Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОСТЬ / EDUCATION / DIGITALIZATION / DIGITAL EDUCATIONAL ECOSYSTEM / COMMUNICATION STRATEGIES / HUMANITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Елена Юрьевна, Береговая Елена Борисовна, Стукалова Ольга Вадимовна, Жгенти Инга Вахтанговна

Проектирование современных образовательных процессов нуждается в поиске баланса между цифровой свободой и сохранением основной ценности образования - человека. Речь идет о создании цифровой образовательной экосистемы, в которой человекосообразность является основным принципом организации образовательных процессов. Пока педагогическое сообщество дискутировало, постепенно отрабатывая и внедряя разнообразные цифровые технологии в практику обучения, мировая пандемия COVID-19 трансформировала наш привычный мир. Работая как катализатор, пандемия ускорила все процессы, оставив образованию единственно возможный путь - быстрое принимать решения, действовать и рефлексировать. Цель статьи - обосновать и доказать эффективность коммуникативных стратегий как фактора развития цифровой образовательной экосистемы. Авторами обоснован ряд коммуникативных стратегий, раскрыто содержание и технологические пути реализации онлайн-обучения. Проверка эффективности проведена в рамках реализации курсов повышения квалификации для педагогов социальных учреждений в период пандемии. Анализ различных мнений слушателей и организаторов курсов позволяет с уверенностью говорить об адаптации обучающихся к цифровой реальности без существенных потерь социальной значимости обучения при внедрении коммуникативных стратегий педагогического взаимодействия. Стратегии, предлагаемые авторами, являются стабильными и технологичными, могут быть использованы в рамках онлайн обучения для всех ступеней образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левина Елена Юрьевна, Береговая Елена Борисовна, Стукалова Ольга Вадимовна, Жгенти Инга Вахтанговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE STRATEGIES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ECOSYSTEM

The design of modern educational processes requires a balance of digital freedom and the preservation of the education basic value - a person. We are talking about creating a digital educational ecosystem, where human conformity is the main principle of organizing educational processes. While the pedagogical community was debating, gradually working out and introducing various digital technologies into teaching practice, the global COVID 19 pandemic has transformed our familiar world. Working as a catalyst, it accelerated all processes, leaving education the only possible way - quick decision-making, action and reflection. The purpose of the article is to substantiate and prove the effectiveness of communication strategies as a factor in the development of a digital educational ecosystem. The authors substantiated a number of communication strategies, disclosed their content and technological ways of implementation in the framework of online education. Their effectiveness was tested as part of the advanced training courses for teachers of social institutions implementation during a pandemic. The study of the opinions of listeners and course organizers makes it possible to speak with confidence about the adaptation of students to digital reality without significant losses in the social significance of learning when introducing communicative strategies of pedagogical interaction. The strategies proposed by the authors are stable and technological; they can be used in the framework of online education for all levels of education.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ»

УДК 378

Елена Юрьевна Левина, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией, Лаборатория когнитивной педагогики и цифровизации образования, Институт педагогики, психологии исоциальных проблем (г. Казань).

E-mail: [email protected]

Елена Борисовна Береговая, кандидат педагогических наук, директор, член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив

и попечительства «Образ жизни» (г. Москва).

E-mail: [email protected]

Ольга Вадимовна Стукалова, доктор педагогических наук, доцент, советник директора, федеральный эксперт проекта «Социальная инклюзия» Министерства просвещения Российской Федерации, Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив

и попечительства«Образ жизни» (г. Москва).

E-mail: [email protected]

Инга Вахтанговна Жгенти, кандидат педагогических наук, эксперт Благотворительного фонда «Абсолют -помощь»,заместитель директора по благотворительным программам, Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив

и попечительства«Образ жизни» (г. Москва).

E-mail: [email protected].

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

Ключевые слова: образование, цифровизация, цифровая образовательная экосистема, коммуникативные стратегии, человекосообразность.

Аннотация: Проектирование современных образовательных процессов нуждается в поиске баланса между цифровой свободой и сохранением основной ценности образования - человека. Речь идет о создании цифровой образовательной экосистемы, в которой человекосообразность является основным принципом организации образовательных процессов. Пока педагогическое сообщество дискутировало, постепенно отрабатывая и внедряя разнообразные цифровые технологии в практику обучения, мировая пандемия COVID-19 трансформировала наш привычный мир. Работая как катализатор, пандемия ускорила все процессы, оставив образованию единственно возможный путь - быстрое принимать решения, действовать и рефлексировать.

Цель статьи - обосновать и доказать эффективность коммуникативных стратегий как фактора развития цифровой образовательной экосистемы. Авторами обоснован ряд коммуникативных стратегий, раскрыто содержание и технологические пути реализации онлайн-обучения. Проверка эффективности проведена в рамках реализации курсов повышения квалификации для педагогов социальных учреждений в период пандемии. Анализ различных мнений слушателей и организаторов курсов позволяет с уверенностью говорить об адаптации обучающихся к цифровой реальности без существенных потерь социальной значимости обучения при внедрении коммуникативных стратегий

педагогического взаимодействия. Стратегии, предлагаемые авторами, являются стабильными и технологичными, могут быть использованы в рамках онлайн обучения для всех ступеней образования.

Для цитирования Коммуникативные стратегии как фактор развития цифровой образовательной экосистемы / Е.Ю. Левина, Е.Б. Береговая, О.В. Стукалова, И.В. Жгенти// Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 3(88). - С. 123-132.

Elena Yu. Levina Dr. Sci. (Pedagogy), Head of the Laboratory, Laboratory of Cognitive Pedagogy and Digitalization of Education, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems (Kazan).

E-mail: [email protected]

Elena B. Beregovaya

Cand. Sc. (Pedagogy), Director, Member of the Council under the Government of the

Russian Federation on Guardianship in the Social Sphere, Charitable Foundation for the Promotion of Social and Cultural Initiatives

and Guardianship «Way of Life» (Moscow).

E-mail: [email protected]

Olga V. Stukalova Dr. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Advisor to the Director, Federal Expert of the «Social Inclusion» Project of the Ministry of Education of the Russian Federation Charitable Foundation for the Promotion of Social and Cultural Initiatives and Guardianship «Way of Life» (Moscow).

E-mail: [email protected]

Inga V. Zhgenti

Cand. Sc. (Pedagogy), Expert of the «Absolute-Help», Deputy Director for Charitable Programs, Charitable Foundation Charitable Foundation for the Promotion of Social and Cultural Initiatives and Guardianship «Way of Life» (Moscow).

E-mail: [email protected]

COMMUNICATIVE STRATEGIES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ECOSYSTEM

Keywords: education, digitalization, digital educational ecosystem, communication strategies, humanity.

Abstract: The design of modern educational processes requires a balance of digital freedom and the preservation of the education basic value - a person. We are talking about creating a digital educational ecosystem, where human conformity is the main principle of organizing educational processes. While the pedagogical community was debating, gradually working out and introducing various digital technologies into teaching practice, the global COVID 19 pandemic has transformed our familiar world. Working as a catalyst, it accelerated

all processes, leaving education the only possible way - quick decision-making, action and reflection.

The purpose of the article is to substantiate and prove the effectiveness of communication strategies as a factor in the development of a digital educational ecosystem. The authors substantiated a number of communication strategies, disclosed their content and technological ways of implementation in the framework of online education. Their effectiveness was tested as part of the advanced training courses for teachers of social institutions implementation during a pandemic. The study of the opinions of listeners and course organizers makes it possible to speak with confidence about the adaptation of students to digital reality without significant losses in the social significance of learning when introducing communicative strategies of pedagogical interaction. The strategies proposed by the authors are stable and technological; they can be used in the framework of online education for all levels of education.

For citing: Levina E.Yu., Beregova E.B., Stukalova O.V., Zhgenti I.V. (2020) Kommunikativnyye strategii kak faktor razvitiya tsifrovoy obrazovatelnoy ekosistemy [Communicative strategies as a factor in the development of the digital educational ecosystem] Pedagogical journal of Bashkortostan. - No. 3(88): 123-132.

DOI: 10/21510/1817-3992-2020-88-3-123-132

Введение. Мир меняется - эпоха цифровизации, обусловливая новые образовательные возможности, формирует новый «киберсоциум» для образовательных систем всех уровней [1]. Вопрос о сохранении человекосообразности при глобальной цифровизации образования остается в фокусе внимания всего научно-педагогического сообщества [2-5]. И это огромный вызов - как образованию стать частью цифрового мира, не потеряв человекоориентированность.

Ответы на эти вопросы лежат, на наш взгляд, в плоскости реализации когнитивной парадигмы образования, сущностные характеристики которой разработаны сотрудниками лаборатории Когнитивной педагогики и цифровизации образования Института педагогики, психологии и социальных проблем [6, 7]. Она базируется на обращении к способам, видам и технологиям переработки информации человеком - процессах восприятия и переработки знаний, их генерации как базиса развития Человека, сообщества людей и создания инновационных продуктов и технологий

Практическая реализация постулатов когнитивной педагогики привела нас к выводу о необходимости проектирования цифровой образовательной экосистемы со своими элементарными законами - прообраз виртуальной универсальной образовательной организации, воссоздающей цифровое образовательное пространство и цифровую образовательную среду. Под ней мы понимаем особую динамическую образовательную инфраструктуру, в которой, при объединении множества субъектов образовательных процессов и цифровых технологических возможностей, обеспечиваются условия для обучения и профессионально-личностного развития человека. В цифровой экосистеме человек не становится «заложником цифрового мира», а рассматривается как «целостный феномен, как социокультурный, так и биосоциальный» [8]. Экологичность в данном контексте означает ценностно-

устойчивые когнитивные основания образовательной деятельности в цифровом формате, базирующиеся на рациональном взаимодействии субъектов образования.

Закономерно эволюционирующая цифровизация образования совершила глобальный скачок во время пандемии Covid-2019. Технологический потенциал цифровизации, безусловно, сыграл важнейшую роль, расширив границы и возможности образовательного процесса, показав его потенциал во временной замене традиционного образовательного процесса «лицом к лицу». Преподаватели и все образовательные организации на пределе всех ресурсов были вынуждены поддерживать образовательные процессы, обеспечивая непрерывность обучения, однако с некоторой потерей качества. Иначе было и невозможно - научно-педагогические и научно-методические вопросы цифровизации еще в недостаточной мере обоснованы методологически, методически, дидактически и психологически. И сейчас у нас, педагогического сообщества, есть возможность осмыслить произошедшее, выявить новые возможности и «пробелы» уникального по времени, массовости и скорости внедрения педагогического эксперимента.

Материалы и методы исследования. Внешняя социальная ситуация пандемии осложнила и без того весьма специфическую работу социальных педагогов, работающих в учреждениях для детей с различными нарушениями развития [9, 10]. Их качественная работа предполагает не только освоение знаний и навыков в области развивающего ухода, физической реабилитации, преодолении нарушений привязанности, но и навыки использования разнообразных дидактических форм и технологий (гейм-обучение, арт-терапия, психотерапия, а также методик преодоления эффектов собственного профессионального выгорания. С этой целью в системе дополнительного образования существует многолетняя практика организации непрерывной психолого-педагогической поддержки социальных педагогов учреждений для детей с различными нарушениями развития - организуются курсы повышения квалификации [11, 12].

Эпидемиологическая ситуация в связи спандемией Covid-2019 потребовала изоляции сотрудников учреждений социальной сферы - доступ посторонних людей был строго ограничен в течение нескольких месяцев при значительном возрастании эмоциональных и физических нагрузок на сотрудников и подопечных. Опрос руководителей учреждений и самих сотрудников показал, что они находятся в подавленном, тревожном, агрессивном и депрессивном состоянии. Поэтому возникла необходимость в организации обучения сотрудников социальной сферы и разработана программа «Психологическая вакцинация», включающая два модуля: психологическая поддержка во время изоляции (модуль 1) и практика работы с детьми (подопечными учреждений социальной сферы) в условиях отсутствия привычной активности (модуль 2.). Особенностью ее реализации в онлайн формате помимо основных целей обучения стали поиск,

обоснование и отработка универсальных коммуникативных стратегий развивающейся цифровой образовательной экосистемы.

В исследовании использованы: методы педагогического проектирования и моделирования педагогических ситуаций; методы анкетирования, педагогической экспертизы, педагогического наблюдения, статистической обработки данных.

В исследовании приняли участие 84 человека: 64 сотрудника -педагоги социальных учреждений; 10 преподавателей, проводивших организационные мероприятия и занятия в рамках модульной программы; 6 руководителей социальных учреждений из разных регионов России; 4 эксперта (внешние и внутренние).

Результаты. Авторами были выделены и внедрены следующие коммуникативные стратегии дистанционного обучения, позволившие оптимизировать цифровое образовательное взаимодействие в условиях пандемии и приблизить его по педагогическому воздействию к очному формату

Стратегия 1: «посильность дистантного формата» направлена на снижение цифрового неравенства и адаптацию к уровню цифровой грамотности слушателей курсов. Предполагает использование бесплатных, широкодоступных и простых цифровых средств: электронная почта, социальные сети Instagram, Facebook, мессенджер WhatsApp, кроссплатформенный мессенджер Telegram, облачная платформа для проведения совместных онлайн-мероприятий ZOOM.

Стратегия 2: «создание профессионального сообщества единомышленников» через взаиморасширение профессиональных контактов слушателей курсов, решающих общие профессиональные задачи (временного рабочего коллектива), включает обмен опытом и адаптацию лучших педагогических приемов и практик путем использования цифровых коммуникаций.

Стратегия 3: «концентрация на личности» направлена на организацию психолого-педагогической поддержки и консультирование через индивидуальные контакты со слушателями в форме личных телефонных разговоров, ведения индивидуальных чатов.

Стратегия 4: «комплексность режимов обучения» обеспечивает оптимизацию режима обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки через использование асинхронного режима работы в дистанционной образовательной среде, что позволяет выбирать удобное для педагогического взаимодействия время обучения.

Стратегия 5: «мотивация к самообразованию» направлена на формирование личных смыслов непрерывного самообразования и постижения профессионального мастерства через методическую организацию самостоятельной работы, реализацию адаптивной системы заданий, задач и тестов для самообразования.

Стратегия 6: «амплификация» обеспечивает расширение возможностей снижения рисков профессионального выгорания посредством

формирования системы психологической поддержки и личного консультирования.

Пошаговый анализ результатов реализации инновационной программы «Психологическая вакцинация» в уникальных для педагогического процесса условиях, позволил получить «незапланированные» результаты и новые педагогические рекреационные ресурсы для их дальнейшей трансляции. Для обоснования эффективности представленных коммуникативных стратегий (как базисных для цифровой образовательной экосистемы) мы осуществили анализ количественных результатов реализации программы «Психологическая вакцинация», появившихся рисков и возможностей их преодоления. Данные для такого анализа были получены на основе отзывов педагогов социальных учреждений, прошедших обучение, отчетов о проведении занятий и аналитической деятельности авторов.

Были поставлены следующие вопросы исследования:

1. Снизил ли дистанционный формат обучения педагогов социальных учреждений уровень эмоционального восприятия содержания занятий?

2. Как занятия в онлайн-формате влияют на рост/снижение познавательных интересов педагогов социальных учреждений к проблематике обучения?

3. Как педагоги социальных учреждений и преподаватели курса оценивают потенциал дистанционного образования в сравнении, в частности,с очным обучением?

4. Возможно ли достижение качества дистанционногообучения при использовании выделенных авторами коммуникативных стратегий?

5. Перспективно ли применение полученных на онлайн-занятиях знаний и навыков в профессиональной деятельности педагогов, работающих с «особыми детьми» в закрытых учреждениях?

В результате авторами были получены следующие данные (Таблицы 1-4).

Таблица 1.

Оценка эмоциональной вовлеченности обучающихся в занятие (%)

Эмоциональная Это Скучный неэффективный Мне все

вовлеченность интересно формат равно

В начале занятий 75 5 20

После 3 занятий 92 2 6

После 6 занятий 96 2 2

Таблица 2.

Восприятие дистанционного образования по оценкам слушателей (%)

Восприятие дистанционного образования Это интересно Это не интересно Мне все равно

В начале занятий 67 11 12

После 3 занятий 84 7 9

После 6 занятий 96 2 2

Таблица 3.

Восприятие дистанционного образования по оценкам преподавателей курса (%)

Восприятие дистанционного образования Выбор, %

Интересный и перспективный формат 60

Желательно использовать в качестве дополнения к очному обучению 20

Нужно создатс отдельный в гедeоеурс 10

Н этого формата нет беoущего, но мы вынуждены его оснользоядть ввиду oбстоятельсвя 10

Таблица 4.

Перспектива применения полученных знаний и навыков слушателями программы

Будете ли вы применять полученные зедеоа и едвыко в работе? Выбор, %

Это важный опыт. Он получен в цужеое время. Я точно буду нромеевась эoаyeеешые знания в прдесгеcе . 72

Hцеаатгва были онтересеoIмо. Но тoлжнo нрoTсо время, чтобы точно можно бынло дать отв ет, что эно веaаьеo цажеoIе зцaеоа и е^авoeеси 8

Мы1 уecилось в тяжелой с отyавоо. (ЗеTчoс теyноя нoеIять, что будет дальше. Но точно -с время провели не зря. По крайней мере, отвлеклись от многих неприятныи мыслей. 10

Все бышо оетерсаевo. Наверное, пригодится. Но хочу yeоться дальше только в очном формате. 10

Проведенные обобщения позволили сформулировать следующие итоги исследования:

1. Рост эмоциональной вовлеченности педагогов социальных учреждений в процесс обучения, их готовность обсуждать проблемы, затронутые на занятии, а также открытость к оь^:[сказывани10 своей поддержки предлагаемой в программе проблематике. Несмотря на то, что даже на шестом занятии оставались несколько человек, отказавшихся расорыть свое восприятие занятия, сославшись на занятость, нечеткость ощу щения и т.д., в целом по этому критерию мы наблюдаем яркую позитивную динамику. Это, в соою очт^^ свидетелсствует о том, что освоенные oнания и навыки являются личностно значимыми и осознаются через положительные эмоцки подъема и воодуше^ен^;

2. Рост одуереса к обучению в процессе занятий в дистанционной форме. В устных опросах респкнденсы (педасови социальных очреждений) отметили униженио сревoжности относительно собственных цифровых возможностей, достаточно быструю адаптацию к дистянциoнному формату обучения, cодсржательную продуативность заданий, преодолсние профессиональный зотруднений при решедии и обсуждении поттавленнoса зндач;

3. Преимущественно положительное мнение педагогов-организаторов курса «Педагогическая ванцинация» о получинном опыле организации дистанционного обучения в условиях дефицита времени и новизны! постаеленнoIх задач. Несмотря на сложности, организационно-

педагогический опыт позволил продуктивно реализовать программу для педагогов социальных учреждений в период пандемии. Использованные приемы (часто - впервые) позволили обобщить продуктивные коммуникативные стратегии дистанционного обучения, а также сформировать собственные педагогические техники для дистанционного формата обучения. Многие из опрошенных считали бы идеальным совмещение очного и дистанционного формата обучения для решения педагогических задач дополнительного образования;

4. Высокая оценка организованной психолого-педагогической поддержки профессионального сообщества в период пандемии. Педагоги социальных учреждений настроены использовать применяемые в обучении коммуникационные стратегии в собственной профессиональной деятельности.

5. Получение навыков в цифровой сфере, снижение страха перед цифровой реальностью. Во многом это связано с появлением новых контактов педагогов социальных учреждений в результате общения в чатах, а также с возникновением интереса к проблемам профилактики профессионального выгорания и личностного самосовершенствования с помощью различных современных практик. Благодаря этому сложный период карантина стал, скорее, этапом освоения новых важных навыков и профессионального роста.

Полученные нами результаты позволяют: а) осуществить постоянное включение дистанционных занятий и консультаций в программу обучения педагогов социальных учреждений; б) обосновать базовые коммуникативные стратегии для реализации задач формирования цифровой образовательной экосистемы.

Выводы. Мы пытались соблюсти «экологичность» интуитивно созданной нами цифровой среды ввиду высокой временной интенсивности при решении поставленной задачи повышения квалификации педагогов социальных учреждений в период пандемии. То есть создать условия реализации педагогических процессов, чтобы максимально положительно воздействовать на личностно-профессиональные характеристики педагогов социальных учреждений, помочь им преодолеть сложный профессиональный период, снизив риски профессионального выгорания в период пандемии. Основным камнем преткновения, безусловно, стали педагогические коммуникации. Даже в традиционном режиме обучения, подготовка педагогов социальных учреждений достаточно сложна, а в рассматриваемый период сложность только приумножилась ввиду более высокой склонности к профессиональному выгоранию, тревожности, необходимости изоляции по месту работы и так далее.

Авторами в ходе исследования были обобщены и внедрены в педагогическую практику коммуникативные стратегии («концентрация на личности»; «посильность дистантного формата»; «создание профессионального сообщества единомышленников»; «комплексность режимов обучения»; «мотивация к самообразованию»; «амплификация»), позволяющие оптимизировать дистанционное образование педагогов

социальных учреждений в условиях пандемии. Реализация их доказала свою эффективность, поэтому мы можем рекомендовать их в качестве базовых при обучении в цифровой среде всех возрастных групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанные коммуникативные стратегии дистанционного образования в полной мере являются рекреационными ресурсами цифровизации с высокой гуманистической значимостью. Обеспечивая стабильное функционирование образования в критических условиях, они подчеркивают педагогический потенциал цифровой среды и вносят значимый вклад в формирующуюся цифровую образовательную экосистему.

Статья выполнена по государственному заданию № 0N59-2019-0013 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации» и мероприятий Договора о партнерстве, сотрудничестве и совместной деятельности БФ «Образ жизни» (г. Москва) и Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» (г. Казань).

1. Вербицкий, А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы/ А.А. Вербицкий // Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал. - 2019. -№ 1(6). -URL: http://journal.homocyberus.ru/ УегЬ^к1у_АЛ_1_2019(дата обращения: 12.07.2020).

2. Левина, Е.Ю. Цифровизация условие или эпоха развития системы высшего образования / А.А. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2019. - №5 (136). - С. 8-13.

3. Ефимов, В.С. Цифровизация в системе приоритетов развития российских вузов: экспертный взгляд / В.С. Ефимов, А.В. Лаптева // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - Т.22, №4. -С.52-67.

4. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся / О.Н. Томюк, М.А. Дьячкова, Н.Б. Кириллова, А.Ю. Дудчик // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 6 (42). -С. 422-434.

5. Barak, M. Are digital natives open to change? Examining flexible thinking and resistance to change / M. Barak // Computers & Education. -2018. - № 121. - С. 115-123.

6. Левина, Е.Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы / Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3 (140). - С.8-18.

7. Когнитивная педагогика: учебно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленникова, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 228 с.

8. Петрова, Е.В. Экология когнитивно-образовательного пространства цифровой эпохи / Е.В. Петрова // Развитие образования. - 2019. - №3 (5). - С. 28-32.

9. Лазарев, М.А. Профессиональное развитие педагогов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: современный подход / М. А. Лазарев, Е. Б. Береговая // Альма-матер (Вестник Высшей школы). - 2019. - № 1. - С. 55-59.

10. Карпова, И.Н. Деятельность социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в образовательном учреждении / И. Н. Карпова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - №1(33). - С. 44-48.

11. Стукалова, О.В. Оценка качества дополнительного профессионального образования работников сотрудников учреждений социальной сферы: современные подходы / О.В. Стукалова // Гуманитарное пространство. - 2019. - №3 (8). - С. 376-386.

12. Волобуева, С.О. Повышение квалификации в развитии профессиональной компетентности работников социальной сферы / С.О. Волобуева // Мир науки, культуры, образования. -2020. - №2. - С. 174-176.

References

1. Verbitsky A. (2019) Tsifrovoyeobucheniye: problemy, riskiiperspektivy [Digitaleducation: problems, risksandprospects] Homo Cyberus:electronicscientificjournal "". -No. 1 (6). -Available from: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_1_2019 (accessed: 12.07.2020). (In Russ)

2. Levina E. Yu.(2019)Tsifrovizatsiya usloviye ili epokha razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya [Digitalization is a condition or era of development of the higher education system]Kazan pedagogical journal. - No. 5 (136): 8-13.(In Russ)

3. Efimov V.S., Lapteva A.V.(2018)Tsifrovizatsiya v sisteme prioritetov razvitiya rossiyskikh vuzov: ekspertnyy vzglyad [Digitalization in the system of priorities for the development of Russian Universities: an expert view]University Management: Practice and Analysis. - V.22, No. 4:52-67.(In Russ)

4. Tomyuk ON, Dyachkova MA, Kirillova NB, Dudchik A. Yu.(2019)Tsifrovizatsiya obrazovatel'noy sredy kak faktor lichnostnogo i professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya [Digitalization of the educational environment as a factor of personal and professional self-determination of studentsProspects for Science and Education. - No. 6 (42): 422-434. (In Russ)

5. Barak M. (2018) Are digital natives open to change? Examining flexible thinking and resistance to change Computers & Education. - No. 121: 115-123. (In Eng)

6. Levina E.Yu., Mukhametzyanova L.Yu. (2020) Razvitiye Cheloveka znaniya v rakurse kognitivnoy paradigmy [Development of the Human:knowledge in the perspective of the cognitive paradigm]Kazan Pedagogical Journal. - No. 3 (140): 8-18.(In Russ)

7.Gilmeeva A.R. [and others] ShibankKognitivnaya pedagogika: uchebno-metodicheskoye posobiye [Cognitive pedagogy: teaching guideline]. - Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2020.- 228 p.(In Russ)

8. Petrova E.V. (2019)Ekologiya kognitivno-obrazovatel'nogo prostranstva tsifrovoy [Ecology of the cognitive and educational space of the digital age]Development of education. -No. 3 (5): 28-32.(In Russ)

9. Lazarev M.A., Beregovaya E.B.(2019)Professional'noye razvitiye pedagogov, rabotayushchikh s det'mi, nakhodyashchimisya v trudnoy zhiznennoy situatsii: sovremennyy podkhod [Professional development of teachers working with children in difficult life situations: a modern approach]Alma Mater (Bulletin of the Higher School). - No. 1: 55-59.(In Russ)

10. Karpova /.N.(2013)Deyatel'nost' sotsial'nogo pedagoga s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami v obrazovatel'nom uchrezhdenii [A social teacher working with children with disabilities in an educational institution] / Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application. -No.1 (33): 44-48. (In Russ)

11. Stukalova O. V.(2019)0tsenka kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rabotnikov sotrudnikov uchrezhdeniy sotsial'noy sfery: sovremennyye podkhody [Assessment of the quality of additional professional education for employees of social institutions: modern approaches]Humanitarian space. - No. 3 (8): 376-386.(In Russ)

12. Volobueva, S.O. (2020) Povysheniye kvalifikatsii v razvitii professional'noy kompetentnosti rabotnikov sotsial'noy sfery [Professional development in the development of professional competence of social workers] World of Science, Culture, Education. - No. 2: 174-176.(InRuss)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.