УДК 343.54:332.053
КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА,
ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
М. И. Галюкова, кандидат юридических наук, помощник судьи Челябинского
областного суда
Определяются границы компенсации морального вреда с учетом тяжести совершенного преступления на основе анализа сложившейся судебной практики.
Ключевые слова: моральный вред, вред здоровью, преступление, физические страдания, психические страдания.
Конституцией РФ гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что правовое государство как особая политическая организация гражданского общества берет на себя обязанность гаранта жизненных ценностей и благ личности, выраженных в ее субъективных гражданских правах и личных свободах.
Важным межотраслевым институтом защиты прав личности является компенсация морального вреда вследствие совершенного преступления. В силу сложившейся судебной практики, обусловленной влиянием Верховного Суда РФ, компенсация морального вреда потерпевшему возможна только в случае совершения преступления против личности.
Понятие морального вреда в гражданско-правовом смысле раскрыто в ст. 151 ГК РФ, где моральный вред определяется как физические и нравственные страдания.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
При определении морального вреда законодатель делает акцент на слове «страдания», что с необходимостью определяет обязательное отражение действий причинителя морального вреда в сознании потерпевшего и
вызов определенной психической реакции. Степень страданий - это количественный критерий, определяющий глубину переживаний, вызванных противоправным деянием. В принципе страдания увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какое именно благо пострадало и насколько. Не стоит забывать, что колебания величины страданий напрямую зависят от индивидуальных особенностей потерпевшего. Восприятие людей бывает очень разным, есть люди, которые воспринимают несправедливое отношение к ним очень болезненно, и нервная встряска может привести их даже к серьезным болезням (вторичный моральный вред).
При этом вредоносные изменения в охраняемых благах находят отражение в форме ощущений (физические страдания) и представлений (нравственные или психические страдания).
Физическое страдание - это боль, которую человек испытывает постоянно в течение более или менее продолжительного времени. Физическое страдание не имеет четких критериев определения и не может иметь их, поскольку не является, в отличие от травмы, заболевания, патологического состояния и боли, медицинским термином, определяющим вред здоровью.
Психические страдания представляют собой концентрированное выражение всех других видов психического вреда с отметкой проявления виновным особой жестокости1.
Степень страданий в зависимости от обстоятельств может определяться путем проведения судебных экспертиз: судебно-психологической, судебно-психиатрической, судебно-медицинской и др.
Право требовать взыскания компенсации морального вреда принадлежит всегда потер-
певшему и связано с его личностью, поэтому в соответствии со ст. 383 ГК РФ переход этого права к другому лицу не допускается.
Например, постановленным в апелляционном порядке приговором Ирбитского районного суда приговор мирового судьи судебного участка № 2 Ирбитского района изменен и С., ранее судимая, осуждена по ч. 1 ст. 116 УК РФ к шести месяцам исправительных работ с удержанием 15 % заработной платы в доход государства.
Приговором мирового судьи судебного участка № 2 Ирбитского района С. была признана виновной в нанесении двух ударов ладонью по лицу И., т.е. в причинении побоев, и по ч. 1 ст. 116 УК РФ ей было назначено наказание, а также с нее было взыскано в пользу представителя потерпевшего в счет компенсации морального вреда 3000 руб. и в счет возмещения процессуальных издержек 1265 руб.
По результатам рассмотрения жалобы представителя потерпевшего и представления государственного обвинителя указанный приговор был изменен судом апелляционной инстанции: в удовлетворении исковых требований представителя потерпевшего о компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе представитель потерпевшего поставила вопрос об отмене приговора суда апелляционной инстанции и о направлении дела на новое судебное разбирательство, при этом указала, что действия С. необоснованно переквалифицированы с ч. 1 ст. 115 УК РФ на ч. 1 ст. 116 УК РФ, поскольку все обнаруженные у ее сына телесные повреждения были получены в одно время и исключать указание на их причинение из обвинения С. у суда не было оснований. Ссылаясь на показания свидетелей, суд не учел, что они являются родственниками или знакомыми осужденной и заинтересованы в том, чтобы она избежала уголовной ответственности. Кроме того, оспаривая решение суда об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, представитель потерпевшего указала, что отстаивает честь и достоинство умершего сына, который испытал физическую боль и унижение от действий С., что наказание С. назначено без учета данных о ее личности, характеризующейся отрицательно.
В кассационном представлении государственный обвинитель также просил отменить приговор суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении исковых тре-
бований о компенсации морального вреда. При этом он указал, что размер компенсации морального вреда определен судом с учетом степени тяжести преступления, совершенного осужденной С., а нанесение телесных повреждений ребенку повлекло причинение нравственных страданий его матери.
Проверив материалы дела, судебная коллегия нашла приговор суда апелляционной инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, законность, обоснованность и справедливость постановленного мировым судьей приговора в отношении С. проверены судом апелляционной инстанции с соблюдением требований ст. 364-367 УПК РФ.
Выводы суда о виновности С. в нанесении побоев И. соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в приговоре дана надлежащая оценка.
Так, при рассмотрении дела бесспорно установлен факт нанесения 9 октября 2005 г. С. двух ударов ладонью по лицу И. Этот вывод сделан судом на основе признательных показаний осужденной С. в совокупности с показаниями свидетелей - очевидцев преступления, допрошенных в судебном заседании. При таких обстоятельствах действия С. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 116 УК РФ как нанесение побоев, повлекших физическую боль.
Доводы представителя потерпевшего о виновности С. в причинении И. при тех же обстоятельствах легкого вреда здоровью, а именно телесных повреждений в виде закрытой черепно-мозговой травмы, которая была обнаружена при исследовании трупа потерпевшего, были тщательно проверены в судебном заседании и обоснованно отвергнуты.
При этом суд принял во внимание, что механизм причинения закрытой черепномозговой травмы не соответствует действиям С., в совершении которых она была признана виновной. Кроме того, давность возникновения этих телесных повреждений не совпадает по времени с действиями С.
Коллегия не согласилась с доводами жалобы и представления о необоснованном отказе представителю потерпевшего в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, который был причинен ее сыну побоями.
Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
В силу ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда взыскивается в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Право требовать взыскания компенсации морального вреда связано с личностью потерпевшего и носит личный характер, поэтому в соответствии со ст. 383 ГК РФ переход к другому лицу этого права не допускается.
Вместе с тем на основании ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести прошло два года. При этом сроки давности исчисляются со дня совершения преступления до момента вступления приговора суда в законную силу. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия и суда.
Из материалов дела усматривается, что настоящее уголовное дело было возбуждено заместителем Ирбитского межрайонного прокурора 16 марта 2006 г. по ч. 2 ст. 115 УК РФ по заявлению матери потерпевшего Н. До 30 января 2007 г. дело приостанавливалось в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
С учетом времени приостановления течения срока давности с момента совершения С. преступления истекло два года. Поэтому в силу ч. 8 ст. 302 УПК РФ С. подлежит освобождению от наказания, назначенного обвинительным приговором суда апелляционной инстанции2.
Таким образом, приговор был изменен: С. была освобождена от назначенного ей наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Один из самых сложных вопросов, которые надлежит разрешать суду в каждом случае, - это вопрос о размере компенсации вреда.
Разрешая и приходя к выводу об удовлетворении требований о денежной компенсации морального вреда, суды руководствуются ст. 150 ГК РФ, так как жизнь и здоровье граждан являются их нематериальным благом, за виновное посягательство на которые предусмотрена компенсация морального вреда.
Проблема отсутствия точно сформулированных критериев оценки размера компенсации морального вреда и общего метода коли-
чественной оценки его размера порождает сложности в правоприменительной практике. Какой-либо базовый или ориентировочный размер компенсации законом не установлен, как не существует и общей единицы измерения или эквивалента между перенесенными страданиями и денежной единицей. Отсюда следует, что до вынесения судебного решения размера компенсации морального вреда не существует - он возникает только с момента вынесения решения судом. Согласно сложившейся судебной практике размер компенсации морального вреда определялся судами в среднем от 5000 руб. до 15000 руб. Известны лишь редкие случаи взыскания компенсации морального вреда в размерах от 40000 до 65000 руб. Однако это не должно стать облегчающей восприятие информацией, поскольку никто не застрахован от выдающихся способностей адвоката или прецедентного решения конкретного судьи.
Например, Каслинский городской суд установил, что 17 июня 2007 г. в период времени с 20 до 21 часов, Ш., управляя технически исправной автомашиной ВАЗ-21093, двигаясь по участку автодороги Челябинск-Екатерин-бург, в нарушение п. 1.5, ч. 1 п. 11.1 ППД РФ в условиях достаточной видимости проявил преступную неосторожность, не оценил должным образом дорожную обстановку, не убедился в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным транспортным средствам, совершил выезд на полосу встречного движения и в ходе осуществления маневра обгона попутно движущегося автомобиля КАМАЗ-4310 допустил столкновение с мотоциклом Урал ИМЗ 8.103.10. В результате дорожно-транс-портного происшествия наступила смерть пассажира автомобиля ВАЗ-21093, смерть водителя мотоцикла, смерть пассажира мотоцикла. Одновременно с признанием вины Ш. и назначением наказания, суд постановил взыскать в пользу каждого из представителей потерпевших компенсацию морального вреда в размере 150000 руб-
лей3.
В качестве критериев определения размера компенсации морального вреда в случае смерти близкого человека во внимание должны приниматься психофизиологические особенности личности: пол, возраст, темперамент, характер, состояние здоровья (беременность, наличие хронических заболеваний, ин-
валидность, неполноценность психического развития); степень близости погибшего и истца (при предъявлении родителями иска о возмещении морального вреда в случае гибели ребенка имеют значение и другие обстоятельства: например, был ли погибший единственным ребенком или могут ли пережившие его родители в будущем иметь детей, возраст ребенка); способы общения погибшего и истца: совместное или раздельное проживание, регулярность и продолжительность встреч, иные заочные способы общения (письма, телефон); характер сложившихся отношений между погибшим и истцом, который должен оцениваться на момент смерти с учетом предшествующих связей; способ получения информации о смерти (был ли потерпевший свидетелем смерти или получил это известие от других лиц, из иных источников); постстрессовое состояние, его длительность и т.д.
Заместителем Председателя Верховного Суда РФ В. М. Жуйковым предложена следующая последовательность решения вопроса о размере возмещаемого морального вреда, предусматривающая повышение либо понижение размера.
1. Истец обосновывает и доказывает размер морального вреда, определив его в конкретной сумме.
2. Ответчик выражает свое отношение к этому, выдвигает и обосновывает возражения, если они имеются, либо делает свое предложение о размере суммы, если ее признает частично.
3. Суд выслушивает все доводы, оценивает их и принимает решение, которое соответствующим образом мотивирует, учитывая следующие элементы:
а) превышает ли размер заявленного морального вреда сумму причиненного убытка;
б) каково материальное положение истца на момент определения суммы размера морального вреда;
в) каковы материальное положение ответчика и степень вины потерпевшего (ст. 1083 ГК РФ и п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г.4.
Мы в свою очередь предлагаем следующие этапы определения размера компенсации морального вреда в результате причинения вреда здоровью.
1. Определить причиненный преступлением моральный вред потерпевшего исходя из фактических обстоятельств дела.
2. Определить границы денежной компенсации исходя из следующих сумм:
- особо тяжкое преступление - более 100 тыс. рублей;
- тяжкое преступление - от 70 до 100 тыс. рублей;
- преступление средней степени тяжести - от 45 до 70 тыс. рублей;
- преступление небольшой степени тяжести - от 20 до 45 тыс. рублей.
3. Определить окончательный размер компенсации морального вреда с учетом личности виновного, его материального положения, личности потерпевшего, его материального положения, а также степени выраженности моральных переживаний последнего, подтвержденных медицинской документацией.
В размер компенсации морального вреда могут включаться суммы на дополнительные расходы, например, потраченные на лекарственные препараты, консультации специалистов и курсы восстановительного лечения.
1 Шарапов Р. Психический вред в уголовном праве // Уголовное право. - 2004. - № 2. - С. 81.
2 Определение Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 28 ноября 2008 г. № 22-12071/2008.
3 Приговор Каслинского городского суда Челябинской области по уголовному делу № 1-004/2009 от 16 февраля 2009 г.
4 Жуйков В. М. Возмещение морального вреда // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1998. - № 2. - С. 23.
Статья поступила в редакцию 4 мая 2009 г.