Научная статья на тему 'Компетентность в экстремальной профессиональной деятельности'

Компетентность в экстремальной профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
655
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентность в экстремальной профессиональной деятельности»

В связи с этим также четко проявляется и задача воспитателей, работающих в образовательных системах: выйти самим на уровень интегрального видения средствами тела, души и духа; помочь воспитуемым пройти этот путь в процессе полу.

, , , -, . подходы приводят к библейской ситуации, когда один слепой указывает дорогу другому слепому, в связи с чем, Христос вопрошает: «Не упадут ли оба они в яму?»

АХ. Погорелов

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессиональная компетентность в настоящее время приобретает все боль. , -ми. Во-первых, понятие компетентность является конструктом, обладающим достаточно большим арсеналом возможностей. Компетентность является критерием индивидуальных различий в трудовой деятельности и эффективно используется в отборе и найме персонала, его аттестации и лицензировании, в управлении показателями труда и развитии человеческих ресурсов. В последнее время все большее значение компетентность приобретает для оценки труда и вознаграждения. Кроме того, компетентность занимает ключевое положение в системе понятий, отражающих взаимодействие личности как субъекта деятельности с профессией и социаль-, . профессиональная компетентность эффективно используется в решении проблем, связанных с профессиональным развитием личности и развитием организаций, и выступает как предмет исследования в профессиональной и организационной пси,

связанных с параметрами эффективности деятельности человека.

Работы отечественных специалистов в области компетентности направлены, в , -ботников сферы образования, а также таких видов профессиональной и психологической компетентности как: социальной; социально-перцептивной; социальнопсихологической; психологической; психолого-педагогической; педагогической; коммуникативной; аутопсихологической; рефлексивной; акмеологической; кон; ; .

Что касается профессиональной компетентности специалистов, деятельность которых в той или иной мере связана с экстремальными условиями и ситуациями, то необходимо отметить, что исследований этого направления незаслуженно мало. К таким работам, к примеру, можно отнести следующие: исследование антикризисной психологической компетентности; психологической компетентности в профессиональной деятельности командира полка; конфликтологической компетентности; тактико-коммуникативной компетентности следователя в конфликтной .

В отечественной психологии выполнено огромное количество работ в области исследования профессиональной деятельности человека, связанной с экстремальными условиями и ситуациями, деятельности военнослужащих, работников МВД и налоговой полиции, спортивной деятельности. Однако исследования, связанные с профессиональной успешностью в этих видах деятельности, как правило, выполнены с позиций подготовки к деятельности, готовности к деятельности, ус-

,

деятельности, индивидуальных качеств, лежащих в их основе, но не с позиции компетентности как свойства личности.

Вместе с тем успешность профессиональной деятельности имеет наиболее тесную связь именно с компетентностью, поэтому актуальность проблемы профессиональной компетентности специалистов экстремальных профессий трудно переоценить. Кроме того, необходимо отметить, что актуальность связана не только с

, -, , ,

,

их творческого потенциала.

Характерной особенностью всех видов деятельности, связанных с экстре, , -пени представлены ситуации с угрозой целостности личности, является наличие у человека определенных состояний, возникающих в значимые моменты выполнения их профессиональных задач. Поэтому специалисты указанных видов деятельности кроме общей профессиональной компетентности, позволяющей им успешно выполнять задачи в обычных организационных условиях, должны обладать еще и

, -ланс и обеспечивать выполнение профессиональных задач при воздействии экстремальных условий деятельности и в различных экстремальных ситуациях. Будем называть эту компетентность экстремальной.

Под экстремальной компетентностью мы будем понимать индивидуальное качество личности, проявляющееся в ее стремлении и способности успешно и безопасно выполнять профессиональные задачи и/ши сохранять свою целостность в экстремальных условиях и ситуациях.

Экстремальная компетентность реализуется в ряде компетенций, которые могут быть объединены в три группы ключевых компетенций: компетенции, связанные с самоопределением личности в экстремальных ситуациях и меняющихся ус; ; -тремальных условиях и экстремальных ситуациях.

Самоопределение представляет собой процесс определения личностью пози,

, , -

ских целей и ценностей.

Экстремальные компетенции регуляции деятельности позволяют личности обеспечивать управление деятельностью в моменты, когда действия необходимые для достижения цели требуют мобилизации всех имеющихся у личности ресурсов. Эти компетенции позволяют личности эффективно и безопасно достигать значимых целей, без негативных последствий для личности. Компетенции саморегуляции позволяют личности обеспечивать сохранение внутреннего равновесия, устойчивости и жизнеспособности в экстремальных условиях и экстремальных ситуациях.

Кроме групп компетенций можно выделить виды экстремальной компетентности. Компетенции каждой из указанных групп являются результатом проявления того или иного вида компетентности как личного качества. Виды экстремальной компетентности могут быть выделены на основе определенных признаков, которые играют ключевую роль как в успешности и безопасности выполнения специалистами профессиональных задач, так и в их профессиональном и личностном развитии. Нашей следующей задачей будет выделение этих признаков. Учитывая

,

,

по отношению к результатам деятельности и как зависимые переменные по отношению к индивидуальным характеристикам личности.

Оценка своих возможностей как достаточных для удовлетворения требований , . -ний стресс факторов как превышающей возможности личности противостоять им, может вызвать стресс реакции разного типа. Опыт и исследования показывают, что даже в таких ситуациях человек способен сохранять внутреннее равновесие и про, , целостность личности и выполнять свои профессиональные обязанности. В тоже , -сованию функциональных систем, когда имеющиеся у человека ресурсы будут использованы не эффективно либо вовсе не будут использованы. Это негативно скажется не только на выполнении профессиональных задач, но и на психическом . , процессе выполнения профессиональных задач в контексте экстремальных требований влияет на успешность их решения и может выступать как признак компе-.

Ресурсы также являются ключевым фактором как успешности и надежности

,

специалиста. Поэтому ресурсы, а точнее их соответствие или несоответствие требованиям профессии, выбранной цели или конкретным задачам, мы будем рассматривать в качестве признака компетентного и некомпетентного поведения.

Под ресурсами мы будем понимать те объекты, личностные характеристики, обстоятельства или энергию, которые либо оценены личностью, либо служат как способ достижения объектов, личностных характеристик, условий или энергии.

, , , -ток восстановления ресурсов после их вложения служат источником стресса.

Еще одним признаком, который, на наш взгляд, может быть использован как для выделения видов экстремальной компетентности, так и для различения компетентного и не компетентного поведения, является отношение человека к выбору экстремальной формы активности. Можно выделить две ключевые позиции: свободный выбор личностью экстремальной формы активности и активность личности в экстремальной ситуации, сложившаяся под влиянием внешних обстоятельств (вынужденная форма экстремальной активности). Характер выбора определяет характер цели деятельности, задач и действий.

, -мы активности позволяет личности выбрать цель, которая имеет для нее опреде-. -вии особенностям личности, что дает основание личности быть успешной в дости-, , его функциональных систем.

В тоже время вынужденная форма экстремальной активности предполагает, что ее характер определяется негативными требованиями ситуации и тем смыслом, который она имеет для личности. Это может быть угроза достижения цели, либо угроза целостности личности, как психической, так и физической, либо угроза для близких его людей или социальному окружению.

В конечном итоге мы можем выделить три ключевых фактора, которые являются определяющими для выделения групп компетентностей. К ним относятся: характер выбора экстремальной формы активности; степень соответствия ресурсов требованиям профессиональной деятельности и конкретной задачи; степень согласованности функциональных систем, в процессе выполнения профессиональных

задач в контексте экстремальных требований. Эти факторы могут выступать как признаки для различения видов компетентности и характеристик компетентного и

.

для различения двух независимых видов компетентности: экстремальной развивающей и экстремальной совладающей.

В тоже время все три фактора в определенной совокупности могут выступать как признаки компетентного или некомпетентного поведения.

К компетентному будет также относится поведение, которое имеет следующие характеристики: специалист не принимает решения по выбору цели, для достижения которой у нее нет необходимых ресурсов, либо осознает, что в процессе достижения может возникнуть ситуация, которая приведет к рассогласованию функциональных систем и механизмов, обеспечивающих достижение цели.

К некомпетентному будет отнесено поведение, имеющие следующие характеристики: специалист выбирает цель, для достижения которой у него нет соответ-; , -полнение его профессиональных обязанностей, для реализации которых у него есть необходимые ресурсы; в процессе выполнения специалистом профессиональ-, .

Для позиции вынужденного выбора экстремальной активности компетентным , -ленной угрозы и эффективного использования ресурсов, которое возможно при согласованной работе функциональных систем и механизмов, обеспечивающих .

Некомпетентным будет поведение, в котором либо неадекватно установлена угроза и соответственно неадекватно определены цели совладания, либо ресурсы не используются по причине рассогласованности в работе функциональных сис-

,

.

Анализ характеристик компетентного и некомпетентного поведения делают обоснованным наше утверждение о том, что экстремальная развивающая и экстремальная совладающая компетентности представляют разные, несводимые друг к другу виды компетентности.

Экстремальная развивающая компетентность формируется в профессиональ-, , результатом свободного выбора личности.

Экстремальная развивающая компетентность есть качество личности, проявляющееся в стремлении и способности личности распознавать и принимать

, -вия, достижение и выполнение которых раскрывают потенциальные возможности личности и делают ее жизнь осмысленной, профессионально и социально значимой.

Выбор экстремальной формы активности имеет место как в процессе профес-

, , выборе конкретного способа действия. Выбор вида деятельности как акта профессионального самоопределения предполагает определенный уровень готовности, которую можно рассматривать с позиции наличия у человека определенных компетенций. К ним могут быть отнесены компетенции, которые предполагают наличие навыков рефлексии, знание своих индивидуальных особенностей, знание профессиональных требований и способность определения взаимосоответствия между

.

.

понимать значение и смысл экстремальной деятельности. Кроме того, самоопределение личности в экстремальных ситуациях и меняющихся условиях деятельности невозможно без ее включенности в ситуацию, предполагающую принятие на себя

. .

Структура компетентности в оценке соответствия ресурсов личности требованиям выбираемой профессии, цели деятельности или действия будет иметь свою специфику для каждого из указанных выборов.

Достоверность оценки соответствия ресурсов выбранной цели носит характер

.

есть процесс принятие решения с риском.

Необходимо уделить внимание еще одной важной компетентности, которая входит в экстремальную развивающую компетентность, которая проявляется в навыках и умении контролировать развитие ситуации.

Контроль над ситуацией представляет процесс, в котором задействованы как осознанные, так и неосознаваемые психические процессы. Особенно это выразительно в экстремальных ситуациях, связанных с дефицитом времени для принятия .

Эта компетентность предполагает наличие у личности ряда других компетенций, таких, к примеру, как: адекватная оценка ситуации; адекватные изменяющейся ситуации паттерны реагирования и действия, которые взаимосвязаны с оценкой; мобилизация ресурсов и перераспределение ресурсов.

Совладающая компетентность есть понятие неочевидное, требующее прояснения и определенного обоснования. Прежде всего, компетентность есть свойство ,

принятых стандартов или превышающие их.

Однако деятельность в экстремальных условиях характерна воздействием на человека множества негативных факторов, неожиданными и непредсказуемыми

,

и/или целостности личности. Поэтому профессионалу необходимы специальные

,

на ее устранение.

, -

, ,

( ).

Важным моментом является изучение взаимосвязи совладающего поведения с успешностью деятельности.

Взаимосвязь характера совладающего поведения с успешностью деятельности и ее спецификой, делают обоснованным введение понятия совладающей компетентности. Она представляет самостоятельную компетентность, ни коим образом не связанную с другими специфичными видами компетентности, отсутствие которых приводит к экстремальной ситуации.

Совладающая экстремальная компетентность есть качество личности, проявляющееся в стремлении и способности личности достигать поставленных целей и/или сохранять свою целостность в ситуациях, когда возникает угроза достижения /

.

действовать по определенному алгоритму в ситуациях угрозы, либо как способность находить своеобразные, уникальные выходы из этих ситуаций. Кроме того, совладающая компетентность есть особая компетентность, проявляющаяся в способности личности сохранять свою целостность, пожертвовав для этой цели определенной ее частью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.