КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Т.Н. Андрюхина1
Самарский государственный технический университет,
4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: tat9168@yandex.ru
В статье представлены преимущества компетентностной модели подготовки специалистов. Рассматриваются особенности, этапы проектирования и содержание компонентов разработанной автором компетентностной модели подготовки специалистов.
Ключевые слова: компетентность, компетентностная модель, подготовка
специалистов, автомобильный сервис.
Общие перемены в обществе и вызванные ими следствия, стремительное изменение производственных отношений, скоротечность и неопределенность всех социальноэкономических процессов порождают проблемы для сферы высшего профессионального образования.
Актуальной проблемой, стоящей сегодня перед вузами, является проблема изменения требований к качеству подготовки специалистов. Трансформация производительной деятельности, изменение природы организаций, функционирующих в информационном обществе в условиях глобализации, приводят к изменению места специалиста в производственной деятельности, его функций, ролей, требуемого качества подготовки и компетентности. Это обуславливает необходимость построения компетентностной модели подготовки специалиста [2, 3].
Рост требований к специалисту усиливается современной тенденцией перехода ряда стран к компетентностному подходу в оценке и подготовке специалистов. И сегодня понятие «профессиональность» все чаще заменяется понятием «компетентность».
Под компетентностью мы понимаем владение, обладание человеком компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Понятие «компетенция» автор понимает как готовность и/или способность целесообразного применения совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые необходимы для качественного и продуктивного их использования.
«Профессиональные компетенции» автор определил как готовность и/или способность специалиста целесообразно применять совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для профессиональной сферы, где одним из наиболее значимых факторов является самооценка результатов деятельности, предвидение, устранение ошибок. Совокупность профессиональных компетенций специалистов некоторой определенной отрасли профессиональной деятельности названа базовыми профессиональными компетенциями (БПК).
Очевидно, что система научных знаний сегодня не может предложить образованию готовую дисциплинарную структуру образовательных программ, адекватную
1 Татьяна Николаевна Андрюхина (к.п.н.), ст. преподаватель, каф. инструментальных систем и сервиса автомобилей.
компетентностному подходу, в силу различных причин. В этом случае у образовательных учреждений есть выбор: продолжать транслировать старые образцы обучения, основанные на знаниевой парадигме, либо использовать компетентностный подход. Однако по мере развития общества поле альтернативы компетентностному подходу все больше сокращается.
Результаты аналитического обзора научных публикаций и педагогического опыта показали, что существует ряд ключевых отличий между знаниевой и компетентностной моделями подготовки специалистов.
В компетентностной модели преподаватель определяет, что и как должно быть изучено, т.е. цели, содержание и результаты обучения. Обучаемый является участником процесса обучения, проявляет самостоятельность, направленную на повторение способов деятельности, участвует в выполнении отдельных этапов поиска. Поэтому основными методами обучения являются информационно-рецеп-тивный, репродуктивный, поисковый. В знаниевой модели подготовки обучаемый полностью зависит от преподавателя, который определяет, что и как должно быть изучено. Отсюда основные методы обучения - передаточные, трансляционные. Основное значение в рамках знаниевой модели подготовки будущих специалистов имеет опыт преподавателя либо автора учебника. Вследствие этого основным видом учебной деятельности обучающихся является деятельность по образцам.
Значение опыта обучающегося в компетентностной модели подготовки является незначительным, однако он учитывается при обучении. Поэтому основными видами учебной деятельности помимо лекций являются семинары, консультации, лабораторные работы и практические занятия.
Готовность обучающегося к учению в соответствии с компетентностной моделью подготовки определяется внешними причинами, например особенностями взаимодействия системы высшего профессионального образования и рынка труда в целях формирования определенных качеств личности, профессиональных компетенций, отвечающих запросам общества и производства, а также угрозой жизненной неудачи в профессиональной деятельности в случае отказа от обучения. В рамках знаниевой модели подготовки готовность обучающихся часто определяется принуждением, давлением. Они согласны и вынуждены учить одни и те же не связанные друг с другом дисциплины.
Важным отличительным моментом при анализе компетентностной и знаниевой моделей подготовки специалистов является направление подготовки. Так, в соответствии с знаниевой моделью подготовки обучающиеся ориентируются на заучивание как можно большего количества знаний, умений, навыков и качеств «про запас», без конкретной связи с практической деятельностью. Согласно же компетентностной модели подготовки специалистов приобретение обучающимися совокупности БПК, соответствующих сфере их будущей профессиональной деятельности, становится на первый план.
С опорой на известные научные разработки по построению моделей специалиста, на результаты анализа существующих моделей и компонентов, определяющих структуру этих моделей, автором построена компетентностная модель подготовки специалистов (см. рисунок).
Модель подготовки специалистов представляет собой целостную систему, состоящую из совокупности элементов, каждый из которых выполняет свою функцию. Элементы модели соединены между собой в определенной последовательности, начиная с цели - социального заказа на подготовку специалиста и заканчивая результатом - подготовленным специалистом, обладающим сформированными БПК.
Одним из компонентов компетентностной модели подготовки специалистов автомобильного транспорта является информационно-дидактическая база формирования БПК. Поскольку образовательная программа подготовки в системе высшего профессионального образования на современном этапе развития общества, рынка труда должна быть направлена на подготовку компетентного специалиста, чтобы обеспечить наиболее эффективное формирование профессиональных компетенций у обучающихся, необходимы новые подходы в организации процесса обучения в высшей школе, модернизация и совершенствование программ подготовки.
Формирование БПК у обучающихся происходит в таких формах учебнопрофессиональной деятельности, как лекции, семинары, практические и лабораторные занятия. Один из эффективных подходов к модернизации базы формирования совокупности БПК заключается во введении в практику высшей школы принципов модульности. При этом модули дисциплин подготовки обучающихся должны строиться таким образом, чтобы их содержание одновременно отражало особенности будущего вида профессиональной деятельности, а также способствовало формированию БПК.
Для будущих специалистов большую ценность представляют сформированные практические умения: умения вести наблюдения, ставить опыты, проводить измерения. Обучающиеся, применяя обобщенные планы изучения и проведения опыта, эксперимента, наблюдения, формируют опыт целостной профессиональной деятельности в реальных или приближенных к реальным условиях, опыт принятия совместных и индивидуальных решений, осознания роли этапности и системности деятельности; в связи с этим особое внимание следует обратить на содержание и методики проведения лабораторных занятий.
Информационно-дидактической и деятельностной базой формирования БПК служат также различные виды учебно-производственных практик, которые будущие специалисты проходят на предприятиях. Обучающиеся в течение всего периода обучения проходят следующие виды практик: учебная, учебно-производственная, производственная и преддипломная. Цели этих практик определяются соответствующим содержанием изученных учебных дисциплин данной специальности.
В течение всего времени обучения в высшей профессиональной школе в процессе освоения комплекса учебных дисциплин, выполнения практических и лабораторных работ, курсовых работ и проектов, прохождения практик различных видов у обучающихся развиваются и формируются определенные совокупности БПК. В итоге по окончании вуза на предприятия приходят специалисты, обладающие необходимым набором профессиональных компетенций, способные к конкуренции на рынке труда и услуг.
Важным звеном построенной компетентностной модели подготовки будущих специалистов является процесс проектирования и реализации педагогической технологии формирования БПК. Педагогическая технология должна предусматривать формирование всей совокупности БПК, включать набор методов и средств освоения теоретических знаний, проектную деятельность, приобретение навыков решения задач отрасли, освоение навыков инженерной деятельности [1].
Элемент «Процедура контроля» компетентностной модели подготовки специалистов отражает процесс проверки соответствия фактической сформированности БПК заранее заданным уровням, а в случае их отклонения от заданных требований передает по каналу обратной связи информацию в элемент «Коррекция», который и производит корректирующее воздействие на соответствующий элемент процесса обучения.
Модель подготовки специалиста послужила основанием проектирования целостной педагогической технологии формирования БПК специалистов автомобильного транспорта, успешно реализованной в 2004-2008 гг. на кафедре «Инструментальные системы и сервис автомобилей» Самарского государственного технического университета.
Представленная компетентностная модель подготовки специалистов дает возможность для проектирования педагогической технологии формирования БПК у студентов очной и заочной форм обучения, а также для совершенствования информационно-дидактической базы, обеспечивающей формирование БПК при организации дистанционного обучения в вузе.
-----------------------------------------------N
Социальный заказ на подготовкуспепиалиста _______________________________________________У
Специалист,обладаютий сформированными базовыми профессиональными компетенциями, профессиональной мобильностью, профессиональной компетнтностью__________^
Рис. 1. Компетентностная модель подготовки специалистов
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андрюхина Т.Н., Михелькевич В.Н. Методика проектирования базовых профессиональных компетенций специалистов автомобильного транспорта // Строит. академия. - Самара, 2008.
/"
V,
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10.
3. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. - М.: Академия, 2002.
Поступила в редакцию 12/IX/2009; в окончательном варианте - 15/Х/2009.
UDC 378.662
THE COMPETENCES MODEL OF PREPARATION OF THE EXPERTS T.N. Andryukhina
Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: tat9168@yandex.ru
In the article are presented the advantages of competences models of preparation of the experts. The author considers features, design stages and the components in model of preparation of experts.
Key words: competence, competence model, training, automotive service.
Original article submitted 12/IX/2009; revision submitted - 15/Х/2009.
Tatiyana N. Andryukhina (PhD), Senior Lecturer, Dept. Instrumentation Systems and Service Vehicles.
УДК 378.621.397
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИОТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В.Н. Аниськин1, Н.Г. Кочетова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,
443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26 E-mail: avn@samgpu.ru
В статье приводится описание четырёхблочной организационно-функциональной модели технологии формирования семиотической компетентности будущего специалиста, которая рассматривается как обязательная составляющая его профессиональной и социокультурной компетентностей.
Ключевые слова: семиотическая компетенция, модель формирования компетентности, педагогическая технология.
Одной из значимых реалий информационного общества XXI века является повсеместное широкое использование средств информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций, автоматизация производства и управления, высокий темп преобразований производственно-технических параметров трудовой деятельности человека. В силу этого существенно возрастает потребность общества в специалистах, которые наряду с получением за период профессиональной подготовки определенных ГОС ВПО знаний и умений овладевают способностями, позволяющими анализировать, моделировать и рационально решать профессиональные задачи, возникающие в
1 Владимир Николаевич Аниськин (к.п.н. доцент), декан факультета математики, физики и информатики, профессор, каф. информационно-коммуникационных технологий в образовании. Кочетова Наталья Геннадьевна (к.ф.-м. н., профессор), декан факультета начального образования.
8