного процесса.
Анализ существующих формулировок понятия «компетенция» показал, что среди огромного количества определений, классификаций и типологий компетенций отсутствует единообразие по причине узости традиционной образовательной модели. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения дается определение компетенции: «Компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [1]. Компетентностная образовательная программа является новой, а потому и непредсказуемой в своем становлении и развитии. В качестве основных компонент компетентностного подхода можно выделить:
- организационно-правовая форма;
- образовательная программа;
- система оплаты труда;
- структура и содержание;
- инструментарий оценки компетентностного результата;
- материалы и формы промежуточной аттестации студентов;
- материалы и формы аттестации преподавателе и др.
Рассмотрение высшего экономического образования как системы
предполагает, что компетентностный подход не должен сводиться к формированию компетенций отдельных студентов. Так по определению Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «система» — соединение однородного знания в одно целое, исходя из какой-либо идеи1, с целью познания какой-либо области явлений или всего мироздания. Согласно системному подходу Л. фон Берталанфи, который определил фундаментальные основы общей теории систем, «система есть комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи2. Следовательно, компетентностный подход в образовательном процессе нужно понимать, как органическое соединение двух важнейших составляющих учебного процесса — преподавателя и студента, совместными усилиями, которых создается будущий специалист по налогам и налогообложению.
Одной из наиболее актуальных проблем высшего экономического образования является проблема формирования новых и обновление действующих программ с учетом требований конечного потребителя — работодателя. Не секрет, что выпускники учебных заведений наиболее слабо подготовлены в области системных компетенций, когда полученные знания необходимо адаптировать к новым профессиональным условиям
1 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. — М.:ЭКСМО, 2003, с.533.
2 Общая теория систем — критический обзор. Исследование по общей теории систем /Под ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. — М.:Наука,1969, с.28.
работы. Решение этой проблемы в первую очередь зависит от установленных контактов вузов с работодателями. При этом, на наш взгляд, необходимо учитывать географические особенности и стратегию развития региональной экономики. В определенной степени это требование учитывалось в стандартах второго поколения, когда наряду с дисциплинами федерального компонента, мы разрабатывали и включали в учебный процесс региональный и вузовский компоненты.
Необходимость участия работодателя в формировании и проведении образовательной программы была закреплена и в предыдущих стандартах образования, но в стандартах третьего поколения значимость практиков в повышении профессиональной и социальноличностной деятельности будущего выпускника многократно возрастает. Особенно это касается специальности или профиля «Налоги и налогообложение», так как в процессе обучения предполагается выработать компетенции в области экономики, права, государственного и рыночного управления налоговой системой.
Глобализация образования привела, прежде всего, к существенному расширению числа специальностей, по которым ведется подготовка в рамках Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Новым этапом совершенствования подготовки специалистов стала разработка инновационных учебно-методических комплексов, включающих наряду с учебным пособием, рабочую тетрадь, содержащую тесты, задачи, контрольные вопросы и задания по каждой теме дисциплины. Инновационность учебного процесса состоит в том, что впервые различные дисциплины нацелены на формирование компетенций по всем дисциплинам, что позволяет говорить о системном подходе в образовании.
К числу новых реалий получения образования в ДВФУ можно отнести индивидуальные образовательные траектории, позволяющие активно и плодотворно сотрудничать кафедре «Налоги и налогообложения» с работодателями. К таким образовательным траекториям можно отнести: участие работодателей в учебном процессе, при сдаче государственного экзамена и защите дипломных работ, руководство производственными и преддипломными практиками, совместные заседания по вопросам повышения качества образования и модернизации налоговой системы.
Компетентностный подход в образовании предполагает создание и пересмотр учебных планов по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров. Главной проблемой создания и формулирования конкретных компетенций в подготовке будущего выпускника является, на наш взгляд, соотношение и объём фундаментальных и прикладных дисциплин по каждой образовательной программе. Подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров должна
осуществляться на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное обучение.
Новый тип региональной экономики вызывает повышенные требования, предъявляемые к выпускникам вузов. На первый план выступают такие требования, как самоорганизованность,
коммуникативность, интеллектуальность в широком социальном, экономическом и культурном аспектах. Профессиональная мобильность предполагает готовность будущего специалиста по налогам и налогообложению быстро, без лишних затрат и усилий адекватно реагировать на изменения в законодательстве, общественной и экономической деятельности. Это предполагает, что в процессе обучения у студента вырабатываются способности формировать новые умения, навыки, позволяющие постоянно совершенствовать квалификацию.
Таким образом, методология реализации учебного процесса на основе компетентностного подхода или стандартов третьего поколения предполагает выработку основных принципов формирования образовательных программ, к которым можно отнести:
1. необходимость участия работодателя в формировании и проведении учебного процесса;
2. формирование компетентностных требований к основной образовательной программе, как в целом, так и по основным разделам учебного плана;
3. дифференцированное определение компетенций по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров;
4. развитие у будущих выпускников таких компетенций как самоорганизованность, ответственность, профессиональная целостность и приверженность развитию новых идей и процессов.
Новый компетентностный подход предполагает существенно повысить роль преподавателя в учебном процессе. При снижении аудиторной нагрузки объем работ, возложенных на преподавателя существенно увеличивается. Это в свою очередь потребует перестройки учебного процесса в соответствии со стандартами третьего поколения. Перестройка учебного процесса должна обеспечить освоение дисциплин в условиях ограниченного объема лекций и семинаров за счет увеличения часов на выполнение индивидуальных заданий.
В этом случае преподаватель становится организатором учебного процесса, и он должен разработать критерии оценки знаний и компетенций будущего выпускника. Необходимо отметить, что в настоящее время четко не разработаны критерии и оценочные средства для проверки качества образования, которые представляли бы собой
систему оценки. Нельзя не отметить, что делается много для процедуры оценки уровня знаний. Особая роль в образовательном процессе на основе компетентностного подхода отводится тестированию. При всех отрицательных моментах его использования и проведения, тестирование остается универсальным средством усвоения учебного материала и инструментом мониторинга образования студентов. Разработка тестов по дисциплинам трудоемкий процесс, который требует высокой профессиональной подготовки, глубокого знания дисциплины, правил разработки и использования тестов.
Таким образом, компетентностный подход в российском образовании предполагает освоение студентами специальности «Налоги и налогообложение» различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно с профессиональной, личной и общественной жизни. Это требует изменения взглядов на структуру, форму и содержание оценочных и диагностических средств для аттестации выпускников по направлениям подготовки, а также на организацию управления качеством подготовки.
В этой связи считаем целесообразным изменить направленность образования высшего учебного заведения. Компетентностный подход в образовании должен предполагать инновационный характер обучения студентов всех форм и уровней образования. Однако нельзя забывать, что в условиях глобализации рынка образовательных программ российские вузы, в том числе и ДВФУ должны оставаться центрами по подготовке будущих профессионалов. Следовательно, возрастет необходимость проведения фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, развития активного международного сотрудничества с университетами Азии, Америки и Европы, участия в международных образовательных и научных программах. Российская система образования вовлечена в глобальные перестроечные процессы и главное, нельзя потерять всё лучшее, что было наработано в ходе её развития.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. — М.: ЭКСМО. 2003. С.533.
3. Общая теория систем — критический обзор. Исследование по общей теории систем /Под ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. — М. :Наука.1969.С.28.
4. “Qualifications Framework for lifelong learning”. European Parliament legislative resolution of Wednesday, 24 October 2007. Strasbourg: URL: http://www.evroparl. ebropa.eu