Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ»

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ

М. Мавлонов

Доцент, кандидат психологических наук НУУз имени Мирзо Улугбека

Хурсаной Мамаджон кизи

магистрант НУУз имени Мирзо Улугбека

Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности: обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.

Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации - побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального) и др.

Проведенные нами эмпирические исследования показали, что важное место в Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

National University of Uzbekistan 355 www.ares.uz

структуре профессиональной деятельности учителей занимает коммуникативные умения, такие как:

1. Умение через верно созданную систему общения, организовывать совместную творческую работу с классом;

2. Умение достичь эмоционального благополучия на всех этапах учебной работы;

3. Умение преодолеть стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся в процессе учебно-воспитательной работы;

4. Умение создавать в классе творческую атмосферу для совместных коллективных поисков и раздумий;

5. Умение находить педагогический такт, "общий язык" с учащимися в процессе совместной работы;

6. Умение управлять общением в процессе организации и проведении классных и внеклассных работ;

7. Умение "транслировать" в класс собственную расположенность, дружественность детям и др.

Группа коммуникативных умений в структуре личности педагога занимает особое место. Так как, общение как средство воздействия на личность учащихся является одним из главных орудий педагога. Это категория умений ранжировались следующим образом: умение находить педагогический такт, "общий язык" с учащимися в процессе педагогической работы (4,24), К.3.=0,63. Респонденты важность этого умения мотивируют тем, что для благополучного проведения педагогической работы умение находить правильный подход к учащимся, находить контакт с детьми являются важным моментом в процессе проведения учебно-педагогической работы; Следующее, умение управлять общением в процессе организации и проведении учебно-педагогической работы (4,03), К.З.=0,55. Это видимо связано с тем, что в процессе педагогической деятельности управление детей при помощи общения еще больше способствуют получению необходимой информации об учащихся.

Следующим в иерархии коммуникативных умений, респонденты указывают, умение достичь эмоционального благополучия на всех этапах педагогической работы (4,00), К.З.=0,48; Эксперты указывают, что с целью получения необходимой информации об учащихся необходимо учителю на всем протяжении педагогической работы вести себя уравновешенным, терпеливым.

Сравнительно низкую оценку в этой группе умений получили такие, как умение создавать в классе творческую атмосферу для совместных коллективных поисков и раздумий (3,74), К.З.=0,22; умение через верно созданную систему общения, организовывать совместную с учащимися педагогическую работу (3,62), К.З.=0,11, это видимо связано с тем, что не всем педагогам удается создавать такую систему общения.

Google Scholar

National University of Uzbekistan

Scientific Library of Uzbekistan www.ares.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.