Н.Н. Долгих
КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются вопросы оценки результативности художественного образования. Определены понятия компетенции и компетентности. Представлена иерархия компетенций: ключевые, межпредметные, предметные. Уровень подготовки выпускника учреждения художественного образования определяется компетентностью как владением предметными, межпредметными компетенциями. Определен структурный состав предметных компетенций, включающих когнитивный аспект и личностное развитие, проявляющееся в следующих аспектах: мотивационный, поведенческий, ценностно-смысловой, эмоциональноволевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности. Показано, что критерии - это признаки, на основании которых производится оценка. Индикаторы рассматриваются как объективные показатели выраженности оцениваемого критерия, которые выявляются в процессе наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа результата деятельности, например выполненных заданий по композиции. Сформулированы показатели предметных компетенций, критерии определения степени выраженности выделенных показателей.
Ключевые слова: результативность художественного образования; компетентность; ключевые; межпредметные; предметные компетенции; показатели предметных компетенций; критерии.
Современные изменения в образовании связаны с переоценкой результативности образования, в том числе и художественного. Важным результатом педагогической деятельности становится не просто багаж приобретенных знаний, т.к. в реальной жизни востребованы не наличие знаний, но умения применять знания, способности выполнять определенные функции, решать жизненные и профессиональные задачи. Уровень подготовки выпускника, в отличие от традиционных знаний, умений и навыков, ха-растеризуется компетентностью как владением, обладанием учеником соответствующей компетенцией. В связи с переходом к компетентностному образованию актуальной становится задача определения ключевых понятий, лежащих в основе компетентностного подхода, в частности компетенция и компетентность. А.В. Хуторской определяет компетенцию как «отчужденное, наперёд заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, необходимой для качественной продуктивной деятельности» [1. С. 152]. И. А. Зимняя определяет компетенции как потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [2. С. 22-23]. Таким образом, компетентность является понятием процессуальным, формируется и проявляется в деятельности. Компетентность есть актуальное проявление компетенции.
Большинство исследователей подчеркивают сложный состав компетентности. По мнению И. А. Зимней, компетентность включает:
- готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);
- владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);
- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
- отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения (ценностно-смысловой аспект);
- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [2. С. 24].
Компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компонент.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образова-
тельных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) различают компетенции ключевые, межпредметные и предметные.
Ключевые компетенции, относящиеся к общему (метапредметному, надпредметному) содержанию образования, определяют успешную социализацию выпускника. Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ключевые компетенции формируются под влиянием семьи, общеобразовательной, художественной школы, повседневного личного опыта учащихся.
Предметные компетенции формируются в рамках учебных предметов и обеспечивают готовность к применению знаний по конкретному предмету. Предметные компетенции формируются в процессе изучения предметного содержания, например композиции, и прописываются в программе по данному предмету в разделе «ожидаемые результаты».
Межпредметные компетенции определяют готовность и способность выпускника комплексно применять знания нескольких учебных дисциплин. Очевидно, что межпредметные компетенции будут формироваться, если в процессе обучения актуализируются межпредметные связи. Значимым условием формирования межпредметных компетенций является приобретенный опыт применения знаний в практической деятельности, моделирующей будущую профессиональную деятельность, где необходимо применение комплексных, межпредметных знаний.
В связи с изменением подходов к оценке качества художественного образования важно определить, какие компетенции формируются в процессе успешного освоения программ художественного образования, разработать критерии оценки показателей (индикаторов) компетенций.
В литературе представлено большое разнообразие ключевых компетенций, в частности, А.В. Хуторской предлагает полный перечень ключевых компетенций в деятельностной форме. Из предложенных перечней мы выбрали те, которые непосредственно связаны с обучением в образовательных учреждениях культуры и искусства. Художественное образование, на наш взгляд, способствует формированию следующих ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции:
- умение формулировать собственные ценностные ориентиры, осуществлять выбор индивидуальной образовательной траектории: изучаемых предметов, сфер деятельности.
Учебно-познавательные компетенции:
- умение ставить цель и организовывать ее достижение, пояснять свою цель;
- умение осуществлять планирование, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- умение наблюдать, задавать вопросы к наблюдаемым явлениям, обозначать свое понимание или непонимание изучаемой проблемы;
- наличие опыта восприятия картины мира.
Социокультурные компетенции:
- умение выбирать пути и способы организации свободного времени, культурно и духовно обогащающие личность;
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности: умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности;
- наличие представлений о системах культурных норм и ценностей в России и других странах.
Коммуникативные компетенции:
- владение способами взаимодействия с окружающими, умение задавать вопросы, корректно вести учебный диалог;
- владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, умения искать и находить компромиссы;
- наличие позитивных навыков общения в поли-культурном обществе, основанных на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции:
- владение навыками и способами приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Нормативные документы Министерства культуры определяют требования к уровню подготовки выпускника детской школы искусств, которые можно рассматривать как межпредметные компетенции, т.к. они могут быть сформированы в результате успешного освоения комплекса предметов, входящих в учебный план художественной школы:
- владение изобразительной грамотой на уровне, необходимом для продолжения обучения в среднем и высшем специальном учебном заведении;
- навыки осознанного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства;
- умение ориентироваться в отечественной и зарубежной изобразительной практике;
- умение использовать полученные знания в практической деятельности.
- умение воплощать представления и фантазии в работе над композицией, развитое композиционное мышление;
- навыки участия в конкурсах, фестивалях, выставках;
- навыки самостоятельной и коллективной творческой деятельности;
- умение сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.
Для определения требований к выпускнику учреждения художественного образования важно сформулировать перечень предметных компетенций, которые можно прописать в учебной программе по предмету, в разделе «ожидаемые результаты».
Методические рекомендации по определению уровня подготовки выпускника детской школы искусств Министерства культуры РФ обозначают, что качество художественного образования определяется:
- степенью овладения знаниями, умениями, навыками;
- показателями личностного развития.
Показателями развития личности выпускника детской
школы искусств как результата образования обозначаются:
- сформированность познавательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художественной деятельности;
- развитие интеллектуальной сферы ребенка, волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в выбранном виде искусств, как в самой школе искусств, так и после ее окончания.
Таком образом, структурный состав предметных компетенций можно определить на основании подходов И.А. Зимней, а также с учетом рекомендаций к качеству подготовки выпускника школы искусств.
1. Когнитивный аспект (степень овладения знаниями, умениями, навыками или владение знанием содержания компетентности) можно представить следующим образом:
- умение «видеть» изобразительную плоскость в целом;
- умение выбирать тип формата в зависимости от композиционного замысла;
- навыки грамотного выбора размера изображения, соотношений изображения и фона;
- навыки использования выразительных возможностей линий и цвета, передачи при помощи линий и цвета эмоциональной окраски образа;
- умение использовать выразительные возможности композиционных приемов симметрии и асимметрии в зависимости от замысла;
- умение выделять сюжетно-композиционный центр, используя выразительные средства: линию, тон, свет, контрасты, ритм, пластику, обобщенность, детализацию и т.д.;
- умение организовать статичную и динамичную композицию, используя горизонтали, вертикали, диагональные направления;
- умение грамотно использовать художественный ритм для расчленения компонентов произведения и объединения целого ряда впечатлений в единое целое;
- умение использовать возможности контраста и нюанса для выразительного решения композиционного замысла;
- умение самостоятельно формировать образный замысел композиции и последовательно его воплощать в конкретном материале;
- умение завершить работу над композицией, обобщить второстепенные детали, акцентировать главные смысловые и цветовые пятна.
2. Личностное развитие проявляется в следующих аспектах:
1. Готовность к проявлению компетентности, сфор-мированность устойчивой мотивации к художественной деятельности (мотивационный аспект):
- наличие потребности в полноценном художественном общении с искусством.
2. Опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект):
- навыки наблюдения окружающей действительности, умение видеть в ней типичное, достойное отражение в искусстве;
- наличие навыков самостоятельной творческой деятельности;
- наличие художественного вкуса и навыков анализа и оценки произведений изобразительного искусства.
3. Отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения (ценностно-смысловой аспект):
- отношение к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
- восприятие творческой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
4. Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности:
- развитие интеллектуальной сферы ребенка;
- развитие волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в выбранном виде искусств, как в самой школе искусств, так и после ее окончания.
- развитие внутренних, сущностных, природных, универсальных свойств личности обучающегося: композиционного мышления, зрительной памяти, воображения, эстетического восприятия действительности и искусства, внимания, наблюдательности;
Критерии оценки показателей (индикаторов) компетенций (таблица). Компетентность - интегрированное качество личности, которое сложно диагностировать. С целью осуществления мониторинга процесса подготовки выпускника необходимо разработать инструментарий измерения компетентности. Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает применение компетенций в конкретной ситуации. Данный путь предусматривает, на наш взгляд, следующие возможные критерии компетентности, которые можно оценить по соответствующим показателям (индикаторам).
Критерии - это признаки, на основании которых производится оценка. Показатель (indicator - то, что доступно восприятию, то, что «показывает» наличие чего-либо) - это мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика. Это внешне хорошо различимый признак измеряемого критерия [3. С. 232]. Индикаторы мы рассматриваем как объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, которые выявляются в процессе наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа результата деятельности, например выполненных заданий по композиции. Кроме того, информация для оценки степени сформированности показателей (индикаторов) компетентности может быть получена путем анкетирования, анализа достижений (портфолио).
№ п/п Компетенция Критерии Показатели (индикаторы)
1 2 3 4
1 Когнитивный аспект Наличие знаний, умений, навыков по предмету, прописанных в разделе учебной программы «ожидаемые результаты» Выполнение образовательных задач учебного задания
2 Мотивационный аспект Проявление потребности в общении с искусством Посещение выставок, музеев, творческих встреч с художниками за рамками организованного образовательного процесса
Обучение в 5-м профориентационном классе после окончания художественной школы
Получение дополнительного художественного образования за рамками основного образовательного процесса (например, на специальных курсах)
3 Поведенческий аспект Наблюдательность, умение видеть в окружающей действительности типичное, достойное отражения в искусстве - в качестве индикаторов измерения данной компетенции могут быть задания по композиции, предусматривающие сбор натурного материала Образная характеристика персонажа: передан «свой, индивидуальный характер» человека, или архитектурного мотива, например старого дома, по результатам наблюдений реальной действительности
Наличие деталей, характеризующих время и место действия: детали одежды в портрете, головной убор, обувь, аксессуары, украшения и пр.; детали архитектурных сооружений: окна, наличники, двери, крыльцо, кровля, забор, скворечник, водосточные трубы и пр.
Навыки самостоятельной творческой деятельности - в качестве индикаторов измерения данной компетенции могут быть задания по композиции, предусматривающие самостоятельную работу над композицией: от первоначального эскиза через натурные зарисовки к завершению композиции Наличие и качество зарисовок с натуры
Наличие и качество различных вариантов композиционного решения в эскизах
Оптимальный выбор эскиза, умение обосновать свой выбор
Выбор колористического решения в зависимости от замысла
1 2 3 4
Наличие художественного вкуса и навыков анализа и оценки произведений изобразительного искусства Умение проанализировать, какими средствами выражен замысел произведения
Наличие собственного мнения, умение аргументированно отстаивать свою позицию
Умение обобщить сказанное, подвести итог, дать оценку
Умение определить возможности и пути дальнейшего совершенствования
4 Ценностно-смысловой аспект Восприятие творческой деятельности как неотъемлемой части своей жизни Отношение количества выпускников, поступивших в художественные вузы, ссузы к общему количеству выпускников в процентах
5 Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности Развитие интеллектуальной сферы ребенка Участие в олимпиадах по истории искусств, конференциях, исследовательская деятельность в области искусства
Развитие волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в выбранном виде искусств, как в самой школе искусств, так и после ее окончания Качественное и в срок выполнение классных учебных заданий
Качественное и в срок выполнение домашних заданий по сбору материалов для композиции
Качественное и в срок выполнение домашних набросков, зарисовок
Развитие внутренних, сущностных, природных, универсальных свойств личности обучающегося: композиционного мышления, зрительной памяти, воображения, эстетического восприятия действительности и искусства, внимания, наблюдательности - в качестве индикаторов измерения данной компетенции могут быть продукты творческой деятельности - выполненные задания по композиции Проявление умений обобщить наблюдения и создать художественный образ
Придание эмоциональной окраски образам
Проявление неравнодушного отношения к действительности
Наличие деталей, выполненных в композиции по результатам наблюдения действительности
6 Результативный аспект: достижения Анализ портфолио учащихся:
результаты обучения по рисунку, живописи, композиции Средний балл по итогам учебного года
Средний балл по итогам срезовых просмотров
результаты обучения по предмету по выбору Отметка по итогам учебного года
результаты обучения по практике (пленэру) Средний балл по итогам учебного года
сведения об участии в олимпиадах, конференциях Количество участий
Наличие дипломов
результаты участия в выставках, конкурсах Количество работ, участвовавших в выставках
Количество выставок, в которых участвовал ученик
Количество дипломов за призовые места в международных, всероссийских, региональных выставках
Количество дипломов за призовые места в областных, городских выставках
Количество дипломов за участие в международных, всероссийских, региональных выставках
Количество дипломов за участие в областных, городских выставках
Таким образом, переоценка результативности художественного образования связана с изменением требований к уровню подготовки выпускника. Требования к подготовке выпускника определяются компетенциями, которые выявляются в компетентностях как актуальных, деятельностных проявлениях. Процесс художественного образования способствует становлению ключевых, межпредметных и предметных компетенций.
Межпредметные компетенции формируются в процессе освоения комплекса специальных предметов, составляющих учебный план учреждения художественного образования, например художественной школы.
В структуру межпредметных компетенций входят:
- знания, умения, навыки;
- понимание связей между различными дисциплинами и психологическая готовность применять знания их соответствующих дисциплин при изучении других;
- опыт применения знаний по одним дисциплинам при изучении других;
- понимание необходимости и возможности комплексно применять знания из различных дисциплин в профессиональной деятельности;
- опыт комплексного применения знаний по различным дисциплинам в профессиональной деятельности;
- уверенность обучающегося в своих возможностях решать задачи профессиональной деятельности, комплексно применяя знания по различным дисциплинам;
- желание и готовность при изучении дисциплины получать новые знания из других дисциплин [4. С. 15].
Условиями успешного формирования межпредметных компетенций является актуализация межпредметных связей в процессе освоения предметного содержания. Например, при решении задачи передать воздушную перспективу, пространство цветом на живописи, важно использовать знания, приобретенные на рисунке. Создавая многоплановый пейзаж на композиции, необходимо актуализировать знания и умения, приобретенные на рисунке и живописи. Кроме того, анализ произведений мастеров живописи, средств художественной выразительности, с помощью которых ими передавалась воздушная перспектива, также поможет созданию композиции. При выполнении заданий по композиции, связанных с изображением пейзажа, важ-
но использовать опыт наблюдений и выполнения зарисовок с натуры в процессе пленэрной практики. Понимание связей между различными дисциплинами, опыт применения знаний по одним предметам при изучении других формирует умение комплексно применять знания в творческой деятельности, способствует формированию межпредметных компетенций.
Предметные компетенции включают как когнитивный аспект (степень овладения знаниями, умениями, навыками), так личностное развитие выпускника. Показатели личностного развития можно рассматривать в следующих аспектах: мотивационный, поведенческий, ценностно-смысловой аспект, эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
В различных аспектах, например поведенческом, можно выделить критерии сформированности компетенции, например: наличие художественного вкуса и навыков анализа и оценки произведений изобразительного искусства. Для оценки критерия важно определить индикаторы как объективные показатели выраженности оцениваемого параметра. В данном случае это могут быть: умение проанализировать, какими средствами выражен замысел произведения; наличие собственного мнения, умение аргументированно отстаивать свою позицию; умение обобщить сказанное, подвести итог, дать оценку; умение определить воз-
можности и пути дальнейшего совершенствования произведения.
Перечисленные умения и навыки выявляются в процессе наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа результата деятельности, например выполненных заданий по композиции. Кроме того, информация для оценки степени сформированности показателей (индикаторов) компетентности может быть получена путем анкетирования, анализа достижений (портфолио).
Выделение критериев сформированности предметной компетентности, а также показателей (индикаторов) для оценки степени выраженности выделенного показателя, важно не только для оценки качества художественного образования. Еще более важно это для определения путей совершенствования художественного образования. Целенаправленная работа по формированию, например, навыков анализа художественных средств, с помощью которых выражен замысел произведения, закономерно приведет к формированию художественного вкуса и навыков анализа и оценки произведений изобразительного искусства. Кроме того, становление данной компетенции сопряжено с повышением профессионализма в области создания собственных произведений и в целом способствует формированию межпредметных компетенций выпускника учреждения художественного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС-
ПРЕСС, 2005.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Борытко Н.М. и др. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Борытко. М.: Академия,
2008. 320 с.
4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практ. пособие. М., 2007. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 16 ноября 2009 г.