ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №3(25)
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 882-3
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ КАК ОБЪЕКТ ИГРЫ В РОМАНЕ В.ВОЙНОВИЧА ”МОСКВА 2042”
© Т.Б.Васильева-Шальнева
Данная статья представляет собой исследование романа В.Войновича "Москва 2042". Автор раскрывает особенности произведения в аспекте игровой стратегии, объектом которой является коммунистическая мифология. Антиутопия "Москва 2042" - великолепная сатира на советский образ жизни с использованием фантастических форм миромоделирования.
Ключевые слова: Коммунистическая идея, сатира, антиутопия, дискурс, доктрина, концепция личности.
Роман В.Войновича "Москва 2042" является частью обширной антиутопической традиции, характерной для развития русской литературы второй половины ХХ века. Сюжетно-событийный ряд произведения определен фантастическим компонентом: русский писатель-диссидент Виталий Карцев переносится из Мюнхена 1982 года в Москву 2042, где оказывается в центре внимания как юбиляр-классик "предварительной литературы", получает возможность прочитать собственный (еще даже не задуманный) роман, оказывается вовлеченным во всевозможные - и комические, и драматические - ситуации; затем следует возвращение Карцева в Мюнхен и - собственно - начало творческого процесса, связанного с отражением впечатлений от увиденного.
Композиционно произведение организуется иронически-юмористическим дискурсом рассказчика (хотя дискурс произведения В.Войно-вича - сатирический), в который вовлекаются форма сновидений, фрагменты романа, отчеты-доносы, компоненты информативного характера (связанные с пояснением некоторых особенностей существования коммунистического общества).
С точки зрения жанровой специфики произведение представляется образованием синтетическим: помимо черт, присущих антиутопии, в нем наблюдается "... воссоздание шаблонов научной фантастики, модулируются жанровые признаки авантюрного, любовного, философского романов, а также традиции былины и волшебной сказки" [1]. Учитывая тот факт, что в концепто-сфере произведения доминирует раскрываемая в различных аспектах коммунистическая идея, сказочная по своей сути, именно на выявлении особенностей ее функционирования остановимся более подробно.
Путешествие Карцева (как и путешествие героя в волшебной сказке) инициировано внешними обстоятельствами ("бедой", по В.Проппу, можно считать вынужденную эмиграцию героя, обусловливающую повышенный интерес к СССР, в результате чего Карцев не может отказаться от представившейся возможности посетить Москву). В системе образов-персонажей произведения можно выделить "помощников" героя и "вредителей". К первой группе относятся литературный агент Леопольд Зильберович; журналист "Нью-Йорк Таймс", который спонсирует поездку Карцева в будущее; Искрина Романовна, создающая для Карцева исключительно комфортные условия существования в коммунистической республике. Ко второй группе относятся Сим Симыч Карнавалов, вмешивающийся в частную жизнь Карцева с целью реализации личных амбиций; ученый Эдисон Ксенофонто-вич, пытающийся отравить Карцева и некоторые другие. Женские образы-персонажи (Степанида Зуева-Томпсон и Полякова Искрина Романовна) вносят в судьбу героя "прекрасное" и "премудрое" начала (далее наблюдается смысловая перекодировка женских образов: любвеобильная
Степанида оказывается ловкой актрисой, рациональной, жесткой, работающей на КГБ, а в идейной Искрине начинает доминировать женская сущность). Имеются в произведении и варианты волшебных объектов: эликсир жизни и напиток смерти соотносятся с образами живой и мертвой воды.
Далее обратимся к рассмотрению концепто-сферы произведения, семантическим стержнем которой является коммунистическая идея. В. Войнович выявляет несостоятельность коммунистической модели построения государства путем доведения до абсурда основополагающих ком-
понентов коммунистической доктрины. Автор использует игровые приемы, вовлекая идеологические конструкции в стихию комического.
Обращает на себя внимание, что коммунизм построен в отдельно взятом городе. Топос Москвы представлен изолированным от иных пространств (способ отъединения - огораживание Москвы колючей проволокой и объектами, оборудованными оружием массового поражения). Москва окружена тремя кольцами враждебности (социалистический союз; страны социалистического лагеря; капиталистические страны). Топос также имеет кольцеобразную топографию, отражающую модель "центр-периферия". Московская коммунистическая республика (Москореп) образовалась в результате августовской революции, которую возглавили генералы КГБ, осознающие необходимость радикальных перемен в существовании социалистического государства. Геронтократия была побеждена, в результате чего власть сосредоточилась в руках волевых, инициативных профессионалов во главе с Алексеем Букашевым, позднее провозглашенным Гениа-лиссимусом (в этом наименовании объединилась семантика понятий Генеральный секретарь партии, Генералиссимус и гений) Верховный пятиугольник и Редакционная комиссия являются органами управления Московской республики.
В своем произведении В.Войнович виртуозно обыгрывает сущностные компоненты понятия "коммунизм": материальное изобилие, равенство граждан, реализация принципа "от каждого по способностям, каждому - по потребностям", свобода в отношениях между мужчинами и женщинами, создание особого человека коммунистической формации (все эти черты заявлены в "Манифесте Коммунистической партии" К.Маркса и Ф.Энгельса).
Материальное изобилие накануне августовской революции создавалось искусственно: в Москву свозились продукты и товары со всей страны. Концентрация материальных благ вызвала резкое увеличение их приобретения несознательными гражданами, вернуть которых к сознательности помогли карательные меры. В Мос-корепе обязательными для удовлетворения были признаны пять потребностей (дыхательные, питательные, жидкостные, покровные и жилищные). Иные потребности удовлетворяются избирательно (согласно заслугам перед руководите -лями республики). Вообще в республике существует декларируемое равенство при фактической социальной иерархии: имеются "комуняне" с общими потребностями, повышенными, а также (единицы) принадлежат к группе граждан с не-регламентируемыми потребностями. Например,
питательные и жидкостные потребности комунян первой группы удовлетворяются следующим меню: свинина вегетарианская, щи "лебедушка" (из лебеды), кисель овсяный, заварной, вода чистая. Комуняне с повышенными потребностями имеют право на масло, сыр, ветчину и т.д., но только на ячменный кофе. При визите к представителю третьей группы - председателю Редакционной комиссии Горизонту Тимофеевичу Разину -Карцеву предлагается настоящий кофе, качественные спиртные напитки и т.д. Браки для граждан репродуктивного возраста заключаются по рекомендации органов власти на 4 года, после чего автоматически распадаются; для иных граждан существует экспериментальный публичный дом ордена Ленина и имени его жены. Дети ко-мунян воспитываются в предкомобах (предприятиях коммунистического образования), в которых им с первых лет жизни насаждаются идеологические штампы вербального (учат славить Ге-ниалиссимуса) и мировоззренческого характера (например, внушается идея о героизме доноса на друга, учителя и т.д.). Однако процесс воспитания не признается единственно возможным способом улучшения человеческой природы. Для этого в Москорепе существует институт по созданию нового коммунистического человека. Опираясь на законы генетики, ученые работают над созданием идеального трудящегося (скрещивая пролетария и колхозницу), идеального писателя (скрещивая художника слова с философом-марксистом) и т. д.
Как видим, в произведении "Москва 2042" коммунистическая идея становится объектом авторской игры, однако обращает на себя внимание, что обыгрываются прежде всего компоненты социально-экономического и политического характера. Вместе с тем коммунистическая идея имеет в произведении В. Войновича и проекцию личностного, нравственно-этического плана.
В системе образов-персонажей выделяются персонажи, чья художественная судьба завершается гибелью, и смерть эта окружена героическим ореолом. Следует отметить, что эти образы-персонажи, с одной стороны, являются носителями коммунистической идеологии, а с другой стороны, эти образы (с большей или меньшей степенью опосредованности) соотносятся с христианским учением.
Это наблюдение, парадоксальное на первый взгляд, оказывается проясненным, если обратиться к работе Н.Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма". Указывая на знаковые отличия коммунистической и христианской идей, великий русский философ выявляет (хотя справедливости ради отметим, что не ставит пе-
Т.Б.ВАСИЛЬЕВА-ШАЛЬНЕВА
ред собой подобной задачи) их типологическую общность. Эта общность связана с апелляцией к личности, способной служить идее (идее Бога или идее справедливого мироустройства). В частности, Н.Бердяев пишет, что " . лучший тип коммуниста, т.е. человека целиком захваченного служением идее, способного на огромные жертвы и на бескорыстный энтузиазм, возможен только вследствие христианского воспитания человеческих душ." [2]. Другими словами, и христианство, и коммунистическая идеология апеллируют к человеческой личности, сущностными характеристиками которой выступают: способность к опосредованному поведению, мотивация которого не связана с достижением личных благ; способность к сознательному руководству своим поведением и верность избранным принципам, его определяющим; экстериоризация.
С этой моделью в романе оказываются соотносимыми такие образы-персонажи, как молодой мюнхенский коммунист-террорист, отец Звездо-ний, Алексей Букашев. Образ коммуниста-террориста является эпизодическим; его появление в экспозиционных главах связано с сюжетным мотивом перелета в будущее и дружеским общением с Карцевым. Юноша мечтает, возвратившись из коммунистического будущего, предоставить членам своей организации доказательства позитивного осуществления идеи справедливого мироустройства. Его представления о коммунизме облечены в идиллически-утопичес-кую форму, в которой отражаются представления о светлом и спокойном христианском рае: ". молодые, здоровые, бессмертные, влюбленные друг в друга будут гулять . , вести философские беседы и слушать тихую музыку" [3]. Образ коммуниста-террориста вновь оказывается в поле зрения Карцева в финале его путешествия. В заключительных главах образ молодого коммуниста предстает как жертва страшных экспериментов по созданию идеального человека будущего. Подвергающийся жесточайшим истязаниям, вызывающим прямые аналогии с мучениями первых христиан, юноша остается верен своим мечтам об идеальном коммунистическом строе. Из контекста последней беседы Карцева с ученым-экспериментатором проясняется последующая - трагическая - судьба героя.
Генерал-майор религиозной службы отец Звездоний - еще один знаковый в рассматриваемом аспекте образ-персонаж. Отец Звездоний контролирует духовно-идеологическую сферу жизни граждан коммунистической республики, так как в Москорепе произошло присоединение церкви к государству при отказе от веры в Бога. (Подобным образом моделируемая ситуация ак-
туализирует понимание религиозного характера русской революции: ".коммунизм сам хочет быть религией,. он претендует ответить на религиозные запросы человеческой души, дать смысл жизни" [2]). На протяжении практически всего романа образ Звездония выписан в пародийно-ироническом ключе; в финальных главах этот образ приобретает мученический ореол. Во время государственного переворота и установления монархии Карнавалова отец Звездоний принимает смерть на кресте (актуализируется семантика распятия), но не отрекается от веры в Ге-ниалиссимуса, выступающего в представлении Звездония гарантом стабильности осуществленной коммунистической идеи.
Именно Гениалиссимус (он же Алексей Бу-кашев) является третьим образом-персонажем рассматриваемой семантики. Профессионал высочайшего уровня, прогрессивный генерал КГБ Букашев понимает всю абсурдность социалистической модели, реализуемой в СССР (во время одной из дружеских бесед с Карцевым он отмечает, что можно служить идиотской системе, но при этом не быть идиотом). Взяв на себя ответственность за решение о необходимых в стране преобразованиях, возглавив августовскую революцию, сделав все возможное для построения коммунизма (в который он действительно верил), Букашев с ужасом осознал тупиковость избранной модели жизнеустройства. Так, на смену задаче воплощения коммунистической идеи пришла задача ее дискредитации путем выявления абсурдности всех ее компонентов. Вектор художественной судьбы Букашева связан с его изоляцией, которая является следствием и внешних (Верховный пятиугольник, возмущенный постоянным вмешательством Букашева в фиксированную модель управления, оставляет его в "космической командировке"), и внутренних (стремление самоустраниться) факторов. Трагическое разочарование в коммунистической идее не ломает стоической натуры Букашева, предпочитающего смерть карнавальной присяге самопровозглашенному монарху. Христианское начало актуализируется в образе Букашева опосредованно, аллюзийно. Во время перелета из Мюнхена в Москву Карцев обращает внимание на висящую в космическом пространстве капсулу с человеком в ней. Карцеву кажется, что этот человек - Букашев, и он не ошибается. Глаза человека в капсуле полны такой болью, что вызывают у Карцева мысль об узнике, приговоренном к смертной казни (аллюзия на роман Ф.М.Достоевского "Идиот": эпизод рассказа князя Мышкина о картине с изображенным на ней преступником и т.д.).
Как видим, три образа-персонажа романа оказываются связанными с семантикой личного героизма. Мечта (молодой коммунист), вера (отец Звездоний), убеждения (Букашев) выступают как различные варианты проявления коммунистической идеи в личностной проекции.
Таким образом, в романе "Москва 2042" наблюдается следующая особенность: на уровне социально-экономических, политических, бытовых реалий воплощения коммунистической идеи она становится объектом блестящей авторской игры (сатиры); на нравственно-этическом уровне - объектом своеобразной сакрализации.
COMMUNISTIC IDEA AS OBJECT OF GAME IN V.VOINOVICH’S NOVEL "MOSCOW 2042”
T.B.Vasileva-Shalneva
Given article represents research of the novel of V.Voinovich "Moscow 2042". Author opens features of product in aspect of the game strategy which object is the communistic mythology. Anti-Utopia "Moscow 2042" - magnificent satire on the Soviet way of life with use of fantastic forms piacemodeal.
Key words: Communistic idea, satire, anti-Utopia, discourse, the doctrine, the concept of the person.
Васильева-Шальнева Татьяна Борисовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX-XXI веков и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: [email protected]
1. Хлебникова Е.А. Жанровое своеобразие прозы В.Войновича: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2006 // URL: http:www.aspu.ru/ images/lile/autorefs/hlebnikola.doc (дата обращения 5.05.2011).
2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // URL: www.vehi.net/derdyaev/istoki/06.html (дата обращения 5.05.2011).
3. Войнович В. Москва 2042 // URL: lib.rus/ec/d/ 59677 (дата обращения 5.05.2011).
Поступила в редакцию 30.05.2011