Научная статья на тему 'Коммуникативные трансформации образования ответ коммуникативной онтологии современной социальности'

Коммуникативные трансформации образования ответ коммуникативной онтологии современной социальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
178
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хаткевич С. П.

Вызванные культурфилософским деконструвизмом XX в. принципиальные изменения в онтологии социальной реальности имеют методологический резонанс в различных социальных практиках, в том числе и в социальной практике образования. Деконструкция метафизического мышления и в философии, и, соответственно, в конкретных сферах социальности сказалась необходимостью их коммуникативной концептуализации. Именно потому современное образование приобрело коммуникативную онтологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative transformations of education is the answer to communicative ontology of modern sociality

Fundamental changes in ontology of social reality caused by cultural philosophic deconstruvism of XX c. have methodological resonance in various social practices including educational social practice. Deconstruction of metaphysical thought both in philosophy and in concrete spheres of sociality correspondingly resulted in necessity of their communicative conceptualization. Therefore, modern education gained communicative ontology.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные трансформации образования ответ коммуникативной онтологии современной социальности»

УДК 316.6

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ -ОТВЕТ КОММУНИКАТИВНОЙ ОНТОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ

С.П. Хаткевич

Томский государственный университет E-mail: [email protected]

Вызванные культурфилософским деконструвизмом XX в. принципиальные изменения в онтологии социальной реальности имеют методологический резонанс в различных социальных практиках, в том числе и в социальной практике образования. Деконструкция метафизического мышления и в философии, и, соответственно, в конкретных сферах социальности сказалась необходимостью их коммуникативной концептуализации. Именно потому современное образование приобрело коммуникативную онтологию.

Осмысление образования в современной философии базируется на постметафизических трансформациях, произошедших в исследованиях социальности в XX в., когда теоретическая мысль о социальном приобрела необходимость выстраивания концептуальных положений в рамках теории коммуникации. Придя на смену субстанциалист-скому видению социальной реальности, теория социальных коммуникаций явилась выражением деконструкции метафизического мышления в сфере социальности. Осуществившийся культурфилосо-фский деконструктивизм - деконструкция метафизики (Ж. Деррида [1. С. 102]) - затрагивал принципы философского стиля мышления, освобождающегося от власти какой-либо начальной субстанции и предлагающей полицентрический характер построения социальных онтологий. Философия как метафизика субстанциализировала исследовательскую мысль, направляя ее на поиски субстанции как предельного основания того или иного региона сущего - социального сущего в том числе. В качестве социальной субстанции в различные исторические периоды назывались по-разному увиденные первоначала. Но их значение всегда оставалось одним: они держали социальность, скрепляли её различные сферы, обусловливали однолинейные, строго детерминационные связи, чем обеспечивали логику стабильности, иерархичности и жесткости социальных онтологий. Так обнаруживала себя власть метафизики как мысли о социальном.

Деконструктивистские процессы в философии XX в. повлекли за собой принципиальные изменения в онтологических построениях. Осмысляя произошедшие философские трансформации, можно сделать вывод, что все они и в их положительной интенции, и в их издержках осуществляются в русле общих концептуальных изменений современной мысли, направленной на отказ от субстанциа-лизма как онтологического принципа.

Социальность в постметафизической перспективе больше не видится как иерархично устроенная и зависимая от центральной базовой структуры система. Она распалась на отдельные фрагменты, подверглась процессу differance (Ж. Деррида [1. С. 17-23]), её больше не связывают ни Декартово cogito, ни трансцендентальный субъект И. Канта, ни Абсолютная идея Г. Гегеля, ни производ-

ственные отношения К. Маркса. Ничто не обеспечивает общую стабильность. Общий процесс либерализации сказался на легитимации свободы ри-зомных социальных и культурных миров, которые находятся не в отношениях власти и подчинения, но в отношении свободного со-общения - полилога, коммуникации.

Метафизический субстанциализм есть изначальный принцип классических философских онтологий - социально-философских онтологий, в том числе, - необходимо несущий с собой власть базовой субстанции. Постметафизическое же мышление, полагая десубстанциалистское видение, создаёт возможность замены властных отношений и однолинейных связей, идущих от субстанции к периферии, отношениями толерантности и свободной коммуникации - возможность возникновения коммуникативных онтологий.

Итак, в исследовании социальности коммуникация предстаёт в качестве социальной онтологии. Имеется в виду не коммуникация каких-то определенных - тех или этих социальных отношений, а сама коммуникация, факт её наличия как связи, взаимодействия, фиксирования, самого отношения «между» как того, что отличает и отделяет одно событие от другого, дифференцирует и создает множественность отношений, предметов, вещей, процессов. Социальность оказалась способной «освободить производительную силу коммуникаций» [2. С. 84], базироваться на ней, отвергая некое единство основы.

Заступание постметафизического мышления о социальной реальности обернулось наступлением новой постиндустриальной эпохи с её главным онтологическим атрибутом - информационной коммуникативностью, - повлиявшим на социальность так, что она в информационных потоках и коммуникативной представленности потеряла устойчивость, движение «вымыло» базовое ядро - субстанцию, и она больше не стоит на какой-то предметности - вечной и абсолютной. Информация стала определяющей характеристикой общества. А это значит, что оно теперь не имеет времени остановиться и упорядочить себя в каком-то одном состоянии. Оно вверглось в информационное движение - в ежемгновенно меняющиеся, мелькающие, калейдоскопически, непредсказуемо исчезающие

и возрождающиеся как новые потоки. Оно «бежит», не имея современности, поскольку настоящее утрачивает основу, на которой можно стоять, и под влиянием информации, живущей только в движении, тут же превращается в будущее. Современность, свидетелями которой мы сегодня являемся, всегда оказывается в залоге «пост-». Она существует как постсовременность, как изнутри спровоцированная информацией на постоянное превращение в новую. Информация, став основным средством развития, заступив место, традиционно занимавшееся капиталом, обрекла общество на трансформацию как способ его бытия. Во всегдашнем беге в новое инновация заступила место традиции, исторически всегда служившей основным механизмом социальной устойчивости.

Информация, ставшая источником развития общества, - это знания в их новом характере, когда они из предметной материальности превратились в такие идеальные образования, как способность принимать решения, оперативность, «находчивость, осторожность и настойчивость в осуществлении цели» [3. С. 16]. В таком виде знание репрезентирует себя в индивидуальных способностях быстрого усвоения, запоминания, понимания и т. п. Знание как информация приобретает личностный характер, уходит от безличности науки и квалифицируется в содержательном плане быстротой мыслительных реакций, активностью работы сознания, интеллектуальными способностями, дающими возможность анализа конкретной ситуации.

Коммуникация как социальная онтология и де-субстанциализм как общефилософский принцип онтологических построений имеют методологический резонанс в исследовании различных социальных практик.

В поле нашего внимания - образование как социальная практика, - и проблема состоит в том, чтобы исследовать, как сказался современный философский деконструктивизм на онтологии образования. Какой характер приобрели современные образовательные онтологии?

Методологический резонанс деконструкции метафизики и приобретения социальностью в качестве онтологии коммуникации в образовании сказался распадом ранее находящейся в единстве, автономной и закрытой от общества, унифицированной системы. Сегодня образовательная общественность является свидетелем того, как ситуация «поли-» захватила и образование тоже. Здесь, как и в прочих социальных практиках, это сказывалось унифицированностью системы, стандартизиро-ванностью педагогических концепций и деятельности, моностратегической установкой в управленческой политике.

Как эмпирическая практика, так и теоретические разработки в сфере образования свидетельствуют о разрастании педагогических концепций, когда каждое отдельное образовательное учреждение получило возможность базировать собствен-

ную работу с учётом региональной, национальной, культурно-ориентированной, предметной специфики. Появились и появляются новые формы образовательных учреждений, инновационных практик, обучающих программ и учебников. Поли-субъектность, политехнологичность, поликонцептуальность, полиметодологичность и т. д. - всё это вошло в практику образования и как темы для научных исследований, и как эмпирия плюрализма предпочтений в выборе, открывшемся в образовательном пространстве. Плюрализм и полионтологичность сказались и на стратегиях развития образовательных учреждений, когда предлагаются различные траектории образования, вплоть до индивидуализированных, намечаются линии непрерывности образовательной деятельности, дополнительного образования, образования взрослых, по интересам и т. д., и т. п.

Образование, как и социальность в целом, утратило единую субстанцию и превратилось в десуб-станциализированное открытое образовательное пространство, где множество образовательных учреждений, концепций и стратегий свободно сосуществуют, и каждая из представленных структур, чтобы вызывать спрос и ему соответствовать, постоянно наращивает свой потенциал, развивает его, предлагает новые услуги, демаркируя рамки устоявшегося. Рамки становятся подвижны, процесс - динамичен, ибо спрос на образование, его отдельные, индивидуально выбранные виды возрастает. Разрастающаяся социальная инфраструктура делает невозможным автономное и закрытое существование образования. Оно становится открытым в общество, в будущее, не врастает в социальность как её отдельный регион, а срастается с обществом, поскольку каждая социальная структура в силу постиндустриальной информационной динамики может реализовывать себя только через постоянное приведение в соответствие профессионализма её обслуживающих специалистов с меняющимися запросами производства.

Методологический резонанс философского деконструктивизма в образовании сказался в том, что современная философия приобрела принципиально иные отношения с педагогикой как наукой, рационально оформляющей образование. Она предлагает свободу описания и переописания, осмысления и переосмысления ставшего плюральным образования. Философия видит образование в его новой онтологии, когда, как представленное коммуникациями, оно получило возможность вариативных и альтернативных путей развития и приобрело инновации в качестве их источника. В таком фокусе адекватным для образования состоянием оказывается движение. В новых связях, отношениях и способах существования образование, как и социальность в целом, изменяет собственную онтологию. Ею также оказалась коммуникация. Образовательный плюрализм работает как образовательные коммуникации. Развитие и существование образования теперь реализуется не через образова-

тельно-управленческий диктат субстанции, а через коммуникацию стратегий, практик, субъектов, концепций и т. п. Это означает исчезновение в образовании базовых универсальных структур как структур его сущностных и абсолютных.

Коммуникативная образовательная онтология представлена взаимодействиями, полипозицион-ными отношениями, постоянно формирующимися как новые и меняющимися связями, их переплетениями и сцеплениями. Реальность образования - движение отношений, коммуникации, которые не имеют ничего общего с единой субстанцией, но существуют как акцентация отношений самих по себе, тех «разрывов» и «между», что существуют в мгновения коммуникативных связей и воздействий. «Между» и есть реальность образования в его коммуникативной онтологии. «Между» как разрыв, внепредметная реальность, которая только и сохраняется в непрестанном движении и изменении образования, в его непрестанной интенции к будущему, в его открытости. Современное образование существует как постоянная возможность быть иным.

В чем прикладной смысл коммуникативно увиденного образования? Данный вопрос имеет легитимность лишь в случае, если не уходить от понимания того, что в качестве аутентичной сегодня может явиться только коммуникация как образовательная онтология. Такая онтология - ответ образования на заступившую постиндустриальную, постсовременную эпоху с её информационно-ком-муникативной спецификой. Поэтому всё, чем живет современное образование, в своем содержательном плане должно быть переосмыслено с данных позиций. Управление, содержание, стратегия, его теоретическая концептуализация - всё подвергается теоретическому обдумыванию-переосмы-слению и практической реализации в рамках теории коммуникации. Новый - коммуникативный -угол зрения на современное образование объясняет и новые формы его конституции. Так, принципы управления им обосновываются не как устойчивой, неподвижной и организованной извне системы, но как постоянно движущейся и стимулируе-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деррида Ж. Позиции: Пер. с франц. - Киев: Изд-во «Д. Л.»,

1996. - 192 с.

2. Хабермас Ю. Производительная сила коммуникации. Ю. Хабермас отвечает на вопросы Ханса-Петера Крюгера // Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. Московские лек-

мой к развитию собственными внутренними силами организации. Управлять современным образованием означает управлять его развитием. Такой поворот в управленческой деятельности меняет её характер в сторону приобретения черт гибкости, ситуативности, концептуальности, возможности и готовности корректировки целей, стратегий, концепций и т. д. В управлении образованием осуществляется воспроизводство не его прежних состояний, а воспроизводство его развития. Управление развитием означает управление коммуникациями.

Подобного рода рассуждения могут касаться и содержания образования. Оно также оказывается коммуникативным, теряя предметно-знаковый характер и обращаясь в сторону образования-формирования таких личностных черт, как способности человека, его грамотность, быстрота реакций, умение адаптироваться к ситуации, общаться, выстраивать отношения с партнёром и т. п. Коммуникативное образование заменяет ориентацию личностного развития как возведения к единому и всеобщему образцу, принятому в качестве нормы и идеала, на личностную толерантность, адаптивность, открытость другому и разному. Коммуникативное содержание образования вызывается и отвечает необходимости подготовки демократически настроенной личности. В этом русле следует рассматривать сегодня возникновение коммуникативной дидактики, ориентированной на новые формы и методы обучения и имеющей целью формирование комму-никативно-компетентной личности. Коммуникативная компетентность компенсирует единонапра-вленность к высокой цели и образцу классического образования, когда предлагает формирование «многоликого Я», которому свойственно наряду с развитым интеллектом умение общаться, адаптироваться, быстро осваивать новое знание - самоопределяться в ситуации динамичности общества, гетерогенности истины, релятивизма ценностей.

Коммуникативная онтология образования есть ответ на произошедшие в ХХ-ХХ1 вв. трансформации в стиле философствования и в социальной реальности.

ции и интервью. - М.: АО «KAMI». Издательский центр «ACADEMIA», 1995. - 245 с.

3. Маршалл А. Принципы политической экономии / Пер. с англ. В.И. Боткина и В.Т. Рысина. - М.: Прогресс, 1984. - Т. 3. - 350 с.

Поступила 31.03.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.