Научная статья на тему 'КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ПАКЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА'

КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ПАКЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ПАКЕТ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOTIVATION / COMPENSATION PACKAGE / PERSONNEL MANAGEMENT / TRADE ORGANIZATION / PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башинов Данил Игоревич

Целью исследования является рассмотрение сущности компенсационного пакета как одного из инструментов мотивации персонала. Автором рассмотрены определения понятия «компенсационный пакет», разработанные отечественными исследователями. Также в статье рассмотрены особенности разработки и внедрения указанного инструмента стимулирования персонала в условиях организации, осуществляющей деятельность в сфере торговли. Был сделан вывод об эффективности компенсационного пакета как инструмента мотивации персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL JUSTIFICATION OF THE SYSTEM OF MANDATORY MEDICAL INSURANCE IN RUSSIA

The purpose of the study is to consider the essence of the compensation package as one of the tools for motivating staff. The author considers the definitions of the concept of "compensation package" developed by domestic researchers. The article also discusses the features of the development and implementation of this tool for stimulating staff in the conditions of an organization that operates in the field of trade. The conclusion was made about the effectiveness of the compensation package as a tool for motivating staff.

Текст научной работы на тему «КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ПАКЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА»

Компенсационный пакет как инструмент мотивации торгового персонала Theoretical justification of the system of mandatory medical insurance in Russia

Башинов Данил Игоревич

магистрант кафедры государственного управления и управления человеческими ресурсами Байкальский государственный университет,

г. Иркутск, Россия e-mail: d-bashinov2010@yandex. ru

Bashinov Danil Igorevich

Master student ofthe Department of Public Administration and human resource management Baikal State University, Irkutsk, Russia e-mail: d-bashinov2010@yandex. ru

Аннотация.

Целью исследования является рассмотрение сущности компенсационного пакета как одного из инструментов мотивации персонала. Автором рассмотрены определения понятия «компенсационный пакет», разработанные отечественными исследователями. Также в статье рассмотрены особенности разработки и внедрения указанного инструмента стимулирования персонала в условиях организации, осуществляющей деятельность в сфере торговли. Был сделан вывод об эффективности компенсационного пакета как инструмента мотивации персонала.

Annotation.

The purpose ofthe study is to consider the essence ofthe compensation package as one ofthe tools for motivating staff. The author considers the definitions of the concept of "'compensation package" developed by domestic researchers. The article also discusses the features of the development and implementation of this tool for stimulating staff in the conditions of an organization that operates in the field of trade. The conclusion was made about the effectiveness of the compensation package as a tool for motivating staff.

Ключевые слова: мотивация, компенсационный пакет, управление персоналом, организация торговли, показатели деятельности.

Key words: motivation, compensation package, personnel management, trade organization, performance indicators.

Мотивация является важнейшей функцией управления. Посредством мотивации, руководитель предприятия или организации, оказывает влияние на персонал с целью повышения эффективности труда сотрудников. Также посредством использования различных мотивационных инструментов, осуществляется сплочение трудового коллектива и формирование у сотрудников корпоративной культуры.

Различные аспекты мотивации персонала рассматриваются в работах И.Х. Багировой [1], О.Е. Бехтиной [2], А.С. Болотина [3], Н.М. Зиновьевой [4]. Использование компенсационного пакета, как одного из инструментов мотивации сотрудников, рассматривается П.С. Орловым [9], Е.В. Козловой [6].

Однако, в работах указанных исследователей, рассматриваются отдельные аспекты использования указанного инструмента для мотивации персонала. При этом наблюдается недостаток научных работ, в которых бы указанные вопросы изучались комплексно с использованием достижений психологии и менеджмента, применительно к условиям организации, осуществляющей деятельность в сфере торговли. Вместе с тем, мотивация персонала торговой организации, имеет особенности, обусловленные спецификой труда сотрудников. Таким образом, наблюдается противоречие между важностью вопросов мотивации персонала торговой организации и недостаточной разработкой указанных вопросов в современных научных исследованиях. Разрешение указанного противоречия, является целью данной статьи.

В теории менеджмента виды мотивации принято подразделять на две группы. К первой группе относиться внешняя мотивация, при которой в качестве мотиватора выступает государство. Ко второй группе относится внутренняя мотивация, под которой понимается деятельность, осуществляемая внутри предприятия или организации, и направленная на стимулирование персонала к повышению результатов деятельности. В рамках данного исследования, рассматривается внутренняя мотивация персонала торговой организации. В связи с этим, рассмотрим основные виды стимулирования труда работников.

Н.И. Корзенко, А.С. Хорева предлагают несколько иную классификацию видов стимулирования, которая показана на рисунке 1 [7].

Рисунок 1. Классификация видов стимулирования, предлагаемая Н.И. Корзенко, А.С. Хоревой*

* составлено автором

Материальное стимулирование подразделяется на две группы. Первая группа - материальное денежное стимулирование. К первой группе относятся:

- заработная плата;

- различные надбавки и доплаты;

- премии;

- системы участия в прибылях.

Вторая группа - косвенное материальное стимулирование в не денежной форме. К данной группе относятся разного рода ценные подарки, бесплатное питание, фитнес, путевки и другие виды стимулирования.

К третьей группе относятся инструменты стимулирования, целью которых является повышение у персонала мотивации посредством использования моральных и психологических стимулов (награждение грамотами, размещение фотографий лучших сотрудников на доске почета, присвоение почетных званий).

В практике управления предприятиями и организациями, могут использоваться различные инструменты мотивации сотрудников, которые, также, могут сочетаться и дополнять друг друга. Одним из инструментов мотивации персонала, является компенсационный пакет. Рассмотрим сущность данного вида стимулирования.

П.С. Орлов определяетуказанное понятие как вознаграждение, предоставляемое сотрудникам в качестве компенсации за то, что они предоставляют организации собственное время, здоровье и результаты трудовой деятельности. Компенсационный пакет может предоставляться сотрудникам организации как в материальной, так и нематериальной формах [9].

Е.В. Козлова рассматривает компенсационный пакет, как инструмент мотивации персонала. Он формируется в соответствии с корпоративной политикой компании и включает в себя различные вицы материальных компенсаций (надбавки к заработной плате, премии, страхование сотрудников, оплата питания и иные формы материального вознаграждения). Также в компенсационный пакет могут включаться разные виды нематериального вознаграждения (награждение знаками отличия организации, предоставление отдельным сотрудникам тех или иных привилегий) [6].

По мнению Е.В. Козловой, предоставление компенсационного пакета должно быть увязано с результатами труда сотрудников. Только при выполнении этого условия, рассматриваемый инструмент мотивации, будет эффективен.

О.А. Камкина определяет понятие «компенсационный пакет» как обобщенную стоимость затрат сотрудников на выполнение ими своих должностных обязанностей в организации. Определив цену затрат каждого работника, организация формирует компенсационный пакет, состоящих из вознаграждений в материальной и нематериальной форме. При этом учитывается вклад каждого сотрудника в общий результат работы организации [5].

Авторы исследования «компенсационный пакет и мотивация», разработанного центром маркетинговых и социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб», определяют рассматриваемое понятие как набор льгот и компенсаций, включающих в себя три составляющие:

- социальные льготы, предусмотренные трудовым законодательством РФ;

- социальные льготы, предоставляемые сотрудникам дополнительно организацией;

- денежное вознаграждение, выплачиваемое в фиксированной, или переменной форме [8].

Таким образом, изучив определения рассматриваемого понятия, можно констатировать схожесть подходов к рассмотрению сущности компенсационного пакета. В рамках данного исследования, рассмотрим использование компенсационного пакета для мотивации персонала торговой компании.

Необходимость в разработке эффективных мотивационных инструментов персонала, была вызвана наметившейся тенденцией к ухудшению финансовых показателей деятельности организации в 2018 г. В ходе анализа причин снижения объема полученной прибыли, было выявлено, что у части сотрудников отмечается низкий уровень мотивации к работе, и, как следствие, ухудшение показателей производительности труда.

Для исправления ситуации, было уделено особое внимание разработке и внедрению в рамках организации, инструментов мотивации, которые бы способствовали повышению производительности труда сотрудников. В частности, было принято решение сформировать компенсационный пакет для всех категорий сотрудников, привязав его к результатам их работы.

Исходя из разработанных показателей деятельности для каждого сотрудника, был сформирован индивидуальный компенсационный пакет. В качестве примера, в таблице 1 представлены показатели эффективности и информация о компенсационном пакете для продавца-кассира.

Таблица 1. Показатели эффективности и информация о компенсационном пакете для продавца-кассира*

Показатель Единица измерения Компенсационный пакет Плановое значение показателя

2019 г. 2020 г. 2021 г.

Средний чек Увеличение процентного соотношения к прошлому периоду 1) единовременная премия 20 % к окладу при достижении продавцом-кассиром плановых показателей; 2) премия 40 % к окладу при превышении плановых показателей; 3) оплата питания; 15 20 20

Жалобы покупателей Наличие/ отсутствие обоснованных жалоб

Соблюдение сотрудником Да/нет 4) предоставление - - -

трудового абонемента в фитнес

законодательства и клуб;

правил трудового 5) вывешивание

распорядка фотографии на доске почета в торговом зале.

* Источник: составлено автором

Как следует из данных, представленных в таблице 1, показатели деятельности для кассира представляют собой ряд плановых показателей, достижение которых для сотрудника является обязательным. При достижении и превышении сотрудником разработанных для него плановых показателей, ему предоставляется индивидуальный компенсационный пакет, включающий в себя материальное вознаграждение в виде премии, оплаты питания и предоставления абонемента в фитнес центр, а также меру нематериального стимулирования в виде вывешивания фотографии на доске почета в торговом зале.

Компенсационный пакет как инструмент мотивации персонала, был внедрен в организации в 2019 г. Рассмотрим эффективность указанного инструмента стимулирования персонала. Эффект от внедрения в рамках организации компенсационного пакета выразился в следующем:

- повышении уровня мотивации персонала;

- повышение производительности труда сотрудников;

- увеличении прибыли, полученной организацией по итогам 2019 г. на 20 %.

Таким образом, изучив сущность компенсационного пакета как инструмента мотивации персонала, а также особенности его внедрения в условиях торговой организации, были сделаны следующие выводы:

- компенсационный пакет представляет собой инструмент мотивации персонала, который формируется в соответствии с корпоративной политикой организации и включает в себя различные виды материальных компенсаций, а также разные виды нематериального вознаграждения;

- условием предоставления компенсационного пакета является его привязка к результатам труда сотрудников;

- посредством внедрения в практику мотивации персонала торговой компании такого инструмента как компенсационный пакет, удалось повысить эффективность мотивацию сотрудников к достижению более высоких показателей деятельности и увеличить прибыль организации.

Список используемой литературы:

1. Багирова И.Х. Мотивация персонала в условиях кризиса // Вестник Томского государственного университета. Экономика №4. - Томск, 2011. С. 83-88.

2. Бехтина О.Е. Система ключевых показателей эффективности (KPI) как метод антикризисного управления // Вестник ВУиТ. - 2016. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sistema-klyuchevyh-pokazateley-effektivnosti-kpi-kak-metod-antikrizisnogo-upravleniya (дата обращения: 07.05.2020).

3. Болотин АС. Совершенствование системы нематериального стимулирования персонала // Инновации в науке: научный журнал. - № 14(75). - Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2017. - С. 22-25.

4. Зиновьева Н.М., Жирнова АМ. Инновационный фактор как основа развития предпринимательства // В сборнике: Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества материалы I международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 152-155.

5. Камкина О.А Затратный подход к рассмотрению экономической сущности компенсационного пакета персонала организации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2019. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7zatratnyy-podhod-k-rassmotreniyu-ekonomicheskoy-suschmsti-kompensatsionmgo-paketa-personala-organizatsii (дата обращения: 08.05.2020).

6. Козлова Е.В. Компенсационная корпоративная политика оплаты труда как способ мотивации персонала // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - №43. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/kompensatsionnaya-korporativnaya-politika-oplaty-truda-kak-sposob-motivatsii-personala (дата обращения: 08.05.2020).

7. Корзенко Н.И., Хорева А.С. Стимулирование и мотивация труда в организации // Вестник ЧелГУ. -2015. - №1 (356). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stimulirovanie-i-motivatsiya-truda-v-organizatsii-1 (дата обращения: 07.05.2020).

8. Компенсационный пакет и мотивация. Развернутое исследование влияния составляющих компенсационного пакета на мотивацию персонала. ООО Кадровый Дом «СуперДжоб». URL: https://public.superjob.ru/research/download/compens.pdf (дата обращения: 08.05.2020).

9. Орлов П.С. Компенсационный пакет как инструмент мотивации работников. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - СПб, 2005. URL: Ы}р://«теш^НЬ.пе^(дата обращения: 08.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.