Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Беляев Сергей Павлович

В статье анализируются коммуникационные процессы, происходящие в современном информационном обществе. Автор рассматривает средства коммуникации и информации как средства управления в рамках современной информационно-коммуникативной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION PROCESSES IN THE INFORMATION SOCIETY AND YOUTH ENVIRONMENT

The article analyzes the communication processes taking place in the modern information society. The author considers the means of communication and information as management tools within the framework of a modern information and communication system.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

2022' 06

ВЛАСТЬ

43

УДК 323

БЕЛЯЕВ Сергей Павлович — аспирант Воронежского государственного университета (394000, Россия, г. Воронеж, пр-кт Революции, 24; sp.beliaev@gmail.com)

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье анализируются коммуникационные процессы, происходящие в современном информационном обществе. Автор рассматривает средства коммуникации и информации как средства управления в рамках современной информационно-коммуникативной системы. Ключевые слова: коммуникация, коммуникационные процессы, информационное общество, молодежная среда

В настоящее время стало очевидным преобладание в социуме информационной составляющей над всеми другими ее формами и компонентами. Современное общество вышло на более сложный этап своей организации, требующий для успешного функционирования более совершенных процессов координации и опирающийся на информационные потоки [Почепцов 2001: 25]. Современные трансформации во взаимоотношении социальных субъектов в системе «человек - общество» во многом связаны с развитием средств коммуникации, информационных технологий и возрастанием роли информации в целом. Характерными признаками современного общества являются общая медиализация, информатизация и компьютеризация социального пространства [Юхвид 2008: 15].

В последние десятилетия XX в. в мире зародились сложные и взаимосвязанные процессы масштабных социальных изменений, во многом связанные с информационно-технологической революцией, переходом от индустриальной к информационной организации всей системы общественных отношений [Вершинин 2014: 254]. Интегральным следствием этих процессов многие исследователи считают формирование общества нового типа - информационного общества. Информационное общество рассматривается как эволюционное продолжение индустриального общества, в котором наиболее высокими темпами растут секторы, связанные с созданием и потреблением информации, а новые технологии влияют на характер коммуникации. Доступ к информации выступает решающим фактором организации демократического общества. Однако по мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, перерабатывать и устанавливать «фильтры» [Ершова 1999]. У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:

- технологический (ключевой фактор): информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и пр.;

- социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации;

- экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости;

- политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения;

- культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом У. Мартин особо подчеркивает мысль, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества» [Мартин 1990: 115].

В современной «информационной медийной культуре, далекой от общения и диалога, коммуникативное становится сложным выбором того, кто имеет представление о ценности и самоценности как личности, так и ее свободного выбора. Медийная общность ведет к мнимому объединению и исчезновению подлинного общения» [Мальковская 2007: 82].

Средства коммуникации и информации являются в настоящее время средствами управления в рамках современной информационно-коммуникативной системы и характеризуются разной степенью участия человека в процессе их использования, оказывая различное воздействие на восприятие, мышление, психологию и поведение человека, т.е. одна и та же информация (сигнал), переданная разными способами, оказывает различный эффект на ее потребителей. Канал коммуникации задает сообщение и степень вовлеченности в него аудитории. Важно отметить, что по мере появления новых средств и каналов передачи информации старые каналы также активно используются, т.е. действует закон накопления коммуникационных каналов. В современном мире наблюдается закономерность все более быстрого превращения средств коммуникации в средства массовой коммуникации.

Основным средством развития потенциала молодежи в рамках реализации государственной молодежной политики является вовлечение молодых граждан в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества. Именно поэтому данная проблематика приобретает столь важное научное, управленческое и социально-политическое значение. От успешности и своевременности вовлечения молодежи в жизнедеятельность общества в качестве полноправного игрока и субъекта всех видов отношений зависит ее готовность к преодолению тех объективных вызовов, которые переживает Россия и которые ей еще предстоит пережить в XXI в., а эффективный процесс приобщения молодежи к общественной жизни требует применения востребованных ею коммуникационных каналов [Вовлечение молодежи ... 2007: 4].

С 2007 г. в России реализуется проект «Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"», цель которого - вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе. Специфика данного проекта в том, что он ориентирован не только на создание и распространение медиаинформационной продукции для молодежи, но и на создание моделей (федеральный уровень) и поддержку проектов (региональный уровень) информирования, социальной рекламы и социального просвещения по всему спектру молодежных проблем и проектов Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. В проекте активно использовался принцип user generated content (контент, создаваемый пользователем), что позволило активно вовлечь в его реализацию значительную часть молодежной аудитории. Результатом стало увеличение не

2022'06

ВЛАСТЬ

45

только числа активных пользователей социальных сетей среди молодых людей, но и числа участвующих в социальных и медиапроектах.

С 2012 г. появилась когорта молодежи, использующая социальные и медиаре-сурсы в целях заработка, т.е., во-первых, формируется контент, направленный на коммерческие интересы его создателя; во-вторых, появляется достаточное число лидеров мнений (блогеров, инфлюенсеров), способствующих увеличению числа инструментов коммуникации. Коммуникация с подобными источниками информации зачастую является односторонней, молодые люди только просматривают контент без взаимодействия с его создателем.

Под каналами коммуникации для молодежи понимаются специальные «маршруты» (пути) или технологии, используемые для обмена информацией между представителями молодого поколения и внешней средой. Однако на практике из-за огромного объема данных и разнообразия коммуникационных каналов (Интернет, мобильная связь, книги, пресса, радио, телевидение, реклама, личное общение и др.) молодой человек не всегда способен грамотно отбирать информацию и использовать ее в процессе жизнедеятельности. Пестрота каналов коммуникации (особенно телевидение и Интернет) нередко приводят к «экранному сознанию» и восприятию общественных процессов вне их причинно-следственной связи, что делает молодых людей объектом манипуляций [Калугина 2007: 14].

На территории РФ существуют государственные программы, направленные на развитие цифровых технологий, в которые включен комплекс мер, учитывающих создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций [Романенко, Комаровская 2009: 110-111]. В рамках данного направления обеспечивается достижение технологического прорыва, развитие российского /Т-сектора, рост производительности труда в экономике, повышение эффективности государственного сектора, обеспечение сервисной составляющей, а также развитие сквозных технологий и формирование соответствующей инфраструктуры доступности услуг для населения на всей территории страны.

Список литературы

Вершинин М.С. 2014. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований. - Актуальные проблемы теории коммуникации: сборник научных трудов. СПб: Изд-во СПбГПУ. С. 253270.

Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография (под ред. С.С. Гиля). 2007. М.: Из-во РГСУ. Т. 1.

Ершова Т.В. 1999. Концептуальные вопросы перехода к информационному обществу XXI века. - Вестник РФФИ. № 3. С. 17-28.

Калугина М.А. 2007. Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования: автореф. дис. ... к.полит.н. Владивосток. 22 с.

Мальковская И.А. 2007. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий). - Социс. Социологические исследования. № 2. С. 82-89.

Мартин У.Дж. 1990. Информационное общество. - Теория и практика общественно-научной информации: ежеквартальник (гл. ред. В.А. Виноградов) № 3. С.115-123.

Почепцов Г.Г. 2001. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук. 651 с. Романенко Н.М., Комаровская Е.П. 2009. Ценностные ориентации подрастающего поколения в условиях трансформации функций семьи в современном обществе. — Культура детства: нормы, ценности, практика: материалы международной конференции с элементами научной школы для молодежи. г. Москва, 19-20 октября 2009 г. С. 110-114.

Юхвид Е.Н. 2008. Информационно-коммуникативная система общества и социальное управление. М.: Изд-во РАГС. 73 с.

BELYAEV Sergey Pavlovich, postgraduate student at the Voronezh State University (24 Revolyutsii Ave, Voronezh, Russia, 394000; sp.beliaev@gmail.com )

COMMUNICATION PROCESSES IN THE INFORMATION SOCIETY AND YOUTH ENVIRONMENT

Abstract. The article analyzes the communication processes taking place in the modern information society. The author considers the means of communication and information as management tools within the framework of a modern information and communication system.

Keywords: communication, communication processes, information society, youth environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.