тия коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России. Полученные данные позволяют рекомендовать ее для широкого внедрения в процесс профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскин, Ю.Г. Прогностическая модель выпускника вуза МЧС России / Ю.Г. Баскин, Е.П. Соловьева // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. -2006. - № 4 (15). - С. 35-38.
2. Илюшина, Т.Е. Структурно-функциональная модель развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 75-80.
3. Капустина, Е.Г. Методика применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД в вузе МВД / Е.Г. Капустина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С.60-64.
4. Лаухина, И. В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 75-79.
Контактная информация: tatyana-m@mail.ru
УДК 796.323
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПОРТИВНОГО СУДЬИ ПО БАСКЕТБОЛУ
Антон Павлович Махлин, соискатель, Заслуженный мастер спорта, арбитр ФИБА, Школа молодого арбитра Коллегии баскетбольных арбитров, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье предлагается разработанная автором компетентностная модель профессиональной деятельности спортивного судьи (на примере баскетбола).
Ключевые слова: компетентностная модель, компетенции, профессиональная подготовка, спортивный судья по баскетболу.
COMPETENCE MODEL OF SPORT JUDGE ON THE BASKETBALL
Anton Pavlovich Makhlin, the competitor, Honored master of sports, arbitrator FIBA, School of the young arbiter of the Board of basketball arbiters, Saint Petersburg
Annotation
The article proposed the developed by the author competence model of the professional activity of sport judge (based on the example of basketball).
Keywords: competence model, competence, professional preparation, sport judge on the basketball.
Компетентностный подход широко обсуждается на страницах педагогической печати. В частности обсуждается набор так называемых ключевых компетенций (познавательных, информационных, общественных и др.) как основы для построения учебных планов и программ общего и профессионального образования. Задачей нашего исследования является изучение профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, в частности спортивных судей по баскетболу.
В целом профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту включает систему общих и специальных знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности; экономикоуправленческую и правовую подготовку, сформированное целостное профессиональное
мышление и сознание, обусловливающие успешность творческой профессиональной деятельности. Объектом труда спортивного судьи является организация соревнований, управление соревновательной деятельностью, фиксация результатов соревнований и т.п.
В процессе нашего исследования на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация «магистр»), Положения о спортивных судьях, квалификационных требований к спортивным судьям по баскетболу, результатов анкетирования специалистов нами разработана компетентностная модель профессиональной деятельности спортивного судьи (на примере баскетбола), которая включает в себя (рис. 1):
- информационные компетенции, которые предполагают поиск, отбор и структурирование предметной информации с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- коммуникативные компетенции, которые включают установление конструктивных взаимоотношений и организацию взаимодействия между участниками соревновательного процесса: способность понимать особенности личности человека, его эмоциональный настрой, способность вербального общения (привлечение внимания, установление психологического контакта, управление общением, установление эмоциональных обратных связей);
- организационно-управленческие компетенции, которые связаны с анализом, планированием и прогнозированием профессиональной деятельности, относятся к сфере разработки и принятия разнообразных управленческих решений, выполнения конкретных профессиональных действий;
- научно-исследовательские компетенции, которые связаны с решением познавательных задач в сфере профессиональной деятельности, поиском нестандартных решений - они обеспечивают способность человека к творческой деятельности;
- профессиональные компетенции, которые связаны со способностью осуществлять все виды профессиональной деятельности.
Для реализации компетентностной модели нами разработан учебный курс для подготовки и повышения квалификации судейского состава по баскетболу. В рамках данного учебного курса выделены пять модульных блоков:
- модульный блок аналитико-прогностический, формирующий знания нормативных методов и основ организации проведения спортивных мероприятий, умения формулировать проблемы и использовать творческие пути их решения;
- модульный блок организационно-управленческий, формирующий знания и умения в области организации физкультурно-спортивных мероприятий, знания и умения принятия управленческих решений в ходе соревновательного процесса;
- модульный блок коммуникативный, формирующий знания в области психологии личности и группы и умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с участниками соревновательного процесса;
- модульный блок информационный, формирующий знания и умения использовать информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности;
- модульный блок профессиональный, формирующий знания общих требований для судей международной категории по баскетболу и умение организовывать, проводить и судить соревнования по баскетболу.
Разработанный нами учебный курс учитывает задачи модернизации профессионального образования на основе компетентностного подхода, мнения экспертов о составе профессиональной компетентности спортивного судьи, в частности судьи по баскетболу, квалификационные требования к спортивным судьям по баскетболу.
- знание и использование информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности;_______________________________________________________________________
- знание нормативных методов организации и проведения спортивных мероприятий и умение применять их на практике;______________________________________________________________________
- умение работать с программными средствами профессионального назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка программных средств;______________________________
- умение воспринимать новую информацию и использовать ее в своей профессиональной деятельности;______________________________________________________________________________________
Коммуникативные компетенции
- знания в области психологии личности и группы, конфликтологии, социологии_________________
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с участниками соревновательного процесса,______________________________________________________________________________________
- умение выбрать и реализовать стиль общения, понятный участникам соревновательного процесса__________________________________________________________________________________________
- умение целенаправленно поддерживать эмоциональный настрой участников соревновательного
процесса;___________________________________________________________________________________
- умение предвосхищать, констатировать и регулировать межличностные конфликты;______________
- знания в области логики и закономерностей развития коллективной деятельности, теории целе-
полагания, основ организации физкультурно-спортивных мероприятий;_________________________
- владение технологией (алгоритмом) принятия управленческих решений;______________________
- умение анализировать ситуации и применять имеющиеся знания для принятия необходимых решений;____________________________________________________________________________________
- умения планировать систему соревнований;________________________________________________
- умение мгновенно принять решение в сложной ситуации;____________________________________
- умение работать в группе и принимать коллективное решение;______________________________
Научно-исследовательские компетенции
- обладание высоким уровнем знаний о выполняемых научных исследованиях в области физической культуры и спорта (новейшими теориями, методами и технологиями);_____________________
- умение формулировать проблемы и использовать творческие пути их решения;________________
- умение работать с литературными источниками, проводить практическое экспериментальное исследование, внедрять полученные результаты в практику соревновательного процесса;
Профессиональные компетенции
- знание правил соревнований по баскетболу;_______________________________________________
- знание обшцх требований для судей международной категории по баскетболу;________________
- умение организовывать, проводить и судить соревнования по баскетболу;___________________
- умение одновременно следить за многими объектами и моментами на игровой площадке во время
спортивного соревнования по баскетболу____________________________________________________
Рис.1 Компетентностная модель судьи по баскетболу
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулина, Е.Д. Правила судейства соревнований и критерии мастерства в процессе формирования и развития художественной гимнастики как спортивной дисциплины // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 4. - С. 13-17.
2. Бондарь, А.А. Особенности подготовки баскетболистов к соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). -С. 14-16.
3. Критерии отбора и функциональной подготовки баскетбольного арбитра / С. А. Полиевский, Л.В. Костикова, С.Д. Ерофеев, М.А. Давыдов // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 11. - С. 53-55.
Контактная информация: gru1234@yandex.ru