Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРООБРЯДЦЕВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРООБРЯДЦЕВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ИЗОЛЯЦИЯ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / СТАРООБРЯДЦЫ / КОНФЕССИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMUNICATION / ISOLATION / TRADITIONS / CULTURE / OLD PEOPLE / DENOMINATION / SOCIO-CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рябцева Васелина Александровна

В статье автор подробно рассматривает культурно-коммуникативные особенности старообрядцев в социокультурном пространстве XXI века. Благодаря длительной самоизоляции, которая была обусловлена историческими событиями, старообрядцам удалось сохранить древнерусские культурные, религиозные традиции, результатом чего явилось формирование собственного социокультурного пространства со своими специфическими правилами, укладами, законами и нормами. В XXI веке происходит историческое переосмысление многовековых межконфессиональных отношений и старообрядчество адаптируется к меняющимся реалиям: не опасаясь вторжения и запретов, оно вступает в процесс коммуникации с разными сферами общества. Такая культурно-конфессиональная коммуникация оказывает непосредственное влияние на формирование межконфессиональной толерантности в целом. Государственно-конфессиональные коммуникации в современном социокультурном пространстве играют особенно важную роль, способствуя укреплению значимости религиозных движений в духовной и культурной жизни общества. В настоящее время при поддержке Министерства культуры Российской Федерации реализуется ряд совместных проектов с Русской православной старообрядческой церковью, что свидетельствует о повышении интереса государства к духовному культурному наследию. Особо стоит отметить национальный проект «Культура», в рамках которого осуществляется совместная работа государственных учреждений по сохранению и популяризации старообрядческих артефактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE FEATURES OF OLD BELIEVERS IN SOCIOCULTURAL SPACE

In the article, the author considers in detail the cultural and communicative peculiarities of Old Believers in the sociocultural space of the 21st century. Thanks to the long self-isolation that was due to historical events, the Old Believers managed to preserve ancient Russian cultural and religious traditions, which resulted in the formation of their own sociocultural space with their specific rules, patterns, laws and norms. In the 21st century, there is a historical rethinking of centuries-old interfaith relations and old-fashioned adaptation to changing realities: without fear of invasion and prohibition, it enters into a process of communication with different spheres of society. Such cultural and religious communication has a direct impact on the formation of interfaith tolerance in general. State-confessional communications in today’s sociocultural space play a particularly important role, contributing to the strengthening of the importance of religious movements in the spiritual and cultural life of society. At present, with the support of the Ministry of Culture of the Russian Federation, a number of joint projects are being implemented with the Russian Orthodox Old Church, which testifies to the increasing interest of the State in spiritual cultural heritage. Of particular note is the National Project “Culture,” within the framework of which joint work of state institutions on preservation and popularization of old-fashioned artifacts is carried out.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРООБРЯДЦЕВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 008

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРООБРЯДЦЕВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

\Рябцева Васелина Александровна], кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: vaselina21@mail.ru

В статье автор подробно рассматривает культурно-коммуникативные особенности старообрядцев в социокультурном пространстве XXI века.

Благодаря длительной самоизоляции, которая была обусловлена историческими событиями, старообрядцам удалось сохранить древнерусские культурные, религиозные традиции, результатом чего явилось формирование собственного социокультурного пространства со своими специфическими правилами, укладами, законами и нормами.

В XXI веке происходит историческое переосмысление многовековых межконфессиональных отношений и старообрядчество адаптируется к меняющимся реалиям: не опасаясь вторжения и запретов, оно вступает в процесс коммуникации с разными сферами общества. Такая культурно-конфессиональная коммуникация оказывает непосредственное влияние на формирование межконфессиональной толерантности в целом.

Государственно-конфессиональные коммуникации в современном социокультурном пространстве играют особенно важную роль, способствуя укреплению значимости религиозных движений в духовной и культурной жизни общества.

В настоящее время при поддержке Министерства культуры Российской Федерации реализуется ряд совместных проектов с Русской православной старообрядческой церковью, что свидетельствует о повышении интереса государства к духовному культурному наследию. Особо стоит отметить национальный проект «Культура», в рамках которого осуществляется совместная работа государственных учреждений по сохранению и популяризации старообрядческих артефактов.

Ключевые слова: коммуникация, изоляция, традиции, культура, старообрядцы, конфессия, социокультурное пространство.

COMMUNICATIVE FEATURES OF OLD BELIEVERS IN SOCIOCULTURAL SPACE

\Ryabtseva Vaselina Aleksandrovna ], PhD in Culturology, Associate Professor of Department of Culturology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: vaselina21@ mail.ru

In the article, the author considers in detail the cultural and communicative peculiarities of Old Believers in the sociocultural space of the 21st century.

Thanks to the long self-isolation that was due to historical events, the Old Believers managed to preserve ancient Russian cultural and religious traditions, which resulted in the formation of their own sociocultural space with their specific rules, patterns, laws and norms.

In the 21st century, there is a historical rethinking of centuries-old interfaith relations and old-fashioned adaptation to changing realities: without fear of invasion and prohibition, it enters into a process of communication with different spheres of society. Such cultural and religious communication has a direct impact on the formation of interfaith tolerance in general.

State-confessional communications in today's sociocultural space play a particularly important role, contributing to the strengthening of the importance of religious movements in the spiritual and cultural life of society.

At present, with the support of the Ministry of Culture of the Russian Federation, a number of joint projects are being implemented with the Russian Orthodox Old Church, which testifies to the increasing interest of the State in spiritual cultural heritage. Of particular note is the National Project "Culture," within the framework of which joint work of state institutions on preservation and popularization of old-fashioned artifacts is carried out.

Keywords: communication, isolation, traditions, culture, old people, denomination, sociocultural space.

Doi: 10.31773/2078-1768-2020-52-52-56

Старообрядчество является культурно-религиозным движением, которое до наших дней сохранило свои уникальные традиции. Несмотря на то, что долгое время оно находилось в обря-дово-ритуальной самоизоляции, ему удавалось незримо воздействовать на культуру и идеологию общества. Художественное наследие староверов сегодня является одним из способов передачи культурных ценностей.

Картина мира старообрядцев имеет свои повседневные и уникальные формы жизни: обрядовые, бытовые, конфессиональные и т. д. Основой старообрядческой религиозно-мировоззренческой картины выступает эсхатологизм и связанная с ним идея изоляционизма. По своей сущности мировоззрение старообрядцев является христианским и православным, потому оно не антагонистично традиционному. При этом на протяжении более трехсот лет у старообрядцев формировалось собственное социокультурное пространство, в котором сложились свои специфические правила, уклад, законы и нормы.

Из-за исторических событий, связанных с расколом церкви в XVII веке, старообрядцы оказались в религиозной, культурно-бытовой и об-рядово-ритуальной изоляции, сохранив при этом древнерусские традиции. В аспекте проблематики данной статьи для нас является важным понимание того, что традиция, как информационный процесс, как передача, перенос сообщений в пространственно-временном континууме, разворачивается в общественной жизнедеятельности как коммуникация.

Социальная жизнь человека напрямую связана с коммуникативным поведением: стать полноправным членом общества без общения с другими людьми практически невозможно, к тому же отсутствие коммуникации ведет к духовному опустошению. «Коммуникативное поведение че-

ловека - сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы чертами, определяемыми особенностями национальной общности» [4, с. 4].

Жизнь в обществе обусловлена постоянным обменом информацией, энергией, практическим взаимодействием. Окидывая взглядом XVII век с его преследованиями и репрессиями царского правительства в отношении старообрядцев и век XXI, мы видим, что ситуация постепенно менялась. Влияние государства на религиозную составляющую ослабевало, в итоге в настоящее время сформировался ряд тенденций, которые отмечаются в сфере политики, культуры и религии. Митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корни-лий пишет, что «сейчас у нас идет процесс исторического осмысления того, что произошло. Если раньше, во все времена, в этот процесс вмешивалось государство, то сейчас уже относительная свобода, и постепенно начинается процесс исторического осмысления и диалога» [8].

В процессе меняющегося социокультурного пространства различные религиозные объединения, этноконфессиональные группы адаптируются к нему, и старообрядчество не является исключением. На некоторых примерах мы можем проследить тенденции развития в коммуникативном поведении старообрядцев.

Начнём с 1805 года: на Поморском Соборе были приняты определенные ограничения: «свадеб не смотрети, в церкви еретические не ходити, и входов соборных с образами не смотрети, и пения их не слушати, христианских икон внешним отнюдь не менять, ко внешним на погребение не ходити, со внешними ни в любви, ни в друж-

бе, ни в питии, ни в едении сообщения не иметь, и в гости в домы их для таких качеств не ходить...» [1, с. 455]. Тем же Поморским Собором в 1810 году было принято, что «мешающихся с мирскими в ядении и питии и в банях, моющихся с неверными из одних сосудов, таковых наказывать и отлучать.» [1, с. 455].

В нашем XXI веке усиливается межконфессиональная толерантность, а культурно-конфессиональная коммуникация приобретает важное историческое значение. Примером «взаимодействия старообрядцев с официально-православными стали конфессионально-смешанные браки. Старообрядцы всегда стремились к сохранению конфессиональной эндогамии. Главное условие вступления в брак - принадлежность одной вере, православию старого образца, - было незыблемо для традиционных общин» [2, с. 392]. Стали нередким явлением браки с представителями другой конфессиональной группы, а в связи с ухудшением демографической ситуации в среде старообрядцев процент конфессионально-смешанных брачных союзов значительно вырос.

С течением времени в среде старообрядцев стало формироваться мнение, что, если есть необходимость, в «никонианские» церкви можно заходить, но молиться в этих храмах нежелательно. Теперь и официально-православным не запрещено заходить в старообрядческий храм, но при этом следует соблюдать обязательные требования старообрядцев: не совершать ритуальные поклоны, только стоять и слушать, обязательными являются платок и длинное платье для женщин.

Наряду с культурными коммуникациями, немаловажное место занимают государственно-конфессиональные коммуникации, особенно значимые для старообрядческого движения. Существенными задачами государственной политики в сфере взаимодействия с религиозными объединениями и группами являются стабильность, консолидация и духовное возрождение российского общества. «Государство не отождествляет себя с той или иной религией, но востребует их позитивный социально-нравственный потенциал, имеющийся в практически любом, исторически и культурно укорененном религиозном мировоззрении. Не отождествляя себя с определенной религиозной идеологией, государство, прежде всего, стремится согласовать интересы верующих

и неверующих граждан, различных религиозных объединений, этноконфессиональных групп, обеспечить реальное взаимопонимание между различными мировоззренческими и религиозными группами, активно сотрудничая со средствами массовой информации» [6].

Следует отметить, что сегодня в России и за рубежом насчитывается около двухсот старообрядческих храмов, а всего в мире проживают более двух миллионов старообрядцев.

Одним из значимых событий в 2020 году является празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, деятеля и лидера старообрядчества, который в 1650-е годы выступил против церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. За свои взгляды и религиозную деятельность Аввакум более двадцати лет провел в тюрьмах, ссылках и был сожжен живьем. 26 февраля 2020 года состоялось заседание оргкомитета в Министерстве культуры Российской Федерации, в котором приняли участие министр культуры Российской Федерации О. Б. Любимова, замминистра культуры О. С. Ярилова, представители аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти, Митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилий, а также председатель культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума М. Б. Пашинин, координатор рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества М. О. Шахов и общественные деятели [5].

На заседании утвердили план мероприятий празднования юбилейной даты, в котором одним из основных направлений является реставрация церковных зданий. Также в различных регионах страны запланировано проведение конференций, чтений, выставок и других мероприятий, например, Литературное собрание в Московском доме музыки и Вечер духовных песнопений в Боровске. Особо отметим в этом ряду Международный старообрядческий форум, который пройдет в октябре 2020 года в Доме Пашкова. Форум соберет глав и представителей старообрядческих церквей России и зарубежья, представителей органов власти, деятелей науки и культуры.

В рамках национального проекта «Культура» Российская государственная библиотека ведет

масштабную работу по оцифровке старообрядческих рукописей для включения в Национальную электронную библиотеку. Кроме того, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации полным ходом идет работа над созданием неигрового фильма «Наследие Аввакума», принято предложение о присвоении названий улицам или скверам в честь протопопа Аввакума, боярыни Морозовой и в целом старообрядчества в крупных российских городах. Перечень таких объектов планируют сформировать до конца 2020 года.

Значимо, что старообрядцы и сами «активно принимают участие в общественной и культурной жизни региона, сотрудничают с администрациями разных городов, общественными организациями, а также организуют выставки, посвященные истории и жизни старообрядчества, участвуют в научно-практических конференциях,

знакомят жителей городов с древним православным песнопением» [7, с. 173].

Сохранение традиций культурно-религиозных меньшинств в конкретно-исторических условиях значительной изоляции и давления со стороны доминирующей культуры общества является, несомненно, важным процессом. Вместе с тем проявленная старообрядцами уникальная адаптивная способность при одновременном сохранении в целом своего культурного наследия приобретает особое значение в аспекте проблемы выживания самобытных культур в глобализирующемся культурном пространстве современности.

Таким образом, коммуникативные особенности старообрядцев в социокультурном пространстве претерпели важные изменения, что позволило им плотно укорениться в культурном сегменте и занять значимое место в духовной жизни современного общества и государства.

Литература

1. Духовная литература староверов Востока России XVIII-XX веков / отв. ред. Н. Н. Покровский. - Новосибирск, 2011. - С. 455.

2. Климова С. М., Хирьянова Л. В. Старообрядчество: изоляция и диалог культур // Вестн. ТГУ - 2008. -№ 11 (67). - С. 389-394.

3. Мадюкова С. А., Попков Ю. В. Феномен социокультурного неотрадиционализма. - СПб.: Алетейя, 2011. -132 с.

4. Никонова Т. Н., Толстых Л. И., Куликова Н. А. Коммуникативная культура старообрядцев Горного Алтая. -Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. - 104 с.

5. Основные мероприятия празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума обсудили в Минкультуры России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mkrf.ru/press/news/osnovnye_ meropriyatiya_prazdnovaniya_400_letiya_so_dnya_rozhdeniya_protopopa_avvakuma_obsudili_v_min (дата обращения: 02.04.2020).

6. Романова Е. В. Государственно-конфессиональные коммуникации: к постановке проблемы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.my-luni.ru/joumal/clauses/45/ (дата обращения: 02.04.2020).

7. Рябцева В. А. Современное состояние музыкальной культуры старообрядцев Западной Сибири // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2019. - № 45/2. - С. 170-174.

8. Старообрядческий Митрополит Корнилий свидетельствует об улучшении отношений с Русской православной церковью [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/306631.html (дата обращения: 02.04.2020).

References

1. Dukhovnaya literatura staroverov Vostoka Rossii XVIII-XX vekov [The spiritual literature of the Old Believers of the East of Russia of theXVIII-XXcenturies]. Ed by N.N. Pokrovskiy. Novosibirsk, 2011, p. 455. (In Russ.).

2. Klimova S.M., Khiryanova L.V. Staroobryadchestvo: izolyatsiya i dialog kul'tur [Old Believers: isolation and dialogue of cultures]. Vestnik TGU[Bulletin of TSU], 2008, no. 11 (67), pp. 389-394. (In Russ.).

3. Madyukova S.A., Popkov Yu.V. Fenomen sotsiokul'turnogo neotraditsionalizma [The phenomenon of sociocultural neotraditionalism]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2011. 132 p. (In Russ.).

4. Nikonova T.N., Tolstykh L.I., Kulikova N.A. Kommunikativnaya kul'tura staroobryadtsev Gornogo Altaya [Communicative culture of the Old Believers of the Altai Mountains]. Gorno-Altaysk, RIO GAGU Publ., 2014. 104 p. (In Russ.).

5. Osnovnye meropriyatiya prazdnovaniya 400-letiya so dnya rozhdeniya protopopa Avvakuma obsudili v Minkul'tury Rossii [The main events of the celebration of the 400th anniversary of the birth of Protopope Avvakum

were discussed in the Ministry of Culture of Russia]. (In Russ.). Available at: https://www.mkrf.ru/press/news/ osnovnye_meropriyatiya_prazdnovaniya_400_letiya_so_dnya_rozhdeniya_protopopa_avvakuma_obsudili_v_min (accessed 02.04.2020).

6. Romanova E.V. Gosudarstvenno-konfessional'nye kommunikatsii: k postanovke problemy [State-confessional communications: to the formulation of the problem]. (In Russ.). Available at: http://www.my-luni.ru/journal/ clauses/45 (accesed 02.04.2020).

7. Ryabtseva V.A. Sovremennoe sostoyanie muzyikal'noy kul'tury staroobryadtsev Zapadnoy Sibiri [The current state of the musical culture of the Old Believers of Western Siberia]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 45/2, pp. 170-174. (In Russ.).

8. Staroobryadcheskiy Mitropolit Korniliy svidetel 'stvuet ob uluchshenii otnosheniy s Russkoy pravoslavnoy tserkov'yu [Old Believer Metropolitan Cornelius testifies to the improvement of relations with the Russian Orthodox Church]. (In Russ.). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/306631.html (accesed 02.04.2020).

УДК 008

ИНТЕГРАЦИОННО-ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ПОСТАНОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

Астафьева Татьяна Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, доцент кафедры режиссуры музыкального театра, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: tastafieva7@rambler.ru

Кудашов Валерий Фазильевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Санкт- Петербургский государственный институт культуры, лауреат национальной премии «Театр Масс» (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: kudashoff@ mail.ru

В статье проанализирован процесс динамичного развития постановочного искусства в сфере меди-атехнологий. Медиа, в том числе и Интернет, как инструмент информационной коммуникации, воздействуют на процессы формообразования современных постановочных решений. Инновационная интеграционно-дистанционная форма постановки современного театрализованного представления связана с новым, многомерным восприятием действительности современным зрителем. Создание новой формы постановки с использованием сетевой электронной коммуникативной среды позволяет активизировать зрителя - участника инновационной театрализации (на примере Молодежного праздника «Алые паруса Крыма»).

Усиление роли телевидения позволяет осуществить дальнейший переход к более глобальному и «надсоциальному» характеру содержания представлений. Технологии виртуальности используются современными режиссерами и сценографами в драматических и музыкальных спектаклях, театрализованных представлениях и праздниках, телевизионных проектах, культурно-досуговых мероприятиях, образовательных формах постановок, в пространстве музейных экспозиций, в симулятивных обучающих и спортивных играх, формируя нематериальную сценографическую структуру постановки. В ситуации глобальной международной изоляции множества стран в связи с эпидемиологической обстановкой 2020 года именно виртуализация и ставка на нематериальное, но при этом интегративное решение - это ключ к новому революционному этапу развития зрелищных форм, процессов их подготовки и реализации.

Ключевые слова: инновационное проектирование, режиссура театрализованного представления и праздника, современное искусство, современный постановочный процесс, Алые паруса Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.