Научная статья на тему 'Коммуникационные барьеры в процессе реализации дистанционных образовательных программ в условиях цифровизации образовательного процесса'

Коммуникационные барьеры в процессе реализации дистанционных образовательных программ в условиях цифровизации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ЦЕЛЕВЫЕ АУДИТОРИИ / DIGITALIZATION OF EDUCATION / DISTANCE LEARNING / PEDAGOGICAL COMMUNICATIONS / COMMUNICATION BARRIERS / TARGET AUDIENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов С.А.

В статье рассматривается проблема проявления коммуникационных барьеров в образовательном процессе в рамках цифровизации дистанционного образования в области дополнительного профессионального образования. Анализ опыта различных аспектов педагогической коммуникации в реализации федерального проекта «Творческие люди» в Краснодарском государственном институте культуры выявил рамки ограничительных фильтров, прежде всего в лекционной коммуникации со слушателями. Это относится к разнородности целевых аудиторий слушателей слушатели образовательной программы «Управление проектами в социально-культурной сфере» обладают различным уровнем профессиональной подготовки и различным управленческим опытом, занимая разные социально-ролевые позиции. Кроме того, в дистанционном обучении падает роль эмоционального контакта с аудиторией. Отмеченные проблемы нуждаются в изучении и осмыслении для их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION BARRIERS IN THE PROCESS OF REALIZATION OF REMOTE EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the problem of manifestation of communication barriers in the educational process in the framework of digitalization of distance education in the field of additional professional education. The analysis of the experience of various aspects of pedagogical communication in the implementation of the federal project «Creative people» in the Krasnodar state institute of culture revealed the limits of restrictive filters, especially in lecture communication with students. This refers to the heterogeneity of the target audience of students students of the educational program «Project management in the socio-cultural sphere» have different levels of professional training and different managerial experience, occupying different social and role positions. In addition, the role of emotional contact with the audience decreases in distance learning. These problems need to be studied and understood in order to overcome them.

Текст научной работы на тему «Коммуникационные барьеры в процессе реализации дистанционных образовательных программ в условиях цифровизации образовательного процесса»

2. Bauman Z., Donskis L. Tekuchee zlo: zhizn v mire, gde net alternativ [Fluid evil: life in a world where there are no alternatives]. Saint Petersburg, 2019. 296 p.

3. Lotman Yu.M. Kultura i vzryv [Culture and explosion]. Moscow, 2019. 256 p.

4. Dugin A. Pop-kultura i znaki vremeni [Pop culture and signs of time]. Saint Petersburg, 2005. 495 p.

5. Kukarkin A.V. Burzhuaznaya massovaya kultura. Teorii. Idei. Raznovidnosti. Obrazy [Bourgeois mass culture. Theories. Ideas. Varieties. Images]. Moscow, 1978. 350 p.

УДК 008 С.А. МОРОЗОВ

КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Морозов Сергей Александрович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры арт-бизнеса и рекламы Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), morozovsakras@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема проявления коммуникационных барьеров в образовательном процессе в рамках цифровизации дистанционного образования в области дополнительного профессионального образования. Анализ опыта различных аспектов педагогической коммуникации в реализации федерального проекта «Творческие люди» в Краснодарском государственном институте культуры выявил рамки ограничительных фильтров, прежде всего в лекционной коммуникации со слушателями. Это относится к разнородности целевых аудиторий слушателей -слушатели образовательной программы «Управление проектами в социально-культурной сфере» обладают различным уровнем профессиональной подготовки и различным управленческим опытом, занимая разные социально-ролевые позиции. Кроме того, в дистанционном обучении падает роль эмоционального контакта с аудиторией. Отмеченные проблемы нуждаются в изучении и осмыслении для их преодоления.

Ключевые слова: цифровизация образования, дистантное обучение, педагогические коммуникации, коммуникативные барьеры, целевые аудитории.

UDC 008 S.A. MOROZOV

COMMUNICATION BARRIERS IN THE PROCESS OF REALIZATION OF REMOTE EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Morozov Sergey Aleksandrovich, PhD (philosophy), professor, professor of the cathedra of art business and advertising of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), morozovsakras@yandex.ru

Abstract. The article deals with the problem of manifestation of communication barriers in the educational process in the framework of digitalization of distance education in the field of additional professional education. The analysis of the experience of various aspects of pedagogical communication in the implementation of the federal project «Creative people» in the Krasnodar state institute of culture revealed the limits of restrictive filters, especially in lecture communication with students. This refers to the heterogeneity of the target audience of students - students of the educational program «Project management in the socio-cultural sphere» have different levels of professional training and different managerial experience, occupying different social and role positions. In addition, the role of emotional contact with the audience decreases in distance learning. These problems need to be studied and understood in order to overcome them.

Keywords, digitalization of education, distance learning, pedagogical communications, communication barriers, target audiences.

Настоящая статья посвящена опыту участия в федеральном проекте «Творческие люди» в качестве одного из разработчиков образовательной программы «Управление проектами в сфере культуры и искусства».

Важнейшим системообразующим элементом образовательного процесса в сфере повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования является педагогическая коммуникация между обучающими и обучающимися, в нашем случае - модель коммуникативной синектики, основанная на метафорически-аналоговой технологии изложения учебного материала и рецензировании и оценке выполненных практических заданий [1, с. 197].

Педагог в системе дистанционного образования, как, впрочем, и в других формах образовательной деятельности, призван использовать различные виды коммуникативного воздействия для достижения поставленной образовательной цели. Для этого материал проводимого онлайн лекционного курса ориентирован на формирование в сознании обучаемого установки на освоение новых знаний и форм реализации своей профессиональной компетенции [2, 3, с. 135]; структура установки обучаемого характеризуется статичностью, а ее содержание определяется усвоением и рефлексией по отношению к приобретаемым знаниям и компетенциям как системно-управленческого, так и управлен-ческо-технологического характера, детерминированного эмоциями, получаемыми от лектора и генерируемого обучаемым в процессе преодоления когнитивного диссонанса между имеющимися личным управленческим опытом и управленческими знаниями и вновь осваиваемой информацией [4, с. 154].

Наряду с важными позитивными изменениями, открывающими новые возможности перед педагогами и обучающимися [5, 6, с. 40-41] в педагогических коммуникациях в цифровом формате проявляются и определенные коммуникативные барьеры, отмечаемые исследователями. Среди них выделяют снижение возможностей установления межличностных отношений, уменьшение социального круга, общий «регресс личного общения» вследствие ограничения непосредственного контакта с другими обучающимися» [6, с. 42].

В педагогической коммуникации важное место занимает выстраивание каналов обратной связи с помощью вербальной и невербальной форм передачи учебной информации, реализующейся в учебной ситуации, предполагающей целеоориентированную когнитивную, познавательную и эмоционально-волевую активность участников коммуникативного образовательного процесса [7, с. 215].

Речевое вербальное воздействие основано на определяемой грамматикой логически выстроенной информации, ориентированной на достижение учебной цели. Вместе с тем оно предусматривает дополнение сообщаемой обучаемому информации вербальными речевыми приемами и конструктами, предполагающими развертывание целостной картины за счет использования обучающимся индивидуального когнитивного опыта, позволяющего дополнять информационную картину домысливаемыми конструкциями и ситуациями на основе пережитого лично или усвоенного из других источников информации.

Использование речевых техник вербального воздействия по актуализации восприятия высокоточной информации в рамках речевой метамодели или допускающей широкие рамки герменевтического осмысления «милтон-модели» позволяют лектору варьировать акцентацию и степень точности усвоения тех или иных информационных блоков лекции [7, с. 221-222]. Однако при дистанционном цифровом обучении снижается потенциал использования возможности диалогичного построения вербальных форм лекционной речи акустической акцентации, эмоционально-выразительных форм, визуальной моторики передвижения лектора по аудитории, установления непосредственного коммуникативного контакта со слушателями.

Как установлено, опосредованная педагогическая коммуникация придает общению обезличенный характер. Живой коммуникационной процесс позволяет педагогу чувствовать

общий настрой аудитории, слушателям непосредственно делиться эмоциями, хотя содержательные потери фактической информации при отсутствии непосредственного контакта лектора и аудитории некритичны [8, с. 154-155].

Как показывает опыт, целевые аудитории, участвующие в очно-заочной образовательной программе по повышению профессиональной квалификации в области управления проектами в сфере культуры и искусства различны по своему социально-демографическому составу и уровню профессиональных компетенций и степени вовлеченности в управленческие процессы. А отсутствие непосредственного эмоционального контакта с живой аудиторией является неизбежным коммуникационным барьером при современном уровне развития образовательных технологий в России. Поэтому образовательному сообществу предстоит большая работа по поиску путей преодоления этих барьеров с использованием имеющихся образовательных и информационных технологий в целях совершенствования эффективности коммуникаций в педагогическом процессе в дополнительном профессиональном образовании в условиях развития цифровизации современной образовательной деятельности.

Литература

1. Симонова М.М. Основные модели коммуникации и их применение в учебном процессе // Наука и школа. 2018. № 4. С. 196-200.

2. Туктагулова М.Н. Особенности организации процесса переподготовки учителя к речевой деятельности в парадигме педагогической поддержки // Вектор науки Толь-яттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1 (4). С. 167-170.

3. Дабровска А., Подгурецки Ю. Факторы успешной коммуникации в образовательном процессе // Философия образования. 2012. № 4 (43). С. 131-137.

4. Савельев И.А. Структура управленческой культуры как предметная область социологии управления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4 (54). Ч. II. C. 153-156. URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:VCzM7M8QmLoJ: www.gramota.net/materials/3/2015/42/40.html+&cd=26&hl= ru&ct=clnk&gl=ru/

5. Бердникова Э.Н. Использование инновационных цифровых коммуникаций в образовательном процессе // Вестник современных исследований. 2018. № 10.5 (25). С. 16-18.

6. Яницкий М.С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для цифровой экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Кемерово, 2019. С. 38-43.

7. Третьяков О.Е. Модель речевой коммуникации и ее использование в образовательном процессе при подготовке начинающих преподавателей // Мир образования -образование в мире. 2014. № 1 (53). С. 213-224.

8. Демин Г.К. Дискретные потери информации при общении / Г.К. Демин, Ю.Г. Креймер, С В. Антоненко, Л.Л. Кармазина // Вюник ПДАБА. 2011. № 1-2. URL: https: // cyberleninka.ru/article/n/diskretnye-poteri-informatsii-pri-obschenii.

References

1. Simonova M.M. Basic communication models and their application in the learning process // Nauka i shkola. 2018. № 4. P. 196-200.

2. Tuktagulova M.N. Peculiarities of the organization of the process of retraining the teacher for speech activity in the paradigm of pedagogical support // Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2011. № 1 (4). P. 167-170.

3. Dabrovska A., Podguretski Yu. Factors of successful communication in the educational process // Filosofiya obrazovaniya. 2012. № 4 (43). P. 131-137.

4. Savelyev I.A. Management culture structure as subject area of management sociology // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie.

Voprosy teorii i praktiki. 2015. № 4 (54). Part II. P. 153-156. URL: http: // webcache.goog leusercontent.com/search?q=cache:VCzM7M8QmLoJ:www.gramota.net/materials/3/2015/42/ 40.html+&cd=26&hl=ru&ct=clnk&gl=ru/

5. Berdnikova E.N. Use of innovative digital communications in the educational process // Vestnik sovremennyh issledovaniy. 2018. № 10.5 (25). P. 16-18.

6. Yanitskiy M.S. Psychological aspects of digital education // Vocational education and youth employment: XXI century. Training for the digital economy: compilation of the International scientific and practical conference. Kemerovo, 2019. P. 38-43.

7. Tretyakov O.Ye. Model of speech communication and its use in the educational process in the preparation of novice teachers // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014. № 1 (53). P. 213-224.

8. Demin G.K. Discrete information loss in communication / G.K. Demin, Yu.G. Kreymer, S.V. Antonenko, L.L. Karmazina // Вюник ПДАБА. 2011. № 1-2. URL: https: // cyberleninka.ru/article/n/diskretnye-poteri-informatsii-pri-obschenii.

УДК 008

Е.В. ПРАСОЛ, В.П. ГРИЦЕНКО

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ЯЗЫК ДИАЛОГА

Прасол Елена Владимировна, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), pew888@mail.ru

Гриценко Василий Петрович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и философии Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), postmodemist@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются основные формы репрезентации языка в пространстве диалогического взаимодействия между представителями постиндустриального информационного общества. В ходе исследования учитываются не только вербальные способы трансляции языка, но также невербальные, занимающие преимущественное положение в современной информационной социокультурной и антропологической парадигме.

Ключевые слова: диалог, «горячие» культуры, коммуникация, монолог, объект, ритуал, субъект, текст, «холодные» культуры, язык.

UDC 008

E.V. PRASOL, V.P. GRITSENKO

INFORMATION SOCIETY: LANGUAGE OF DIALOGUE

Prasol Elena Vladimirovna, graduate of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), pew888@mail.ru

Gritsenko Vasiliy Petrovich, PhD (philosophy), professor, professor of the cathedra of pedagogy, psychology and philosophy of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), postmodernist@mail.ru

Abstract. The main forms of language representation in the space of dialogical interaction between representatives of the post-industrial information society are considered. The study takes into account not only verbal methods of language translation, but also nonverbal, which occupies a predominant position in the modern information socio-cultural and anthropological paradigm.

Keywords: dialogue, «hot» cultures, communication, monologue, object, ritual, subject, text, «cold» cultures, language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.