Научная статья на тему 'Коммуникативно-речевая компетенции основа профессиональной культуры учителя'

Коммуникативно-речевая компетенции основа профессиональной культуры учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1261
105
Поделиться
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / SPEECH-COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL CULTURE / PRIMARY SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Валентина Викторовна

В статье предпринята попытка обосновать использование термина коммуникативно-речевая компетенция учителя, которая складывается из языковой, речевой, коммуникативной и прагматической составляющих

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Speech-communicative competence as the basis of school teacher's professional culture

In this article an attempt is made to substitute the concept of 'teacher's speech-communicative competence', which includes several components: language competence, speech competence, communicative competence and pragmatic competence

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-речевая компетенции основа профессиональной культуры учителя»

В. В. Кузнецова

(Ульяновск)

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ -ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

В статье предпринята попытка обосновать использование термина «коммуникативно-речевая компетенция учителя», которая складывается из языковой, речевой, коммуникативной и прагматической составляющих

Стремительное развитие общества делает насущной необходимостью подготовку специалистов, которые могут быть востребованы в новых политических и социально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения и воспитания, определение содержания педагогического процесса, выбор соответствующих методов и средств.

Современные достижения психолого-педаго-гических наук, новаторская практика, изменившийся социальный заказ привели к появлению новых тенденций в области образования - как в организации самого педагогического процесса, так и в требованиях к его результату. Изменение социального заказа в области образования продиктовано ростом межкультурных контактов и социальных связей. Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативным качествам человека, позволяющим ему быть конкурентоспособным в новых условиях на рынке труда и в социуме [2, с.339]. Наряду с умением ориентироваться в информационном пространстве, заниматься самообразованием, восполняя недостающие знания, современный человек должен обладать навыками самопрезентации, мобильностью, умением решать нестандартные коммуникативные задачи. Поэтому насущной потребностью современного образования становится слияние в одном субъекте черт «homo sapiens», «homo eloquens» и «homo ludens» (симбиоз «человека думающего», «человека говорящего» и «человека играющего»).

Этот факт акцентирует задачу формирования и становления коммуникативной компетентности каждого участника образовательного процесса, что предполагает необходимость качественных изменений в системе высшего образования, особенно в учебных заведениях гуманитарной направленности.

Коммуникативная компетентность - это категория оценочная, характеризующая человека как субъекта определенного социума в систе-

ме общественного труда. Она предполагает глубокое понимание сути коммуникативных задач, знание содержания темы общения, наличие опыта, имеющегося в данной области, активное его использование, умение выбирать коммуникативно-речевые средства и способы, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, чувство ответственности за достигнутые результаты; способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения коммуникативных целей.

Поскольку коммуникация как общественное явление является специфической формой взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой, межкультурной деятельности, то средством коммуникации можно считать разные ее формы: вербальные (от увгЪаИБ - устный) и невербальные, в том числе и сурдоязык (от БигйиБ - глухой), язык жестов немых людей. Определяющими для коммуникативной личности учителя являются характеристики, которые составляют три основных параметра: мотивационный (потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию как стимул педагогической деятельности); когнитивный (знание способов и средств осуществления коммуникативной деятельности) и функциональный (практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации различных функций коммуникации в процессе педагогического общения). Таким образом, коммуникативная компетентность современного учителя характеризуется интегрированным сочетанием знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной педагогической сфере; способностью действовать эффективно в широком формате коммуникативных контекстов с высокой степенью саморегулирования, рефлексии, самооценки; быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды [3]. Включая в сферу коммуникативной компетентности учителя

начальных классов функциональный параметр, следует включить в нее и речевую компетентность, предполагающую деятельностный,

прагматический характер коммуникации - построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами педагогического этикета, умение варьировать коммуникативные средства в связи с изменением ситуативных условий общения. Таким образом, практическое владение языковыми и речевыми нормами - регулятивными кодами, обеспечивающими адекватное восприятие и реализацию смысловой и оценочной информации и воздействие на партнера в соответствии с коммуникативной установкой

- является важным критерием коммуникативно-речевой компетенции учителя начальных классов.

«Осуществляя языковой выбор, каждый человек руководствуется определенными правилами, которым его обучили... Основное правило выбора заключается в различении «правильного» и «неправильного» [4, с.182]. Это означает, что коммуникативно-речевая компетентность педагога призвана быть регулятором общения. Способом регулирования общения являются культурные традиции, обычаи, ритуалы, этические и коммуникативно-речевые нормы профессиональной деятельности учителя.

Психологическим условием коммуникативно-речевой компетенции является в первую очередь осознание учителем необходимости повышения своей общей и языковой культуры и тщательной организации коммуникативных условий как основы развития, воспитания и обучения подрастающего поколения. Динамика развития коммуникативно-речевой компетентности учителя определяется сменой репродуктивного выполнения действий и операций творчеством, гармонизацией и усложнением мотивационных, когнитивных, деятельностных компонентов педагогической деятельности. В связи с возросшей значимостью коммуникативно-речевой компетенции (компетенция -круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом в этой области) будущего учителя в системе высшего образования наблюдается тенденция к усилению традиционного дидактического принципа индивидуального подхода. Коммуникативноречевая компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов организации коммуникативной деятельности), необходимых для качественного и эффективного общения. Коммуникативно-речевая компетентность - личностное качество учителя начальных классов, владение,

обладание коммуникативно-речевой компетенцией, включающей личностное отношение к ней и предмету коммуникативной деятельности [5]. Коммуникативно-речевая компетенция предполагает, что студент - будущий учитель начальных классов - не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Особенностью этого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъект-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного. Личностный (личностно-ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. Такое обучение как бы преломляется через личность обучающегося (его цели, мотивы, ценностные ориентации, стремления, возможности). Деятельностный компонент этого подхода предполагает, что образование реализует функцию развития личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности, способствует овладению общечеловеческой культурой. Таким образом, кроме общих характеристик деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), при планировании учебной деятельности необходимо учитывать ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат). «Выделение каждого из рассмотренных компонентов личностно-деятельностного подхода условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятельность определяет развитие ее как субъекта» [2, с.341].

Не вызывает сомнения тот факт, что учитель начальных классов должен обладать общей культурой - духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов, семейных, социальных, общественных явлений и традиций, коммуникативно-речевой компетенцией, способами организации рабочего и свободного времени, осознавать роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир и т.п. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подчеркивается, что у специалиста должна быть развита способность реального обще-

72

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

ния с носителями языка и с аутентичными источниками информации, а также коммуникативная способность на изучаемом языке, ядро которой и составляет коммуникативно-речевая компетенция, а умение пользоваться языком в различных ситуациях речевого общения будет называться коммуникативно-речевой компетентностью. Коммуникативно-речевая компетентность определяется как «совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения» [3].

В связи с тем, что подготовка языковой личности младшего школьника осуществляется в условиях развивающего образования, повышаются требования к подготовке коммуникативно-речевой компетентности учителя начальных классов, что предполагает включение студента в активную коммуникацию в процессе учебной, методической, научно-творческой работы, общественно-полезной деятельности (волонтерская работа в домах малютки, детских домах, хосписах и т.д.)

Студенты педагогического факультета имеют возможность участвовать в творческом процессе создания самостоятельных планов, схем, модулей, образующих речевые модели языковой системы, в соответствии с коммуникативной задачей. Все виды деятельности студента взаимосвязаны и взаимообусловлены, то есть составляют целостную систему обучения и развития языковой личности. Так, учебные занятия по риторике на 4 курсе рассчитаны на базовую подготовку по русскому языку (от фонетики до синтаксиса сложного предложения), теории литературы, методике обучения литературному чтению, выразительному чтению; поэтому главной целью этих занятий является моделирование различных речевых ситуаций и со-

бытий, в которых в полной мере может быть использован лингвистический потенциал. Это еще раз доказывает правомочность использования термина коммуникативно-речевая компетенция учителя начальных классов, в числе составляющих элементов которой можно выделить «языковую компетентность, предметную компетентность, лингвистическую компетентность и прагматическую компетентность» [4, с.80-81].

Таким образом, в настоящее время повышаются этические и эстетические требования к современному учителю, так как языковая и коммуникативно-речевая культура - важные составляющие профессиональных умений педагога, подразумевающие способность эффективно и целесообразно выстраивать речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения. Государственный и социальный заказ в области профессионального педагогического образования продиктован ростом меж-культурных контактов и социальных связей: современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативным качествам человека, позволяющим ему быть конкурентоспособным в новых политических и социально-экономических условиях - и на рынке труда, и в социуме. В сферу коммуникативной компетентности учителя начальных классов включается функциональный параметр, то есть речевая компетентность, предполагающая деятельностный характер коммуникации - построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами педагогического этикета, умение варьировать коммуникативные средства в связи с изменением ситуативных условий общения. Коммуникативно-речевая компетенция является важной составляющей частью общей культуры педагога.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Книга-сервис, 2005. - 48 с.

2. Марцинковская Т. Д., Григорович Л. А. Психология и педагогика.

- М.: Проспект, 2009. - 464 с.

3. Байденко В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Материалы к методологическому семинару. - М., 2004.

4. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания : учеб. пособие для студентов филол. специальностей педагогич. ин-тов. Изд. 2-е, перераб. - М.: Просвещение, 1975.- 271 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.