Научная статья на тему 'Компенсация вреда причиненного потерпевшим (жертвам) от злоупотреблений со стороны должностных лиц в сфере правосудия'

Компенсация вреда причиненного потерпевшим (жертвам) от злоупотреблений со стороны должностных лиц в сфере правосудия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
472
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕНСАЦИЯ ВРЕДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзидзария Б. Ю.

В Российской Федерации установлен порядок возмещения ущерба в полном объеме независимо от вины должностных лиц за счет средств федерального бюджета в случаях незаконного вовлечения гражданина в сферу уголовного преследования при его последующей реабилитации. Однако в Российском бюджетном законодательстве нет правовых норм, которые позволяли бы в полной мере реализовать указанные положения. Компенсация ущерба за счет средств федерального бюджета не предусмотрена. Статья Б.Ю. Дзидзария «Компенсация вреда причиненного потерпевшим (жертвам) от злоупотреблений со стороны должностных лиц в сфере правосудия» обосновывает вывод, что в России необходимо создать Государственный Фонд помощи жертвам преступлений и злоупотребления властью в сфере отправления правосудия при Министерстве финансов и принять о нем соответствующие нормативные правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компенсация вреда причиненного потерпевшим (жертвам) от злоупотреблений со стороны должностных лиц в сфере правосудия»

7.8. КОМПЕНСАЦИЯ ВРЕДА ПРИЧИНЕННОГО ПОТЕРПЕВШИМ (ЖЕРТВАМ) ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ СО СТОРОНЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СФЕРЕ ПРАВОСУДИЯ

Дзидзария Б.Ю., соискатель кафедры уголовно - правовых дисциплин Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В Российской Федерации установлен порядок возмещения ущерба в полном объеме независимо от вины должностных лиц за счет средств федерального бюджета в случаях незаконного вовлечения гражданина в сферу уголовного преследования при его последующей реабилитации. Однако в Российском бюджетном законодательстве нет правовых норм, которые позволяли бы в полной мере реализовать указанные положения. Компенсация ущерба за счет средств федерального бюджета не предусмотрена1. Статья Б.Ю. Дзидзария «Компенсация вреда причиненного потерпевшим (жертвам) от злоупотреблений со стороны должностных лиц в сфере правосудия» обосновывает вывод, что в России необходимо создать Государственный Фонд помощи жертвам преступлений и злоупотребления властью в сфере отправления правосудия при Министерстве финансов и принять о нем соответствующие нормативные правовые акты.

Современный этап развития правового государства обусловливает необходимость совершенствования механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе средствами уголовного права. В данном контексте осуществляется защита различного рода социальных ценностей, в том числе прав и свободы человека от незаконного нарушения или ограничения, происходит восстановление нарушенного права, а главное - компенсация причиненного вреда. Особое значение указанный механизм приобретает там, где права и свободы человека подлежат ограничению, в частности, в сфере уголовного судопроизводства. Поэтому в уголовно-процессуальном законе предусмотрена реабилитация пострадавших от незаконного принуждения.

Вместе с тем практика показывает, что должностные лица органов правосудия нередко отступают от требований закона, что ведет к ущемлению прав и свобод лица, привлекаемого к уголовной ответственности. В качестве приоритета любое государство стремится защитить права и свободы этих граждан от необоснованного ограничения. В случае, если должностные лица неправомерно, злоупотребляя властью, нарушают права подозреваемого (обвиняемого), то последний становится носителем двойного уголовно - процессуального статуса, т.е. превращается в жертву. Для того чтобы определить его статус необходимо обратиться к международно-правовым стандартам и нормативно - правовым актам РФ.

Известно, что общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры яв-

1 Доклад Уполномоченного по правам человека за 2007г. Российская газета № 55. от 14. 03. 08.

ляются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч.4 ст. 15 Конституции РФ)2. В дополнение ст. 15 Конституции РФ Верховный Суд принял постановление Пленума «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003г3. В Постановлении определяются общепризнанные принципы международного права как основополагающие императивные нормы международного права, применяемые и признаваемые международным сообществом, отклонение от которых, в целом, недопустимо. Пленум указал, что к ним, в частности, относится принцип всеобщего уважения прав человека.

Одним из общепризнанных международно-правовых актов направленных на уважение и защиту прав человека, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), в п. 5 ст. 5 которой говорится о праве лица, ставшего жертвой ареста или задержания на компенсацию4. Позже, в 1985 г. ООН приняла Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью5, которая под термином «жертвы преступлений», подразумевает «лиц, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональное страдание, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью» (ст. 1). Здесь термин «жертва» рассматривается более широко, то есть не только как лицо, терпящее вред в преступлениях общеуголовного характера, но и при противоправных злоупотреблениях должностных лиц.

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью была принята на основе материалов и Решений VII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1985 г.)6.

Согласно Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Помимо Конституции РФ эти права содержатся и в «Положении о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания предварительного следствия, прокуратуры и суда»7, и в постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. № 635 «О правилах финансирования расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы,

2 См. также: Федеральный закон РФ от 15. 07. 1995г. №101. ФЗ «О международных договорах РФ». Сборник законодательства РФ. 1995. №29,ст.2757.

3 БВС РФ. 2003. №12.С.3-8.

4 Европейская конвенция о защите прав человека 1950 г. С.2.

5 Сборник Стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия ООН. Нью-Йорк, 1992, С. 242.

6 Квашис В.Е., Вавилова Л. В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М., 1996.С.50.

7 Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. От 18 мая 1981г. (Определением

Конституционного суда РФ от 21.04.2005 №242-О разъяснено, что данный документ может применяться лишь во взаимосвязи с положением гл.18 УПК РФ, регламентирующей основания возникновения права на реабилитацию, порядок признания этого права и возмещения различных видов вреда.) Консультант Плюс. Версия

Проф.

Дзидзария Б.Ю.

Компенсация вреда

помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое в связи с репрессиями имущество»8, а равно в ст. 42, 44 УПК РФ (гл. 6) и гл. 18 уПк РФ (ст. 133,134) посвященной «Реабилитации», то есть праву на компенсацию причиненного вреда. Конституция РФ содержит нормы, определяющие правовой статус потерпевшего. Это ст. 52 о защите прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, ст. 46, 48, гарантирующие каждому судебную защиту его прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи. Указанные конституционные нормы находят свое подтверждение и в уголовно - процессуальном законодательстве. Так, ст. 42 УПК РФ устанавливает, что потерпевший является физическим лицом, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда имуществу и деловой репутации.

Если же лицо предъявляет требования о возмещении имущественного вреда при наличии оснований полагать, что данный вред, причинен ему непосредственно преступлением, то по определению УПК РФ он становится гражданским истцом. Например, если речь идет о подозреваемом (обвиняемом) в отношении которого имеет место злоупотребление со стороны должностных лиц, он становится носителем двойного процессуального статуса. То есть имеет место переход от одного статуса в другой. В то время как подозреваемый (обвиняемый) по УПК РФ - участник уголовного судопроизводства со стороны защиты, а потерпевший - участник со стороны обвинения, их права и обязанности различаются. Для того чтобы верно определить правовой статус, возникающий у подозреваемого (обвиняемого), необходимо определить, в каких случаях данное лицо становится потерпевшим (жертвой).

Из анализа перечисленных норм, следует, что потерпевший - это процессуальная фигура, так как решение о его признании оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или определением суда. «Юридическим фактом, обусловливающим возникновение при производстве по делу такого участника уголовно - процессуального отношения как потерпевший является вынесение постановления о признании лица потерпевшим»9. Как видим, понятие «потерпевшего» следует трактовать более узко, нежели «жертва». Анализ изученных материалов уголовных дел о незаконном задержании, содержании под стражей, заключении под стражей и доклада Уполномоченного по правам человека (2007 г.) свидетельствуют о том, что увеличивается число граждан, ставших жертвами насилия со стороны должностных лиц, которые перестали обращаться в соответствующие органы, не веря в стремление защитить их права. По данным статистики, не менее одной четвертой части жителей России становились в последние годы жертвами преступлений. При этом, однако, более половины лиц, признанных потерпевшим, воздерживались от предъявления гражданского иска о возмещении причиненного вреда. Четвёртая часть из них по тем или

8 Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное...(в ред.Постановления Правительства РФ от 13.03.2008 №170) Консультант Плюс.

9 Научно - практический комментарий к Уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации. Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2002.90.

иным причинам отказалась в суде от своих показании, примерно столько же не явилось в суд вообще. Неверие потерпевших в способность суда эффективно защитить их права, законные интересы и личную безопасность -признак неблагополучия в этом важном аспекте правосудия10.

Данные проведенного исследования показывают, что многие из зарегистрированных преступлений (40 %) совершаются следователями, (32 %) оперуполномоченные уголовного розыска, (28 %) иными сотрудниками милиции. Из 48 изученных автором уголовных дел (о незаконном задержании, содержании под стражей и заключении под стражей) их субъектами выступали лица мужского пола (67%), лица женского пола (33%), имеющие высшее образование (75%), незаконченное высшее (7%), среднее специальное (13%), среднее (5%), ранее не судимые (92%), имеющие судимость (8%), не состоящие в браке (33%), разведенных (4%) и состоящими в браке (63%). Как видим, это лица, которые ранее не привлекались к уголовной ответственности. Как отмечалось, по большинству рассмотренных судом уголовных дел выносились приговоры условные, с испытательным сроком от 6 месяцев до 2 лет. Только в двух случаях суд вынес решение о возмещении вреда: в одном случае на 7 тыс. рублей - компенсация морального вреда11, а в другом, 156 тыс. рублей - возмещение материального ущерба12.

Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) правоохранительных органов, имеет каждый гражданин России. Порядок восстановления прав и свобод лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию и возмещение причиненного им вреда определяется как реабилитация (п.п. 34 и 35 ст. 5 УПК РФ).

В п.1 инструкции по применению Положения «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» (с изм. внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.04.2004 г. № ГКПИ 03-1383) разъясняется, что вопросы возмещения ущерба, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, и восстановления нарушенных при том трудовых, пенсионных, жилищных и других прав решается государством в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда13.

Таким образом, нормы Положения, также как УПК РФ и решения Верховного Суда предусматривают возможность компенсации реабилитированным. В Российской Федерации установлен порядок возмещения ущерба в полном объеме независимо от вины должностных лиц за счет средств федерального бюджета в случаях незаконного вовлечения гражданина в сферу уголовного преследования при его последующей реабилитации. При этом должна четко прослеживаться причинная

10 Доклад Уполномоченного по правам человека. Российская газета № 55. от 14. 03. 08.

11 Архив Амурской области за 2001г.Дело № 2 -75.

12 Н. Корчмарек Миллион за отсидку. «Труд»,№1, 2008г.

13 Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (с изм. от 05.04.2004 N ГКПИ 03-1383).Консультант Плюс.

связь между незаконными действиями должностного лица и наступившими для гражданина последствиями в виде причиненного ущерба 4 Между тем в Российском бюджетном законодательстве нет правовых норм, которые позволяли бы в полной мере реализовать положения указанной статьи Конституции. Компенсация ущерба за счет средств федерального бюджета не предусмотрена15. Несмотря на то, что проект положения о государственном Фонде помощи жертвам от преступных посягательств был подготовлен еще в 1997 г. до сих пор он так и не был реализован. В соответствии с данным проектом Фонд возмещает понесенные расходы, помимо иных источников, путем последующего иска к осужденному, то есть за счет средств самого преступника, в данном случае самого должностного лица злоупотреблявшего властью.

Исходя из изложенного, можно сформулировать вывод о том, что в России необходимо создать Государственный Фонд помощи жертвам преступлений и злоупотребления властью в сфере отправления правосудия при Министерстве финансов и принять о нем соответствующие нормативные правовые акты.

Рецензия.

Статья Б.Ю. Дзидзария посвящена исследованию актуальной темы - компенсации вреда причиненного потерпевшим (жертвам) от злоупотреблений со стороны должностных лиц в сфере правосудия. На сегодняшний день тема является не достаточно научно разработанной.

Статья соответствует поставленным автором исследовательским задачам. Автор проведит анализ норм, предусматривающих компенсацию вреда причиненного потерпевшим (жертвам) от злоупотреблений со стороны должностных лиц в сфере правосудия и по результатам проведенного анализа вносит свои предложения и рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства.

Современный этап развития правового государства обусловливает необходимость повышения эффективности механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе средствами уголовного права. Необходимо совершенствовать защиту различного рода социальных ценностей, в том числе прав и свободы человека от незаконного нарушения или ограничения, восстанавливать нарушенные права, а главное - компенсировать причиненный вред. Особое значение указанный механизм приобретает там, где права и свободы человека подлежат ограничению, в частности, в сфере уголовного судопроизводства. Поэтому в уголовно-процессуальном законе предусмотрена реабилитация пострадавших от незаконного принуждения.

Б.Ю. Дзидзария подробно останавливается на проблемных вопросах компенсации вреда причиненного потерпевшим от злоупотреблений со стороны должностных лиц. Следует согласиться с автором, что необходимо создать Государственный Фонд помощи жертвам преступлений и злоупотребления властью в сфере отправления правосудия при Министерстве финансов и принять о нем соответствующие нормативные правовые акты.

14 Бюллетень Верховного Суда СССР.- 1989.-№1,С. 10-14; Комментарий к УПК РФ. Под общ. Ред. В. М. Лебедева, М., 2002, С.285.

15 Доклад Уполномоченного по правам человека за 2007г. Российская газета № 55. от 14. 03. 08.

Б.Ю. Дзидзария исследовала значительное число нормативных и научных источников, проявила самостоятельность при изложении материала работы. Особого внимания заслуживает практический аспект рассматриваемой темы. Считаю, что статья Б.Ю. Дзидзария по своему содержанию и кругу рассматриваемых вопросов самостоятельна и оригинальна, может быть опубликована в научном журнале.

Научный руководитель, д.ю.н., доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии РПА Минюста России Л.А. Букалерова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.