УДК 316.4
Компенсаторная роль образования в условиях глобальной цифровизации
Екатерина АНТЮХОВА
Технологическая безработица: вероятный прогноз
рынка труда
Один из известнейших футурологов современности М. Форд предсказывает, что «к 2100 году средний уровень безработицы в мире достигнет 75%, роботы окончательно победят человека, половина существующих профессий исчезнет» [1]. В этом высказывании (как во многих подобных) преобладает эмоциональная пессимистичная оценка. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что на протяжении всей истории человечества происходили открытия и появлялись новые техно-
логии, сопровождавшиеся бифуркациями на рынке труда, но никогда прежде ожидания этих бифуркаций не были такими всеобъемлющими [2]. Прогнозисты зачастую игнорируют, что рынок труда подвержен колебаниям и гибко приспосабливается к изменениям, происходящим в экономике: исследования показывают, что с 1985 по 2009 г. в 21 развитой стране были зафиксированы периоды кратковременного повышения безработицы, которые составляли в среднем три года, но дальше уро-
АНТЮХОВА Екатерина Андреевна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры сравнительной политологии, МГИМО МИД России. SPIN-код: 2048-2979, E-mail: [email protected]
Ключевые слова: рынок труда, технологическая безработица, удалённая занятость, роботизация, образовательная политика.
1 Форд М. Технологии, которые изменят мир. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
2 Капелюшников Р. И. Технологический прогресс - пожиратель рабочих мест? Серия WP3 «Проблемы рынка труда». М.: ВШЭ, 2017 // URL: https://wp.hse.ru/data/2017/09/27/1159159417/ WP3_2017_03__ff.pdf
вень занятости возвращался к прежним и даже более низким уровням [3]. Очевидно, в будущем будет превалировать именно технологическая безработица, связанная с потерей рабочего места вследствие внедрения принципиально новых технологий (искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности и т. п.). Наиболее ожидаема технологическая безработица в развитых странах, где уже достаточно высокие технологии нынешнего технологического уклада (табл. 1). В странах ОЭСР автоматизация может затронуть в среднем 57% рабочих мест, и некоторые профессии могут вообще исчезнуть [4]. В России же она не настолько выражена (по текущим тенденциям) из-за несколько запаздывающего технологического развития и не слишком благоприятного инвестиционного климата [5].
Большинство опасений по поводу роста технологической безработицы связано с развитием робототехники. Практика показывает экономическую эффективность использования роботов современного поколения (в отличие от решений минувших десятилетий), когда существенно снижаются
затраты: на сегодня установка одного промышленного робота заменяет от 3 до 6 работников, т. е. 1 робот в расчёте на 1000 занятых способствует снижению уровня занятости на 0,180,34% [6]. Несмотря на то что автоматизация и роботизация ликвидируют ряд рабочих профессий, но всё же технологические инновации создают новые отрасли и, соответственно, новые рабочие места, что приводит к условному замещению занятых [7]. Отрасли, в которых ожидаемо достаточный потенциал создания рабочих мест на ближайшие пять лет: строительство, металлообработка, коммунальные системы, производство мебели и др.; отрасли с возможностью потери рабочих мест без замещения: добыча нефти и газа, производство средств связи, табачная промышленность (рис. 1).
Массовость распространения роботов вызывает наибольшие опасения в отношении динамики развития рынка труда и активизации технологической безработицы (ожидается, что среднемировой ежегодный прирост промышленных роботов составит в ближайшие три года не менее 14% [8]).
3 Технологическая безработица. Почему машины не вытеснят человека с рынка труда // URL: https://iq.hse.ru/news/211413387.html
4 ArntzM, Gregory Т., Zierahn U. The risk of automation for jobs in OECD countries: A comparative analysis // OECD Social, Employment, and Migration Working Papers. 2016. № 189. OECD Publishing, Paris.
5 Быков А. Грозит ли России «технологическая безработица»? // URL: https://thequestion. ru/questions/250875/answer-anchor/answer/352747?utm_source=yandex&utm_medium= wizard#answer352747-anchor
6 Acemoglu D, Restrepo P. The Race between Machine and Man: Implications of Technology for Growth, Factor Shares and Employment // MIT Department of Economics Working Paper, 2017. June 6. № 16-05.
7 Доклад о мировом развитии Всемирного банка за 2019 // URL: https://www.vsemirnyjbank. org/ru/publication/wdr2019
8 International Federation of Robotics // World Robotics 2018 edition // URL: https://ifr.org/ downloads/press2018/WR_Presentation_Industry_and_Service_Robots_rev_5_12_18.pdf
Таблица 1
Показатели рынка труда по странам
%
Страна Показатель безработицы по годам: Доля занятых, чья профессия подвержена потенциальной автоматизации деятельности (прогноз)
2017 2018 Frey&Osborne McKinsey
Япония 2,8 2,6 49,0 56
Индия 3,5 3,5 68,9 52
Китай 4,7 4,7 77,1 51
Россия 5,2 5,0 н/д 50
Польша 4,9 4,9 56,3 49
Германия 3,7 3,6 59,0 48
Канада 6,4 6,3 45,0 47
США 4,4 4,3 47,0 46
Швеция 6,7 6,7 46,7 46
Франция 9,7 9,7 49,5 43
Великобритания 4,3 4,2 35,0 43
Источник. Составлено автором на основе данных: World Development Indicators // URL: https://databank.worldbank.Org/source/world-development-indicators#; Земцов С.П. Роботы и потенциальная технологическая безработица в регионах России: опыт изучения и предварительные оценки // URL: https://institutiones.com/innovations/3049-roboty-i-potencialnaya-texnologicheskaya-bezrabotica-v-regionah-rossii.html; Frey С. В., Osborne M. A. The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 114. Р. 254-280; Manyika J., Chuí M., Miremadi M. [et al.] A future that works: Automation, employment, and productivity. McKinsey Global Institute, 2017.
Данные по плотности роботизации (рис. 2), исчисляемой как количество промышленных роботов на 10 000 работающих, показывают лидерство Южной Кореи и Японии, отставание европейских стран от них минимум в 4 раза. Следует, впрочем, отметить, что, например, в автомобилестроительных отраслях Японии и Германии задействовано в производственных и инфраструктурных процессах примерно одинаковое количество робототехники.
В Китае происходит активизация полной автоматизации производства и экспорта промышленных роботов (в 2017 г. увеличение на 59%).
В России пока ещё использование робототехники по показателям не вернулось даже на уровни
советской промышленности, но имеется потенциал и ресурсы для технологической модернизации промышленности.
В исследованиях развития рынка труда с учётом тенденций технологической безработицы присутствует отсылка к так называемому заблуждению Луддита [1, с. 49], которое ассоциируется с фактом протестов и погромов против внедрения машин и прогрессивного оборудования в первой четверти XIX в. (период первой промышленной революции
дрчзязэздгтзз дд^здл.зазлятд^лнт иве щго^нэдсш] ы^^гии мб р ал атышэмцег аСар^-дашшв
ДрОНЗШД-ГТЫ IKfliJH судаелриннк щншзБодава ТЕГ-КЯ странт^длтза дятзЫде дрчзхз задеты
зашушпшС^:: -лп.-
¿драы-гзич^гл* драшшиаомстъ ДДаКЧйП-ЗДеЗяЬД: я-гыпегм^к щганзмдетаа н распределите и ^гр :?:cjp::c( н^Ьтк н гяы TiiiiHii драыышпеЕБнеть
□ 2004
□ 2014 ■ 2024
0.00
5.00
10.00
Рис. 1. Динамика потенциала отраслей по созданию новых рабочих мест*.
в Англии), что, по мнению участников погромов - луддитов, способствовало бы долгосрочной безработице.
Подобное видение влияния технологического прогресса на рынки про-
фессий должно учитываться и системой образования, но последняя более декларирует технологические новшества, а не рассматривает возможное условное замещение занятости, считая такие тренды краткосрочными.
Изменение формата занятости как фактор развития
рынка труда
Современный рынок труда практически вышел на траекторию трансформации форм занятости работников. Абстрагируясь от параметра полной/неполной занятости, рассмотрим современные тенденции в этой сфере - распространение удалённой занятости как характеристики современного рынка труда, связанной
с возможностями осуществлять трудовые деятельность через Интернет.
Развитие инфокоммуникацион-ных технологий начинает эволюци-онно трансформировать и потоки международной трудовой миграции: если ранее необходимо было соблюдение миграционных процедур, то за счёт интернет-коммуникаций
* Составлено автором на основе: Seidl da Fonseca R. The Future of Employment: Evaluating the Impact of STI Foresight Exercises // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11. № 4. Р. 922.
Рис. 2. Плотность роботизации по странам, 2016 г.'
возможно фактически неограниченное привлечение работников, являющихся гражданами других стран [9, р. 313]. Однако параллельно возникают проблемы налоговых отчислений с полученных доходов таких привлекаемых работников.
Традиционно появление возможности удалённой работы в рамках гибкой занятости соотносят со структурными изменениями в рамках отраслей экономики, а именно продление рабочего дня в сезон (пики спроса
на выпускаемую продукцию) и предоставление дополнительных дней отпуска в межсезонье. Затем появился термин «телеработа» (te]ework, е^отк), ассоциирующийся с преимуществами работы вне офиса (чаще всего это работа над конкретными проектами) с использованием прогрессивных средств связи с работодателем.
Так, в 1999 г. в Европейском союзе число занятых удалённо составляло 6% от общего количества занятых, в 2002 г. эта численность увеличилась
9 Kasatkn P.I., Avatkov V.A. The soft power of migration - a hard task for the European Union // Defense and Security Analysis. 2014. № 30(4).
* Составлено на основе данных: International Federation of Robotics. World Robotics 2018 edition // URL: https://ifr.org/downloads/press2018/WR_Presentation_Industry_and_Service_ Robots_rev_5_12_18.pdf; Аналитический обзор мирового рынка робототехники. Лаборатория робототехники Сбербанка. Апрель 2018 // URL: https://www.sberbank.ru/common/img/ uploaded/analytics/2018/analiticeskij-obzor-mirovogo-rynka-robototehniki.pdf
более чем в 2 раза, при том что в США они составляли почти четверть всех занятых [10].
По оценкам Всемирной организации труда, к 2017 г. в среднем в Европе этот показатель достиг отметки 17% [11] (в Дании - 34%, Швеции - 33%, Нидерландах - 30%, Италии - 9%), а, например, в Японии - 32% и США -37% [12].
В России число удалённо работающих сотрудников в 2014 г. составило около 4% всех занятых, однако по прогнозам исследовательской компании J'son&Partners Consulting [13], оно возрастёт к 2020 г. до 20%, что приведёт к экономии издержек компаний, в 2 раза превышающей текущий объём всего российского /Г-рынка, как наиболее активно использующего принципы удалён-
ной занятости для привлечения талантливых и креативных людей вне зависимости от их места жительства.
Если обратиться к профессиональному составу, то в России по удалённой работе лидируют программисты, специалисты по клиентской поддержке, дизайнеры, аналитики, финансисты.
С точки зрения образовательной парадигмы для формирования успешной трудовой карьеры на основе удалённой работы требуется дополнительная модернизация систем образования, которая крайне редко отражается в образовательных программах.
Целесообразность академического образования в цифровую эпоху
Академическое образование, ответственное и призванное компенсировать будущие негативные явления на рынке труда, из-за своего исторически сложившегося формата также может являться и источником бифуркаций.
Само академическое образование и без учёта будущих коллапсов на рынке труда находится в фазе перестройки из-за распространения различных технологий образовательного процесса (включая как традиционное обучение через посещение лекций, сдачу экзаменов, так и использование удалённого доступа,
виртуальных аудиторий, образовательных платформ), а также перехода от обучения профессии и присвоения квалификации к освоению необходимых навыков (данный аспект не касается в полной мере таких профессий, как врачи, авиапилоты и т. п.).
Никакой университет в настоящее время не может на 100% гарантировать ни получение востребованной на рынке труда профессии, ни приобретение уникальных знаний, обеспечивающих успешную карьеру. Понимание этого и вызывает к жизни необходимость реформы
10 Кострюкова Н. Н. Перспективы развития нетипичных видов занятости в научной сфере // URL: https://cyberlenlnka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-netipichnyh-vidov-zanyatosti-v-nauchnoy-sfere
11 Королёва А. Удалённая работа становится всё популярнее // Эксперт. 2017. 24 февраля // URL: https://expert.ru/2017/02/24/rabota/
12 Статистика удалённой работы в мире // URL: https://experov.d3.ru/statistika-udalionnoi-raboty-v-mire -1606273/?sorting=rating
13 Пятая часть россиян будет работать удалённо к 2020 году // РБК. 2015. 17 июня // URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/17/06/2015/5580515f9a7947e7bf4bfc99
системы образования с выбором в качестве ориентира персонифицированного уровня, предлагая модульную систему обучения (причём на протяжении всей профессиональной жизни индивида) и персональную ответственность индивида как за полученные знания, так и за их применение, что исключает получение диплома по принципу «чтобы было образование».
Например, высшее образование для программиста вовсе не обязательно, главное - его навыки и способности учиться новым инструментам и техникам программирования в соответствии с концепцией hard skills.
Ещё одна существенная проблема академического образования -сложность подготовки креативных специалистов, которые в будущем будут иметь наибольшую востребованность в связи с развитием технологий и необходимостью проектировать новое, которое уже само по себе не просто материальные вещи, а «умные продукты».
Во многих странах высшее образование не являлось приоритетным, его получали только в случае приобретения необходимых профессиональных навыков и квалификации (лицензии) или для трудоустройства на высокооплачиваемые специальности (например, медицинские профессии или юристы). В России же другая позиция, которая была незыблемой долгие годы и сейчас начинает трансформироваться.
Так, опросы ВЦИОМ России показывают, что за период с 2008 по 2018 г.:
- снизилась ценность высшего образования в формировании успешной деловой карьеры - с 76 до 63%, а также значимость диплома для работодателя с позиции работника - с 45 до 56%;
- в основном молодёжь сомневается в необходимости получения высшего образования. Этот показатель возрос с 22 до 46%, а необязательность диплома о высшем образовании отмечают люди 25-44 лет - с 47 до 65%;
- наличие диплома о высшем образовании не даёт гарантий на достаточно высокую заработную плату - с 42 до 56% [ 14].
Представленные выше тенденции частично обусловлены влиянием зарубежных систем образования: в среднем в Европе 34,3% имеют высшее образование, в США - 46,4%, а в России и Канаде одни из самых высоких показателей (53,1% и 56,7% соответственно) (табл. 2).
Так, в США высокооплачиваемую работу можно получить и без высшего образования (т. е. без обучения в университете или колледже): Бюро статистики труда США указывает профессии с заработной платой от 55 тыс. долл.: агент по закупкам, специалист по недвижимости, прораб, оператор на нефтеперерабатывающем заводе, оператор транспорта, специалист по ремонту электросетей, крупье и др. [ 15].
Здесь более прагматичный подход к образованию - как вложению средств с последующей отдачей в совокупности со 100%-ной вероятностью развития карьеры, тем более что профессиональное образование
14 Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег? // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9235
15 The Bureau of Labor Statistics. United States Department of Labor // URL: https://www.bls. gov/respondents/home.htm
в престижном университете достаточно дорогое.
Отмечается, что «университетский диплом не только полностью окупает расходы на обучение, но и в среднем ежегодно приносит его обладателю 15 долларов сверху на каждую потраченную в колледже сотню долларов. В случае с бакалаврами это означает дополнительную сумму в миллион (!) долларов за всю карьеру, а при более высоком дипломе - и больше» [16, р. 201].
Развивающиеся страны (Китай, Индия, Южная Африка) имеют достаточно низкие показатели по доле населения с высшим образованием. Но для этих стран следует учитывать возможности академической мобильности, которая позволяет получать образование в других странах, основываясь на критериях престижности или соответствия специализации, а также на основе реализации государственных программ финансирования обучения за рубежом.
Пересмотр ценности высшего образования как для новых профессий, так и для традиционных вызван и возможностями распространения фриланс (внештатных сотрудников), поскольку по статистике более 40% из них самостоятельно целенаправленно получают нужные навыки по специальным программам, необходимым для профессиональной деятельности, а 10% обучаются в ходе практической деятельности. При этом 64% российских фрилансеров имеют диплом о высшем образовании [12] (однако полученная квалификация не всегда соответствует выполняемой работе), что отражает пока его необходимость для карьеры.
Спрос на специалистов также определён процессами в экономике: с одной стороны, в отраслевой структуре экономики появляются новые сегменты (аддитивные технологии, биогеоинженерия, беспилотные устройства), а с другой - традиционные отраслевые сегменты находятся в состоянии приближающегося циклического кризиса (это характерно для автомобильной промышленности, когда в развитых странах последовательно переходят на электрические двигатели, а в развивающихся странах из-за доступности сырьевых ресурсов будет сложно быстро отказаться от бензиновых двигателей). Поэтому возникает существенный дефицит не просто квалифицированных кадров, а кадров, которые адекватны по своим знаниям технологическим изменениям, происходящим в этих отраслях. При этом данный аспект касается не только секторов промышленности, но также и сферы услуг, и государственного управления.
Практика показывает, что, например, несмотря на недостаточный спрос со стороны работодателей на юристов и экономистов из-за перегруженности рынка (около 1/3 всех выпускников вузов данных специальностей востребованы у работодателей не более 13,7%), и, наоборот, превышение спроса на специалистов в области металлургии и машиностроения (общий спрос в 7,6%, в то время как они составляют не более 3% от общего числа выпускников), вузы продолжают массово набирать студентов по юридическим и экономическим на-
16 McMahon W. W. Higher Learning, Greater Good: The Private and Social Benefits of Higher Education. Johns Hopkins University Press, 2017.
Таблица 2
Население с высшим образованием в 2017 г.
%
Страна Всего от численности населения в частности:
бакалавры магистры доктора наук
Канада 56,7 21,2 10,0 н/д
Россия 53,1 1,3 26,4 0,2
Япония 51,4 30,2 н/д н/д
Израиль 50,9 23,3 12,0 1,3
Южная Корея 47,7 34,2 н/д н/д
США 46,4 22,5 11,2 1,8
Великобритания 45,7 22,6 11,8 1,3
Австралия 45,4 25,6 6,9 1,3
Норвегия 43,2 19,0 11,3 1,1
Швейцария 42,6 21,0 18,6 3,0
Швеция 41,9 17,0 13,5 1,6
Германия 28,6 15,2 11,5 1,4
Турция 20,0 12,4 1,7 0,4
Бразилия 14,8 14,8 н/д н/д
Индия 10,6 9,8 н/д н/д
Китай 9,7 3,5 0,4 н/д
Южная Африка 7,4 5,2 1,2 н/д
Европейский союз 34,3 14,1 14,3 1,0
G20 29,8 15,8 8,3 н/д
Источник. Составлено автором на основе данных: Educational attainment and labour-force status. OECD // URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx? DataSetCode=EAG_NEAC
правлениям подготовки, предпочитая использовать имеющиеся возможности вместо формирования новых, соответствующих запросам работодателей, образовательных программ, позволяющих подготовить выпускников по соответствующей современным тенденциям квалификации. Такой подход оказывает негативное влияние на развитие рынков труда и соответствие требо-
ваниям профессионального роста и обеспечения занятости. Без приближения работы вузов к запросам экономики, ориентированной на достижение технологического лидерства в мировом масштабе, без активного участия российских вузов в глобальной образовательной повестке невозможно получить эффективный ответ на изменение рынков труда.
В рамках новой образовательной парадигмы следует прийти к понимание необходимости преобразования академического образования, которое должно не только сохранить функции качественного обучения, но и принять базовые решения, связанные с формированием трудовой траектории будущего члена общества в соответствии с оценками грядущих изменений на рынке труда и профессий. Неоднородность будущих трендов рынка труда, наличие как негативных, так и позитивных тенденций даёт возможность формирования образовательной парадигмы, исключающей пессимистические оценки.
Новая образовательная парадигма, обеспечивающая преодоление угроз рынка труда при глобальности изменений, происходящих при цифровиза-ции всего мирового сообщества, не может быть реализована только на национальных уровнях, так как данные изменения носят общецивилизацион-ный характер, и, соответственно, инструментарий развития также должен носить глобальный характер.
Библиография • References
Аналитический обзор мирового рынка робототехники. Лаборатория робототехники Сбербанка. Апрель 2018 // URL: https://www.sberbank.ru/common/img/ uploaded/anaytics/2018/analiticeskij-obzor-mirovogo-rynka-robototehniki.pdf [Analiticheskij obzor mirovogo rynka robototekhniki. Laboratoriya robototekhniki Sberbanka. Aprel' 2018 // URL: https://www.sberbank.ru/common/img/ uploaded/analytics/2018/analiticeskij-obzor-mirovogo-rynka-robototehniki.pdf| Быков А. Грозит ли России «технологическая безработица»? // URL: https:// thequestion.ru/questions/250875/answer-anchor/answer/352747?utm_ source=yandex&utm_medium=wizard#answer352747-anchor [Bykov A. Grozit li Rossii «tekhnologicheskaya bezrabotica»? // URL: https:// thequestion.ru/questions/250875/answer-anchor/answer/352747?utm_ source=yandex&utm_medium=wizard#answer352747-anchor] Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег? // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9235 [Vysshee obrazovanie: put' k uspekhu ili lishnyaya trata vremeni i deneg? // Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya (VCIOM) // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9235] Доклад о мировом развитии Всемирного банка за 2019 год // URL: https://www.
vsemirnyjbank.org/ru/publication/wdr2019 [Doklad o mirovom razvitii Vsemirnogo banka za 2019 god // URL: https://www.
vsemirnyjbank.org/ru/publication/wdr2019] Земцов С. П. Роботы и потенциальная технологическая безработица в регионах России: опыт изучения и предварительные оценки // URL: https://institutiones. com/innovations/3049-roboty-i-potencialnaya-texnologicheskaya-bezrabotica-v-regionah-rossii.html
[Zemcov S. P. Roboty i potencial'naya tekhnologicheskaya bezrabotica v regionah Rossii: opyt izucheniya i predvaritel'nye ocenki // URL: https://institutiones.com/ innovations/3049-roboty-i-potencialnaya-texnologicheskaya-bezrabotica-v-regionah-rossii.html]
Капелюшников Р. И. Технологический прогресс - пожиратель рабочих мест? Серия WP3 «Проблемы рынка труда». М.: ВШЭ, 2017 // URL: https://wp.hse.ru/
data/2017/09/27/1159159417/WP3_2017_03_ff.pdf
[Kapelyushnikov R. I. Tekhnologicheskij progress - pozhiratel' rabochih mest? Seriya WP3 «Problemy rynka truda». M.: VSHE, 2017 // URL: https://wp.hse.ru/
data/2017/09/27/1159159417/WP3_2017_03_ff.pdf]
Королёва А. Удаленная работа становится всё популярнее // Эксперт. 2017.
24 февраля // URL: https://expert.ru/2017/02/24/rabota/ [Korolyova A. Udalennaya rabota stanovitsya vsyo populyarnee // Ekspert. 2017.
24 fevralya // URL: https://expert.ru/2017/02/24/rabota/] Кострюкова Н. Н. Перспективы развития нетипичных видов занятости в научной сфере // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-netipichnyh-vidov-zanyatosti-v-nauchnoy-sfere [Kostryukova N. N. Perspektivy razvitiya netipichnyh vidov zanyatosti v nauchnoj sfere // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-netipichnyh-vidov-zanyatosti-v-nauchnoy-sfere] Пятая часть россиян будет работать удалённо к 2020 году // РБК. 2015. 17 июня // URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/17/06/2015/558 0515f9a7947e7bf4bfc99 [Pyataya chast' rossiyan budet rabotat' udalyonno k 2020 godu // RBK. 2015. 17 iyunya // URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/17/06/2015/55 80515f9a7947e7bf4bfc99] Статистика удалённой работы в мире // URL: https://experov.d3.ru/statistika-
udalionnoi-raboty-v-mire-1606273/?sorting=rating [Statistika udalyonnoj raboty v mire // URL: https://experov.d3.ru/statistika-
udalionnoi-raboty-v-mire-1606273/?sorting=rating] Технологическая безработица. Почему машины не вытеснят человека с рынка
труда // URL: https://iq.hse.ru/news/211413387.html [Tekhnologicheskaya bezrabotica. Pochemu mashiny ne vytesnyat cheloveka s rynka
truda // URL: https://iq.hse.ru/news/211413387.html] Форд М. Технологии, которые изменят мир. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.272 с.
[Ford M. Tekhnologii, kotorye izmenyat mir. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2013.272 s.].
Acemoglu D., Restrepo P. The Race between Machine and Man: Implications of Technology for Growth, Factor Shares and Employment // MIT Department of Economics Working Paper. 2017. June 6. № 16-05. Arntz M, Gregory Т., Zierahn U. The risk of automation for jobs in OECD countries: A comparative analysis // OECD Social, Employment, and Migration Working Papers. 2016. № 189. OECD Publishing, Paris. Educational attainment and labour-force status. OECD // URL: https://stats.oecd.
org/Index.aspx? DataSetCode=EAG_NEAC Frey С. В., Osborne M. A. The future of employment: How susceptible are jobs to computerization? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 114. Р. 254-280.
International Federation of Robotics // World Robotics 2018 edition // URL: https:// ifr.org/downloads/press2018/WR_Presentation_Industry_and_Service_Robots_ rev_5_12_18.pdf
International Federation of Robotics. World Robotics 2018 edition // URL: https:// ifr.org/downloads/press2018/WR_Presentation_Industry_and_Service_Robots_ rev_5_12_18.pdf
Kasatkin P. I., Avatkov V. A. The soft power of migration - a hard task for the European Union // Defense and Security Analysis. 2014. № 30(4). P. 311-322.
Manyika J., ChuiM, MiremadiM. [et al.] A future that works: Automation, employment, and productivity. McKinsey Global Institute, 2017.
McMahon W. W. Higher Learning, Greater Good: The Private and Social Benefits of Higher Education. Johns Hopkins University Press, 2017.- 432 p.
Seidl da Fonseca R. The Future of Employment: Evaluating the Impact of STI Foresight Exercises // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11. № 4. P. 922.
The Bureau of Labor Statistics. United States Department of Labor // URL: https:// www.bls.gov/respondents/home.htm
World Development Indicators // URL: https://databank.worldbank.org/source/ world-development-indicators#
Статья поступила в редакцию 2 марта 2020 г.