Научная статья на тему 'Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования'

Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / COMPETENCE MODEL OF GRADUATE / STANDARDIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобов Николай Владимирович, Столбова Ирина Дмитриевна, Столбов Валерий Юрьевич, Данилов Александр Николаевич

Рассматривается регламент разработки компетентностной модели выпускника, принятый в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Освещается применение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для регламентации деятельности разработчиков компетентностно ориентированных основных образовательных программ, разрабатываемых вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобов Николай Владимирович, Столбова Ирина Дмитриевна, Столбов Валерий Юрьевич, Данилов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We consider the development of a competency model regulation graduate, passed in Perm National Research Polytechnic University. The implementation of the federal state educational standards of higher education requires regulation of competence-oriented development of basic educational programs developed by universities.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования»

А.Н. Данилов, Н.В. Лобов, В.Ю.Столбов, И.Д. Столбова,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ИЛИ ПРОГНОЗНАЯ МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Уже почти два года образовательный процесс в российской высшей школе нацелен на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, методологической основой которых является компетентностный формат обучения [1, 2].

Характерным отличием федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образова-

ния является непривычное предоставление академической свободы вузам при определении содержания вузовской основной образовательной программы, обеспечивающей достижение ожидаемого результата образования как набора заявленных общекультурных и профессиональных компетенций выпускника. В силу этого перед каждым вузом встает проблема разработки новых подходов и задача применения общих рамок при проектировании компетент-ностно ориентированных вузовских основных образовательных программ, координации действий

разработчиков основных образовательных программ, стандартизации процедур их разработки и документального оформления.

Основополагающей процедурой при проектировании вузовской основной образовательной программы определенного направления и уровня подготовки выпускников является разработка компетентностной модели выпускника, гарантирующей потребность в выпускниках на рынке труда и актуальность предоставляемого в вузе высшего образования. В настоящей статье рассматривается опыт регламентации раз-

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

НИКОЛАИ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛОБОВ

доктор технических наук, проректор по учебной работе Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: управление образовательными системами. Автор более 90 публикаций

ИРИНА

ДМИТРИЕВНА СТОЛБОВА

доктор технических наук, заведующая кафедрой дизайна, графики и начертательной геометрии Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: инновационные образовательные технологии. Автор более 100 публикаций

ВАЛЕРИИ ЮРЬЕВИЧ СТОЛБОВ

доктор технических наук, профессор, директор Центра управления качеством Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: управление социально-техническими системами. Автор более 150 публикаций

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ДАНИЛОВ

кандидат технических наук, профессор кафедры автоматики и телемеханики Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: инновационные образовательные технологии. Автор более 90 публикаций

Рассматривается регламент разработки компетентностной модели выпускника, принятый в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Освещается применение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для регламентации деятельности разработчиков компетентностно ориентированных основных образовательных программ, разрабатываемых вузами.

We consider the development of a competency model regulation graduate, passed in Perm National Research Polytechnic University. The implementation of the federal state educational standards of higher education requires regulation of competence-oriented development of basic educational programs developed by universities.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, компетентностная модель выпускника, стандартизация образовательных программ.

Key words: federal state educational standards, competence model of graduate, standardization of educational programs.

работки компетентностной модели выпускника как нормативного документа, входящего в состав основной образовательной программы Пермского национального исследовательского политехнического университета.

Компетентностную модель выпускника называют также прогнозной моделью будущего специалиста [3]. Ее разработка решает задачу определения целей опережающего профессионального образования и указывает пути его возможной реализации в рамках установленного профиля (специализации) основной образовательной программы по данному направлению и уровню подготовки выпускника.

Компетентностная модель выпускника является рамочной характеристикой способностей выпускника [5], соответствующей федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, а также гарантирующей выпускнику после освоения основной образовательной программы с определенным профилем (специализацией) осуществление профессиональной деятельности с заданным уровнем качества. В силу этого именно разработанная компетентностная модель выпускника определяет содержание и процесс реализации основной образовательной программы, означающий последовательное формирование у обучаемых требуемого перечня компетенций.

ВУЗОВСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА

Пермский национальный исследовательский университет является политехническим, имеет более десяти факультетов разной направленности, на которых ведется подготовка кадров (бакалавров, магистров, специалистов) по 45 направлениям и специальностям. За последние годы

у нас разработано более 250 компетентностно ориентированных основных образовательных программ. В целях регламентации действий разработчиков в вузе многое делается по стандартизации выпускаемой нормативной документации и методическому сопровождению действий разработчиков вузовских основных образовательных программ. Для разработки компетентност-ной модели выпускника создан вузовский стандарт СТУ СОС 02.042013 «Компетентностная модель

выпускника. Правила разработки и оформления» и издано методическое пособие «Порядок разработки компетентностной модели выпускника», которые рассматривают порядок разработки и структуру компетентностной модели выпускника, содержат примеры и задают формы представления ее отдельных составляющих.

Компетентностная модель выпускника - это совокупность планируемых образовательных целей и результатов освоения основных образовательных программ, вклю-

чающая перечень общекультурных и профессиональных компетенций и описание их структуры.

Разработка иерархической структуры результатов обучения, позволяющей в ходе образовательного процесса целенаправленно формировать требуемые компетенции, обеспечивает гарантированное качество подготовки выпускника.

Исходной информацией для разработки компетентностной модели выпускника в рамках проектирования вузовской основной образовательной программы являются:

- федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования соответствующего направления и уровня подготовки;

- выбранный профиль (специализация) подготовки выпускников;

- исследование актуальности компетенций в заявленном перечне компетенций выпускника [3].

Разработка компетентностной модели выпускника является коллективным проектом. В состав разработчиков этой модели по определенному направлению и уровню подготовки должны входить преподаватели выпускающей кафедры университета, устанавливающие профиль основной образовательной программы и осуществляющие подготовку кадров, основные работодатели -«потребители» выпускников, преподаватели профильных кафедр университета, привлеченные к реализации данной основной образовательной программы.

Компетентностная модель выпускника оформляется в виде вузовского нормативного документа, входящего в состав основной образовательной программы университета. Компетентностная модель выпускника по данному направлению (специальности) и уровню подготовки как нормативный документ содержит следующие разделы:

- характеристику профессиональной деятельности;

- требования к результатам освоения основной образовательной программы (перечень общекультурных и профессиональных компетенций);

- таблицу отношений между компетенциями и учебными дисциплинами основной образовательной программы;

- паспорта компетенций.

Компетентностная модель выпускника является наиболее важным документом вузовской основной образовательной программы. На основе данного документа в дальнейшем разрабатывается содержание основной образовательной программы, определяется перечень требуемых дисциплин и практических разделов, готовятся учебный план, рабочие программы дисциплин и программы практик, компетентност-но ориентированные и проектно организованные технологии обучения, направленные на поэтапную реализацию компетентност-ной модели выпускника с гарантированным качеством.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Компетентностная модель выпускника, определяемая набором компетенций и позволяющая оценить результат подготовленности выпускника к определенной профессиональной деятельности, вытекает из разработанной характеристики профессиональной деятельности. Характеристика профессиональной деятельности выпускника по данному направлению и уровню подготовки имеет следующие составляющие:

- описание области профессиональной деятельности;

- описание объектов профессиональной деятельности;

- перечисление видов профессиональной деятельности;

- формулировку задач профессиональной деятельности.

Характеристика профессиональной деятельности состоит из базовой и вариативной части. Базовая часть берется из федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования соответствующего направления и уровня подготовки. Вариативная часть определяется заявленным профилем (специализацией) вузовской основной образовательной программы. На рис. 1 представлена структурная схема характеристики профессиональной деятельности, соответствующая федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по направлению и уровню подготовки, а также учитывающая особенности профиля или специализации проектируемой вузом основной образовательной программы.

Стрелками на схеме показаны связи между элементами. Базовые элементы характеристики профессиональной деятельности, следующие из федеральных государственных образовательных стандартов, обведены сплошной линией, а вариативные, обусловленные спецификой вузовской образовательной программы, - прерывистой.

Описание каждой из составляющих профессиональной деятельности из федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования необходимо соотнести с заявленным профилем (специализацией) проектируемой основной образовательной программы. При формировании базовой части характеристики профессиональной деятельности перечень элементов из федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования может быть включен полностью или частично в зависимости от того, насколько отдельные элементы соответствуют специ-

Рис. 1. Структурная схема характеристики профессиональной деятельности

Примечание. ПД - профессиональная деятельность; ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт; ООП - основная образовательная программа; ПС - профессиональный стандарт.

фике основной образовательной программы. Возможно, потребуется дополнить списки элементов профессиональной деятельности в соответствии со спецификой основной образовательной программы, тогда составляющие характеристики профессиональной деятельности дорабатываются уже в вариативной части.

Совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса (основными работодателями) из числа приведенных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования вузом определяются конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник (согласно вузовскому стандарту - не более трех). В соответствии с выбранным профилем и видами профессиональной деятельности определяются задачи профессиональной деятельности. Они дополняются с учетом профиля основной образовательной программы и потребностей заинтересованных работодателей. Эти задачи в дальнейшем требуют формулировки профильно-

специализированных компетенций.

РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования требования к результатам освоения основной образовательной программы описываются перечнем общекультурных и профессиональных компетенций выпускника. При реализации компетент-ностно ориентированной основной образовательной программы предполагается формирование отдельных компетенций на определенном уровне в зависимости от их важности в компетент-ностной модели выпускника. Важность компетенций определяется с помощью методики исследования актуальности компетенций выпускника из заявленного перечня [3].В соответствии с вузовским стандартом предусмотрено три возможных уровня освоения компетенций: пороговый, средний, высокий.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования компетенции подразделяются на общекультурные и профессиональные. Профессиональные компетенции следуют из задач профессиональной деятельности, отраженных в ее характеристике. Они подразделяются по видам профессиональной деятельности. В некоторых стандартах выделяется группа общепрофессиональных компетенций.

Перечень компетенций имеет базовую (следует из федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования) и вариативную (определяемую профилем и дополняемую вузом) части. Вариативная часть представляется профильноспециализированными компетенциями, а при необходимости и иными компетенциями, которые могут быть отнесены к любой из групп классификаций. Определен следующий порядок формирования перечня компетенций выпускника.

1. В качестве обязательных при освоении основной образовательной программы выбирают-

Таблица 1.

Перечень и уровень освоения формируемых компетенций

Формируемая компетенция Код Уровень освоения

1 Общекультурные компетенции

Владение культурой мышления, методами обобщения и анализа информации, постановка целей и выбора путей ее достижения ОК-1 средний

Логически верное, аргументированное и ясное построение устной и письменной речи ОК-2 средний

Владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного ОК-З высокий

2 Профессиональные компетенции

2.1 Общепрофессиональные компетенции

Умение использовать фундаментальные общеинженерные знания ПК-1 высокий

Умение критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности ПК-2 средний

2.2 Профессиональные компетенции по видам деятельности

производственно-технологической

Умение осуществлять и корректировать технологические процессы в металлургии и материалообработке ПК-10 высокий

Умение выявлять объекты для улучшения в технике и технологии ПК-11 средний

организационно-управленческой

Умение применять методы технико-экономического анализа ПК-14 высокий

Использование принципов производственного менеджмента и управления персоналом ПК-15 средний

2.3 Профильно-специализированные компетенции

производственно-технологической

Готовность использовать методы определения характеристик физических и механических свойств металлов и сплавов ПСК-1 высокий

Способность применять теоретические основы фазовых превращений в сталях и сплавах ПСК-2 высокий

научно-исследовательской

Способность использовать экспериментальные и теоретические методы исследования и управления качеством (структурой и свойствами) материалов, включая состояние поверхности ПСК-З средний

ся все общекультурные и общепрофессиональные компетенции (если имеются), а также профессиональные компетенции по выбранным видам профессиональной деятельности, приведенные в федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования соответствующего уровня и направления подготовки.

2. Согласно профилю основной образовательной программы, требованиям работодателей (отраслевых профессиональных стандартов), а также дополнительными задачами профессиональной деятельности формулируются и добавляются в перечень профильноспециализированные компетенции, общее количество которых должно удовлетворять требованиям стандарта университета.

3. Путем дополнительных исследований актуальности компетенций (например, анкетированием работодателей, выпускников и преподавателей) устанавливается уровень важности каждой компетенции (пороговый, средний, высокий) [3].

4. Сформированный перечень компетенций выпускника с указанием уровня важности оформляется в соответствии с вузовским стандартом (табл. 1).

Отношения между компетенциями и дисциплинами.

В университете принята следующая структура компетенции [5]:

- каждая компетенция состоит из компонентов (знаний, умений, владений - ЗУВов), подтверждающих наличие у студентов признаков сформированности данной компетенции;

- в силу междисциплинарного характера компетенции каждая из них делится на части, закрепленные за отдельными учебными дисциплинами и практическими разделами основной образовательной программы.

Часть компетенции, формируемую в рамках отдельной дисци-

плины, будем называть дисциплинарной компетенцией.

При проектировании вузовской основной образовательной программы для определения программы формирования каждой из компетенций компетентностной модели выпускника и обеспечения требуемого уровня ее освоения составляется таблица соответствия между компетенциями и отдельными составляющими (дисциплинами и практическими разделами) основной образовательной программы (рис. 2). Данная процедура позволяет выполнить анализ обеспеченности формирования компетентностной мо-

дели выпускника и полноты ее реализации [7].

Порядок работы с таблицей соответствия компетенций и дисциплин следующий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. По вертикали располагается перечень дисциплин (по циклам) и практических разделов основной образовательной программы.

2. По горизонтали располагаются все общекультурные и профессиональные компетенции, входящие в разработанный перечень.

3. На основе проведенного анализа устанавливается соответствие между компетенциями и дисциплинами. Процедура выполняется сначала для базовых дис-

Таблица 2.

Пример разработанных дескрипторов уровней

Уровень освоения компетенции Отличительные признаки

Пороговый - воспроизводит термины, основные понятия; - знает методы и процедуры определения физических и механических свойств металлов и сплавов; - способен сопоставить структуру металлов и сплавов с уровнем характеристик физических и механических свойств; - объясняет изменение физических и механических свойств соответствующими изменениями в структуре металлов и сплавов

Средний - выявляет взаимосвязь между структурой и свойствами; - применяет законы изменения структуры сталей и сплавов при термообработке для целенаправленного изменения физических и механических свойств; - вычленяет главные факторы, влияющие на уровень физических и механических свойств металлических материалов; - оценивает значимость полученных экспериментальных данных и ошибок эксперимента

Высокий - разрабатывает и предлагает план проведения исследования, направленного на установление закономерностей влияния структурного состояния на изменения физических и мехонических свойств; - формулирует выводы; - оценивает соответствие выводов полученным данным; - оценивает научную и прикладную значимость своей разработки

циплин (из федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования), а затем для вариативных (назначенных вузом).

4. Подсчитывается количество дисциплин, участвующих в формировании каждой компетенции.

Рекомендуется планировать общее количество дисциплин, участвующих в формировании одной и той же компетенции, не более пяти (без учета практических разделов основной образовательной программы). С увеличением количества частей компетенции рез-

ко затрудняется процесс контроля уровня ее сформированности.

5. Подсчитывается количество компетенций, формируемых каждой дисциплиной. Их общее количество должно соответствовать вузовскому стандарту (учебная дисциплина может участвовать, как правило, в формировании не более 3-х компетенций). Данное ограничение связано с заданной трудоемкостью дисциплины, а также невозможностью качественного планирования и контроля большого количества результатов обучения в рамках одной учебной дисциплины.

6. Необходимо стремиться к равномерному заполнению таблицы, что облегчает распределение трудоемкостей по отдельным составляющим образовательной программы.

РАЗРАБОТКА ПАСПОРТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ

Паспортизация - документальное описание программы формирования компетенции [1, 6]. Паспорт компетенции является развернутой характеристикой требований к результатам образования, относящимся к конкретной компетенции, и в соответствии с вузовским стандартом включает:

- образовательные дескрипторы - отличительные признаки уровней ее освоения;

- карту компетенции с описанием компонентов (знаний, умений, владений), подтверждающих наличие у студентов признаков сформированности данной компетенции;

- содержательную структуру компонентов компетенций, выявляющую дисциплины и практические разделы основной образовательной программы, участвующие в формировании данной компетенции;

- матрицу оценки результатов обучения в отношении данной компетенции.

Дескрипторы каждого уровня освоения компетенций форму-

Наименование Код Формулировка

компетенции Сособность использовать медоды опреде-

ПСК-1 ления характеристик физических и механи-

ческих свойств металлов и сплавов.

Уровень освоения: высокий

Перечень компонентов Технологии формирования Средства и технологии оценки

Знание: - основных характеристик физических и механических свойств металлов и сплавов; - закономерностей их взаимосвязи со структурным состоянием, методов их экспериментального определения и расчета; - способов измерения и расчета основных характеристик механических свойств металлов и сплавов; - общих закономерностей фазовых и структурных превращений; - устройства установок и приборов, порядка работы на них Лекция. Мультимедиатехнологии. Самостоятельная работа Тестирование. Контрольные вопросы

Умение: - использовать методы и средства определения физических и механических свойств; - определять уровень того или иного физического свойства в лабораторных условиях; - выбирать марку стали и технологию термообработки для получения заданного комплекса свойств Практические занятия. Самостоятельная работа. Лабораторная работа Письменная расчетнографическая работа. Контрольная работа. Защита отчетов по лабораторным работам

Владение: - опытом анализа и оценки структурного состояния стали и сплавов по уровню характеристик механических свойств; - методиками выбора материала и разработки технологии обработки конкректых изделий исходя из условий эксплуатации Самостоятельная работа. Работа в ЦЗЛ по месту прохождения технологи-чекой практики Экзамен. Государственная итоговая аттестация (госэкзамен). Защита ВКР

лируются в виде результатов, которые могут быть продемонстрированы студентами, и выстраиваются по принципу «от простого к сложному». При разработке дескрипторов предлагается использовать систему описания уровней сложности результатов обученности студентов, приведенную в [2, 5]: от знания и понимания, через умение и анализ к синтезу и оценке.

В табл. 2 приведен пример разработанных дескрипторов уровней освоения компетенции в рамках вузовской основной образовательной программы.

Карта компетенции характеризует программу освоения компетенции в целом в рамках подготовки выпускников по вузовской основной образовательной программе. Она содержит планируемые результаты обучения в отношении данной компетенции в виде ее компонентного состава как совокупности знаний, умений и владений. Дополнительно карта компетенции содержит предполагаемые технологии формирования, а также средства и технологии оценки компонентного состава данной компетенции. Пример разработанной карты компетенции приведен в табл. 3.

Как сложная интегральная категория, компетенция чаще всего носит междисциплинарный характер и, как правило, не может быть сформирована в рамках изучения одной дисциплины. Содержательная структура компетенции определяет междисциплинарную программу ее формирования. Порядок разработки содержательной структуры следующий.

1. В соответствии с таблицей отношений компетенций и дисциплин выявить дисциплины и практические разделы, участвующие в формировании данной компетенции (столбцы таблицы, относящийся к данной компетенции, рис. 2).

2. В соответствии с картой компетенции сформулировать части компетенции (дисциплинарные

Компонентный состав компетенции

компетенции) и обобщенные результаты освоения, относящиеся к данной дисциплине или практическому разделу. Стараться, чтобы компоненты «знания» и «умения» в большей степени относились к учебным дисциплинам, а «владения» - к практическим разделам основной образовательной программы.

3. Всем частям и составляющим компетенций присвоить коды в соответствии с требованиями стандарта университета.

4. Оформить содержательную структуру компетенции в соответствии с требованиями стандарта университета.

В табл. 4 приведен пример разработки содержательной структуры компетенции, карта которой отображена в табл. 3.

Исходя из информации о содержательной структуре компетенции задаются требования к содержанию и структуре оценочных средств для контроля результатов обучения в отношении данной компетенции. Эти требования оформляются в виде матрицы оценки результатов обучения.

Совокупность матриц оценки результатов по формированию компетентностной модели выпускника позволяет, с одной стороны, сопоставить отдельные кон-

.V* п.п. Хараісгсристнка частей компонента компетенции Дисциплина, практика

Часть 1 ПСК-1.Б.З.ВЗ Готовность использовать методы и определения физических свойств металлов и сплавов В.З.ВЗ Физика металлов

1.1 ПСК-1.Б.З.ВЗ-3 Знание основных характеристик физических свойств, приборы и методы их определения

1.2 ПСК-1.Б.З.ВЗ-у Умение определить уровень того или иного физического свойства в лабораторных условиях

1.3 ПСК-1.Б.З.ВЗ-в Владение опытом выбора методики измерения физических свойств для оценки структурного состояния металлов и сплавов

Часть 2 ПСК-1.БЗ.В7 Готовность использовать методы и определения механических свойств металлов и сплавов Б.З.В7 Механические свойства

2.1 ПСК-1.БЗ.В7-3 Знание способов измерения и расчёта основных характеристик механических свойств металлов, сплавов

2.2 ПСК-1.Б.З.В7-у Умение экспериментально определить характеристики прочности, пластичности и вязкости

2..3 ПСК-1.Б.З.В7-В Владение опытом оценки структурного состояния стали по уровню характеристик механических свойств

Часть 3 nCK-l.BJ.B8 Владение опытом управления механическими свойствами легированных сталей и сплавов Б.З.В8 Материаловедение и технология конструкционных материалов

3.1 ПСК-1.Б.З.В8-3 Знание закономерностей связей структуры сталей и сплавов с их механическими свойствами

3.2 ПСК-1. Б.З.В8-У Умение выбрать марку стали и технологию термообработки для получения заданного комплекса для получения заданного комплекса свойств

3.3 ПСК-1.Б.З.В8-В Владение методиками выбора материала и разработки технологии обработки конкретных изделий, исходя из условий эксплуатации

Часть ■1 ПСК-1.Б.5.П2 Готовность к разработке методики анализа структурного состояния металлических материалов но уровню характеристик механических и физических свойств Б.5.П2 Т ех пол 01 и ческая практика

4.1 ПСК-1.Б.5.П2-3 Знание общих закономерностей фазовых и структурных превращений

4.2 ПСК-1.Б.5.П2-У Умение обосновано выбрать комплекс методов исследования механических и физических свойств материалов

4.3 ПСК-1.Б.5.П2-В Владение опытом анализа структурного состояния металлов и сплавов по уровню характеристик физических и механических свойств

Таблица 5.

Матрица оценки результатов образования

Структура компетенции ПСК-1 Способы оценки

Модули (этапы контроля)

М1 М2 М3

Часть 1 (Б.3.В3) ПСК-1.Б.3.В3-з Т Т Т

ПСК-1.Б.3.В3-у КР КР КР

ПСК-1.Б.3.В3-в ЛР ЛР ЛР

Интегральная оценка КР, зачет

Часть 2 (Б.3.В7) Т Т Т

П П КР

ПСК-1.Б.3.В7-в ЛР ЛР ЛР

Интегральная оценка Экзамен

Часть 3 (Б.3.В8) ПСК-1.Б.3.В8-з Т Т Т

ПСК-1.Б.3.В8-у П КР ЛР

ПСК-1.Б.3.В7-з ЛР ЛР Э

ПСК-1.Б.3.В7-у Экзамен

Часть 4 (Б.5.П2) ПСК-1.Б.5.П2-з

ПСК-1.Б.5.П2-у

ПСК-1.Б.5.П2-в

Интегральная оценка Отчет по практике

Интегральная оценка компетенции в целом Междисциплинарный курсовой проект, ИГА

Способы оценки: государственный экзамен (ГЭ); зачет (З); защита выпускной квалификационной работы (ЗВКР); защита практики (ЗП); контрольная работа (К); коллоквиум (Кл); курсовая работа (КР); защита лабораторных работ (ЛР); письменная работа (П); реферат (Р); тестирование (Т); выступление на семинаре (С); экзамен (Э).

трольные мероприятия для компонентов каждой компетенции выпускника с формирующими их элементами основной образовательной программы а, с другой, -показать всю совокупность оценочных средств на каждом этапе аттестации - от текущего контроля до итоговой государственной аттестации.

В таблице 5 приведен пример разработанной матрицы оценки результатов образования для конкретной компетенции, содержательная структура которой приведена в табл. 4. Предусмотрено формирование четырех частей компетенции (при освоении трех дисциплин и одного практического раздела из учебного плана основной образовательной программы), показаны составляющие компоненты компетенций и запланированные способы их промежуточного контроля, приводятся интегральные формы итоговой оценки компетенции в целом и по частям при завершении соответствующих элементов учебного плана.

Матрица оценки результатов обучения показывает только планируемую программу контрольных мероприятий для оценки процесса формирования данной компетенции. Критерии и индикаторы, позволяющие в ходе образовательного процесса оценить и определить уровень сформиро-ванности отдельных компонентов, частей и компетенций в целом разрабатываются в рамках отдельных учебно-методических комплексов дисциплин и практических разделов основной образовательной программы, а также во время процедуры итоговой государственной аттестации выпускников. Комплексная оценка результатов обучения в отношении конкретной компетенции, а также компетентностной модели выпускника в целом может быть произведена на основе сверки полученных результатов по всем компонентам компетенций или

балльно-рейтинговой технологии оценки [4, 8].

Разработка компетентностной модели выпускника является основополагающим этапом проектирования компетентностно ориентированной основной образовательной программы. Компетентност-ная модель выпускника позволяет составить прогноз востребованности выпускника на рынке труда и одновременно оценить качество и актуальность достигнутого результата освоения основной образовательной программы. Как один из нормативных документов образовательной программы компетент-ностная модель выпускника предполагает следующий регламент разработки и утверждения.

1. Компетентностная модель выпускника оформляется как отдельный документ основной образовательной программы в соответствии с вузовским стандартом.

2. Разработанный документ согласовывается с основными работодателями.

3. Компетентностная модель выпускника рассматривается и утверждается на заседании выпускающей кафедры с приглашением преподавателей профильных кафедр, участвующих в реализации данной основной образовательной программы.

4. Разработанная компе-

тентностная модель выпускни-

ка рассматривается на учебнометодической комиссии факультета и утверждается проректором по учебной работе университета.

Разработка компетентностной модели выпускника является достаточно трудоемким процессом. Но, как показывает практика, качественное проектирование на данном этапе сокращает трудозатраты на разработку последующих составляющих основной образовательной программы, определяет целенаправленность каждого из элементов учебного плана и позволяет производить комплексную оценку уровня сформи-рованности заявленных компетенций выпускников на каждом этапе образовательного процесса.

Литература

1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М.

Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации

для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алисултанова Э.Д. Компетент-ностный подход в инженерном образовании: монография. М.: Академия естествознания, 2010.

3. Бульбович Р.В., Зайцев Н.Н., Столбова И.Д. Анализ компетенций

выпускника высшей школы в области аэрокосмической техники // Инновации в образовании. 2010. № 4. С. 4-13.

4. Гитман М.Б., Петров В.Ю., Столбов В.Ю., Пахомов С.И. Оценка качества подготовки научных кадров к инновационной деятельности на основе процессного подхода // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 2. С. 55-63.

5. Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 24-29.

6. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / под ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

7. Столбова И.Д. Механизмы управления содержанием компетент-ностно ориентированной основной образовательной программы вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 1. С. 32-37.

8. Столбова И.Д., Данилов А.Н. Инструментарий оценивания результатов образования при компетент-ностном подходе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 4. С. 24-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.