Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированный подход к изучению дисциплины профессионального цикла'

Компетентностно-ориентированный подход к изучению дисциплины профессионального цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ТОПЛИВО / СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPETENCE / FUEL / LUBRICANTS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Наталья Викторовна, Петров Виктор Иванович

Рассматриваются актуальные вопросы формирования компетенций при изучении дисциплины профессионального цикла основной образовательной программы высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Наталья Викторовна, Петров Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-ORIENTED APPROACH TO THE STUDY OF THE DISCIPLINE OF PROFESSIONAL CYCLE

Actual questions of the formation of competencies in the study of professional discipline cycle of basic educational programme of higher professional education are considered.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированный подход к изучению дисциплины профессионального цикла»

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И НА УЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

УДК 378

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Н.В. Григорьева, В.И. Петров

Рассматриваются актуальные вопросы формирования компетенций при изучении дисциплины профессионального цикла основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Ключевые слова: компетенция, топливо, смазочные материалы, образовательные технологии.

При переходе на двухуровневую систему высшего образования уменьшилось количество часов аудиторных занятий при одновременном повышении требований со стороны преподавателей и работодателей к качеству подготовки специалистов. Работодателя интересует привлечение практико-ориентированного специалиста к решению творческих задач в ситуациях повышенной неопределенности, трудолюбивых, способных неординарно мыслить, самостоятельно принимать решения, успешно работать в команде и т.д. Повышаются требования к знаниям иностранных языков, офисной оргтехники, компьютеров и пр. Кроме того, бакалавр по направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (профиль подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство») должен владеть специализированными пакетами программ, причем не поверхностно, а достаточно квалифицированно.

Обеспечение конкурентоспособности выпускника на рынке труда связано также с модернизацией образовательного процесса, включающей внедрение компьютерных информационных технологий в учебный про-

227

цесс. Тем более, что ФГОС включает в список компетенций умение использовать информационные технологии на автомобильном транспорте для решения производственных задач.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (квалификация «Бакалавр») в пункте 7.3 записано: «Реализация компетентно-стного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы и содержанием конкретных дисциплин и должен составлять в целом не менее 20 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий».

На основании вышесказанного при изучении дисциплины «Эксплуатационные материалы» профессионального цикла бакалавр при работе по специальности «способен к проведению инструментального и визуального контроля за качеством топливно-смазочных и других расходных материалов, корректировки режимов их использования».

Для этого в учебный процесс вводятся значительное количество новых методик на лабораторных работах при освоении дисциплины «Эксплуатационные материалы» с целью достижения поставленных образовательных целей.

По определению автора статьи [1] «образовательная технология -это процесс и результат создания (проектирования) и реализации адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора».

Образовательная технология разработана для преподавания курса «Эксплуатационные материалы». В основе образовательной технологии при проведении лабораторных работ лежит привязка изучаемого материала к конкретным производственным ситуациям при оценке качества топ-

лив и смазочных материалов. Особенно это актуально в настоящее время при эксплуатации современных конструкций автомобилей, оснащенных электроникой и микропроцессорами при управлении как двигателем, так и достаточно большого количества узлов и агрегатов автомобиля (тормозная система, климат-контроль, система комфортного электрооборудования и др.).

Для реализации целей и задач освоения данной дисциплины используются компьютерные технологии при подготовке к лабораторным работам и поиск материалов при выполнении контрольно-курсовой работы. Следует отметить значительное повышение компьютерной грамотности выпускников, улучшение усвоения материала лекционных занятий, качество выполнения контрольно-курсовой работы при самостоятельной работе.

Для реализации компетентностного подхода в рамках учебной дисциплины «Эксплуатационные материалы» в учебном процессе при проведении лабораторных работ используются разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади), групповая дискуссия, мозговой штурм.

Целью лабораторных работ являются обеспечение понимания и осмысления теоретического материала и включение его в систему знаний обучающихся; формирование операционной компоненты готовности выпускника (грамотный контроль качества топлива и смазочных материалов). Все лабораторные работы проводятся с использованием активных методов обучения (обсуждение и решение проблемной ситуации).

Учебную дисциплину «Эксплуатационные материалы» можно условно разбить на большие разделы, которые связаны с дисциплинами общеобразовательного цикла:

нефть. Способы получения топлив и смазочных материалов (физика, химия, химмотология);

топливо для двигателей внутреннего сгорания (теплотехника, гидравлика);

смазочные материалы (физика, химия, гидравлика, гидродинамика);

специальные жидкости (химия, гидравлика, теплотехника, материаловедение).

1. Разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади). Данная форма проведения занятий используется при решении проблемной ситуации, возникающей при определении фракционного состава автомобильного бензина. Причем фракционный состав бензина определяется для проб, взятых из трех и более автозаправочных станций. В качестве эталонного образца принимаются характеристики фракционного состав по ГОСТу. После разгонки и получения точек фракционного состава трех видов бензина стро-

ится график их фракционного состава. На него накладывается кривая фракционного состава, которая должна быть построена по ГОСТу. Как правило, кривые идут параллельно или расходятся, имея различные точки выкипания в диапазоне 100 ... 180 °С. Студентам предлагается осмыслить данную ситуацию и высказаться по поводу расхождения кривых разгонки и, как тот или иной вид топлива влияет на полноту сгорания и токсичность отработавших газов, как температура начала кипения бензина влияет на пусковые качества двигателя, особенно при отрицательных температурах окружающего воздуха.

2. Групповая дискуссия. Этот метод предусматривает совместное обсуждение показателей качества бензина из трех различных автозаправочных станций. В идеале, если испытывается автомобильный бензин одной марки (например, АИ-92), то графики фракционного состава должны накладываться на другой один или идти параллельно друг другу и соответствовать кривой разгонки по ГОСТ. Студенты - водители автомобилей -подсказывают, как влияет отклонение фракционного состава от показателей ГОСТа. Например, «утяжеленный» фракционный состав (кривая испытуемого бензина располагается на графике значительно ниже кривой по ГОСТу) приводит к дымлению двигателя, трудностям пуска двигателя и его приёмистости.

3. Мозговой штурм. Этот метод стимулирования творческой активности используется при проведении экспресс-анализа отработавших моторных масел. Студентам демонстрируется метод капельной пробы отработавшего моторного масла. Как правило, образцы масел приносят сами студенты, заинтересованные в результатах опытов, которые позволяют оценить степень выработки ресурса присадок в масле, и следует ли менять масло или оно еще работоспособно.

Как известно, одним из путей повышения эксплуатационной надежности двигателей автомобилей и экономного использования моторных масел является установление рациональных сроков их замены. В то же время периодичность замены моторных масел определяется заводом-изготовителем и измеряется в километрах пробега автомобиля. Такой подход не учитывает фактического состояния масла на момент его замены. Масло, являясь конструктивным элементом системы "двигатель - масло", оказывает влияние на техническое состояние двигателя. Все изменения, происходящие в работе систем и механизмов двигателя, влияют на изменение качества масла. В связи с этим отработавшее масло является носителем комплексной информации, позволяющей оценить как состояние самого масла, так и состояние двигателя. Поэтому организация периодического контроля состояния качества масла в процессе эксплуатации двигателей позволит своевременно обнаружить неисправность в двигателе

230

и произвести замену масла по его фактическому состоянию. Под экспресс-методом следует понимать оценку качества работавшего масла, которая ограничивается только определением годности масла к дальнейшей эксплуатации.

В процессе обсуждения происходит обмен информацией между преподавателем и студентами, которые высказывают свои мнения по поводу замены масла исходя из своего опыта эксплуатации автомобиля. На основании анализа капельной пробы дается заключение о пригодности моторного масла к дальнейшей эксплуатации (или замены) на автомобиле. Высказываются мнения по поводу изношенности двигателя, расхода топлива, попадания топлива в картер двигателя и др.

Студенты привыкают критически относиться к результатам опытов и внешних оценок качества топлив и смазочных материалов. Такая методика позволяет включить студента в процесс своеобразной игры, что облегчает понимание сложных процессов, происходящих при пуске и работе двигателя внутреннего сгорания.

При проведении лабораторных работ по учебной дисциплине используются рекламные материалы фирм - производителей моторных масел.

В дальнейшем, используя тексты лекций и видеоролики, иллюстрирующие материал, можно создать учебное пособие на базе, имеющейся в Windows системы гиперссылок между HTML-файлами.

При создании электронного учебного пособия возможны его неограниченное копирование, высокая скорость создания, пополнения и редактирования; наглядность видео, а также возможность обеспечения всех студентов методическими материалами учебной дисциплины «Эксплуатационные материалы».

При оценке текущего контроля знаний и проведении промежуточной аттестации по дисциплине возможно использование тестирующих программ с набором тестов по указанным выше основным разделам дисциплины в рамках балльно-рейтинговой системы.

Список литературы

1. Борисова Н.В., Рязанов С.А. Образовательная технология как основа обеспечения качества компетентностно-ориентированных образовательных программ (на примере преподавания курса «Теория литейных процессов) / Материалы XXIII Всероссийской научно-методической конференции 20-27 мая 2013 года «Проблемы качества образования». Уфа: Уфимский государственный авиационный университет, 2013.

Григорьева Наталья Викторовна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Петров Виктор Иванович, д-р техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

COMPETENCE-ORIENTED APPROACH TO THE STUDY OF THE DISCIPLINE OF PROFESSIONAL CYCLE

N. V. Grigoreva, V.I. Petrov

Actual questions of the formation of competencies in the study of professional discipline cycle of basic educational programme of higher professional education are considered.

Key words: competence, fuel, lubricants, educational technologies.

Grigoreva Natalya Victorovna, candidate of technical sciences, docent, NatGr0 7@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Petrov Victor Ivanovich, doctor of technical sciences, professor, NatGr0 7@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.