УДК 371.3
© В. А. Тимофеев Компетентностный подход в образовании младших школьников
В статье рассматриваются современные аспекты компетентностного подхода при обучении младших школьников. Автор анализирует первые итоги исследования сформированности ценностно-смысловой компетенции учащихся. Ключевые слова: компетенции, компетентность, компетентностный подход, межпредметная интеграция.
V. A. Timofeev
Competence approach in education primary school children
In the article the modern aspects of competence approach, difference of competence approach, are examined from traditional. Keywords: competences, competence, competence approach.
В последнее десятилетие в активный оборот современной науки и практики образования вошли понятия «компетенции, компетентности, компетентностный подход».
Известны различные определения компетенции, которые сводятся к тому, что это умения, необходимые для успеха на работе, в учебе и жизни. Понятие «компетенция» с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
В своем исследовании мы обратились к работам российских ученых. Так, А. В. Хуторской рассматривает термин «компетенция» как отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Другое определение, сформулированное Г. К. Селевко, рассматривает компетенцию как готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Под внутренними ресурсами автор понимает знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности, психологические особенности, ценности и т.д. Таким образом, компетентности, по Г. К. Селевко, - это качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта [3].
Рассмотрев различные позиции к определению понятийного содержания «компетентности» и «компетенции», мы пришли к мнению, что названные авторы едины в том, что о компетенции мы можем говорить, если человек обладает достаточным объемом навыков, с помощью которых он способен и готов самостоятельно определять цели, выполнять задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни. Реализуя свои компетенции, человек приобретает компетентности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что
компетенции - это те знания, умения и навыки, которыми школьник овладевает в школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности.
Важнейшей частью данного определения является его вторая часть, которая характеризует компетентностный подход и отличает его от других образовательных подходов, главенствующей целью которых является лишь приобретение ребенком знаний, умений и навыков.
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов [1]. Компетентно-стный подход является условием усиления прикладного, практического характера всего школьного образования.
Таким образом, под компетентностным подходом в образовании мы понимаем совершенствование всей образовательной системы, направленное на освоение детьми социокультурного опыта, выработанного человеческой цивилизацией. Основной образовательной целью современной школы с позиции компетентностного подхода является формирование у школьников ключевых компетенций, позволяющих младшему школьнику решать задачи социальной коммуникации.
Содержание образования в рамках компе-тентностного подхода определяется четырьмя компонентами: знаниями, умениями, опытом деятельности и опытом ценностного отношения.
Принципиальные отличия компетентностно-го подхода от традиционного, знаниевого подхода заключаются в следующем:
• главный результат образования - не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной деятельности в различных социально значимых ситуациях;
Тимофеев В. А. Компетентностный подход в образовании младших школьников
• соединение интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих образования;
• нацеленность на рефлексивную оценку учащимися своих возможностей;
• становление личностной позиции школьника, формирование у него ценностного отношения к знанию, к своей деятельности вследствие осмысления образовательного процесса;
Как показывает сравнительный анализ, задания, которые относятся к традиционному, зна-ниевому подходу являются заданиями алгоритмического типа, направлены на воспроизведение умения или фактологического знания, выраженного в готовой конечной форме, данной ранее учителем, на этом фоне задания, исходящие из компетентностного подхода, значительно расширяют личностный опыт школьника, направлены на развитие поисковой, творческой активности, практикоориентированы.
Формирование у учащихся ключевых компетенций достигается не только при изучении учебных предметов, но и через организацию школьной жизни, через ее связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Даже собственно предметная интеграция уже не может ограничиваться традиционными межпредметными связями, а должна выстраиваться по нескольким линиям, что предполагает формирование той или иной ключевой компетенции их взаимодействии.
Компетентностный подход и межпредметная интеграция осуществляются в ряде сфер учебной деятельности школьников при:
• изучении учебных предметов одной образовательной области;
• изучении учебных предметов различных
• возможность индивидуализированной оценки ученика, в частности выявление его собственного образовательного потенциала, вне сравнения с едиными нормами оценки [1] .
Приведем примеры заданий в традиционном и компетентностном подходах при обучении младших школьников математике.
образовательных областей;
• организации классно-урочной и внеурочной (внеклассной) деятельности по предмету;
• сочетании основного образования по предмету и дополнительного образования (кружки, студии, секции, мастерские, и т. д.);
• объединении учебной деятельности по предмету и внеучебной деятельности учащихся и классного коллектива;
• интеграции школьной и внешкольной деятельности учащихся.
Таким образом, компетентностный подход должен обеспечивать не разрозненное предметное, а целостное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но во всех сферах деятельности, на протяжении всей жизни человека, где особое место занимает младший школьный возраст.
Детство ребенка - это наиболее динамичный этап жизни человека, где формируются его основные личностные сферы.
В этот период реальный мир младшего школьника включает в себя пространство родное и близкое - семью и школу, которое ежедневно ребенку открывает мир незнакомый, противоречивый, а потому очень притягатель-
Традиционному подходу соответствуют следующие задания: Компетентностному подходу соответствуют следующие задания:
а) напиши в каждой клетке строки цифру 3; б) найди значение выражений, поставь между выражениями нужный знак; в) Назови, какие фигуры ты видишь на рисунке. Найди периметр и площадь указанной фигуры. а) Рассмотри, из каких элементов состоит, например, цифра 2. На что или на кого она похожа? Напиши пять раз цифру 2. Поставь точку под той цифрой, которая получилась у тебя наиболее красивой. б) Разбей предложенные выражения на две группы по какому-либо признаку. Найди значения выражений. Охарактеризуй полученные числа. Что в них общего и различного? в) Назови, какие геометрические фигуры (отрезки, овалы, ломаные, многоугольники, круги,) относятся к треугольникам, овалам многоугольникам, или кругам. Почему треугольник можно назвать многоугольником, а круг нет? Какие из данных фигур имеют периметр? Почему фигуры имеют площадь? Одинаково ли она вычисляется? Какая из фигур имеет самую большую (маленькую) площадь? Запиши в порядке возрастания числовые значения площадей многоугольников.
ный и интересный. Нередко эти открытия радуют его, часто пугают и разочаровывают в силу недостатка опыта.
Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых, на наш взгляд, можно считать ценностно-смысловую компетенцию.
В рамках нашего исследования были выявлены уровни сформированности ценностно-смысловой компетенции у почти 200 младших школьников, в возрасте от 6-7 лет, обучающихся в 1-х классах гимназии № 14 г. Улан-Удэ.
На первом этапе эксперимента мы изучили уровни сформированности ценностно-смысловой компетенции учащихся экспериментальной и контрольной группах. На данном этапе были использованы следующие методики: определения уровня сформированности умений и навыков, состоящая из 4 субтестов; «Рукавички» (Г.А. Цукерман); программа-характеристика поведенческого компонента.
По итогам исследования, проведенного на первом этапе можно заметить, что:
- по уровню сформированности умений и навыков младших школьников, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, присутствуют четыре категории учащихся с соответственно высоким, выше средним, средним и ниже средним уровнями. Доля учащихся, обладающих средним уровнем сформированности умения и
навыков, в обеих группах превосходит по численности остальные категории (экспериментальная - 32, или 50,7 %; контрольная - 54, или
41.5 %);
- по уровню сформированности коммуникативного компонента младших школьников, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, присутствуют три категории учащихся с соответственно высоким, средним и низким уровнями. Доля учащихся, обладающих низким уровнем сформированности коммуникативного компонента, в обеих группах превосходит по численности остальные категории (экспериментальная - 36, или 57,1 %; контрольная - 53, или
40.6 %);
— учащиеся с ниже средним уровнем сфор-мированности ценностно-смысловой компетенции в обеих группах присутствуют.
Для повышения уровней сформированности ценностно-смысловой компетенции младших школьников необходимо соблюдать следующие педагогические условия: реализация принципа избыточности для обеспечения свободы выбора учащимися содержания, форм, методов коллективной деятельности; междисциплинарных проектов для эффективного развития творческой поисковой активности учащихся начальных классов. В этом направлении строится учебная и воспитательная деятельность всех учителей нашего образовательного учреждения.
Литература
1. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Дистанционное образование: курсы, олимпиады, конкурсы, конференции: сайт дистанционного образования «Эйдос». - URL: http://www.eidos.ru
2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 225 с.
4. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Мир книги, 2010. - 102 с.
5. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 38 с.
6. Фишман И. С. Ключевые компетентности как результат образования [электронный ресурс]. - URL: http://www.conf.univers.krasu.ru (10 февраля 2011)
Тимофеев Владимир Александрович, аспирант Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]
Timofeev Vladimir Aleksandrovich, postgraduate student, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: vladimirtimofee@ yan-dex.ru