Стеценко И. А., Полякова Г. А. Компетентностная модель выпускника как основа формирования рефлексивной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Со-ART 1238 УДК 378.14 вёнок» и «Прорыв». - Апрель 2012, ART 1238. - Киров, 2012 г. -
URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
Стеценко Ирина Александровна,
доктор педагогических наук, декан факультета информатики и управления ФБГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог istetsenko@mail.ru
Полякова Галина Александровна, аспирантка кафедры общей педагогики ФБГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог dek inform@mail.ru
Компетентностная модель выпускника как основа формирования рефлексивной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе
Аннотация. В статье рассматривается компетентностная модель выпускника педагогического вуза, включающая два вида рефлексивных компетенций: общие и профессиональные. Представлена логика и последовательность изучения учебных дисциплин на бакалавриате и в магистратуре. В рамках рефлексивноориентированного педагогического образования рассматривается технология формирования рефлексивной компетентности.
Ключевые слова: компетентностный подход, рефлексивно-ориентированное педагогическое образование, компетентностная модель, рефлексивная компетентность, технология формирования рефлексивной компетентности.
В настоящее время компетентностный подход в профессиональном образовании выходит на новый уровень реализации прикладных разработок, когда предложенные методологические основания и принципы находят подтверждение, например, в проектировании модели выпускника. Исходя из федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), итоговые требования к выпускникам вузов представляются в виде совокупности компетенций.
Актуальность проблемы формирования рефлексивной компетентности студентов в вузе связана со значимостью рефлексивного компонента в профессиональной деятельности, позволяющего педагогу найти свой индивидуальный стиль, достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своего труда [1]. По нашему мнению, рефлексивная компетентность не просто входит в структуру профессиональной компетентности, а выступает как необходимая составляющая профессионального педагогического образования.
Формирование рефлексивной компетентности у студентов в период вузовского обучения возможно при следующих условиях:
- проектирование модели выпускника, включающей состав и содержание рефлексивных компетенций на основе квалификационных требований к выпускникам, отраженных в ГОС ВПО;
- анализ и корректировка содержательного потенциала формирования рефлексивной компетентности в существующем учебном плане подготовки, в котором задается логика и последовательность освоения учебных дисциплин и педагогических практик;
f\j ■Л f\j
Стеценко И. А., Полякова Г. А. Компетентностная модель выпускника как основа формирования рефлексивной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Со-ART 1238 УДК 378.14 вёнок» и «Прорыв». - Апрель 2012, ART 1238. - Киров, 2012 г. -
URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
- выбор соответствующего типа обучения, форм и методов для продуктивного процесса формирования определенных видов рефлексивных компетенций;
- осуществление аналитико-рефлексивного анализа результата формирования рефлексивных компетенций студентов.
Остановимся подробнее на первом условии - проектирование модели выпускника.
Ориентируясь на трактовку компетентности И. А. Зимней «как актуального проявления компетенции» [2], мы трактуем рефлексивную компетентность как готовность и способность педагога к эффективной рефлексивной деятельности. В структурном отношении она представляет собой интегральное свойство личности и включает ряд частных компетенций на основе синтеза теории и практики рефлексивной деятельности, которые проявляются в желании и умении решать рефлексивные задачи, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы в профессиональную деятельность.
В своем исследовании мы придерживается позиции И. В. Носко в определении компетентностной модели выпускника вуза как «научной основы результата и процесса вузовской подготовки, обеспечивающей готовность и способность выпускников к продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сферах, содержательно представленная сложным составом общих и профессиональных компетенций» [3].
В основу разработки компетентностной модели выпускника положена бинарная классификация, состоящая из двух основных групп рефлексивных компетенций: общих и профессиональных; компетентностный подход (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, В. В. Сериков и др.); рефлексивный подход (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов); модель рефлексивно-ориентированного педагогического образования (И. А. Стеценко).
Общие рефлексивные компетенции являются ядром модели и включают:
- общекультурные (разнообразные культурные области, ценности и традиции, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, гуманное поведение);
- интеллектуальные (развитие интеллектуально-мыслительных действий: синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
- социально-коммуникативные (система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных ситуациях, успешность общения);
- субъектные компетенции (способность к анализу существующей ситуации, видение себя как активного субъекта деятельности, готового к самостоятельному и ответственному принятию решения).
Профессиональные рефлексивные компетенции включают:
- социально-педагогические (умение взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, включает обмен информацией, организацию межличностного взаимодействия, обеспечение благоприятного психологического климата);
- организационно-методические (область знания об осуществлении деятельности и ее анализе);
- профессионально-личностные (наличие способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности, к себе самому с целью критического анализа, оценки эффективности развития своей личности и личности другого, индивидуальной стратегии и тактики в построении собственного жизненного и профессионального пути).
r\j r\j
Стеценко И. А., Полякова Г. А. Компетентностная модель выпускника как основа формирования рефлексивной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Со-ART 1238 УДК 378.14 вёнок» и «Прорыв». - Апрель 2012, ART 1238. - Киров, 2012 г. -
URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
Анализ и корректировка логики и последовательности освоения учебных дисциплин и педагогических практик в существующем учебном плане подготовки позволил сделать вывод о содержательном потенциале формирования рефлексивной компетентности студентов.
Первый курс. История. Философия. Социология (История религии и основы православной культуры). История психологии. Психология человека (курсовая работа). Культурология. Политология. Психология развития. Педагогическая психология. Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Специальная педагогика (Социальная педагогика). Эти дисциплины формируют общие рефлексивные компетенции (все виды) и профессиональные рефлексивные компетенции (социально-педагогические).
Второй курс. Культура речи. Логика и культура мышления. Основы социальной психологии. Теоретическая педагогика (курсовая работа). Прикладная педагогика. Практикум по решению педагогических задач. Методика обучения информатике. Безопасность жизнедеятельности. Учебная практика. Эти дисциплины формируют общие рефлексивные компетенции (общекультурные, интеллектуальные) и профессиональные рефлексивные компетенции (все виды).
Третий курс. Естественнонаучная картина мира. Основы экологической культуры. Методика обучения информатике (курсовая работа). Производственная практика (культурно-просветительская). Эти дисциплины формируют общие рефлексивные компетенции (общекультурные) и профессиональные рефлексивные компетенции (все виды).
Четвертый курс. Экономика образования. Современные средства оценивания результатов обучения. Нормативно-правовое обеспечение образования. Педагогические технологии (Основы педагогического мастерства). Организация рефлексивноориентированной профессиональной деятельности педагога. Производственная практика (педагогическая). Эти дисциплины формируют профессиональные рефлексивные компетенции (все виды).
Специфика подготовки в педагогических вузах заключается в том, что помимо обязательного освоения конкретного предметного содержания студентам необходимо также научиться вести педагогическую, культурно-просветительскую работу в детском коллективе. Исходя из этой специфики, нами в исследовании выдвигается конструкция двухуровневого содержания рефлексивной компетентности в профессиональноличностном развитии студентов, отражающая основные этапы вузовской подготовки:
Первый уровень - бакалавриат (учебно-профессиональные компетенции). Рефлексивные компетенции на этом уровне предполагают владение необходимым «аппаратом» рефлексивной деятельности, культурой рефлексивного мышления.
Второй уровень - магистратура (профессионально-педагогические компетенции) предполагает трансформацию рефлексивных компетенций из статуса учебных в статус обучающих. Данные компетенции выступают как самостоятельный вектор профессионально-личностного становления специалиста и заключаются в его способности и умении управлять рефлексивной деятельностью учащихся.
В целом двухуровневое содержание рефлексивных компетенций в подготовке будущих педагогов отвечает логике модернизации высшей школы в рамках вводимой двухуровневой системы подготовки. В частности, учебно-профессиональный уровень соответствует требованиям подготовки в рамках бакалавриата, а профессионально-
Стеценко И. А., Полякова Г. А. Компетентностная модель выпускника как основа формирования рефлексивной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Со-ART 1238 УДК 378.14 вёнок» и «Прорыв». - Апрель 2012, ART 1238. - Киров, 2012 г. -
URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
педагогический - подготовки магистров. Таким образом, феноменология рефлексивных компетенций в деле подготовки студентов носит бинарный характер. С одной стороны, эти компетенции выступают как сугубо учебные, свидетельствуют об умении и способности успешно учиться. С другой стороны, они обладают самостоятельной ценностью, подразумевая готовность и способность будущего специалиста осуществлять рефлексивную деятельность в учебно-воспитательном процессе школы.
Итак, существенно меняется ситуация в системе высшего педагогического образования: в структуре, содержании, организации и оценке результатов подготовки будущих педагогов бакалавров и магистров.
Что касается выбора адекватного задачам нашего исследования типа обучения, мы считаем, что необходимо ориентироваться на технологию поэтапного формирования определенных видов рефлексивных компетенций.
Мы считаем возможным сформировать рефлексивные компетенции, ориентируясь на технологию поэтапного развития педагогической рефлексии И. А. Стеценко. Однако необходимо внести ряд изменений в указанную технологию.
Авторская технология базируется на рефлексивно-ориентированной модели педагогического образования И. А. Стеценко, которая реализуется через ряд ключевых позиций:
- признание доминирующей роли рефлексивной компетентности в профессиональной деятельности педагога;
- вовлечение студентов с начала обучения в рефлексивную деятельность с целью актуализации личного и профессионального опыта;
- рассмотрение нормативных оснований рефлексивно-ориентированного педагогического образования через систему функциональных обязанностей учителя;
- создание условий для обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда;
- самоценность личности в системе педагогического образования [4].
Рефлексивно-ориентированное педагогическое образование направлено на усвоение знаний в единстве с приобретением опыта их практического применения. Образовательный процесс основан на рефлексивном осознании субъектом обучения смысловых особенностей и способов деятельности, выявлении образовательных приращений. Рефлексивный компонент деятельности становится источником внутреннего опыта, способом самопознания и необходимым инструментом мышления, что позволяет операционализировать содержание педагогического образования через введение рефлексивной составляющей профессиональной подготовки студентов [5].
В качестве основополагающих подходов технологии рефлексивноориентированного педагогического образования выделяются системный, рефлексивно-гуманистический, рефлексивно-деятельностный, вариативный и индивидуально-творческий подходы [6]. Необходима корректировка теоретических оснований технологии и введение компетентностного и рефлексивного подходов, вместо рефлексивно-гуманистического, рефлексивно-деятельностного и индивидуальнотворческого подходов, во-первых, в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки в высшей школе и внедрением ФГОС ВПО, во-вторых, выделением компетентности в качестве результата подготовки студентов в вузе.
В рамках технологии компетентностный подход обеспечивает новое видение целей и результатов профессионального образования, предъявляет требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим техноло-
гм yj nj
Стеценко И. А., Полякова Г. А. Компетентностная модель выпускника как основа формирования рефлексивной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Со-ART 1238 УДК 378.14 вёнок» и «Прорыв». - Апрель 2012, ART 1238. - Киров, 2012 г. -
URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
гиям, средствам контроля и оценки. Компетентностный подход ориентирован на технологии обучения, которые создают ситуации включения обучающихся в различные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов и т. д.), где и происходит приобретение компетенций. Исходя из этого положения, правомерно в рамках компетентностного подхода построение учебного процесса на основе сочетания традиционных и активных методов обучения.
Рефлексивный подход в рамках технологии направлен на создание системы социально-педагогических условий, ориентированных на развитие, саморазвитие и самореализацию студента как личности, субъекта и профессионала: на основе интеграции воспитания, обучения и развития построение образовательного пространства «теория - практика», благоприятный психологический климат, совместная деятельность педагога и студента по реализации вместе выработанных целей и задач.
Авторская технология представляет собой единство конкретных идей, обеспечивающих направленность всех образовательных процессов, организуемых в вузе, на формирование рефлексивной компетентности в целом и ее составляющих.
Технология строится на базе формально-дидактической концепции образования И. Я. Лернера как структуры усвоения опыта педагогической деятельности:
- психолого-педагогические знания, которые составляют основу профессиональной подготовки;
- опыт осуществления известных способов педагогической деятельности, который воплощен в профессиональные умения и навыки личности, усваивающей этот опыт. Освоение опыта применения знаний на практике;
- опыт творческой поисковой деятельности в решении педагогических проблем;
- опыт эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности (отношение к профессиональному становлению, к деятельности учителя, осознание себя субъектом и объектом педагогической деятельности).
Мы считаем, что именно формально-дидактическая концепция способствует формированию любых видов компетентностей, т. к. каждый ее этап связан с элементами компетенций: знания, умения, владения, личностный опыт.
Отметим, что технология формирования педагогической рефлексии И. А. Стеценко содержательно направлена на предметы педагогического цикла. В связи с тем, что рефлексивная компетентность формируется в ходе изучения ряда дисциплин, то целесообразно применение указанной технологии при проведении занятий по другим циклам учебного плана. Представим алгоритм проведения занятий в указанной технологии.
Первым элементом является отбор теоретической базы знаний, то есть основополагающих знаний по теме.
Вторым элементом содержания является усвоение опыта осуществления способов деятельности на основе полученных знаний. Необходимо усвоить опыт применения знаний на практике.
Третий компонент содержания - развитие опыта творческой деятельности. Важной чертой рефлексивной деятельности является самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Решая новую задачу, студент проявляет способность использовать уже усвоенные знания и образцы действия.
Четвертый компонент - формирование норм отношения к деятельности, к профессии учителя, осознание себя субъектом предстоящей деятельности. Поэтому следующей ступенью учебного занятия является выполнение задания творческого харак-
С <х»
Стеценко И. А., Полякова Г. А. Компетентностная модель выпускника как основа формирования рефлексивной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Со-ART 1238 УДК 378.14 вёнок» и «Прорыв». - Апрель 2012, ART 1238. - Киров, 2012 г. -
URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
тера, где осуществляется синтез научных знаний и опыта деятельности студента.
Пятый компонент - рефлексивно-оценочный. Это завершающее действие складывается из поэтапной рефлексии и шаговых самооценок, когда студент на каждом этапе занятия оценивает и корректирует свою деятельность.
Процессуальное содержание технологии базируется на конструировании знаний, представляющих совокупность стандартных процедур в рамках традиционных форм организации обучения:
- идентификация (сопоставление некоторого наблюдения или описания и конструкта теоретического знания);
- проблематизация (формулировка некоторой обобщающей проблемы, исходя из набора наблюдений и фактов);
- концептуализация (формулировка некоторой объединительной концепции, позволяющей решать множество конкретных проблем, интерпретировать различные ситуации и стратегии деятельности);
- проектирование (построение модели предполагаемого действия);
- схематизация (установление отношений соответствия, дополнительности и логической связи между элементами знания);
- рефлексия (обобщающая процедура в системе конструирования знаний, которая представляет собой построение схемы познавательной деятельности и последующего анализа ее результатов и перспектив).
Как мы отмечали раннее, формирование рефлексивной компетентности происходит в процессе аудиторной работы и различных видов практик.
Лекционные занятия носят проблемный характер, назначение которых побудить студентов к собственным размышлениям и поискам, пробудить исследовательский интерес к профессионально-педагогической деятельности.
Семинарские занятия предусматривают следующую структуру:
1 этап - отбор теоретической базы знаний, т. е. основополагающих знаний по теме;
2 этап - усвоение опыта осуществления способов педагогической деятельности на основе полученных знаний;
3 этап - развитие опыта творческой деятельности, самостоятельный перенос знаний и умений в новую педагогическую ситуацию;
4 этап - формирование отношения к своей деятельности, осознание себя субъектом предстоящей деятельности, выполнение заданий творческого (исследовательского) характера, где осуществляется синтез научных знаний и опыта педагогической деятельности студента.
Педагогическая практика носит индивидуально-коррекционный характер и обеспечивает развитие тех качеств, которые требуют совершенствования, способствует развитию рефлексивных компетенций в условиях естественного педагогического процесса, когда для студента предметом размышлений становятся личностные и профессиональные качества, средства и методы собственной педагогической деятельности, процесс принятия практических решений через систему рефлексивноориентированных заданий.
В рамках основной образовательной програмы процесс формирования рефлексивных компетенций развивается во времени. Рефлексивные компетенции представляют собой сложную структуру, состоящую из рефлексивных знаний, умений, навыков и опыта деятельности, формирующихся постепенно по мере обучения. Поэтому можно говорить о поэтапном процессе формирования рефлексивных компетенций. На
Стеценко И. А., Полякова Г. А. Компетентностная модель выпускника как основа формирования рефлексивной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Со-ART 1238 УДК 378.14 вёнок» и «Прорыв». - Апрель 2012, ART 1238. - Киров, 2012 г. -
URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
первом этапе формируются рефлексивные знания, умения и навыки, составляющую базовую основу рефлексивных компетенций, без которой невозможно ее дальнейшее развитие. На втором этапе приобретается опыт рефлексивной деятельности, когда отдельные компоненты рефлексивных компетенций начинают проявляться в комплексе и происходит выработка индивидуального алгоритма продуктивных рефлексивных действий, направленных на достижение поставленной цели. В контексте нашего исследования опыт рефлексивной деятельности является основой процесса формирования рефлексивных компетенций, т. е. деятельность - предмет усвоения. На этом этапе развивается та часть рефлексивных компетенций, которая определяет готовность ее использования по мере востребованности и способствует накоплению у студента алгоритмов продуктивных рефлексивных действий. Следует отметить, что параллельно на данном этапе приобретаются новые рефлексивные знания, умения и навыки. На заключительном этапе происходит постепенный переход к овладению рефлексивной компетенцией, когда можно говорить о владениях как начальных этапах проявления рефлексивной компетенции. Этот этап является практикоориентированным и носит междисциплинарный характер, обеспечивает формирование «владений» и способствует интеграции результатов образования по освоению рефлексивной компетенции.
Процессуально освоение составляющих отдельных рефлексивных компетенций происходит поэтапно и постепенно. Начальный уровень сформированности рефлексивной компетенции является результатом обучения на предыдущем уровне образования или в рамках изучения других дисциплин.
Для успешности формирования рефлексивных компетенций необходимо осуществлять контроль образовательного процесса. Успешность освоения компонентов рефлексивной компетенции оценивается на основании целевых дескрипторов. Обязателен итоговый контроль процесса формирования рефлексивных компетенций для оценки качества образовательного процесса в целом на этапах освоения рефлексивной компетенции.
Как мы установили, процесс формирования рефлексивных компетенций происходит в рамках дисциплин, входящих во все циклы учебного плана подготовки «Педагогическое образование», различных видов учебной работы, учебных и производственных практик.
Анализ результатов формирования рефлексивных компетенций студентов осуществляется через соответствующую систему диагностических методик.
Дальнейшее исследование будет связано с подробным содержательным описанием педагогических условий формирования рефлексивной компетентности студентов.
Ссылки на источники
1. Стеценко И. А. Теория и практика развития педагогической рефлексии студентов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2006. - 256 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 30 с.
3. Носко И. В. Общепрофессиональные компетенции в модели выпускника вуза - бакалавра педагогики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена - Аспирантские тетради: научный журнал. - СПб., 2007. - № 14. - С. 294-299.
4-6. Стеценко И. А. Указ. соч.
КОНТ ТКГГТ
научно-методический электронный журнал
Стеценко И. А., Полякова Г. А. Компетентностная модель выпускника как основа формирования рефлексивной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Со-ART 1238 УДК 378.14 вёнок» и «Прорыв». - Апрель 2012, ART 1238. - Киров, 2012 г. -
URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1238.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
Stetsenko Irina,
The doctor of pedagogical sciences, the dean of faculty of computer science and management, «The Taganrog state teacher training institute of A. P.Chekhov», Taganrog istetsenko@mail.ru Poljakova Galina,
The post-graduate student «The Taganrog state teacher training institute of A. P.Chekhov», Taganrog dek inform@mail.ru
Competent model of the graduate as a basis of reflexive competence formation of students in the course of vocational training in pedagogical high school
The annotation. In the article the competence model of the pedagogical institute graduate is considered including two kinds of reflexive competence: general and professional. The logic and sequence of subject studying within the limits of a bachelor degree and a magistracy are presented. Within the limits of the reflec-tive-focused pedagogical education the technology of reflexive competence formation is considered. Keywords: competent approach, the reflective-focused pedagogical education, competence model, reflexive competence, the technology of reflexive competence formation.
kOHI TFTTT
научно-методический электронный журнал
8
J
J