Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В ВОПРОСАХ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ'

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В ВОПРОСАХ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / КИБЕРУГРОЗА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фазульянова Светлана Николаевна, Логинова Ирина Анатольевна, Яковлев Александр Витальевич

В статье анализируются результаты социологического опроса жителей Самарской области «Кибербезопасность глазами гражданина». Актуальность исследования обусловлена тем, что в результате цифровизации общества потребность в защите личной информации и финансовых активов в киберсреде постоянно растет. Способны ли рядовые граждане противостоять угрозам киберпреступников? Этому вопросу было посвящено исследование, цель которого заключалась в выявлении уровня компетентности жителей области в сфере кибербезопасности через анализ цифровой грамотности и культуры поведения в киберпространстве. В статье приводится авторская классификация респондентов по уровням компетентности в сфере кибербезопасности. Отмечается, что уровень компетентности в вопросах кибербезопасности жителей Самарской области принимает относительно высокие и средние значения. Однако в сознании граждан недостаточно сформирован ряд важных правил безопасности и главное, навыков реагирования на потенциальные киберугрозы. На основе применения метода структурных коэффициентов выявляются социальные профили каждого типа (уровня), анализируются различия между ними. Также на основе статистических методов выявления взаимосвязей между признаками показывается, что уровень компетентности зависит от целого ряда социально-демографическитх факторов: пола, возраста, уровня образования, места проживания и др. В заключении статьи резюмируются актуальные направления повышения компетентности населения в сфере кибербезопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF SAMARA REGION RESIDENTS IN CYBERSECURITY ISSUES: THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL MEASUREMENT

The article analyzes the results of a sociological survey of Samara region residents “Cybersecurity through the eyes of citizens”. The relevance of the study stems from the fact that as a result of the digitalization of society, the need to protect personal information and financial assets in the cyber environment is constantly growing. Are ordinary citizens able to withstand the threats of cybercriminals? This issue was the subject of a study aimed at identifying the level of cybersecurity competence of the region’s residents by analyzing digital literacy and culture of behavior in cyberspace. The article presents the author’s classification of respondents according to their cybersecurity competence levels. It is noted that the level of cybersecurity competence of Samara region residents takes relatively high and average values. However, a number of important security rules and, most importantly, the skills to respond to potential cyber threats are insufficiently formed in the minds of citizens. Based on the method of structural coefficients, the social profiles of each type (level) are identified, and the differences between them are analyzed. It also shows that the level of competence depends on a number of socio-demographic factors: gender, age, level of education, place of residence, etc. Based on statistical methods of identifying relationships between attributes, it is shown that the level of competence depends on a number of socio-demographic factors: gender, age, level of education, place of residence, etc. The article concludes by summarizing the current directions for improving cybersecurity competence among the population.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В ВОПРОСАХ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ»

Компетентность жителей Самарской области в вопросах кибербезопасности: опыт социологического измерения

Фазульянова Светлана Николаевна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры методологии социологических и маркетинговых исследований, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет) E-mail: svetafaz@mail.ru

Логинова Ирина Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет)

E-mail: okean559@yandex.ru Яковлев Александр Витальевич,

аспирант, ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» E-mail: more559@yandex.ru

от целого ряда социально-демографическитх факторов: пола, возраста, уровня образования, места проживания и др. В заключении статьи резюмируются актуальные направления повышения компетентности населения в сфере кибербезопасности.

Ключевые слова: цифровизация, кибербезопас-ность, киберугроза, информационная грамотность, уровень компетентности, социальный профиль группы.

В статье анализируются результаты социологического опроса жителей Самарской области «Кибербезопасность глазами гражданина». Актуальность исследования обусловлена тем, что в результате цифровизации общества потребность в защите личной информации и финансовых активов в киберсреде постоянно растет. Способны ли рядовые граждане противостоять угрозам киберпреступников? Этому вопросу было посвящено исследование, цель которого заключалась в выявлении уровня компетентности жителей области в сфере кибербезопасности через анализ цифровой грамотности и культуры поведения в кибер-пространстве. В статье приводится авторская классификация респондентов по уровням компетентности в сфере кибербезопасности. Отмечается, что уровень компетентности в вопросах кибербезопасности жителей Самарской области принимает относительно высокие и средние значения. Однако в сознании граждан недостаточно сформирован ряд важных правил безопасности и главное, навыков реагирования на потенциальные киберугрозы. На основе применения метода структурных коэффициентов выявляются социальные профили каждого типа (уровня), анализируются различия между ними. Также на основе статистических методов выявления взаимосвязей между признаками показывается, что уровень компетентности зависит

40

В России, как и во всем мире, в последние годы наблюдается значительный рост киберпреступлений. В 2022 году их количество превысило отметку в 522,1 тыс., утверждает Интерфакс со ссылкой на МВД РФ [1]. Эксперты отмечают рост количества целенаправленных атак на государственный сектор, банковскую сферу, ТЭК, IT, научные институты и организации, связанные с ВПК [2]. Роль кибербезопасности в устойчивости бизнеса и государства стремительно вышла на первый план, и инвестиции в кибербезопасность кратно увеличились.

Главными мишенями кибератак остаются бизнес-корпорации, коммерческие и государственные организации. Тем не менее, количество атак на частных лиц в последние годы имеет тенденцию к росту. Так, согласно ежеквартальной статистике компании Positive Technologies (ведущий разработчик решений для информационной безопасности в России) доля атак на частных лиц в общем объеме кибератак выросла за год на 3% (Рисунок 1). И в 2022 году на обычных пользователей пришлось 17% от числа всех атак, в то время как в 2021 этот показатель был на 3% ниже [3]. Основные методы преступников в киберсреде - это различные приемы социальной инженерии (в 93% случаев). Для организации таких атак злоумышленники создавали фишинговые сайты (56%), отправляли вредоносные письма по электронной почте (39%), искали жертв в социальных сетях (21%) и мессенджерах (18%). В 64% атак злоумышленникам удавалось украсть данные [3].

2021 ГОД

1 квартал 2022

2 квартал 2022

3 квартал 2022

4 квартал 2022

2022 ГОД

17%

Рис. 1. Доля атак на частных лиц в общем объеме кибератак (на основе данных компании Positive Technologies)

В прогнозах экспертов на текущий 2023-й год - увеличение числа атак на пользователей в социальных сетях и мессенджерах, кражи учетных данных с атаками на второй фактор аутентификации с использованием фишинговых инструментов, социальная инженерия, и вредоносных программы с функциями кражи SMS и пуш-уведомлений. Нельзя забывать при этом, что всё больше личных устройств обычных пользователей становятся точками доступа в корпоративные информационные системы. Среднее количество приложений на наших смартфонах варьируется, и по разным оценкам, может доходить до 67 [4]. Это заставляет задуматься о безопасности такого соседства.

Таким образом, рост цифровизации требует внимательного отношения и контроля за пониманием населения принципов поведения, управления своими данными и личными финансами в онлайн-среде. Готовы ли рядовые пользователи к высоким темпам цифровизации, способны ли они противостоять угрозам ки-берпреступников? Каков реальный уровень компетентности населения в сфере кибербезопасности? Для ответа на эти вопросы в апреле-ноябре 2022 года было проведено социологическое исследование, объектом которого выступили жители Самарской области старше 18 лет.

Новизна исследования заключается в том, что его объектом выступает не экспертное сообщество - сотрудники компаний, генеральные директора, директора по информационным технологиям, а непосредственно потребители. Дело в том, что фокусом аналитического интереса большинства исследований по кибербезопасности является корпоративная информационная безопасность. Например, компания-разработчик средств информационной безопасности «СёрчИнформ» ежегодно публикует доклады об уровне информационной безопасности в российских компаниях [5]. Одна из крупнейших международных консалтинговых и аудиторских компаний «Делойт» также в ежегодном режиме формирует отчеты о будущем информационной безопасности на основе экс-

пертных опросов директоров компаний [6]. Глобальный опрос 3,2 тыс. руководителей компаний и отделов информационной безопасности по всему миру, в том числе и в России в 2020 году проводила не менее известная консалтинговая компания PwC («Прайсуотерхау-сКуперс») [7]. И это далеко не полный список подобных исследований.

Данное исследование интересно тем, что рассматривает проблему кибербезопасности и безопасности персональных данных в интернете с точки зрения тех, кому принадлежат эти данные - обычных граждан.

Исследование базировалось на классической количественной методологии, методом сбора информации стал онлайн опрос. Всего с онлайн платформы было выгружено 1662 заполненные анкеты. После чистки и редактирования массива, в ходе которых были исключены респонденты младше 18 лет и проживающие за пределами Самарской области, к анализу были допущены 1347 анкет. В соответствии с небольшим увеличением выборки относительно расчетного значения (1300 человек) была осуществлена процедура перевзвешивания по ключевым выборочным параметрам: пол, возраст и место проживания.

Результаты опроса дают право говорить, что обеспечение кибербезопасно-сти сегодня однозначно входит в число остросоциальных и требующих внимания со стороны общества проблем - 84% опрошенных жителей Самарской области считают эту проблему важной и актуальной. Пандемия, по мнению населения, скорее усугубила эту проблему, т.к. способствовала росту числа преступлений в Интернете (59%).

Об остроте и актуальности этой проблемы для населения говорит и высокий уровень интереса к данной теме -большинство (69%) заявили о том, что им интересна тема кибербезопасности, информация о новых схемах мошенничества в Интернете. Этот интерес проявляется прежде всего в регулярном чтении новостей по данной тематике на сайтах и в соцсетях (48%), поиске и чтении статей с рекомендациями экс-

пертов и о том, как распознать мошенников (42%).

Интерес к теме кибербезопасности предсказуемо значимо коррелирует с возрастом - чем старше возраст, тем выше интерес, и с уровнем образования - чем выше уровень образования, тем выше интерес. При этом обратно коррелирует с самооценкой дохода -чем выше самооценка дохода, тем ниже интерес

Степень осознания жителями области глубины и сложности данной проблемы можно назвать высокой, т.к. респонденты адекватно воспринимают сложившуюся ситуацию с хранением данных в Интернете и понимают, что возросшая цифровизация не равно безопасность: только 17% опрошенных верят, что можно обеспечить полную сохранность личных данных в интернете; 72% разделяют точку зрения, что каждый может стать жертвой кибермошенников.

Правда, локус контроля респондентов смещен в сторону внешних причин. Основные угрозы кибербезопасности, по мнению населения, связаны с безответственностью компаний и сотрудников при хранении данных пользователей (50%), а также с деятельностью хакеров (50%). На третьем месте в ряду угроз - сбои в системах безопасности (40%). При этом респонденты заметно реже связывают риски безопасности для персональных данных с собственной беспечностью

Ключевым понятием исследования является «уровень компетентности в сфере кибербезопасности», который складывается из совокупности признаков, измеряющих цифровую грамотность и соблюдение мер безопасности в киберпространстве.

Высокий уровень компетентности в вопросах кибербезопасности означает, что человек имеет достаточно знаний и опыта в этой области, чтобы принимать правильные решения и предотвращать инциденты в области кибербезопасности; знает о видах киберугроз и способах их предотвращения, а также осведомлен о последних технологических разработках в области кибербезопасности.

42

Низкий уровень компетентности в сфере кибербезопасности приводит к тому, что люди недооценивают риски и не используют достаточно мер предосторожности, чтобы защитить себя от киберугроз.

Исследование показало, что правила «цифровой гигиены» на базовом уровне известны большинству опрошенных. В целом население Самарской области представляет, что

- неправильно заводить один и тот же пароль для всех учетных записей,

- нельзя использовать простые пароли типа своего имени, дня рождения или места проживания,

- неправильно записывать пароли от разных сайтов и приложений в заметки на телефоне.

Однако, если «копнуть» немного глубже, то тут знания значительной части населения сильно ограничены. О двухфакторной аутентификации знает только каждый второй опрошенный, о безопасном хранилище паролей еще меньше (41%), менее трети опрошенных регулярно меняют пароли. Нет уверенных знаний и о том, какие данные с банковской карты безопасно передавать посторонним лицам.

Достаточно легкомысленно опрошенные относятся и к соблюдению мер безопасности в отношении личного компьютера: далеко не все регулярно обновляют ПО, устанавливают лицензионные, а не пиратские версии программ, устанавливают пароль при запуске. Такое

поведение упрощает жизнь мошенникам, повышает уязвимость домашних компьютеров, легко превращая их в потенциальный источник атак.

Умение распознать киберугрозы сформировано у значительной части респондентов. Но они не составляют большинство. И особенно тревожен тот факт, что при реальном столкновении с кибе-ругрозой, например, с телефонным мошенником, распространен паттерн избегания: «брошу трубку», и как крайняя форма этого паттерна - «не беру трубку с незнакомых номеров». Такую модель поведения выбирает примерно каждый третий опрошенный, опасаясь и не зная, как себя вести при столкновении с мошенниками.

На основе замеров по отдельным индикаторам цифровой грамотности и поведения в прожективных ситуациях нами был сформирован интегральный показатель «уровень компетентности в сфере кибербезопасности», измеряемый в баллах. Всего для его измерения использовалось 20 индикаторов в виде групп вопросов в тестовой форме и форме про-жективных ситуаций. За каждый ответ присваивались баллы по определенной логике.

В итоге была проведена типология (классификация) пользователей по уровням компетентности в сфере информационной безопасности. Были выделены 5 уровней/типов компетентности: от низкого до «продвинутого» (рис. 2).

И0%|

□ относительно низкий - "базовый"

□ средний

■ относительно высокий

■ высокий - "продвинутый" Рис. 2. Распределение опрошенных по уровням компетентности в сфере кибербезопасности (N=1347)

Доля респондентов, набравших минимальное количество баллов, которые были отнесены к самому низкому уровню, оказалась незначительной -

в районе 1%. Это респонденты, которые не имеют профили в социальных сетях, не пользуются банковскими приложениями и демонстрируют неосведом-

ленность по большинству проверяемых параметров. Учитывая, что опрос проводился онлайн (что уже предполагает определенный уровень цифровой грамотности), вполне закономерно, что их

оказалось так мало. Поэтому в дальнейшем анализе подробно описываются 4 группы по уровню компетентности, начиная с «базового» (Таблица 1).

Таблица 1. Уровни компетентности в сфере кибербезопасности: характеристика и социальные профили

Уровень Доля в выборке Описание Социальный профиль

Базовый 10% Демонстрируют знание базовых правил. Например, что нужно вводить пароль. Но при этом никогда не меняют пароли. Не имеют четких представлений, как вести себя при столкновении с мошенниками и выбирают тактику избегания «брошу трубку». Ярко выраженное женское лицо (доля женщин 80%), преобладание лиц старшего возраста: средний возраст 42 года, каждый четвертый старше 51 года Образование: средне-специальное или средне-техническое Преобладают работающие граждане, но и доля пенсионеров заметно выше, чем в среднем по выборке Доход оценивают скорее как низкий Заметно выше доля проживающих в сельских районах Интересы: не пользуются соцсетями, источник новостей - телевидение

Средний 35% В отличие от базового уровня обладают большим набором знаний. Тем не менее не демонстрируют высокий уровень следования правилам безопасности: редко меняют пароли, не следят за обновлениями ПО, не используют двухфакторную аутентификацию и т.п. В целом похож на профиль «базового»: женщины, более старшего возраста, работающие или на пенсии, преимущественно со средне-специальным или средне-техническим образованием. Но в отличие от базового уровня: - заметно представлены жители малых городов - группа с доходом выше среднего. - активно пользуются соцсетями, среди которых предпочитают ФБ1 и ОК Новости также получают из телевизионных программ, но и радио слушают часто

Относительно высокий 47% Показывают высокий уровень знания основных правил безопасного поведения в киберсреде. Соблюдают правила осторожного поведения. Но не всегда точно знают, как надо вести себя в ситуации столкновения с мошенниками Профиль этой группы существенно отличается от предыдущих. Заметно выше доля мужчин. Средний возраст - 33 года. Выше доля учащихся и временно не работающих граждан. По месту проживания - чаще всего это крупные города. По доходу - лица среднего достатка. Интересы в Интернете связаны с такими соцсетями, как Инста-грам*, ВК, ТГ. Интернет - основной источник получения новостей: соцсети, мес-сенджеры, сайты изданий и т.п.

Распределение опрошенных по уровням компетентности показало в целом обнадеживающие и оптимистичные результаты, т.к. наибольшая часть респондентов (47%) продемонстрировала относительно высокий уровень компетентности. Это означает, что они знают основные правила безопасного поведения в киберсреде, соблюдают правила осторожного поведения. Но не всегда понимают, как надо вести себя в ситуации столкновения с мошенниками.1

1 Facebook/Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена.

Вторым по распространенности стал средний уровень компетентности (35%). Представители этого типа обладают набором знаний выше «базового», но не демонстрируют высокий уровень следования правилам безопасности: редко меняют пароли, не следят за обновлениями ПО, не используют двухфак-торную аутентификацию и т.п.

Доля респондентов с базовым уровнем компетентности составила всего 10%. Но респондентов с самым высоким уровнем компетентности - который можно назвать «продвинутым» - еще

44

меньше: всего 7% от общего числа опрошенных.

В период нашей работы над написанием отчета по результатам данного исследования в Сети появилась публикация аналитического центра НАФИ (г. Москва) о первом в России замере «индекса цифровой финансовой грамотности жителей» [8]. В отличие от нашего исследования, у коллег из НАФИ более широкий эмпирический объект, и генеральная совокупность - жители РФ, а не только Самарской области. При этом предмет исследования у них немного уже - цифровая финансовая грамотность. Но в целом наши подходы близки и заключаются в попытке в одном емком интегральном показателе выразить специфику знаний и компетенций населения в цифровом пространстве. Такое совпадение указывает на то, что подход актуален, и движение аналитической и исследовательской мысли в этом направлении не случайно, а продиктовано логикой развития цифровизации.

Самое интересное, что не смотря на различия в методике и масштабах проектов, полученные нами результаты схожи с замерами НАФИ. В своем исследовании они выделили 3 уровня цифровой финансовой грамотности и получили, что более чем две трети россиян (70%) демонстрируют средний уровень цифровой финансовой грамотности, и 17% россиян имеют высокий уровень цифровой финансовой грамотности. Оставшиеся 13% россиян имеют низкий уровень цифровой финансовой грамотности. Таким образом, большинство жителей России (87%) имеют средний или высокий уровень цифровой финансовой грамотности [8]. По данным нашего исследования, 89% опрошенных жителей Самарской области демонстрируют средний, относительно высокий и «продвинутый» уровень компетентности в сфере кибербезопасности (см. Рисунок 2).

Результаты нашего опроса позволили не просто зафиксировать долю респондентов, определенного типа/уровня, но и ответить на вопрос: какие социальные группы преимущественно входят

в этот тип. Для этого выявлялся так называемый «социальный портрет» или профиль групп.

Профиль характеризуется преимущественной представленностью тех или иных социальных групп среди выделенных типов респондентов. Для определения профиля использовался метод структурных коэффициентов (или метод расчета индекса соответствия признака). Суть метода в сравнении долей определенной группы в общем массиве опрошенных и в конкретном целевом типе (группе). Значение структурного коэффициента больше 1 означает, что данная социальная группа преимущественно представлена в данном типе, является «чертой его своеобразия».

Обращает на себя внимание заметная поляризация социальных профилей разных групп по уровню компетентности в сфере кибербезопасности, а именно:

• «Базовый» уровень компетентности имеет «женское лицо», а «продвинутый» - мужское.

• У продвинутой группы и группы с относительно высокой компетентностью более молодежный профиль, в них преобладают проживающие в крупных городах.

• Отличаются эти группы и родом занятий, интересами и предпочитаемыми источниками информации (см. Таблица 1).

В исследовании обнаружена зависимость уровня компетентности от всех анализируемых социально-демографических факторов:

- Пол - уровень мужчин, выше, чем у женщин. Среди мужчин более половины (56%) демонстрируют относительно высокий уровень компетентности и 12% были отнесены к числу «продвинутых». Показатели женщин заметно скромнее: 43% и 5% соответственно.

- Возраст связан с уровнем компетентности обратной корреляцией - чем старше возраст, тем ниже уровень (значимый коэффициент корреляции r = -0,3).

- Связь с образованием не носит столь простой характер. Однако, люди

45

с высшим и, как ни странно, средним образованием имеют более высокий уровень компетентности в вопросах кибербезопасности: более половины опрошенных в этих группах демонстрируют относительно высокий уровень компетентности. В худшую сторону выделяется группа со средне-специальным и средне-техническим образованием - среди них доли опрошенных с относительно высоким или продвинутым уровнем заметно ниже (33% и 2%).

- Доход (точнее, его самооценка) тоже не показывает однозначного влияния. Однако, респонденты, оценивающие свой доход как низкий, чаще обнаруживают низкий уровень компетентности (11%) и число «продвинутых» в этой группе также заметно ниже, чем в остальных (5%).

- Место проживания влияет однозначно: чем крупнее населенный пункт, тем выше уровень. Так в крупных городах области (Самара, Тольятти) доля респондентов с относительно высоким уровнем компетентности превысила половину опрошенных (56%), а доля продвинутых составила более 10-й части (11%). В малых городах области таковых уже 43% и 7% соответственно. В сельских районах - еще меньше: 42% с относительно высоким уровнем и только 3% продвинутых. Резюмируя результаты исследования, еще раз отметим, что уровень компетентности в вопросах кибербезопасности жителей Самарской области принимает относительно высокие и средние значения. Этот означает, что опрошенное население в целом демонстрирует правильное поведение при взаимодействии с цифровыми продуктами в интернете, однако в сознании граждан недостаточно сформирован ряд важных правил безопасности и главное, навыков реагирования на потенциальные кибе-ругрозы.

Наше исследование указывает на необходимость информационной работы с населением, направленной на упреждение возможных рисков, повышение не только осведомленности рос-

сиян о киберугрозах в целом, но и вооружение населения техниками и приемами распознавания и отражения киберугроз.

Обеспокоенность жителей области проблемой кибербезопасности и высокий уровень осознания ими серьезности и глубины этой проблемы - хороший фон для активизации просветительской работы с населением. Важно не замалчивать случаи кибермошенничества и ки-берпреступлений, а придавать их огласке с подробным разбором и анализом, т.к. у населения есть интерес к подобной информации и сформированный запрос на экспертный разбор таких ситуаций.

Важно, что в сознании большинства жителей области уже сформирован исходный верный посыл для соблюдения кибербезопасности - никогда не говорите: «Со мной этого не случится». Однако локус контроля направлен вовне: жители склонны видеть угрозу безопасности персональным данным и активам в цифровой среде прежде всего во внешних источниках, нежели в собственной беспечности. На это накладывается склонность большей части населения романтизировать определенные виды девиации (в частности, хакерство). Преодоление и развенчание таких установок -одна из важных задач разъяснительной работы с населением.

В целях повышения уровня компетентности населения в сфере кибербе-зопасности необходима разработка программ обучения и образовательных мероприятий, направленных на различные возрастные группы и слои населения. Например, по аналогии с существующими картами компетенций заместителя генерального директора по информационной безопасности и специалиста по информационной безопасности в бизнесе, можно разработать карту компетенций для рядовых пользователей и обучать этому в вузах и школах. Особенно актуальна организация семинаров, тренингов и других интерактивных форм обучения, связанных с кибербезопасно-стью, которые способствуют освоению безопасных практик в сети, формированию умений распознавать киберугрозы и применять меры противодействия им.

46

Для оценки динамики уровня компетентности населения и эффективности образовательных программ, направленных на ее повышение, необходимо проведение регулярных аудитов в режиме мониторингов, тестирований и т.п.

Литература

1. Число экстремистских преступлений в России в 2022 году выросло. //Информационная группа Интерфакс, 31.01.2023 URL: https://www.interfax. ru/russia/884032 (дата обращения: 02.02.2022).

2. Кибербезопасность в новых реалиях // Positive Research. Сборник исследований по практической безопасности, 2022 URL: https://www. ptsecurity.com/upload/corporate/ru-ru/ analytics/positive-research-2022-rus.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

3. Актуальные киберугрозы: IV квартал 2022 года // URL: https://www.pt-security.com/ru-ru/research/analytics/ cybersecurity-threatscape-2022-q1/ (дата обращения: 10.02.2022).

4. Лобач Д.В., Смирнова Е.А. Состояние кибербезопасности в России на современном этапе цифровой трансформации общества и становление национальной системы противодействия киберугрозам // Территория новых возможностей. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/sostoyanie-kiberbezopasnosti-v-rossii-na-sovremennom-etape-tsifrovoy-transformatsii-obschestva-i-stanovlenie-natsionalnoy-sistemy (дата обращения: 02.02.2022).

5. Исследование уровня информационной безопасности в компаниях России за 2022 год // URL: https:// searchinform.ru/survey/global-2022/ (дата обращения: 10.03.2022)

6. 2023 Global Future of Cyber Survey // https://www.deloitte.com/con-tent/dam/assets-shared/legacy/docs/ analysis/2022/deloitte_future_of_cy-ber_2023.pdf (дата обращения: 10.03.2022)

7. PwC: пандемия ускорила цифро-визацию 24% российских компаний// https://www.kommersant.ru/

doc/4557468 (дата обращения: 10.03.2022) 8. НАФИ провел первый замер Индекса цифровой финансовой грамотности жителей России// URL: https:// nafi.ru/analytics/nafi-provel-pervyy-zamer- i ndeksa-tsifrovoy-finansovoy-gramotnosti-zhiteley-rossii/(дата обращения: 10.03.2022)

COMPETENCE OF SAMARA REGION RESIDENTS IN CYBERSECURITY ISSUES: THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL MEASUREMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fazulianova S.N., Loginova I.A., Yakovlev A.V.

Samara State University of Economics

The article analyzes the results of a sociological survey of Samara region residents "Cybersecu-rity through the eyes of citizens". The relevance of the study stems from the fact that as a result of the digitalization of society, the need to protect personal information and financial assets in the cyber environment is constantly growing. Are ordinary citizens able to withstand the threats of cybercriminals? This issue was the subject of a study aimed at identifying the level of cybersecurity competence of the region's residents by analyzing digital literacy and culture of behavior in cyberspace. The article presents the author's classification of respondents according to their cybersecurity competence levels. It is noted that the level of cybersecurity competence of Samara region residents takes relatively high and average values. However, a number of important security rules and, most importantly, the skills to respond to potential cyber threats are insufficiently formed in the minds of citizens. Based on the method of structural coefficients, the social profiles of each type (level) are identified, and the differences between them are analyzed. It also shows that the level of competence depends on a number of socio-demographic factors: gender, age, level of education, place of residence, etc. Based on statistical methods of identifying relationships between attributes, it is shown that the level of competence depends on a number of socio-demographic factors: gender, age, level of education, place of residence, etc. The article concludes by summarizing the current directions for improving cybersecurity competence among the population.

Keywords: digitalization, cybersecurity, oyber-threat, information literacy, level of competence, group social profile.

47

References

1. The number of extremist crimes in Russia increased in 2022. //Interfax Information Group, 31.01.2023 URL: https://www. interfax.ru/russia/884032 (access date: 02.02.2022).

2. Cybersecurity in new realities // Positive Research. Collection of research on practical security, 2022 URL: https://www.ptse-curity.com/upload/corporate/ru-ru/analyt-ics/positive-research-2022-rus.pdf (access date: 10.02.2022).

3. Current Cyber Threats: Q4 2022 // URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/ analytics/cybersecurity-threatscape-2022-q1/ (accessed 10.02.2022).

4. Lobach D.V., Smirnova E.A. State of cybersecurity in Russia at the current stage of digital transformation of society and the formation of a national system of countering cyberthreats // Territory of new opportunities. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sostoyanie-kiberbezopasnosti-

v-rossii-na-sovremennom-etape-tsifrovoy-transformatsii-obschestva-i-stanovlenie-natsionalnoy-sistemy (date of reference: 02.02.2022).

5. Study of the level of information security in Russian companies in 2022 // URL: https:// searchinform.ru/survey/global-2022/ (access date: 10.03.2022).

6. 2023 Global Future of Cyber Survey // https://www.deloitte.com/content/dam/ assets-shared/legacy/docs/analysis/2022/ deloitte_future_of_cyber_2023.pdf (accessed 10.03.2022)

7. PwC: pandemic accelerated digitalization of 24% of Russian companies // https://www. kommersant.ru/doc/4557468 (accessed 10.03.2022)

8. NAFI conducted the first measurement of Digital Financial Literacy Index of Russian residents// URL: https://nafi.ru/analytics/ nafi-provel-pervyy-zamer-indeksa-tsifrovoy-finansovoy-gramotnosti-zhiteley-rossii/ (access date: 10.03.2022)

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.