Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ'

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ / ИННОВАЦИЯ / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / TRADITIONAL LEARNING / METHODS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагаева Дамира Абылкасымовна, Токтомамбетова Жамилякан Сакибаевна

В статье рассмотрены задачи личностно-ориентированного обучения, разные модели развивающего обучения современной школы. Технологии построения и реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Приведены современные инновационные подходы к обучению, формы и средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENT-ORIENTED LEARNING APPROACH

The article discusses the tasks of personality-oriented learning, different models of developing learning of a modern school. Technologies for building and implementing a personality-oriented educational process. Modern innovative approaches to learning, forms and means of training are presented.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

УДК 371.31:513 https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/30

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

©Тагаева Д. А., канд. пед. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, nilu [email protected]

©Токтомамбетова Ж. С., канд. пед. наук, Ошский государственный университет,

г. Ош, Кыргызстан

COMPETENT-ORIENTED LEARNING APPROACH

©Tagaeva D., Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, nilu [email protected] ©Toktomambetova Zh., Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

Аннотация. В статье рассмотрены задачи личностно-ориентированного обучения, разные модели развивающего обучения современной школы. Технологии построения и реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Приведены современные инновационные подходы к обучению, формы и средства обучения.

Abstract. The article discusses the tasks of personality-oriented learning, different models of developing learning of a modern school. Technologies for building and implementing a personality-oriented educational process. Modern innovative approaches to learning, forms and means of training are presented.

Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, традиционное обучение, методы, инновация.

Keywords: personality-oriented education, traditional learning, methods, innovation.

В настоящее время всем миром признано, что нынешнее образование переживает кризисное состояние. В чем проявляется такой кризис? Он прежде всего появляется в следующих и обстоятельствах:

-противоречие между потребностями общества, его требованиями к профессиональной подготовке специалистов и уровнем их реальной подготовки. Причем это противоречие особенно усугубляется в связи с использованием новейшей технологий и информационных систем, которые требуют соответствующего, адекватного высокого уровня образованности людей;

-противоречие между традиционными целями образования как познания мира через научно-организационной информации с учетом ее постоянного роста, а потому вызывающего интенсивного обновления содержания образования и новыми задачами, стоящими перед образованием как приобщения человека к основным ценностям культурно-исторического развития общества, опирающимся на целостную практику мировой цивилизации, а не только на опыт научного познания;

-нет координации между двумя основными составляющими образования, а именно: между овладением социокультурным опытом предшествующих поколений и собственным социокультурным опытом жизнедеятельности человека в нынешнем его социуме. Естественно поэтому, переход на инновационное обучение требует пересмотра всех структурных элементов педагогической системы: ее содержания, методов, форм, средств, результативности.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

Поскольку инновационные процессы в образовании не могут быть изолированными, локальными то нельзя, например, менять только содержание образования, оставляя прежними его цели и функции, или изменять лишь методы (как средства и формы) обучения нельзя оставлять содержания образования.

Каждая инновация в любом звене педагогической системы должна быть проработана исходя из ее целостности. Поэтому, можно считать не совсем правильным употреблять термин «усовершенствование» системы образования, поскольку усовершенствовать можно лишь нечто уже сложившееся, структурно целое, не выходя за его пределы. А переход на инновационное обучение предполагает специальную работу по созданию новой педагогической системы, без чего невозможно одоление кризиса в образовании. Это дело не одного дня, оно требует специальных исследований: дидактов, методистов, педагогов, психологов, повседневной кропотливой работы учителей-практиков, отделов управления образованием всех уровней [1, с. 92].

На этом пути в последнее время «исследователями-педагогами выдвинуты сравнительно новое понятие: «Личностно-ориентированное образование», которое фиксирует многие инновационные подходы и требования к современному образованию. Например, в личностно-ориентированном образовании основной ценностью считается обеспечение становления личности как индивидуальности, в ее самобытности, уникальности, неповторимости. Эта задача может быть решена лишь при наличии альтернативных форм образования в виде различных типов образовательных учреждений, позволяющих и разно уровневый подход в обучении, а также при предоставлении каждому обучаемому права выбора собственного пути развития на основе предварительного выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей и устремлений.

В связи с этим школа видит свою основную цель в изучении ученика как неповторимой индивидуальности; в создании оптимальных условий для его становления, личностного развития; в поддержке на пути самоопределения и самореализации через образование.

Эти цели могут быть обеспечены только посредством специально организованного учебного процесса (при сохранении всей его основной структуры: содержание, средства, методы, критерии обучения), построенного принципиально по другой технологии.

Содержание образования должно отражать опыт общественной практики, основных видов человеческой деятельности, овладение которыми осуществляется через усвоение знаний, умений, навыков, форм и методов мышления, накопленные человечеством в виде социального опыта [2, с. 173].

Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное использование субъективного опыта каждого ученика, сделав его анализ, сравнение, выбор оптимального содержания этого опыта, переходя его в систему понятий, подлежащих к изучению и усвоению. Например, учитель на уроке объясняет научное понятие, раскрывая его существенные признаки. Но для ученика эти признаки не являются личностно-значимыми. В этом случае учителю необходимо добиться того, чтобы существенные признаки понятий обязательно стали личностно-значимыми, если он хочет работать по личностно-ориентированной технологии без этого усвоение их будет формальным. Такая работа от учителя требует не только хорошее знание предмета, но и постоянное проникновение в индивидуальные «семантики», т. е. смысл, ценности, личностно-значимые для каждого ученика [3, с. 110].

Не каждый учитель сейчас работает по такой технологии. Многие считают ее даже нереальной. Но опыт работы ряда инициативных школ города Ош Кыргызстана и других регионов Ошской области Киргизской Республики дает обнадеживающие результаты. Как

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

показывают опыт их работы заключается в построении и реализации своеобразное общение учителя и ученика на уроке. Здесь общение организуются как обмен опытом познания, как обмен содержанием двух носителей субъективного опыта-учителя и ученика, где изменяются не только содержание но и формы общения вместо традиционного преобладающего монолога учителя, широко практикуется диалог при активном участии всех учеников, независимого от их успеваемости. Такая работа требует изменения педагогического мышления учителя, его профессиональной позиции, ориентации на свободу, ребенка в использовании субъектного опыта.

В чем состоит суть технологии построения и реализации личностно-ориентированного образовательного процесса? Она заключается в обеспечении у каждого ребенка важнейших умений:

-самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;

-принимать самостоятельные и ответственные решения;

-планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты;

-принимать ответственность за себя и свое окружение;

-строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.

Существуют разные модели развивающего обучения, но не все из них являются личностно-ориентированными. Для личностно-ориентированной модели развивающего обучения характерно следующее:

-Изменение направленности педагогических воздействий? Не от учителя к ученику, а наоборот, от ученика к учителю;

-Основной доминантой является не организация обучения (его содержания, методов средств), а выявление личностных особенностей каждого ученика как индивидуального субъекта познания и предметной деятельности;

-Содержание образования не есть лишь хорошо структурированная по законам логики научная информация, заданная для усвоения, а средством для становления социально-значимой личности;

-Содержание образования не следует отожествлять с содержанием учебных дисциплин как «проекцией» различных наук;

-Содержание образования должно обеспечивать согласование двух его равноправных источников-обучения и учения, как своеобразное единение общественного и индивидуального познания.

Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения и развития.

Список литературы:

1. Тагаева Д. А. Развитие творческих способностей школьников при обучении геометрии в средней школе // Вестник науки и образования. 2016. №7 (19). С. 91-93.

2. Тагаева Д. А. Развитие творческих способностей на уроках геометрии учащихся 7-9-классов через составления практических задач // Наука, техника и образование. 2016. №3 (21). С. 172-175.

3. Турдубаева К. Т. Формирование предметных компетенций на уроках математики // Вестник ОшГУ 2015. №4. С. 108-112.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 6. №8. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

References:

1. Tagaeva, D. A. (2016). Razvitie tvorcheskikh sposobnostei shkol'nikov pri obuchenii geometrii v srednei shkole. Vestnik nauki i obrazovaniya, (7), 91-93. (in Russian).

2. Tagaeva, D. A. (2016). Razvitie tvorcheskikh sposobnostei na urokakh geometrii uchashchikhsya 7-9-klassov cherez sostavleniya prakticheskikh zadach. Nauka, tekhnika i obrazovanie, (3), 172-175. (in Russian).

3. Turdubaeva, K. T. (2015). Formirovanie predmetnykh kompetentsii na urokakh matematiki. Vestnik OshGU, (4), 108-112. (in Russian).

Работа поступила в редакцию 18.07.2020 г.

Принята к публикации 21.07.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Тагаева Д. А., Токтомамбетова Ж. С. Компетентностно-ориентированный подход к

обучению // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №8. С. 260-263. https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/30

Cite as (APA):

Tagaeva, D., & Toktomambetova, Zh. (2020). Competent-oriented Learning Approach. Bulletin of Science and Practice, 6(8), 260-263. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/30

1(2) ©I I

ь^вХИ Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.