Научная статья на тему 'Компетентностный подход к подготовке бакалавров в области управления персоналом'

Компетентностный подход к подготовке бакалавров в области управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕСКРИПТОРЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / COMPETENCES / DESCRIPTORS / SCIENTIFICRESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Людмила Владимировна, Фролова Ольга Яковлевна

Статья посвящена реализации компетентностного подхода по направлению подготовки "Управление персоналом", в ФГБОУ ВО КрасГАУ, что обеспечивает выполнение требований стандартов и директив ENQA и способствует развитию выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the implementation process in KSAU МР in the training direction "Human resource management", is ensured the competence-based and qualification characteristic of the graduate, as ENQA standards and the directives requirement implementation for the development.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к подготовке бакалавров в области управления персоналом»

УДК 378

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Фомина Людмила Владимировна

к.с.-х.н., доцент кафедры управления персоналом Фролова Ольга Яковлевна

д.э.н., профессор кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»,

Россия, город Красноярск

Аннотация: Статья посвящена реализации компетентностного подхода по направлению подготовки "Управление персоналом", в ФГБОУ ВО КрасГАУ, что обеспечивает выполнение требований стандартов и директив ENQA и способствует развитию выпускника.

Ключевые слова: Система менеджмента качества, компетенция, дескрипторы, научно-исследовательская работа.

COMPETENCE APPROACH TO TRAINING OF BACHELORS IN THE FIELD OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

Lyudmila V. Fomina

Candidate of Science in agriculture, docent of the Department of HRM

О^ Y. Frolova Doctor of Science in economics, prof. of the Department of HRM;

FSBEI of HE «Krasnoyarsk state agrarian university» Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstrac: The article is devoted to the implementation process in KSAU МР in the training direction "Human resource management", is ensured the competence-based and qualification characteristic of the graduate, as ENQA standards and the directives requirement implementation for the development.

Keywords: The quality management system, competences, descriptors, Scientific- research work.

Изменение социально-экономического заказа общества на уровень профессиональной компетентности в условиях трансформации национальной экономики и международной миграции трудовых ресурсов характеризуется особенностями подготовки бакалавров.

Устойчивость функционирования организаций ХХ1 века определяется такими факторами, которые основаны на выражении ключевых потребностей бизнес-систем, прежде всего связанных с основами построения инновационных процессов, обеспечивающих эффекты деятельности. Рост потребности в специалистах, которые способны реализовывать различные интеллектуальные проекты, определяющие коммерческий успех организации обусловлено разрешением следующего ряда стратегических задач:

- проводить оценку факторов влияющих на инновационный сервис деятельности;

- формировать концепции маркетингового управления профессиональным уровнем;

- на основе темпов развития НТП формировать направления интеллектуального сервиса в организации в условиях конкуренции;

- формировать модели синергетического эффекта в управлении проектами;

- формировать карты успешных инновационных проектов по сферам деятельности;

- формировать условия для активного творчества в коллективе.

Современная платформа функционирования бизнес-систем ориентирована на получение конкурентных преимуществ на рынке и все чаще зависит от профессионального уровня персонала. Современный специалист с высшим образованием должен быть восприимчив к инновационным процессам, происходящим в национальной экономике и соответствовать Европейской системе квалификаций ориентированных на следующую структуру компетентности:

- владеть исследовательскими навыками для формирования профессионального статуса в конкретной сфере деятельности;

- использовать организационно-управленческие механизмы, обеспечивающие профессиональную реализацию функциональных навыков в определённой сфере деятельности народного хозяйства;

- совершенствовать личностные характеристики, развивать трудовой потенциал для конкурсного участия на различных рынках труда (международных, национальных, региональных).

Одной из важнейших проблем любого вуза является повышение конкурентоспособности, как на российском, так и на международном рынке. Перед российской Высшей школой стала задача занять достойное и выгодное место на международном рынке образовательных услуг, что возможно реализовать в рамках реализации Болонской декларации.

Реализуя положения Болонского соглашения, Красноярский государственный аграрный университет активно интегрируется в мировую образовательную систему и успешно сотрудничает с зарубежными образовательными учреждениями и организациями.

Одним из шести основных принципов формирования европейской системы высшего образования согласно Болонской декларации является обеспечение качества образования. Система менеджмента качества является основой постоянного улучшения процессов и предназначена для практической реализации стратегии вуза по улучшению качества образования с целью повышения удовлетворенности потребителей.

Система менеджмента качества КрасГАУ была разработана в соответствии с требованиями и рекомендациями ISO 9001-2008, стандартов и директив ENQA и типовой модели СК Рособрнадзора, внедрена и результативно применяется при проектировании, разработке и осуществлению образовательной, научной и инновационной деятельности.

В соответствие со стандартами и директивами ENQA, одним из требований является «Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций». В университете установлен официальный механизм по утверждению, периодическому оцениванию и мониторингу реализуемых программ и присваиваемых квалификаций - КрасГАУ-СМК- П-5.5.-2013 «Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования» [1].

Реализуемые вузом основные образовательные программы (ООП), в том числе по направлению подготовки «Управление персоналом» в Институте международного менеджмента и образования (ИММО), соответствуют ФГОС ВПО, имеют выраженный компетентностный характер, объединены на базе общности их фундаментальные части, где отсутствует компонентная структура, трудоемкость вместо часового эквивалента представлена в виде зачетных единиц. Нормативный срок освоения ООП бакалавра по очной форме обучения составляет 4 года. Трудоемкость составляет 240 зачетных единиц.

Область профессиональной деятельности выпускников данного направления подготовки включает разработку философии, концепции, кадровой политики и стратегии управления персоналом; кадровое планирование и маркетинг персонала; найм, оценку, аудит, контроллинг и учет персонала; социализацию, профориентацию, адаптацию и аттестацию персонала; трудовые отношения; управление этическими нормами поведения, организационной культурой, конфликтами и стрессами; управление занятостью; организацию, нормирование, регламентацию, безопасность, условия и дисциплину труда; развитие персонала: обучение, в том числе повышение квалификации и профессиональную переподготовку, стажировку, управление деловой карьерой и

служебнопрофессиональным продвижением, управление кадровым резервом; мотивацию и стимулирование персонала, в том числе оплату труда; социальное развитие персонала; работу с высвобождающимся персоналом; организационное проектирование, формирование и развитие системы управления персоналом, в том числе ее организационной структуры; кадровое, нормативно-методическое, делопроизводственное, правовое и информационное обеспечение системы управления персоналом; оценку затрат на персонал, а также оценку экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом; управленческий (в том числе кадровый) консалтинг [2].

Структура ФГОС ВПО включает 3 учебных цикла: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный. Каждый цикл имеет базовую и вариативную часть. Кроме того, предусмотрено освоение 3 разделов: физическая культура, учебная, производственная и преддипломная практики, государственная итоговая аттестация.

Особенность данных образовательных стандартов заключается в том, что основное внимание уделяется результатам обучения студентов через формирование общекультурных и профессиональных компетенций, этим обеспечивается компетентностно-квалификационная характеристика выпускника, как выполнение требования стандартов и директив ENQA по разработке и публикации запланированных результатов обучения.

Обучение бакалавра по направлению подготовки «Управление персоналом» предполагает формирование 24 общекультурных и 78 профессиональных компетенций. Результаты обучения должны иметь определенный состав: знать, уметь, владеть. Описание результата

обучения, то есть что должен знать, понимать и уметь при завершении учебной программы называется дескриптором. [3].

Для каждой компетенции разработан паспорт, состоящий из 2 частей: общей характеристики компетенции и программы формирования у студентов данной компетенции. Общеевропейский подход к результатам обучения, согласно методике Южно-английского консорциума по накоплению и переводу кредитов (кредит-часов), предполагает 3 уровня сформированности компетенции: базовый, продвинутый и высокий. Кроме того, выделяют 4 группы сформированности компетенции: знание и понимание,познавательные/интеллектуальные навыки, ключевые/переносимые навыки, практические навыки.

Уровень компетенции показывает сложность задач, решаемых студентами. Базовый уровень предполагает обязательный, пороговый минимум для выпускника при завершении освоения ООП. Менеджеры способны решать известные, малофакторные, часто встречающиеся задачи, не имеющие далеко идущих последствий, в рамках стандартов.

Второй уровень по степени сложности - продвинутый предполагает превышение минимальных характеристик сформированности компетенции выпускником. Менеджеры способны решать известные, часто встречающиеся задачи, не имеющие далеко идущих последствий, выходящие за рамки стандартов.

Третий уровень по степени сложности - высокий, предполагает максимально возможную выраженность сформированности компетенции выпускником и является качественным критерием для самосовершенствования. Менеджеры способны решать известные задачи с несколькими группами заинтересованных сторон, с локальными последствиями, выходящие за рамки стандартов.

В рамках научно-исследовательского направления деятельности и формирования компетенций в области научно-исследовательской работы в учебный план бакалавров ИММО по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» в математический и естественнонаучный цикл введена дисциплина «Основы научных исследований»

Целью преподавания учебной дисциплины «Основы научных исследований» является формирование у студентов процесса самостоятельного мышления по кругу направлений будущей профессиональной деятельности, а также эффективному позиционированию полученных компетенций бакалаврами в инновационном процессе.

Реализация дисциплины «Основы научных исследований» направлена на формирование

следующих компетенций:

• ОК-2 - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

• ОК-5 - владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

• ОК-22 - осознанием основ современной философии и концепций управления персоналом, сущности и задач, закономерностей, принципов и методов управления персоналом, умением применять теоретические положения в управленческой деятельности по отношению к персоналу;

• ПК-41 - владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала;

• ПК-63 - способностью провести исследования по всему кругу вопросов

своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации.

В дисциплине сочетается специализированная теоретическая подготовка бакалавров с их самостоятельной исследовательской работой во время обучения. В Рабочей программе учебного курса представлены ключевые темы формирования и функционирования системы НИРС:

• Модуль 1. Содержание науки и основ научного исследования

• Модуль 2. Организация процесса исследования [5].

Содержание учебной дисциплины «Основы научных исследований» обеспечивает формирование практических навыков в будущей профессиональной деятельности по заявленному уровню компетентности, что способствует профессиональному становлению выпускников и расширяет границы их деятельности с позиции конкурентоспособности на рынке труда. Задачи изучения дисциплины нацелены на:

• формирование навыков теоретического исследования (формулировать проблему исследования; систематизировать знание, определять основные законы и закономерности развития, формировать концепции, парадигмы, выявлять особенности развития);

• приобретение методологического представления об организации научных исследований, применение ключевых категорий, связанных с пониманием роли научной работы, механизмов взаимодействия интуитивного, сознательного и бессознательного, коллективного и социального в творческом процессе; выявлять и систематизировать методы в соответствии с поставленной проблемой исследования;

• освоение приёмов практических навыков в сборе информации, её обработке и применении её в научной дискуссии, рекомендациях и т. д. ;

• содействие созданию творческих объединенийс целью становления профессионального отбора творчески активной одарённой молодёжи;

• содействие трудоустройству выпускников.

Учебная дисциплина «Основы научных исследований» обеспечивает оптимизацию формирования профессиональных компетенций по следующим направлениям:

- повышения качества учебного процесса за счет решения задач связанных с реализацией совместных проектов;

- участие студентов в фундаментальных, прикладных исследованиях;

- развитие у студентов способности к системному видению задач разной квалификации;

- привлечение студентов к творческому поиску и формированию рационализаторских представлений решения управленческой задачи;

- формирование у студентов представления о научном результате и его позиционировании в системе профессиональных навыков;

- расширение профессиональной лексики на основе практической деятельности;

- получения навыков решения профессиональных задач в команде. Становление профессиональных компетенций можно качественно

усилить на основе формировании разных уровней научноисследовательской работы, которые формируются в зависимости от финансирования научно-исследовательской работы (таблица 1). Таблица 1 -Формирование профессиональных компетенций на основе уровня научно-

исследовательской работы студентов

Уровень Цель Задачи

1. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс Активизация процесса обучения. Навыки самостоятельной работы Представления о методах моделирования управленческого цикла. Навыки планирования научно-исследовательской

деятельности. Знакомство с различными информационными источниками. Совершенствование профессиональной речи. Освоение требований по оформлению научных публикаций

2. Научно-исследовательская работа, дополняющая образовательный процесс Создание условий для непрерывности формирования профессиональных компетенций. Создание научных кружков, групп Отбор на конкурсной основе лучших работ на соискание премий, дипломов разного статуса. Отбор одарённых студентов.

3. Научно-исследовательская работа для становления профессионального статуса Участие в плановых научных исследованиях (гранты, хозяйственные договоры). Отбор студентов в магистратуру и аспирантуру. Поиск работодателя.

Научно-исследовательская работа студентов на весь период обучения направлена на подготовку специалистов с позиции профессионального подхода решения управленческих задач в условиях инновационного развития национальной экономики. Выполнение студентами индивидуальных заданий предусматривает подготовку рефератов, научных докладов, статей и т.д., формирует у будущих специалистов навыки ведения производственных дискуссий, построение доказательной базы собственной позиции, что в целом повышает качество подготовки специалистов.

Список литературы:

1. Официальный сайт КрасГАУ - Режим доступа: _http://www.kgau.ru.

2. ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 38.03.03. «Управление персоналом», утвержденный приказом Минобразования и науки РФ 24 декабря 2010 г. № 2073. - 38 с.

3. Азарова, Р.Н. Разработка паспорта компетенций: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско- преподавательских коллективов вузов. Первая редакция/Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. - 2010 -52 с.

4. ECBE Credit Level Descriptors using SEEC Higher Education Credit Level Descriptors/SEEC Southern England Consortium for Credit Accumulation and Transfer. - 2002. - 11 p.

5. Фомина Л.В., Фролова О.Я. Компетентностный подход к формированию условий подготовки бакалавров профессионального обучения /Научный аспект.- Самара: Изд-во ООО «Аспект».- 2015.-Т. 1, С. 163-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.