Научная статья на тему 'Коммуникативные стратегии политического ритуала'

Коммуникативные стратегии политического ритуала Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
252
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Башук Алла Ивановна

The basic communicative strategies (statehood, dedication, declaration of overall aims, official positioning, free references, responsibilities, etc.) in ritual political texts on an example of an inaugural speech of the President of Ukraine V. Yuschenko have been analyzed in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Strategy of Political Ritual

The basic communicative strategies (statehood, dedication, declaration of overall aims, official positioning, free references, responsibilities, etc.) in ritual political texts on an example of an inaugural speech of the President of Ukraine V. Yuschenko have been analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные стратегии политического ритуала»

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

А. И. Башук

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИТУАЛА

В современном политическом пространстве роль вербальной составляющей, участвующей в формировании картины мира общественности, существенно возросла. Виртуальное политическое пространство часто оказывается сильнее действительности, помогая осуществлять реальную политику. Ораторское мастерство, вербальные технологии, находясь у истоков системы политических коммуникаций, начиная с XVIII в., переживают кризис и забвение, и только со второй половины ХХ в., когда информация стала восприниматься как ресурс, производительная сила, а не пустые слова, противостоящие делу, начинается их возрождение и активное развитие в рамках политических паблик рилейшнз.

Особенно актуальны выступления лидеров в кризисные периоды, когда кроме слов власти нечего предложить своему народу. Так, в период великой депрессии Рузвельт начал общение с народом, выступая по радио. Он производил настолько сильное впечатление, что его «Разговоры у камина» (Fireside Chats) в 1930-е годы — «золотой век» радио — стали выдающимся явлением, дав толчок интенсивному развитию правительственных PR. Требование публичности, открытости власти приводит к тому, что современные политики, продолжая искать новые средства коммуникативного взаимодействия с публикой, которые позволяли бы им выходить один на один со своим народом, обращаются и к традиционным. Важно, что в указанной коммуникативной ситуации исчезает «фильтр» в виде журналистов, политологов, специалистов PR, являющихся посредниками между политиком и народом (см.: Почепцов, http://www.telekritika.kiev.ua/comments/ ?id=1153).

К традиции радиообращений вернулся и украинский президент В. Ющенко; первое радиообращение прозвучало 5 ноября 2005 г. и посвящалось вопросам вступления Украины в ВТО. Исторические параллели очевидны, но отметим, что структурированный дискурс позволяет власти опережать события и направлять их развитие в нужное русло, тогда произнесенные слова становятся реальными делами. В своем инаугурационном выступлении В. Ющенко задекларировал, как он сам определил, «амбициозные задачи». Инаугурация 23 января 2005 г., безусловно, является знаковым событием в политической жизни Украины: приход к власти оппозиции положил конец политической эпохе Леонида Кучмы. Впервые состоялась общественная инаугурация: после церемонии вступления в должность президента в стенах парламента Виктор Ющенко обратился с торжественной речью к украинскому народу на главной площади страны — Майдане Незалежности.

Несмотря на субъективный характер восприятия явлений и ситуаций действительности, вслед за ван Дейком предположим о наличии неких общих текстуальных и кон-

© А. И. Башук, 2006

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

текстуальных инструкций, значимых для данных коммуникантов информации. В работах авторитетного лингвиста они получили название стратегий (Ван Дейк, 1989, с. 272274).

Цель предложенной статьи — выявить с помощью стратегического подхода при обработке дискурса коммуникативные стратегии в ритуальных политических текстах. Актуальным видится обращение к инаугурационной речи В. Ющенко на Майдане Неза-лежности (23 января 2005 г.), а для выявления специфики и отличительных черт коммуникативных стратегий политического ритуала автор обращается к торжественному выступлению Президента Украины по случаю Дня Независимости (24 августа 2005 г.) и инаугурационным речам украинских, российских, американских лидеров.

В первую очередь кратко охарактеризуем контекстуальные стратегии, апеллирующие к социополитическому контексту речи. Подчеркнем, что наиболее известна американская процедура инаугурации, которая проводилась свыше 50 раз и занимает существенное место в американской политической культуре, что позволило выработать определенные стратегии, жестко закрепленные за данным ритуалом. Именно американская традиция послужила примером для многих стран мира. Остановимся на украинском примере — это только четвертая инаугурационная церемония в независимом государстве, хотя в общем виде контекстуальные стратегии проявляются в данной процедуре независимо от национально-страновых различий.

1. Стратегия государственности определяет общий контекст данной коммуникативной ситуации, поэтому, чтобы ее интерпретировать, достаточно ограничить поиск информации концептом Украина, которому будут подчинены все речевые стратегии. Еще до начала выступления любой слушающий имеет представление о том, что президент будет говорить о стране, ее гражданах, их проблемах, как общих (внутренняя и внешняя политика, национальная стратегия развития), так и частных (например, свобода слова, примирение политических оппонентов, ветеранов и т. д.), путях решения всех проблем и утверждать стратегию надежды «все будет хорошо». В этом и суть ритуальных политических текстов, которые призваны перманентно цементировать государственность, являясь символическим напоминанием о принадлежности к единой нации.

2. Стратегия посвящения заключается в том, что торжественные выступления подобного рода носят ритуальный характер, являясь политическими перформативами проявления власти. Смысл таких речей в факте их произнесения, т.е. сами по себе они выступают политическим действием (см.: Шейгал, 2004, с. 247). При этом в инаугураци-онной присяге активизируется функция обряда инициации — перехода в качественно иное состояние: только после ритуала президент законно вступает в должность. Значение и важность президентской присяги продемонстрировала клятва В. Ющенко на Библии в стенах Верховной Рады 23 ноября — накануне официального объявления окончательных результатов выборов (24 ноября в 18.30), когда в стране происходили массовые протесты, вызванные нарушениями и фальсификациями в период второго тура голосования. Украинский парламент не обладал легитимными механизмами объявления недоверия ЦИКу, а политические решения, как правило, имеют мало шансов изменить

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

реальную ситуацию. Поэтому провозглашение присяги президента стало первым решительным шагом главы оппозиции после выборов и, несмотря на неоднозначную оценку как со стороны политиков, специалистов, так и общества, послужило мощным психологическим фактором, побуждающим людей стать на защиту «народного президента». И хотя спикер закрыл заседание, отключили телетрансляцию, слова лидера оппозиции: «Принимаю присягу Президента», услышали все, а уже через 20 минут В. Ющенко был на Майдане и почти 500 тыс. человек он объяснил, почему принял такое решение. Олег Рыбачук, его близкий соратник, экс-министр по евроинтеграции, не ошибся в своих прогнозах: «После того что сделал Ющенко, поддержка его возрастет на несколько порядков. И по всей Украине ширится движение в поддержку законного президента Украины» (курсив наш. — А. Б.) (Корреспондент, 2004, с. 34). Этот яркий пример в очередной раз подчеркивает важность политического ритуала.

3. Стратегия декларации общих целей проявляется в коммуникативном взаимодействии участников ситуации. Так, обретение независимости — это всегда общая победа, а инаугурация — это всегда взаимное соглашение. Народ является таким же полноправным участником коммуникативного действия, как и президент. Без присутствия второй стороны акт введения президента в должность состояться не может: это общие обязательства и общая клятва на верность принципам и идеалам государства, что ярко продемонстрировали последние президентские выборы. Знаковым является перенос церемонии на Майдан Незалежности: впервые в истории Украины состоялась общественная инаугурация. В 1991 г. (Леонид Кравчук) и 1994 г. (Леонид Кучма) процедура проходила в стенах Верховной Рады, однако в 1999 г. (второй срок Л. Кучмы) церемония состоялась во дворце «Украина», в связи с чем был подписан специальный указ. Сам факт выступления В. Ющенко на Майдане призван подчеркнуть единство власти и народа, общность национальных устремлений, что и прозвучало из уст Президента в день официальной церемонии в ВР: «Нам вместе работать с народом и ради народа... Я хочу перед своим народом продолжить присягу... Я вас зову всех: пойдемте к общине, она нас ждет, и будем вместе!» (Ющенко, http://www.polit.ru/dossie/2005/01/24/ yusch.htm).

4. Стратегия официального дискурса. Подобные обращения имеют определенные нормы и принципы функционирования, которые во многих политических культурах сложились уже давно. Они принадлежат к эпидейктической риторике, которая, согласно Аристотелю, является хвалебной речью по торжественному случаю, относится к настоящему времени, использует возвышенный стиль, прибегая к усилению и преувеличению (Аристотель, 1978, с. 15-69).

Необходимо учитывать, что рассматриваемый коммуникативный контекст характеризуется прогнозируемостью, заданным тематическим репертуаром, при этом фокусирует особую разновидность настоящего времени, которую исследователи называют «вневременностью» (Шейгал, 2004, с. 255). Вневременность определяется непреходящим характером нации («Над нами всегда будет сиять национальный желтый флаг, над нами миллионами голосов всегда будет звучать гимн Украины»); дает ощущение

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

вечности, но вместе с тем и безостановочности хода истории, неразрывности времен («От них [предков] мы унаследовали духовную силу и особую украинскую идентичность, рожденную в славе, трудах и терпении многих поколений») (Ющенко, http://prezident.gov.ua/ru/news/data/11_2406.html); возвышает над повседневностью, отсюда и особые требования к политическому языку — употребление таких риторических приемов, как метафора, гипербола, сравнения.

Риторическими стратегиями изобилует речь В. Ющенко ко Дню Независимости, в чем усматривают ориентацию его спичрайтеров на речи американских президентов: «Государственность дозрела на конец года, как яблоко в Довженковом саду»; «Украина предстала перед миром нацией, которая имеет уникальное призвание»; «... многие наши соседи смотрят на нас, воспринимают Украину, как регионального лидера»; «Мы не просто видим свое будущее в Объединенной Европе. Успех Украины способен открыть новые горизонты для всего нашего континента. Верю, что уже скоро без Украины нельзя будет представить ни нового лица Европы, ни ее границ, ни роли в сегодняшнем мире». Особенно знаковыми фигурами являются Кеннеди, Рейган и Клинтон. Но если для Америки подобный пафос звучит целесообразно в силу того, что они доминируют в мировой политике, а из-за отсутствия значительных культурных достояний серьезное внимание уделяют ежедневному самовыражению (отсюда и поп-арт), то для украинской ситуации излишний пафос не оправдан (см.: Биденко, http://pravda.com.Ua/ru/news/2005/8/28/31946.htm).

Президент, обращаясь с торжественной речью к народу, выступает в статусной роли, а не как личность, ораторским мастерством демонстрируя готовность и способность быть лидером великой страны, успешно вести ее в «светлое» будущее, понимая и принимая бремя своей ответственности.

5. Стратегия свободной референции конкретизирует темы, еще не детализированные предшествующими стратегиями, ограничивая их возможный репертуар. Так, в инаугурационной речи президент провозглашает политические принципы, которыми будет руководствоваться новое правительство, обращается к истории как источнику традиционных ценностей («Наш выбор подготовлен всей нашей историей»). Но несвободное историческое прошлое отрицается, противопоставляется настоящему и «дороге будущего» («мы сняли с плеч бремя прошлого»). Репертуар исторических тем максимально представлен в президентском выступлении по поводу Дня Независимости: Русь -Украина (Владимир Великий) - казачество (Пилип Орлик) - общественно-культурные деятели (Шевченко, Франко, Грушевский, Стус, Хвылевой) - мировые войны, голодомор -независимость.

Следует подчеркнуть, что в силу особенностей своего психотипа Ющенко стремится в каждом тексте видеть набор стандартных ценностей: религия, история, единство, мораль. Эти ценности, в зависимости от обстоятельств и темы разговора, обосновываются по-разному, но они есть почти всегда. Спичрайтеры учитывают эти особенности, поэтому даже писаные тексты содержат стандартную схему речи (см.: Биденко, http://pravda.com.Ua/ru/news/2005/8/28/3l946.htm). Однако Ющенко является самостоя-

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

тельным политиком. Это подчеркивает один из его бывших политтехнологов Денис Бо-гуш, утверждая, что президент мало кого слушает, «у него очень своеобразный взгляд на жизнь» и «практически никто не может изменить его картину мира» (Титиш, Бщенко, http://upckp.km.ua/modules.php?name=News&file=view&news_id=2з3). Этим не в последнюю очередь объясняется его лидерский потенциал, хотя — отметим — отсюда и ошибки. Украинский президент часто говорит экспромтами и подолгу, требуя для своих выступлений не готового текста, но аналитических материалов в соответствии с приблизительной схемой: основные темы, основные ценности, примеры из жизни (кейсы) и статистика-цифры-суждения. Поэтому обращает на себя внимание тот факт, что президент зачитывал текст не только инаугурационной речи, которая обладает достаточно высокой степенью формализации, но и поздравления по поводу Дня Независимости. Теплые, душевные слова «от себя» не были произнесены, а формальное выступление мало заинтересовало слушателей, что даже привело к появлению статьи А. Биденко в российском Интернет-издании Vlasti.net под названием «Ющенко превращается в закодированного Брежнева» (первоначальный украинский вариант «О президенте Ющенко и его спичрайтерах») (см.: Биденко, http://pravda.com.ua/ru/news/2005/8/28/31946.htm). Активизируется в данном выступлении и семантико-психологическая стратегия признания проблем: «Во власти изменилось много лиц, но лицо власти изменилось мало»; «Медленно еще отступает коррупция. Часто старая система перемалывает новые кадры быстрее, чем они изменяют ее».

Вскоре стало очевидно, что речь ко Дню Независимости — несвойственная манера подачи, соответствующие сигналы команде — в значительной мере отразила правительственный кризис, который обнажился еще в свете конфликта на бензиновом рынке и разрешился изменением структуры власти. Уже 8 сентября стало известно об отставке кабинета министров во главе с премьер-министром Ю. Тимошенко, отставках главы СНБО П. Порошенко и Первого помощника А. Третякова — основных участников конфликта; ликвидирован пост Госсекретаря, который занимал А. Зинченко, Кабинет Президента и должность Первого помощника; разделены функции кабинета министров и Секретариата Президента; изменена роль СНБО — теперь это не властный, а консультативный орган.

Остановимся на семантико-психологических стратегиях, которые определяются при анализе значений слов, фраз, предложений текстов и отражают влияние на формирование убеждений, взглядов, ценностей, идей и установок аудитории. Основные стратегии, представленные в инаугурационных выступлениях, — стратегия единства, стратегия декларации новых политических принципов, стратегия ответственности, стратегия «светлого» будущего. Они входят в поле так называемой «безопасной» риторики, т. е. утверждают то, что уже известно аудитории, и не содержат полемических высказываний (Шейгал, 2004, с. 247). Такие стратегии принимаются безоговорочно, базируются на повторах, имеют четкую структуру. Например, в речи В. Ющенко рефреном звучат предложения: «Мы станем...» и «Мы будем...», дальше по тексту: «иметь моральную власть», «зажиточной нацией», «солидарной нацией», «честной

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

нацией», «нациями самоуправляющихся общин». В речи В. Путина (2004 г.): «Вместе мы..», «Это мы сами..», «Это мы вместе...», дальше по тексту: «сумели очень многое», «добились высоких темпов развития нашей экономики», «остановили агрессию международного терроризма» (Путин, http://www.kremlin.ru/print/69285.shtml). Данные семантические конструкции выделяют стратегию единства, а также являются маркерами завершения микротем, которые в речи украинского президента восходят к стратегии декларации новых политических принципов, у российского — констатируют достижения четырехлетнего правления. В заключительном рефрене В. Ющенко «Мы станем первыми и мы станем лучшими!» с помощью повтора акцентируется стратегия уверенности в лучшем будущем. Более подробно рассмотрим несколько стратегий.

1. Стратегия единства является доминирующей в рассматриваемых ритуальных текстах. Она проявляется в первую очередь эксплицитно: с помощью местоимений мы, наш, которые реализуются в сегменте определенности, обозначая конкретный народ. Часто встречаются в обращении В. Ющенко сочетания местоимений мы с вами, все мы, усиливающие интегративную функцию; смысл всеобщности, всеохватности реализуется конструкцией всех и каждого. Подчеркнем, что в обращении В. Путина 2000 г. данная стратегия представлена более слабо по сравнению с 2004 г., когда расставляются акценты на совместных достижениях.

Как уже отмечалось, исторические достижения, такие как обретение независимости, победа в войнах, изменение власти, которое знаменуется приходом нового президента, - это всегда общие достижения: «Это мы с вами творили ее, нашу независимость, нашу свободную Украину» (из речи ко Дню Независимости); «Я стал президентом волей народа. Мы с вами его сыны и дочери». Президентская риторика характеризуется речевыми стратегиями, которые подчеркивают неотделимость главы государства от всего украинского народа, он наравне с каждым из нас является его частью, что представлено в последнем примере. И еще: «Моя победа — это победа всего украинского народа и каждого гражданина в частности».

Стратегия единства реализуется не только в горизонтальной плоскости, охватывая современный срез истории, но и в вертикальной, апеллируя к исторической проекции: даже если это события далекого прошлого, через тему преемственности поколений им сопричастны и современники. «В самые тяжелые времена наши отцы и деды не отреклись от нее» (Украины. — А. Б.). Более того, выдающиеся события современности, участником которых в той или иной степени является каждый из нас, а их источником — «оранжевая революция», обретают статус исторических: «Мы начинаем новую страницу украинской истории. Она будет прекрасной! Она рассказывает о нашем единстве, нашем мужестве, готовности поддержать друг друга». Таким образом, активизируется смысл, что историю можно творить только сообща, объединив усилия всех представителей украинского народа.

Инаугурационная речь — это всегда общая клятва на верность принципам и идеалам государства, что активизируется в повторяющихся синтаксических конструкциях «Мы избрали.», дальше по тексту: благосостояние, справедливость, свободу, неза-

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2

висимость. Характерно для президентской риторики чередование Я/МЫ-глагольных конструкций, т. е. объединение в рамках одного предложения глаголов единственного и множественного числа первого лица: «Присягаю, мы изменим украинскую жизнь» и т. д. Обратим внимание, в речи В. Путина (2004 г.) чередуются глагольные конструкции МЫ (власть?)/ОНИ («люди в России»): «И мы будем делать все, чтобы каждый человек смог проявить свой талант и свои способности ... Чтобы люди в России могли получать хорошее образование, достойную социальную и медицинскую помощь. Чтобы они жили в достатке и могли завещать детям результаты своего собственного труда».

Стратегия единства утверждается через общие обязательства и общий труд, что характерно также для американской модели: «Работой и волей мы достигнем всего!»; «Мы создадим демократическую власть»; «Мы создадим новые рабочие места»; «Мы уничтожим систему коррупции в стране, выведем экономику из тени» и т. д.

Констатация единства приобретает особую важность в период политической конфронтации, социальной нестабильности. В речевых стратегиях это проявляется в отказе от утверждения победы определенной политической силы, в активизации консолидирующих политических символов и ценностей, в декларации общей высшей цели - процветания страны: «Моя победа — это победа всех. Каждый имеет право избирать путь Украины, каждый может избирать те цвета, которые ему близки ... наш общий выбор — цвета украинского флага, он объединяет нас всех, кто живет на Востоке, на Западе, на Севере и на Юге»; «Обращаюсь и к тем, кто голосовал за других кандидатов. Убежден, что вы голосовали за наше общее будущее, за наши общие цели, за лучшую жизнь, за процветающую и сильную Россию. У каждого из нас свой опыт, свои взгляды, но мы должны быть вместе, нам многое предстоит сделать сообща» (из выступления В. Путина 2000 г.). Неоднократно в контексте стратегии единства президент Украины обращается к трем проблемным вопросам — язык, вера, политика, которые в рамках избирательной кампании становятся основанием для разделения народа по данным критериям: «Теперешние выборы впервые не привели к очередному идеологическому расколу по Збручу, Днепру, Перекопу или каких-то других линиях, к непримиримому размежеванию разных регионов по политическим симпатиям»; «Украина, как мать, у нас одна, и нечего ее делить» (из инаугурационной речи Л. Кучмы, 1999 г.) (Кучма, http://www.brama.com/news/press/991130kuchmainaugural.html).

Единство рассматривается как залог успеха и процветания страны, что обусловливает коннотации с демократическими преобразованиями. Демократия — это каждодневное влияние общества на власть, которое осуществляется при условии объединения людей для решения конкретных задач, подчеркивает Президент. Поэтому «только в единстве и только в демократии мы решим наши национальные задачи».

В рамках стратегии единства смысловое поле местоимения мы расширяется, включая уже не только украинский народ - жителей Украины и диаспору, но и всю объединенную Европу: «Мы с Европой принадлежим к одной цивилизации, разделяем ее цен-

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

ности». Делается четкая заявка на евроинтеграционный курс Украины, который определяется как «национальная стратегия».

Абстрактная идея единения после ноябрьских событий 2004 г. обретает материальное воплощение в топонимическом символе, которым выступает Майдан Незалеж-ности. Он ассоциируется со свободой и консолидирует весь украинский народ: «Свобода, добытая здесь (на "славном Майдане". — А. Б.), не принадлежит какой-то одной политической силе. Миллионы людей ... защитили честь и права каждого человека в Донецке и во Львове, в Сумах и в Крыму» (из речи ко Дню Независимости). Для усиления эмоционального эффекта Президент обращается к риторическим стратегиям: «Сердце Украины билось на этом месте».

2. Стратегия декларации новых политических принципов заключается в провозглашении новоизбранным президентом принципов своего правления. Они носят довольно абстрактный характер, что передает, в частности, ключевое сообщение, акцентирующее «вечную» избирательную тему повышения уровня благосостояния граждан. Указанная тема актуальна для всех форм правления и для всех этапов развития любого общества. Обратим внимание, что в современном мире меняется соотношение приоритетов государство-человек. Если раньше на первом месте были интересы государства, при этом человек мог быть совсем незащищенным, то сейчас определяющим является человеческий фактор, что отчетливо выделяет в своем инаугурационном выступлении 1999 г. Л. Кучма. Корректирует цели четырехлетнего правления в 2004 г. и В. Путин: «Достичь ... принципиально лучшего качества жизни наших людей. Добиться реального, ощутимого роста их благосостояния». В речи 2000 г. доминирует концепт «Россия», соответственно общая цель — «чтобы наша Россия была свободной, процветающей, богатой, сильной, цивилизованной страной».

Напомним, что иерархия абстрактных, «вечных», ценностей в инаугурационном обращении В. Ющенко представлена следующим образом: благосостояние, справедливость, свобода, независимость. Их репрезентация имеет четкую структуру, о чем упоминалось выше, и актуализирует министратегию победителя: «Победителем стал каждый гражданин Украины Мы добились честных выборов и 26 декабря не разминулись со своей судьбой. Мы свободно избрали путь, по которому готовы идти вперед и вверх». В речи российского президента (2004 г.) доминирует министратегия борьбы, преодоления трудностей — «годы были ... нелегкими», «время серьезных испытаний», народ «боролся», «остановили агрессию» и т. д., — что связано, возможно, с переходом на второй срок президентских полномочий: значение путинского правления увеличивается на фоне катастрофичности ситуации. Министратегия преемственности власти определяет выступление российского президента в 2000 г., делается акцент на мирном, демократическом варианте перехода власти, что актуально после событий 1991, 1993 гг. Рефреном звучат слова Б. Ельцина: «Берегите Россию», которые обрамляют ритуал: ими первый президент России заканчивает свою речь на торжественной церемонии, вручает новоизбранному президенту В. Путину знак Президента Рос-

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2

сийской Федерации, В. Путин начинает свою речь, апеллируя к выступлению первого президента, повторяет ельциновские слова: «Берегите Россию».

Подчеркнем, что стратегия декларации новых политических принципов позволяет идентифицировать тип политического лидера в зависимости от поддержки предшествующей системы власти. Такой подход позволяет выделить лидеров монархического типа - политиков, которые пришли к власти на волне наследования и укрепления существующей до них системы, и лидеров харизматического типа, пытающихся произвести в обществе радикальные изменения, предлагающих самостоятельную политическую программу (см.: Шомова, 2003, с. 124). К первому типу принадлежит В. Путин, который вышел из тени, получив реальную власть, ко второму — В. Ющенко, политик, прошедший сложный и долгий путь от лидера оппозиции до главы государства. Коммуникативные стратегии харизматического лидера, с учетом проксемики, кинестетики, паралингвистики, отличает новизна — оригинальность, небанальность — и четкая структурированность этой оригинальности, что проявляется в наличии ярко выраженных вербальных (словарь, тематика) и невербальных знаков (мимика, жесты, поза), которые служат для социума опознавательными маркерами политика. Речь В. Ющенко, например, обычно сопровождается активной жестикуляцией. Известный украинский политолог Д. Выдрин отмечает: «Когда я слушаю нашего Президента, у меня такое ощущение, что он больше пытается сказать не словами, а руками». Именно они, по его мнению, отражают неотрежиссированные мысли президента, выдают в нем лидера, а не вожака (см.: Выдрин, 2005).

Следует выделить еще одну министратегию абстрактного характера, определяющую политические перформативы, — министратегию приобщения к демократическим ценностям. Агентство «Рейтер», например, визуально оформило демократический мессидж украинского президента, таким образом выделив его среди других: фото В. Ющенко, который после торжественной речи выпускает белого голубя с оранжевой лентой, сопровождает цитата «Мы создадим демократическую власть — честную и профессиональную».

Если обратиться к давней инаугурационной традиции США, следует подчеркнуть, что в иерархии национальных ценностей американцев лидирует свобода, апеллируя к топосу величия нации, при этом постоянно подчеркивается идея приверженности к традиционным ценностям (наиболее часто упоминаемые в речи американских президентов - freedom, woik, faith, discipline, comfort, security, sefety, prosperity) и необходимость их сохранения (см.: Выдрин, 2005 с. 251). В инаугурационной речи В. Ющенко также утверждается приоритет свободы, хотя понимается данный концепт иначе: исторически украинская свобода связана с независимостью, т. е. соотносится с волей (в традиционно-народном понимании — отсутствие зависимости от кого-либо, возможность располагать собою по собственному усмотрению). Первые слова торжественного выступления В. Ющенко после вступления-обращения: «Сегодня Украина свободная и независимая... Больше никто не посмеет указывать нам, как жить и кого избирать».

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

Последующая конкретизация общих политических принципов базируется на положениях предвыборной программы, видении политиком путей развития страны в ближайшем будущем. Эта часть является основной в речи американских и украинских президентов. Выступления российского коллеги более краткие — цели и задачи формулируются в самом общем виде. Л. Кучма, например, акцентирует внимание на узловых моментах социально-экономической программы действий своего правительства на 2000-2004 гг., В. Ющенко излагает положения предвыборной программы «Десять шагов навстречу людям».

Таким образом, вышеизложенный материал позволяет сделать некоторые выводы:

1. Роль политических коммуникаций в современном мире возрастает, соответственно увеличивается интерес к ритуальным политическим текстам, в частности к инау-гурационным выступлениям лидеров.

2. Стратегический подход при обработке политического дискурса апеллирует к двум основным типам коммуникативных стратегий — контекстуальным и семантико-психологическим.

3. Изучение коммуникативных стратегий инаугурационных речей дает возможность выделить следующие контекстуальные стратегии: государственности, посвящения, декларации общих целей, официального дискурса, свободной референции.

4. Ритуальный характер рассматриваемого политического текста определяет жесткий набор указанных контекстуальных стратегий, не зависящих от национально-страновых различий.

5. Основные семантико-психологические стратегии, выделенные нами при анализе инаугурационных выступлений украинских, российских, американских президентов, — стратегии единства, декларации новых политических принципов, ответственности, «светлого» будущего.

6. Семантико-психологические стратегии апеллируют в первую очередь к картине мира определенной аудитории, поэтому кроме министратегий общего характера — например, для постсоветских стран характерна министратегия приобщения к демократическим ценностям — отражают специфику темы дня.

Литература

Аристотель. Риторика. Кн. 1 // Античные риторики. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1978.

Биденко А. О президенте Ющенко и его спичрайтерах // Украинская правда: http://pravda.com.ua/ru/ news/2005/8/28/31946.htm

Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ.; Сост. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989.

ВыдринД. Эпоха Президента Ющенко? // Зеркало недели. 2005. № 21 (549). 4-10 июня.

Корреспондент. 2004. № 45 (134). 27 ноября.

Кучма Л. Инаугурационное выступление // http://www.brama.com/news/press/991130kuchmainaugural.html

Почепцов Г. Г. Владимир Путин: между Дедом Морозом и императором Николаем // http://www.telekritika.kiev.ua/ c;omments/?id=1153

Путин В. Инаугурационные выступления // http://www.kremlin.ru/print/69285.shtml

Титиш Г., Бденко А. Казка заюнчилась або Ющенко та м1ф про Ющенка // http://upckp.km.ua/ modules.php?name=News&file=view&news_id=233

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004.

Шомова С. А. Политические шахматы. Паблик Рилейшнз как интеллектуальная игра. М.: РИП-холдинг,

2003.

Ющенко В. Выступление ко Дню Независимости // http://prezident.gov.ua/ru/news/data/11_2406.html Ющенко В. Инаугурационное выступление // http://www.polit.ru/dossie/2005/01/24/yusch.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.