Научная статья на тему 'Компетентностный подход к единой сертификации тренеров по художественной гимнастике'

Компетентностный подход к единой сертификации тренеров по художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / СПОРТ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ТРЕНЕР / ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Супрун Александра Александровна, Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, Сахарнова Татьяна Константиновна

В статье предложен компетентностный подход к единой сертификации тренеров по художественной гимнастике, на основе которого разработан и апробирован диагностический пакет, учитывающий индикаторы достижения профессионального стандарта «тренер». В качестве индикаторов обоснованно выбраны знания, умения и навыки, необходимые для проектирования тренировочного процесса в художественной гимнастике. Диагностический пакет состоял из трех блоков тестов: диагностического, практического и итогового. Представленные результаты мониторинга способности планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей спортсменок различного возраста у студентов специализации «художественная гимнастика», позволили проверить качество квалиметрии формируемой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Супрун Александра Александровна, Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, Сахарнова Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach to the unified certification system for coaches in rhythmic gymnastics

The article suggests the competence approach to the unified certification of coaches in rhythmic gymnastics, on the basis of which a diagnostic package, that takes into account the indicators of achievement of professional standard “coach”, has been developed and tested. The knowledge, skills and abilities necessary for designing the training process in rhythmic gymnastics are reasonably chosen as indicators. The diagnostic package consisted of three test units: diagnostic, practical and final. The results of monitoring the ability to plan the content of trainings, taking into account the provisions of the theory of physical education, physiological characteristics of the load, anatomical, morphological and psychological characteristics of sportswomen of different ages among students specializing in “rhythmic gymnastics”, allowed to check the quality of the formed competence qualimetry.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к единой сертификации тренеров по художественной гимнастике»

Понимасов, К.А. Грачев, А.В. Иваненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 194-197.

5. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности / В.А. Таймазов, А.Э. Болотин, С.А. Цветков, В.Е. Михеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 169-173.

6. Comparative analysis of the changes in blood chemistry among long-distance swimmers during workouts at middle and low altitudes / V. Bakaev, А. Bolotin, S. Surmilo, S. Aganov // World congress of performance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia). - Opatija, Croatia, 2018. - P. 39-42.

7. Bolotin, А.Е. Peripheral circulation indicators in veteran trail runners / А.Е. Bolotin, V.V. Ba-kayev // Journal of Physical Therapy Science (JFrS). - 2017. - Vol. 29. - No. 6. - P. 1092-1094.

REFERENCES

1. Novoseltsev O.V. and Bolotin A.E. (2013), "The factors determining high learning efficiency of students to swimming by a breast stroke", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 112-115.

2. Ponimasov, O.E. (2014), "Hydrogenous locomotion as motor substrates realization of functions of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No 4, pp. 127-130.

3. Ponimasov, O.E. and Ryabchuk, V.V. (2016), "Indirect indicators of swimmers working capacity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 1, pp. 71-72.

4. Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Ivanenko, A. V. (2016), "Methodical principles of the use of gidroatletizm facilities to maintain physical performance of submariners in the long march", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No 1, pp. 194-197.

5. Taymazov V.A., Bolotin A.E., Tsvetkov S.A. and Mikheev, V.E. (2015), "The indicators characterizing readiness of fighting swimmers for military professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp.169-173.

6. Bakaev V., Bolotin, А., Surmilo S. and Aganov S. (2018), "Comparative analysis of the changes in blood chemistry among long-distance swimmers during workouts at middle and low altitudes", World congress of performance analysis of sportXII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia), pp.39-42.

7. Bolotin, А. Е. and Bakayev V. V. (2017), "Peripheral circulation indicators in veteran trail runners", Journal of Physical Therapy Science (JPТS), Vol. 29, No.6, pp.1092-1094.

Контактная информация: Karpov-seaman@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2018

УДК 796.071.43+796.412.2

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ЕДИНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор,

Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Гульнара Рафаильевна Айзятуллова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Константиновна Сахарнова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье предложен компетентностный подход к единой сертификации тренеров по художественной гимнастике, на основе которого разработан и апробирован диагностический пакет, учитывающий индикаторы достижения профессионального стандарта - «тренер». В качестве индикаторов обоснованно выбраны знания, умения и навыки, необходимые для проектирования тренировочного процесса в художественной гимнастике. Диагностический пакет состоял из трех блоков тестов: диагностического, практического и итогового. Представленные результаты мониторинга способности планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей спортсменок различного возраста у студентов специализации «художественная гимнастика», позволили проверить качество квалиметрии формируемой компетенции.

Ключевые слова: художественная гимнастика, спорт, сертификация, тренер, подготовка, компетенции.

COMPETENCE APPROACH TO THE UNIFIED CERTIFICATION SYSTEM FOR COACHES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Elena Nikolaevna Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksandra Aleksandrovna Suprun, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Gulnara Rafailyevna Ayzyatullova, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Tatyana Konstantinovna Sakharnova, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article suggests the competence approach to the unified certification of coaches in rhythmic gymnastics, on the basis of which a diagnostic package, that takes into account the indicators of achievement of professional standard - "coach", has been developed and tested. The knowledge, skills and abilities necessary for designing the training process in rhythmic gymnastics are reasonably chosen as indicators. The diagnostic package consisted of three test units: diagnostic, practical and final. The results of monitoring the ability to plan the content of trainings, taking into account the provisions of the theory of physical education, physiological characteristics of the load, anatomical, morphological and psychological characteristics of sportswomen of different ages among students specializing in "rhythmic gymnastics", allowed to check the quality of the formed competence qualimetry.

Keywords: rhythmic gymnastics, sport, certification, coach, training, competence.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе имеющих наивысший рейтинг конкурентоспособности, разработаны и реализуются системы обеспечения качества выпускников [2, 3]. Уровень требований к специалистам, заложенный в данных системах, предполагает:

- наличие полного среднего образования и получение начальной специальности в учебных заведениях [1];

- уровень профессиональной квалификации и наличие систем непрерывного профессионального развития, позволяющих обеспечивать повсеместное и комплексное внедрение высоких технологий, средств автоматизации и информатизации, а также их быструю замену [4];

- высокий уровень исполнительности, профессиональной гибкости и мобильности, основанных на реализации эффективных методов кадровой политики, организации и мотивации труда, внедрения принципов гуманизации труда и качества трудовой жизни;

- создание системы независимой профессиональной аттестации и сертификации персонала на соответствие профессиональным стандартам.

Однако в настоящее время отсутствует система, позволяющая комплексно решать проблемы сертификации тренеров, в том числе по художественной гимнастике. В связи с этим, для повышения конкурентоспособности существует острая необходимость разработки и внедрения системы оценки компетентности спортивных педагогов, соответствующей требованиям профессионального стандарта «Тренер» [2], направленной на экспертизу их знаний, умений и опыта и отвечающей современным требованиям квалификации специалистов по художественной гимнастике.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для аттестации будущих и действующих тренеров был разработан диагностический пакет, учитывающий индикаторы достижения профессионального стандарта - «тренер», и соответствующий общепедагогической компетенции - 1 (ОПК-1 - способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста). Он позволял оценить компетентность по данному критерию на соответствие современным профессиональным требованиям. К

индикаторам достижений согласно данной компетенции относятся: знания - по технологии планирования занятий различной направленности в художественной гимнастике; умения -ставить задачи; подбирать средства и методы тренировки, развития физических качеств, совершенствования технической подготовленности, дозировать нагрузку; опыт планирования занятий (написание конспекта согласно поставленным задачам).

Диагностический пакет состоял из 3 блоков тестов, по которым суммарная оценка за ответы составляла максимум 100 баллов. Дифференцировка по количеству набранных баллов предполагала выделение следующих уровней компетентности: диапазон от 50 баллов до 65 балов - удовлетворительный уровень (сертификат - II категории); диапазон от 66 до 79 баллов - хорошо уровень (сертификат I категории), диапазон от 80 баллов и выше -отличный уровень (сертификат высшей категории).

Первый диагностический блок включал тесты по 4 темам: методика обучения (30 вопросов); планирование и контроль (67 вопросов); физическая подготовка (21 вопрос) и техническая подготовка (36 вопросов). Студенту предлагалось ответить на 16 вопросов, по 4 вопроса из каждого блока. Выбор вопроса носил случайный характер, поэтому вероятность повтора всех 16 вопросов у каждого из студентов составляет всего 6%. Вопросы включали вопросы типа эссе - оценивались в 2 балла; на соответствие, множественный выбор и верно/неверно - оценивались в 1 балл. На выполнение каждого теста предоставлялось время не более 30 минут. От 10-12 баллов - удовлетворительно, 13-16 баллов -хорошо, 17-20 баллов - отлично.

Второй блок включал в себя практические задания. Было разработано и предложено на выбор 49 вариантов практических заданий. Варианты заданий были различны и включали в себя: проектирование и проведение разминки в партере, у гимнастической стенки, с предметами художественной гимнастики; конструирование и проведение упражнений для развития физических качеств (с предметами и без них); разработку и реализацию методики и технологии обучения технике двигательных действий; анализ и коррекция техники упражнений - выявления ошибок, их причин и подбора корректирующих упражнений; подбор и проведение упражнений на совершенствование технических действий. Для удобства был предложен ориентировочный фрагмент-схема конспекта методики и технологии обучения. Минимум конспект должен был содержать 12 упражнений.

Для прохождения аттестации тестируемому следовало выбрать только 1 практическое задание. Тренеры (студенты) должны были предоставить конспект и видеозапись тренировки. Каждый из представленных компонентов экспертизы оценивался из 25 баллов, а в сумме это составляло 50 баллов.

Педагогический анализ тренировочного занятия или его фрагмента являлся итоговым в оценке педагогической деятельности студента (тренера) и предполагал подробное исследование его составных элементов (с учетом сторон методики тренировочного занятия) на основе требований учебно-воспитательного процесса. При оценке качества подготовки к проведению тренировочного занятия в первую очередь обращалось внимание на формулировку задач урока, их разносторонность и соответствие программным требованиям (обеспечение всестороннего и гармоничного развития), конкретность, посильность, грамотность. Далее осуществлялась оценка содержательности организационно-методических указаний, к которым следует отнести анализ непосредственной подготовки к занятию, подбор средств, используемых в тренировочном занятии, адекватность методов обучения.

Анализ компетентности тестируемых в процессе осуществления учебно-тренировочной деятельности предполагал оценку содержания, методической последовательности упражнений, умения использовать методы и приемы проведения упражнений (показ, объяснение, образные выражения, приемы исправления ошибок), умения подбирать музыкальный сопровождение и проводить упражнения под музыку. Посредством представленной спортивным педагогом видеозаписи (или ее фрагмента) оценивались его профессиональные умения проводить тренировочные занятия. Допущенная по каждому из критериев

оценки ошибка приводила к сбавке в 0,1 балла, а в том случае, если отсутствовал какой-либо раздел, осуществлялась сбавка за отсутствие. При этом наличие конспекта являлось обязательным, без его наличия учебная практика не оценивалась. Обращалось внимание на его правильное оформление, внешний вид, грамотность и аккуратность написания.

На данном этапе осуществлялась оценка конспекта относительно подбора средств, их многообразия и соответствия назначению подготовительной, основной, заключительной частей занятия, наличия учета психофизиологических, педагогических закономерностей обучения, уровня физического развития и физической подготовленности, использования круга методов в соответствии с задачами занятия и стадией обучения. В написании конспекта оценивалось умение конкретизировать частные задачи, средства, дозировать нагрузку, умение подбирать методические приемы организации, обучения и воспитания, терминологически правильно описывать технику упражнений. За каждый из недостающих критериев выполнялась сбавка в 0,1 балла каждый раз (из 25 баллов).

Заключительный третий блок тестов решал задачу промежуточного контроля. Для этого было разработано 291 вопрос. Тестируемому предлагались 3 случайных вопроса по одному из трех разделов: техническая подготовка (141 вопрос); физическая подготовка (55 вопросов), спортивная тренировка (95 вопросов). Каждый из ответов оценивался из 10 баллов и приравнивался соответствующему уровню: 50-60% правильного ответа - «удовле -творительный уровень» (5-6 баллов); 70-80% - «хороший уровень» (7-8 баллов); 90-100% - «отличный уровень» (9-10 баллов). В целом из максимального количества баллов (30 баллов) весь ответ оценивается следующим образом: 15-19 баллов - «удовлетворительный уровень»; 20-26 баллов - «хороший уровень»; 27-30 баллов - «отличный уровень». Для проверки качества квалиметрии компетентности спортивного педагога на основе предложенной комплексной диагностики проводился констатирующий педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие студентки 3 курса очной формы и 4 курса заочной формы обучения (п=14) по профилю (направленности) подготовки «Спортивная тренировка в художественной гимнастике»: мастера спорта (75%) и кандидаты в мастера спорта (25%). Анализ полученных в процессе тестирования данных показал (таблица 1), что наивысшие баллы обучающиеся получили по разделу «физическая подготовка». Почти половина респондентов (43%) набрали высший балл, средняя оценка соответствовала 3,79±0,30 балла.

Таблица 1 - Результаты тестирования студенток профиля (направленности) подготовки «Спортивная тренировка в художественной гимнастике» (п=14, баллы)_

Направление вопроса № вопроса М±т V (%)

Техническая подготовка 1 (2 балла) 0,93±0,25 100,00

2 (1 балл) 0,50±0,11 85,71

3 (1 балл) 0,43±0,13 100,00

4 (1 балл) 0,57±0,11 75,00

Сумма (5 баллов) 2,43±0,36 55,88

Физическая подготовка 1 (1 балл) 0,79±0,09 42,86

2 (2 балла) 1,579±0,18 42,86

3 (1 балл) 0,71±0,11 57,14

4 (1 балл) 0,71±0,11 57,14

Сумма (5 баллов) 3,79±0,30 29,92

Методика обучения 1 (1 балл) 0,64±0,12 71,43

2 (2 балла) 1,00±0,27 100,00

3 (1 балл) 0,64±0,12 71,43

4 (1 балл) 0,50±0,13 100,00

Сумма (5 баллов) 2,79±0,25 33,33

Планирование и контроль 1 (1 балл) 0,32±0,11 100,00

2 (1 балл) 0,34±0,12 100,00

3 (1 балл) 0,48±0,13 100,00

4 (2 балла) 0,86±0,26 99,29

Сумма (5 баллов) 2,00±0,29 55,36

Сумма (20) 11,00±0,54 18,29

При этом вариативность оценок за ответы в целом по данному разделу была ниже (У=29,92%), чем по остальным. Анализ плотности результатов свидетельствовал о разном уровне подготовленности тестируемых, как по отдельным разделам, так и в целом по блоку. Несмотря на то, что средний балл по тестированию составил 11,00±0,54 баллов и соответствовал удовлетворительному уровню, высокая вариативность оценок за ответы на отдельные вопросы (7 вопросов - У=100%), указывала на наличие обучающихся с несформиро-ванной компетенцией. В связи с этим в группе респондентов были зафиксированы случаи не аттестации (28%). Наивысший балл в диапазоне от 15-16 баллов получили всего 14,3% студентов, а ответов, соответствующих оценке «отлично» не было (0%). При осуществлении промежуточного контроля по данным тестирования были получены более высокие результаты. Сумма баллов ответов всех студенток варьировала от 19 до 30 баллов, и в среднем по группе составляла 24,07±0,69 балла (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты промежуточного контроля студенток профиля (направленности) подготовки «Спортивная тренировка в художественной гимнастике» (п=14, баллы)_

Направление вопроса М±т V (%)

Спортивная тренировка 8,363±0,23 10,01

Техническая подготовка 7,57±0,43 20,49

Физическая подготовка 8,14±0,28 12,53

Сумма (20) 24,07±0,69 10,39

Установлено, что только 7,1% тестируемых получили результат в диапазоне от 6067% - «удовлетворительно», 64,3% аттестованы на оценку «хорошо» и 28,6% - «отлично», из них 7,1% получили наивысший балл -100%.

ВЫВОДЫ

Таким образом, апробация разработанного диагностического пакета позволила установить, что разработанные тесты позволяют повысить качество квалиметрии в оценке формируемой профессиональной компетенции (ОПК -1 планирование) и предоставляют больше возможностей для дифференцировки спортивных педагогов по художественной гимнастике (начинающих и действующих) по уровню компетентности согласно профессиональному стандарту «тренер». Своевременное выявление отстающих в развитии компонентов профессионализма способствует целенаправленной корректировке процесса подготовки спортивного педагога и независимо от формы организации обучения и контроля с большой квалиметрической точностью давать заключение о готовности студентов качественно выполнять конкретные профессионально-педагогические функции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выявление динамики профессиональной подготовленности по данным мониторинга удовлетворенности работодателей и выпускников в процессе многолетней профессиональной деятельности / М.Ю. Щенникова, С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Е.Б. Ладыгина, Н.В. Никифорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 311-315.

2. Профессиональный стандарт «Тренер» : утв. приказом Минтруда России от 07.04.2014 N 193н (ред. от 12.12.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.003. - Дата обращения 15.10.2018.

3. Щенникова, М.Ю. Образовательная среда высшего образования в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, С.П. Евсеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2016. - № 5 (135). - С. 254-266.

4. Щенникова, М.Ю. Профессиональное образование и система профессиональных квалификаций в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко, Т.М. Овсюк // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 329-339.

REFERENCES

1. Schennikova, M.Yu., Evseev, S.P., Evseeva, O.E., Ladygina, E.B. and Nikiforova, N.V. (2018), "Identification of the dynamics of professional preparedness according to the monitoring data of

contentment of employers and graduates in the process of multi-year professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 311-315.

2. Professional standard Coach'.'The decree of the Ministry of Labour of Russia dated 07.04.2014 N 193н (ed. by 12.12.2016) On the approval of professional standard Coach"(Registered in the Ministry of Justice ofRussia 10.07.2014N33035), available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.003. - Date 15.10.2018.

3. Schennikova, M.Yu. and Evseev, S.P. (2016), "Educational environment of higher education in the field of physical education and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 254-266.

4. Schennikova M.Yu., Kostyuchenko, V.F. and Ovsyuk, T.M. (2018), "Professional education and system of professional qualifications in the field of physical education and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 329-339.

Контактная информация: elena.vlgafk@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2018

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

АГРАРНОГО ВУЗА

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Капиталина Алексеевна Рокитянская, кандидат педагогических наук, доцент,

Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

(СГАУ им. Н.И. Вавилова)

Аннотация

Формирование здорового образа жизни в молодежной среде - это сложный процесс, охватывающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей. Цель работы -проанализировать как на процесс формирования здорового образа жизни в молодежной среде аграрного университета оказывает значительное влияние организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, спортивно-массовая работа, Универсиада, туризм.

HEALTHY LIFESTYLE FORMATION AMONG THE YOUNG PEOPLE OF THE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AGRARIAN UNIVERSITY

Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kapitalina Alekseevna Rokityanskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Vavilov Saratov State Agrarian University

Annotation

The formation of a healthy lifestyle among young people is the difficult process covering the main spheres and directions of the activity of the young people. The aim of the work is to analyze how the process of the formation of the healthy lifestyle among young people of the agrarian university is significantly influenced by the organization of physical-health and sports-mass work.

Keywords: healthy lifestyle, physical training, sports-mass work, University game, tourism.

ВВЕДЕНИЕ

Система высшего образования в России претерпевает значительные изменения. Федеральный закон об образовании, образовательные стандарты и образовательные программы третьего поколения «плюс» необходимы для создания благоприятной образовательной среды вузов, которая обеспечивает доступность качественного образования и поддержку активной, талантливой молодежи [4].

Студенты - это бывшие школьники, которые целенаправленно поступают учиться в высшие учебные заведения, осознавая, что новая для них учебная работа действительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.