Научная статья на тему 'Коммуникативное пространство современного искусства'

Коммуникативное пространство современного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
333
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / современное искусство / коммуникативное пространство / перформанс / арт-рынок / комунікація / сучасне мистецтво / комунікативний простір / перформанс / арт-ринок

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коноплева А. А.

Статья посвящена изучению специфики коммуникативного пространства современного искусства, проанализированы его сущность и основные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Комунікативний простір сучасного мистецтва

Стаття присвячена вивченню специфіки комунікативного простору сучасного мистецтва, проаналізовано його сутність та основні характеристики.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное пространство современного искусства»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 26 (65). 2013. № 4. С. 233-238.

УДК: 130.2:304

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Коноплева А. А.

Статья посвящена изучению специфики коммуникативного пространства современного искусства, проанализированы его сущность и основные характеристики.

Ключевые слова: коммуникация, современное искусство, коммуникативное пространство, перформанс, арт-рынок.

XXI век традиционно и вполне заслуженно называют веком инновационных технологий. Несмотря на то, что человек уже относительно давно впервые познал космос, открыл для себя Интернет и еще в прошлом веке изобрел первого робота, современная наука постепенно приучает человечество к комфортному и неотягощенному бытовыми проблемами существованию. Постоянно находясь в состоянии сжатой пружины, наукой регулярно «вбрасываются» в общество все новые гаджеты, технологии идут впереди общественных потребностей, предлагая и вместе с тем внушая человеку шорт-лист необходимых вещей. Большая доля изобретений направлена на упрощение процесса коммуникации, который по-прежнему имеет важное социальное значение, доказывая неоспоримый факт необходимости человеческого общения, как для развития личности, так и сохранения и передачи культуры. Однако культура сама по себе является уникальным способом трансляции социального опыта в разнообразных разрезах и проекциях.

С эволюцией человечества культура порождает все новые средства коммуникации, при этом ликвидируя устаревшие и менее совершенные, подтверждением этому стало недавнее закрытие телеграфа в Индии, проработавшего 163 года, что можно считать символом начала новой коммуникативной эпохи.

Мировое культурное многообразие привело к тому, что общество перманентно находится в поисках универсального средства коммуникации. Одной из наиболее громких попыток стало изобретение еще в Х1Х веке универсального языка эсперанто. Внедрение эсперанто должно было вывести коммуникацию на новый уровень, свободный от культурных отличий. Тем не менее, эта акция обвенчалась неудачей. Другая попытка - открытие границ и свобода миграции повлекла за собой обострение межкультурной неприязни и развитие терроризма (например, теракт в Норвегии). Однако универсальный способ коммуникации был уже придуман, причем задолго до описанных событий. Именно искусство, невзирая на его

разнообразие стилей и средств выражения и многогранность форм, способно заставить представителей различных культур понимать друг друга, говоря при этом на разных языках. Это подчеркивает необходимость и актуальность изучения темы коммуникативного пространства искусства.

Таким образом, целью данного исследования является изучение современного искусства как уникального метода установления коммуникации на разных уровнях.

В связи с намеченной целью, особое внимание следует уделить решению следующих задач: рассмотреть особенности коммуникации в современном обществе; изучить специфику актуального искусства; дать определение коммуникативному пространству искусства, рассмотреть его сущность; проанализировать искусство как способ установления коммуникации.

Объектом данного исследования является современное искусство, а предметом - коммуникативные аспекты актуального искусства.

Анализу коммуникации посвятили свои работы такие исследователи, как Р. Билз, Б.Ломов, Дж. Мид, Д. Мацумото, которые рассматривают преимущественно психологические аспекты коммуникации. С культурологической позиции коммуникацию подвергают анализу Д. Берестовская [1], А. Садохин, Ю. Лотман [2]. Философский контекст коммуникации разрабатывают М. Хайдеггер, К. Ясперс [3] и др. Основателем одной из наиболее значимых теорий коммуникации является Г. Почепцов [4]. В своем исследовании мы попытались объединить психологический, культурологический и философский смыслы коммуникации и продемонстрировать их применимость к искусству.

Традиционно термин коммуникация отождествляется, прежде всего, с установлением связи между двумя или несколькими объектами, создавая общее пространство, объединяя людей в процессе их жизнедеятельности посредствам разнообразных знаковых систем. Априори коммуникация, в отличие от взаимодействия, не подразумевает глубокое проникновения в идеи оппонента и глобальные трансформации, а лишь настаивает на обмене информацией, настроениями, чувствами, установками (некоторые исследователи рассматривают коммуникацию в контексте сигнальных способов связи у животных [5, с.285]). Но скорее, коммуникацию можно назвать «взаимовлиянием», которое подкрепляется другими сторонами общения - процессом познания оппонента (перцепцией) и организацией взаимодействия (интеракцией) [6].

Вместе с тем, современное понимание коммуникации придало ей новый оттенок. К привычным вербальному и невербальному видам коммуникации можно добавить иную градацию, предполагающую выделение реального и виртуального общения. Если реальное общение подразумевает установление непосредственного контакта с оппонентом и для человека в принципе является традиционным и естественным, поскольку его основным принципам и навыкам он обучается сразу с рождения, то виртуальное осуществляется с помощью сети Интернет, средств мобильной связи и прочих вспомогательных устройств и его скорее можно считать искусственным. Важной отличительной чертой реального и виртуального общения является психологическая усложненность первого и относительная простота второго.

К. Ясперс, внесший весомый вклад в развитие понимания коммуникации, выделил в ней четыре уровня. Интересно то, что наивысший - экзистенциальный -

раскрывает свободную личность, в которой проявляется индивидуальность человека, неотягощенная социальными ролями. Данный тип коммуникации осуществляется на духовном уровне. Однако в современных условиях такая коммуникация в чистом виде вряд ли возможна. Это связано с тем, что установление контактов, как и другие процессы в обществе, находится в прямой и сильной зависимости от многих внешних факторов. Заключение человека как представителя той или иной культуры, социального статуса и прочих факторов, в рамки стандартов часто подразумевает побуждение к установлению коммуникации по определенной схеме, а значит, исключает раскованность, непринужденность и становится причиной «бездушности» в общении.

Однако сегодня возникает и пользуется популярностью другой тип коммуникации, который осуществляется независимо от социальных ролей, географических границ, проникающий во все культуры и понятный носителям всех языков. Это коммуникация посредствам актуального искусства.

Уже в природе искусства заложена одна из основных функций - передача информации в синхроническом и диахроническом разрезах. Однако в отличие от искусства прошлых эпох и периодов, современное искусство не просто ориентировано на массовую аудиторию и общедоступно, но и обладает целым рядом свойств, направленных на установление коммуникации на разных уровнях, создавая при этом вокруг себя цельное коммуникативное пространство.

По своей природе коммуникативное пространство подразумевает организацию системы поливариантных и многогранных связей и систем, обеспечивающих трансляцию информации. По версии Д. Берестовской, коммуникация посредствам культуры осуществляется по схеме: автор-сообщение-адресат. Подобная схема используется исследовательницей применительно к языковой коммуникации [1]. В контексте же искусства, в частности современного, эта схема подвергается некоторым изменениям.

Схема коммуникации современного искусства освобождается от пассивного начала в адресате. Поэтому определение субъекта и объекта приобретает некоторую сложность. Еще эстетика постмодернизма настаивала на мысли свободы интерпретаций и уменьшения значимости создателя искусства. Автор (художник в широком смысле слова) зачастую выполняет присваивающую функцию, оказываясь лишь апроприатором идеи. Что же касается стороны, воспринимающей информацию, то она также отчасти становится автором, принимая активное участие либо в создании объекта, либо переосмысливая готовую композицию. Адресатами в этой схеме может выступать как отдельно взятая личность, так и группа людей. Учитывая направленность современного искусства на решение и представление актуальных проблем, сегодня все чаще адресатами становятся как раз яркие общественные деятели и представители политической элиты. К примеру, на выставке "China China", недавно проходившей в городе Киеве, представлены работы китайских художников, деятельность которых категорически не принимается политическими структурами родного государства. Их направленность в разрез с идеологией государства и острая концентрация внимания на многих глобальных проблемах привели к преимущественно политической направленности работ.

Однако говоря о свободе автора в выбираемых сюжетах, средствах воплощения зрителю внушается лишь иллюзия свободы. Ярким примером этому являются созданные современной культурой социальные сети. По уже сложившейся традиции в социальных сетях - символе массовой культуры - происходит открытое ограничение свободы, предполагая один единственный вариант отношения к представленным событиям, суждениям, произведениям - «мне нравится» ("like"), и отменить свое решение можно только после принятия и разделения предложенного мнения, но категорически не согласиться с механической точки зрения невозможно.

Вторым аспектом коммуникативного пространства является его плотность. Интенсивность контактов достигается за счет, прежде всего, превосходства количества над качеством. Все свойства современного искусства можно объединить в соответствии с его внутренней наполненностью и внешними проявлениями. С созданием мощного арт-рынка современное искусство приобрело ярко выраженные внешние характеристики товара, который должен, прежде всего, хорошо продаваться, быть доступным всем, создавая глобальную коммуникацию. Таким образом, исключается возможность элитарности искусства, развивается растиражированность, которая приближает всех к искусству, тем самым снимая ответственность за качество и неповторимость произведений.

Своеобразным толчком к коммуникации в условиях современного арт-рынка является реклама и применение технологий паблик рилейшнз, что позволяет максимально быстро и эффективно, но не всегда надолго привлечь внимание общественности. На важность качественных рекламных кампаний и эпатажный имидж художника обратили внимание еще в начале ХХ века, когда в мире искусства появилась персона Сальвадора Дали. С подачи Дали искусство стало общей темой для разговоров, независимо от степени образованности в данном вопросе, становилось предметом споров и дискуссий. Эту традицию позже поддержали и развили Джексон Поллок, Энди Уорхол и др., выводя искусство на уровень языка, использующего многоуровневые символы, на первый взгляд понятные широкому кругу, но, в то же время, требующие контекстного пояснения.

С увеличением скорости обмена сообщениями возникает проблема поверхностного, схематичного общения, наполненного ошибками и конфликтами. Провозглашенные в период глобализации лозунги о беспрепятственном доступе к информации, предполагают свободу интерпретации сообщений. А это не только позволяет сформулировать собственное мнение, но и влечет за собой череду искажений реальных фактов. Современное искусство предполагает широкое использование символов, отличающихся многоуровневостью и непонятностью для широкого круга обывателей, что создает, с одной стороны, препятствие для общения, часто внося в коммуникацию ошибочность, и связанное с этим отрицание ее основных идей, но с другой - стимулирует зрителя к изучению предложенных символов.

Третьей стороной коммуникации является ее протяженность. Попытка современных авторов создать новые образы и символы редко оканчивается успехом, а созданные семиотические системы редко входят в традиционный язык искусства. Поэтому зачастую используются уже привычные семиотические системы, но в иной интерпретации. Это позволяет вовлечь в коммуникацию максимальное количество участников, сделать ее по-настоящему глобальной.

В таких условиях современное искусство использует собственные методы предотвращения конфликтных ситуаций. Неотъемлемой составляющей современной инсталляции является пояснение к ней, которое может приобретать как уже традиционную форму пояснений экскурсоводов, так и перформативные элементы. Современное искусство в процессе установления коммуникации не пытается стимулировать зрителя к внутреннему развитию, чтобы постичь сущность шедевра, а вовлекает его в дискуссию. При чем, вовлечение в дискуссию происходит всевозможными методами. С этой позиции закономерным является использование перформанса и хеппенинга. Как правило, эти два явления, возникшие еще в ХХ веке, но активно используемые до сегодня, являются лишь вспомогательными средствами организации коммуникативного пространства.

Аналитик перформативного искусства В. Савчук появление данных методов в искусстве связывает с потребностью художников в создании «трехмерного» творчества. Важным этапом в этом процессе было проведение экспериментов «по снятию границ между сценой и зрителями, сценой и залом, буфетом, стройплощадкой или цехом завода» [7, с.148], то есть обеспечение их беспрепятственной коммуникации.

Таким образом, коммуникативная природа перформанса, как и других видов актуального искусства основывается на воздействии искусства на психику зрителя, применяя при этом разнообразные раздражители: звуки, фразы, действия. Открытость и непринужденность действий создает иллюзию свободы коммуникации со зрителем, что позволяет всем присутствующим стать не просто пассивными адресатами, а занять активную позицию источника информации, автора, что обеспечивает абсолютно точную коммуникацию без искажения смыслов.

Одна из основных задач коммуникации - это адекватность и точность восприятия передаваемой информации. Специфика коммуникативного пространства современного искусства заключается в нарушении этого закона. Образцы актуального искусства демонстрируют важность скорее самого процесса коммуникации, нежели его результата.

Рассмотрение основ современного искусства привело к выявлению многоранности и поливариантности его коммуникативной природы. Изучение коммуникативного пространства искусства вызвало необходимость проведения анализа сущности компонентов, обеспечивающих его состоятельность. Специфика современного искусства нашла отражение в особенностях построения субъектно-объектных отношений, организации плотности и протяженности коммуникативного пространства, напрямую связанных с характеристиками актуального искусства.

Список литературы

1. Берестовская Д.С. Культурология. Учебное пособие / Д.С.Берестовская. - ймферополь: Бiзнес-Информ, 2005. - 392 с.

2. Лотман Ю.М. К построению теорий взаимодействия культур (семиотический аспект) / Ю.М. Лотман // Избранные статьи. - Таллинн, 1992. - Т1. - 704 с.

3. Ясперс К. Общая психопатология / К. Ясперс- М. : Практика, 1997. - 1056 с.

4. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов- М. : «Рефл Бук», 2001. - 656 с.

5. Большой энциклопедический словарь / [сост. И. Лапина и др.] - М. : АСТ, 2002. - 1248 с.

6. Лапшин А.Г. Международное сотрудничество в области гуманитарного образования: перспектива кросс-культурной грамотности / А.Г. Лапшин // Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии. Сб.статей - СПб. : Владимир, 1999. -С.45 - 50.

7. Савчук В. О перформансе и театре / В. Савчук // Режим актуальности. - СПб. : СПбГУ, 2004. - С. 147-153.

Конопльова Г.О. Комунжативний проспр сучасного мистецтва // Вчет записки Тавршського национального ушверситету ш. В. I. Вернадського. Серiя: Фшософш. Культуролопя. Полгголопя. Сощолопя. - 2013. - Т. 26 (65). - № 4. - С. 233-238.

Стаття присвячена вивченню специфжи комунжативного простору сучасного мистецтва, проаналiзовано його сутшсть та основш характеристики.

Kto40bî слова: комушкащя, сучасне мистецтво, комунiкативний проспр, перформанс, арт-ринок.

Konoplyova A. Communicative space of contemporary art // Scientific Notes of Taurida National VI. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2013.- Vol. 26 (65). - № 4. - P. 233-238.

This article deals with studying the specifics of communicative space of contemporary art, it analyzes the nature and main characteristics. A separate analysis devoted to the contemporary art-industry, describes the features of contemporary art and the embodiment of the communication process.

In was found out in the study that the communicative space of art consists of three components: the subject-object communication, density and length. With the development of modern art the object changes considerably, giving it the active component. The high density is achieved through the use of PR-technologies, organizations of art industry. In turn, the length is formed due to the performative nature of art and the use of existing, familiar characters.

Key words: communication, modern art, communication space, performance, art-industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.