в рамках работ УМО по менеджменту на базе различных вузов РФ. Среди них конкурс Межрегиональный конкурс выпускных квалификационных работ студентов специальности 080111 «Маркетинг», проводимый Дальневосточным федеральным университетом, Всероссийский конкурс «Лучшая студенческая дипломная работа в области маркетинга» на базе РЭА имени Г. В. Плеханова, г. Москва, международный конкурс дипломных проектов по специальностям: «Менеджмент организации», «Маркетинг», бакалаврских работ и магистерских диссертаций по направлению «Менеджмент», г. Кострома.
Эффективное и успешное функционирование НИРС очень тесно связано со способностью профессорско-преподавательского состава кафедр заинтересовывать студентов научно-исследовательской деятельностью. Также не маловажное значение имеет совершенствование системы стимулирования студентов, ведущих научно-исследовательскую работу. На кафедрах менеджмента и логистики с успехом применяются такие способы как:
- учет итогов научно-исследовательской работы студентов при оценке знаний (зачеты, экзамены и т. д.) на различных этапах обучения;
- выдвижение одаренных студентов на соискание именных стипендий, стипендий, учреждаемых различными фондами и организациями и др.;
- представление лучших студенческих работ на конкурсы, с награждением победителей грамотами, дипломами;
- командирование для участия в конференциях, семинарах, конкурсах, олимпиадах различных уровней;
- рекомендация для обучения или стажировки за рубежом;
- моральное и материальное поощрение студентов с объявлением благодарности, награждением грамотами, дипломами, ценными подарками за высокие результаты в НИРС.
Проводимые кафедрами мероприятия и выбранная стратегия организации НИРС будет способствовать сохранению и упрочению лидирующих позиций на рынке образовательных услуг в логистике и менедж-
менте в городе Красноярске. Также позволит осуществлять дальнейшее развитие связей с организациями реального сектора российской экономики, в том числе осуществлении международного сотрудничества. Накапливать и развивать научный потенциал кафедр менеджмента и логистики СибГАУ.
Библиографические ссылки
1. Акимова И. А. Состояние и проблемы НИРС на гуманитарных кафедрах технического вуза // Гуманитарный вестник. 2014. Вып. 1. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/pedagog/hidden/146.html (дата обращения: 1.09.2014).
2. Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева : офиц. сайт. URL: http://www.sibsau.ru/ (дата обращения: 1.09.2014).
3. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Санкт-Петербург, Реноме, 2012.
References
1. Akimova I. A. Sostoyaniye and problems SRWS on humanitarian chairs of technical college. Humanitarian messenger, 2014, release1. URL: http://hmbul.bmstu.ru/ catalog/pedagog/hidden/146.html (date of visit: 1.09.2014).
2. The Siberian state space university of a name of the academician M. F. Reshetnev : Official site of Federal public budgetary educational institution of higher education. URL: http://www.sibsau.ru/ (date of visit: 1.09.2014).
3. Chuprova L. V. Nauchno-issledovatelskaya work of students in educational process of higher education institution. The theory and practice of education in the modern world: materials междунар. науч. конф. (St.-Petersburg, february 2012). St.-Petersburg, Reputation, 2012.
© Гильц Н. Е., Федорова Н. В., 2014
УДК 378.147.227
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИННОВАТИКА»
Ю. В. Ерыгин, Л. В. Ерыгина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Рассмотрена роль компетентностного подхода к обучению математике бакалавров по направлению подготовки инноватика. При этом в качестве основной представлена проблема формирования профессиональной компетентности будущих выпускников средствами математического моделирования производственных и экономических процессов. Выделены виды профессиональной деятельности бакалавров по направлению подго-
товки инноватика и их основные характеристики, выполнение которых может быть обеспечено использованием инструментов математического моделирования.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, бакалавр по направлению подготовки иннова-тика, математическое моделирование.
COMPETENCE-BASED APPROACH TO MATHEMATICS TEACHING AS THE BASIS OF BACHELORS PROFESSIONAL TRAINING IN THE INNOVATICS
Yu. V. Erygin, L. V. Erygina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation
In article the role of competence-based approach to mathematics teaching of bachelors in the innovatics direction is considered. Thus as the main the professional competence formation problem of future graduates is presented by means of production and economic processes mathematical modeling. Types of bachelors in the innovatics direction professional activity and their main characteristics which performance can be provided with mathematical modeling instruments use are allocated.
Keywords: competence-based approach, competences, the bachelor in the innovatics direction, mathematical modeling.
При переходе на инновационный путь развития главным ресурсом и решающим конкурентным преимуществом является человеческий капитал: наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, техники, экономических результатов, жизни общества в целом. Сегодня на отечественных высокотехнологичных предприятиях катастрофически не хватает квалифицированных кадров. В связи с этим актуальной становится подготовка кадров, компетентных решать сложные задачи, связанные с управлением наукоемкими и инновационными производствами, чтобы Россия была готова к вызовам современной эпохи.
Потребность общества в социально адаптированных, мобильных и компетентных специалистах может быть обеспечена компетентностной направленностью системы образования.
Под профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, используя знания, опираясь на профессиональный и жизненный опыт, руководствуясь ценностями и наклонностями [1]. Профессиональную компетентность можно рассматривать как совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей. А. М. Новиков считает, что профессиональная компетентность, помимо технологической подготовки, включает ряд других компонентов, имеющих надпрофессиональный характер и необходимых сегодня специалистам различного профиля [1]. В их числе можно выделить:
- качества личности (самостоятельность; способность принимать ответственные решения; творческий подход к делу, умение доводить его до завершения; умение постоянно учиться и обновлять знания);
- качества мышления (гибкость, абстрактность мышления; системное и экспертное мышление);
- коммуникативные качества (коммуникабельность; способность к сотрудничеству; умение вести диалог).
Эти качества необходимы для любой профессиональной деятельности. Они носят название ключевых компетентностей, их формирование - прерогатива общеобразовательной школы, а задача вуза, опираясь на ключевые компетентности недавнего школьника, ставшего студентом, - помочь ему в овладении базовыми компетентностями.
Базовые компетентности характеризуются как способность решать задачи, необходимые для овладения определенной профессией, опираясь на личный опыт, приобретенный в различных ситуациях, не только в обучении, но и в процессе общения, в том числе с коллегами. Более того, базовые компетентности включают также способность человека оценивать себя в той ситуации, когда он решает задачи в плане смыслосодержания и контекста решения.
В свою очередь, специальные компетентности отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности и могут быть рассмотрены как результат реализации ключевых и базовых компе-тентностей в области учебной дисциплины или конкретной области профессиональной деятельности.
Представляет интерес проблема формирования базовых компетентностей, составляющих основу профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки инноватика. Поскольку структура и содержание компонентов профессиональной компетентности зависят от носителя конкретной специальности, определим виды профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки инновати-ка, т. е. близкие по содержанию трудовые отношения, которые обеспечивают целесообразное преобразование мира в интересах людей [1].
Анализ государственного образовательного стандарта по направлению «Инноватика» [2] позволяет выделить в качестве основных следующие виды про-
фессиональной деятельности бакалавра по этому направлению подготовки:
- производственно-технологическую деятельность;
- организационно-управленческую деятельность;
- экспериментально-исследовательскую деятельность;
- организационно-управленческую деятельность;
- проектно-конструкторскую деятельность.
Обобщенная характеристика видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки инноватика представлена на рисунке. Рассмотрим типы профессиональной деятельности, подготовка к выполнению которых возможна при обучении математике студентов, обучающихся по направлению «Инноватика».
Известно, что сегодняшний специалист, работающий в банке, страховой фирме, управляющий промышленным предприятием или высокотехнологичным производством, разрабатывающий корпоративные, региональные и межрегиональные, отраслевые, межотраслевые, федеральные и международные инновационные проекты и программы, должен решать достаточно сложные задачи и часто вырабатывать новую, не имевшуюся у него ранее стратегию поведения.
Трудность при обучении состоит в следующем: нет полного перечня всех возможных ситуаций, которые могут встретиться студенту в будущей профессиональной деятельности, поэтому как бы много приемов и способов ни знал человек, он всегда может попасть в такую ситуацию, когда все известные приемы окажутся непригодными.
I
к о С й Л
о к
Л
5
и «
о К л
о &
К
т
Виды профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки инноватика
Следовательно, при подготовке бакалавра по направлению инноватика необходимо сформировать некий общий механизм решения задач, который существенным образом расширит его интеллектуальные возможности. Этим механизмом является процесс моделирования внешнего мира.
Поскольку компетентностный подход выдвигает на первое место не знания студентов, а умения, способности решать возникающие жизненные и профессиональные проблемы и задачи, представляется возможным в качестве средства формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки инноватика использовать метод математического моделирования различных процессов. Применение этого метода сводится к выбору (построению) математической модели исследуемого процесса или задачи и содержательной интерпретации полученных результатов. Данная процедура обычно вызывает затруднения у студентов, так как требует сочетания формального и неформального мышления, поэтому использование математических моделей и обучение моделированию должны присутствовать в ходе изучения всего курса математики.
Это предполагает, в первую очередь, создание запаса математических моделей, описывающих различные процессы. Такими моделями являются основные понятия математики: функция, уравнение, неравенство, производная, интеграл, вероятность, процент и др.
Далее необходимо сформировать знания и умения, необходимые для исследования математических моделей. Речь идет об исследовании функций, решении уравнений, неравенств и их систем, интегрировании и дифференцировании функций и др. И наконец, требуется научить студентов строить и исследовать простейшие математические модели реальных процессов, характерных для будущей профессиональной деятельности. Другими словами, следует научить студентов переводить задачу на язык математики, интерпретировать результат решения на языке реальной ситуации, определять соответствие полученных и исходных данных.
Используя схему, характеризующую основные виды профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки инноватика (рис. 1), выделим характеристики видов деятельности, выполнение которых может быть обеспечено благодаря использованию математического моделирования реальных производственных и экономических процессов. Это:
- обеспечение порядка производственного и финансового планирования (построение и исследование балансовых моделей);
- анализ результатов деятельности предприятия, определение приоритетов в условиях ограниченности ресурсов (решение задач линейного программирования);
- использование в практической деятельности знаний по оптимизации производственных процессов (применение средств дифференциального исчисления);
- организация профессиональной деятельности на научной основе, формирование способности адаптироваться к новым обстоятельствам (сформирован-ность навыков математического моделирования экономических процессов).
Указанные характеристики основных видов деятельности бакалавра по направлению подготовки инноватика демонстрируют тот факт, что моделирование является неотъемлемой составной частью деятельности бакалавра по направлению подготовки инноватика, поэтому формирование умений и навыков математического моделирования, необходимых для изучения других учебных дисциплин, равно как и для овладения совокупностью компетенций, требующихся для будущей профессиональной деятельности, является одной из основных задач обучения математике студентов, обучающихся по направлению «Инноватика».
Библиографические ссылки
1. Бурмистрова Н. А. Компетентностный подход к обучению математики как основа профессиональной подготовки студентов экономических вузов // Высшее образование. 2009. № 6. С. 40-42.
2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Российское образование. Федеральный портал. URL: http:// ми-нобрнауки.рф/.
References
1. Burmistrova N. A. Competence-based approach to training of mathematics as basis of vocational training of students of economic higher education institutions // the Higher education. 2009. No. 6. Р. 40-42.
2. State educational standards of higher education. Russian education. Federal portal//http:www.mon.gov.ru.
© Ерыгин Ю. В., Ерыгина Л. В., 2014