Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / ИГРОМАНИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / ЖЕСТОКОСТЬ / НЕГАТИВИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиляева И.Ф.

В статье представлены результаты исследования особенностей коммуникативных установок подростков с признаками игровой компьютерной аддикции. Проанализированы причины и особенности формирования игровой компьютерной зависимости, подчеркнута роль как внешних, так и внутренних факторов. В ходе эмпирического исследования определены степень проявления игровой компьютерной аддикции у подростков и выраженности основных коммуникативных установок. Результаты статистического анализа продемонстрировали наличие прямой взаимосвязи между игровой компьютерной зависимостью и склонностью к скрытой жестокости по отношению к другим людям, а также обратную взаимосвязь с обоснованным негативизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ»

УДК 159.9.07

Шиляева И.Ф., канд. филос. наук, доц.

ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей коммуникативных установок подростков с признаками игровой компьютерной аддикции. Проанализированы причины и особенности формирования игровой компьютерной зависимости, подчеркнута роль как внешних, так и внутренних факторов. В ходе эмпирического исследования определены степень проявления игровой компьютерной аддикции у подростков и выраженности основных коммуникативных установок. Результаты статистического анализа продемонстрировали наличие прямой взаимосвязи между игровой компьютерной зависимостью и склонностью к скрытой жестокости по отношению к другим людям, а также обратную взаимосвязь с обоснованным негативизмом.

Ключевые слова: аддикция, игромания, компьютерная зависимость, коммуникативные установки, жестокость, негативизм

Одной из наиболее уязвимых категорий, которые подвержены интернет-зависимости в целом и зависимости от компьютерных игр в частности, является группа детей и подростков, поскольку они, являясь пользователями Интернета, составляют большую часть игроков компьютерных игр. Под увлеченностью компьютерными играми необходимо понимать эмоционально-мотивационное состояние, когда человек испытывает повышенный интерес к компьютерным играм и связанным с ними объектам виртуального и материального мира. Однако факторы и механизмы, использующиеся в индустрии компьютерных игр с целью формирования увлеченности (идентификация с игровым персонажем, нарратив, инициации, незавершенное действие, соревнование, удовлетворение фрустрированных потребностей), часто вызывают также и зависимость от компьютерных игр, если этому способствуют социальная среда (проблемы детско-родительских отношений, конфликты со сверстниками) и личностные особенности игрока (инфантильность, возбудимость) [9].

Очень важна ранняя диагностика заболевания на ранних стадиях для предупреждения серьезных последствий для психики и физического здоровья. Рассмотрим основные признаки, позволяющие разделить обычное увлечение подростка и прогрессирующее заболевание. В качестве основных выступают следующие: потеря контроля времени; нарушение распорядка дня; нарушения сна; отказ от приема пищи или постоянная еда у компьютера; агрессия и раздражительность в ситуации вынужденного прерывания игры; ослабление памяти; пренебрежение личной гигиеной; потеря интереса к другим увлечениям кроме компьютерных игр; ухудшение школьной успеваемости; отчужденность и замкнутость; безразличие к реальной жизни - сосредоточенность на виртуальном мире [9].

При наличии в подростковом возрасте трех и более указанных признаков можно предположить о вероятности формирования игровой компьютерной аддикции. В более запущенных формах заболевания симптомы явно ярче проявятся и последствия не заставят себя долго ждать, так, например, сложно будет вообще оторвать подростка от компьютера. Без игры он будет замыкаться. Состояние депрессии будет для него нормальным. В этот период могут развиться различные нарушения психики, начинается процесс социальной и умственной деградации.

Почти вся молодежь подросткового возраста так или иначе проводит время за компьютером, но почему только у некоторых из них формируется аддикция? Что выступает в качестве причины формирования зависимости? На самом деле конкретный ответ на данный вопрос найти сложно. Наблюдается система причин, которые обусловливают

формирование пристрастия к играм, их возможно распределить по двум большим группам, а именно:

- внешние факторы (семейная ситуация, группа сверстников, обстоятельства жизни);

- внутренние факторы (темперамент, характер, самооценка и иные свойства личности)

[10].

На наш взгляд, является необходимым рассмотрение ряда особенностей характера, делающих подростков чувствительными для формирования компьютерной игромании. В качестве основных следует выделить такие, как проявление неуверенности в себе, замкнутость, высокая тревожность, депрессия [3].

Компьютерные игры и Интернет нередко компенсируют в отроческом возрасте то, чего недостаточно в повседневности. Так, если подросток не общается со сверстниками, у него нет друзей, он сможет возместить этот недостаток в Сети. Если подросток не получает должного внимания в семье - это еще более усугубит ситуацию.

Психологический профиль личности подростка, который увлечен компьютерными играми, согласно данным Н.В. Гребенниковой, характеризуется высокими показателями ауто- и внешней агрессии, обиды, негативизма, враждебности, раздражительности и психотизма, а также высокой неискренностью [1].

У подростков с выраженными признаками компьютерной игровой зависимости С.А.Хазова отмечает следующие признаки: негативные коммуникативные установки, проявление враждебности и негативных эмоций в процессе общения, высокий уровень тревожности личности и недостаточная эмпатия [7].

В ходе различных исследований был зафиксирован единственный факт положительной взаимосвязи между предпочтением виртуального общения реальному и способностью управлять своими эмоциями, следовательно, ориентированные на виртуальное общение подростки более способны в умении проявлять желательные эмоции и держать под контролем нежелательные [5]. Это может быть объяснено особенностями виртуального общения в ситуации отсутствия жестких социальных норм и анонимности собеседников, скрытости реальных личностей и возраста участников общения. Подросток может предстать в образе взрослого, мужчина - в роли женщины и т. д. В Интернете есть провокаторы, нацеленные на процесс вызова эмоциональных реакций у собеседников. Постоянное общение в Интернете в какой-то степени способствует выработке навыков контроля своих эмоций, игнорирования провокаций и незначительных вещей.

А.В. Федоров говорит о наличии отрицательных взаимосвязей интернет-зависимости и таких характеристик эмоционального интеллекта, как эмпатия и самомотивация, причем данные автора демонстрируют то, что у аддиктивных пользователей интернета недостаточно хорошо сформированы навыки управления своими эмоциями [6].

Однако, несмотря на значительное количество исследований в данной проблемной области, остается открытым вопрос касательно механизмов и личностных предпосылок развития аддикции от компьютерных игр, наличия специфических личностных особенностей гэмблера [8]. Недостаточно изученными выступают и их коммуникативные особенности.

В целом исследования личностных особенностей игровых компьютерных аддиктов позволяют рассматривать проявления негативной эмоциональности, интровертированности, а также агрессивных моделей поведения как определенные психологические барьеры в сфере межличностного взаимодействия и причины затрудненного общения, которые затрагивают сферу установок, эмоционально-волевых характеристик, социально-психологических свойств личности [4].

Зависимые подростки всё больше и больше времени проводят за компьютером. Как следствие, у таких подростков наблюдается снижение успеваемости, возникновение конфликтов с учителями и одноклассниками, также проявляются коммуникативные трудности, причем как со взрослыми, так и со сверстниками, однако, исследований, где была бы показана взаимосвязь коммуникативных трудностей с зависимостью от компьютерных

игр, к настоящему времени недостаточно. В связи с этим целью нашего исследования выступает анализ коммуникативных трудностей подростков с признаками игровой компьютерной аддикции. В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение о существовании взаимосвязи между выраженными признаками игровой компьютерной аддикции в подростковом возрасте и негативными коммуникативными установками по отношению к другим людям.

В качестве диагностического инструментария были использованы: методика «Игровая компьютерная зависимость» А.В. Лузько и методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко. В исследовании приняли участие учащиеся 9 классов МОБУ г.Уфы в количестве 60 человек, из них 32 мальчика, 28 девочек.

На первом этапе исследования испытуемым, был предложен тест «Игровая компьютерная зависимость» А.В. Лузько, который позволяет выявить степень увлеченности компьютерными играми. На основе результатов данная выборка была разделена на три группы: подростки с естественным уровнем увлеченности (28,3% от общего числа испытуемых), которую мы обозначили как «группу нормы»; подростки со средним уровнем увлеченности (36,7%), которую мы обозначили как «группу риска» и подростки с высоким уровнем увлеченности компьютерными играми (35%), которая была обозначена как «группа аддиктов».

Рис. 1. Уровневая характеристика игровой компьютерной зависимости подростков

Для подростков, входящих в группу с естественным уровнем увлеченности, игра является способом развлечения, и она не приносит негативных последствий для личности. Они четко контролируют свое время, проведенное за компьютерной игрой и редко думают об игровом процессе вне игры.

Подростки, которых мы включили в группу риска, определяют игру важной частью своей жизни. Они четко фокусируются на каком-то одном виде игры, но при этом не теряется контроль над частотой игровых сеансов и временем, которое они уделяют игровому процессу. Часто компьютерные игры носят компенсаторный характер, служат для снятия стресса и напряжения.

Подростки с явно выраженной игровой компьютерной зависимостью отличаются тем, что компьютерные игры занимают все свободное время ребенка. Он постоянно думает об игре: о том, каких результатов он достиг в ней и как повысить свой уровень. Часто попытки родителей и близких отвлечь ребенка от игры сопровождается агрессивным поведением по отношению к ним.

Таким образом, анализ склонности к игровой компьютерной зависимости показал, что большая часть испытуемых-подростков определяют компьютерные игры как важную часть своей жизни. С ее помощью они снимают стресс и напряжение, проводят в ней все свободное время и пытаются повысить свой уровень владения игрой.

На втором этапе исследования испытуемым была предложена методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко. Результаты эмпирического исследования в группе нормы представлены на рисунке 2.

Уровни игровой зависимости

28,30%

□ Норма □ Группа риска □ Аддикты

0

Завуалир. Открытая Обоснован. Брюзжание Негатив. личный

жестокость жестокость негативизм опыт общения

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

Рис. 2. Результаты диагностики показателей коммуникативных установок в группе нормы (%)

В группе с естественным уровнем компьютерной зависимости отмечается низкий уровень жестокости, как завуалированной (76%), так и открытой (82%). Что свидетельствует о том, что в данной группе испытуемых подростки, находящиеся в группе нормы не имеют склонности к жесткому поведению. Также у большинства испытуемых (71%) диагностирован низкий уровень брюзжания, что говорит о том, что подростки в группе нормы не склонны к необоснованным обобщениям в области взаимодействия с партнерами. Выявлена тенденция к обоснованному негативизму у большей части подростков в группе нормы (59%), то есть они склонны делать объективные выводы о негативных сторонах взаимодействия с некоторыми людьми. Результаты диагностики показали низкий уровень выраженности негативного личного опыта у большинства (59%) испытуемых в данной группе.

Рассмотрим, каковы особенности коммуникативных установок в группе риска. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 3.

0

Завуалир. Открытая Обоснован. Брюзжание Негатив. личный

жестокость жестокость негативизм опыт общения

■ Высокий ■ Низкий Средний

Рис. 3. Результаты диагностики показателей коммуникативных установок в группе риска (%)

В группе риска у большинства испытуемых обнаружена склонность к открытой (68%) и косвенной (55%) жестокости. Это свидетельствует о том, что подростки в группе риска не скрывают и не смягчают свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны навсегда. Также они недоброжелательны и настороженно относятся к своим партнерам по общению. С помощью методики у большинства испытуемых данной группы выявлен низкий уровень брюзжания (81%) и негативного опыта взаимодействия (67%). Это показывает отсутствие склонности делать необоснованные негативные выводы о людях в процессе общения и наличие у хорошего круга общения и взаимодействия.

Специфика коммуникативных установок в группе аддиктов представлена на рисунке

4.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

■ Низкий Средний Высокий

Рис. 4. Результаты диагностики показателей коммуникативных установок в группе аддиктов (%)

В группе испытуемых с выраженной компьютерной зависимостью у большинства подростков (71%) выявлен средний уровень завуалированной жестокости, что говорит о тенденции к скрытой жестокости и недоброжелательному отношению к другим людям. Но у 70% опрошенных определен низкий уровень открытой жестокости, это означает, что они не готовы показывать свое негативное отношение открыто. Также у 56% подростков данной группы был опыт негативного общения, который может повлиять на их дальнейшие взаимодействия.

Таким образом, анализ результатов исследования коммуникативных установок показал, что у большинства подростков с естественным уровнем компьютерной зависимости не выявлено негативных установок. Они склонны делать обоснованные негативные выводы, опираясь на объективные факты взаимодействия. В группе риска у большей части опрошенных выявлена склонность к открытой и завуалированной жестокости, они не скрывают свое негативное отношение к людям и относятся к ним с недоброжелательностью и подозрением. В группе с аддиктивными проявлениями обнаружена тенденция к проявлению косвенной жестокости, неприязни к другим и высокий процент подростков сталкивались с отрицательным опытом общения.

Для проверки гипотезы был использован коэффициент корреляции Спирмена, в ходе которого выявлены корреляционные связи между выраженными признаками игровой компьютерной аддикции и негативными коммуникативными установками по отношению к другим . Данные представлены в таблице 1.

Завуалир. Открытая Обоснован. Брюзжание Негатив. личный

жестокость жестокость негативизм опыт общения

Таблица 1.

Корреляционные связи между игровой компьютерной зависимостью и коммуникативными установками подростков

Коммуникативные установки коэфф-т корреляции

Завуалированная жестокость 0,43**

Открытая жестокость 0,14

Обоснованный негативизм -0,34**

Брюзжание -0,062

Негативный опыт общения 0,18

Примечание: наличие корреляционной связи обозначено жирным шрифтом. Знаком «**» отмечена корреляция, значимая на уровне 0,01.

Полученные данные свидетельствуют о том, что показатель «Игровая компьютерная зависимость» положительно коррелирует с показателем «Завуалированная жестокость» (г= 0,43). Это говорит о том, что подростки с игровой компьютерной аддикцией более склонны к скрытой жестокости по отношению к другим людям и суждениях о них: недоброжелательны, настороженны по отношению к другим, проявляют нежелание откликаться на проблемы партнеров по общению. Также такие подростки менее общительны: замкнуты, предпочитают одиночество, в спорах участвуют неохотно, необходимость новых контактов выводит их из равновесия.

Показтель «Игровая компьютерная зависимость» отрицательно связан с показателем «Обоснованный негативизм» (г= -0,34), что свидетельствует о том, что подростки с игровой компьютерной зависимостью менее склонны делать объективно обусловленные отрицательные выводы о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия. По остальным переменным значимых корреляционных связей выявлено не было.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась частично: выявлена положительная взаимосвязь между игровой компьютерной зависимостью и склонностью к скрытой жестокости по отношению к другим людям, недоброжелательностью и настороженностью.

В целом такие результаты говорят о том, что у подростков с проявлениями игровой компьютерной зависимости чаще встречаются негативные коммуникативные установки, что, в свою очередь, может вызывать трудности в общении и взаимодействии с другими людьми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенникова Н.В. Характерологические особенности старших подростков, склонных к компьютерно-игровой зависимости/ Н.В.Гребенникова // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2017. - №3 - С. 4-7.

2. Дрепа М.И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Дрепа Мария Ивановна. - Ставрополь, 2010. -254 с.

3. Коптелова Н.И., Данилова М.В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков/ Н.И. Коптелова, М.В. Данилова // Молодой ученый. - 2014. -№20 (79). - С. 547-549.

4. Луговая О.М., Черникова И.В. Компьютерно-игровая зависимость молодежи: факторы возникновения и особенности профилактики / О.М. Луговая, И.В. Черникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-3. - С. 440-443.

5. Трухан Е.А., Рыжковский Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у подростков / Е.А. Трухан, Н.С. Рыжковский // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2019. - №1. - С. 4-11.

6. Федоров А.Ф., Власова И.А. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков / А.Ф. Федоров, И.А.Власова // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 785-787.

7. Хазова С.А. Коммуникативные способности и социальный интеллект в социальном поведении в ранней юности / С.А. Хазова // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. -№1. - С. 192-197.

8. Хазова С.А. Коммуникативные трудности подростков с признаками игровой компьютерной аддикции / С.А. Хазова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2013. - Том 19. - №3. -С. 70-73.

9. Худяков А.В., Урсу А.В., Старченкова А.М. Компьютерная игровая зависимость, клиника, динамика и эпидемиология / А.В. Худяков, А.В. Урсу, А.М. Старченкова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - №4 (33). - С. 10.

10. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А. Шапкин // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 1. - С. 86-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.