Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ'

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникационные площадки / онлайн-формат / интернет ресурсы и сервисы / communication platforms / online format / Internet resources and services

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С.В. Стрельникова, П.С. Полханов

В статье рассмотрены факторы, оказавшие влияние на изменение предпочтений коммуникационных площадок российскими потребителями сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION PLATFORMS IN NEW REALITIES

The article considers the factors that influenced the change in the preferences of communication platforms by Russian consumers of the Internet.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ»

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

УДК 304.2 +316.472.4

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ

С. В. Стрельникова*, П. С. Полханов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: *sv4042@yandex.ru

В статье рассмотрены факторы, оказавшие влияние на изменение предпочтений коммуникационных площадок российскими потребителями сети Интернет.

Ключевые слова: коммуникационные площадки, онлайн-формат, интернет ресурсы и сервисы.

COMMUNICATION PLATFORMS IN NEW REALITIES

S. V. Strelnikova*, P. S. Polhanov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: *sv4042@yandex.ru

The article considers the factors that influenced the change in the preferences of communication platforms by Russian consumers of the Internet.

Keywords: communication platforms, online format, Internet resources and services.

Интенсивное развитие средств электронной коммуникации, в частности Интернета, формирует новые коммуникационные параметры в обществе. Развитие виртуальной сферы способствует становлению многообразия форм и методов коммуникации участников, представляя все более совершенные и эффективные инструменты взаимодействия и воздействия их друг на друга. В то же время Интернет стимулирует интенсификацию коммуникационных процессов, как результат, стремительного проникновения компьютерных технологий во все сферы жизни общества [1].

Изначально, большая часть общества использовала сеть Интернет как источник информации и развлечений. В настоящее время интернет воспринимается как коммуникационный канал, позволяющий осуществлять общение между разными людьми, сообществами, с использованием разных коммуникационных площадок (мессенджеры, социальные сети, форумы и т.д.). Активное развитие сетевой коммуникации дает возможность создавать проектные команды, которые никогда не взаимодействуют друг с другом за пределами сети. В этом случае сеть становится не просто новым каналом коммуникации, который используется в дополнение к обычным встречам в оффлайне, она сама становится пространством, позволяющим реализовывать новые рабочие, исследовательски и коммуникационные практики [2].

Изменения, происходящие в мире, оказывают существенное влияния на конъюнктуру коммуникационных площадок в сети Интернет и пользователей.

Пандемия COVID 2019 года и ограничение межличностного общения способствовали появлению новых пользователей сети Интернет, освоению цифровых компетенций, уже существующих, «те же столкнулся с такой необходимостью, в основном осваивали навыки работы с новым программным обеспечением, в частности мессенджерами и инструментами для проведения видеоконференций» [3]. Снятие ограничений не привело к полному отказу

Актуальныае проблемы! авиации и космонавтики - 2022. Том 3

предприятий, организаций от работы в онлайн. Многие мероприятия продолжили проводится в онлайн-формате и постепенно стали совмещать возможность участия в обоих вариантах. Вынужденный, на первоначальном этапе переход к цифровому потреблению рождает новые потребительские предпочтения в использовании коммуникационных площадок.

Ограничения, с которыми столкнулись российские пользователи интернет ресурсов (ресурсов для проведения видеоконференций, социальных сетей, стриминговых сервисов и т.д.) в феврале 2022 года привела к перераспределению аудитории. На первом этапе перехода, компании, блогеры переезжают с запрещенных сервисов на отечественные площадки, при этом продолжают вести оба варианта. Постепенно количество дублированного контента снижается, как и количество посещений запрещенных площадок. Так, по данным Mediascope «время использования Instagram (*признана экстремистской организацией и запрещена в РФ), упало с 13 минут в начале февраля до 1 минуты 11-15 апреля [4]. Наблюдается рост пользователей российских коммуникационных площадок. Наибольший прирост новых пользователей в Telegram. Потребители начинают интересоваться вопросом освоения других площадок. Минцифры РФ предложен перечень ресурсов и сервисов, которыми можно заменить зарубежные аналоги. Мессенджеры и соцсети: «Вконтакте» (VK), «Одноклассники», Yappy, Telegram, «ТамТам», ЯRUS, TenChat, «Мой Мир», ICQ, Frisbee. Программы для видеоконференций: EYEVOX, «Сферум», «Видеозвонки Mail.ru», «Видеовонки VK Яндекс.Телемост», «Вебинар.ру», TrueConf, Jazz, IVA AVES, IVA LARGO, и др. [5].

Дальнейшее перераспределение аудитории во многом зависит от адаптации российских интернет ресурсов, площадок под нужды и запросы пользователей. Данная работа активно проводится разработчиками. Кроме этого, появляется информация о разработке совершенно новых площадок для коммуникаций в сети Интернет. Изменения в мировой экономики, политике и в целом в обществе приводят к формированию новых потребительских предпочтений в использовании коммуникационных площадок.

Библиографические ссылки

1. Карпов П.Н. Роль новых медиа в политической коммуникации: Интернет как инструмент формирования новой политической реальности // Вестник РУД,, серия Политолог, 2013 № 1 С.137-148.

2. Масланов Е. В. Коммуникационные площадки в сети интернет как зоны обмена: возможности и ограничения // Философия и культура. - 2020. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32241 (дата обращения 10.04.2022).

3. Цифровая грамотность и удаленная работа в условиях пандемии [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/czifrovaya-gramotnost-i-udalennaya-rabota-v-usloviyakh-pandemii (дата обращения 01.04.2022).

4. В начале апреля время использования россиянами Instagram* сократилось до одной минуты в день [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/publication/mediascope-53848.html (дата обращения 16.04.2022).

5. Минцифры предложило перечень российских площадок для замены зарубежных сервисов [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/publication/mintsifry-predlozhilo-perechen-rossijskikh-ploshchadok-dlya-zameny-zarubezhnykh-servisov-53655.html (дата обращения 16.04.2022).

О Стрельникова С. В., Полханов П. С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.