Научная статья на тему 'Коммуникации в системе международных отношений'

Коммуникации в системе международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

5052
512
Поделиться
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
Государство / Международные отношения / внешнеполитическая деятельность / коммуникации / government / international relations / External non-political activities / Communication

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кондратов Андрей Иванович

Статья посвящена раскрытию сущности коммуникаций в системе международных отношений. Рассматриваются как коммуникации между элементами системы международных отношений, так и внешнеполитические коммуникации государства в этой системе. Раскрываются основные зависимости внешнеполитической деятельности государства от состояния его коммуникаций в системе международных отношений. По мнению автора, адекватное реагирование на возможные угрозы безопасности государства, связанные с использованием различных коммуникаций, предполагает наличие научно обоснованных рекомендаций, которые можно сформулировать только в результате глубокого изучения рассматриваемого множества явлений. В этой связи автор указывает на необходимость тщательного изучения различных коммуникаций в системе международных отношений и учета их особенностей при разработке общей теории коммуникации, коммуникологии, политической коммуникативистики и в интересах политической науки в целом.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кондратов Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article is devoted essentially to disclosure of communications in international relations. Viewed as communication between the elements of the system of international relations and foreign policy of the state of communication in this system. Reveals the basic function of foreign policy activities of the state from its state of communications in international relations. The author believes that an adequate response to possible threats to national security associated with the use of various communications, requires a science-based recommendations can be formulated only as a result of deep study of the considered set of phenomena. In this regard, the author points to the need for careful consideration of various communications in international relations and taking into account their characteristics when developing a general theory of communication, communication science, political communication and in the interests of political science in general.

Текст научной работы на тему «Коммуникации в системе международных отношений»

Кондратов А.И.

КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Термин «коммуникация» достаточно часто употребляется при рассмотрении множества явлений как в политической теории в целом, так и в теории международных отношений в частности. Обычно он используется в словосочетаниях типа: «международные коммуникации», «межгосударственная коммуникация», «международные коммуникативные потоки», «межкультурная коммуникация», «глобальная коммуникация» и т.п. [см., например: 2; 3; 4; 5]. Все названные понятия отражают некоторые явления, происходящие в системе международных отношений. Однако базовое понятие «коммуникация в системе международных отношений» не раскрыто. Поэтому иногда коммуникация отождествляется с деятельностью государств и иных элементов этой системы, с внешней политикой государства, что терминологически неверно.

В этой связи целью предлагаемой вниманию читателей статьи является раскрытие сущности коммуникации в системе международных отношений, рассмотрение коммуникации между элементами системы международных отношений и внешнеполитических коммуникаций государства в этой системе.

В системе международных отношений все явления возникают в результате взаимодействия элементов данной системы и связей между ними. Сказанное означает, что и коммуникация как явление в этой системе является следствием взаимодействия хотя бы между двумя такими элементами, например, государствами. Между государствами взаимодействие осуществляется в результате осуществляемой ими внешнеполитической деятельности, которая определяется автором как вид организованной и соответствующим образом обеспеченной деятельности государства по оказанию воздействия на объекты его внешнеполитических интересов в рамках выбранной тактики [1, с. 86]. При этом под связью в системе международных отношений предлагается понимать факт наличия любого рода взаимодействий системы со средой, системы с ее элементами и между элементами. Поэтому коммуникацию целесообразно рассматривать как явление, относящееся к множеству связей системы международных отношений, вклю-

чающему в себя три подмножества: связи системы с ее элементами; связи системы со средой; связи между элементами системы.

Следствием коммуникации системы международных отношений в целом с отдельно взятым государством является функционирование этого элемента в данной системе. В данном случае коммуникация существует благодаря передаче сигналов управляющего воздействия от системы конкретному государству по соответствующим каналам коммуникации, например, нормативно-правовому (существующему благодаря действующим в данной системе нормам международного права) и морально-этическому (признанным в данной системе моральным нормам и правилам поведения).

Так, в случае нарушения государством норм международного права импульс воздействия предполагает приведение государством своего поведения в соответствие с действующими международно-правовыми нормами. Данный импульс системы воспринимается персонифицированными представителями государства, например, президентом или правительством, которые должны сами или через подчиненные им исполнительные органы власти внести соответствующие коррективы в деятельность своего государства в данной системе. Естественно, что часто подобный импульс, хотя и действительно воспринятый государством, не приводит к каким-либо изменениям в поведении государства, поскольку государство в этом не заинтересовано. В этом случае налицо сам факт состоявшейся коммуникации (передача импульса и его восприятие), а отсутствие изменений в поведении государства можно объяснить тем, что оно не отреагировало на полученный в ходе коммуникации импульс. Данный пример отражает одностороннюю коммуникацию, поскольку государство оставило без ответа полученный импульс, и свидетельствует о том, что коммуникация осуществлялась по инициативе системы международных отношений. То же можно сказать и применительно к коммуникации, осуществляемой и по морально-этическому каналу.

Примером коммуникации государства и системы международных отношений является апеллирование одного из государств к ООН (как одному из системообразующих элементов данной системы) о нарушении прав государства путем направления соответствующих сообщений.

Вместе с тем, природа международных отношений значительно богаче и включает не только общение по поводу обмена или передачи какой-либо информации, но и предполагает передачу либо обмен иными ресурсами, материальными и духовными ценностями по различным каналам коммуникации, например,

по транспортным (морские, воздушные, наземные), энергетическим (нефтяные и газовые трубопроводы), гуманитарным (парламентская и общественная дипломатия).

Следует признать, что представленные положения о коммуникации государства с системой международных отношений носят абстрактный и теоретический характер. Действительно, многие каналы подобных коммуникаций в современной системе международных отношений еще несовершенны, поскольку сама система пока продолжает формироваться. Между тем для свершения факта коммуникации необходимо наличие как минимум следующих ее компонентов: объекта коммуникации, его передатчика (субъекта) и приемника (второго субъекта), канала, по которому передается данный объект, и средств передачи/приема объекта.

Те же базовые компоненты коммуникации присутствуют в подмножестве связей системы международных отношений с ее внешней и внутренней средой.

Примером коммуникации системы международных отношений с внешней средой является передача различных видов энергии (солнца, ветра, моря). Государства, являющиеся основными элементами системы международных отношений, уже создали приемники этих видов энергии. Более того, представители системы международных отношений пытаются создавать новые каналы для осуществления коммуникации с внешней средой, например, посылая сигналы в космос и отправляя космические аппараты на другие планеты. Если на такие сигналы будут получены ответы, то можно предположить, что коммуникация с новыми субъектами взаимодействия со стороны нашей планеты будет осуществляться от имени всего международного сообщества, то есть системы международных отношений, которая будет существовать на тот период времени.

Примером коммуникации системы международных отношений с внутренней средой может выступать явление объединения государств в рамках различных подсистем (НАТО, ООН, Европейского союза, ОПЕК и т.п.). В данном случае коммуникация осуществляется и путем передачи соответствующих импульсов от системы международных отношений отдельным государствам, побуждающих к такому объединению. Объектом коммуникации в данном случае выступает сам факт объединения государств в рамках системы международных отношений. Новые структуры становятся самостоятельными элементами системы и для коммуникации с ними нужны новые каналы.

Коммуникация присутствует и в третьем подмножестве связей системы международных отношений - связей между элементами данной системы. Наибольший интерес для нас представляет коммуникация при реализации связей государства с другими элементами системы. Во всех случаях взаимодействие государства с участниками международных отношений осуществляется в результате его внешнеполитической деятельности, которая, как явление, реализует в системе международных отношений функцию связи между элементами системы. Установление связи государства с другими участниками международных отношений означает возможность начала коммуникации между ними. Когда связь установлена, то посредством коммуникации она может не только осуществляться и поддерживаться, но и развиваться (совершенствоваться). Поскольку всё множество явлений, связанных с коммуникацией государства, можно подразделить на явления, происходящие в системе внутриполитических отношений и в системе международных отношений, то во внешнеполитической деятельности имеют место внешнеполитические коммуникации государства. Из этого следует, что одним из видов коммуникации являются множество явлений, выступающих составной частью внешнеполитической деятельности государства.

Место явления «внешнеполитическая коммуникация государства» в осуществляемой им деятельности определяется тем, что коммуникация выполняет обеспечивающие функции в реализации данной деятельности. В этой связи в понятийно-терминологической системе внешнеполитической деятельности государства понятие «внешнеполитическая коммуникация государства» следует относить к множеству понятий, соответствующих категории «обеспечение внешнеполитической деятельности государства» [1, с. 164-186].

Таким образом, коммуникация в системе международных отношений является сложным и многогранным явлением. Многие аспекты, связанные с ее природой, еще предстоит изучить. Однако на основании представленных выше положений можно сформировать понятийный ряд, в целом отражающий ключевые коммуникации в системе международных отношений. Автору представляется, что данный понятийный ряд может быть представлен следующей логической цепочкой: «коммуникация в системе международных отношений» - «коммуникация системы международных отношений с ее средой» - «коммуникация системы международных отношений с ее элементами» - «коммуникация элементов системы международных отношений» - «внешнеполитическая коммуникация государства».

Базовым понятием в данной иерархии выступает понятие «коммуникация в системе международных отношений». Для определения содержания данного понятия необходимо выделить присущие ему существенные признаки. В ходе решения данной задачи будем исходить из того, что элементы системы международных отношений взаимосвязаны между собой, а осуществляемая ими деятельность выполняет функцию связей. При этом связи между элементами имеют различную природу и могут реализовываться в различных формах. Без такой связи нет отношений, а в широком смысле - нет и самой системы международных отношений. Поэтому в качестве первого существенного признака понятия «коммуникация в системе международных отношений», по мнению автора, следует рассматривать факт реализации связи между элементами этой системы, выражающийся в различных формах.

В отличие от наиболее часто встречающегося в политической теории подхода к определению политической коммуникации как передаче или обмену политически значимой информации между акторами, в системе международных отношений связи входящих в нее элементов не ограничены только границами информационной сферы. В системе международных отношений, кроме информации, активно осуществляются передача и обмен ресурсами, технологиями, культурными и иными духовными и материальными субстанциями, некоторые из которых относятся к разряду ценностей. Все множество таких объектов в системе международных отношений целесообразно рассматривать в качестве объектов коммуникации. В этой связи факт наличия конкретных объектов коммуникации, которые могут быть переданы элементами в системе международных отношений, определяет второй существенный признак.

Различная природа передаваемых объектов предполагает наличие и использование конкретных путей (каналов) и средств их передачи. Например, коммуникация с использованием воздушных судов (самолетов) предполагает наличие соответствующей инфраструктуры (аэродромов, пунктов управления воздушными полетами) и соответствующих воздушных коридоров. Очевидно, что не каждый участник международных отношений обладает возможностями для коммуникации с использованием средств воздушного транспорта. Аналогичные выводы следуют из анализа газовых и нефтяных коммуникаций (разновидностей энергетических коммуникаций). Данное обстоятельство определяет возможности отдельно взятого элемента для осуществления различных коммуникаций и условия, в которых имеет место коммуникация.

Добавим, что коммуникация возможна только в том случае, если приемник (реципиент) и имеющиеся в его распоряжении средства позволяют принимать объекты от передатчика. Это означает, что субъект коммуникации должен обладать таким свойством, как способность передавать либо принимать какую-либо субстанцию (объект - прием-передача). Справедливо и то, что разные элементы системы международных отношений (как и она сама, явления ее внешней и внутренней среды) обладают различными средствами приема и передачи каких-либо объектов. С учетом изложенного третий признак коммуникации в системе международных отношений можно определить как факт наличия в системе международных отношений определенных возможностей и условий для передачи и приема определенных объектов коммуникации, а также наличие у субъектов соответствующих способностей для коммуникации.

Соотношение понятий «передача» и «обмен» не означает их тождество. Обмен всегда предполагает взаимную передачу чего-либо кому-либо. В то время как передача какого-либо объекта коммуникации может не предполагать обратную связь. Однако если нет передачи, то нет коммуникации. Между тем передача какого-либо объекта (информационного сообщения, различных видов энергии, нефти, драгоценных металлов) всегда предполагает функционирование явления или деятельность конкретного субъекта.

Так, факт передачи какого-либо объекта коммуникации государством другому элементу системы может наступить только в результате деятельности государства (как передающего элемента) и другого участника международных отношений (принимающего элемента). Поэтому возникновение коммуникации на уровне взаимодействия элементов системы международных отношений является следствием деятельности входящих в нее элементов и выражается в двух основных формах их деятельности по реализации связи между ними: передаче или приеме соответствующих объектов (чего-либо). Смешанной формой коммуникации в системе международных отношений является обмен чем-либо, а частной -общение между кем-либо. Наличие факта передачи и приема объектов коммуникации в результате функционирования явлений, в том числе и деятельности элементов системы международных отношений, то есть способность внешнего выражения коммуникации в различных формах, составляет четвертый существенный признак рассматриваемого явления.

Таким образом, в самом общем виде коммуникация в системе международных отношений представляет собой совокупность форм реализации связей внут-

ри системы международных отношений, отражающая передачу по определенному каналу каких-либо объектов окружающей нас реальности от одного субъекта к другому, принимающего данные объекты.

Под субъектом коммуникации в системе международных отношений предлагается понимать множество явлений данной системы, обладающих возможностью и способностью при соответствующих условиях передавать или принимать различные субстанции системы международных отношений. К множеству субъектов коммуникации системы международных отношений относятся: собственно сама рассматриваемая система и все множество ее элементов (государства, организации и даже отдельные лица).

В качестве объектов коммуникации в системе международных отношений предлагается рассматривать все множество материальных и нематериальных субстанций окружающей реальности, которые могут передаваться каким-либо образом между субъектами взаимодействия в системе международных отношений. Например, сведения и сигналы, минерально-сырьевые ресурсы, энергия, технологии, культурные и иные духовные и материальные объекты.

Канал коммуникации в системе международных отношений, на взгляд автора, можно определить как специфическую среду системы международных отношений, обладающую как минимум двумя свойствами: пропускать через себя некоторые субстанции и стабильностью своего содержания. К множеству каналов коммуникации в системе международных отношений можно отнести: информационные (в том числе телекоммуникационные), энергетические, транспортные, социальные (гуманитарные, в том числе дипломатические) и иные.

С учетом базового определения коммуникации в системе международных отношений под внешнеполитической коммуникацией государства предлагается понимать совокупность форм реализации связей государства с системой международных отношений и ее элементами, отражающую передачу государством по одному из каналов коммуникации различных объектов окружающей нас реальности другим субъектам взаимодействия, принимающим переедаемые государством объекты.

Роль и место категории «внешнеполитическая коммуникация государства» в понятийно-терминологической системе теории международных отношений определяется соответственно через отводимые ей функции и в сравнении с другими понятиями, раскрывающими множество явлений международных отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роль понятия «внешнеполитическая коммуникация государства» связана с возможностью использования данного теоретического инструмента для углубленного рассмотрения особенностей реализации различных связей в системе международных отношений. Место данного понятия определяется тем, что «внешнеполитическая коммуникация государства» относится к множеству понятий «обеспечения внешнеполитической деятельности государства» и в понятийном ряду оно является подчиненным по отношению к понятиям «внешнеполитическая деятельность государства», «внешнеполитическое поведение государства» и «внешнеполитический процесс государства» и замыкает данный ряд. Из другого терминологического ряда, включающего такие термины, как «внешнеполитическое воздействие» - «установление связи государства с другими участниками международных отношений» - «внешнеполитическая коммуникация», реализуемая в рамках осуществления/поддержания связи в системе международных отношений, следует, что понятие «внешнеполитическая деятельность государства» шире понятия «внешнеполитическая коммуникация государства», которая осуществляется по соответствующим каналам в ходе этой деятельности. Иными словами, явление «внешнеполитическая коммуникация государства» выступает составной частью явления «внешнеполитическая деятельность государства».

Как правило, каналы коммуникации создаются государствами и другими элементами системы международных отношений в ходе их взаимодействия между собой и данной системой. В этой связи целесообразно говорить о том, что в ходе внешнеполитической деятельности государства могут создаваться условия для осуществления различных коммуникаций, в этом состоит одна из особенностей и функций обеспечения внешнеполитической деятельности государства. Например, именно в результате внешнеполитической деятельности государств создаются и осуществляются морские и воздушные перевозки (коммуникации), каналы связи, нефте- и газопроводы и т.п.

Основные зависимости внешнеполитической деятельности государства от состояния внешнеполитических коммуникаций государства в системе международных отношений представляется возможным сформулировать следующим образом.

Во-первых, без внешнеполитических действий, мероприятий, а иногда и внешнеполитических операций государства невозможно создание коммуникационных каналов и непосредственное осуществление коммуникации, и, наоборот,

без коммуникации в определенных случаях затруднена, а часто и вообще невозможна внешнеполитическая деятельность государства.

Во-вторых, чем больше у государства коммуникационных каналов, по которым осуществляется взаимодействие с другими участниками международных отношений, тем шире возможности для реализации государством имеющихся у него интересов в ходе осуществления внешнеполитической деятельности. С другой стороны, наличие множества каналов коммуникации государства в системе международных отношений обусловливает возможности возникновения угроз для его безопасности в результате оказания на него деструктивного воздействия другими участниками этих отношений и со стороны собственно системы международных отношений.

Поэтому государство вынуждено обращать внимание на обеспечение своей безопасности на различных каналах коммуникации с другими элементами международных отношений, самой системой международных отношений, а также с системой отношений внутри государства и ее элементами. Адекватное реагирование на возможные угрозы безопасности государства, связанные с использованием различных коммуникаций, предполагает наличие научно обоснованных рекомендаций, которые можно сформулировать только в результате глубокого изучения рассматриваемого множества явлений. В этой связи значение теоретических положений о коммуникации в системе международных отношений еще предстоит осознать и оценить не только научным работникам, но и практикам.

Представленные выше положения указывают на необходимость более тщательного изучения в интересах дальнейшего развития теории и практики международных отношений различных коммуникаций в системе данных отношений и учета их особенностей при разработке общей теории коммуникации, коммуни-кологии, политической коммуникативистики и в интересах политической науки в целом.

* * *

1. Кондратов А.И. Модель внешнеполитической деятельности государства. М.: РАГС, 2010. 274 с.

2. Магадеев И.Э. Межгосударственная коммуникация и «дилемма безопасности» на этапе становления Версальской системы международных отношений в начале 1920-х гг. // Исторические записки: международный сборник научных трудов / под общ. ред. А.В. Первушкина. Вып. 14. Пенза: ГУМНИЦ, 2010. С. 234-250.

3. Мошняга Е.В. Концептуальное пространство международной коммуникации в туризме // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2008. № 4. С. 5-19.

4. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2002. 590 с.

5. Шевченко А.В. Глобальная коммуникация и национальные информационные идентичности // Социология власти. 2005. № 3. С. 95-111.