учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др. ; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышева. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
12. Михайлова В.В. Новые информационные технологии в обучении физике / В.В. Михайлова. — М. : Наука и школа — № 4 — 2007. - С. 53-55.
13. Ефремова Т.И. Электронная лабораторная работа по физике как средство формирования информационной компетентности учащихся «Первое сентября» [email protected].
14. Советский энциклопедический словарь [Текст] // Научно-редакционный совет : А.М. Прохоров (пред.). — М. : «Советская энциклопедия», 1981.
ЛАРИОНОВ Михаил Владимирович, аспирант кафедры методики преподавания физики.
Статья поступила в редакцию 07.12.07 г.
© М. В. Ларионов
удк 004.41:801.731 г. Г. БАБАЛОВА
Омский государственный педагогический университет
КОММУНИКАЦИЯ «ЧЕЛОВЕК - ЭВМ» И ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ___________________________________
Режим интерактивного взаимодействия человека и вычислительной машины используется в различных автоматизированных информационных системах. Обычно выделяют три класса управленческих систем: автоматизированная система плановых расчётов, автоматизированная система управления и система автоматизированного проектирования. Первостепенное значение имеет интеграция данных систем, т. е. обеспечение согласованного функционирования на основе обмена информацией. В настоящее время сложились три основные концепции в построении банков информации: банки документов, банки данных и банки знаний. Любой информационно-поисковый язык — язык терминологический, поэтому центральной прикладной задачей является правильное научно обоснованное составление терминологической аннотации.
Под коммуникацией обычно понимается обмен информацией между социальными субъектами или материальными объектами, осуществляемый при помощи семиотической (знаковой) системы, в которой знак выступает как материальный носитель социальной информации. Коммуникация возможна не только между социальными субъектами — членами человеческого коллектива, но и между человеком и электронно-вычислительной машиной, а также между различными техническими устройствами.
Коммуникация «человек-человек» — обмен социальной информацией между людьми. Обеспечивающее средство — естественный язык. Коммуникация «человек-ЭВМ» — обмен информацией между человеком и машиной и наоборот. Обеспечивающие средства — информационные языки и языки программирования, команды ЭВМ на естественном языке, используемые в диалоговых системах. Функции терминологий в этих коммуникациях различны.
Б. Н. Головин и Р. Ю. Кобрин предлагают следующую дифференциацию функций терминологий [1, с. 14].
В коммуникативных процессах «человек - человек» можно выделить:
1) функцию номинации объектов и выражения специально-профессиональных понятий;
2) функцию классификации в рубрикаторах, классификаторах, библиотечно-библиографических указателях и других классификационных системах;
3) функцию управления в информационно-управленческих системах.
В коммуникативных процессах «человек-ЭВМ» можно выделить:
1) функцию номинации в информационных языках дискрипторного типа, где лексические единицы естественного языка - термины - используются при создании специфических терминов искусственных языков, обозначающих объекты профессиональной деятельности, например: термины науки, техники, производства, управления. Кроме терминов, используются также номенклатурные единицы (или номенклатурные знаки). Значение номенклатурных слов конкретнее и точнее значения терминов. Номенклатурные слова могут обозначать предметы единичные, поэтому могут быть и именами собственными, например: море, река — термины; Каспийское, Эльбрус — номенклатурные слова;
2) функцию классификации в информационных языках классификационного типа, где термин используется для распределения сведений информационных массивов. Данная функция реализуется в информационных языках классификационного типа; при этом термин (терминологическое словосочетание) выступает в качестве основания для классификации, причём каждому классу, называемому рубрикой-термином, соответствует тематически близкое множество документов. Например, «Искусственный интеллект». Справка: в рубрике собирается литература об использовании компьютерной техники для моделирования психических функций человека и автоматизации отдельных процессов научно-исследовательской работы, моделях и программах, создаваемых с этой
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
целью, а также философских проблемах кибернетического моделирования познавательных процессов;
3) функцию управления в информационно-управленческих системах, где термины естественного языка выступают в роли «команды» для электронно-вычислительной машины выполнить определённую операцию над данными.
Принято выделять три класса управленческих систем:
1) АСПР — автоматизированная система плановых расчётов;
2) АСУ — автоматизированная система управления;
3) САПР — система автоматизированного проектирования.
Итак, термины выполняют помимо главной, номинативной, управляющую функцию, предписывая ЭВМ осуществить ряд операций, например, определить расход топлива на 12 месяцев и т. д.
Обычно пользователей ЭВМ принято разделять на две группы: профессионалов и непрофессионалов. Очень часто непрофессиональный пользователь обращается за помощью к программисту. Это влечёт за собой некоторые сложности: увеличение временных затрат, неполное понимание программистом задачи, поставленной перед ним потребителем информации и др.
Наиболее перспективным является интерактивное взаимодействие пользователя с ЭВМ, которое характеризуется тем, что компьютер реагирует на воздействие человека настолько быстро, что это позволяет воздействовать на ход решения задачи. «Интерактивное взаимодействие человека и вычислительной машины - это такой режим, при котором оба участника обмениваются сообщениями (формализованными и неформализованными) с целью изменения течения вычислительного процесса, а также выдачи/ получения информации о его состоянии. Режим интерактивного взаимодействия пользователя с ЭВМ обеспечивает:
— непосредственный контакт между пользователем и системой, т. е. приём и выдачу разнообразных сообщений посредством локального или удалённого терминала;
— оперативный поиск необходимых пользователю данных и (или) программ;
— возможность практически одновременно обслуживать нескольких пользователей в условиях, когда потребность в обслуживании непредсказуема» [2, с. 9].
Режим интерактивного взаимодействия используется в различных системах, например, «запрос - ответ» - в автоматизированных информационных системах, осуществляющих поиск, обработку информации, системах сбора данных и обновления файлов, специализированных системах программирования и др.
Управление любой системой органически связано с информацией. Обычно выделяют три класса управленческих систем: 1) АСПР — автоматизированная система плановых расчётов, 2) АСУ — автоматизированная система управления, 3) САПР — система автоматизированного проектирования. Первостепенное значение имеет интеграция данных систем, иначе говоря, обеспечение их согласованного функционирования на основе обмена информацией.
Основной прикладной задачей терминоведения является обеспечение быстрого поиска необходимой научно-технической информации. В настоящее время поиск информации осуществляется повсюду: в облас-
ти образования и научных исследований, экономики и социологии, науки и техники, культуры и спорта, создаются автоматизированные банки информационных данных, в которых данные, представленные на естественном языке, должны храниться и обрабатываться ЭВМ.
В научной литературе существует разнобой в трактовании понятия «банк информации». Одни авторы подразумевают под банком информации хранилище специально подготовленной и упорядоченной информации, другие включают в него и программы хранения, поиска и машинной обработки, третьи, кроме перечисленного, включают ещё и прикладные программы для задач пользователей, а четвёртые расширяют это понятие на всю информационную систему, включая в понятие банка информации и коллектив специалистов по его программноалгоритмическому и информационному обслуживанию и т. д.
Наиболее полным и лаконичным, на наш взгляд, является определение, данное Ю. М. Полищук и В. Б. Хон: «Хранилище информации, создаваемое средствами вычислительной техники, для накопления и использования документов, данных, программ и знаний... Пользователем (конечным пользователем) или потребителем информации является лицо (коллектив), в интересах которого в АБИ накапливается и хранится информация, необходимая для принятия решений управленческого, научного, конструктивного характера и т. п.» [2, с. 151].
Классификация банков информации может быть дана с различных точек зрения. По назначению автоматизированные банки информации (АБИ) разделяются на следующие классы:
— информационно-справочные системы общего назначения (например, в системе научно-технической информации) и специализированные (по отраслям науки и техники);
— банки данных в АСУ (предприятиями, технологическими процессами и др.);
— банки данных в системах автоматизированного проектирования;
— банки данных в системах автоматизации научных исследований и производственных испытаний.
По режимам функционирования можно рассматривать АБИ пакетного, диалогового и смешанного видов. К последнему виду относятся АБИ, в которых режим функционирования устанавливается в зависимости от требований, предъявляемых к решаемой задаче.
В настоящее время сложились три основные концепции в построении банков информации: банки документов, банки данных и банки знаний.
Принципиально важным является тот факт, что с точки зрения лексики любой информационно-поисковый язык — язык терминологический: элементами такого информационного языка являются термины естественного языка, выражающие информацию о тематическом содержании документов. Если тематическое содержание статьи, главы в книге, технического отчёта, управленческого документа обозначить набором информативных для этого документа терминов, т. е. таких терминов, которые выражают темы и подтемы, получим терминологическую аннотацию документа, чтение которой даст специалисту возможность предварительно решать, следует ли ему знакомиться с этим документом.
Центральной прикладной задачей терминоведения является правильное научно обоснованное составление терминологической аннотации с учётом синони-
мических, омонимических, родо-видовых, ассоциативных связей, связей по признаку «часть - целое», «объект - признак» и т. д. Это позволяет оптимально организовать работу информационной системы.
Библиографический список
2. Полищук Ю. М., Хон В. Б. Теория автоматизированных банков информации. - М. : Высшая школа, 1989. - 184 с.
БАБАЛОВА Галина Григорьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка факультета информатики.
1. Головин Б. Н., Кобрин Р. Ю. Лингвистические основы учения о терминах. - М. : Высшая школа, 1987. - 104 с.
Статья поступила в редакцию 19.05.08 г. © Г. Г. Бабалова
УДК 378261 Г. А. ЛАНЩИКОВА
Омский государственный педагогический университет
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
И МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГРАМОТНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСТРОЕНИЙ
У СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕРСПЕКТИВА»________________________________
В статье рассматривается содержание обучения пространственным построениям студентов факультета искусств как совокупности знаний, опыта практической и творческой деятельности, а также мотивационно-рефлексивного осознания и оценивания учебной деятельности. Данные характеристики условно объединены в критериальные блоки: мотивационный, когнитивный (знаниевый), технологический, вариативный и рефлексивный. Дано графическое представление модели развития у студентов грамотности в области пространственных построений. Материалы данной статьи могут использоваться в научно-исследовательской работе с учащимися в средних учебных заведениях, художественных школах, а также специализированных классах общеобразовательных школ.
В основу разработки критериев оценки студенческих работ по дисциплине «Перспектива» положены концептуальные разработки исследований Г. В. Беды, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, А. Е. Терентьева, В. П. Зинченко, Е. В. Шорохова, Л. Г. Медведева, Л. А. Ивахновой, В. К. Лебедко и др. Авторы рекомендуют выводить критерии оценки из осознания мотивов и целей деятельности, умения самостоятельно планировать свою работу над рисунком. Анализ учебных работ во время практических занятий должен быть понятен студентам и принят ими.
Достаточно объективному оцениванию при рисовании с натуры поддаются визуально воспринимаемые параметры рисунка, живописи и композиции: компоновка изображения, определение формы, конструкции пропорций предметов, взаимное расположение предметов или объектов, свето-тоновая и цветовая проработка изображения и др. Однако при оценке работ по памяти, представлению, воображению может наблюдаться определенная субъективность контрольно-оценочной системы. Поскольку невозможно представить и проследить точные характеристики и параметры свето-воздушных изменений, сложно измерить и оценить «творческие» и эстетические аспекты учебных работ студентов, потребуется расширение не только количественной, но и качественной оценочной шкалы,
Кроме критериев грамотности построения изображения, в рамках изобразительных систем существуют и критерии, оценивающие творческую и эстетическую стороны изображения, что позволяет учитывать целостный перцептивный процесс при решении конкретной задачи.
Для определения критериев оценки графических работ студентов по дисциплине «Перспектива» необходимо прежде всего знать цель выполнения изображения. Нам представляется, что этой целью может являться построение пространственного образа. При этом продуктивным будем считать и пространственный образ, созданный «по памяти», и образ, созданный «по воображению». Психолог И. С. Якиманская, например, считает недостаточно правомерным деление пространственных образов на образы памяти и воображения, поскольку в основе этого деления лежит «.во-первых, признание того, что образ можно соотнести с каким-либо одним психическим процессом, а во-вторых, разграничение образов на творческие (продуктивные) и воспроизводящие (репродуктивные)» [3].
Н. П. Сакулина при оценке детского рисунка предложила конечной целью изображения считать приближение к правдивости и полноте отражения реальной действительности: узнаваемость, сходство с действительностью, нахождение адекватных средств
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ