Пучков Н.П.
д.п.н., профессор, Тамбовский государственный технический университет
Дорохова Т.Ю.
к.п.н., доцент, Тамбовский государственный технический университет
КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Ключевые слова: профессиональная подготовка специалистов, обучение на базовых кафедрах, средства профессиональных коммуникаций.
Конкурентоспособность молодого специалиста в условиях современного общества существенно зависит от имеющихся у него навыков профессиональной коммуникации, позволяющих приобретать положительный опыт для своей деятельности и избегать многих недостатков.
Поэтому в вузе наряду с формированием прописанных в образовательных стандартах профессиональных и специализированных компетенций необходимо формирование и таких, которые можно назвать коммуникативными; это приобщенность к общей профессиональной культуре производства, овладение социальными ценностями и профессиональными коммуникациями, способность к самообучению и саморазвитию, активная профессиональная адаптация и творческая самореализация; приобретение компетенций, являющихся необходимым условием соответствия личности работника непрерывно возрастающим требованиям современных производств.
Коммуникация - это общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем) [1].
В работе Соколова А.В. [3] понятие коммуникация определяется как общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания коллективного или индивидуального к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях.
В работе [4] коммуникация определяется как передача информации между двумя взаимодействующими лицами на языке или знаках понятных данным сторонам; при этом взаимодействие может осуществляться как между двумя людьми, так и между человеком и техническими средствами. Последнее обстоятельство приобретает в настоящее время все большую актуальность в связи с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий. С таких позиций процесс самоопределения и самореализации молодого специалиста в профессии рассматривается как процесс коммуникации, т.е. постоянного общения. Во многом эффективность этого процесса зависит от личностной готовности к такого рода деятельности и успешному преодолению трудностей, возникающих в профессии, особенно на начальном этапе ее освоения. Профессиональную коммуникацию можно рассматривать как разновидность социальной коммуникации, имеющей пересечение с материальной, генетической, психической коммуникациями и в определенном смысле «растворенной» в этой сфере.
Коммуникационная функция индивидуума является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста любого профиля и выступает необходимым условием как для личностного карьерного роста, так и для социального взаимодействия вообще, способствует его вхождению в культурную среду профессии и межличностных коммуникаций [5].
В условиях международного экономического сотрудничества выпускники технических вузов, осваивая программу профессиональной подготовки, должны приобретать среди прочих и такие общекультурные компетенции как способность использовать различные языки в профессиональной сфере и способность общаться с коллегами во всевозможных формах совместной деятельности, что необходимо должно входить в задачи образовательных стандартов.
При организации учебного процесса, создании учебных программ следует учесть, что владение навыками профессиональной коммуникации особенно значимо на стадии начала трудовой деятельности выпускника вуза, когда молодой специалист при трудоустройстве на работу сталкивается с необходимостью достижения определенного согласия с работниками, имеющими разный уровень информированности, с присущим только им поведением и характерными особенностями коммуникации.
Кроме того, следует учесть, что постоянное изменение социально-экономических условий, образовательных стандартов, активное использование современных систем телекоммуникации и современная социокультурная среда приводят к изменению функции профессиональной коммуникации в сторону более активного использования техниче-
ских систем профессиональной деятельности. Такие изменения должны находить отражение в учебных программах подготовки специалистов в вузе.
Это можно продемонстрировать на примере формирования способностей к профессиональной коммуникации в рамках направления подготовки бакалавров 11.03.03 «Конструирование и технология радиоэлектронных средств». В настоящее время многие предприятия радиоэлектронной промышленности в условиях рыночной экономики вынуждены осваивать выпуск новой для них продукции, переходить на более современные технологии производства, реализовать провозглашенную руководством России политику импортозамещения. Поэтому специалисты в области радиоэлектроники в контексте решаемых ими задач должны быть готовы к профессиональной коммуникации с любыми партнерами (отечественными, зарубежными) в такой форме общения, которая позволяет максимально выразить и получить нужную информацию, достичь достаточного уровня взаимопонимания.
Как показывает опыт нашей работы подготовку специалистов радиоэлектронного профиля с целью эффективного формирования готовности к профессиональной коммуникации целесообразно осуществлять на базовых кафедрах (БК) [2], кафедрах вузов, создаваемых в НИИ или на предприятиях, принимающих готовых специалистов, где условия обучения максимально приближены к условиям реальной профессиональной коммуникации. Организация обучения на базовых кафедрах не представляет особых трудностей, так как осуществляется в традиционных формах (лекции, практические и лабораторные занятия, все виды практик), но принципиально характеризуется тем, что осуществляется в условиях большей практико-ориентированной направленности. В процессе такой подготовки студенты знакомятся со структурой промышленного предприятия, производственным коллективом, который активно привлекается к процессу обучения, приобщаются к общей профессиональной культуре производства, приобретают его социальные ценности и умения профессиональных коммуникаций. За счет этого социальная адаптация таких специалистов протекает значительно быстрее, чем тех, которые обучаются по традиционной схеме.
Кроме того удается реализовать широкий спектр всевозможных коммуникаций от устной до коммуникации с использованием профессионально-ориентированных средств (материально-технических, программных и информационно-методических), более легко реализуемых в процессе организации обучения именно на базовых кафедрах, когда интересы производства интегрируются с интересами вуза, учебный процесс адаптируется к практическим задачам предприятия, а структура учебной деятельности приближается к профессиональной за счет ее осуществления на реальных объектах, в условиях реальной профессиональной коммуникации.
Можно выделить основные характеристики профессиональной коммуникации, имеющие место в профессиональной деятельности и требующие формирования соответствующих способностей в процессе обучения:
- обмен информацией внутри профессионального сообщества, между ее представителями в познавательно-трудовой и творческой деятельности, направленный на профессиональное развитие;
- социализация и профессиональная адаптация молодого специалиста в профессиональной среде;
- саморазвитие и самосовершенствование специалистов.
Такие характеристики профессиональной коммуникации при организации образовательного процесса на базовых кафедрах получают специфическое и вполне конкретное наполнение. Так процесс обмена информацией в условиях единого учебно-научного центра становится более эффективным за счет установления максимально тесных отношений между организаторами и участниками образовательного процесса.
При подготовке студентов на базовых кафедрах учебно-познавательная деятельность приобретает более выраженный познавательно-трудовой характер, т. к. на лабораторных и практических занятиях решаются реальные производственные задачи, а профессиональная коммуникация приобретает прикладной характер, ориентированный на развитие навыков и умений работы с профессионально-ориентированной информацией путем личностного взаимодействия обучающихся с опытными специалистами предприятий.
Процесс социализации и профессиональной адаптации к профессиональной деятельности фактически завершается к моменту окончания бакалавриата. Устная профессиональная коммуникация, являющаяся живой, динамично развивающейся сферой речевого взаимодействия, протекает внутри учебных групп, производственных коллективов, ядром которых являются базовые кафедры.
Следует отметить, что студентам, прошедшим подготовку на базовых кафедрах, предоставляется уникальная возможность проявить себя в различных видах профессиональной деятельности при прохождении производственных практик, которые имеют сквозной характер и позволяют реализовать систему стажировок, что создает возможность не только преодолеть трудности периода профессиональной адаптации, но и осуществить самореализацию и самосовершенствование в профессиональной деятельности, так как посредством коммуникативного компонента готовности к профессиональной деятельности происходит преобразование всех компонентов профессиональной среды, решаются вопросы оптимизации и поиска средств решения профессиональных задач, введение организационных дополнений, уточнений и пояснений, создание и продвижение инновационных продуктов и технологий.
В рамках направления подготовки бакалавров 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств» профессиональная коммуникация характеризуется готовностью к профессиональному общению в специализированной автоматизированной информационной среде и эффективным использованием ее возможностей на различной языковой основе. Можно выделить следующие основные средства профессиональных коммуникаций в рамках содержания действующих образовательных стандартов. Все это студент должен знать, уметь использовать в процессе трудового общения с коллегами:
• программные средства общего назначения: разработка и оформление технической документации с использованием средств электронного документооборота и представления данных (MS-Word, Excel, Power Point, Photoshop, Access, FrontPage и др.) и инструментальные средства общего назначения (системы управления базами данных, искус-
ственного интеллекта); электронные учебники; CD- и DVD-фильмы, современные справочники и каталоги, ГОСТы, ОСТы;
• профессиональные программные средства: математические и технологические расчеты (Maple, MatCad, MatLab); разработка графической документации (P-CAD, Компас 3D, AutoCAD), трёхмерное твердотельное и поверхностное параметрическое проектирование (Autodesk Inventor), программа управления проектами (Microsoft Project), Solid Works, Autodesk Inventor, IsaGRAF, КРУГ 2000, Code Gear RAD Studio, Ansys;
• специализированные программные среды собственных разработок: экспертная система «Энергосберегающее управление динамическими объектами»; программа для расчета и анализа технологичности блоков радиоэлектронных средств; программа контроля работоспособности типового элемента замены с помощью установки тестового контроля; АРМ проектировщика антенно-фидерных устройств и др.;
• специализированное оборудование: лаборатория проектирования интеллектуальных информационно-измерительных систем, различные контрольно-измерительные приборы, учебно-лабораторные испытательные стенды, позволяющие проводить полноценные лабораторные и практические занятия, научные исследования в данной предметной области.
Особую значимость учет коммуникативного аспекта профессиональной деятельности имеет при подготовке специалистов, ориентированных на работу на наукоемких предприятиях, т.к. в своей профессиональной деятельности они должны быть способными к решению производственно-технологических, организационно-управленческих, научно-исследовательских, проектных, технологических задач, в том числе с использованием зарубежного опыта. При подготовке таких специалистов необходим комплекс программных средств как на русском, так и на иностранных языках.
Таблица 1
Средства, используемые студентами в процессе формирования готовности к профессиональной коммуникации
Виды решаемых задач Используемые программные продукты Формирования готовности к профессиональной коммуникации на иностранном языке
Производственно-технологические задачи Математические, технологические и расчеты оборудования (Maple, MatCad, MatLab); разработка графической документации (P-CAD, Компас 3D, AutoCAD,) трёхмерное твердотельное и поверхностное параметрическое проектирование Autodesk Inventor; специализированные программные среды, разработанные сотрудниками (экспертная система «Энергосберегающее управление динамическими объектами»; программа для расчета и анализа технологичности блоков радиоэлектронных средств; программа контроля работоспособности типового элемента замены с помощью установки тестового контроля и др.) Навыки чтения технического текста, а также спецлексики, коммуникативных навыков восприятия мультимедийной информации, информации на иностранном языке в режиме on-line и на форумах
Организационно-управленческие задачи Программа управления проектами Microsoft Project; разработка и оформление технической документации с использованием средств электронного документооборота и представления данных (MS-Word, Excel, Power Point, Photoshop, Access, FrontPage и др.); инструментальные средства общего назначения (системы управления базами данных, искусственного интеллекта); Навыки чтения технического текста, c использование элементов мультимедия (справочная информация, электронные словари), навыки оформления официальной и деловой документации
Научно-исследовательские задачи Математическое моделирование технологических объектов и процессов (Solid Works), AutoCAD, MatLab, Microsoft Project, Mathcad, Autodesk Inventor, IsaGRAF, КРУГ 2000, Code Gear RAD Studio, Maple, Компас 3D, Ansys. Навыки оформления официальной и деловой документации, развитие способности вести диалог, переписку, переговоры на иностранном языке, навыки написания деловых писем, резюме, отчетов и других документов, навыки работы с мультимедийными справочными документами на иностранном языке
Проектные задачи Проектирование и производство наукоемкой продукции на основе информационных технологий (PLM - Product Lifecycle Management); AutoCAD, Solid Works, Компас 3D, Ansys, Autodesk Inventor Навыки чтения, изучения спецлексики для описания современных систем радиосвязи и микроконтроллеров, работа с аудиокнигами словарями и т.д.
Рассмотренные выше подходы к организации учебного процесса в вузе способствуют, на наш взгляд, созданию благоприятных условий для формирования навыков профессиональной коммуникации студентов; активизируют процесс формирования профессиональных компетенций; стимулируют их творческую самореализацию, положительную мотивацию к карьерному росту. Понимание сущности профессиональной коммуникации, осознание прагматической стороны использования средств информационных технологий и их прикладного характера при решении инженерных задач, развивают личностные качества студентов, формируют готовность к будущей профессиональной деятельности.
Коммуникативный аспект профессиональной деятельности специалиста весьма значим в процессе его подготовки, а формирование подходов к развитию профессиональной коммуникации в современных условиях способствует повышению эффективности решения обучающимися актуальных профессиональных задач, выходящих за рамки отдельных предприятий, таких как вопросы импортозамещения, перехода на российские аналоги; повышению общей культуры современной творческой технической интеллигенции.
Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
• при составлении учебных планов и программ подготовки специалистов в вузе необходимо конструктивно исследовать и отражать коммуникативный аспект их будущей профессиональной деятельности;
• формирование навыков профессиональной коммуникации наиболее эффективно осуществляется на базовых кафедрах вузов, где уделяется особое внимание вопросам адаптации молодых специалистов;
• будущим специалистом должны постоянно осваиваться новые технические средства коммуникации;
• языковая подготовка специалистов - необходимый компонент процесса формирования коммуникативных компетенций.
Список литературы
1. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.01. - Тюмень, 2003. - 335 с.
2. Пучков Н.П., Дорохова Т.Ю. Проектирование системы концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов для высокотехнологичных производств // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. - № 2. - С. 52-57.
3. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 459 с.
4. Уткина Ю.В. Подходы к уточнению понятия «профессиональная коммуникация педагога» // Человек и образование. 2012. -№ 1(30). - С. 123-129.
5. Юдина С. А. Коммуникативные аспекты профессиональной деятельности // Лингвокультурология. 2009. - Вып. 3. - С. 196-202.