Компетентностно-деятельностная модель академического письма
Путиловская Татьяна Сергеевна - канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры английского языка. E-mail: [email protected]
Государственный университет управления, Москва, Россия Адрес: 109542, г. Москва, Рязанский проспект, 99
Аннотация. Статья посвящена анализу академического письма с позиций деятельност-ного и компетентностного подходов в современной лингводидактике и с учётом особенностей стратегически-ориентированного поведения в отношении организации речемысли-тельной деятельности. Автор рассматривает академическое письмо как комплексный вид деятельности, с одной стороны, и как продукт этой деятельности - с другой. Одним из примеров академического письма является научная статья, которая является предметом анализа в данной работе. Автор описывает принципы компетентностной модели научной статьи, ориентированной прежде всего на преподавателя, а на её основе создаёт пошаговую инструкцию написания статьи для студента. Модель и инструкция могут послужить инструментом организации целенаправленного обучения в высшей школе или осуществления учебной деятельности в самостоятельном режиме.
Ключевые слова.: академическое письмо, компетентностно-деятельностная модель, стратегически-ориентированное поведение, научная статья, пошаговая инструкция, самостоятельная учебная деятельность
Для цитирования: Путиловская Т.С. Компетентностно-деятельностная модель академического письма // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 84-94. DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-10-84-94
Словосочетание «академическое письмо» появилось сравнительно недавно и, по мнению некоторых авторов [1], не обрело ещё статуса полноценного научного термина. Отметим, что под академическим письмом исследователи и практики понимают, во-первых, вид деятельности, связанный с написанием различных работ научного характера, во-вторых, текст как продукт этого вида деятельности и, в-третьих, всесторонне разработанную учебную дисциплину, направленную на освоение совокупности знаний, умений и навыков, лежащих в основе компетентности в сфере академического письма [2]. Целью данной статьи является освещение первых двух аспектов с позиций компетентностно-деятельностного подхода. Актуальность такой постановки вопроса совершенно очевидна. Дело в том, что целенаправленная система обучения академи-
ческому письму пока отсутствует, и разработка его лингводидактических принципов может способствовать её появлению и внедрению в процесс профессиональной подготовки бакалавров, магистров и аспирантов. Лингводидактический анализ академического письма как комплексного вида деятельности и его продукта, который мы проведём на примере научной статьи, поможет максимально оптимизировать процесс обучения и организовать его таким образом, чтобы все категории обучающихся могли овладеть необходимыми знаниями и качественными навыками в кратчайшие сроки.
Исходным для нас является положение о том, что компетентностно-деятельностная модель академического письма как сложного и комплексного вида речемыслительной деятельности может послужить основой для организации процесса обучения в си-
стеме высшей школы или самообучения, которое базируется на лингводидактических принципах, разработанных отечественными и зарубежными исследователями. В данной статье мы проведём деятельностный и компетентностный анализ академического письма, а затем рассмотрим лингводидакти-ческие принципы обучения академическому письму.
Академическое письмо:
деятельностный подход
Академическое письмо характеризуется всеми основными признаками, которые присущи любой деятельности. При этом, как отмечал А.А. Леонтьев, речевая деятельность может обслуживать и другие виды деятельности, в данном случае - научно-профессиональную. Академическое письмо как самостоятельный вид речемыслитель-ной деятельности обладает предметностью, целенаправленностью, мотивированностью, иерархической структурой и фазной организацией. Её психологическое содержание определяют наличие вызвавшей её потребности, которая, будучи опредмеченной, становится мотивом деятельности, а также предмет, средства и способы осуществления, продукт и результат [3; 4].
Академическое письмо как вид деятельности связано со способностью к целепо-лаганию. Цель деятельности при написании научной статьи формируется в соответствии с внутренним мотивом субъекта и определяет план её осуществления и систему конкретных действий, состоящих из набора определённых операций. При этом действия и операции соотносятся с определённой номенклатурой знаний, умений и навыков, необходимых для их выполнения. Чем сложнее действие, тем сложнее его операциональный состав и тем большее количество операций необходимо совершить для его реализации. В соответствии с теорией деятельности каждый отдельный акт начинается с мотива, а завершается результатом, между которыми находится система действий и операций,
направленных на достижение поставленной цели. Продуктом академического письма как вида речевой деятельности является текст, в котором объективируются все условия деятельности и индивидуально-психологические особенности субъекта этой деятельности [4]. Это положение имеет особое значение в рамках данной статьи, поскольку анализ текста может служить основанием анализа самой деятельности. Это и есть связующее звено между двумя трактовками термина «академическое письмо»: деятельность и её продукт. Результатом же деятельности и знакомства с её продуктом является реакция партнёра научно-профессионального общения, в качестве которого выступает любой читающий научную статью: оппонент, рецензент, научный руководитель, наставник, представитель профессионального сообщества, начинающий учёный и т.д.
Итак, продуктом академического письма являются различные виды письменных научных работ: реферат, аннотация, курсовая и дипломная работы, научная статья, рецензия, научный аналитический обзор, диссертация и другие. Текст характеризуется тремя планами: предметного содержания, смыслового содержания, речевого и языкового оформления [4]. Планы предметного и смыслового содержания соотносятся с фокусом научной статьи, формулировкой тезиса, выбором системы аргументов для доказательства позиции автора, логикой развития авторской мысли и структурой статьи. Особое внимание исследователи академического письма уделяют фокусу (focus) научной статьи и формулированию тезиса (thesis statement) [5; 6]. Так, И.Б. Короткина определяет фокус как «развитие ключевой мысли от тезиса к выводу» [7, с. 45]. Тезис включает в себя основную идею статьи, мнение автора, цель статьи, ответ на основной вопрос исследования, некоторый элемент интриги, которая оживляет интерес читателя [5].
План языкового и речевого оформления любого текста, в том числе и научного, включает в себя работу с языковыми средства-
ми и речевыми способами формирования и формулирования мысли [4]. При написании научной статьи автор должен очень внимательно подойти к отбору языковых средств с учётом специфики научного стиля речи [812]. Это прежде всего владение лексикой, которая исключает многозначность и относится к нейтральному и научному стилям речи, это использование терминологии, знание которой должен продемонстрировать автор, это и употребление различных клишированных и устойчивых выражений, характерных для научного стиля. Автор статьи должен быть разборчив и в выборе грамматических структур, свойственных научному тексту, и придерживаться определённых стилистических норм, таких как широкое распространение страдательного залога, использование неличных форм глагола и конструкций, которые они образуют, применение эмфатических оборотов, изобилие сложноподчинённых предложений с различными типами придаточных, в первую очередь относительных придаточных предложений, использование разнообразных способов распространения предложений и т.д. Кроме того, автор должен представлять себе, как именно применять перечисленные языковые средства в письменной научной речи для достижения максимального эффекта.
Владение планом языкового и речевого оформления текста отражает культуру научного общения, которую демонстрирует автор, а она, в свою очередь, формируется под влиянием постоянной работы с научным аутентичным текстом, который, как показали исследования [11; 13], обладает большой обучающей силой. Он может служить образцом функционирования языковых единиц, моделью речи определённого стиля, формы и структуры, примером использования различных способов реализации речевого намерения автора, а также средством управления речевыми действиями. Проведя краткий анализ академического письма в терминах деятельностного подхода, перейдём к описанию его компетентностной модели, кото-
рая является основой разработки принципов обучения.
Академическое письмо: компетентностный подход
С точки зрения компетентностного подхода, занимающего лидирующие позиции в современной лингводидактике, основой формирования, развития и совершенствования субъекта в сфере академического письма является коммуникативная компетентность. «Коммуникативная компетентность» является сложноструктурированным понятием и включает в себя целый ряд составляющих: языковую, речевую, интерактивную, межкультурную, социолингвистическую, стратегическую, когнитивную, компенсаторную и научно-профессиональную. Все они в равной степени важны для формирования компетентности в сфере академического письма.
Остановимся на этом подробнее и рассмотрим компетентность в сфере написания научной статьи с точки зрения набора необходимых знаний, умений и навыков, которые лежат в её основе. Для написания научной статьи автор должен знать:
- принципы поиска и отбора информации для написания статьи, которая представляет интерес как для автора, так и для научного сообщества;
- логико-структурные принципы построения научного текста как такового и каждого отдельного абзаца как его структурной единицы [14; 15];
- специфику научного стиля речи, лексические, грамматические и стилистические особенности научной статьи [9; 10; 12; 16];
- требования, предъявляемые к написанию научной статьи в России, и международные нормы и правила [17; 18];
- иностранный язык в совокупности его лексической, грамматической и синтаксической составляющих [12; 16; 19].
Для написания научной статьи автор должен уметь:
- правильно и адекватно формулировать цель написания статьи [20];
- использовать различные научные источники (статьи, монографии, тезисы докладов, научные обзоры и т.д.), отбирать материал, необходимый и достаточный для написания статьи, и обобщать его в соответствии с поставленной целью [15];
- правильно определять фокус статьи [21];
- формулировать гипотезу исследования, основной тезис и делать выводы [21];
- использовать законы логики и различные методы аргументации для доказательства собственных идей;
- логически организовывать текст в соответствии с традиционной схемой (введение, основная часть, заключение) [20];
- оформлять текст в совокупности всех его компонентов (заголовок, аннотация, ключевые слова, собственно текст статьи и библиография) [18; 22; 23];
- организовывать каждый абзац текста, который продолжает идею предыдущего и подводит к идее следующего, что обеспечивает логичность и последовательность изло-жеения [14; 15];
- использовать различные модели, технологии и стратегии написания научного текста [24];
- ориентировать свою письменную продукцию на партнёров научно-профессионального общения;
- ссылаться на точки зрения других авторов, критически оценивать их и выражать своё отношение к ним в корректной и уважительной форме [7];
- корректно цитировать других авторов научных исследований и ссылаться на их работы, стараясь избегать случаев плагиата [7];
- использовать языковые средства и речевые способы формирования и формулирования мысли, адекватные поставленной цели и фокусу статьи;
- корректно представлять использованные научные источники и оформлять библиографическую справку [25].
Для написания научной статьи автор должен владеть:
- различными видами чтения научной литературы и технологиями отбора информации;
- способностью критически осмысливать информацию, а также генерировать собственные идеи на основе прочитанного;
- способностью стратегически правильно организовывать собственную деятельность по написанию научной статьи, разбивая её на четыре стадии: планирование, исполнение, оценка, коррекция [26; 27];
- навыками построения предметного содержания текста на основе отобранной информации;
- навыками построения смыслового содержания текста и его предикативной структуры;
- нормами и правилами логической организации текста и каждого абзаца как его структурной единицы [14];
- навыками построения связного текста и использования необходимых для этого языковых средств [15];
- навыками продуцирования лексически, грамматически и стилистически правильного научного текста [5; 12; 16; 19];
- навыками использования терминологии и научных определений;
- навыками ссылки на использованные научные источники и цитирования [18];
- навыками редактирования текста;
- навыками оформления библиографических данных в соответствии с нормами и правилами, принятыми в России, а также международными требованиями.
Помимо знаний, умений и навыков, которые лежат в основе компетентности в сфере академического письма, в частности написания научных статей, большое значение имеют стратегии вербального поведения и стратегическое отношение к организации собственной речемыслительной деятельности. Большое внимание стратегиям уделяется в материалах Советы Европы [26], где они оцениваются даже выше, чем навыки, и рассматриваются в ряду таких взаимосвязанных понятий, как «задача»
и «текст». Выбор стратегии обусловлен поставленной задачей и может требовать разной степени языковой и речевой активности. Он связан с анализом ситуации и партнёров общения, выбором наиболее эффективного способа воздействия и способа решения тех коммуникативных задач, которые необходимо решить в данной конкретной ситуации. Все выделенные в материалах Совета Европы стратегии проходят четыре стадии формирования: планирование, исполнение, оценка и коррекция. Продуктивные виды речевой деятельности характеризуются своим специфическим набором стратегий. При этом номенклатура речевых действий в случае продуцирования письменного текста отличается от устного, а порождение письменного текста в ситуациях научного общения имеет свои особенности [28].
Разработка модели обучения академическому письму
Перейдём к рассмотрению лингводидак-тических аспектов, связанных с организацией процесса обучения академическому письму. Проведённый нами анализ академического письма как вида речемыслитель-ной деятельности и её продукта с позиций деятельностного и компетентностного подходов позволяет построить модель её организации, которая может использоваться в процессе обучения.
Наш вариант модели, в котором подробно расписаны знания, умения и навыки, необходимые на каждом из этапов реализации деятельности по написанию научной статьи (планирование, исполнение, оценка и коррекция), ориентирован в первую очередь на преподавателя, для которого он является дорожной картой его педагогической деятельности. Каждый элемент в этой модели соотносится с определённым аспектом знания, тем или иным умением или навыком, а каждый из них, в свою очередь, проецируется на конкретные речевые действия, которые и становятся объектом обучения.
Образец такой модели, составленный для реферирования как вида академического письма, подробно описан в одной из работ автора [27].
Остановимся подробнее на пошаговой инструкции для обучающихся, в которой не просто перечисляются все действия, необходимые для осуществления деятельности по написанию научной статьи, но и предлагается определённая последовательность совершения этих действий. Отметим, что идея использования пошаговых траекторий деятельности активно используется авторами [5; 15]. Однако в нашем случае пошаговая инструкция, как и модель, составлена для каждого из четырёх этапов осуществления деятельности, т.е. с учётом стратегического аспекта.
В рамках настоящей статьи представляется возможным рассмотреть в качестве примера только один элемент пошаговой инструкции - для стадии планирования. На этой стадии автору статьи рекомендуется совершить следующую последовательность действий.
Шаг 1. Выберите тему статьи, которая представляет интерес для автора и для научного сообщества.
Шаг 2. Определите потенциальную целевую аудиторию, которой адресована статья.
Шаг 3. Проанализируйте тему с точки зрения потенциального читателя: новизна, информативность, интерес, новый поворот в рассмотрении темы.
Шаг 4. Определите цель/цели написания статьи (например, проинформировать читателя, объяснить суть обсуждаемых явлений, рассмотреть весь спектр взглядов на исследуемую проблему, доказать правильность своей точки зрения/ошибочность точки зрения других ученых и убедить в этом читателя).
Шаг 5.Изучите литературу по данной теме, используя различные типы чтения для поиска источников и отбора тех из них, авторы которых рассматривают данную тему; выделите те фрагменты из отобранных ра-
бот, которые могут быть использованы для написания статьи; обратите особое внимание на новые работы по данной теме и внимательно изучите их.
Шаг 6. Проведите анализ источников и систематизируйте весь материал.
Шаг 7. Сделайте наброски основных идей, которые должны прозвучать в статье, а также подберите примеры, иллюстрации, цифровой материал и т.д.
Шаг 8. Проанализируйте, какие аспекты темы исследования освещены в научной литературе; продумайте новые аспекты в рассмотрении выбранной темы, которые будут освещены в вашей статье, и отметьте их актуальность.
Шаг 9. Сформулируйте заголовок статьи, который должен быть достаточно кратким и ёмким (оптимальное количество слов 7±2).
Шаг 10. Сформулируйте основной тезис и продумайте систему подтверждающих его аргументов.
Шаг 11. Определите фокус статьи и продумайте, как он будет разворачиваться от тезиса до выводов.
Шаг 12. Определите спектр коммуникативных задач, которые необходимо будет решить в процессе написания статьи.
Шаг 13. Напишите план статьи.
Шаг 14. Напишите введение и посмотрите, насколько оно соотносится с основным тезисом и фокусом статьи.
Шаг 15. Напишите первый черновой вариант статьи.
Шаг 16. Уделите особое внимание средствам (лексическим, грамматическим и стилистическим) и способам формирования и формулирования мысли; следите за орфографией и пунктуацией.
Шаг 17. В процессе написания первого варианта статьи держите под контролем допустимый объём публикации.
Шаг18. Если в статье обсуждаются результаты проведённых автором исследований, укажите, какая методика была использована и какую обработку на статистическую значимость они прошли.
Шаг 19. Укажите теоретическое значение исследования и сферы его возможного практического применения.
Шаг 20. Напишите заключение: суммируйте всё, что было написано в статье, и сделайте необходимые выводы. Оцените заключение с точки зрения соответствия фокусу статьи, введению и основной части.
Шаг 21. Составьте список использованных научных источников в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ [25] или стандарта АРА (для международных публикаций) [18].
Шаг 22. Составьте аннотацию к статье на родном и иностранном языках с учётом фокуса: тезиса, основных идей автора и сделанных выводов.
Шаг 23. Составьте список ключевых слов, которые соотносятся с понятийным аппаратом статьи, на родном и иностранном языках.
Важно понимать, какие именно знания, умения и навыки лежат в основе осуществления каждого шага и через какие речемыслительные действия его можно совершить. Именно эти знания, умения и навыки и должны стать объектом целенаправленного обучения. При этом нужно дидактически правильно и последовательно организовывать сам процесс обучения и выбирать адекватные методы. Так, знания специфики научного текста, а также методов обработки информации и способов её обобщения и систематизации можно получить из специальной литературы или из лекционного материала. Умения вырабатываются в ходе проведения контактных занятий или в режиме самостоятельной работы, контролируемой преподавателем. Например, умение делать записи, содержащие основные идеи, можно отрабатывать в ходе чтения или прослушивания хорошо структурированных текстов с помощью специальных упражнений с заданиями типа «Прочитайте текст и его краткий конспект с пропусками. Заполните пропуски недостающей информацией из текста»;
«Прочитайте текст и составьте его план, который состоит из пяти пунктов»; «Прочитайте текст и самостоятельно составьте его краткий конспект».
Заключение
Подведём итоги рассмотренных нами особенностей академического письма и лингводидактических аспектов обучения этому виду деятельности. В результате проведённого анализа представляется возможным сделать некоторые выводы.
Во-первых, деятельностный подход к анализу академического письма позволяет рассматривать его как сложный и комплексный вид речемыслительной деятельности, обладающий всеми характеристиками деятельности, т.е. имеющий определённую цель, предмет, продукт, результат, средства и способы осуществления, которые должны стать объектом внимания, осознания и целенаправленного формирования.
Во-вторых, деятельностный подход позволяет также рассмотреть продукт академического письма, в данном случае научную статью, и провести его системный анализ и оценку, используя положение о наличии трёх планов текста: предметного содержания, смыслового содержания и речевого и языкового оформления.
В-третьих, компетентностный анализ академического письма и построение иерархии знаний, умений и навыков служат основой для организации процесса обучения либо в системе высшей школы под руководством преподавателя, либо в рамках самостоятельной работы и самообучения.
В-четвёртых, использование стратегического подхода к организации собственной деятельности и положений Совета Европы о роли стратегий и четырёхэтапной структуре стратегии, которую образуют этапы планирования, исполнения, оценки и коррекции, позволяет представить академическое письмо как совокупность речемысли-тельных действий для каждого из названных этапов.
В-пятых, технология обучения академическому письму состоит в использовании двух основных инструментов. Первым является компетентностная модель, которая выступает в первую очередь в качестве дорожной карты для преподавателя, обучающего академическому письму. Вторым инструментом является пошаговая инструкция, которая ориентирована на обучающегося или человека, не прошедшего специальный курс обучения и приступающего к написанию научной статьи.
В-шестых, предлагаемая нами модель может использоваться на любом этапе вузовского обучения, при подготовке обучающихся любых направлений подготовки и может быть включена в программы, рассчитанные на различное количество часов. Её можно подвергать сворачиванию и разворачиванию в зависимости от требуемой глубины и подробности изучения.
В-седьмых, суть компетентностной модели и составленной на её основе пошаговой инструкции состоит в том, чтобы сделать все элементы академического письма как вида деятельности объектом осознания, целенаправленного формирования и рефлексивного отношения к каждому из четырёх этапов его реализации.
В-восьмых, данный подход можно применять при обучении иностранному и родному языкам, используя предлагаемую методику для подготовки бакалавров, магистров и аспирантов. Она применима также при организации дополнительного профессионального обучения, например в ходе преподавания дисциплины «Академическое письмо».
Таким образом, использование деятель-ностно-компетентностного подхода к анализу академического письма и разработка компетентностной модели этого вида деятельности систематизируют и упорядочивают представление о нём в теоретическом плане и служат фундаментальной лингво-дидактической основой для практического применения в системе вузовского обучения.
Литература
1. ОстровскаяЕ.С.,ВышегородцеваО.В. Academic Writing: концепция и практика академического письма на английском языке // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 104-113.
2. Базанова Е.М. Лаборатория научной коммуникации: российский опыт // Высшее образование в России. 2015. № 8/9. С. 135-143.
3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 216 с.
4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., Воронеж: МОДЭК, 2001. 429 с.
5. Whitaker A. Academic Writing Guide 2010. Step-by-Step Guide to Writing Academic Papers. Bratislava, 2009. 29 p.
6. McCormack J., Slaght J. Extended Writing and Research Skills. Reading: Garnet Education, 2012. 52 р.
7. Короткина И.Б. Своё и чужое: проблемы использования источников в научном тексте // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 142-150.
8. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения: метод. пособие. М.: Русский язык, 1985. 128 с.
9. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи: учеб. пособие / Под ред. П.П. Шубы. Минск: ТетраСистемс, 2001. 544 с.
10. КотюроваМ.П., БаженоваЕ.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2008. 280 с.
11. Сальная Л.К. Формирование профессионально ориентированной коммуникативной компетенции в письменной речи // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. № 10 (123). С. 123-129.
12. Смирнова Н.В. Академическая грамотность и письмо в вузе: от теории к практике // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 58-64.
13. Graves D, Hansen J. The Author's Chair // Language Arts. 1983. Vol. 60(2). P. 176-183.
14. Zemach D.E, Rumisek L.A. Academic Writing from Paragraph to Essay. Macmillan Education, 2009. 138 p.
15. Sowton C. 50 Steps to Improving Your Academic Writing. Reading: Garnet Education, 2012. 272 p.
16. Добрынина О.Л. Грамматические ошибки в англоязычном академическом письме: причины появления и стратегии коррекции // Высшее образование в России. 2017. № 8/9. С. 100-107.
17. Попова Н.Г, Коптяева Н.Н. Академическое письмо: статьи IMRAD. Екатеринбург: ИФиП УрО РАН, 2014. 160 с.
18. Дугарцыренова В.А. Трудности обучения иноязычному академическому письму // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 106-112.
19. Миронов Е.В. Формирование академической грамотности студентов: опыт факультета государственного управления // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 101-104.
20. Попова Н.Г. Введение к научной статье на английском языке: структура и композиция // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 52-58.
21. Короткина И.Б. Текст как вклад в научную дискуссию: что такое «фокус»? // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 44-51.
22. Haggan M. Research paper titles in literature, linguistics and science: dimensions of attraction // Journal ofPragmatics. 2004. Vol. 36. P. 293-317.
23. Абрамов Е.Г. Подбор ключевых слов для научной статьи // Научная периодика. 2011. № 2. C. 35-40.
24. Leki i. Academic Writing: Exploring Processes and Strategies. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 464 p.
25. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. ОКС 01.140.30. Дата введения 2009-01-01.
26. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. Council for Cultural Co-operation. Education Committee. Strasbourg (1998). 224 p.
27. Путиловская Т.С. Роль стратегической составляющей коммуникативной компетенции в обучении академическому письму // Социология. Журнал Российской социологической ассоциации. 2017. №4. С. 200-210.
28. Путиловская Т.С. Компетентностно-дея-тельностная структура речевого поведения в ситуациях делового, профессионального и научного общения // Социология. Журнал Российской социологической ассоциации. 2018. №1. С. 123-135.
Статья поступила в редакцию 25.07.18 С доработки 23.08.18 Принята к публикации 15.09.18
Competency-and-activity-based Model of Academic Writing
Tatiana S. Putilovskaya - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., English Language Department, e-mail: [email protected]
State University of Management, Moscow, Russia
Address: 99, Ryazanskiy prosp., Moscow, 109542, Russian Federation
Abstract. The article deals with the analysis of academic writing from the viewpoint of activity-oriented and competency-based approaches in present-day linguistic didactics, and with regard to the peculiarity of strategic behaviour concerning mental and speech activity. The author looks at academic writing as a complex type of activity, on the one hand, and the product of this activity, on the other hand. One of the examples of academic writing is a scientific article which is under consideration in the paper. The author describes the principles of working out a competency-based model of a scientific article primarily intended for the teacher and uses it as the basis for working out a step-by-step instruction for writing an article mainly aimed at the student. The model and the instruction can serve as a tool for organizing purposeful training in higher educational institutions and for implementing self-controlled academic activity.
Keywords: academic writing, competency-and-activity-based model, strategic behaviour, scientific article, step-by-step instruction, self-controlled academic activity
Cite as: Putilovskaya, T.S. (2018). [Competency-and-activity-based Model of Academic Writing]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 10, pp. 84-94. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-10-84-94
References
1. Ostrovskaya, E.S., Vyshegorodtseva, O.V. (2013). [The Concept and Practice of Academic Writing in English]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 104-113. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Bazanova, E.M. (2015). [Laboratory of Scholarly Communications: Russian Perspective]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8/9, pp. 135-143. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Leont'ev, A.A. (1969). Jazyk, recti, rechevaya deyatel'nost' [Language, Speech, Speech Activity]. Moscow: Prosveshchenie Publ. 216 p. (In Russ.)
4. Zimnyaya, I.A. (2001). Lingvopsikhologiya rechevoi deyatel'nosti [Linguistic Psychology of Speech Activity]. Moscow - Voronezh: MODEK Publ. 429 p. (In Russ.)
5. Whitaker, A. (2009). Academic Writing Guide 2010. Step-by-Step Guide to Writing Academic Papers. Bratislava, 29 p.
6. McCormack, J., Slaght, J. (2012). Extended Writing and Research Skills. Reading: Garnet Education, 52 p.
7. Korotkina, I.B. (2015). [Writing for Academic Communication: What Is Focus?]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 44-51. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Mitrofanova, O.D. (1985). Nauchnyi stil' rechi: problemy obucheniya: metod. posobie [Scientific Style of Speech: Problems of Teaching: Workbook]. Moscow: Russkii jazyk Publ. 128 p. (In Russ.)
9. Pleshchenko, T.P., Fedotova, N.V., Chechet, R.G. (2001). Stilistika i kul'tura rechi: ucheb. posobie [Stylistics and Culture of Speech: Workbook]. Ed. P.P. Shuba. Minsk: TetraSistems Publ. 544 p. (In Russ.)
10. Kotyurova, M.P., Bazhenova, E.A. (2008). Kul'tura nauchnoi rechi: tekst i ego redaktirovanie: ucheb. posobie [Culture of Scientific Speech: Text and Editing: Workbook]. 2nd edition. Moscow: Flinta; Nauka Publ. 280 p. (In Russ.)
11. Sal'naya, L.K. (2011). [Developing Profession-Oriented Communicative Competence in Written Speech]. Izvestiya JuFU. Tekhnicheskie nauki [Izvestiya SFedU. Engineering Sciences]. No. 10 (123), pp. 123-129 (In Russ., abstract in Eng.)
12. Smirnova, N.V. (2015). [Fostering Academic Literacy and Academic Writing in University: From Theory to Practice]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 58-64. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Graves, D., Hansen, J. (1983). The Author's Chair. Language Arts. Vol. 60(2), pp. 176-183.
14. Zemach, D.E., Rumisek, L.A. (2009). Academic Writing from Paragraph to Essay. Macmillan Education, 138 p.
15. Sowton, C. (2012). 50 Steps to Improving Your Academic Writing. Reading: Garnet Education, 272 p.
16. Dobrynina, O.L. (2017). [Grammar Errors in Academic Writing in English: Causes and Strategies of Correction]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8/9, pp. 100-107. (In Russ., abstract in Eng.)
17. Popova, N.G., Koptyaeva, N.N. (2014). Akademicheskoe pis'mo: stat'i IMRAD [Academic Writing: IMRAD Papers]. Ekaterinburg: Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of RAS Publ. 160 p. (In Russ.)
18. Dugartsyrenova,V.A. (2016). [Issues and Challenges in Teaching Academic Writing to Non-Native English Speakers: The Case of HSE]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6 (202), pp. 106-112. (In Russ., abstract in Eng.)
19. Mironov, E.V. (2013). [Developing Academic Literacy of Students: Experience of the Department of Government Management]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 101-104. (In Russ., abstract in Eng.)
20. Popova, N.G. (2015). [Introductions to Science Research Papers: Basic Principles, Structure and Composition]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 52-58. (In Russ., abstract in Eng.)
21. Korotkina, I.B. (2015). [Writing for Academic Communication: What is Focus?]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2, pp. 142-150. (In Russ., abstract in Eng.)
22. Haggan, M. (2004). Research Paper Titles in Literature, Linguistics and Science: Dimensions of Attraction. Journal of Pragmatics. Vol. 36, pp. 293-317.
23. Abramov, E.G. (2011). [Choosing Key Words for Scientific Articles]. Nauchnaya periodika: problemy i resheniya [Scholarly Communication Review]. No. 2, pp. 35-40. (In Russ., abstract in Eng.)
24. Leki, I. Academic Writing: Exploring Processes and Strategies. 2nd Ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 464 p.
25. Natsional'nyi standart Rossiiskoi Federatsii. Sistema standartov po informatsii, biblio-technomu delu i izdatelskomu delu [National Standard of the Russian Federation. System of Standards on Information Processing, Library and Publishing Business. Bibliographic Reference. General Requirements and Rules. OKS 01.140.30. Date of Introduction 2009-01-01]. (In Russ.)
26. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. Council for Cultural Co-operation. Education Committee. Strasbourg (1998). 224 p.
27. Putilovskaya, T.S. (2017). [The Role of Strategic Component of Communicative Competence in Teaching Academic Writing]. Sociologiya. Zhurnal Rossiiskoi sotsiologicheskoi assotsiatsii [Sociology. Journal of the Russian Sociological Association]. No. 4, pp. 200-210 (In Russ., abstract in Eng.)
28. Putilovskaya, T.S. (2018). [Competence-and-activity-based Structure of Verbal Behaviour in Situations of Business, Professional and Scientific Communication]. Sotsiologiya. Zhurnal Rossiiskoi sotsiologicheskoi assotsiatsii [Sociology. Journal of the Russian Sociological Association].No. 1, pp. 123-135 (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 25.07.18 Received after reworking 23.08.18 Accepted for publication 15.09.18
, НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ V 5 LIBRÄRy.RU Science Index РИНЦ-2016 Общественная экспертиза
Место в общем Место в общем Средняя
рейтинге рейтинге оценка
Успехи химии 1 7 3,831
Успехи физических наук 3 2 3,910
Вопросы философии 6 8 3,827
форсАйт 14 361 3, 155
социс 27 32 3,690
Вопросы образования 29 319 (4) 3,199
Иисьма в журнал эксперимент. и теор. физики 56 1 3,918
психологическая наука и образование 62 558 (6) 3,008
Педагогика 173 90 (1) 3,532
Вестник международных организаций 224 924 (10) 2,765
образование и наука 290 514 (5) 3,036
интеграция образования 383 818 (8) 2,820
Высшее образование в России 388 177 (2) 3,365
Высшее образование сегодня 712 783 (7) 2,844
инженерное образование 902 1045 (11) 2,704
Университетское управление: практика и анализ 1062 900 (9) 2,776
Alma mater 1278 299 (3) 3,223