ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
doi: 1026347/1607-2502201709-10003-011
КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВА МЕЖСЕКТОРАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Р.А. Хальфин1, В.В. Мадьянова1, А.А. Зеленина1, В.Г. Винокуров2, А.М. Алленов3
1 ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет)»,
Высшая школа управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением, Москва, Россия
2 ГБУЗМО «Клиническая городская больница № 2», г. Красногорск, Россия
3 ГБУЗ «Городская поликлиника № 210 ДЗМ», Москва, Россия
Проведено исследование каналов информирования населения о центрах здоровья и отделениях медицинской профилактики. Проанализирован процесс коммуникации «медицинскоеучреждение—пациент» в области профилактики. Описана схема межсекторального взаимодействия в области профилактики.
Ключевые слова: профилактика, хронические неинфекционные заболевания, межсекторальное взаимодействие, коммуникационные технологии в здравоохранении, центр здоровья, отделение медицинской профилактики, диспансеризация
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
COMMUNICATION AS THE BASIS OF INTERSECTORAL COOPERATION IN ORGANIZATION OF PROPHYLAXIS OF CHRONICAL NONINFECTIOUS DESEASES
P.A Halfin1, W Madyanova1, A.A. Zelenina1, VG. Vinokurov2, A.M. Allenov3
1 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of Ministry of healthcare (Sechenovskiy University), Institute of leadership and healthcare management, Moscow
2 GBUZMO «Clinical city hospital No. 2, Krasnogorsk, Russia
3 GBUZ «City policlinic № 210 DZM», Moscow, Russia
Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
ХНИЗ как проблема в России и за рубежом.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), неинфекционные заболевания (НИЗ) являются основной причиной смертности во всем мире, вызывая больше летальных исходов, чем все остальные причины, вместе взятые [1].
Ежегодно от НИЗ умирают более 36 млн человек, что составляет 63% случаев смерти в мире, из которых 14 млн человек умирают преждевременно, то есть в возрасте до 70 лет. Распространение этих заболеваний достигло масштабов эпидемии, но уровень заболеваемости можно снизить за счет уменьшения факторов риска, диагностики на ранних стадиях заболевания и своевременного лечения, что позволит спасти миллионы жизней [2]. В Российской Федерации НИЗ определяют 76% всех причин смерти населения [3].
Политика Российской Федерации в области здравоохранения постепенно возвращается к приоритету профилактики заболеваний и укрепления здоровья граждан. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», одним из принципов охраны здоровья граждан является приоритет профилактики заболеваний. В Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» начинается с положений по внедрению комплексных информационных и образовательных программ по вопросам здорового образа жизни (ЗОЖ) для различных категорий граждан; разработке и обеспечению реализации механизмов мотивирования граждан к ведению ЗОЖ. Приоритетное место информационное обеспечение профилактики занимает и в «Стратегии 2020» [4-6].
Стратегия высокого риска и популяцион-ная стратегия. Организация профилактики в Российской Федерации в настоящее время базируется на реализации популяционной стратегии, стратегии высокого риска и стратегии вторичной профилактики [7].
Значительным шагом вперед за последние годы является создание в 2009 г. в России сети центров здоровья, в 2013 г. — сети отделений ме-
дицинской профилактики, работа которых в основном лежит в сфере стратегии высокого риска.
Хотя в настоящее время в России в основных стратегических документах декларируется реализация всех указанных стратегий, на практике выявляется значительный дефицит популяцион-ной составляющей. Более того, для запуска полноценной работы центров здоровья и отделений медицинской профилактики популяционная работа жизненно необходима [8], поскольку население либо не знает о существовании данных структурных подразделений, либо недостаточно мотивировано для их посещения. В «Уточненном отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» за 2015 год» (дата составления 22.04.2016) отмечается низкая активность первичного звена здравоохранения по раннему выявлению и профилактике, что, по мнению авторов статьи, в первую очередь связано с недостаточным уровнем попу-ляционной профилактики.
В рамках исследования каналов информирования населения об услугах профилактической направленности на базе учреждений Южного административного округа Москвы установлено, что 36% респондентов не знали о возможности прохождения диспансеризации (рис. 1). При этом ни один из более чем 500 респондентов не указал средства массовой информации (СМИ) (телевидение, прессу, радио, рекламу) в качестве источ-
Знали о прохождении диспансеризации; 17,90%
Знали о возможности прохождения диспансеризации комплексного обследования;
20,30%
Не знали о возможности прохождения профилактического обследования; 36,30%
Знали о возможности пройти комплексное
обследование в центре здоровья; 25,50%
Рис. 1. Оценка информированности респондентов о программах профилактической направ-
ленности
Медицинские
70,30%
Рис. 2. Основные источники получения информации о профилактическом обследовании
ника информации о подразделениях профилактической направленности (центрах здоровья, отделениях медицинской профилактики) (рис. 2).
Коммуникационные технологии. В медицинской практике до сих пор существует мнение, что основным способом влияний на субъектов, подверженных определенной модели поведения, ведущей к возникновению заболеваний, является информирование со стороны медицинского сообщества. К сожалению, исследования и ежедневная практика опровергают данные предположения, и для изменения модели поведения населения требуются более сложные механизмы воздействия и привлечение всех секторов общества [9]. Ключевым элементом для изменения моделей поведения являются коммуникации. Термин «коммуникация» (от лат. сошшишсайо) появился в научной литературе в начале XX века. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени... Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует...» [10].
Сегодня коммуникация представляет собой общение, передачу информации от человека к человеку, от одной системы к другой. Коммуникация также обозначает связь, сообщение, известие, взаимодействие, обмен информацией в обществе, создание и распространение информации, а также средство связи [11]. Коммуникация по воп-
росам здоровья охватывает целый ряд областей, в том числе журналистику, сферу развлечений, образование, межличностное общение, информационно-разъяснительную деятельность в СМИ, коммуникацию на уровне организаций, коммуникацию рисков и в периоды кризисов, социальную коммуникацию и социальный маркетинг. Коммуникация может принимать различные формы как мультимедийные и интерактивные (в том числе мобильные и онлайновые), так и более традиционные с использованием различных каналов, в зависимости от культурных особенностей того или иного общества, — включая межличностное общение, массовые каналы или охватывающие лишь небольшие группы, радио, телевидение, газеты, блоги, доски объявлений, подкасты и обмен видеоматериалами, сообщения по мобильным телефонам и онлайновые форумы [12].
Основными преградами для осуществления процесса коммуникации в области профилактики являются [13]:
• устойчивые ошибочные стереотипы, сложившиеся в обществе, которые мешают воспринимать достоверную и профессиональную информацию о здоровье;
• отсутствие навыков в области популяризации информации — предоставление ее в лаконичной и доступной форме;
• СМИ ошибочно считают, что информация о здоровье освещена в полном объеме. В то время как специалисты, выступающие источниками информации о профилактике заболеваний, предполагают, что она уже не актуальна и не стремятся внести новые аспекты в освещение данной темы. Изменение поведенческих привычек при сформированной мотивации происходит очень медленно, поэтому требуется целенаправленная долгосрочная работа со стороны всех субъектов коммуникации;
• информация о профилактике заболеваний и укреплении здоровья в информационном потоке должна иметь приоритетный характер. Однако основным принципом, которым руководствуются СМИ, является привлечение внимания общественности с помощью новостей или сенсаций, при этом сообщения о здоровье к ним не относятся;
• отсутствие стратегии и планирования коммуникаций;
• неопределенные или неясные взаимодействия между субъектами, ответственными за коммуникации.
К основным позициям коммуникации в профилактике заболеваний относят формирование и укрепление мотивации общества, партнерские взаимоотношения между субъектами коммуникации (законодательство, здравоохранение, промышленность, бизнес и др.), разностороннюю объективность и экспертный контроль качества предоставляемой информации.
Одним из наиболее эффективных профилактических проектов в мире по борьбе с НИЗ является: проект «Северная Карелия», который стартовал в 1971 г. в одноименной провинции Финляндии. Именно в этой программе впервые были применены коммуникации для изменения модели поведения в сообществе. Специально для программы разработана поведенческая и социологическая теоретическая база, так как сами разработчики проекта считали, что изменение образа жизни лежит в рамках бихевиористских и социальных наук. Для реализации данного подхода использовали теорию социального обучения Бандуры, классическую модель персуазивной коммуникации МакГуайра, ее модификацию Флей, модель веры/отношения/намерений Айзен и Фишбайна и теорию диффузии (распространения) инноваций. В итоге эти знания позволили разработать единую поведенческую/социальную модель воздействия на сообщество, применимую в рамках проекта [9].
Проект влиял на все сообщество в целом посредством СМИ, но еще больше оказывал влияние через официальных и неформальных лидеров, связанных с разными организациями в сообществе. Такое влияние было направлено на распространение знаний, обучение практическим навыкам, убеждение. Среди основных причин, определивших эффективность Северокарельского проекта, можно выделить следующие:
• межсекторальный подход;
• работа со СМИ и реклама профилактических услуг;
• внедрение программ изменения моделей поведения;
• внедрение новых элементов в образовательные программы;
• сотрудничество на уровне местных сообществ. Коммунально-общинный уровень воздействия;
• сотрудничество с производителями продуктов питания и маркировка «полезных» продуктов;
• организация предоставления профилактических услуг (аналоги центров здоровья и др.);
• активный мониторинг результатов. Специальные исследования.
В осуществлении программы участвовали представители населения и различных секторов общества: медицинские работники, образовательный сектор, СМИ, сельское хозяйство, предприятия розничной торговли и др. Также в программе принимали участие представители власти, медицинские администраторы, главы медицинских служб в местных центрах здоровья, сестры общественного здоровья, неформальные лидеры (лидеры общественного мнения в деревнях, которые становились помощниками руководителей программы), добровольческие организации, индивидуальные добровольцы, спортивные организации. Создавались многочисленные рабочие группы, работа которых координировалась советом директоров. Проводились различные кампании здоровья (например, проект «Молодежь Северной Карелии», «Брось курить и выиграй», телевизионный проект «Ключи к здоровью», конкурс «Класс без табака», соревнования по снижению холестерина крови между деревнями). Благодаря применению такой модели воздействия в период с 1969 по 2006 гг. существования проекта, только смертность среди мужского населения Финляндии от сердечно-сосудистых заболеваний сократилась на 80%. Коммуникации в рамках профилактических программ несут целенаправленный характер, то есть информация, предназначенная населению или руководителям общественных объединений, должна быть адаптирована и понятна. Также для эффективной коммуникации очень важна двусторонняя деятельность по обмену информацией. Основным является не просто донесение информации до целевой аудитории, но и то, как аудитория отреагирует на данную информацию. Именно для этого при формировании коммуникации должна осуществляться обратная связь, включающая в себе мониторинг полученных результатов. Коммуникации являются связующим звеном между государством, здравоохранением, населением и другими секторами общества, что в свою очередь подчеркивает важность грамотного использова-
ния их для наиболее эффективной реализации профилактических программ по борьбе с НИЗ.
Основными целями коммуникации в сфере профилактики НИЗ является повышение уровня информированности населения о состоянии своего здоровья и стимуляция в пользу введения ЗОЖ. Осуществление коммуникаций по вопросам здоровья оказывает влияние на принятие общественно-политических решений. Таким образом, процесс коммуникации направлен не только на улучшение здоровья, но и является основным инструментом для межсекторального взаимодействия в области здоровье сберегающих технологий.
Межсекторальное взаимодействие. Основой для функционирования популяционного компонента профилактики в успешных проектах, опыт которых накоплен с середины прошлого века, является межсекторальное взаимодействие (рис. 3).
Прообраз межсекторального взаимодействия можно найти еще в трудах Н.А. Семашко [14]. Принцип межсекторального взаимодействия в области здоровья был утвержден в 1978 г. на Алма-Атинской конференции, в Декларации которой впервые здоровье было признано фундаментальным правом человека, обеспечение которого должно осуществляться совместными усилиями
многих социальных и экономических секторов общества в дополнение к сектору здравоохранения [15]. Принцип межсекторального взаимодействия отражен в многочисленных документах ВОЗ [16]. В 2011 г. на Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, прошедшей в Москве, были сформулированы основные положения эффективного взаимодействия здравоохранения и ряда смежных секторов, гражданского общества, частного сектора, для осуществления мер, направленных на борьбу с НИЗ [17]. Данные события подчеркивают то, что профилактика НИЗ является проблемой глобального масштаба, требующая сотрудничества всего мирового сообщества.
Межсекторальное взаимодействие в области профилактики в настоящее время регламентировано приказом Минздрава России от 30.09.2015 г. № 683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях», согласно которому «профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, ра-
Межсекторальное взаимодействие
Создание условий «легкого выбора» в пользу ЗОЖ
Торговля (продукты питания)
Здравоохранение: координирующая роль!
Общественные, религиозные организации и т.д.
Г
Физкультура,
спорт, молодежная политика .
Информирование населения *Программы изменения поведения
Труд и социальная защита
Профилактика: согласованная политика
СМИ
Непрерывное обучение по вопросам профилактики в рамках дошкольного, школьного, среднего, высшего образования
Образование
Культура
Рис. 3. Коммуникация в основных элементах межсекторального взаимодействия в сфере профилактики
ботодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультур-но-спортивными организациями, общественными объединениями».
В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.02.2013 г. № 267-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», Минздравом России разработана и внедряется информационно-коммуникационная стратегия по формированию ЗОЖ, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 г., которая определена приказом Минздрава России от 30.09.2013 г. № 677. Основными акцентами коммуникационной кампании являются повышение мотивации граждан к ведению активного образа жизни, в том числе борьба с чрезмерным потреблением алкоголя, внедрение культуры здорового питания, мотивация к ведению ЗОЖ, профилактика потребления наркотических средств, профилактика ВИЧ-инфекции, причем, согласно, уточненному отчету о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» за 2015 г., к настоящему времени достигнуты значительные результаты [18]. Однако в рамках вышеприведенного распоряжения в качестве ответственного исполнителя по реализации информационно-коммуникационной стратегии выступает только Минздрав России. Практический опыт показывает, что усилия по информационно-коммуникационной кампании фактически сосредоточены только в сфере здравоохранения. Как было показано выше, опыт успешных отечественных и зарубежных профилактических проектов свидетельствует, что значительные улучшения показателей общественного здоровья не могут быть достигнуты без консолидированного участия заинтересованных министерств и ведомств. Авторами статьи предлагается расширение ответственности участников межсекторального взаимодействия в соответствии с рис. 3. В целях активного и системного включения в профилактический процесс всех участников предлагается Модель межсекторального взаимодействия для
обеспечения реализации информационно-коммуникационной стратегии по формированию ЗОЖ на федеральном уровне и уровне субъекта РФ (рис. 4) с обязательным созданием системы контроля не только системы здравоохранения, но и прочих министерств и ведомств. Обязательным должно быть привлечение для согласования Стратегии специалистов в области коммуникаций с целью компетентного предоставления и использования информации, создания эффективного механизма коммуникационного управления и координации сотрудничества между основными заинтересованными участниками процесса формирования профилактической среды.
Для полноценного функционирования межсекторального взаимодействия для обеспечения реализации информационно-коммуникационной стратегии по формированию ЗОЖ предлагается:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы процесса формирования профилактической среды, включая вопросы повышения мотивации населения к ведению ЗОЖ и созданию для этого благоприятных условий на основе межсекторальных решений с обязательным определением ответственности всех сторон межсекторального взаимодействия.
2. Внедрение Модели межсекторального взаимодействия для обеспечения реализации информационно-коммуникационной стратегии по формированию ЗОЖ на федеральном уровне и уровне субъекта РФ с применением современных коммуникационных технологий.
3. Повышение уровня информированности потенциальных участников процесса формирования профилактической среды, включая здравоохранение, другие министерства, агентства и службы, работодателей, общественные организации, представителей религиозных конфессий, СМИ и других групп населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, о проблеме бремени НИЗ и создание у них мотивации для вовлечения в процесс борьбы с НИЗ.
4. Создание эффективного механизма управления и координации сотрудничества между основными заинтересованными участниками процесса формирования профилактической среды.
5. Обеспечение информирования населения, изменение моделей поведения.
6. Создание системы регулярного мониторинга для обеспечения обратной связи:
а
и о
Й
г
о и
& з.
н и
й и
и и Й "94
И
о &
в £
«
(и
4 о
5 ,0,
я «
я Рч
« -
и
Ян КО
¡3
И о
И
и 8 2 & Й я и а
и
о &
в £
Правительство РФ |
Министерство
здравоохранения
РФ (коор динатор)
РАЗРАБОТКА и СОГЛАСОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ
Физкульт, спорт, молод, политика
СМИ
Правительство субъекта РФ
Контроль каждого участника МСВ (со стороны губернатора, мэра)
Министерство здравоохранения РФ
Рис. 4. Модель межсекторального взаимодействия для обеспечения реализации информационно-коммуникационной стратегии по формированию ЗОЖ на федеральном уровне и уровне субъекта РФ
— коммуникационных механизмов в рамках информационного потока,
— поведенческих и биологических факторов риска НИЗ, заболеваемости и смертности от НИЗ на федеральном и региональном уровнях для оценки тенденций и эффективности проводимых мероприятий.
Таким образом, предложена Модель межсекторального взаимодействия для обеспечения реализации информационно-коммуникационной стратегии по формированию ЗОЖ. Совершенствование системы межсекторального взаимодействия с применением коммуникационных технологий может не только улучшить показатели
общественного здоровья (снизить смертность населения от основных хронических неинфекционных заболеваний), но и значительно повысить эффективность уже внедренных в практику профилактических технологий (в том числе эффективность центров здоровья и отделений медицинской профилактики).
ЛИТЕРАТУРА
1. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data Global status report on noncommunicable diseases 2010. Доступно по: http://www.who.int/nmh/publications/ncd_report_full_ en.pdf. Ссылка активна на 26.05.2017.
2. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data Global action plan for the prevention and control of noncommunicable diseases 2013—2020. Доступно по: http://www.who.int/iris/ bitstream/10665/94384/1/9789241506236_eng.pdf?ua=1\. Ссылка активна на 26.05.2017.
3. Бойцов С.А. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в практике терапевта. Рекомендации. Москва, 2013. 40 с.
4. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Доступно по: http://2020strategy.ru. Ссылка активна на 26.05.2017.
5. Государственная программа развития здравоохранения РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 294). Доступно по: http://base.garant.ru/ 70643470/. Ссылка активна на 26.05.2017.
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года». Доступно по: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70192396/. Ссылка активна на 26.05.2017.
7. Стратегия профилактики и контроля неинфекционных заболеваний и травматизма в Российской Федерации. Профилактическая медицина. 2008: 11 (4): 9—19.
8. Белостоцкий А.В., Погосова Н.В., Винокуров В.Г., Ал-ленов А.М. Информационное обеспечение работы по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни: материалы научно-практической конференции с международным участием «Профилактика 2015». Июнь 2015 г. С. 8—9.
9. Пуска П., Вартиайнен Э., Лаатикайнен Т. Проект «Северная Карелия». От Северной Карелии до проекта национального масштаба. Издательство университета Хельсинки, 2011. 304 с.
10. Кули Чарльз. Общественная организация. Тексты по истории социологии XIX—XX веков. Хрестоматия. М.: Наука, 1994. С. 379.
11. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. М.: Издательский Дом «Социальные отношения», изд-во «Перспектива». 2002. 246 с.
12. ВОЗ Европейский план действий по укреплению потенциала и услуг общественного здравоохранения. Женева 19—20 мая, 2012 г.
13. Туула Копонен. Азбука коммуникации в сфере здравоохранения. методические рекомендации для специа-
листов, занимающихся коммуникацией в здравоохранении. Йоэнсуу-Петрозавосдк, 2010.
14. Молькова А.В., Семашко Н.А., Сысина А.Н. Основы профилактики в медицине. М.: 1927 г.
15. Алма-Атинская декларация. Международная конференция по первичной медико-санитарной помощи, Алма-Ата, 12 сентября 1978 года. Доступно по: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/almaata78.shtml. Ссылка активна на 26.05.2017.
16. Развитие межсекторального взаимодействия в интересах здоровья и благополучия в Европейском регионе ВОЗ. Здоровье — это политический выбор. Вильнюс, Литва, 14—17 сентября 2015 г.
17. Первая Глобальная министерская конференция по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям (Москва, 28—29 апреля 2011 г.). Доступно по: http:// www.who.int/nmh/events/global_forum_ncd/documents/ moscow_declaration_ru.pdf. Ссылка активна на 26.05.2017.
18. Уточненный отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» за 2015 год» (дата составления 22.04.2016). Доступно по: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/026/569/ original/Уточненный_отчет_—_2014.pdf?1434448790. Ссылка активна на 26.05.2017.
Поступила 27.04.2017 Принята к опубликованию 27.06.2017
REFERENCES
1. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data Global status report on noncommunicable diseases 2010. Available at: http://www.who.int/nmh/publications/ncd_report_full_en.pdf. Accessed on 26.05.2017.
2. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data Global action plan for the prevention and control of noncommunicable diseases 2013—2020. Available at: http://www.who.int/ iris/bitstream/10665/94384/1/9789241506236_eng.pdf?ua=1\. Accessed on 26.05.2017.
3. Boitsov S.A. Prophylaxis of chronic noninfectious diseases in GP work. Recommendations. Moscow, 2013. 40 p.
4. Strategy — 2020. New model of growth — new social politics. Available at: http://2020strategy.ru Accessed on 26.05.2017.
5. State program of healthcare development in Russian Federation (approved by RF Government 15 April 2014, #294). Available at: http://base.garant.ru/70643470/. Accessed on 26.05.2017.
6. Decree of RF Government by 28.12.2012 # 2580 «On approval of Strategy of development of medical science in RF till 2025». Available at: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70192396/. Accessed on 26.05.2017.
7. Strategy of prophilaxis and monitoring of noninfectious diseases and traumatism in RF. Preventive medicine. 2008: 11 (4): 9—19.
8. Byelostotski A.V., Pogosova N.V., Vinokurov V.G., Allen-ov A.M. Informational support of work on prophilaxis of noninfectious diseases and formation of healthy life-style. Materials of research and practical conference with international participants «Prophilaxis 2015», June 2015, p. 8—9.
9. Puska P., Vartiainen E., Laatikainen T., Project «Northern Karjala». From Northern Karjala to national scale project. University of Helsinki Publishing house. 2011 p. 304.
10. Cooley Charles. Public organization. Texts on history of sociology of XIX—XX centuries. Reader, Moscow, Nau-ka, 1994, p. 379.
11. Sharkov F.I., Basics of communication theory. Manual., Moscow, Publishing House «Public Relations», Publisher «Perspektiva», p. 246.
12. WHO, European Plan of activities on strengthening Potential and Healthcare Services. Geneva 19—20 May 2012.
13. Tuula, Kopponen. Basics of Communication in Healthcare field. Methodical Recommendations for specialists of Communication in Healthcare. Joensuu-Petrozavodsk, 2010.
14. Molkova A.V., Semashko N.A., Sysina A.N. Basicsof Prophylaxis in Medicine. M., 1927.
15. Declaration of Alma-Ata. International conference on primary medical help. Alma-Ata, 12 September 1978. Availa-
ble at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/almaata78.shtml. Accessed on 26.05.2017.
16. Development of multisectoral cooperation for the sake of Health and Wellbeing in European region of WHO. Health — Political Choke. Vilnius. Lithuania, 14—17 September 2015.
17. First Global Ministerial Conference on Healthy Life-Style and noninfectious Diseases. Moscow, 28—29 April 2011. Internet Resource. Available at: http://www.who.int/nmh/ events/global_forum_ncd/documents/ moscow_declaration_ru.pdf. Accessed on 26.05.2017.
18. Adjusted Report on the process of implementation and evaluation of efficiency of RF State Program «Development of Healthcare in 2015» (date of completion 22.04.2016). Internet resource 3. Available at: sminzdrav.ru/system/attachments/ attaches/000/026/569/original/yTOHHeHHbiH_OTHeT_—_2014. pdf?1434448790. Accessed on 26.05.2017.
Received 27.04.2017 Accepted 27.06.2017
Сведения об авторах:
Хальфин Руслан Альбертович — д-р мед. наук, профессор, директор ВШУЗ Института лидерства и управления здравоохранением, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел. +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]
Мадьянова Виктория Вячеславовна — канд. соц. наук, профессор, заместитель директора ВШУЗ Института лидерства и управления здравоохранением, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел. +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]
Зеленина Анастасия Александровна — интерн Высшей Школы Управления Здравоохранением института лидерства и управления здравоохранением, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел. +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]
Винокуров Владимир Геннадьевич — канд. мед. наук, доцент Высшей Школы Управления Здравоохранением института лидерства и управления здравоохранением, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, главный врач ГБУЗ МО «КГБ № 2». г. Красногорск, Ильинское шоссе, д. 2, корп. 8. E-mail: [email protected]
Алленов Андрей Михайлович — канд. мед. наук, доцент ВШУЗ Института лидерства и управления здравоохранением, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, и.о. главного врача ГБУЗ «ГП № 210 ДЗМ», окружной специалист по профилактической медицине ЮАО г. Москвы, 115211, Каширское шоссе, д. 57, корп. 1. Тел. 8 (495) 344-65-68. E-mail: [email protected]
About the authors:
Khalfin Ruslan A. — Dr. med. Sciences, Professor, Director of VSUS of the Institute of leadership and management of health First MSMU n. a. I.M. Sechenov. 109004, Moscow, Alexander Solzhenitsyn St., 28. Phone: +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]
Madyanova Victoria Vyacheslavovna — candidate. SOC. Sciences, Professor, Deputy Director of VSUS of the Institute of leadership and management of health First MSMU n. a. I.M. Sechenov. 109004, Moscow, Alexander Solzhenitsyn St., 28. Phone: +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]
Anastasia Zelenina — Intern from the Higher school of Health Management, Institute of leadership and management of health sbei HPE First MSMU n. a. I.M. Sechenov. 109004, Moscow, Alexander Solzhenitsyn St., 28. Phone: +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]
Vinokurov Vladimir Gennad'evich — cand. med. D., associate Professor of the Higher School of Health Management, Institute of leadership and management of health sbei HPE First MSMU n. a. I.M. Sechenov, chief physician of GBUZ MO «KGB № 2». Krasnogorsk, Ilinskoe shosse, 2, bld. 8. E-mail: [email protected]
Allenov Andrei Mikhailovich — cand. med. Sciences, associate Professor, WSUS of the Institute of leadership and management of health First MSMU n. a. I.M. Sechenov, the acting chief physician of GBUZ «GP no. 210 DZM», the district specialist on preventive medicine of the southern administrative district of Moscow, 115211, Kashirskoye, 57, korp. 1. Phone: 8 (495) 344-65-68. E-mail: [email protected]