Научная статья на тему 'Коммуникативный статус личности: методология исследования'

Коммуникативный статус личности: методология исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2521
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / АКТОР / ЛИДЕР КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / COMMUNICATIVE SPACE / MODEL OF PERSONALITY / CULTURE / SOCIETY / VALUES / GLOBALIZATION / COMMUNICATIVE PERSONALITY / ACTOR / COMMUNICATIVE LEADER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мамедов Агамали Куламович, Коркия Эка Демуриевна

Интеграция в общество является главным условием формирования и развития личности, основой ее деятельностного начала. Морально-нравственные аспекты и социокультурные коды определяют феномен личности как социального актора. Одним из важнейших аспектов взаимодействия личности с обществом являются интегративно-социальные особенности индивида. Каждый человек является субъектом и объектом межличностных взаимодействий, в ходе которых формируется коммуникативное поле. Именно в этом поле взаимоотношений создается коммуникативная модель личности. В статье показано, что коммуникативный статус личности обладает особыми культурными и коммуникативными характеристиками. Авторами отмечается, что основные черты коммуникативной личности обусловлены совокупностью индивидуальных свойств и особенностей, которые обеспечивают умение выбрать точную схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать социальную информацию. Рассмотрены определяющие параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный. Показано, что социально-экономические, политические, социокультурные и иные аспекты социально-коммуникативного пространства создают условия для усвоения личностью навыков, умений, знаний, способностей, предоставляют возможности реализовывать их в полном объеме, оказывают мощнейшее влияние на развитие и саморазвитие личности. Социально-коммуникативная среда изменяет личность и под воздействием личности трансформируется сама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мамедов Агамали Куламович, Коркия Эка Демуриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative status of the personality: the research methods

Integration into society is the key to the personality development and the basis of its activity. Moral aspects as well as social and cultural codes define the phenomenon of personality as a social actor. Integrative and social characteristics of the individual are the pivotal aspect of the relationships between the personality and society. Every person is a subject and object of interpersonal relations in which the communicative field is formed. The communicative model of the personality is created in the above-mentioned field. The research shows that communicative status of the personality has particular cultural and communicative characteristics. The authors note that the main features of communicative personality are caused by a combination of individual properties and peculiarities that provide the ability to choose the right way of data transmission in a particular situation, properly comprehend the social information. In addition, motivational, cognitive, and functional determinants of communicative personality are reviewed. The study shows that social and economic, political, social and cultural and other aspects of social communicative space make it possible for the personality to acquire skills, aptitudes, knowledge, abilities, provide opportunities to implement them in full, have a powerful impact on personal development and self-development. Social communicative space changes personality and is transformed under the influence of personality as well.

Текст научной работы на тему «Коммуникативный статус личности: методология исследования»

УДК 316.28:316.47

htt ps ://d oi.org/10.24158/spp.2018.2.6

Мамедов Агамали Куламович

Mamedov Agamali Kulamovich

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии коммуникативных систем социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Коркия Эка Демуриевна

D.Phil. in Social Science, Professor, Head of the Sociology of Communication Systems Subdepartment, Sociology Department, Lomonosov Moscow State University

Korkiya Eka Demurievna

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

КОММУНИКАТИВНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

PhD in Social Science, Associate Professor, Sociology of Communication Systems Subdepartment, Sociology Department, Lomonosov Moscow State University

COMMUNICATIVE STATUS OF THE PERSONALITY: THE RESEARCH METHODS

Аннотация:

Интеграция в общество является главным условием формирования и развития личности, основой ее деятельностного начала. Морально-нравственные аспекты и социокультурные коды определяют феномен личности как социального актора. Одним из важнейших аспектов взаимодействия личности с обществом являются интегративно-социальные особенности индивида. Каждый человек является субъектом и объектом межличностных взаимодействий, в ходе которых формируется коммуникативное поле. Именно в этом поле взаимоотношений создается коммуникативная модель личности. В статье показано, что коммуникативный статус личности обладает особыми культурными и коммуникативными характеристиками. Авторами отмечается, что основные черты коммуникативной личности обусловлены совокупностью индивидуальных свойств и особенностей, которые обеспечивают умение выбрать точную схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать социальную информацию. Рассмотрены определяющие параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный. Показано, что социально-экономические, политические, социокультурные и иные аспекты социально-коммуникативного пространства создают условия для усвоения личностью навыков, умений, знаний, способностей, предоставляют возможности реализовывать их в полном объеме, ока-зывают мощнейшее влияние на развитие и саморазвитие личности. Социально-коммуникативная среда изменяет личность и под воздействием личности трансформируется сама.

Ключевые слова:

коммуникативное пространство, модель личности, культура, общество, ценности, глобализация, коммуникативная личность, актор, лидер коммуникационных процессов.

Summary:

Integration into society is the key to the personality development and the basis of its activity. Moral aspects as well as social and cultural codes define the phenomenon of personality as a social actor. Integrative and social characteristics of the individual are the pivotal aspect of the relationships between the personality and society. Every person is a subject and object of interpersonal relations in which the communicative field is formed. The communicative model of the personality is created in the above-mentioned field. The research shows that communicative status of the personality has particular cultural and communicative characteristics. The authors note that the main features of communicative personality are caused by a combination of individual properties and peculiarities that provide the ability to choose the right way of data transmission in a particular situation, properly comprehend the social information. In addition, motivational, cognitive, and functional determinants of communicative personality are reviewed. The study shows that social and economic, political, social and cultural and other aspects of social communicative space make it possible for the personality to acquire skills, aptitudes, knowledge, abilities, provide opportunities to implement them in full, have a powerful impact on personal development and self-development. Social communicative space changes personality and is transformed under the influence of personality as well.

Keywords:

communicative space, model of personality, culture, society, values, globalization, communicative personality, actor, communicative leader.

Феномен личности является безусловным объектом исследования большого спектра наук, что обусловило неоднозначность определений. Многомерное теоретическое осмысление понятия «личность» определяется сложностью как самой структуры феномена и его типологии, так и многих условий, влияющих на саморефлексивность существования и реализации социокультурных, твор-

ческих, нравственных аспектов личности в обществе. Вместе с тем именно многомерность феномена личности во всех научных концепциях и теориях признается ее сущностной характеристикой. Для детального анализа обычно оперируют понятиями «индивид» и «человек», которые выступают смежными, но отнюдь не однозначными понятиями. Исследователи отмечают, как правило, смысловые аспекты каждого понятия: «индивид» - биологическое начало, «человек» - социальная природа. Понятие «личность» глубже, в данное понятие вкладываются смысловые характеристики, определяющие внешнюю социальную и внутреннюю индивидуальную природу человека. Внешняя природа личности обусловливает наличие социальных ролей, в процессе реализации которых личность проявляется как социальный феномен, как актор социальных процессов. Внутренняя природа представляет собой синтез социально-психологических смыслов, ориентаций, ценностных установок, которые определяют индивидуальную сущность личности, ее способности и предполагаемую меру социализации. Именно ценностные установки, нравственные и моральные аспекты, социокультурные коды определяют феномен личности как социального актора, выступая атрибутами социализации личности. Внешняя и внутренняя природа определяет процесс интеграции человека в социум и проявляется в нем. Интеграция в социум - главное условие формирования и развития личности, основа ее деятельностного начала. Собственно говоря, именно социальное поле актуализирует творческий и иной потенциал конкретного индивида, способствуя возможности личности проявлять сущностные и ценностно-культурные характеристики [1, с. 559].

Одним из важнейших аспектов взаимодействия личности с социумом являются интегра-тивно-социальные особенности индивида/человека, в которых ярко проявляется природа личности, актуализируются способности, творческий, деятельностный, социокультурный потенциал, на которых строятся отличия в цепочке «индивид - человек - личность». Каждый человек является субъектом межличностных взаимодействий, в ходе которых формируется коммуникативное поле -та система связей и взаимоотношений, система бытия социума в целом, в которых он формирует и реализует стратегии и диспозиции своего поведения, определяет меру проявления индивидуальных ценностно-нравственных и культурных установок и их соответствия общественным нормам и ценностям. Именно в этом поле взаимоотношений создается коммуникативная модель личности.

Коммуникативная личность - понятие сравнительно новое, изначально оно являлось объектом исследования лингвистов и рассматривалось как участник той или иной коммуникации, субъект/объект речевого воздействия, что было исторически оправданно. Повышение интереса к данному феномену началось в 1980-е гг. в связи с развитием исследований в области искусственного интеллекта [2, с. 48-57]. Стремительный рост средств коммуникации, увеличение объема информационных потоков, инструментов воздействия и способов обработки, использования, анализа и хранения информации привели к кардинальным изменениям в процессах взаимодействия людей в социуме. Информационная составляющая жизни социума, обусловившая базис новой культурно-цивилизационной парадигмы, определила и значительные изменения в понимании процессов коммуникации в целом и роли личности в этих процессах в частности [3, с. 29-31]. Коммуникативная личность как участник и/или актор коммуникативных процессов, сущностные характеристики которого позволяют объяснить и осмыслить парадигмальные трансформации социума, становится центральным понятием гуманитарного знания. Необходимо отметить, что появление термина «коммуникативная личность», безусловно, связано с расширением сферы исследования проблематики личности в рамках языковедения. В исследовании феномена языковой личности в отечественной науке выделяется три основных подхода:

1. Понятие «языковая личность» шире понятия «коммуникативная личность» [4, с. 70]. Языковая личность предстает в четырех ипостасях: мыслительной, языковой, речевой, коммуникативной и трактуется как «суперкатегория».

2. Понятия «языковая личность» и «коммуникативная личность» не разграничиваются. Языковая личность в условиях общения рассматривается как коммуникативная личность [5].

3. Понятие «коммуникативная личность» шире понятия «языковая личность». Российский исследователь В.П. Конецкая считает, что понятие «коммуникативная личность» предполагает характеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуникации, с использованием искусственных и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины [6, с. 15].

Определения данных понятий лежат в плоскости сущностных характеристик самого феномена личности. Личность - феномен социального проявления. Выражением социального проявления выступает язык, носителем которого является языковая личность - индивидуальный речедея-тель [7], структура и сущностные характеристики которого стали объектом исследований в рамках языковедения. Но в процессе рассмотрения языка как инструмента общения, как способа реализации мыслей, понятий, идей и т. п. проблематика личности вышла за рамки языковедения, лингвистики, и исследователи начали затрагивать социальные, культурные и иные аспекты феномена личности. Это закономерный процесс, так как именно социально-культурное поле является тем про-

странством, в котором язык становится средством коммуникации и в котором проявляются как лингвистические аспекты, так и аспекты взаимодействия коммуникаторов. В данном контексте язык становится объектом не столько лингвистики, сколько социологии, философии и иных наук. Именно для объяснений данного контекста социальных проявлений языковых характеристик и смыслов вводится понятие «коммуникативная личность». Социальная доминанта коммуникативной личности послужила базисом для концепций коммуникативной личности. Первая модель коммуникационной личности была предложена В.П. Конецкой в рамках социологии коммуникации. Исследователь определила коммуникативную личность как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации [8]. Автор обосновывает версию, согласно которой языковая личность становится коммуникативной, когда инкорпорируется в социальные структуры различных типов [9], вступает во всякого рода взаимодействия/коммуникации, проявляя индивидуальные характеристики.

Выделяют три основных параметра, определяющих характер коммуникативной личности. Мотивационный параметр определяется индивидуальными потребностями личности, которые выступают мощнейшими мотиваторами коммуникации. С одной стороны, наличие мотивацион-ных потребностей является условием вступления личности в коммуникационный процесс, а с другой - совокупность мотивационных потребностей характеризует индивида как личность. Так, В.П. Конецкая рассматривает мотивационную потребность с позиций вариативности лингвистического воздействия (коммуникативная установка) в коммуникативном процессе. Вместе с тем лингвистическое воздействие (коммуникативная установка) выступает внешним проявлением мотивационного характера коммуникативной потребности. Внутренняя природа ее глубже и отражает в целом иерархию потребностей А. Маслоу [10]. Индивид, формируя в собственном поле жизнедеятельности те или иные потребности, коррелирует их реализацию с полем жизнедеятельности определенной социальной группы, членом которой он является, и/или общества в целом. Стремясь к удовлетворению потребностей, он вступает во взаимодействие с окружающей средой, формирует и реализовывает стратегии воздействия на потенциальных коммуникаторов, используя те или иные средства / коммуникативные установки, отражающие его ценностные ориентации, моральные и нравственные принципы и т. п.

Второй параметр коммуникативной личности имеет когнитивный характер, где коммуникативная личность рассматривается с позиций интеллектуально-эмоциональных индивидуальных характеристик. Коммуникативная личность воспринимает получаемую информацию с позиций индивидуального социального опыта, образования и иных факторов. Эти факторы обусловливают и силу воздействия на другого коммуникатора, и способность личности к самоидентификации и самооценке в конкретных ситуациях. Важным моментом в коммуникативных процессах является проявление личностью индивидуальной способности применения социально обусловленных установок и норм. Именно вариативность социально принятых мер позволяет индивиду проявлять себя как личность посредством индивидуальных личностных характеристик [11, с. 49].

Третий, функциональный параметр проявляется в деятельностном характере коммуникативной личности и обусловливается, согласно модели В.П. Конецкой, в практическом применении индивидуальных средств коммуникации - как вербальных, так и невербальных. Набор таких средств и умение их применять позволяют личности проявлять себя в коммуникационном процессе: в построении диалогов, усилении высказываний, способности выбирать и применять те или иные коммуникативные коды, как индивидуальные, так и принятые в социуме и т. п.

Сходные параметры выделяются Р. Димблби и Г. Бертоном: потребности, комплекс знания - верования - стереотипы - предположения - ценности - (предшествующий) опыт, обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседника и его сообщений, самопрезентация, выбор и взаимооценка ролей, эмоциональное состояние) [12]. Вместе с тем указанная модель имеет некоторую ограниченность в понимании феномена личности, которая обусловливается онтологическим смыслом понятия «коммуникативная личность». Согласно В.П. Конецкой, коммуникативная личность - одно из проявлений личности. Форму проявления личности автор ограничивает совокупностью психолингвистических параметров, доминирующих в проявлении личностью своих коммуникационных способностей. При этом социально-коммуникационные детерминанты личности отходят на второй план.

В моделях коммуникационной личности, предложенных В.Б. Кашкиным, типология основывается на внутреннем психокоммуникативном потенциале личности, который выступает доминантной поведенческой установкой коммуникационного взаимодействия. В.Б. Кашкин определяет коммуникативную личность как совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик,

когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида [13], и выделяет четыре модели/типа коммуникативной личности: доминантный, мобильный, ригидный и интровертный. Сущностные черты психотипа личности, лежащие в основе каждой модели, характерным образом определяют тип коммуникативной личности. Именно эти базисные установки психологического плана делают коммуникативную модель личности ограниченной. Вместе с тем данная модель определяет коммуникативную личность только с позиций индивидуальных стратегий и тактик, которые реализуются исключительно под влиянием психофизиологических характеристик. В то же время практика жизнедеятельности общества на всех его уровнях показывает, что проявление сущностных характеристик того или иного психотипа в процессе коммуникации определяется в большей степени социальными и иными факторами, под влиянием которых индивид корректирует свой психотип под окружающую среду, адаптируясь к ней. Первичными становятся социальные роли, которые выполняет индивид (добровольно или под воздействием внешних факторов).

Социальный фактор доминирует в модели коммуникативной личности В.И. Карасика. Исследователь выделяет три аспекта, характеризующих поведение личности в коммуникативных процессах: аксиологический, гносеологический и поведенческий. Данное определение коммуникативной личности позволяет осмыслить феномен личности как участника коммуникативного процесса и выявить социальные механизмы, с помощью которых личность актуализирует индивидуальные характеристики в социально-коммуникативном поле, приобретая тот или иной статус.

Аксиологический аспект охватывает ценностно-этическое поле, которое включает в себя комплекс универсальных социокультурных, морально-нравственных ориентаций, установок и норм поведения, закрепленных в утилитарных высказываниях, текстах, правилах. Ценностно-этические ориентации выполняют функцию социального самоопределения индивида в коммуникативном пространстве. С помощью социально принятых ценностно-этических установок, норм и ориентаций индивид/личность коррелирует свою оценку реальности, определяет собственные стратегии и тактики коммуникационного поведения. Смыслообразующие планы ценностно-этических ориентаций и установок определяют совокупность содержания желательных состояний реальности, интегрируют для социума и мотивируют личность на готовность их принять/отторгнуть для реализации. На основе ценностных ориентаций личность делает социально одобряемый выбор в жизненно значимой ситуации. С другой стороны, аксиологический аспект дает возможность интегративной оценки участников коммуникативного процесса, в ходе которой открывается возможность выяснения роли личности в системе социальной коммуникации.

Когнитивный аспект включает совокупность познавательных ориентаций, с помощью которых формируется представление о мире, жизни социума, своем месте в нем, а также о том, что возможно и допустимо в обществе, о причинно-следственных связях в окружающей действительности и собственной жизнедеятельности [14]. Когнитивная сфера ориентирует поведение личности в коммуникативных процессах. Личность, проявляя познавательный кругозор, воспринятые когнитивные установки, делает выводы из приобретенных знаний. Гносеологический опыт личности проявляется посредством операционально-динамических характеристик, позволяющих личности вырабатывать знания и на их основе строить коммуникативные стратегии и тактики. Реализация когнитивного потенциала определяет статус личности в коммуникативном поле.

Поведенческий аспект в структурном поле коммуникативной личности охватывает спектр социолингвистических (гендерных, возрастных, образовательных, национальных и т. п.) и паралинг-вистических (речевых, интерактивных, дискурсивных и т. п.) инструментов коммуникативного взаимодействия. Поведенческие характеристики коммуникативной личности соотносятся с социальным функционированием личности, реализацией личностью своих индивидуальных интеллектуально-эмоциональных характеристик, корреляцией личностных ценностно-этических установок с социально принятыми нормами и правилами посредством когнитивного и социального опыта.

Следовательно, осмысление сущностного содержания коммуникативной личности лежит в плоскости ее понимания личности как таковой. Социологическое понимание феномена личности онтологически определяет доминанту ее социального начала. Социальная природа, проявляясь в социальном коммуникативном поле, актуализирует именно те свойства и качества характера, те способности, которые делают индивида личностью. Реализовать их индивид может лишь в коммуникационных процессах: общении, творческом и деятельностном взаимодействии с членами социума, в различных социальных институтах. Таким образом, коммуникации - условие жизнедеятельности личности, естественная форма существования человека. Личность как homo communicates («человек общающийся») сосредоточивает в себе весь социальный пласт надпри-родного начала: язык, культуру, науку и т. п.

Система социально значимых свойств и качеств коммуникативной личности наиболее полно раскрывается в теории коммуникации Д.П. Гавра, обосновавшего трансакционную модель

коммуникативной личности. Данная модель рассматривает структуру коммуникационной личности, состоящую из двух подсистем: внутренней (подсознание и сознание) и внешней (поведения). Актуализация этих подсистем происходит в конкретной ситуации через коммуникативное действие, и, согласно Д.П. Гавре, совокупность характеристик этих подсистем проявляется посредством четырех компонентов (рис. 1).

Рисунок 1 - Трансакционная модель коммуникативной личности (по Д.П. Гавре)

В данной модели важным условием жизнедеятельности коммуникативной личности является возможность выступать в различных ситуациях и как коммуникатор, и как реципиент, поскольку процесс накопления и использования информации идет многосторонне - по каналам «прямая/обратная связь».

Рассматривая сущностные характеристики феномена «коммуникативная личность» общепринятыми в гуманитарных науках методологиями исследования, которые обладают наибольшей полнотой, системностью и комплексностью, необходимо выделить деятельностное начало как фактор жизнедеятельности личности в коммуникативных процессах. Оно обусловливает реализацию всего комплекса сущностных характеристик коммуникативной личности, определяет глубину ее рефлексии на события коммуникативного поля, качество выполняемых функций, с помощью которых личность выступает субъектом/актором коммуникативного процесса. Деятельностное начало выступает интегрирующим началом, связывающим воедино внутренние характеристики коммуникативной личности и детерминирующим ее социальные практики коммуникации, в которых эти характеристики проявляются, реализуя личностные стратегии общения. Деятельностное начало как базис реализации коммуникационной личности обусловливает системность, последовательность и устойчивость коммуникативных процессов, так как в зависимости от конкретной ситуации коммуникативная личность функционирует посредством комплекса выполняемых социальных ролей, сквозь призму которых реализуется ее сущностный потенциал. В данном контексте коммуникативная личность как носитель деятельностного начала понимается в широком смысле этого определения: коммуникативная личность включает в себя весь спектр социально-коммуникативных связей, взаимодействий, личностных и социальных контактов, посредством которых реализуется комплекс социальных отношений и регулируются социальные процессы. Локусом контроля выступают социально-культурные ценностные ориентации, через которые коммуникативная личность регламентирует поведенческие формы своих социальных ролей, коррелируя их с социальными нормами и ценностными ориентациями. Обмен информацией как форма реализации деятельности в данном случае уже не представляет собой схему «коммуникатор - реципиент», а включает широкий спектр социокультурных и социопсихологических факторов, обусловливающих те или иные формы коммуникационного взаимодействия.

Анализ представлений о природе коммуникативной личности, доминанты деятельностного начала ее социального функционирования обусловливается личностным целеполаганием, которое коррелируется с ожиданиями как самой личности, так и определенной социальной группы и общества в целом. В данном случае мы говорим о стратегических и оперативных целях коммуникативной личности, в рамках достижения которых актуализируются основные механизмы ее внутренних характеристик, происходит реализация ее потребностей и стремлений. Конечным результатом этого процесса выступает получение личностью определенного коммуникативного статуса, т. е. определенного места.

Коммуникативный статус личности показывает эффективность ее социализации в коммуникативном поле, ее становление и развитие, усвоение социально-коммуникативного опыта, реализуются социально-психологические, социокультурные и морально-нравственные характеристики. Комплекс личностных характеристик определяет, согласно теории А. Маслоу, иерархию

Целемотивационный компонент («коммуникативное хочу»)

потребностей личности. Потребности формируют мотивационный аспект в поведении коммуникативной личности, который, в свою очередь, определяясь когнитивными личностными установками, формирует поведенческие формы коммуникативной личности, ранжируя цели для их реализации в коммуникативном пространстве. Аналогично мы можем говорить о том, что личностные характеристики и потребности, формируя целеполагание личности как участника коммуникативных процессов, создают иерархию личностных коммуникаций: внешних и внутренних. Личностные коммуникации образуют коммуникативное поле, в котором способность и готовность личности осуществлять комплекс личностных коммуникаций, выполнять определенные социально-коммуникативные роли обусловливается широким диапазоном коммуникативных знаний, умений и навыков, т. е. коммуникативных способностей и компетенций деятельности личности в микро- и макросистемах коммуникативного социума.

Коммуникативные способности личности проявляются посредством социальных знаний и умений, которые личность приобретает в процессе социализации. Эти знания и умения аккумулируют социальный опыт личности, позволяют ей в определенных ситуациях оперировать известным набором поведенческих форм и реализовывать известные социальные роли, приемлемые в данной ситуации.

Социальный опыт коммуникативной личности детерминирует эффективное участие личности в коммуникативных процессах, которое усиливается или не усиливается в зависимости от психотипа коммуникативной личности. Так, например, доминантный тип коммуникативной личности, обладая определенным набором психологических характеристик (уверенностью, силой воли и т. п.), способен оказывать мощное психологическое воздействие на реципиентов, подавляя их эмоционально. Ригидный и интровертный типы в большей степени эмоционально зависимы от доминантного типа. Но вместе с тем степень приобретенных социальных знаний и навыков дает возможность коррелировать статус личности в коммуникативном пространстве, и тот же интровертный тип, обладая значимым социальным опытом, имеет большую возможность занять статусное место актора в коммуникативном процессе, а ригидная коммуникативная личность, используя свой опыт в предыдущих коммуникативных процессах, - стать лидером-коммуникатором.

Так, коммуникационный потенциал личности, включающий комплекс социально-психологических характеристик (коммуникационную одаренность, коммуникативную харизму, навыки информационно-коммуникационных взаимодействий, умения использовать вербальные и невербальные способы общения, способность к самосовершенствованию и т. п.) формирует целеосо-знанную мотивацию, побуждающую личность к деятельностной коммуникативной активности, в процессе которой достигается статусный уровень в иерархии коммуникационного пространства.

Можно констатировать, что коммуникационные способности представляют собой системный алгоритм, главным компонентом которого является совокупность социально-психологических установок, внутреннего потенциала личности, посредством которых осуществляется взаимодействие в коммуникационном пространстве, влияние не только на других коммуникаторов/реципиентов, но и на процессы социальной коммуникации в целом. В настоящее время ввиду значительного усложнения коммуникационных процессов под влиянием научно-технического прогресса, их кардинальной трансформации и приобретения ими глобальных масштабов недостаточно проявлять только коммуникативные способности. Стремительное развитие средств коммуникации привело к появлению качественно новых форм коммуникационных взаимодействий, основой которых стали наукоемкие технологии [15, с. 59]. Умение создавать, получать, перерабатывать и использовать информацию стало главным условием участия в коммуникационных процессах. На первый план выходит коммуникативная компетентность, совокупность интеллектуального потенциала личности, в котором уровень воспитания и образования позволяет обобщать и использовать на практике опыт предшествующих поколений, создавать инновационные практики. Умение проявлять этот потенциал, устанавливать и поддерживать те или иные контакты обусловливает качество решения тех или иных задач, стратегий, которые вырабатывает личность. Коммуникативные компетенции личности определяют эффективность и качество средств коммуникационного взаимодействия, с помощью которых коммуникант может влиять на коммуникативные процессы, управлять, регенерируя инновационные формы взаимодействия. Полем реализации коммуникативной компетенции выступают различные сферы социума, в которых личность проявляет свой знаниевый потенциал [16].

Необходимо отметить, что главным условием проявления коммуникационной компетенции, доминантной установкой которой становится не социально-психологический аспект личности, а ее знания и умения, являются социально-экономические, политические и иные аспекты жизнедеятельности социума или конкретной социальной группы. В рамках общества (социальной группы) личность выступает не столько коммуникатором/реципиентом, участвующим в обмене информацией, сколько актором, способным влиять на коммуникативные процессы в рамках компетенций. В структуре коммуникативных компетенций можно выделить такие элементы, как:

- знания, включающие как индивидуальный научный опыт личности, так и обобщенный опыт человечества, полученный и переработанный ею в процессе обучения. На основе знание-вого опыта личность получает возможность формировать и применять на практике причинно-следственные связи явлений и событий социума, управлять ими, трансформировать в зависимости от собственных потребностей и ожиданий социума. Знаниевый компонент компетентности определенным образом позволяет личности регенерировать те информационно-коммуникационные потоки и процессы, в которых она участвует. Соответственно, чем объемнее и содержательнее коммуникационные знания, тем больше у личности возможностей влияния на коммуникативные процессы. В данном случае и коммуникативный статус личности возрастает;

- умения, получаемые личностью в процессе коммуникативного опыта как лично, так и на основе полученных знаний. Используя коммуникативный опыт, личность в зависимости от индивидуальных потребностей и мотиваций формирует те коммуникационные механизмы и инструментарий, которые позволяют ей наиболее эффективно использовать полученные знания;

- навыки, представляющие собой совокупность коммуникативных сознательных действий, обусловливающих рефлексию личности как реакцию на коммуникативные ситуации. Коммуникативные навыки позволяют мобильно и эффективно адаптироваться в «мерцающей реальности».

В совокупности коммуникационные способности и компетенции определяют коммуникационный потенциал личности. Общая схема коммуникативной личности как носителя коммуникативных способностей и компетенций (рис. 2), показывает, что в ее включен весь комплекс социальных и психологических характеристик, позволяющих личности не только оперировать информационными потоками, но и, применяя свои способности и компетенции, использовать всю совокупность коммуникационных инструментов, средств и методов для полноценной жизнедеятельности. Способности и компетенции позволяют личности в большей или меньшей степени реали-зовывать свои психофизические характеристики, играть те или иные социальные роли.

Рисунок 2 - Характерные особенности коммуникативной личности

В зависимости от того, с какой полнотой и оптимальностью личность использует потенциал коммуникативных способностей и компетенций, определяется ее коммуникативный статус.

Можно выделить три уровня статусной иерархии в коммуникативном пространстве:

- участник коммуникативных процессов. Личность может выступать коммуникатором и/или реципиентом, передающим или принимающим информацию. В процессе коммуникативного взаимодействия личность применяет свои способности и компетенции, проявляет личностные психологические характеристики. По сути, личность является потребителем информации и не оказывает влияния на коммуникативные процессы;

- актор коммуникативных процессов. В данном случае можно говорить о способности личности эффективно и полномасштабно получать, перерабатывать и использовать информацию, реализовывать коммуникационный потенциал и создавать инновационные стратегии и тактики. Актор коммуникативных процессов - уже не потребитель информации, вступающий в коммуникационные взаимодействия, он творец нового, способный влиять на процессы коммуникации и на коммуникационный социум в целом;

- лидер коммуникационных процессов. В данном случае можно говорить о проявлении таких аспектов, как способности аккумулировать и применять знания, навыки, компетенции, жизненный и социальный опыт для выработки значимых стратегий и тактик, согласно которым будут строиться деятельность и поведение всего коммуникативного социума. Коммуникативный лидер, используя весь комплекс коммуникативных ресурсов (как личностных, так и социальных), оптимизирует свой опыт и компетенции для управления коммуникативным сообществом.

Однако необходимо назвать важный фактор, оказывающий решающее воздействие на формирование коммуникативного статуса личности - социально-коммуникативную среду, в которой формируется, социализируется и функционирует личность. Социально-коммуникативное

пространство главным образом создает условия для получения навыков, умений, знаний, способностей личности и предоставляет или не предоставляет возможности реализовывать их в полном объеме. Социально-экономические, политические, социокультурные и иные детерминанты социально-коммуникативного пространства оказывают мощнейшее влияние на те преобразования, которые происходят с личностью в процессе их развития и совершенствования. Ценностные, морально-нравственные ориентиры определяют установки воспитания и образования личности, получения ею объема необходимых знаний и компетенций. Социально-коммуникативная среда изменяет личность, но в то же время она не статична и под воздействием личности трансформируется сама [17, p. 5-6]. Сегодня коммуникативное пространство представляет собой мощнейший конгломерат информационно-коммуникационных потоков, глобальных сетей коммуникационного взаимодействия, в которых (и это одна из главных проблем) личность становится неспособной к полному анализу и использованию полученной информации. Проблемной зоной выступает и использование механизмов коммуникационного взаимодействия в виртуальной среде, осложняющегося возможностью личности коррелировать эти механизмы с реальной коммуникационной средой. Происходят мощнейшие трансформации личности как социально-психологического феномена и субъекта коммуникационных процессов [18].

Вместе с тем социально-коммуникационное пространство, не ограниченное рамками традиционных социально-экономических и политических образований, представляет собой динамичный лифт роста личности. Социально-коммуникационная среда, особенно виртуальная, предоставляет личности огромное поле возможностей для самовыражения. В настоящий момент люди, имеющие в реальности ограниченные возможности для коммуникации, эффективно реализуют свой потенциал в интернет-среде. Многочисленные блоги, социальные сети, сайты позволяют формировать качественно новые коммуникационные взаимодействия, вовлекать в локус коммуникационного взаимодействия широкую аудиторию. Личность получает большие возможности регулировать интересы аудитории, управлять коммуникационными процессами и регулировать их, регенерировать качественно новые информационно-коммуникационные потоки. Внутренние процессы развития, саморазвития и самосовершенствования становятся генератором социально-коммуникационного статусного роста, который, закрепившись в поле виртуальной иерархии, переходит в реальный социум [19, с. 107]. Коммуникативная личность получает новые возможности и социально-коммуникационные лифты, позволяющие ей посредством реализации собственного потенциала занимать значимые позиции в глобальном коммуникативном пространстве.

Ссылки:

1. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с фр. ; сост., общ. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб. ; М., 2005. 576 с.

2. Мамедов А.К. Архитектура научного знания (анализ методологических оснований) // Социология. 2017. № 3. С. 48-57.

3. Коркия Э.Д. Социокод культуры современного Запада: рефлексия и трансформация // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 2. С. 29-31.

4. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.

5. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс : монография. Волгоград, 2002. 477 с.

6. Цит. по: Арискина О.Л., Дрянгина Е.А. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25 (240). Филология. Искусствоведение. Вып. 58. С. 15-18.

7. Рождественский Ю.В., Блинов А.В. Введение в языкознание : учеб. пособие для студентов филол. фак. высших учеб. заведений. М., 2005. 336 с.

8. Конецкая В.П. Социология коммуникации [Электронный ресурс]. URL: http://padaread.com/?book=39694&pg=56 (дата обращения: 26.02.2018).

9. Там же.

10. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб., 1999. 478 с.

11. Мамедов А.К. Указ. соч.

12. Калашникова Л.В. Введение в языкознание. Курс лекций [Электронный ресурс]. URL: http://www.libma.ru/jazykoz-nanie/vvedenie_v_jazykoznanie_kurs_lekcii/p84.php (дата обращения: 26.02.2018).

13. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие. М., 2013. 224 с.

14. Творогова Н.Д. Общая и социальная психология. Практикум [Электронный ресурс]. URL: https://psy-era.ru/4921/aspekty-razvitiya-lichnosti-poznavatelnoe-razvitie (дата обращения: 26.02.2018).

15. Мамедов А.К. Этические параметры развития современной науки (опыт институционального анализа) // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2011. № 1. С. 53-64.

16. Там же.

17. Korkiya E.D., Lipatova M.E., Mamedov A.K. Virtual Personality: A Search for New Identity // Indian journal of science and technology. Chennai (India), 2016. Vol. 9, no. 36. https://doi.org/10.17485/ijst/2016/v9i36/102020.

18. Конецкая В.П. Указ. соч.

19. Korkiya E.D., Mamedov A.K. Ethnocommunicative Structures in the Information Age // News of Science and Education. Sheffield (UK), 2014. № 17. P. 107-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.