Из жизни вуза
115
Н. ЛУКЬЯНОВА, доцент Н. ГАЛЬЦОВА, доцент
Коммуникативные практики: конструирование и управление
Коммуникативные умения в деловом мире становятся ключевыми качествами. Еще в 70-е гг. прошлого века Элвин Тоф-флер писал о том, что специалист должен уметь общаться в профессиональной среде. Традиционная концепция общения главное внимание уделяла форме сообщения и способу его передачи. В отличие от неё инновационное образование оперирует многообразием используемых способов восприятия информации, подходов к её усвоению и трансляции. При этом основной акцент делается на желаемом результате, целях общения и способах их достижения. Сегодня высоко ценится способность говорить, убеждать, слушать, а также работать с разного рода информацией, проводить переговоры, координировать свои действия с действиями партнеров, работать в команде и т.д. Поэтому коммуникативная составляющая вузовского и послевузовского образования становится важным средством формирования профессионализма и, если смотреть шире, способом преобразования социальной реальности.
Сегодня существует огромное многообразие коммуникативныхкурсов, введенных в образовательный стандарт разных специальностей. В рамках их требований мы видим и свою задачу. Внедрение коммуникативных практик в российскую систему образования должно быть основано на определенных методологических принципах. Иными словами, в подготовке специалистов любого уровня должна быть представлена та коммуникативная компонента, которая соответствует определенной образовательной структуре.
В номере 11 за 2006 г. журнала «Высшее образование в России » была предложена методология включения коммуникативной компоненты в структуры элитного
образования. Мы связали решение этой методологической задачи с исследованием коммуникативного пространства как феномена социокультурной реальности с позиции информационно-синергетического подхода. Основным положением нашего исследования стало утверждение, что все многообразие практик коммуникативного моделирования можно свести к четырем базовым линиям, которые работают в своем знаковом канале трансляции. «Линия Лассуэлла» работает преимущественно в прагматическом канале, «Линия Шеннона - Уивера» - в синтактическом, «линия Ньюкомба» - в семантическом канале, а модели семиотического плана - одновременно во всех каналах трансляции [1]. Именно знаковая «специализация» коммуникаций и определяет последовательность этапов включения коммуникативных курсов в систему вузовского и послевузовского образования.
Инновационность образовательного процесса ТГПУ связанас поэтапным «вклю-
116
Высшее образование в России • № 8, 2007
чением » в него коммуникативных практик. На первых курсах реализуются такие коммуникативные модели, которые нацелены на прагматику коммуникаций. Это связано с тем, что особенностью начального этапа обучения в вузе является неопределенность карьерных ожиданий и ориентация на личный контакт с преподавателем. Прагматика коммуникативных практик позволяет получить знания о том, «как надо » учиться в вузе: человеку необходимо сначала узнать и усвоить нормы поведения в социуме, чтобы затем в своей деятельности следовать этим правилам. В таком контексте речь идёт о «догматическом» уровне образования, что не является отрицательным фактором, так как «репрессивная» образовательная среда выступает как необходимый этап развития личности [2], в нашем случае - определенным продолжением школьной системы. Поэтому студентам первых курсов разъясняют правила обучения, вводят в учебный процесс занятия по коммуникативным технологиям с целью выработки вокабуляра и навыков корпоративного общения. Студенты обучаются ораторскому искусству и умению выступать в больших разноплановых аудиториях.
На третьем и четвертом году обучения происходит начальная профессиональная ориентация студентов. Формируется карьерная образовательная среда, устанавливающая взаимосвязь между желаемым будущим и сегодняшней необходимостью получения образования. На этом этапе вводятся коммуникативные курсы, опирающиеся на синтактический канал трансляции. Коммуникативные навыки, полученные на первых этапах обучения, позволяют расширить сферу профессионального общения. Коммуникативные практики этого этапа обучения должны быть ориентированы на установление последовательности нормативов поведения при выборе будущей сферы профессиональной деятельности. Курсы, построенные на базе подобных моделей коммуникации, способствуют развитию навыков составления резюме, аннотации выступле-
ния, умений логичного выстраивания аргументов на фоне эмоциональности и выразительности речи и т.д. Таким образом, коммуникативные навыки позволяют «связать» процесс получения знаний с условиями будущей профессиональной деятельности. В коммуникативных курсах студенты получают сведения о межкультурной коммуникации (в том числе в процессе освоения иностранных языков), об управлении межличностным конфликтом, о специфике ведения переговоров и заключения сделок и пр.
В процессе обучения на последних курсах методологической основой коммуникативных курсов становится «линия Ньюком-ба» - семантический канал трансляции в структуре коммуникативного пространства. Здесь формируется креативная образовательная среда, поскольку «правила игры» известны, а свое профессиональное будущее уже видится достаточно ясно. Именно здесь можно работать творчески не только для получения образования, но и для удовлетворения личных целей. Что касается условий введения коммуникативных практик, то они строятся согласно технологии Ьгат^опмгщ, формирующей навыки работы в команде, включая способность вносить вклад в решение общей задачи, умения слушать, оказывать поддерж-
Из жизни вуза
117
ку, гибкость, способность адаптироваться к ситуации и генерировать альтернативные решения и пр.
Последний этап - послевузовское обучение. Коммуникативные практики, применяемые на этом этапе, опираются на семиотическую линию моделей коммуникации. На этом уровне обучения они определены трехслойной структурой знака (семантика, синтактика и прагматика) и учитывают неизбежное влияние человеческого фактора. Данные коммуникативные практики связаны с формированием «безмятежной» образовательной среды, где формируется педагог-исследователь, который, включаясь в исследовательский процесс, меняется сам. В этих условиях он самостоятельно определяет цели своей деятельности и осознает значение своих идей. Коммуникативные курсы для аспирантов, основанные на семиотических моделях коммуникации, «работают» именно в этой образовательной среде, поскольку обучение коммуникации в послевузовском образовании связано с формированием образного и критического мышления. Педагог-исследователь учится осмыслять специфику традиционных практик общения и конструировать новые модели коммуникативного взаимодействия в современных организациях.
Многолетний преподавательский и исследовательский опыт работы в вузе показывает, что предлагаемая структура и методологические принципы организации коммуникативных практик в рамках различных учебных предметов - это реальные эффективные технологии обучения будущих педагогов практическим навыкам ведения диалога с ориентацией на партнера и выстраивания траектории своей дальнейшей профессиональной и личной жизни [3].
Использование коммуникативных практик в образовании как определенным образом работающих технологий дает возможность управлять учебным процессом как коммуникативным и смыслообразующим одновременно.
Литература
1. Лукьянова Н.А. Динамика коммуника-
тивного пространства образовательных систем // Высшее образование в России. - 2006. - №11.
2. Мелик-Гайказян И.В. Методология мо-
делирования структур элитного образования // Высшее образование в России. — 2006. - № 11.
3. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях - М., 2002.
Е. ЖУКОВА, докторант
Актуальность обращения ктеме задает. ся проблемной ситуацией, вызванной становлением нового типа технологий - высоких технологий (Hi-Tech), принципиально отличающихся значительным и достаточно быстрым социокультурным эффектом. Этот эффект объясняется действием Hi-Hume. Если Hi-Tech меняют существующую реальность, то Hi-Hume - отношение к этой реальности [1]. Hi-Hume - это высокие социогуманитарные технологии, пред-
Профессионализм в сфере Hi-Hume
назначенные для изменения человеческого сознания - как индивидуального, так и массового (политические технологии, маркетинговые технологии, бизнес-технологии и др.). Подчеркнем, что речь идет не об «очеловечивании» техники и технологий, а о технологиях, которые имеют основной целью определенные управляющие и манипулирующие воздействия. Hi-Hume способны создавать и разрушать механизмы саморегуляции социума и человека.